Статья 'Политико-правовые основы культурных взаимодействий северных народов Российской Федерации: история и современность' - журнал 'Социодинамика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Социодинамика
Правильная ссылка на статью:

Политико-правовые основы культурных взаимодействий северных народов Российской Федерации: история и современность

Кичеева Карина Аркадьевна

студент кафедры культурологии, Сибирский федеральный университет

660041, Россия, Красноярский Край область, г. Красноярск, ул. Проспект Свободный, 79, оф. 452

Kicheeva Karina Arkad'evna

post-graduate student of the Department of Cultural Studies at Siberian Federal University

660041, Russia, Krasnoyarsk Krai, Krasnoyarsk, str. Svobodny Prospect, 79, of. 452

k-reznikova@inbox.ru
Старко Екатерина Александровна

студент кафедры культурологии, Сибирский федеральный университет

660041, Россия, Красноярский Край область, г. Красноярск, ул. Проспект Свободный, 79

Starko Ekaterina Aleksandrovna

student of the Department of Cultural Studies at Siberian Federal University

660041, Russia, Krasnoyarsk Krai, Krasnoyarsk, str. Svobodny Prospect, 79

k-reznikova@inbox.ru
Резникова Ксения Вячеславовна

кандидат философских наук

доцент, кафедра культурологии, Сибирский федеральный университет

660049, Россия, г. Красноярск, проспект Свободный, 79, оф. 452

Reznikova Kseniya Vyacheslavovna

PhD in Philosophy

Associate Professor of the Department of Cultural Studies at Siberian Federal University

660049, Russia, Krasnoyarsk,  Prospect Svobodny 79, room No. 452

k-reznikova@inbox.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2409-7144.2015.5.15320

Дата направления статьи в редакцию:

18-05-2015


Дата публикации:

21-05-2015


Аннотация: Предметом исследования является сфера социальных коммуникаций коренных северных народов, проживающих в регионах Российской Федерации. Особое внимание уделяется государственным гарантиям прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока на собственное уникальное культурное наследие. Авторы фиксируют основное противоречие социокультурной динамики коренных малочисленных народов: с одной стороны, данные этнокультурные группы должны приспособиться к социальной среде постиндустриальной эпохи, с другой стороны, их культурная самобытность базируется на практиках, характерных для традиционной экономики, традиционного общества. Основной метод исследований - критический анализ существующей научно-исследовательской литературы, обработка результатов полевых исследований на территориях компактного проживания коренных народов Красноярского края, анализ правовых документов, регулирующих сохранение культурного наследия коренных народов Российской Федерации. На сегодняшний день законодательная ситуация складывается таким образом, что цель «сохранение традиционного уклада» как самоценности теряет свой смысл при первейшей попытке верификации - требования, предъявляемые человеку современными условиями жизни, явно идут вразрез с традиционным укладом. Из этого вытекает проблема выбора у северных народов: обычное право с ориентирами на традиционные институты власти или государственное право с давлением Российской Федерации. На данный момент мы имеем существенный конфликт между культурой традиционной и культурой современной, общероссийской, глобальной. И этот конфликт должен разрешаться не столько посредством экономических механизмов, сколько посредством культурных техник.


Ключевые слова:

коренные народы, социальная динамика, культурное наследие, право, права, северные территории, глобализация, традиционное общество, ресурсы, аккультурация

УДК:

304.444

Abstract: The subject of the research is the sphere of social communication of the northern indigenous peoples living in the regions of the Russian Federation. Particular attention is paid to the state guarantees of the rights of indigenous peoples of the North, Siberia and Far East to have their own unique cultural heritage. The authors of the article focus on the basic contradiction of social and cultural dynamics of indigenous peoples: on the one hand, these ethno-cultural groups have to adapt to the social environment of the post-industrial era, on the other hand, their cultural identity is based on the practices typical for the traditional economy and traditional society. The main research methods used by the authors of the article include the critical analysis of the scientific research literature, processing of results of the field researches carried out in the territories of compact settlement of indigenous communities in the Krasnoyarsk Region and analysis of legal documents regulating preservation of the cultural heritage of the indigenous peoples of the Russian Federation. In the present legislative situation the purpose to 'preserve the traditional lifestyle' loses its meaning as an inherent value at the first attempt of verification because requirements set by modern living conditions for man are in conflict with the traditional style of life. This makes the northern ethnic groups to choose between common law oriented at traditional government institutions and public law under the pressure of the Russian Federation. Thus, at the present time we have the conflict between traditional culture and contemporary or Russian national or global culture. According to the authors, this conflict should be solved by the means of cultural technology rather than economic mechanisms. 


