Статья 'К вопросу формирования общественного контроля и эффективном взаимодействии с федеральными органами власти в сфере ЖКХ России' - журнал 'Социодинамика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Социодинамика
Правильная ссылка на статью:

К вопросу формирования общественного контроля и эффективном взаимодействии с федеральными органами власти в сфере ЖКХ России

Бельских Игорь Евгеньевич

доктор экономических наук

профессор, кафедра Менеджмент, маркетинг и организация производства, Волгоградский государственный технический университет

Волгоградский государственный технический университет
Россия, 400005, Волгоград, пр. им. Ленина, 28.ауд. В705


Bel'skikh Igor' Evgen'evich

Doctor of Economics

professor of the Department of Management, Marketing and Industry Engineering at Volgograd State Technical University

Volgograd State Technical University, Russia, 400005, Volgograd, pr. im. Lenina 28, aud. B 705

igbelvolgograd@rambler.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2306-0158.2014.6.12596

Дата направления статьи в редакцию:

30-06-2014


Дата публикации:

14-07-2014


Аннотация: Перманентное реформирование ЖКХ России приводит к росту тарифов, снижению качества услуг, формированию недобросовестного предпринимательского поведения на данном рынке, отсутствию контроля общества и государства. В итоге происходит рост социальной напряженности в российском обществе по проблемам ЖКХ, что потенциально опасно по социальным и политическим аспектам. Проблемы жилищно-коммунального комплекса страны преодолимы только при всеобщем сотрудничестве общества и государственной власти. Для повышения качества администрирования в данной отрасли целесообразно создать федеральный виртуальный центр по решению проблем ЖКХ - сайт (интернет-портал). Его разделы должны содержать функциональные и информационно-познавательные материалы, методику борьбы (с пошаговой инструкцией, телефонами ответственных работников) с обманом потребителей услуг ЖКХ при содействии федеральных органов власти. Целесообразно дать возможность каждой обслуживающей организации России зарегистрироваться, указать свои идентификационные данные, объекты и тарифы на обслуживание, заложив тем самым основу для общественного контроля отрасли. Статья основана на использовании отраслевых методов анализа: статистическом, эмпирическом и нормативном. Применялись элементы информационных методов виртуального контроля общества и государства с позиции использования территориально-отраслевого подхода в сфере массовых коммуникаций. Дана актуальная характеристика сферы жилищно-коммунального хозяйства России, включая статистические материалы. Сформулирована концепция создания виртуального общественно-государственного контроля над отраслью, используя количественные и качественные возможности современных электронных сетей. Усиление такого вида контроля при поддержке федеральными властями приведет к снижение отрицательных эффектов в ЖКХ, росту качества и предсказуемости проводимых там реформ.


Ключевые слова:

ЖКХ, общественный контроль, государство, Россия, взаимодействие, федеральная власть, общество, Интернет, отрасль, территория

УДК:

332.8

Abstract: Constant reforms in the sphere of housing and public utilities lead to the growth of tariff rates, reduction in the quality of services, formation of unfair entreprenerial behavior on the market and lack of control of the society over the government. As a result there is the growth of social tension in the Russian society concerning problems of housing and public services that is potentially dangerous for the social and political environment. Problems in the Russian housing and utilties sector can be overcome only by collective effort of the society and the government. In order to imrove the quality of administration in this branch it is recommended to create the federal virtual center for the solution of problems of housing and communal services, i.e. an Internet site (web-portal). The site must contain functional and informational materials,  detailed description of how to fight against fraud for service consumers (including the step-by-step instructions and phone numbers of responsible officers) and be developed with the assistance of federal authorities. It is also recommended that each Russian service provider must register on the site and specify their identification data, serviceable utilities and tariffs for service. This would create the foundation for public control over this sector.  The article is based on branch methods of analysis including statistical, empirical and normative analysis. The researcher has also used elements of information methods of virtual control of society and the government from the point of view of using territorial-sectoral approach in the sphere of mass communications. The researcher also provides a description of the current state of the sector of housing and public utilities in Russia including statistical materials. The researcher also creates the concept of creating the virtual public and government control over the branch using quantitative and qualitative capabilities of modern electronic networks. Strengthening of such type of control supported by the federal authorities would reduce the negative effect on the sector of housing and public services and raise the quality and predictability of reforms being carried out in this sector.


