Современное образование - рубрика Образование
по
Современное образование
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Современное образование" > Рубрика "Образование"
Образование
Урсул А.Д., Урсул Т.А. - Эволюционные парадигмы и модели образования XXI века c. 1-67
Аннотация: Предлагается эволюционный подход к исследованию формирующихся моделей и парадигм образования в перспективе глобализации и перехода к устойчивому развитию. В связи с этим предполагаются кардинальные эволюционные трансформации образовательных процессов, вектор которых направлен от современных его форм к образованию для устойчивого развития и становлению глобального образования ноосферной ориентации
Горлицына О.А. - Обучение студентов педвузов визуализации знаний c. 1-9
Аннотация: В статье анализируется актуальная на сегодняшний день проблема визуализации знаний в обучении. Речь идет о необходимости обучать студентов способам самостоятельно представлять вербальную информацию в графической форме, что способствует увеличению темпа мышления, формированию умения работать с большими объемами учебной информации, а также концептуально структурировать и упорядочить полученные знания. Автором обобщается практический опыт работы в данном направлении, а так же предложены к рассмотрению психолого-педагогические условия обучения студентов, и краткое представление курса по выбору «Визуализация знаний», разработанного для будущих учителей технологии.
Кананыкина Е.С. - История законодательства об образовании французской школы c. 1-17

DOI:
10.7256/2306-4188.2013.3.1138

Аннотация: До недавнего времени образовательное законодательство Франции включало в себя более 100 законов, многие из которых были приняты еще в XIX в. Как и в ряде других стран Западной Европы, во Франции длительный процесс формирования образовательного законодательства до конца 1960–х гг. носил преимущественно фрагментарный характер. Его особенностью было отсутствие стабильных обобщающих правовых актов, применимых к системе образования в целом или к ее основным ступеням
Розин В.М. - Становление новой образовательной формации c. 1-43

DOI:
10.7256/2306-4188.2013.1.6445

Аннотация: В статье анализируется доклад «Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд», авторы которого высказывают предположение, что намечается вторая волна Просвещения, заключающаяся в переходе от «педагогики знания» к «педагогике исследования и проектирования», а также к педагогике деятельности. Автор разбирает и отвергает этот тезис, противопоставляя ему свои. В том числе он утверждает, что образование, работающее на российскую культуру и социальность должно учитывать общецивилизационные тренды: формирование нового ведущего типа социальности, различие потребностей в образовании для разных социальных субъектов, конкуренцию с образованием других институтов (СМИ, Интернет, корпоративные исследовательские, инжиниринговые учебные центры, бизнес в сфере образования и культуры; социальные сети и неформальные сообщества и др.), становление «очагов новой педагогики» («педагогического отношения» нового типа). Затем он намечает новый взгляд на развитие ребенка, предлагая различать три типа "культур жизни" - детство, отрочество и юность, а также несколько периодов взрослой жизни. Через всю статью проходит критика взгляда на содержание образования как знаний и дисциплин. Альтернативная точка зрения: содержание образования для современных условий - это деятельность и мышление. Автор дает образец разработки нового содержания образования на примере собственного опыта преподавания философии и обобщает этот материал.
Урсул А.Д., Урсул Т.А. - Образование как информационный процесс и перспективы его футуризации c. 1-57

DOI:
10.7256/2306-4188.2013.2.8997

Аннотация: Автор рассматривает образование как информационный процесс и использует информационный критерий развития для оценки его дальнейшей эволюции. Образование может моделироваться и исследоваться информационными подходами и методами как процесс накопления, передачи, переработки и других форм движения особого рода информации – образовательной информации. Анализируются семиотические свойства образовательной информации, которая циркулирует в процессах и системах обучения, развития и воспитания, выражая формально-количественные параметры, а также значение и ценность этого вида информации. Особое внимание обращается на необходимость не только модернизации, но и футуризации образования и становления опережающего образования, что имманентно связано с информационными процессами в образовании. Выживание человечества теперь зависит в основном от образования, от превращения современного (по времени существования), но устаревшего по своему содержанию образования в образование для устойчивого развития и другие перспективные формы предполагаемой его эволюции, способные эффективно содействовать выходу из глобального антропогенного кризиса цивилизации. Акцентируется внимание на онтологическом подходе, когда образование рассматривается не только в системе «человек-социум», но и как всеобщая форма развития, когда человек включается в глобально-природную, а также вселенско-космическую эволюцию, которая в информационном ракурсе воздействует на формирование личности.
Бутанаев С.А. - Особенности безопасности образовательной среды средней школы с точки зрения ее субъектов. c. 1-13

DOI:
10.7256/2306-4188.2013.4.10385

Аннотация: Человек в современном мире испытывает потребность чувствовать себя в безопасности. Человеку жизненно необходимо ощущение уверенности в завтрашнем дне, а также физическая и психологическая безопасность. Именно поэтому в современном мире происходит усиление роли психологии. Важнейшим из составляющих экономического и социального капитала нации является психологическое здоровье. Необходимо отметить, что психологическое здоровье - это один из факторов обеспечения общественного спокойствия, социального единства, высокой производительности труда, хорошего качества жизни, стабильности человека и общества. В данной статье описывается исследование, проведенное в общеобразовательной школе, направленное на измерение психологической безопасности в образовательной среде. В качестве рабочей гипотезы было принято предположение, что различия в восприятии уровня безопасности ОС связаны с ролью каждого из субъектов, находящегося в этой ОС. Далее, мы предположили, что более активные субъекты (учителя) оценивают безопасность своей школы выше, нежели родители, а учащиеся оценивают безопасность еще выше, вследствие своего юношеского возраста. Статистическая обработка результатов анкетирования показала достоверность различий в восприятии образовательной среды с позиций изученных групп респондентов. Удовлетворенность значимыми характеристиками школы была существенно ниже среди учеников младших классов по сравнению со старшеклассниками. Другой особенностью образовательной среды было то, что ученики и учителя оценивают психологическую безопасность школы выше, чем родители. В целом, по результатам исследования, мы рекомендовали бы создать атмосферу большего доверия между администрацией школы, учителями и родителями, а также уделять большее внимание заинтересованности учеников младших классов в учебном процессе.
Трофимова Г.А. - Среднее образование: пороки качества и пути их устранения c. 1-11

DOI:
10.7256/2306-4188.2014.4.13491

Аннотация: Получение качественного образования школьниками, а также их надлежащее воспитание в период пребывания в учебном заведении – одни из самых актуальных и постоянно обсуждаемых вопросов в педагогической и научно-педагогической литературе. Однако реального механизма изменения ныне сложившейся не лучшей ситуации в этой сфере не выработано. С точки зрения автора статьи, единственно верным направлением деятельности является устранение таких пробелов в правовом и административном регулировании, которые связаны с ответственностью субъектов образовательных отношений (учащегося, его родителей, педагогов) и реальной, логичной оценкой обязанностей каждого из них. Для выявления проблем получения некачественного образования детьми в школе были использованы методы наблюдения, опроса и сравнения, а также логического анализа. Данная статья будет полезна с целью определения истинных причин некачественного уровня получения детьми знаний, деформации их воспитания как свободных, ответственных и прилежно относящихся к делу личностей; а также направления совершенствования законодательства и педагогической деятельности в плане повышения качества среднего образования.
Осипова Н.В. - Корпоративная модель университета как социальная новация c. 1-19

