по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Социокультурная основа междисциплинарности внутригосударственной политики и международных отношении современности
Деметрадзе Марине Резоевна

доктор политических наук

ведущий научный сотрудник, Институт культурологии министерства культур, профессор, РГГУ РФ

125993, ГСП-3, Россия, г. Москва, Миусская площадь, 6

Demetradze Marine Rezoevna

Doctor of Politics

leading scientific researcher, Institute for the Cultural Studies of the Ministry of Cultures, Professor of the Department of Global Politics and International Relations of the Russian State University for the Humanities

125993, GSP-3,, Russia, g. Moskva,, ul. Miusskaya Ploshchad',, d. 6

demetradze1959@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

Аннотация.

Модернизационный характер современных глобальных процессов требует новых знаний, высокой квалификации государственного управления. Это необходимое условие институционализации модернизационных процессов во всех сферах жизни общества, участия в мировой экономической системе на современной основе, ведения внутренней и внешней политики в интересах общества и человека.Модернизационные показатели сегодня определяют авторитет, статус, престиж, уровень развития государств, а не территориальные, военные либо природные ресурсы. Вот почему все более тесно переплетаются внутренняя и внешняя политика, и вот почему эта проблематика непосредственно связана с распространением современных стандартов в разных сферах жизни общества.Без такой внутренней политики включенность государств в глобальные модернизационные процессы не только искажается и обессмысливается, но и сами государства лишаются статуса полноценного участника международных отношений. Социокультурная методология междисциплинарности вводит методы анализа ситуации, диагноза проблем и прогноза построения модели социокультурного пространства в будущем и участия общества, страны в современных модернизационных процессах. Ключевую роль играет идея-цель модернизации, которая создает содержательную матрицу курса страны и отвечает на вопросы: что надо изменять, как и почему, к чему следует стремиться, с какой пользой для общества и в какие временные рамки. Социокультурные методы междисциплинарности являются инструментом воздействия на конкретные объекты, определяют траекторию их перехода из одного состояния в другое и параметры движения к цели.

Ключевые слова: модернизация и контркультура, социокультурная методология междисциплинарности, экспертная функция, аналитика и диагностика, прогностика и эквифинальность, верификация и герменевтика, бифуркация, аттрактор, семиотика, инстаурация, проблемопреодолевающие методы, типологизация проблем

DOI:

10.7256/2306-0158.2014.1.10758

Дата направления в редакцию:

17-01-2014


Дата рецензирования:

18-01-2014


Дата публикации:

1-1-2014


Abstract.

The modernization character of the modern global processes demands new knowledge, high qualification of state administration. It is a necessary condition for the institutionalization of the modernization processes in all of the sphere of life of the society, participation in the global economic system at the modern basis, implementation of domestic and foreign policy in the interests of society and people.  It is the modernization markers, and not territorial, military or natural resources, that currently define authority, status, prestige and level of development of states.  That is why domestic and foreign policy get more and more closely intertwined, and that is why these problems are directly related to the spread of the modern standards in the various spheres of social life. Without such a domestic policy inclusion of the state into the global modernization processes loses its meaning and gets distorted, and the states themselves lose the status of fully competent participants of international relations.  The social and cultural methodology of the interdisciplinarity introduces the methods of situation analysis, problem diagnostics and forecasting in the sphere of making the model of social and cultural sphere for the future, and participation of society and the state in the modern modernization processes.  The key role is given to the idea - the modernization goal, which  shall form the content-matrix for the course of development of the state and allows to find responses to the questions: what needs changing, how and why it needs changing, what should be achieved, and what the use for the society and necessary period for changes are.  The social and cultural methods of interdisciplinarity serve as instruments for the influence on specific objects, defining the trajectory of their transfer from one status to another and the parameters of their motion towards the goal.

Keywords:

modernization and counter-culture, social and cultural methodology, expert function, analysis and diagnostics, prognostics and equifinality, verification and hermeneutics , bifurcation, attractor, semiotics, instavration, methods allowing to overcome a problem, typology of problems

Специфика современных международных отношений.

