Современное образование - рубрика Эффективность обучения
по
Современное образование
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Современное образование" > Рубрика "Эффективность обучения"
Эффективность обучения
Соколов Г.А. - Особенности психоэмоциональных состояний студента при дистанционной форме обучения. c. 1-13

DOI:
10.7256/2306-4188.2014.1.10921

Аннотация: В статье описывается специфика психоэмоциональных состояний, возникающих при дистанционной форме обучения. Дается общая характеристика дистанционной формы обучения, описывается ее влияние на когнитивные процессы. Подробно описано психоэмоциональное состояние студентов в процессе обучения. Описываются источники отрицательных эмоций и положительных эмоций в образовательной среде. Показывается, что при дистанционном обучении у студентов возникает меньше отрицательных эмоций, особенно эмоций, связанных с переживанием экзаменационных стрессов. Также показано, что практически все источники положительных эмоций сохраняются и при дистанционном обучении. В настоящее время обучение является основным путем получения образования, под обучением также понимается процесс овладения навыками, знаниями и умениями и под руководством мастеров, педагогов, наставников и т. д. Формы обучения подразделяются на традиционное и дистанционного, в последнее время, набирающее особую популярность, образование [9]. Дистанционное образование - это такая форма образования, при которой процесс обучения полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологий и средств. Субъект дистанционного образования удалён от педагога, а также от прочих учебных средств, и образовательных ресурсов [8]. Данная форма образования осуществляется с преобладанием дистанционных образовательных технологий, методов, форм и средств обучения в учебном процессе, также используется информация из образовательных массивов сети Интернет.
Волкова Е.С., Гисин В.Б. - Об оценке сформированности системы основных понятий математического анализа c. 12-27

DOI:
10.25136/2409-8736.2020.2.32942

Аннотация: Объектом исследования являются результаты экспериментального использования теста инвентаризации понятий математического анализа (Calculus Concept Inventory, CCI). Этот тест направлен на оценку освоения основных понятий математического анализа (функция, предел, производная). В тесте принимали участие студенты Финансового университета при Правительстве Российской федерации, обучающиеся по образовательной программе подготовки бакалавров по направлению «Прикладная математика и информатика». Тестирование по данному тесту проводилось в период 2016-2020 гг. Тест проводился в соответствии с методикой проведения подобных тестов два раза в течение учебного года: до начала изучения и после изучения курса математического анализа. Дисциплина «Математический анализ» является одной из основных дисциплин в формировании математических компетенций студентов направления подготовки «Прикладная математика и информатика». Именно математический анализ формирует тот понятийный каркас, на основе которого могут быть изучены современные математические модели и теории, необходимые выпускникам финансового университета в их профессиональной деятельности. В общей сложности в тестировании принимало участие около 400 студентов первого курса. Для оценки качества теста использовался коэффициент альфа Кронбаха. Результаты оценивались в рамках однопараметрической модели Раша. Тест, разработанный ведущими специалистами США в области математики и ее преподавания в университетах, был впервые применен в отечественной практике. Практика применения теста в университетах США, показала его сравнительно невысокую эффективность. В частности, значения коэффициента альфа Кронбаха оказывались ниже приемлемого уровня. Для студентов Финансового университета ситуация выглядит совершенно иначе: значения коэффициента альфа высоки и позволяют сделать однозначный вывод об информативности результатов. В работе предложены комбинированные методы статистической обработки тестов. В частности, наряду с методами, принятыми в теории тестовых заданий, используется достаточно простые, но информативные значения коэффициентов дискриминации. Их изменение позволяет использовать тест не только для оценки группового продвижения студентов в освоении понятий математического анализа, но и для оценки индивидуальных результатов. Результаты тестирования показывают, что традиционный подход в преподавании основ математического анализа, принятый и широко распространенный в российских вузах, малоэффективен. Продвижение студентов в овладении основными понятиями крайне незначительное. Это говорит о необходимости достаточно радикально перестраивать содержание и методы преподавания математического анализа в вузе.
Никитин П.В. - Повышение эффективности обучению физике средствами факультатива "Физические основы информационной безопасности" c. 28-42