DOI:
10.7256/2409-8736.2015.2.14388

Аннотация: В эпоху глобальных изменений современного российского общества затрагиваются фактически все стороны его жизни, в том числе такая важная сфера, как образование – как общее среднее и среднее специальное, так и высшее профессиональное. Статья посвящена многоаспектной реорганизации образовательных учреждений высшего профессионального образования. Сегодня высшие учебные заведения, в том числе и университеты, охватывают огромные масштабы человеческой деятельности; скорость полученных и использованных новых знаний, компьютерные технологии решают проблему разорванности между образованностью и обученностью. Основные методологические подходы к решению данной проблемы можно найти на путях построения корпоративной модели университета, которая позволит высшему учебному заведению научиться чутко реагировать на нужды экономики и на изменения требований рынков труда, требующих наличия высокоразвитого человеческого ресурса-потенциала. Основными выводами проведенного исследования является положение о радикальной смене статуса университета в контексте современных социально-экономических требований. Так он должен соответствовать многим параметрам и характеристикам, которые были не актуальными еще два-три десятилетия назад, среди которых экологическая и технологическая безопасность, новые формы и методы обучения, формирование новой корпоративной культуры управления, повышение качества получаемого образования и эффективная, практикоориентированная подготовка будущего специалиста, гражданина и личности.
Зайцева Е.А. - Система образования в Швейцарии: структура, преимущества и недостатки c. 1-18

DOI:
10.7256/2409-8736.2015.3.15145

Аннотация: Объектом исследования выступает образовательная система Швейцарии, предметом являются ее структура, преимущества и недостатки. В рамках проведенного исследования автор подробно раскрывает сущность каждого уровня системы образования, рассматривает особенности данной системы, предпосылки формирования характерных черт, существующие учебные заведения, модели преподавания и системы обучения, а также занимаемые позиции в мировом рейтинге качества высшего образования в 2010-2014 гг. Особое внимание уделяется видам образовательных учреждений, их характеристике. Представлены результаты сравнительного анализа систем высшего образования в России и Швейцарии с целью выявления различий и сходств. Для проведения исследования применялись такие общенаучные методы, как описание, сравнение, анализ и дедукция. Методологической основой выступает системный подход к исследованию. Основной вывод по итогам проведенного исследования заключается в том, что образовательная система Швейцарии не имеет единых стандартов и учебных планов. В каждом кантоне существуют не только различные модели преподавания, но и системы обучения, отличающиеся друг от друга, как набором изучаемых дисциплин, так и способом проведения экзаменов. Все это предопределяет возможность полного раскрытия потенциала у различных групп учащихся, а также предполагает различный уровень качества образования у подростков, проживающих в разных кантонах. Новизна исследования заключается в том, что при его проведении некоторые аспекты системы образования Швейцарии были рассмотрены в новом ключе, в частности сравнение систем высшего образования в Швейцарии и Российской Федерации привело к новому пониманию ее структуры.
Карпов А.О. - Социализация научно-исследовательского типа в обществе знаний c. 1-35

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.1.15479

Аннотация: Концепция общества знаний является влиятельной парадигмой современного социального развития. В условиях, когда знание становится главным социоэкономическом активом общества, особое значение приобретает особый тип социализации, наделяющий растущего индивида продуктивным отношением к знанию и познанию. Социализация научно-исследовательского типа развивается как тотальный общественный процесс, трансформирующий поведение людей всех возрастов и профессий. В роли культурно-производящей ос-новы общества знаний, выступает образование, которое воспитывает способных к научному поиску молодых людей, т.е. исследовательское образование. Цель статьи – представить особенности социализации научно-исследовательского типа, которая готовит молодых людей к жизни в обществе знания, а также рассмотреть ее этапы и проанализировать ее первоначальные формы в исследовательском образовании. Методология проведенного исследования опирается на методы герменевтического и структурно-функционального анализа социального действия, элементы теории ценностей и философской онтологии. Она использует 25-летний опыт Российской научно-социальной про-граммы «Шаг в будущее», занимающейся подготовкой молодых исследователей – школьников и студентов, которая в настоящее время имеет более 150 тысяч участников. Начальный раздел статьи посвящен рассмотрению роли образования в концепции общества знаний, созданной в период 1940-1960-х годов, и составляет культурно-исторический контекст дальнейшему изложению. При характеристики социализации для общества знаний, показана ее бинарная сложность, в которой переплетаются инструментальная и либеральная традиции. В качестве фундаментальных факторов нового типа социализации представлены когнитивно-ролевая структура общества знаний и духовные способности, детерминирующие креативность. Возможность ранней научно-исследовательской социализации объяснена по-средством динамики периода профессионального взросления в условиях общего технологического поля современной культуры знаний. Этапы социализации в исследовательском образовании представлены в контексте развития проблемно-познавательной программы индивида; приведены примеры. В качестве первичных форм социализации рассмотрены эпистемический импринтинг и базовая система начальных познавательных практик. Последняя проанализирована в контексте феноменов самоосмысления и самостановления.
Лелюк Ю.В. - Государственное финансирование системы подготовки кадров в Украине c. 1-16

DOI:
10.7256/2409-8736.2015.4.16133

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению проблемы государственного финансирования высшего образования в Украине. Автором рассмотрены факторы, влияющие на нестабильность и развитие кризисных явлений в подготовке кадров. Показано, что предметом особого внимания на сегодня становится аспект финансирования высшего образования. Автором проанализированы финансовые ресурсы высших учебных заведений и сформулирован вывод о том, что основным инвестором финансирования остается государство. Осуществлен анализ динамики расходов Сводного бюджета Украины на образование. Проанализирована динамика изменения расходов Сводного бюджета на образование в Украине в 2011–2014 годах. Отмечено, что абсолютные показатели (величина ВВП) на финансирование образования значительно меньше, по сравнению с развитыми странами. Основным выводом проведенного исследования является то, что на финансирование образования в Украине выделяется значительно меньше средств, по сравнению с развитыми странами. Автором предложено осуществить изменения в существующей форме финансирования учебных заведений и создать программы по привлечению средств от частного бизнеса.
Дегтярева И.В., Шалина О.И., Токарева Г.Ф. - Трансформация университетского образования в контексте устойчивого развития c. 1-11

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.2.18469

Аннотация: Под влиянием геополитических, экономических и технологических изменений в мире происходит переориентация целей и функций образования, меняется не только длительность и формы образования, но и требования к выпускникам и вузам, появляются новые образовательные структуры и соответствующие социальные институты. Предметом исследования являются современные тенденции в области мирового высшего образования. Образование является не только целью, но и средством достижения устойчивого развития путем подготовки высокоинтеллектуальных и действенно-ориентированных кадров для устойчивого развития общества, пропаганды принципов устойчивого развития и формирование социально-ответственного поведения населения и бизнеса, проведение научных исследований в области УР и создание постоянно действующих информационных платформ, аккумулирующих статистические данные и аналитическую информацию в области УР. На основе сравнительного анализа, обобщения и синтеза научной литературы стран Евросоюза и информации, собранной в ходе научной стажировки авторов в Словакии в статье определены основные тенденции развития высшего образования в мире: направленность образования на достижение Устойчивого развития и социальной ответственности, практическая направленность образования, междисциплинарность образования, формирование системы непрерывного образования, переход на электронные формы образования, политическая направленность образования. Университеты, должны готовить выпускников, уровень и навыки которых соответствуют требованиям рынка труда. Образовательным учреждениям следует учитывать, что цикл создания знаний, их распространения, обучения и использования становится короче. Это, в свою очередь, приводит к необходимости постоянного повышения квалификации рабочей силы и обновления содержания обучения. В связи с тем, что все значимые открытия совершаются на стыке различных областей знания, возрастает важность формирования у студентов базовых знаний и понятийного аппарата для эффективного общения с коллегами из других областей. Таким образом, ядро образования должно включать научную гуманитарную и техническую базу, т. е. широкий спектр гуманитарных, математических, технических и иных знаний. Кроме того университеты должны принять на себя непосредственную ответственность за формирование у обучающихся политических взглядов и установок, повышающих устойчивость общества к информационным войнам.
Абрамов Р.А., Забазнова Н.М., Халатенкова Е.Ю. - Управление качеством системы высшего образования как фактор повышения профессиональной востребованности выпускников c. 1-10