Современные международные процессы и отношения сложились после Второй мировой войны и приобрели специфические черты в 90-е годы ХХ века. Создание международных организаций, прежде всего ООН, имело целью обеспечение мира и стабильности, контроль над государствами, объявление войны на основе принятых резолюций в отношении стран, от которых исходит угроза безопасности, создание международных судов по правам человека, международного трибунала, где судят политических лидеров за преступления против человечества и т.д. Несмотря на универсальность международного права и надгосударственных организаций многие вопросы обеспечения баланса сил, социального партнерства, социальной конкуренции, социального равенства социальной справедливости, учета интересов каждого субъекта международных отношений остаются нерешенными. Мир не стал предсказуемым, прозрачным и абсолютно безопасным. По-прежнему наблюдаются доминирование экономически развитых стран над слабыми, идеологическая ангажированность, лоббизм, отсталость и нищета в большинстве стран мира, глобальная борьба за доступ к природным ресурсам и региональные конфликты и т.п. Словом, противостояние между сильными и слабо развитыми государствами все еще актуально на международной политической и экономической сцене, все еще формирует правила игры, все еще консолидирует элиты.

Успешно конкурировать, а подчас и выживать в таких условиях могут лишь государства, отвечающие требованиям модернизации. Либо государство понимает и признает специфику этих требований, и тогда оно стремится действовать на опережение и само подталкивает процессы модернизации во внутренней и внешней политике; либо государство не понимает, и следовательно, не признает требования и правила модернизации, тем самым обрекая общество и граждан на более или менее ускоренную деградацию всех сторон жизни.

Модернизационный характер современных глобальных процессов требует новых знаний, высокой квалификации государственного управления. Это необходимое условие институционализации модернизационных процессов во всех сферах жизни общества, участия в мировой экономической системе на современной основе, ведения внутренней и внешней политики в интересах общества и человека.

Выделим основные требования модернизации, предъявляемые к современным государствам, в частности, в отношении государственной системы образования: 1) добиться перехода традиционного общества на современный путь развития; 2) перейти к оценке эффективности внутренней социально-экономической политики на основе показателей качества и структуры потребления товаров и услуг; 3) создать стартовые позиции для включения общества в модернизационные процессы; 4) выявлять движущие силы социума, устранять факторы, препятствующие развитию экономики, политики, права, культуры, социальной сферы; 5) внедрять во внешней политике современные стандарты образа и стиля жизни для обеспечения баланса сил и устранения социально-экономического неравенства социумов; 6) во внутренней политике основное внимание уделять социальным изменениям, научно-техническому прогрессу, укреплению и росту конкурентоспособности; 7) добиваться утверждения верховенства человеческого фактора и человеческого потенциала в государстве, в системе международных отношений; 8) ориентировать общество на будущее, связь будущего с настоящим; 9) строить социальное государство, общество среднего класса; 10) распространять современные социокультурные стандарты жизни общества, наладить межстрановый обмен информацией в этой сфере с целью повсеместного внедрения таких стандартов, чтобы в конечном итоге конкуренция между странами велась на основе показателей социокультурного благополучия граждан.

Итак, можно сделать следующий вывод: модернизация является глобальным социокультурным феноменом, который запускает социокультурные преобразования для перехода к более высоким формам развития и создания на этой основе новой системы международных отношений.

Отсюда следует, что модернизацию нельзя осуществлять только на основе внешних факторов и требований – без учета внутреннего потенциала государства, степени подготовки общества и способности общества к восприятию перемен, рациональной оценке полезности модернизационных перемен. В противном случае модернизация будет воспринята как нечто навязанное извне, что приведет к отчужденности индивидов от модернизации.

Остановимся подробнее на некоторых аспектах международного взаимодействия, непосредственно связанных с необходимостью модернизационной политики внутри страны.

Можно утверждать, что с конца 80-х ХХ века в международных отношениях начинает утверждаться новый принцип взаимодействия государств: взаимовыгодным считается взаимодействие, ведущее к улучшению социально-экономического благополучия граждан стран, выступающих сторонами взаимодействия. На основе объективных показателей, свидетельствующих о состоянии благополучия граждан, в международные отношения постепенно внедряются соответствующие принципы конкуренции.