Keywords:

federal authorities, interaction, Russia, state institution, public control, housing and public utilities, society, Internet, branch, territory

Статистика российского жкх

Россия относится к числу стран, где большое значение имеет внешний сектор экономики, внешние рынки. Экспорт сырьевых и аналогичных товаров весьма значителен. Зачастую, внутренние рынки и их проблемы оказываются за пределами внимания исследователей, ими мало занимаются регуляторы, которые целеустремленны на фискальный контроль внешних потоков товаров и услуг, включая налогообложение импортных поставок на внутренний рынок.

Между тем, формирование современной экономики опирается на внутренние рынки, потенциал которых является первичными для ведения предпринимательской деятельности местных фирм. Объем и структура таких рынков определена историко-экономическим генезисом территории, институциональными требованиями регулятора (государственными и местными органами власти), демографическими особенностями проживающего населения, спецификой ресурсной базы, значением внешнеэкономических связей и другими не менее важными составляющими. Анализ возможностей и будущего любой национальной экономики определяется внутренними рынками. Для России и отечественных домашних хозяйств большое значение имеет жилищно-коммунальный сектор (отрасль, иногда ее называют сфера ЖКХ) экономики.

Жилищно-коммунальное хозяйство это один из самых значительных в экономике России внутренних рынков сферы услуг. Это единая отрасль, показатели развития которой непосредственно влияют на темпы роста ВВП и легко рассчитываются в масштабах страны. Количественный учет используемых ресурсов опирается на поставки естественных монополий живущих по официальным белым схемам производства, финансирования и сбыта. Аналогично считаются и платежи потребителей коммунальных услуг, которые осуществляются через расчетные счета обслуживающих организаций, ЭВЦ приемно-кассовых центров и т.д. При этом в нашей стране, в последние годы, – этот рынок превратился в синоним теневой экономики, откровенного воровства и несправедливого ценообразования. Этот дуализм актуализирует тему нашего исследования.

Напомним, что в России площадь жилищного фонда насчитывает 3,177 млрд. м2 (по данным статистики за 2010 год), преимущественно находящейся в частной форме собственности. Госкомстат насчитывает 60,8 млн. квартир. Большинство городского жилищного фонда (это более 2,3 млрд. м2) обеспечено: водопроводом более 90%, центральным отоплением 82%, газом более 90 %, горячей водой 80% [10]. Это означает гигантские объемы поставок водных, энергетических и иных ресурсов.

Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации на жилищно-коммунальноe хозяйство по данным Федерального казначейства составили более 1 трлн. рублей, что сопоставимо с затратами на ОПК. Прибыль хозяйствующих субъектов в сфере ЖКХ составила около 10 млрд.руб., причем 41% организаций убыточен. Сумма долгов в отрасли составляет более 100 миллиардов рублей. Объем оказанных коммунальных услуг домашним хозяйствам превысил 2 трлн. рублей. В 2000 г. этот объем составлял всего 106 млрд. рублей, рост составил более чем в 20 раз за десять лет [10]. Немногие рынки мира могут продемонстрировать такие темпы роста сбыта. Удельный вес расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в потребительских расходах домашних хозяйств по результатам выборочного исследования составил около 9-10% [10]. Очевидно, что цифры сильно искажены выборкой и быстрым ростом тарифов в последние несколько лет. Они составляют гораздо больший объем расходов домашних хозяйств России. Статистика не успевает за ценовым развитием отрасли. Это связано с особенностями формирования сезонной стоимости услуг, организацией повышения тарифов в середине года, когда статистика считает годовые показатели календарного года.