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.3.19685

Аннотация: В данной исследовательской статье проанализированы проблемы подготовки студентов по направлению «Государственное и муниципальное управление». В целях оценки уровня востребованности выпускников этой специальности и выявления характерных именно для этой сферы объективных и субъективных факторов, влияющих на профессиональную самореализацию выпускников, авторами был проведен опрос бакалавров и магистрантов, обучающихся в ведущих экономических вузах по рассматриваемому направлению, а также молодых людей, уже освоивших приведенные образовательные программы. Обьектов исследования являются программы обучения по направлению "ГМУ". Предметом исследования являются организационные, социальные и экономические отношения, возникающие при реализации программ обучения. В данной статье использовался опросный метод, и метод полевых исследований. Задаваемые респондентам вопросы касались желания и возможности работать по специальности, значимости полученного диплома, удовлетворенности качеством образования, отношения к различным аспектам построения учебного процесса и т.д. Систематизировав полученные по итогам анкетирования данные и сопоставив их с результатами проводимых ранее аналогичных опросов, авторы приходят к выводу о решающей роли таких взаимосвязанных и взаимообусловленных факторов, как осознанность выбора профессии, индивидуальное восприятие учебного процесса, качество преподавания, прикладная составляющая обучения в успешном трудоустройстве выпускников и практическом применении приобретенных знаний и умений. Основными выводами исследования стал выявление процента выпускников направления «Государственное и муниципальное управление», работающих по специальности, их мотивы поступления на соответствующую магистерскую программу, оценку выпускниками важности полученных в период обучения на бакалавриате знаний и наличия диплома при устройстве в органы государственной власти и местного самоуправления, на основе чего авторами был разработан комплекс мер по увеличению востребованности выпускаемых специалистов в системе государственной и муниципальной службы, что является новизной работы, и, как следствие, повышению эффективности вложений в подготовку управленческих кадров. Приведенные результаты исследования могут быть использованы для совершенствования организации образовательного процесса в рамках этого направления, а также учтены при разработке и дополнении соответствующих образовательных программ.
Левикова С.И. - Философия в системе российского образования c. 1-10

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.4.20911

Аннотация: Судьба философии как общеобразовательного предмета в России была исторически изменчива. Занятия философией позволяют научить думать, лучше понимать культуру собственной, да и других стран, собирать осколки знаний о мире воедино и давать общее целостное представление об окружающей действительности. Подобные занятия можно и нужно начинать уже с работы с детьми. Занятия философией с детьми, безусловно, должны отличаться от таковых со взрослыми и должны быть ориентированы на развитие у них мыслительных способностей, по словам А.Ф. Лосева, «культуры мышления». Методологическим фундаментом исследования являются философские методы и принципы познания – объективность, всеобщая связь, целостность и системность, причинность и детерминизм. Решение изучаемых проблем осуществляется также на основе общенаучных исследовательских подходов, прежде всего – системного и общенаучных методов: синтеза, анализа, методов логического и исторического анализа, индукции, дедукции, идеализации и др. Кроме того, применяются диалектический, феноменологический, герменевтический, логический, исторический методы, а также социально-философский и сравнительный анализы. Новизна представленного материала состоит в постановке вопроса о введении трехуровневой системы занятий по философии, начиная со школы и заканчивая вузом. Автор приходит к выводу, что философия для детей как общеобразовательный предмет может быть встроена в систему современного российского образования, где она должна предшествовать «школярскому» уровню, ориентированному на изучение философии (ее истории, проблематики и т.п.) и уровню философствования как мудрости (по классификации И. Канта). Однако предложенную трехуровневую систему философского образования продуктивнее всего было бы внедрять в школах-лицеях, заинтересованных в том, чтобы максимально развить умственные способности обучающихся в них детей.
Скоробогатов Я.О. - Об особенностях реализации курса обучения программированию школьников 7-11 классов в форме смешанного обучения c. 1-9

DOI:
10.25136/2409-8736.2017.3.23185

Аннотация: Предметом исследования является реализация такой формы организации процесса обучения как смешанное обучение. Автор рассматривает особенности и анализирует структуру учебного курса при обучении программированию школьников в форме смешанного обучения, обращает особое внимание на распределение материала для самостоятельного и очного изучения. В статье приводится программа учебного курса «Программирование на языке Python», реализованного в форме смешанного обучения и ориентированного на школьников 7 – 11 классов. Автор делится собственным опытом обучения школьников программированию в трёх наиболее распространённых формах организации учебного процесса: классно-урочная система, дистанционная форма обучения, смешанная форма обучения и сравнивает результаты такого обучения. Основными методами исследования являются изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической и специальной литературы, а также периодических изданий, посвященных вопросам использования смешанной формы организации процесса обучения и классификации учебных задач, а также метод научного моделирования при создании программы учебного курса и учебных задач и метод научного эксперимента. Основным выводом проведённого научного исследования является утверждение, что смешанная форма обучения является наиболее эффективной в достижении поставленных учебных целей. Это подтверждается сравнительными результатами при проведении эксперимента в трёх наиболее распространённых формах организации учебного процесса: классно-урочная система, дистанционная форма обучения, смешанная форма обучения. По мнению автора, использование смешанной формы обучения способствует лучшему усвоению изучаемого материала, а также развивает такие метапредметные компетенции, как коммуникативность, самообучение, самоорганизация и информационную компетентность.
Адаскина А.А., Девятко С.В. - Диагностика овладения знаково-символическими средствами как показатель метапредметных образовательных результатов младших школьников c. 1-11

DOI:
10.25136/2409-8736.2019.1.25305

Аннотация: Предметом исследования является уровень овладения младшими школьниками знаково-символическими средствами. Данная способность рассматривается в контексте диагностики метапредметных результатов.Одним из требований к метапредметным образовательным результатам является умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. В статье рассматривается овладение детьми операциями, соответствующими основным этапам формирования знаково-символической деятельности: замещение, кодирование (декодирование), схематизация и моделирование. Авторами статьи была разработана комплексная диагностика по анализу умений учеников начальной школы оперировать знаково-символическими средствами. Задания подбирались с учетом возраста, с опорой на существующие разработки для начальной школы. В рамках исследования удалось выявить неравномерность освоения младшими школьниками различных этапов знаково-символической деятельности. Самый слабый этап знаково-символической деятельности у современных первоклассников – это схематизация. Мы делаем заключение, что программа начального обучения построена так, что дети к концу третьего класса не овладевают основами знаково-символической деятельности.
Стукалова И.Б. - Развитие магистратуры в России: предпосылки, проблемы и перспективы c. 1-8

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.3.26892

Аннотация: Целью настоящей статьи является исследование эволюции магистратуры в России и определение перспективных направлений ее развития. Объектом исследования являются магистерские образовательные программы, реализуемые российскими вузами. Предметом исследования является статус магистратуры в российской иерархии высшего образования, определяющий ее целевые функции и типы магистерских программ. Автор провел оценку количественных характеристик магистерских программ российских вузов и сделал вывод, что магистратура становится ключевой программой подготовки специалистов с высшим образованием высокой квалификации. Методы, используемые автором: дедукция, количественный и сравнительно-логический анализ, анкетирование (опрос абитуриентов магистерских программ ведущих российских университетов социально-экономического профиля). Автор выявил проблемы и типичные «заблуждения» в области реализации магистерских программ в части их преемственности, целевых функций и научной составляющей. Приведены результаты опроса абитуриентов магистерских программ ведущих российских университетов социально-экономического профиля, позволяющие сделать прогноз их индивидуальных образовательных траекторий. Сформулированы предложения о необходимости параллельного развития и реализации как академических, так и практико-ориентированных (прикладных) магистерских программ, как перспективного направления развития магистратуры в уровневой системе непрерывного образования в России.
Мельников Ю.Б., Привалов С.М. - Внутреннее алгебраическое представление стратегии как средство организации обучения математической деятельности c. 1-14

