по
Современное образование
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редколлегия > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Современное образование" > Рубрика "Поиски смысла"
Поиски смысла
Голикова Г.А. - Формирование ценностно-аксиологического подхода в школьном литературном образовании: к постановке проблемы c. 14-24

DOI:
10.7256/2306-4188.2014.1.10853

Аннотация: В статье ставится проблема формирования ценностно-аксиологического подхода в процессе изучения литературы в школе с точки зрения научных исследований в философии, эстетике, культурологии, педагогики и психологии. Представлены результаты экспериментального исследования (методы наблюдения и анкетирования учащихся 8-9-х классов школ г. Казани) с целью выявления специфики ценностных представлений школьников, в результате чего выявлены ценностные конфликты в процессе эстетического диалога «читатель – автор», определяющие ситуацию неполного и частичного понимания текста художественного произведения. Актуализируется вопрос «преодоления» ценностного «непонимания» текста через формирование ценностно-диалогических взаимодействий между читателем и произведением (по М.М. Бахтину). Методологической основой формирования ценностно-аксиологического подхода становятся идеи М.М. Бахтина о ценностном взаимодействии Я и Другого, «своего» и «чужого» в процессе эстетического диалога. Определяется путь продуктивной актуализации механизма «присвоения» ценностей (интериоризации) в процессе освоения художественных текстов школьниками средних классов через использование нестандартных приемов в изучении литературы (например, «метод проблематизации»). «Метод проблематизации» ценностных смыслов определяет круг ценностных доминант в произведении и выводит их в круг ценностного общения в процессе анализа и интерпретации текста на уроке в ситуации ценностного полилога «Я» – «Другой», где категория «Я» расширяется до уровня коллектива читателей: учитель и ученики.
Мирошин Д.Г., Мичурова Н.Н., Костина О.В., Дульцев С.Н. - Систематизация организации и осуществления корпоративного обучения в условиях предприятий горно-машиностроительного комплекса России c. 68-77

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.1.25382

Аннотация: Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тенденцией развития корпоративной подготовки работников на предприятиях горно-машиностроительного комплекса России, которая, в свою очередь, обусловила создание и развитие структуре предприятий специальных подразделений – образовательных центров, которые выполняют функции подготовки персонала с учетом специфики предприятия и систематизации корпоративного обучения персонала. Предметом исследования является непрерывный процесс корпоративной подготовки персонала предприятий горно-машиностроительного комплекса России. Объектом исследования является система корпоративного обучения персонала предприятий горно-машиностроительного комплекса. Систематизация корпоративного обучения персонала в условиях образовательных подразделений предприятий горно-машиностроительного комплекса возможна посредством разработки трехкомпонентной инвариантной модели, в которой, в зависимости от категории персонала, моделируются профессиональная компетенция работника, образовательная технология формирования профессиональной компетенции работника в условиях корпорации организации учебного процесса внутри предприятии и вне его с учетом специфики деятельности предприятия и его отраслевой направленности. Основные методы исследования: теоретический анализ опыта организации корпоративного персонала предприятий, синтез инвариантной модели системы корпоративного обучения персонала предприятий горно-машиностроительного комплекса, модели, включающей модель организации учебного процесса в условиях предприятии модель профессиональной компетенции работников, модель технологии обучения работников предприятий горно-машиностроительного комплекса, формирующий педагогический эксперимент. Научная новизна исследования заключается в создании и применении инвариантной модели профессиональной компетенции и разработке модульной технологии формирования профессиональной компетенции работника предприятия горно-машиностроительного комплекса. Основные выводы исследования заключаются в обосновании высокой педагогической эффективности разработанной системы корпоративного обучения персонала предприятий горно-машиностроительного комплекса России.
Мокшина Ю.Л. - Приобщение к чтению современных школьников в условиях использования мобильных технологий c. 104-117

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.2.26219

Аннотация: В статье исследуется одна из базовых задач современного образования – приобщение школьников к литературному чтению. Взгляд на проблему представлен с учетом развития информационной культуры современного общества. Описываются ключевые особенности современного образовательного процесса: непрерывность обучения, изменение отношения школьников к работе с информацией, формирование нового направления философии образования – коннективизма, нового типа школьника - информационно-грамотного пользователя образовательных услуг. На основании представленных особенностей современного образовательного процесса определяется цель и предмет исследования: анализ условий использования мобильных технологий в образовании, описание педагогического эксперимента, в рамках которого осуществлялась апробация мобильного приложения «Дневник ЧИТАЛКинаА» как средства приобщения современных школьников к чтению. Основные методы исследования: изучение и анализ педагогической, социологической, психологической, методической и специальной литературы; концептуальный анализ ранее выполненных исследований по проблемам использования мобильных технологий в образовании, анкетирование школьников, констатирующий и формирующий эксперименты, методы измерения и математической обработки экспериментальных данных, полученных в ходе исследования, их системный и качественный анализ, графическая интерпретация. Научная новизна исследования заключается в авторской разработке мобильного приложения «Дневник ЧИТАЛКинА», являющегося средством приобщения современных школьников к чтению, его внедрении в образовательный процесс современной школы. Представлены критерии и показатели эффективности использования мобильного приложения как средства приобщения к чтению. Основные выводы исследования заключаются в обосновании эффективности использования мобильных технологий в развитии образовательной мотивации и приобщении к чтению современных школьников.
Скобелина Н.А. - Институционализация социологии общественных движений: интеграция научного и образовательного аспектов c. 109-117

