по
Современное образование
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редколлегия > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Современное образование" > Рубрика "Педагогическая психология"
Педагогическая психология
Лабунская В.А., Бзезян А.А. - Внешний облик в образовательной среде: оценка, самооценка, функциональная значимость c. 8-18

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.4.27965

Аннотация: В статье дан теоретический анализ исследований, касающихся влияния внешнего облика студента на его академическую успеваемость и воздействия внешнего облика преподавателя на успешность обучения студентов. В статье сделан теоретический вывод о привлекательном внешнем облике, как о «социальном капитале» студентов и преподавателей. В ней отмечается, что выводы о воздействии внешнего облика на образовательную среду были сформулированы западными исследователями. В этой связи, в статье рассматривается проблема значимости внешнего облика для российских студентов; оценки внешнего облика преподавателей; роль субъективной оценки экономического статуса студентов в определении функциональной значимости внешнего облика в образовательной среде. Применялся ряд оригинальных анкет, опросников. В исследовании участвовали 130 студентов, 62% идентифицировали себя с группой «скорее бедные, чем богатые», 48% с группой «скорее богатые, чем бедные». Результаты: 1) студенты соглашаются с утверждениями о том, что более привлекательный внешний облик может способствовать уверенному взаимодействию с преподавателем, вниманию с его стороны, получению более высоких академических оценок; 2) субъективная оценка студентами своего экономического статуса влияет на самооценки, оценки внешнего облика преподавателей, но не оказывает существенного воздействия на выбор меры функциональной значимости привлекательного внешнего облика для образовательной среды. Заключение: в студенческой среде сложилась точка зрения об «инвестиционной силе» внешнего облика, о нем, как о социальном капитале; такие представления характерны для студентов различных экономических статусов.
Лазарева О.А. - Счастливое состояние саратовской молодёжи: основные аспекты c. 18-24

DOI:
10.7256/2306-4188.2013.3.9611

Аннотация: Данная статья включает в себя результаты авторского исследования, посвященного главным аспектам счастья молодёжи г. Саратов. В эти аспекты включены: понимание и наличие ощущения счастья, продолжительности и дата последнего с ощущения счастья, поводы для последнего счастливого состояния, причины завершения и признаки этого состояния. Результаты получены с помощью инструмента - раздаточного анкетирования с дальнейшим анализом результатов. Способ анализа результатов - корреляционный анализ (с помощью программы SPSS).Цель данного исследования - изучение интерпретации счастья саратовского жителя. Одна из задач - особенности счастья молодого поколения г. Саратов. Тип выборки – квотно-территориальный, количество опрошенных – 200 человек. Количество опрошенных в возрасте от 16 до 35 лет, т.е. молодёжи, составило 65 человек (32,5% от числа респондентов).Полученные результаты можно использовать для разных статистических сборников и журналов по всей России, представляют собой научные данные.
Горбенко А.В. - Эмоциональная безопасность образовательной среды у студентов гуманитарного ВУЗа (бакалавриат и магистратура) c. 36-91