DOI:
10.25136/2409-8736.2019.4.31402

Аннотация: Объект исследования - процесс обучения математике. Предметом исследования является стратегия деятельности. Предложено и изучено внутреннее алгебраическое представление стратегии деятельности, рассматриваемой как механизм создания плана деятельности. Ранее Ю.Б. Мельниковым предложена интерпретация алгебраического подхода к моделированию как система из трех компонентов: 1) системы базовых моделей; 2) системы типовых преобразований и типовых комбинаций моделей; 3) механизма аппроксимирования, предназначенного для приближенного представления рассматриваемой модели в виде результата применения типовых преобразований и типовых комбинаций базовых моделей. Внутреннее алгебраическое представление стратегии отличается тем, что базовыми элементами являются компоненты стратегии, в отличие от внешнего представления, когда базовыми элементами являются другие стратегии. Исследование имеет теоретический характер, хотя некоторые его результаты уже внедрены в практику обучения в Уральском государственном экономическом университете. В качестве теоретической базы использована теория моделирования Ю.Б. Мельникова, основанная на формально-конструктивной трактовке модели. Научная новизна работы состоит, во-первых, в построении модели стратегии как механизма создания планов деятельности, во-вторых, в выделении постулатов деятельности, с помощью которых выделены типовые преобразования и типовые комбинации планов деятельности. Предложен внутренний алгебраический подход к представлению стратегии, где под алгебраическим представлением понимается система из трех компонентов: а) системы базовых элементов; б) системы типовых преобразований и типовых комбинаций элементов; в) механизма аппроксимирования, предназначенного для (вообще говоря, приближенного) представления стратегии в виде результата применения типовых преобразований и типовых комбинаций базовых элементов.
Надыршин Т.М. - Траектории общего образования в мусульманских семьях Республики Башкортостан c. 1-8

DOI:
10.25136/2409-8736.2022.1.37201

Аннотация: Для религиозных сообществ значимым является проблема сохранения и передачи своей культуры. Мусульмане тоже не являются исключением. Учебный путь детей, рожденных в мусульманских семьях в условиях поликультурного социума, может как совпадать, так и отличаться от пути их сверстников. В этой статье будет рассмотрено, какие существуют траектории общего образования в мусульманском сообществе г.Уфы. Перед работой стоит анализ следующих форм образования: общее образование, в которых дети верующих пребывают в государственной школе, наряду с остальными учащимися; семейное образование с получением знаний на дому и семейное образование с получением знаний в частной школе. В первом случае ограничивающим для верующих являются такие факторы как отсутствие халяльного питания и сложность манифестации идентичности через одежду. Во втором случае верующие лишены первых двух проблем, но существует проблема отсутствия коллектива, в котором бы происходила социализация ребенка. В третьем случае, сдерживающим фактором являются финансовые возможности верующих. Между тем в мусульманской переводовой общественности города ведутся обсуждения о создании образовательных проектов, которые бы закрывали потребности верующих родителей и были способны к производству и воспроизводству мусульманской элиты, так как государственная система образования пока не способна решать эти проблемы.
Шиничева И.Ю., Писаренко И.А. - Взгляд администрации школ на организацию проектной деятельности: трудности и перспективы c. 1-9

DOI:
10.25136/2409-8736.2022.4.39087

EDN: HDCRTB

Аннотация: В статье представлен фрагмент исследования, связанный с изучением проблем организации проектной деятельности учеников основной школы. Весной 2022 года были опрошены 62 заместителя директоров школ г. Санкт-Петербурга, ответственных за проектную деятельность в школе. В ходе исследования классифицированы проблемы и выявлена необходимость создания модели управления субъектами образовательного процесса при организации проектной деятельности в школе. Были использованы методы эмпирического исследования: проектирование (анкета для заместителей директоров школ, ответственных за проектную деятельность), анкетирование (Google-form), обобщение и систематизация полученных данных, количественный и качественный анализ. В ходе исследования были изучены практики организации проектной деятельности в школах Санкт-Петербурга, а также выявлены основные трудности при её реализации и возможные перспективы для повышения качества образования. Вопросы о проблемах при организации проектной деятельности в школе касались четырех аспектов: проблемы связанные с регламентами проектной деятельности; проблемы связанные с организацией работы над проектом; проблемы связанные с кадровыми, временными и материальными ресурсами, необходимыми для выполнения проекта; проблемы связанные с внутренним состоянием ребенка. Анализ полученных данных показал необходимость создания модели управления субъектами образовательного процесса при организации проектной деятельности в школе.
Minzyanova D.F. - Compliance with the Secrecy Regime During Online Training in Russia’s Ministry of Internal Affairs' Educational Organizations c. 1-7

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.2.38301

EDN: RBHOVS

Abstract: Strategic priorities for developing modern Russian society and ensuring law and order require establishing an effective continuous educational process in Russia’s Ministry of Internal Affairs’ universities. The author examines the issue of compliance with the secrecy regime in the online education of students in universities of Russia’s Ministry of Internal Affairs. The study's relevance is due to the scale of the spread of COVID-19 infection and the development of information and communication technologies. Russia’s Ministry of Internal Affairs’ universities have special disciplines that require secrecy during online learning. These disciplines include operational investigative activities, operational investigative psychology, record keeping and secrecy regime, and others. The study's object is the online educational process in Russia’s Ministry of Internal Affairs’ universities. The subject of the study is the methods of transmitting and exchanging information in educational organizations of Russia’s Ministry of Internal Affairs within the framework of online distance learning. In the course of the study, the goal was achieved to substantiate the necessary and sufficient measures for the optimal implementation of educational programs of higher education, vocational training, and advanced training of police officers in the conditions of expanding the information space, communication capabilities, and limitations generated by the COVID-19 pandemic. The author compared the relationship between "distance learning" and "online learning." The conclusion is made about the need to expand the ISOD of Russia’s Ministry of Internal Affairs capabilities and develop a single departmental digital educational portal for Russia’s Ministry of Internal Affairs universities within this information space. The author suggests improving the information potential of Russia’s Ministry of Internal Affairs system for the possibility of teaching particular disciplines in the online education process.
Горохова С.С. - Профессиональные и образовательные стандарты в контексте интеграции образования, науки и профессиональной деятельности в сфере подготовки специалистов для финансовых рынков в Российской Федерации c. 8-21

DOI:
10.25136/2409-8736.2020.1.32085

Аннотация: Предметом исследования в статье являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления интеграции образования, науки и производственной деятельности в целях повышения конкурентоспособности национальной экономики. Особое внимание уделяется вопросом соответствия федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов, разрабатываемых для специалистов в сфере финансовых рынков. Констатируется низкая степень взаимодействия систем образования, науки и практической сферы. Выявляются основные проблемы, препятствующие интеграции образования и профессиональной среды в Российской Федерации. Даются рекомендации по совершенствовании правовой базы. Работа подготовлена по материалам выполнения государственного задания Финансовому университету при Правительстве РФ на 2019 год на тему «Кадровое обеспечение процессов цифровизации финансового рынка». Исследование проведено на основе общефилософского диалектического метода познания. Использовались общенаучные методы, в том числе, логической группы: анализ, синтез, аналогия, и другие. К основным выводам исследования, можно отнести следующие утверждения: формирование профессиональных и образовательных стандартов происходит сегодня на основе принципиально разных подходов; нормативно не установлены подходы к определению общих требований к образованию в профессиональных стандартах; анализ выявляет наличие серьезных несоответствий между формируемыми на основании требований ФГОС у будущих специалистов финансового рынка компетенций, и тем набором трудовых функций и действий, которые предусмотрены для тех же специалистов профессиональными стандартами.
Егоров С.Ю. - Практика и проблемы применения образовательных стандартов в системах евангельского богословского образования в России c. 9-20