Именно эти показатели сегодня определяют авторитет, статус, престиж, уровень развития государств, а не территориальные, военные либо природные ресурсы. Вот почему все более тесно переплетаются внутренняя и внешняя политика, и вот почему эта проблематика непосредственно связана с распространением современных стандартов в разных сферах жизни общества; со степенью готовности граждан к участию в преобразованиях; с необходимостью преодоления препятствий развитию политической, правовой, социальной культуры; с перераспределением бюджетных средств и природных ресурсов в интересах общества и т.п.

Без такой внутренней политики включенность государств в глобальные модернизационные процессы не только искажается и обессмысливается, но и сами государства лишаются статуса полноценного участника международных отношений.

Разумеется, поддержание баланса сил и стремление к социальному партнерству гарантирует международное право, но реализация права полностью зависит от самих государств, зрелости государственных управленцев, их ответственности и способности понимать сложность современных процессов.

Вместе с тем возникает вопрос, какие международные механизмы можно подключить для внедрения современных стандартов модернизации, ведь международные организации для того и наделяются надгосударственным статусом, чтобы предлагать конкретные способы и каналы их распространения, а лидеры стран принимали их к обязательному исполнению.

Международные организации совместно с крупными научными центрами и признанными экспертами начали разработку конкретных универсальных подходов к решению сложнейшей задачи по внедрению требований модернизации во всех странах мира. Эти подходы получили название международных индексов и индикаторов жизненных сфер жизни индивидов.

Значительное влияние на отношение международных организаций к данной проблеме оказало то, что научно разработанные теории всеобщего благосостояния, шкалы социального благополучия, теории среднего класса не дали ожидаемого результата, хотя именно они и легли в основу признанной трактовки необходимости поддержания социокультурного баланса сил, системы международной безопасности, социального партнерства, социального государства и т.д.

В 90-е годы ООН выдвинула идею о необходимости разработки индикаторов устойчивого развития (конференция ООН по окружающей среде и развитию «Повестка дня XXI века», Рио-де-Жанейро, 1992 г.). К этой инициативе присоединились другие международные организации – ВОЗ, ЮНЕСКО, Всемирный банк, Комитет по экологическому моделированию (ISEM), Европейская комиссия, ОЭСР, Научный комитет по проблемам окружающей среды (SCOPE) и т.д. Так были утверждены правила (механизмы) проникновения и установления в государстве принципов нового социального учения, эти правила содержат универсальные, обязательные для всех государств критерии (по существу, систему критериев), по которым определяется состояние государства. На основе полученных данных оценивается в том числе стиль политического руководства, правовая система, масштаб коррупции, экономическая политика, состояние объектов культуры, условия жизни индивидов и т.д.

Появились индекс измерения качества жизни, индекс уровня нищеты, индексы развития человеческого потенциала (ИРЧП), политический индекс управления, индекс восприятия коррупции, индекс миролюбия, индекс экономической свободы, индекс удовлетворенности жизнью, индекс уровня счастья, индекс зрелости электронного правительства, гражданского общества и т.п. На основании данных критериев оцениваются доходы на душу населения, глобальной конкурентоспособности, политические риски, ведется всемирный обзор экономических преступлений и многое другое.

Индексы служат не только способом проникновения внутрь государств, прежде всего это инструменты укрепления международных прав и свобод человека и критерии правовой оценки государств и процессов в международных отношениях.

Вместе с тем, как мы уже отмечали выше, индикаторы и индексы при всей универсальности пока еще не дают прогнозируемых результатов. Баланс сил, участвующих в модернизации, еще шаток, социальное неравенство по-прежнему воспроизводится, конкуренция поглощает начатки социального партнерства, дистанция между бедными и богатыми странами увеличивается.

Возникает следующий вопрос: как устранить барьеры, препятствующие обязательному исполнению государствами современных стандартов, как обеспечить принцип равенства для всех участников международных отношений?