Только 4,27 млн. семей получают субсидии по данному виду услуг, средний размер субсидии составил 809 рублей. 53 млрд. рублей общий объем предоставленных субсидий, это около 5% от сумм оплаты услуг ЖКХ. Наглядно видна явная недостаточность объема субсидий. Характер ее предоставления отягощен сбором множества справок и документов, за которые необходимо платить, затраты на ксерокопии превышают 70-100 рублей в квартал, субсидии как правило предоставляется на 3 месяца, каждую квитанцию необходимо отксерокопировать и качественно! Иначе не получишь субсидию. Длинные очереди, неудобный, унижающий человеческое достоинство режим территориального администрирования приводит к социальному возмущению и делинквентным типам поведения, когда значительная часть бедных домашних хозяйств перестает предпринимать какие-либо усилия для получения субсидии и перестает оплачивать коммунальные счета. Это приводит к необходимости ужесточать законодательство, например, предлагается продавать квартиры должников по коммунальным услугам в случае достижения определенной суммы задолженности (от 6 месяцев долга или при достижении и его 20% от стоимости квартиры по данным БТИ (!), административных жестких вариантов региональные чиновники на эту тему предлагают много). Несомненно, что региональный бизнес аффилированный с местными чиновниками планирует устроить великий передел вторичной недвижимости в России при попустительстве федеральных властей. Проблемы в отрасли нарастают, как снежный ком и на данном этапе не решаются.

Проблемы жкх – проблемы общегосударственной важности

Особенности холодного климата, значительной территориальной протяженностью коммуникаций, износ коммунальных сетей, существующие технологии отопления, водоснабжения многоквартирных домов и специфика выстраивания современного рыночного ценообразования на услуги формирует заказ для государства и его политики в сфере ЖКХ [2]. В современной России большое значение имеют все вопросы, связанные с жилищно-коммунальной сферой. У каждого жителя России существует много вопросов по ЖКХ.

Например, почему платежи за коммунальные услуги по одинаковым, типовым квартирам в рамках одного городского района, но по разным обслуживающим организациям могут отличаться в разы. Аналогичная складывается и по коммунальным платежам для организаций, когда обслуживающие компании всеми правдами и неправдами повышают стоимость услуг за однозначно измеряемые поставки тепла, газа, света, воды и т.д.

Или, например, горячую воду днем выключают, а вечером включают, это происходит только в будние дни на протяжении недели, а перерасчета нет. Отсутствие горячей воды с 9-00 до 17-00 выгодно обслуживающим организациям, 80% потребления воды в многоквартирных домах г. Волгограда идет без индивидуальных счетчиков, а следовательно, это значительная экономия при оплате воды от оптового поставщика. В Центральном районе Волгограда такая практика отключения горячей воды идет несколько лет.

Удивительно, но сегодня нет перерасчета по отключению воды и на несколько дней (недель). Как правило, обслуживающие организации отказываются регистрировать ее отсутствие официально и жители не могут доказать факт ее отсутствия на протяжении дней и недель. Раньше была практика курирования таких вопросов районными контролирующими организациями (позвонил и проблема решилась). Аналогична ситуация по теплу, когда температурный режим не соблюдается, оперативные жалобы в местные администрации приводят к совету обращаться в комитеты по защите прав потребителей и аналогичные структуры муниципалитетов, которые письменно отвечают через несколько недель, когда весна настает, что температурный режим соблюдается. Ответы обслуживающих организаций носят характер отписок и откровенного издевательства над своими клиентами. Частный сектор предпринимательства привел к радикальному падению качества в отрасли. Сказалось всеобщее отсутствие культуры предпринимательского поведения в российской экономике. Запрет на перманентный контроль над обслуживающими организациями привел к потере контроля вообще. Социально значимый рынок должен контролироваться в особом режиме, повышенного внимания государства.

Что сейчас помогает домашним хозяйствам страны. Только обращение в надзорные органы власти (Прокуратуру) помогает восстановить потребительскую справедливость. Про слова жителей мастерам участка и главному инженеру обслуживающей организации «Путину писать»? Смеются. Над национальным лидером.