DOI:
10.7256/2409-8736.2015.4.15997

Аннотация: В данной статье описывается исследование эмоциональной безопасности гуманитарного ВУЗа у студентов находящихся на разных уровнях образования (бакалавриат и магистратура).В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что в зависимости от уровня обучения и факторов рисков эмоциональная безопасность образовательной среды у студентов будет различная. При этом было предположено, что у студентов бакалавров уровень эмоциональной безопасности будет низким, в то время как у студентов магистрантов уровень эмоциональной безопасности будет высоким.Статистическая обработка полученных данных показала достоверность различий в восприятии эмоциональной безопасности у студентов разных уровней образования. У студентов бакалавров уровень эмоциональной безопасности образовательной среды оказался низким. У студентов магистрантов уровень эмоциональной безопасности образовательной среды – высокий. В исследовании использовались следующие методики:Автор Березина Т.Н. Анкета «Риск заболеть психосоматическими заболеваниями (по причине самовнушения)»;Шкала субъективной оценки здоровья;Опросник «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды» (ПБОС) автор Баева И.А.;Метод математической статистики U-критерий Манна — Уитни В нашем исследовании было показано, что высокий показатель положительного отношения к ОС у магистрантов, и высокие показатели ее составляющих говорят о том, что удовлетворённость ОС у магистрантов высокая. А следовательно и позитивные эмоции переживаются ими чаще. Таким образом уровень эмоциональной безопасности образовательной среды у студентов магистрантов очень высокий и выше, чем у студентов бакалавриата.Таким образом результаты данного исследования подтверждают гипотезу о том, что эмоциональная среда вуза связана с психологической средой и у студентов магистрантов эмоциональная безопасность ВУЗа будет выше, чем у бакалавров.Так же эмоциональная среда влияет и на факторы, которые с ней связанны, это склонность к возникновению психосоматических заболеваний. Связь эмоций с физиологией организма отмечалась неоднократно, эта связь имеет и психологический и физиологический характер, известна в области обонятельного анализатора, аудиального. Поэтому и эмоциональное благополучие образовательной среды будет влиять и на психологическое, и на физическое здоровье студентов. Соответственно, низкий показатель эмоциональной безопасности среды будет влиять на риск развития психосоматических заболеваний, поэтому этот риск выше у студентов бакалавров, т.к. ими переживается больше негативных эмоций.
Пищерская Е.Н., Филиппова В.П. - Педагогические условия адаптации обучающихся по программам академической мобильности за рубежом c. 51-59

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.1.21372

Аннотация: Настоящее исследование посвящено поиску педагогических условий для успешной адаптации участников программ международной академической мобильности. В статье проанализирован опыт участия студентов в программах академической мобильности и выявлены педагогические условия успешной адаптации участников программ международной академической мобильности. Предметом исследования являются педагогические условия адаптации обучающихся по программам академической мобильности за рубежом. Объектом исследования является адаптация участников образовательного процесса в условиях академической мобильности. Особенности адаптации российских и иностранных студентов за рубежом были выявлены с помощью специально разработанной анкеты. По результатам полученных данных проведен анализ факторов, положительно и отрицательно влияющих на процесс адаптации. Для решения поставленной цели был проведён теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы; изучен и обобщен педагогический опыт; применены методы психолого-педагогической диагностики (наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование). Основным выводом проведенного исследования является то, что для помощи в успешной адаптации необходимо соблюдать следующие педагогические условия: в зависимости от уровня адаптации студента, его коммуникативных и когнитивных установок проектировать индивидуальные программы адаптации; необходимо повышать уровень языковой компетенции, формировать толерантность к чужой культуре, устранять когнитивный диссонанс и стереотипы; производить коррекцию отношений иностранных студентов в микросоциуме.
Прудников Л.А., Климов Р.С. - Потенциальные возможности управления профессиональной подготовкой операторов на основе оценки психофизиологического состояния c. 52-64