Keywords:

traditional society, globalization, right, northern territories, law, cultural heritage, social dynamics, indigenous peoples, resources, acculturation

Стремительные социально-экономические, политические и культурные преобразования в России затрагивают все регионы и все стороны жизнедеятельности населяющих ее народов. Особое место в этих процессах занимает территория Севера Красноярского края с его малочисленными коренными народами. Северным народам России посвящено не так много исследований по сравнению с мировым изучением различных коренных народов, тем не менее, в последнее время интерес общественности к положению Севера усиливается.

Проблематика исследования коренных малочисленных народов Севера заключается в противоречии, которое лежит в политико-правовых аспектах культурных взаимодействий с центральной властью Российской Федерации. Несмотря на попытки решить проблемы коренных народов на государственном уровне, их поддержка на практике крайне мала. В связи с этим необходимо исследовать проблемы, которые включают, сохранение культурно-исторических особенностей коренных народов Севера и одновременно интеграцию их национальных культур в поликультурное пространство Красноярского края. Исходя из этого, появляется противоречие: коренные народы неспособны адаптироваться к постиндустриальной социальной среде, а формальное равенство может привести к разрушению этой культуры. С другой стороны, давление современного общества оставляет все меньше возможностей для сохранения их традиционного образа жизни.

В данной работе мы рассмотрим историю взаимоотношений коренных малочисленных народов Севера с Россией на протяжении различных временных этапов, включая современность, и обратим особое внимание на политические аспекты и проблемы их законодательства.

В политических процессах страны роль северных народов всегда была незначительна, это можно объяснить тем, что народы рассредоточены небольшими группами по огромной территории России, множество факторов мешает их объединению. Исторически территории Севера и населяющие их народы подвергались политической, демографической, социальной экспансии со стороны крупных этносов, включавших их в свои государственные образования. Для того чтобы понять современное положение северных народов и определить уровень их права, нужно обратиться к историческому влиянию России на политическое развитие Севера.

Около тысячи лет назад в основе арктического мира лежала идея обмена, отразившаяся и на первых политических отношениях, поэтому до шестнадцатого века взаимодействия с народами Севера основывались на выплате дани в виде пушнины в обмен на покровительство [30]. По мере дальнейшего развития русского государства администрация представляла собой источник власти, но не устанавливала законов для северных народов. Для того чтобы разрешить конфликт, северяне ссылались на их традиционное право. Все это привело к фактическому невмешательству правительственной политики в дела коренных народов. Русские не стремились разрушить мир иноземцев, казакам нужно было только сделать территорию Севера источником государственной прибыли и обезопасить её. Таким образом, для северных народов еще с давних времен было важным сохранить свой традиционный уклад, а не занять важную позицию в политических структурах другого этноса.

При Петре Великом стал меняться облик России, что не могло не отразиться на северных народах, просвещение и крещение которых означало русификацию как необходимый комплекс мер для принадлежности северных народов России. В начале девятнадцатого века известный реформатор Михаил Сперанский отправился в Сибирь, чтобы принять решение об организации управления в отдаленных областях. Устав об управлении инородцев в 1822 году определил политический статус коренных обитателей Севера на последующие сто лет.

Северные народы были по отношению к России тем, чем Россия была в то время по отношению к «Западу»: «неразвитой и неиспорченной стороной, где отсутствия одновременно были и недостатками, и достоинствами. С одной стороны, коренное население составляло корни страны и отличительные особенности, с другой - воплощение колониальной отсталости и недоразвитости» [36].

В годы советской власти государство решило приобщить малые народы Севера к социалистическому укладу жизни, был отменен Устав об управлении инородцев и создан Комитет Севера – первый центральный орган по управлению коренными народами в истории России, под его руководством была осуществлена советизация Севера, улучшено промысловое хозяйство. В 1929—30 годах были образованы национальные округа: Ямало-Ненецкий, Эвенкийский, Чукотский и другие. Малые народы Севера получили свою государственность, близкую к областной автономии. Кроме положительного влияния советской политики были и негативные последствия: в политических реформах заключалось грубое нарушение этнокультурных институтов религии, хозяйства, традиций, а промышленное освоение территории разрушило природную среду обитания народов [5]. В итоге реформы поставили представителей Севера на грань выживания.

С началом перестройки представители интересов коренных народов стали предлагать новые пути решения проблем, как например, провозглашение суверенитета, что как бы ставило представителей северных народов в ровный ряд с другими советскими национальностями. Главная идея состояла в том, чтобы позволить коренным северянам «быть самими собой»: практиковать традиционные ценности и говорить на языке своих предков. Тогда появилась другая проблема: многие северяне уже утратили свои этнические черты и традиции вместе с языком своих предков. Кроме того, коренные народы являются незначительным меньшинством на своей территории, и в их культуре есть своеобразные черты, которые делают их неконкурентоспособными в современном обществе.