Экспертная функция социокультурной методологии межддисциплинарности

Ответ на только что поставленный вопрос лежит в плоскости внутренней политики государства. В самом общем виде он звучит так: чтобы государство исполняло собственные обязательства, оно должно полноценно включиться в глобальный модернизационный процесс, а не декларативно, объявлением о благих намерениях, а для этого в первую очередь необходимо поднять роль системы образования и качество научных разработок, обеспечить связь науки с образовательной системой и создать условия для практического внедрения научных разработок во всех сферах жизни общества.

На наш взгляд, это предполагает повышение значения принципов междисциплинарности и применение ее методов в изучении внутригосударственной и международной проблематики. Поскольку модернизационные процессы предполагают преодоление проблем общества, то для научного анализа ситуации, многостороннего подхода и получения рациональной информации следует применить социокультурные методы междисциплинарности.

Категория «социальное» выполняет проблемовыявляющую роль, «культура» – проблемоопределяющую, а «антропология» – выдвигает на передний план человека и его запросы. Эти качества социокультурной методологии становятся не только стержнем междисциплинарности, но и агрегатором социально-гуманитарных наук, определяющим координаты и векторы их функционирования, направленность на конкретные процессы и объекты. Благодаря своим свойствам социокультурная методология междисциплинарности выявляет проблемы внутри государства, в каждой сфере жизни общества, устанавливают масштаб проблем, определяют этапы и фазы их преодоления – последовательного приближения качества жизни к современным стандартам. Последнее означает, что социокультурная методология междисциплинарности, кроме проблемовыявляющих и проблемоопределяющих методов, должна предложить научно обоснованные методы проблемопреодолевающего характера. Отметим, что речь идет не столько об уточнении функциональных возможностей разных научных теорий и дисциплин, сколько о полноценной разработке научно-инструментальных методов.

Вот почему социокультурная методология междисциплинарности вводит методы анализа ситуации, диагноза проблем и прогноза построения модели социокультурного пространства в будущем и участия общества, страны в современных модернизационных процессах.

Аналитический метод социокультурной методологии междисциплинарности выявляет расхождение между запросами и возможностями их удовлетворения, показателями уровня и стиля, качества жизни. Категория «социальное» кроме роли агрегатора социально-научных дисциплин выполняет экспертную роль индикатора-показателя социальности жизненно важных объектов общества, социальных фактов, социальных проблем, социальных государств. Категория «культура» передает скрытые характерные черты социальных проблем, анализирует условия их возникновения, воспроизводства и устойчивости, интерпретирует конкретные факты.

Инструментальность категорий «социальное» и «культура» обеспечивают не столько социально-гуманитарные теории и дисциплины, сколько структура самих категорий. В ядре категории «социальное» закладывается анализ коммуникативных сетей для сбора информации; факторный – экспертиза социальных фактов и объектов; сравнительно-классификационный – типологизация проблем.

Инструментальность категории «культура» обеспечивают семиотика – трансляция значения фактов; верификация – определение реального положения человека и ситуации в государстве; герменевтика – интерпретация смысла проблем.

Эти методы являются не только научными инструментами, но и индикаторами (определителями) качества жизни общества: они способны выявлять конкретные проблемные факты и объекты, изучать их по отдельности и в совокупности.

Например, анализ коммуникативных сетей отвечает за сбор информации о расхождении в запросах общества (культурных, экономических, политических, правовых) и степени их удовлетворения соответствующими объектами; факторный анализ выделяет конкретные объекты (социальные, экономические и т.д.), а сравнительно-классификационный – типологизирует социальные проблемы по признакам идентичности, сходства и различия и т.д. При этом разным типам проблем присваиваются разные коды и знаки, на основе которых они и классифицируются. Анализ социальных сетей, факторный и сравнительно-классификационный образуют первый этап экспертизы внутригосударственных проблем общества – аналитико-семиотический. Он готовит основу второго этапа – диагностического. Индикаторами социокультурной методологии междисциплинарности становятся составляющие категории «социальное» (причинный, латентный и качественный показатели социальных проблем общества) и категории «культура» (семиотика, верификация и культурогенез).