DOI:
10.25136/2409-8736.2019.3.27586

Аннотация: Предметом данного исследования является практика применения норм и требований федерального законодательства об образовании, установлений российских и международных религиозных организаций, государственных и конфессиональных образовательных стандартов в деятельности систем евангельского богословского образования в России. Эти системы, представленные духовными образовательными организациями и образовательными отделами других религиозных организаций, в своей непосредственной практике избирательно применяют положения различных нормативных и правовых актов, ориентируясь на свои прагматические задачи. Изучение реальной практики применения обозначенной группы норм и требований особенно актуально в контексте реформирования российского законодательства и обновления государственной политики в сфере образования и науки. Исследование базируется на системном подходе, предполагающем рассмотрение как самих норм и требований, так и практики их применения. Сравнительно-правовой и структурно-функциональный методы являются основными для данной работы. Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что впервые нормативные и правовые акты, регулирующие богословское образование в России, были рассмотрены с позиции прагматики их применения евангельскими образовательными системами. Подобный анализ, учитывающий систему взаимоотношений человека, общества, и государства, позволяет выявить проблемные аспекты в законодательстве и государственной политике в сфере образования и науки, которые требуют корректировки в соответствии с полученными научными результатами. Автор последовательно разбирает практику правоприменения в обозначенной сфере, показывая недостатки и преимущества как государственных, так и конфессиональных актов.
Ширинкина Е.В. - Обучение цифровым навыкам: аналитика лучших практик c. 9-20

DOI:
10.25136/2409-8736.2021.3.34028

Аннотация: Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что в последнее десятилетие наблюдается интересный феномен: технологии Четвертой промышленной революции базируются на цифровизации не только продуктов и процессов, но и поведения людей на работе и вне ее. Мы рассматриваем цифровые навыки как «третью корзину», не менее значимую, чем «корзины» профессиональных и «мягких» навыков. В этой связи в данном исследовании проведен анализ опыта фактов и кейсов, представленных десятками российских и международных образовательных учреждений, для определения лучших практик цифрового обучения. Атором представлены основные детерминантами цифровой грамотности. Основными выводами данного исследования являются следующие: 1. Определено, что цифровое образование строится на иных принципах, кардинально иным инструментарием, и ставит себе новые цели, поэтому сфокусированы подходы, которые взрывают традиционные университетские методы. 2. Представлено исследование IBM «Facing The Storm», которое показало, что масштабная нехватка цифровых навыков у персонала - это буря, которая зреет на горизонте. 3. Представлено исследование института BFR (Big Fast Results), которое отражает механизм внедрения образовательных и управленческих процессов в парадигме цифровой грамотности. 4. Представленное исследование, охватывающее большой охват эмпирических данных, позволит всем участникам образовательного процесса сформировать цифровую среду для обучения, что даст мощный импульс развитию столь важных сегодня «мягких» навыков.
Егоров С.Ю. - Проблема целостности новой российской системы научной аттестации (на примере требований к диссертации) c. 9-21

DOI:
10.25136/2409-8736.2022.1.37622

Аннотация: Статья посвящена вопросу о целостности системы научной аттестации в современной России. После устранения монополии Высшей аттестационной комиссии (ВАК) процедуры присуждения ученых степеней начали регулироваться множеством различных нормативных и правовых актов. Растущее многообразие норм и правил вызывает сомнения в том, способна ли система по-прежнему обеспечивать равные права и возможности для всех соискателей ученых степеней. На примере требований к диссертации на соискание ученой степени в статье показываются сходства и различия, существующие в разных частях указанной системы. В ходе исследования в рамках системы было выделено три подсистемы, предъявляющие относительно схожие требования. Первой подсистемой являются классические и специальные диссертационные советы, напрямую контролируемые ВАК. Вторая система образована ведущими научными и образовательными организациями, самостоятельно присуждающими ученые степени. В третью подсистему входят духовные образовательные организации, которым предоставлено право присуждать богословские степени, признаваемые равнозначными другим ученым степеням на уровне федеральных государственных образовательных стандартов.      Для рассмотрения каждой из названных систем были изучены соответствующие требования федерального законодательства, локальные нормативные акты образовательных и научных организаций, самостоятельно присуждающих ученые степени, а также внутренние установления духовных образовательных организаций. Сравнительный анализ нормативных и правовых актов позволил проследить каким образом обеспечивается целостность всей системы российской научной аттестации в контексте многообразия ее форм. В целом, данная система по-прежнему остается сопоставимой в части требований к диссертациям, однако возникающие после их защиты права и возможности соискателей заметно отличаются в зависимости от места защиты.
Круглова М.С., Шуванов И.Б., Шуванова В.П., Круглова Л.Э. - Особенности управления подготовкой выпускной квалификационной работы бакалавра в виде стартапа c. 10-17

DOI:
10.25136/2409-8736.2022.4.39394

EDN: UUUHYR

Аннотация: Предметом исследования является совокупность управленческих отношений, возникающих в процессе организации студенческого участия в создании стартапа на базе образовательных организаций высшего образования в качестве выпускной квалификационной работы. Объектом исследования выступает образовательная деятельность высшего учебного заведения. Авторы подробно рассматривают жизненный цикл разработки ВКР бакалавра в виде стартапа в свете тенденций развития проектно-инновационной деятельности студентов вуза. Особое внимание уделяется наиболее корректной последовательности этапов при написании ВКР-Стартап. В статье проанализирован и обобщен опыт реализации и коммерциализации стартап-проекта на базе Сочинского государственного университета.   Основным результатом проведенного исследования является выявление алгоритмов и технологий управления подготовкой ВКР в виде стартапа. Особым вкладом авторов в исследование темы является формирование информационной модели управления участием студента-бакалавра в программе «Стартап как диплом». Новизна исследования заключается в систематизации приоритетных вопросов разработки студенческого стартап-проекта для защиты в качестве бакалаврской ВКР. По итогам проведенного исследования предлагается проведение креативных деловых игр для студентов младших курсов в целях развития стартап-мышления с перспективой будущего участия в проектно-инновационной деятельности высшего учебного заведения.
Золотова И.В. - Психолого-педагогические аспекты проблемы супервизорской практики в МВД России c. 11-16

DOI:
10.25136/2409-8736.2023.1.43544

EDN: XGEPHL

Аннотация: Автор в своей работе рассматривает вопросы организации супервизии с точки зрения ее теоретического и практического значения для различных отраслей и профессиональных сообществ. В ходе изучения данной темы проводится анализ имеющихся исследований, выводы специалистов, основанные на опыте и научных достижениях. Рассмотрены ключевые аспекты эффективности взаимодействия супервизора и супервизанта в ходе реализации функций, форм, подходов и методов, целью которых является получение профессиональных навыков, знаний и умений, которые после передачи от супервизора смогут эффективно применять в повседневной трудовой деятельности специалисты, работающие в сфере оказания помощи и поддержки гражданам и другим категориям. Основными выводами проведенного исследования являются предложения автора по совершенствованию и внедрению в практику правоохранительных органов опыта работы супервизоров, с точки зрения улучшения качества образования, приобретение путем супервизорской практики значимых профессиональных компетенций, позволяющих в свою очередь решать сложные комплексные задачи в системе МВД России. Предложены форматы повышения эффективности супервизорской работы в органах внутренних дел Российской Федерации, на основе проведенного анализа, практического педагогического опыта, накопленного автором за многолетнюю работу. Автором выделены ключевые факторы процесса супервизии, что с педагогической точки зрения является приоритетными и заслуживают внимания специалистов в этой сфере.
Кирко В.И., Кононова Е.С. - Образование как ключевой фактор инновационного и устойчивого развития c. 12-24