DOI:
10.25136/2409-8736.2020.2.33254

Аннотация: Объектом исследования является повышение мотивации обучающихся к изучению физики, как одной из наиболее сложных наук школьного курса. Предметом исследования является разработанный автором факультатив "Физические основы информационной безопасности", основанный на междисциплинарной интеграции таких дисциплин как физика, информатика, информационная безопасность. Автором проведен большой анализ школьных учебников по физике и научно-методических источников литературы по информационной безопасности, выделены соприкасающиеся темы и на их основе разработаны лабораторные работы. Особое место автор уделяет методическим вопросам проведения данного факультатива. Обучение строится на применении метода проблемного обучения, как оптимального метода поиска и получения новых знаний, активной учебной деятельности. Научная новизна исследования заключается в разработке факультатива "Физические основы информационной безопасности", который имеет прикладную направленность. Лабораторные работы разработаны автором так, что учащиеся знакомятся с физическими законами в ходе их выполнения, то есть вначале видят, как "это работает", а после делают выводы в виде формул, после чего решают теоретические задачи по данным темам, понимая вся глубину. Данный факультатив зарегистрирован в Роспатенте как база данных "Электронный образовательный ресурс по дисциплине Физические основы информационной безопасности". Особое внимание автором уделено внедрению данного курса в учебный процесс, описана методическая система обучения и описан педагогический эксперимент, который доказывает эффективность данного курса.
Корень Р.В. - Системная культурология как Метанаука: Философско - культурологические исследования c. 38-69

DOI:
10.7256/2306-4188.2013.3.9103

Аннотация: В статье подчеркнута актуальность перехода культурологии на «рельсы» метанауки. Рассмотрены общие подходы к определению «метанаука», предыстория зарождения этого термина, его двойственность и системный этап развития метанауки. Проанализировано начало становления культурологии как науки и отношение к нему гуманитариев и представителей естественных наук. Показано, что Системная культурология способна исполнять роль Метанауки, включающей в предмет своего ведения все науки, а кроме того, религиоведение, сознание и информацию. Элементы (ипостаси) Системной культурологии как триединой системы: теоретическая, фундаментальная и прикладная культурологии могут рассматриваться как частные метанауки. Целью теоретической культурологии является исследование и наработки методологически выдержанных теорий (парадигм) культуры, увеличение их разнообразия. Кроме того, теоретическая культурология должна систематизировать парадигмы культуры и её функции, культурологические категории, понятия, закономерности, динамику и т.д.. Целью фундаментальной культурологии является обеспечение выживания (спасение) человечества, функции семантического фильтра по отношению к наработкам теоретической культурологии на предмет целостности и обеспечения выживания, а также постановка задач для прикладной культурологии. Целью прикладной культурологии является усложнение своей внутренней структуры путем рефлексии (в широком понимании: как надстраивание управляющими системами) и «окультуривание» (культурологизация) отраслевых наук (видов деятельности). Проанализирована прикладная культурология как синтез культурологии и направлений (видов) деятельности.
Ремнева Н.А. - Обучающие игры как ведущий метод формирования основ логического мышления у старших дошкольников c. 42-53

DOI:
10.7256/2306-4188.2013.4.10311

Аннотация: Статья посвящена проблеме формирования основ логического мышления у старших дошкольников. Актуальность темы обусловлена тем, что социальный заказ в сфере образования отражает возрастающую потребность государства и общества в подготовке квалифицированных специалистов, умеющих продуктивно мыслить. В связи с этим в настоящее время особую актуальность приобретают требования к качественно новому уровню развития познавательных процессов, в том числе и на этапе дошкольного образования. Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития памяти, внимания, мышления, речи, именно в этом возрасте закладывается фундамент формирования личности. Так же в статье дан историко-педагогический анализ применения дидактических игр в дошкольном обучении и воспитании. Раскрыто и обосновано значение дидактической игры для всестороннего развития ребенка. Рассмотрены разнообразные виды логических и математических игр, выделены их компоненты. Доказано, что одним из эффективных методов является использование системы обучающих игр в работе с детьми дошкольного возраста.
Лялин А.В. - Задачи по теме «Искусственный интеллект» в школьной информатике c. 43-49