Начало 90-х годов вселило некоторые надежды на улучшение положения северных народов, с этих пор они были наделены особым правовым статусом, который предопределяет их права и гарантии, что позволило думать о возможности скорейшего возрождения малыми народностями собственных традиций.

С принятием конституции 1993 года Российское государство полностью взяло на себя обязательства по защите прав коренных малочисленных народов, появление профильных законов поспособствовало выполнению этой задачи. Особенно стоит отметить Федеральный закон о гарантиях прав малочисленных народов РФ, закрепивший правовые основы статуса данных народов и повлекший за собой целую плеяду законодательных инициатив, затронувших вопросы территорий традиционного природопользования, оленеводства и других видов традиционной хозяйственной деятельности, а также языка. Таким образом, частично были удовлетворены требования северных реформаторов, хотя о полной автономии, конечно, и речи быть не могло. Традиционная культура, какой её помнили прадеды современных северян, неотвратимо уходит в прошлое, уступая место культуре урбанизационной. Современные представители коренных малочисленных народов Севера стали всё реже выбирать путь предков.

Причина этого кроется не только в неизбежности прогресса и всепроникающей цивилизации. Двухтысячные годы на фоне возрождения политической сферы общества породили значительную правовую стагнацию, что привело к застою прежних достижений в области прав народов Севера. Основная проблема законодательства на данный момент заключается в тотальном регрессе этой области права по сравнению с предыдущими этапами развития. Происходит очевидное отрицание уже выработанных нормативных практик. Так соответственно современному законодательству для малочисленных народов не предусмотрены возможности получать земельные участки в пожизненное наследуемое владение и пользоваться ими бесплатно; не предоставляются на бесконкурсной основе участки для осуществления традиционного рыболовства и охоты; правомочие субъектов РФ устанавливать квоты представительства малочисленных народов в законодательных органах субъектов Федерации и представительных органах местного самоуправления.

Нужно отметить, что со временем изменялись не только внешние условия существования народов, но и внутренний вектор их развития. Если для двадцатого столетия курс на сохранение традиционного уклада, национальную автономность, невмешательство в дела этносов при существующей политико-правовой ситуации был наиболее желательным для развития экономики и хозяйства северян, то с изменениями в законодательстве, прежние требования утратили свою актуальность. Более того – они утратили и свою потенциальную возможность воплощения. С каждым годом становится всё очевиднее угасание традиционных хозяйств, отход от исконных культурных установок.

В настоящее время политика правового регулирования отношений, связанных с коренными малочисленными народами весьма нестабильна, что вызвано, прежде всего, неопределённостью основного представления о том, каким статусом должны обладать народы Севера и что необходимо для их комфортного проживания в современных условиях и успешной адаптации к ним во всех сферах жизни.

Существует два возможных вектора направленности политико-правовых действий относительно КМНС:

  • создание условий в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, близких к традиционным – для поддержания традиционной культуры и быта;
  • создание условий для успешной аккультурации представителей северных народов относительно так называемой «господствующей» культуры.

На сегодняшний день законодательная ситуация складывается таким образом, что цель «сохранение традиционного уклада» как самоценности теряет свой смысл при первейшей попытке верификации - требования, предъявляемые человеку современными условиями жизни, явно идут вразрез с традиционным укладом. Из этого вытекает проблема выбора у северных народов: обычное право с ориентирами на традиционные институты власти или государственное право с давлением Российской Федерации. На данный момент мы имеем существенный конфликт между культурой традиционной и культурой современной, общероссийской, глобальной. И этот конфликт должен разрешаться не столько посредством экономических механизмов, сколько посредством культурных техник.

Сращивание политических, экономических и правовых ресурсов приводит к тому, что все сферы жизни общества становятся полностью подчиненными условиям глобального экономического рынка, что закономерно ведёт к коммерциализации всех ключевых отраслей государства. Это касается и сферы культурных ценностей. Политико-правовая ситуация коренных малочисленных народов Севера при ближайшем рассмотрении весьма парадоксальна: при явной законодательной позиции государства, обеспечивающей по сути умерщвление системы традиционного хозяйства, мы имеем ряд внешних мер, направленных на её сохранение.

В связи с вышеизложенным единственный выход, который в данной ситуации представляется нам возможным – разработка и применение соответствующих аккультурационных техник, позволивших бы наиболее гладко и наименее болезненно адаптировать богатую северную культуру к условиям современного мира.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.