DOI:
10.25136/2409-8736.2019.1.28894

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы обеспечения стабильного развития социально-экономических систем посредством сочетания таких факторов устойчивого развития, как наука, образование, культура. Обеспечение стабильного развития социально-экономических систем и создание условий для благополучия населения неразрывно связано с формированием модели развития, ориентированной не только на рост финансово-экономических показателей, но и достижение высоких стандартов жизни отдельного человека. Авторами приводится цепочка элементов, обеспечивающая устойчивое развитие ноосферы, рассматривается эволюция накопления знаний, приводящая в конечном итоге к приращению человеческого капитала. Представлено обоснование ключевой роли современной системы образования в обеспечении инновационного развития, предлагаются элементы механизма создания и распространения структурных и образовательных инноваций. В качестве методологической базы исследования использованы такие общенаучные методы, как системный анализ, синтез, абстракция и аналогия, обобщение и классификация, позволяющие обеспечить обоснованность результатов и выводов исследования. В результате исследования авторами получен вывод о том, что в целях обеспечения соответствия системы российского образования требованиям 6го технологического уклада, необходимы серьезные преобразования и изменение самих подходов к образовательному процессу. В статье авторы выделяют следующие ключевые направления преобразований современной российской системы образования, способные задать новый вектор развития образовательных систем России: 1) создание системы непрерывного образования, которая реально, а не формально обеспечивает концепцию «образование на протяжении всей жизни»; 2) возрождение и развитие системы интегрированного обучения, обеспечивающей партнерство университетов с бизнесом и обществом; 3) формирование системы глобального доступа к лучшим образовательным ресурсам, объединение формального и информального образования.
Гельман В.Я. - Формирование эмоциональной культуры у студентов вуза c. 17-26

DOI:
10.25136/2409-8736.2023.2.39930

EDN: ROIXLG

Аннотация: В настоящей работе рассматривается подход к эмоциональной культуре как компоненту профессиональной культуры специалиста. Отмечается, что в последнее время возрастает значение эмоциональной культуры в профессиональной деятельности. Однако, современная система образования не предусматривает целенаправленного формирования у обучаемых эмоциональной культуры как важной составляющей подготовки выпускника. Поэтому поиск эффективных путей формирования эмоциональной культуры студентов является актуальной задачей профессиональной подготовки. Методической основой исследования являлись анализ научных публикаций и обобщенный практический опыт при выявлении основных тенденций и проблем при формировании профессиональной эмоциональной культуры в процессе обучения. В статье исследованы особенности диагностики уровня эмоциональной культуры человека, ее роль в профессиональной деятельности и возможные способы формирования эмоциональной культуры при групповом и индивидуальном общении со студентами. При этом индивидуальный подход предлагается проводить с учетом оценки исходного уровня эмоциональной культуры студентов. В качестве основных педагогических средств рассматриваются эмоциональное стимулирование, побуждение студентов к концентрации внимания на эмоциональных проявлениях и привлечение их внимания к случаям правильного и неправильного эмоционального поведения. Предлагаемые подходы позволят достичь формирования профессионально ценного и личностно значимого набора правил эмоционального поведения.
Гельман В.Я. - Пути сокращения сроков обучения в вузе c. 18-26

DOI:
10.25136/2409-8736.2022.4.39381

EDN: FQGJIH

Аннотация: В настоящее время периоды технологических изменений становятся сопоставимыми с длительностью обучения в высшей школе. Поэтому наряду с потребностью использования концепции непрерывного образования, возникает необходимость в сокращении продолжительности получения базового высшего образования. Анализ и выявление возможных путей сокращения сроков обучения в вузе при сохранении необходимого уровня подготовки выпускников является предметом исследования настоящей статьи. Методической основой работы являлись интеграция и обобщение проведенных ранее исследований по повышению эффективности обучения. В статье подробно рассматриваются следующие взаимодополняющие пути: коррекция содержания обучения и использование новых более эффективных методик обучения. Показано, что сокращение сроков обучения при сохранении требуемого уровня подготовки может быть достигнуто только совместным применением различных подходов. Предложены следующие взаимодополняющие пути: коррекция (оптимизация) содержания базовых профессиональных знаний, использование более эффективных методик обучения, индивидуализация обучения, снижение вспомогательных (трансакционных) издержек у студентов и повышение уровня мотивации обучаемых. Более эффективные методики обучения, в частности, предполагают совершенствование лекционной системы, контроля успеваемости и оптимизацию скорости подачи нового материала при групповых занятиях. С учетом концепции непрерывного образования, полученный в вузе определенный фундаментальный образовательный задел, впоследствии, предполагается дополнять краткосрочными модулями в ходе дополнительного профессионального образования.
Егоров С.Ю. - Подходы и модели управления системами евангельского богословского образования в современной России c. 21-31

DOI:
10.25136/2409-8736.2019.4.27602

Аннотация: Предметом исследования является практика управленческой деятельности в современных российских системах евангельского богословского образования. Правовые коллизии, существующие в российском законодательстве, а также совокупность исторически сложившихся конфессиональных подходов к управлению обусловливают ситуацию, при которой разрыв между нормативным описанием управленческих практик и непосредственной деятельностью в данной сфере становится весьма заметным. В связи с этим представляется актуальным изучение реализуемых на практике подходов и методов управления евангельскими образовательными системами в сравнении с их нормативным регулированием. Базовым подходом в исследовании является методология мягких систем Питера Чекленда, которая позволяет проводить реконструкцию нормативных ожиданий и реальных практик, их сравнение и сопоставление. Научная новизна данного исследования заключается в том, что впервые практика управления евангельским богословским образованием рассмотрена не фрагментарно, а в качестве сложно организованной системы. Опираясь на обширную источниковую базу, автор последовательно рассматривает различные аспекты управления образованием, начиная от российского законодательства и установлений религиозных организаций и заканчивая непосредственными проблемами, с которыми сталкиваются руководители и работники образовательных организаций. Полученные научные результаты представляют ценность как для улучшения практики управления в данной сфере, так и для оптимизации и развития законодательства Российской Федерации в части государственно-конфессиональных отношений.
Булаева Н.А., Москалёв А.В. - Лучшие школьные инновации в системе общего образования в 2019 году, реализованные при государственной грантовой поддержке c. 21-33

DOI:
10.25136/2409-8736.2020.3.32884

Аннотация: Статья посвящена результатам реализации образовательных инноваций в рамках государственной грантовой поддержки 2019 года. Предметом исследования являются лучшие школьные инновации в системе общего образования 2019 года, направленные на формирование технологических, цифровых, предпрофессиональных компетенций обучающихся за счет создания современных моделей обучения, формирования цифровой среды в образовательной организации, развития функционального мышления, социализации школьников путем вовлечения их в активную личностно и общественно-полезную трудовую деятельность. Результаты инновационной деятельности грантополучателей представлены новейшими учебно-методическими, практикоориентированными разработками, созданием современных моделей обучения, воспитания и развития учащихся, а также заинтересованность к инновационной деятельности у педагогов. Исследование проводилось методом анализа результатов реализации инновационных проектов школ на основе отчетных материалов организаций, информации сайта конкурсшкол.рф, посредством которого участники делились своими наработками. В результате исследования были выделены лучшие и наиболее социально значимые для регионов проекты по внедрению цифровых технологий в образовательный процесс; интеграции общего и дополнительного образования; выработке эффективных механизмов формирования функциональной грамотности обучающихся; выработке моделей профилактики делинквентного поведения обучающихся; а также модельные решения по реализации новейших практикоориентированных разработок, повышающих качество образования. По итогам проведенного анализа заключен вывод о социальной значимости государственной поддержки в сфере реализации инновационных проектов общеобразовательных организаций, что создаст предпосылки для развития образовательной системы страны.
Быкова Н.И. - К вопросу об индикаторах достижения компетенций для УГСН 51.00.00 "Культуроведение и социокультурные проекты" c. 21-33