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.2.17889

Аннотация: Предметом исследования является совершенствование управления профессиональной подготовкой операторов на основе использования информации о психофизиологическом состоянии обучаемого. Гипотеза исследования: поскольку успешность профессиональной деятельности зависит от состояния человека в процессе ее выполнения, учет оценки психофизиологического состояния в процессе профессиональной подготовки (обучения) позволяет реализовать управление профессиональной подготовкой операторов, направленное на формирование (развитие, закрепление) у них устойчивых профессиональных навыков. Актуальность исследования обусловлена также недостаточным использованием в педагогической практике потенциальных возможностей учета психофизиологического состояния обучаемого, обеспечиваемых уровнем развития информационно-телекоммуникационных технологий. Исследование основано на материалах статей, посвящённых психологическим аспектам профессиональной надежности, а также на собственных эмпирических данных. При проведении исследования применялись методы психофизиологии труда, педагогической психологии, педагогической кибернетики, инженерной психологии и эргономики. Новизна исследования заключается в теоретико-экспериментальном обосновании необходимости учета оценки психофизиологического состояния для управления профессиональной подготовкой обучаемых. За счет того, что условием завершения обучения является "качественное выполнение контрольных упражнений (тестов) с низким психофизиологическим напряжением" обучаемого обеспечивается повышение качества профессиональной подготовки – достигается повышение устойчивости навыков, сформированных в результате обучения. Учет психофизиологического состояния обучаемого, обеспечиваемый без помех выполнению им профессиональной деятельности, должен быть неотъемлемым компонентом управления профессиональной подготовкой операторов в интересах повышения эффективности индивидуально-адаптированного обучения и устойчивости формируемых и развиваемых навыков.
Березина Т.Н. - Формирование эмоциональной безопасности образовательной среды (психолого-педагогические аспекты) c. 53-68

DOI:
10.7256/2409-8736.2015.1.13912

Аннотация: Описываются психолого-педагогические аспекты формирования эмоционально безопасной образовательной среды учебного заведения. Предлагается критерий определения эмоциональной безопасности образовательной среды: минимизация отрицательных эмоций и увеличение количества положительных эмоций. Выделяются две составляющих эмоциональной безопасности: уровень отрицательных эмоций (индикатор – эмоции страха, тревоги) и уровень положительных эмоций (индикатор – эмоция радости). Подлинные эмоции рассматриваются как эмоции вызывающие значительные физиологические изменения в организме, по отношению к обычным, которые в основном протекают на уровне психологических переживаний. Методологически работа опирается на концепцию эмоциональной безопасности образовательной среды. Статья представляет собой обзор научной литературы, посвященной проблеме исследования. На основании проведенного анализа обосновывается роль подлинных эмоций в обеспечения физического и психического здоровья учащихся. Рассматривается взаимосвязь подлинных эмоций с переживанием здоровья или нездоровья учащимися, показывается связь частоты возникновения отрицательных эмоций с вероятностью психосоматических заболеваний, Также показана связь положительных эмоций, имеющих место в образовательной среде с субъективным переживанием здоровья в будущем, и, наоборот, улучшение показателей здоровья при переживании . Намечаются направления формирования эмоционально безопасной образовательной среды учебного заведения. Одно из направлений – снижение силы и качества подлинных отрицательных эмоции (экзаменационной тревоги) путем проведения тренингов и коррекционных занятий; другое направление - это насыщение образовательной среды мероприятиями, способствующими творческой и интеллектуальной реализации учащихся.
Матюхин И.В. - Отражение темперамента педагога на его психомоторике c. 68-91

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.1.16303

Аннотация: Возможности индивидуальной беседы несомненны на протяжении всей истории ее развития, начиная от консультативных психолого – педагогических аспектов психодинамического подхода и заканчивая постгуманистическими воззрениями. К личности педагога в последнее время направлено много интереса и исследовательских вопросов. Помещая ее в парадигму «человек – культура» необходимо выявить частные факторы эффективной работы. Данные факторы опираются на биопсихосоциальную природу человека, направляя взгляд исследователя на средоточие врожденных и приобретенных качеств личности. В данной статье представлено оригинальное исследование по наблюдению профайлерами за отражением темпераментальных особенностей педагогов на их психомоторике, наблюдаемой в процессе индивидуальной беседы.. Приведены основные количественные динамические показатели темпераментно – моторных проявлений в форме экспрессии мимики, речи и жестов, а так же наглядно представлен результирующий показатель интегральной динамики. Исследование тендируется в контексте использования психомоторики как инструмента межличностного взаимодействия, представляющего собой взаимонаправленность динамических, знаково – информативных систем по объективному воздействию друг на друга. Выявляется точка пересечения в объективном отражении врожденных и приобретенных факторов, играющих необходимую и достаточную роль в феномене интеракции.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"