DOI:
10.25136/2409-8736.2022.4.39551

EDN: IPGOTT

Аннотация: Искусственный интеллект – направление информатики, в котором пишут программы и создают устройства, имитирующих интеллектуальные функции человека. Эти программы и устройства используются в самых разных областях, например, в технике, науке, искусстве, играх, медицине, торговле, финансах, образовании. Если в стандарты высшего образования уже включены дисциплины с названиями «Основы искусственного интеллекта», «Интеллектуальные информационные системы», «Интеллектуальный анализ данных» и «Машинное обучение», то в школе искусственный интеллект не рассматривается, ни на теоретическом уровне, ни на практическом. Поэтому предметом исследования является содержание темы «Искусственный интеллект» в школьном курсе информатики. В результате теоретического анализа школьных и вузовских образовательных стандартов и учебных пособий, а также наблюдения за обучением был получен положительный ответ на вопрос о возможности изучения темы «Искусственный интеллект» в школьном курсе информатики. Оказалось, что из этой сложной темы можно выбрать задачи, которые, после упрощения и адаптации, будут интересны и доступны школьникам. В статье для примера приводится четыре такие задачи, а именно, на кластеризацию, классификацию, распознавание и управление. Их решение позволяет не только познакомить учеников с новым и перспективным направлением информатики, но и приближает обучение к деятельности учёного, а значит, развивает их интеллект.
Ширинкина Е.В. - Методы интеллектуального анализа данных и образовательной аналитики c. 51-67

DOI:
10.25136/2409-8736.2022.1.37582

Аннотация: Актуальность исследования обусловлена тем, что по теме в контексте интеллектуального анализа образовательных данных в настоящее время больше вопросов, чем конкретных ответов: как это делается, для чего и каким образом мы это можем использовать, какие метрики включать в выборку и как строить прогнозы. Несомненно, в ближайшие годы произойдет переход от обсуждений к практическому внедрению учебной аналитики в образовательные процессы. Цель исследования - систематизировать методы интеллектуального анализа образовательных данных в контексте отличия учебной аналитики от педагогической диагностики и других способов сбора данных. Результаты исследования позволят выстроить стратегию обучения и совместить цели обучающей программы с эффективностью образовательного процесса и ожидаемыми результатами со стороны обучающихся.    В этой связи автором рассмотрены виды учебной аналитики. Научная новизна исследования заключается в систематизации сфер исследовательских интересов, связанных с интеллектуальным анализом данных в образовании и учебной аналитикой. Обосновано, что учебная аналитика в совокупности с интеллектуальным анализом образовательных данных дает возможность разработать точные модели, характеризующие поведение обучающихся, их свойства, слабые и сильные места контента и взаимодействия с ним, командную и групповую динамику. Практическая значимость исследования заключается в том, что рассмотренные методы позволят оценить текущее состояние обучающей системы или программы, прогнозировать желаемые результаты и составить дорожную карту планируемых изменений. Педагогическим дизайнерам и методистам представленные методы станут фундаментом для оптимизации программы. Обучающиеся благодаря представленным методам получают наиболее релевантный, вовлекающий и осмысленный образовательный опыт.
Енжевская М.В. - Формирование основ учебной деятельности у младших школьников на уроках русского языка c. 53-71

DOI:
10.25136/2409-8736.2021.3.33719

Аннотация: В статье приведен пример организации полноценной учебной деятельности на уроках русского языка в рамках начального общего образования; приводится поэтапная структура одной из предметных тем в курсе русского языка с учетом всех компонентов учебной деятельности от постановки учебной задачи до контроля и оценки результатов; перечислены приемы и приведены примеры заданий, используемых при разработке контрольных материалов с учетом формирования метапредметных компетенций у младших школьников; частично описан контрольно-оценочный инструментарий, построенный на такой особенности системы оценки, как ее естественная встроенность в образовательный процесс. В статье описана оценка как средство обеспечения качества современного образования, которое предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся. Система одержательного оценивания на критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки дают возможность учащимся освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за результаты своей учебной деятельности. При систематической целенаправленной работе по формированию действия оценки младшие школьники вскоре способны не только фиксировать свои трудности, но и анализировать их причины, планировать и осуществлять коррекционные мероприятия для преодоления этих трудностей.
Флеров О.В. - Генезис отечественного дополнительного профессионального образования: от истоков к современным проблемам c. 57-82