Образуются парные методы индикаторов: причинно-семиотический – выявление начала, характера протекания и динамики проблем; латентно-верификационный – выявление скрытых признаков; качественно-инстаурационный – оценка социальной дифференциации и способов утверждения новых образцов функционирования институтов и процессов.

Второй этап экспертизы – диагностико-семиотический – создает целостную картину значимых проблем общества в социальной, экономической, правовой, культурной и политической сферах, определяет степень отсталости общества, объектов от современных стандартов, а также определяет темпы решения проблем, векторы деятельности институтов, управленческих решений и т.д.

Отсюда видно, что диагностику можно определить как способ выявления соответствия либо отклонения объектов, процессов от эталонов социальной жизни, принятых международными организациями как стандарты качества деятельности государства.

Таким образом, можно утверждать, что аналитико-семиотические и диагностико-семиотические методы экспертизы создают целостную картину реального положения дел внутри государства и выполняют проблемовыявляющую и проблемообъясняющую функцию. Без получения целостной картины настоящего невозможно построение модели будущего, нечего рассчитывать на социокультурный статус государства и признание государства полноценным участником системы международных отношений и мировых модернизационных процессов. Если государство не понимает и не хочет понять, что именно препятствует его развитию, оно обречено на отсталость и неравенство.

Выявление качества жизни базируется на критериях «жизнеспособности народов» – потребительская корзина, индекс стоимости жизни, индекс развития человеческого потенциала, индекс уровня жизни, международный индекс счастья, индекс качества жизни, доход на душу населения, дифференциация доходов населения, дифференциация заработной платы, индексы инновационного развития, научно-технического прогресса и т.п.

На третьем этапе применения в сфере международных отношений социокультурная методология междисциплинарности направляется на повышение статуса государства, преодоление внешнеполитических проблем и определение векторов его развития. Если аналитико-семиотические и диагностико-семиотические методы выполняют роль проблемовыявляющих и проблемообъясняющих индикаторов, то здесь внедряются проблемопреодолевающие методы. При этом достигаются следующие цели:

· устранение, нейтрализация факторов, препятствующих модернизации;

· внедрение новых образцов, стандартов социокультурной жизни, направленных на рост человеческого фактора;

· усиление движущих сил общества, научно-технического прогресса;

· установление новой социальной, экономической, политической, правовой культуры, увеличение среднего класса; современных стандартов социальной жизни;

· повышение статуса и имиджа страны на мировом уровне на основе социокультурных ценностей;

· создание социокультурной модели будущего, определение четких векторов в этом отношении, превращение государства в полноценного участника международных процессов и т.д.

Проблемопреодолевающим принципам социокультурной методологии соответствуют методы социокультурных преобразований, а именно, прогностико-семиотические методы. Индикаторам социальности соответствуют: бифуркация, аттрактор и эквифинальность, а индикаторам культуры – семиотика, инстаурация и контркультура, которые также выступают парами.

Бифуркационно-семиотический прогноз дает толчок качественным преобразованиям, поиску оптимальных вариантов будущего. Здесь ключевую роль играет идея-цель модернизации, которая создает содержательную матрицу курса страны и отвечает на вопросы: что надо изменять, как и почему, к чему следует стремиться, с какой пользой для общества и в какие временные рамки. Это стартовая позиция общества, отражающая связь его настоящего и будущего, его отношения с внешним миром, его цивилизованность, имидж и т.п. Максимизация социальной пользы и благополучия своих граждан становится основным вектором участия государства в международных процессах, что прочно привязывает внешний курс страны к социокультурным преобразованиям внутри страны, задает новые требования к дипломатической работе, ее стилю и т.п.

Следующий метод – аттракторно-инстаурационный: способы определения и установления этапов, фаз осуществления модернизационных преобразований и повышения имиджа страны в международных отношениях, превращения страны в равного партнера развитых стран на социокультурной основе и т.д.