Например, в Волгограде три года нет мэра, есть и.о. сити-менеджера и их вариации. За последние несколько лет в Волгоградской области сменилось и 4 губернатора. Это можно квалифицировать как управленческий бардак [4]. Социальная напряженность возрастает, политическая лояльность потенциальных избирателей проходит проверку на прочность. Такая коммуналка приводит к неадекватному общественному поведению, возрастает количество девиаций, делинквентные формы поведения (поступки) становятся нормой муниципального сообщества [8].

Эти проблемы нашли комплексное отражение в Указе Президента РФ «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» от 7 мая 2012 года № 600 [1]. Кстати, для повышения качества управления в сфере ЖКХ Администрация Президента РФ устраивает публичные акции, когда показывает ситуацию с беспрецедентным ростом коммунальных платежей на местах. Однако, если платежки по коммуналке приносит из дома (пример из 2013 года) экс-помощник президента Э.С. Набиуллина и это показывают по телевизору, это значит в Правительстве России, нет качественного мониторинга цен на коммуналку по России. Это тоже позволяет критиковать эффективность управления ЖКХ страны. Все пенсионеры-руководители коммуналки прошлого имеют право смеяться над такой властью. В тяжелые 1990-е гг. такой мониторинг был даже на уровне соседних городов. Созванивались городские чиновники из Саратова, Астрахани, Ростова-на-Дону и Волгограда перед повышением цен на коммунальные услуги, а как у них. Какие цены планируют с Нового года? Региональная энергетическая комиссия при губернаторе утверждала тарифы, а муниципальные бюджеты брали на себя финансирование коммунальной сферы, сглаживая волатильность необдуманных ценовых решений. Адмиинстративный страх был перед федеральной властью у местных чиновников или надежда на карьерный рост (тогда успешных мэров городов федеральная власть назначала в Правительство или делала их губернаторами. С.С. Собянин, Ю.П. Трутнев – это бывшие мэры Когалыма и Перми). Сейчас, местная «братва-депутаты» и «региональные авторитетные министры» центральную власть серьезно не воспринимают и с ней не считаются. Перспектив карьерного роста в стране у них нет, но они незаменимы на местах в период выборов, строительства стадионов и т.д. [3,4]. Практически, в режиме рабочего времени, их никто не контролирует, если они «не шумят» сильно громкими преступлениями и не привлекают внимание слишком большими потоками денег в оффшоры. С другой стороны, население российской глубинки боится «местных муниципальных лидеров» [3,5]. Синдром Кущевки очевиден. У каждого жителя, очень много бытовых примеров реализации насилия по отношению к строптивым пользователям коммунальных и других местных услуг. Вплоть до отъема имущества, в т.ч. недвижимости, по бросовым ценам, случайные пожары в старых домах находящихся на хороших местах российских городов и т.д. Это формирует социальный страх и бессилие что-либо позитивно изменить в сфере ЖКХ [9]. Хороший анализ превращения социального страха в деструктивные формы правосознания показал в своих работах проф. В.Н. Гуляихин [6,7,8]. Альтернативой может являться, только добросовестная и ответственная работа власти по изменению ситуации на местах к лучшему будущему.

Однако отсутствие перманентных системных сигналов для оргработы приведет к деформации оценок правительством и экспертами, а недооценка проблем к социальным протестам и взрыву российской глубинки. По мнению политолога, проф. И.Л. Морозова, это «форма протестно-активистского политического экстремизма» вызванная стремлением власти «отсечь народные массы от управления» и приводящая к «народному мятежу» типа Грузия-2003, Украина 2004-2005, Киргизия-2005, Тунис 2011, Египет 2012 и т.д. [12,13,14] Система ЖКХ накапливает критический уровень потребительского недовольства, обусловленный безосновательным ростом цен в 20 раз за 10 лет. Это безусловная угроза безопасности государства и федеральный центр должен принимать меры [14]. Самое главное – это необходимо наладить эффективную работу по справедливым ценам на услуги. Основа эффективной работы в масштабах страны – общественный контроль [2]. Только общество в состоянии контролировать и требовать, соблюдения своих коммунальных и иных прав на местах. Этот аспект учтен в вышеупомянутом Указе Президента России В.В. Путина: «ж) до июня 2013 г. обеспечить создание сети общественных организаций в целях оказания содействия уполномоченным органам в осуществлении контроля за выполнением организациями коммунального комплекса своих обязательств» [1].