DOI:
10.25136/2409-8736.2017.2.19191

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является дополнительное профессиональное образование в Дореволюционной, Советской и Современной России. Предмет исследования - тенденции, особенности и основные этапы развития дополнительного профессионального образования в историческом контексте. Особое внимание автор уделяет историко-педагогической трактовке исследуемого понятия, которое всегда тесно взаимосвязано с такими понятиями как "образование взрослых", "непрерывное образование", "внешкольное образование" и пр. В связи с чем существует большое количество трактовок ДПО, которое обусловливает, в частности, множество периодизаций его развития. В статье также отражается взаимосвязь прежних этапов развития ДПО в нашей стране с современными его концепциями и проблемами. Методом исследования выступает историко-педагогический и сравнительный анализ сущности, структуры и содержания прежних моделей отечественного дополнительного профессионального образования и его современных форм. Основные выводы автора сводятся к тому, что многие идеи организации, развития и функционирования дополнительного профессионального образования как социального института, которые сегодня являются актуальными, прослеживались в отечественной профессиональной педагогике уже довольно давно. Новизна статьи заключается в том, что исторический обзор зарождения и развития образовательной системы дан в ней не только в педагогическом, но и в социальном, социально-экономическом, а также в политическом контексте.
Лазарева И.Н. - Внутренние резервы высокоэффективного образования КНР: Профессионально-педагогический компонент c. 59-66

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.3.19828

Аннотация: Среди стран с высоким коэффициентом качества образования особый интерес сегодня вызывает Китайская народная республика, в частности, Шанхайская система, продемонстрировавшая удивительные результаты. Мировая конкурентоспособность Шанхайской модели образования объясняется рядом условий, и в частности, готовностью учителей работать в высокоэффективных образовательных системах. Исследуются преимущества интерактивного механизма Шанхайской модели в профессионально-педагогическом аспекте (система профессионального продвижения, обучение учителя в рабочее время, экспертиза качества работы учителя). Траектория повышения квалификации учителя представлена в динамике трансформации - от методически грамотного предметника до педагога-исследователя. На основе изучения материалов, предоставленных Центром международных сопоставительных исследований в области эффективности образовательных систем (Center on International Education Benchmarking) и практических подходов к решению приоритетных задач, выдвинутых Комиссией по народному образованию КНР, установлено, что непрерывное обучение педагогов в группах профессионального развития при условии рациональной организации труда, стало эффективным стратегическим решением в области реализации национальной стратегии повышения качества образования. Показано, как реализация требований качество-ориентированного подхода в существенно изменила не только организацию предметного обучения в школе, но и профессиональные смыслы деятельности учителя. Изучение данного опыта имеет значение для тех, кто заинтересован в конкретных высоких результатах модернизации и обновления отечественных образовательных систем.
Фаритов А.Т. - Формирование инженерной компетенции учащихся общеобразовательных учреждений как педагогическая проблема c. 64-77

DOI:
10.25136/2409-8736.2019.4.30889

Аннотация: Актуальность исследования заявленной темы обусловлена тем, что на современном этапе человеческая цивилизация находится на качественно новой стадии своего развития. Влияние технологий неуклонно повышается. Соответственно, в связи с подобным положением дел актуализируется задача развития инженерного мышления как основополагающей характеристики современного человека. В деле преобразования окружающего мира именно инженерное мышление выступает как ведущий и наиболее значимый тип мыслительной деятельности человека. Данная разновидность мыслительных операций, свойственная человеку, воплощает в себе инновационную идею и новейшую технологию. Специалисты, обладающие инженерным мышлением, являются крайне востребованными в современном обществе. Они задействованы в конструкторских бюро, на наиболее современных производствах, в эффективно развивающихся организациях и т.д. Исследование проводилось с использованием комплекса методов: теоретических (теоретический анализ психолого-педагогической литературы, сравнительно-сопоставительный анализ существующих точек зрения, теоретическое обобщение), эмпирических (наблюдение, педагогический эксперимент, анализ продуктов инженерной деятельности учащихся, обобщение опыта). Переход к инновационной экономике актуализирует задачу всемерного развития и поддержки будущих инженерных кадров. В Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. содержится указание на значимость «всемерного стимулирования инновационной активности молодежи». Развитие у учащихся научно-технического творчества, изобретательства, навыков конструирования и т.п. является одним из фундаментальных компонентов образовательной системы в условиях перехода отечественной экономики к инновационному типу.
Ремнева Н.А., Стожарова М.Ю. - Влияние математической деятельности на формирование познавательных процессов старших дошкольников c. 68-78
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению двух вопросов: влияет ли математическая деятельность на формирование познавательных процессов и как сформировать познавательные процессы старших дошкольников в математической деятельности в условиях дошкольного учреждения. Предложена специально разработанная система обучения в детском саду. Кратко изложены данные экспериментального исследования, иллюстрирующего возможности использования различных форм организации математической деятельности в развитии познавательных процессов старших дошкольников.
Пеша А.В., Коропец О.А. - Анализ релевантности существующих моделей оценки эффективности корпоративного обучения и развития персонала c. 83-95