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.3.23821

Аннотация: Современные ученые обращают внимание на тенденцию к консолидации, объединению различных элементов системы научного образования, что актуально и для социологии. В статье делается акцент на институционализации социологии общественных движений и использовании интегрированного подхода к исследованию развития данного социологического направления. Целью статьи является определение процесса интеграции научного и образовательного аспектов социологии общественных движений через стратегию интегрализма, которая понимается в качестве способа организации интеграционного процесса. В статье предлагается модель институционализации социологии общественных движений, которая имеет структуру, состоящую из последовательных уровней интеграции. Исследование базируется на интегрированном подходе. Автор использует общенаучные методы, в том числе, метод анализа научной литературы. В рамках интегрированного подхода показывается зависимость интеграционного процесса от типа используемой стратегии. Интеграционный процесс, который лежит в основе институционализации социологии движений, характеризуется внутренней, внешней и комплексной стратегиями в соответствии с микро-, мезо-, макроуровнями и определяется тремя этапами институционализации социологии общественных движений. В заключении автор акцентирует внимание на том, что интегрированный подход способствует развитию социологического знания в области исследования современных общественных движений. Статья рекомендуется преподавателям социологии общественных движений высших учебных заведений и всем интересующимся данной тематикой.
Мартышенко Н.С. - Исследование процессов, влияющих на удовлетворенность студентов выбором специальности c. 131-142

DOI:
10.25136/2409-8736.2017.4.24347

Аннотация: Выбор профессии является важнейшим решением в жизни каждого человека. Предметом исследования являются процессы профессионального самоопределения студентов. В статье представлен комплексный анализ процесса выбора будущей профессии. Произведена оценка изменения субъективного образа профессии в процессе обучения. Профессиональная депривация негативно сказывается на психологическом самочувствии студентов и возможности их самореализации в профессии. Рассматриваются такие аспекты темы, как профессиональная депривация, которая обусловлена расхождением профессиональных ожиданий студентов и возможности их реализации в выбранной ими профессии. Особое внимание в статье уделяется оценке ценностных ориентиров и влияния образа профессии на профессиональные планы студентов. Оценка удовлетворенности студентов выбором специальности производилась на основе анализа данных анкетного опроса в интернет студентов Приморского края (n=600). Для обработки данных использовались методы статистического анализа. Широко использовались техники группировки и классификации, методы анализа качественной информации. Результаты исследования показали, что изменения процесса профессионального самоопределения молодежи определяются качественными изменениями социума. Процесс выбора профессии абитуриентами осуществляется без изучения характера и условий профессиональной деятельности, а также ситуации, складывающейся на рынке труда, и реальной возможности трудоустройства. Большинство студентов допускает после окончания вуза работу не по специальности. Современную молодежь совершенно не пугает возможность в будущем скорректировать свою профессию. Проведенные исследования показали, что вузы не уделяют достаточного внимания профессиональной ориентации относительно перехода «учеба – работа». Поэтому необходимо развивать структуры, содействующие трудоустройству, обеспечивающие подготовку молодежи к выходу на рынок труда.
Родионова Д.Д. - Расширение возможностей практико-ориентированного обучения посредством внедрения современных информационных-коммуникационных технологий (на примере профессиональной подготовки музеологов) c. 196-202

DOI:
10.7256/2409-8736.2017.1.22640

Аннотация: Предметом исследования является интеграция современных информационно-коммуникационных технологий и практико-ориентированного обучения в процессе профессиональной подготовки студентов-музеологов. Объектом исследования выступает профессиональная подготовка бакалавров по направлению "Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия". Акцентируется внимание на том, что модель практико-ориентированного продуктивного обучения является деятельностной по своему характеру и содержанию, а также соответствует дидактическим подходам, применяемым в высшем образовании с учетом внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов. Основой исследования стал проектный метод, используя инструментарий которого был выявлен алгоритм создания электронного музейного каталога "Традиционное косторезное и камнерезное искусство сибирских народов в собрании музея". Основным выводом данного исследования является обоснование преимуществ взаимовыгодного сотрудничества между профильной выпускающей кафедрой, осуществляющей практико-ориентированную подготовку по направлению "Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия" и конкретного музея в соответствии с принципом продуктивного обучения и с учетом требований рынка труда и развитием музейной профессии.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"