Общественный контроль – базис качественного и эффективного жкх россии

В условиях информационного общества и адекватных представителей органов федеральной власти наладить контроль в масштабах страны достаточно просто. В России востребован качественный мониторинг цен на коммуналку и единый сайт [11,16,18].

Возможно, организовать индикативный мониторинг среди конечных потребителей коммунальных услуг [18,19]. По стране формируется выборка из несколько тысяч типовых адресов (однокомнатные, двухкомнатные и трехкомнатные квартиры) в соответствии с статистическими особенностями России, ежеквартально они предоставляют данные об оплаченных счетах обслуживающих организаций за небольшую оплату и свои комментарии. Обобщение полученных результатов позволить оценить ценовые колебания в ЖКХ в режиме почти реального времени. И принять корректирующие меры.

Очевидна необходимость создания единого сайта (портала) типа «Коммунальное хозяйство России», где граждане могут узнать, о коммунальных услугах базовую информацию. Организатором такого информационного ресурса должно быть Министерство регионального развития или аналогичная структура от Администрации Президента РФ (где принимают институциональные решения по стране) [2].

Разделами портала должны быть виды коммунальных услуг, работ: 1. Отопление; 2. Энергоснабжение; 3. Водоснабжение; 4. Газоснабжение; 5. Обслуживание придомовой территории и подъездов; 6. Капитальный ремонт. Возможно, целесообразно оформить группу материалов информационно-познавательного уровня: 1. Сроки износа основных средств в ЖКХ; 2. Бытовое измерение объемом потребления газа, воды, света и т.д.; 3. Опыт энергосбережения, применения нано-материалов по утеплению помещений и т.д. на конкретных примерах с фотографиями и иллюстрациями. Формирование информационных материалов поможет развититю данного врутреннего рынка. Потребительского просвещение важно для формрование эффективного сбыта отечественным товаропроизводителям. Сертификация счетчиков по газу, электроэнергии, воде приведет к формированию гарантированного внутреннего потребителя, который зачастую покупает не те приборы учета и переплачивает второй раз, если ошибается.

Единый сайт позволит избежать многих ошибок и сделает возможным реализацию технологических инноваций на рынке ЖКХ. Иллюстративный раздел об обучении использовании новых материалов весьма полезен для популяризации новых энергосберегающих технологий.

В обязательном порядке должен быть раздел о ценах и на сколько домашне хозяйства потенциально обсчитывают. Рассказ об общепринятых технологиях обмана потребителей, типа отключения горячей воды как в Волгограде. Обязательно инструкция как юридически грамотно действовать при таком потребительском обмане. Рассказы и фотографии о наказаниях недобросовестных коммунальщиков, с указанием полученных тюремных сроков, фотографий - начальник местного жэка на исправительных общественных работах (двор подметает) и других принятых мер. Пропаганда таких примеров – сильный моральный стимулятор качественной работы [3,4]. Общественное мнение и результат такого информационного контроля приведет к положительным эффектам быстро.

Важна разработка методики борьбы (с пошаговой инструкцией, телефонами ответственных работников) с веерным отключением горячей воды, электроэнергии, газа и т.д. Жизненно важно и необходимо назначить в силовых ведомствах ответственных за порядок в сфере ЖКХ, которые будут обязаны реагировать на сигналы с мест и оперативно (например, за 72 часа) принимать меры.