DOI:
10.25136/2409-8736.2017.3.24000

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является анализ моделей оценки эффективности корпоративного обучения и развития персонала, значимость которых увеличивается в корреляции с ключевыми глобальными трендами в этой области. После детального анализа, авторами выделены ключевые глобальные тренды в области корпоративного обучения и развития персонала, которые, по мнению авторов, имеют как теоретическое, так и практическое значение для управления человеческими ресурсами организации. Авторы раскрывают сущность, преимущества, недостатки моделей: Дональда Киркпатрика, Бенджамина Блюма, Ральфа Тайлера, Даниэля Л. Стафлебима. Авторами подчеркивается необходимость всестороннего и комплексного анализа потребностей стейкхолдеров при выборе форм, методов и видов обучения и развития сотрудников. Методы, которые используют авторы во время своего исследования: контент-анализ данных печатных и электронных источников текстовых данных эмпирических и практических исследований авторов, анализ существующих моделей. Основной вывод, который делается авторами, констатирует, что существующие модели оценки эффективности обучения и развития персонала в целом релевантны существующим запросам корпораций, но требуют большего временного и финансового вложения в связи с тенденциями персонализации, распространения цифрового обучения и внедрения новых образовательных технологий. В тоже время, самым объективным показателем эффективности обучения остается оценка показателей производительности и качества труда обученных специалистов и как следствие их конкурентоспособность на рынке труда.
Литвинов В.А. - К вопросу об оценке сформированности компетенций обучающихся при проведении промежуточных и итоговой аттестации c. 85-91

DOI:
10.25136/2409-8736.2019.1.25638

Аннотация: Объектом исследования работы являются методы оценки сформированности компетенций обучающихся. Предметом исследования являются корреляционные связи между результатами промежуточных и итоговых аттестаций обучающихся. Автором сделан обзор существующих методик оценки уровня сформированности компетенций в процессе освоения обучающимися основной образовательной программы. На примере более двух сот обучающихся по специальности "Правоохранительная деятельность" в работе подробно проанализированы корреляционные связи результатов аттестации по отдельным предметам и итоговые оценки, полученные обучающимися на государственных экзаменах и за выпускную квалификационную работу. Методом исследования является применение системного и сравнительного статистического анализа результатов промежуточных и итоговых аттестаций обучающихся за весь период обучения в образовательной организации. Сделан вывод о сильной корреляции большинства оценок уровня сформированности компетенций, получаемых по результатам промежуточных аттестаций на основе традиционных матриц компетенций, что свидетельствует об уменьшении информативности по сравнению с результатами семестровых экзаменов. Предложено проводить оценку уровня сформированности компетенций в основном по результатам защиты курсовых работ и государственной аттестации.
Ельшин Л.А., Сафиуллин М.Р. - Традициональное поле функционирования региональной высшей школы и разработка парадигмы ее развития (на материалах Республики Татарстан) c. 86-94