Здесь же разрабатывается и реализуется программа переходного периода, которая включает устранение факторов, препятствующих развитию, внедрение социокультурной политики и приближение к универсальной модели будущего. Главная цель – не допускать отклонения от заданного курса и реализации разработанных концепций, без которых перемены не могут носить институциональный характер. Прогнозирование учитывает предвидение рисков и их нейтрализацию.

Эквифинально-контркультурный способ предвидения является завершающим этапом преобразований: подключение всех групп общества, институтов, объектов с разным модернизационным потенциалом и достижение запрограммированных результатов. Применяются точечные, интервальные, целевые, проектные прогнозы.

Можно сказать, что проблемопреодолевающие методы междисциплинарности являются инструментом воздействия на конкретные объекты, определяют траекторию их перехода из одного состояния в другое и параметры движения к цели.

Отметим в связи с этим, что социокультурная методология междисциплинарности социально-гуманитарных наук в сфере международных отношений выполняет роль опорной точки преобразований, задает их содержательную основу и систему координат, дает толчок к развитию общества, стремлению к новой модели будущего, к участию в современных модернизационных процессах. Поэтому социокультурную основу можно считать неотъемлемой частью принципов междисциплинарности, внутригосударственной политики и международных отношений современности.

Библиография
1.
Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. М.: Либроком, 2013.
2.
Деметрадзе М.Р.Социокультурные исследования: теория и методология. Саарбрюккен: LAMBERT Academic Publishing, 2011.
3.
Имиджевая стратегия России в контексте мирового опыта / Под ред. проф. И.А. Василенко. М.: Международные отношения, 2013.
4.
Косиков Г. Собрание сочинений. Т. 2. Теория литературы. Методология гуманитарных наук. М.: Центр книги Рудомино, 2012.
5.
Купряшин Л.Г. Модернизация государственного управления: институты и интересы. М.: МГУ, 2012.
6.
Мау В.А. Развитие человеческого капитала-новая социальная политика. М.: Дело, 2013.
7.
Осипов Г.В. Измерение социальной реальности. Показатели и ндикаторы. М.: ИСПИ РАН, 2011.
8.
Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. М.: Либроком, 2013 г.
9.
Садовая Е.С., Сауткина В.А. Качество жизни населения мира. Измерение, тенденции, институты. М.: ИМЭМО РАН, 2012.
10.
Тамак В. Модернизация-2012. Кн. 2. Концепции модернизации. М.: Новости, 2011.
References (transliterated)
1.
Budanov V.G. Metodologiya sinergetiki v postneklassicheskoi nauke i v obrazovanii. M.: Librokom, 2013.
2.
Demetradze M.R.Sotsiokul'turnye issledovaniya: teoriya i metodologiya. Saarbryukken: LAMBERT Academic Publishing, 2011.
3.
Imidzhevaya strategiya Rossii v kontekste mirovogo opyta / Pod red. prof. I.A. Vasilenko. M.: Mezhdunarodnye otnosheniya, 2013.
4.
Kosikov G. Sobranie sochinenii. T. 2. Teoriya literatury. Metodologiya gumanitarnykh nauk. M.: Tsentr knigi Rudomino, 2012.
5.
Kupryashin L.G. Modernizatsiya gosudarstvennogo upravleniya: instituty i interesy. M.: MGU, 2012.
6.
Mau V.A. Razvitie chelovecheskogo kapitala-novaya sotsial'naya politika. M.: Delo, 2013.
7.
Osipov G.V. Izmerenie sotsial'noi real'nosti. Pokazateli i ndikatory. M.: ISPI RAN, 2011.
8.
Novikov A.M., Novikov D.A. Metodologiya nauchnogo issledovaniya. M.: Librokom, 2013 g.
9.
Sadovaya E.S., Sautkina V.A. Kachestvo zhizni naseleniya mira. Izmerenie, tendentsii, instituty. M.: IMEMO RAN, 2012.
10.
Tamak V. Modernizatsiya-2012. Kn. 2. Kontseptsii modernizatsii. M.: Novosti, 2011.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"