DOI:
10.25136/2409-8736.2021.3.34541

Аннотация: Предметом исследования являются компетенции и индикаторы достижения компетенций в образовательных стандартах в сфере культуры и искусства. Объектом исследования является группа специальностей 51.00.00 Культуроведение и социокультурные проекты. В частности, федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 51.03.02 Народная художественная культура. Рассматриваются компетенции и индикаторы достижения компетенций по направлению подготовки 51.03.02 Народная художественная культура, профиль подготовки «Руководство студией кино-, фото-, видеотворчества». Основным методом данного исследования является анализ литературы и нормативно-правовых документов, в частности государственных образовательных стандартов и основных образовательных программ в аспекте компетентностного подхода. Используется метод описания собственного опыта, основанный на практике работы факультета культуры и искусств и реальной педагогической практике Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского. Научная новизна статьи заключается в разработке индикаторов общепрофессиональных компетенций для названной группы специальностей. В настоящий момент нет единого понимания индикаторов достижения компетенций, и процесс их разработки находится в стадии активного поиска и научного обсуждения. Актуальность осмысления компетенций и их индикаторов обосновывается тем, что федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования нового поколения не регламентируют данный аспект, оставляя за разработчиками определенную свободу в данном вопросе. Компетенции и индикаторы компетенций рассматриваются на примере опыты работы факультета культуры и искусств и реальной педагогической практике Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского
Баринова Е.Б. - Подготовка научной организации к аккредитации программ обучения научно-педагогических кадров c. 22-32

DOI:
10.25136/2409-8736.2020.1.32250

Аннотация: В статье описаны и проанализированы особенности кадрового обеспечения, создания электронной информационно-образовательной среды, формирования фонда оценочных средств, а также организации условий обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья при подготовке к аккредитации программ аспирантуры, адъюнктуры и ординатуры в научных организациях. Статья подготовлена на основе актуальной нормативно-законодательной базы РФ, а также опыта получения аккредитации образовательной деятельности научной организацией, даны рекомендации по организации образовательной работы в научной организации для тех, кому только предстоит эта процедура. Система показателей и критериев оценки соответствия содержания и качества программ подготовки научно-педагогических кадров строится на основе требований, установленных в государственных нормативно-правовых документах. Таким образом, подготовка к аккредитации образовательных программ в научных организациях имеет ряд своих особенностей, которые нужно учитывать не только в настоящее время, когда необходимо подтвердить их соответствие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, но и в преддверии реформ в российском законодательстве в отношении научных аспирантур. Следует понимать, что требования ФГОС во многом являются достаточно обоснованными в отношении информационного, материально-технического и кадрового обеспечения подготовки научно-педагогических кадров, а также возможности доступа к научно-образовательным ресурсам лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Малахова Е.В., Кирко В.И., Янова М.Г. - Оценка уровня экономической культуры обучающихся северных территорий Красноярского края и Республики Саха (Якутия) c. 26-38

DOI:
10.25136/2409-8736.2017.4.24510

Аннотация: В работе представлены результаты сравнительных исследований по определению уровня сформированности экономической культуры у школьников старших классов коренных малочисленных народов севера (КМНС), проживающих на территории Красноярского края и Республики Саха (Якутия). Предметом исследования являются теоретические основы начала формирования экономической культуры у старшеклассников КМНС. Объектом исследования является образовательный процесс и социокультурное пространство школьников старших классов КМНС. В работе обоснована важность раннего формирования экономической культуры у старшеклассников КМНС. Использованная в работе методика совместно с анализом индивидуального портфолио школьника может быть применена в целях построения дальнейшей индивидуальной образовательной траектории и в определении его будущей профессии. Авторами выявлена этногеографическая дифференциация школьников старших классов на уровне их социальной адаптации, показывающей наличие каких-либо жизненных планов, знание своих прав и обязанностей и в целом владение школьниками универсальными знаниями, необходимыми для жизни в современной социальной, экономической и культурной среде.
Мальцева А.А., Швец И.М., Веселова Т.А. - Междисциплинарность как средство достижения результатов, способствующих становлению образования для устойчивого развития c. 32-44

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.4.27622

Аннотация: В статье рассматривается актуальная проблема внедрения идей междисциплинарности знаний в учебный процесс с позиций концепции устойчивого развития (УР); привлекается внимание к вопросам биоэтики, определяющим нравственные ориентиры в реализации идей УР; анализируются изменения в отношении содержания и основных образовательных результатов, связанных с реализацией концепции УР. Показано, что становлению нравственных отношений на основе биоэтических принципов, способствующих формированию исследовательских умений с позиций концепции УР, могут способствовать междисциплинарные курсы, раскрывающие биоэтические позиции как в практическом аспекте проведения биологических и экологических исследований, так и в теоретическом – в ходе освоения понятий, имеющих не только общенаучное, но и общекультурное значение. В ходе апробации междисциплинарных курсов «Биоэтические проблемы в биологических и экологических исследованиях» и «Биология и культура» в магистратуре по направлению «Биология» использованы диагностические методы, направленные на выявление уровня интенсивности отношения к биоэтическим знаниям, аспектам жизнедеятельности биолога-исследователя и, в целом, сформированности биоэтической компетенции, для чего: проанализированы результаты опросов студентов-биологов Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского за 2014-2017 гг., а также продукты их учебной деятельности. Получены результаты, позволяющие выявить уровни проявления сформированности биоэтической компетенции у исследуемой группы студентов. До начала эксперимента большинство студентов распределяется на низком и среднем уровнях сформированности данной компетенции, наблюдается слабая сформированность метаумений. По окончании эксперимента наблюдается увеличение количества студентов со средним и высоким уровнем сформированности биоэтической компетенции, и также наблюдается увеличение количества усвоенных основных метапонятий и метаумений.
Фаритов А.Т. - Методология изучения процесса формирования инженерной компетенции учащихся общеобразовательных учреждений c. 32-43

DOI:
10.25136/2409-8736.2019.4.31213

Аннотация: Данная работа содержит результаты проведенного исследования, цель которого - изучение подходов к формированию инженерной компетенции учащихся общеобразовательных учреждений. В ходе исследования было сформировано исчерпывающее определение понятия «инженерная компетенция», изучены особенности подходов к ее формированию и выявлены принципы каждого описанного подхода, соответствующие особенностям формирования инженерной компетенции. Работа базируется на широкой базе уже имеющихся научных трудов, соответствующих теме исследования. В качестве объекта исследования выступает инженерная компетенция, в качестве предмета была определена совокупность научных подходов и соответствующих им принципов, наиболее эффективно способствующих ее формированию у учащихся общеобразовательного учреждения (7 – 9 классы). Представленные результаты получены посредством первичного содержательного контент-анализа тематической научной литературы, обобщения и структурирования собранной информации и последующего сравнительного анализа и индуктивного сведения особенностей изученных подходов в единую систему. Основные методы исследования представлены совокупностью общенаучных (описание, сравнение, обобщение, гипотетико-индуктивный метод, системный анализ) и частно-научных (описательный контент-анализ) методов. Научная новизна полученных результатов заключается в систематизации и оформлении понятия «инженерная компетенция учащихся», раскрытии содержания наиболее оптимальных подходов обучения с позиции формирования инженерной компетенции, а также выявлении соответствующих развитию проектно-исследовательской деятельности принципов обучения. В соответствии с результатами проведенного исследования, в работе обоснована целесообразность комплексного применения подходов (личностно-ориентированного, компетентностного, деятельностного и системного) к формированию инженерной компетенции учащихся среднеобразовательного учреждения.
Гемранова А.Д. - Отечественное университетское образование в сфере культуры и искусства. c. 33-39