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.2.26224

Аннотация: Предметом исследования является анализ парадигмы развития высшего образования РФ в системе регионального поля функционирования и его соответствия текущим и перспективным потребностям формирующегося инновационного ландшафта. Основные акценты в работе ставятся на осмысление образовательного потенциала региональных систем и выявления путей движения финансовых и информационных потоков в сфере науки и высшего образования с учетом региональной специфики традиционального поля функционирования высшей школы и специфических особенностей организационно-экономического развития территориальных систем. В рамках подготовки статьи использовались методы обобщения, дескриптивного анализа и синтеза научных информационных ресурсов, включая исследования зарубежных и отечественных авторов – экспертов в области проблем развития системы высшего образования. Использован личный опыт в анализе и оценке инструментов и механизмов развития образовательной среды. Основными итогами проведенного исследования являются научно аргументированные выводы относительно того, что процесс перепрограммирования образовательной среды в России должен основываться на постановке технологии постоянного обновления учебных курсов, минимизирующей их запаздывание при реагировании на изменения реалий самой науки и инновационной среды национального и глобального уровня. На основе установленной системы эволюционного развития образовательной сферы разработана общая картина регионального инновационного ландшафта, нуждающаяся в корректировке и способствующая решению актуальных проблем в сфере стимулирования инноваций в регионе.
Сопот Н.А. - Неспециальные виды упражнений по орфографии на синтаксической основе c. 101-108

DOI:
10.25136/2409-8736.2017.4.24458

Аннотация: В статье рассматриваются виды коммуникативных упражнений, эффективных для совершенствования орфографических умений учащихся 8–9-х классов. Определяются критерии отбора упражнений. Особое внимание уделяется методическим аспектам использования неспециальных орфографических упражнений (конструирования, творческого, свободного диктантов, диктанта по аналогии) для повторения орфографии при изучении синтаксиса, предлагаются конкретные варианты заданий, позволяющих комплексно подойти к решению орфографических, синтаксических и речевых задач. Подчеркивается, что повторение орфографии в 8–9-х классах должно осуществляться во взаимосвязи со систематическим курсом синтаксиса. Методологию исследования составляют теория речевой деятельности, положения о коммуникативно-деятельностном подходе к обучению орфографии в средней школе. Новизна исследования заключается в изучении проблемы совершенствования навыков грамотного письма в 8-9-х классах с позиции коммуникативно-деятельностного подхода. Неспециальные орфографические упражнения рассматриваются как базовый компонент системы упражнений, реализующих коммуникативно-деятельностный подход к обучению орфографии на синтаксической основе. В статье раскрывается специфика использования неспециальных орфографических упражнений на закрепительно-коррекционном этапе формирования орфографических умений.
Стрижиус Е.И. - Влияние тревожности на результаты выпускных экзаменов (ГИА/ЕГЭ) у старшеклассников с различным уровнем успеваемости. c. 106-125

DOI:
10.7256/2306-4188.2013.1.8799

Аннотация: В статье анализируется проблема влияния тревожности на результаты выпускных государственных экзаменов (ЕГЭ и ГИА) у старшеклассников с различным уровнем исходной успеваемости. Все выпускники по степени текущей успеваемости были разделены на три группы: обычные ученики (более половины всех учащихся, имеющих хотя бы одну тройку), хорошисты (успевающие на хорошо и отлично) и отличники (успевающие только на отлично). По степени тревожности выпускники также были разделены на три группы: выпускники с высокой тревожностью, со средней тревожностью и с низкой тревожностью. Было показано, что тревожность влияет на ожидаемую и реальную отметку по математике, а на реальную отметку по русскому языку достоверного влияния тревожности не было обнаружено. Наиболее сильно влияние фактора тревожности обнаружено у обычных школьников, в этой группе лучшую успеваемость демонстрировали школьники со средней тревожностью, у учащихся с высокой тревожностью отметки были достоверно ниже, а у учащихся с низкой тревожностью наблюдалась тенденция к понижению отметки. Мы объяснили это тем, что низкотревожные школьники слабо мотивированы и не верят в себя, а высокотревожные школьники склонны к перфекционизму, постоянно перепроверяют решение и не успевают сделать все в срок. В качестве рекомендации мы предлагаем вести работу со школьниками дифференцировано: снижать очень высокий уровень тревожности, а очень низкий, наоборот, поднимать.
Гатиатуллина Э.Р. - Скептическая ориентация педагога как мировоззренческий нейтралитет в преподавании дисциплин социально-гуманитарного цикла c. 109-125