Такую функцию сегодня выполняют СМИ, преимущественно общероссийские. Показ материалов о прорывах труб, замерзании жителей превращаются в юридическое доказательство, которые дают возможность правовой оценки события и позже. Сегодня стоит проблема регистрации нарушения потребительских прав жильцов, поиска доказательств этого нарушения. Многочисленность негативных событий, отсутствие наказания, нарушения принципа неотвратимости наказания за нарушение, если нет массовых жертв приводит к тотальному попустительству и беспределу [7]. Проблемы в отрасли количественно накапливаются и рано или поздно будет качественный социально-экономический взрыв недовольных потребителей, что приведет к серьезным проблемам для федеральной власти [8,12]. ЖКХ должно эффективно саморегулироваться по институциональным правилам. Управление в популярном в России «ручном режиме» неэффективно для данной отрасли и затратное для бюджета. Экономические и информационные потоки на данном рынке должны конструктивно влиять на потребительскую лояльность и удовлетворять общество. Это необходимо сделать при объединении общественного контроля и исполнительных возможностей федеральной власти при помощи виртуального координирующего центра.

Целесообразно на этом портале сделать возможность каждой обслуживающей организации России зарегистрироваться, указать свои идентификационные данные, объекты и тарифы на обслуживание. В обязательном порядке у каждой организации должен быть раздел про зарплаты начальников и членов их семей за последние 5 лет. С указанием источников доходов и т.д. Коррупционное законодательство, его нормативные требования должны охватывать и сегмент начальников ЖКХ страны. Обязаны указать личные адреса и телефоны, чтобы обеспечить их коммуникативную доступность для потребителей.

Аналогично каждый добросовестный плательщик должен видеть и список нерадивых жильцов, осознавая, что стоимость услуг растет и из-за таких потребителей. Целесообразно размещать информацию и иллюстративные материалы по судебным решениям о продажи квартир недобросовестных потребителей, нарушителей правил пользования услугами ЖКХ и т.д. Объективное освещение проблем отрасли в территориальном разрезе позволить сформировать адекватные информационные условия для развития рынка.

Возможно, стоит организовать, чтобы жители российских городов могли через данный портал оплачивать электронными деньгами коммунальные услуги. Принимать участия в виртуальных адресных и общих опросах о качестве и стоимости получаемых ими услуг.

Энергия народных масс должна созидать, а не смеяться над неграмотной и беззубой властью, особенно региональной. Методы противостояния обслуживающих организаций и потребителей должны быть цивилизованными и объективными. Система должна совершенствоваться [19,20].

Проблемы жилищно-коммунального комплекса решаемы только при сотрудничестве общества и государственной власти [15,17]. На первый взгляд, федеральная власть безнадежно далека от вопросов бесперебойного снабжения домашних хозяйств теплом, энергией, водой. Это не так. Каждый человек имеет первичные потребности в еде, жилье, труде, определенном уровне доходов. При нарушении возможности качественных условий жизни у подавляющего большинства жителей страны, повышенном уровнем недобросовестного предпринимательского поведения в отрасли, беспрецедентным ростом тарифов на услуги, удивительно слабом администрировании на региональном и федеральном уровне проблем ЖКХ, уже сформированным социальным недовольством большинства ответственных пользователей услуг – вопросы бездействия власти встают с особой, институциональной остротой. Они превращаются в идеи, при соответствующей актуализации, могущие изменить политический климат в стране, радикально настроенные элементы будут использовать данные проблемы в деструктивных целях. Государство и федеральная власть, не имея действенных рецептов преодоления проблем ЖКХ, снижению соответствующих рисков, рискует превратиться в «козла отпущения», которому только очень ленивый потребитель-избиратель не выскажет недовольства. И правильно сделает. Изменение политики в этой сфере, учет пожеланий общества приведет к сдвигам бюджетных приоритетов, радикальному снижению тарифов, снижению доходности государственных естественных монополий (их доход – это общественная польза и полезность), росту налоговых поступлений в казну от данного рынка за счет повышения прозрачности обслуживающих организаций.

Обеспечение роста качества в сфере российского жилищно-коммунального хозяйства и в предпринимательской деятельности обслуживающих организаций, возможно, достичь только при активном взаимодействии общественного контроля и федеральных органов власти.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.