DOI:
10.7256/2409-8736.2015.3.15270

Аннотация: Предметом исследования является выраженная мировоззренческая позиция и ориентация человека, который является преподавателем социально-гуманитарных дисциплин в высшем учебном заведении. Личное мировоззрение преподавателя, накладывая неизменный отпечаток на его профессиональную деятельность, играет немалую роль и имеет большое значение в формировании мировоззренческих ориентиров у учащихся. Особенно заметным это влияние становится в преподавании дисциплин социально-гуманитарного блока, в силу чего на преподавателе этих дисциплин лежит гораздо большая мировоззренческая ответственность, чем на преподавателе естественно-математического или технического циклов и каким образом возможно избежать прямого влияния субъективных идейных установок и ценностей преподавателя на учащуюся аудиторию. Методами исследования является рефлексия богатого эмпирического материала, накопленного в процессе многолетней преподавательской деятельности автора; анализ скептически ориентированного мировоззрения; обоснование интерпретации последнего – не как нигилистического, а как критического; сопоставление скептицизма как философского направления с основными концепциями истины. Основным выводом, характеризующим теоретическую и практическую значимость проведенного исследования является положение, согласно которому минимизация возможных мировоззренческих искажений в преподавании социально-гуманитарного цикла достижима при условии, как ни странно это прозвучит на первый взгляд, что преподаватель придерживается скептической философской ориентации. Новизна авторского подхода заключается в утверждении о том, что скептицизм как философская позиция представляет собой не столько разновидность агностицизма или релятивизма, или, тем более, нигилизма, как обычно трактуется скептическая философия, а своего рода мировоззренческий нейтралитет, который позволяет преподавателю социально-гуманитарных дисциплин наиболее адекватно выполнять свой профессиональный долг.
Дударь А.И., Хусяинов Т.М. - Место полевой практики в процессе социализации студентов-биологов: теоретический анализ c. 143-150

DOI:
10.7256/2409-8736.2015.1.13500

Аннотация: Данная работа подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) в рамках проекта №14-33-01001 "Габитус факультета" и социализация студентов классического университета (на примере Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского)". В работе рассматривается роль полевой практики студентов-биологов на процесс социализации и формирование личности. Несмотря на быстро растущее в современной науке количество исследований молодёжной среди в целом, и студенчества в частности, как эмпирическая, так и теоретическая проработка проблемы на данный момент недостаточна. В работе обсуждаются те основания, которые обуславливают специфику процесса социализации в ходе полевой практики, на примере студентов-биологов. В качестве методов данного исследования выступили теоретический анализ российской социологической, педагогической и психологической научной литературы. Данная работа рассматривает основные теоретические основы процесса социализации студентов-биологов в ходе полевой практики. В ходе исследования было установлено, что прохождение полевой практики студентами-биологами существенно влияет на социализацию, социальную адаптацию, развитие межличностной коммуникации, а также формирование особого "Габитуса факультета" в целом.
Титова А.Ю. - Особенность построения урока хореографии для достижения наилучшего результата c. 153-160

DOI:
10.7256/2409-8736.2017.1.20210

Аннотация: В статье описывается специфика хореографического обучения, возникающая при посещение студии танца в досуговом центре дополнительного образования. Дается общая характеристика обучения в хореографическом коллективе, описывается влияние хореографии на личность ребенка. Подробно описано построение целей и задач при формировании урока хореографии. Описываются источники отрицательных и положительных результатов в образовательном процессе. Показывается, что при построении урока, педагог должен четко представлять свою цель, для достижения которой можно руководствоваться теми или иными способами методики. Также показано, что практически все источники положительных эмоций сохраняются и при обучении в строгом хореографическом коллективе, где одни из важных критериев воспитания всегда считалась дисциплина и строгость в требовании исполнения движений. Благодаря анализу стало возможно выделить несколько пунктов, на которые педагог хореографического коллектива сможет опираться для организации успешного образовательного процесса. Автор отмечает, что каждый педагог, прежде чем заниматься с детьми, должен иметь план работы, программу формирования определенных навыков. Знание только своего предмета в настоящее время не отвечает качеству предоставления услуги проведения дополнительных занятий. Новизна исследования заключается в предложении автором принципов работы с детским хореографическим коллективом, которые можно применять в любом танцевальном направлении. Также отмечается, что для любого педагога, тренера, воспитателя, залогом успеха является - творческое чутьё и интуиция, самоорганизация и постоянное стремление к саморазвитию.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.