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.2.25782

Аннотация: В данной статье автором проанализирована история становления и развития отечественного вузовского образования в сфере культуры и искусства в советский период и в современной России. Актуальность темы исследования заключена в том, что отечественное университетское образование в сфере культуры и искусства формирует художественно-творческий потенциал общества, воспроизводит субъекта культуры, нацеливая его непосредственно на постижение и практическое проявление идеалов свободы, истины, добра, красоты и любви. Объектом исследования выступила история отечественного университетского образования в сфере культуры и искусства. Предметом исследования выступили особенности становления и развития отечественного вузовского образования в сфере культуры и искусства в советский период и в современной России. Проблема исследования заключена в том, что на современном этапе появляются все новые парадигмы культурного развития и развития современного образования, что, несомненно, требует осмысления опыта становления и развития высшего образования в сфере культуры и искусства в советский период и в современной России. В ходе подготовки данного исследования использовались методы анализа и синтеза информации из открытых источников. В исследовании были применены анализ специальной литературы, современного социально-политического дискурса на тему отечественного образования в сфере культуры и искусства. Новизна настоящего исследования заключена во всестороннем анализе и исследовании в пределах одной статьи различных аспектов становления и развития вузовского образования в сфере культуры и искусства. Практическая значимость исследования заключена в возможности использования данного исследования для наиболее полного и широкого изучения настоящей темы.
Борисова А.М. - Обучение учителей математики составлению диагностических материалов для оценки достижений школьников по предмету c. 36-49

DOI:
10.25136/2409-8736.2021.1.33725

Аннотация: Предметом исследования является вопрос повышения квалификации учителей по организации диагностики учебных достижений детей по математике. Выявлены проблемы, связанные с неумением учителей составлять диагностические работы, соответствующие целям проверки, недостаточностью количества курсов повышения квалификации, посвящённых диагностике и оценке образовательных результатов обучающихся, нехваткой теоретических знаний педагогов для проведения диагностических процедур. Особое внимание уделяется требованиям к профессиональным умениям учителей в области диагностирования и оценивания учебных достижений обучающихся, сформулированные в профессиональном стандарте педагога, Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования и Концепции математического образования РФ. Приведены определения педагогической диагностики, сформулированные К. Ингенкампом, И. П. Подласым, В. М. Полонским и А. Б. Воронцовым, отмечены этапы диагностической деятельности. В качестве одного из способов решения выявленных проблем приведён опыт обучения учителей математики города Новосибирска на занятиях консалтингового центра и творческой группы, организованных Городским центром развития образования на базе МАОУ Гимназия №10. Новизна исследования заключается в разработке программы обучения учителей (тематическое планирование занятий приведено в статье) и её реализации автором. Работа центра и творческой группы была отмечена наградами городских и региональных конкурсов «Секрет успеха», «Инновации в образовании» и УчСиб. В начале обучения учителям была предложена анкета для определения целей посещения педагогами занятий. Некоторые результаты анкетирования представлены в статье. Работа по обучению учителей не закончена, но отзывы педагогов, написанные после посещения занятий, и награды педагогических конкурсов позволяют надеяться на правильность выбранного пути.
Абрамов Р.А., Деревянко С.В. - Проблемы гармонизации (унификации) систем высшего образования Союзного государства c. 39-46

DOI:
10.7256/2409-8736.2017.1.20549

Аннотация: Объектом исследования являются системы высшего образования Союзного государства. Предметом исследования являются механизмы государственного регулирования, а так-же социально-экономические отношения влияющие на гармонизацию систем образования двух стран. особое внимание в статье уделяется путям возможного объединения систем высшего образования России и Беларуси в рамках Союзного государства. В качестве актуальности исследования показывается, что интеграция образовательных систем, технологий при схожих принципах дает дополнительный стимул для формирования единой платформы для дальнейшего развития интеграционной структуры. Проанализированы основные факторы, которые затрудняют интеграцию между государствами в образовательной сфере – политические, экономические, информационные и традиционалистические, а также рассматриваются пути создания синергетической образовательной парадигмы. Целью работы является определение путей преодоления структурных и организационных проблем во взаимодействии систем образования Российской Федерации и Республики Беларусь. Результатом исследования выявлено то, что реализация подобной интеграции приведет к появлению базы для воспитания молодежи и синергетическому эффекту в экономической среде за счет кооперации интеллектуальных, финансовых ресурсов, что в целом должно отразиться на общем социально-экономическом развитии РБ и РФ. В статье использовались следующие методологические принципы: научность, системность, объективность, социальный подход, комплексность, единства теории и практики, творческий, конкретно-исторический подход к исследуемой проблеме. Данные принципы приняты в качестве основных для изучения социально-экономических процессов, происходящих в образовательной сфере Союзного государства. Основными общенаучным методами, используемыми при выполнении проекта, стали методы: классификации, анализа, синтеза, экономико-статистический, структурно логический, эконометрический, графический методы. А также как вспомогательные методы прогнозный, аналитический и метод сравнения потенциалов. Полевые исследования проводились методом опроса студентов и работодателей. Новизной и в то же время оригинальностью данной статьи проекта является методологический подход к оценке качества образовательных услуг со всех заинтересованных сторон на всех этапах обучения приеме в вуз, бакалавриате, магистратуре и аспирантуре ., что позволит усилить взаимосвязь и взаимовлияние улучшения практикориентированной профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов в высших образовательных организациях Союзного государства позволит капитализировать бренд образовательных организаций как фактора успешного позиционирования ВУЗов на конкурентном мировом рынке. Преимуществом методологического подхода является: • эффективное взаимодействие рынка образовательных услуг и рынка труда, что позволит готовить высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда; • повышение качества образовательных услуг влияет на позиционирование образовательной организации и ее бренда на рынке, что позволит, в конечном счете, привлекать абитуриентов с повышенным средним баллом ЕГЭ. Кроме того новизна исследования определяется в том, что предложены не только пути разрешения ситуации и преодоления всех факторов, которые не позволяют создать единое образовательное пространство, но также проведен последовательный анализ всех уровней обучения.
Жуковская Н.Ю., Тонких А.Г. - Программа «Земский учитель» и региональные особенности ее реализации c. 39-50

DOI:
10.25136/2409-8736.2022.1.36963

Аннотация: В статье рассматриваются особенности реализации государственной программы «Земский учитель» в отдельных субъектах Российской Федерации – в Курской, Воронежской, Липецкой, Саратовской, Калининградской областях, в Приморском крае. В предмет исследования вошли: порядок и условия реализации Программы, предусмотренные постановлениями Правительства РФ; данные по квотированию предусмотренных Программой вакантных мест и их финансированию; нормативно-правовые акты, обеспечивающие реализацию Программы в субъектах Российской Федерации. Рассмотрены также предпосылки и исторические аспекты появления программы «Земский учитель», этимология самих терминов «земский учитель» и «земская школа». Основные методы исследования: компаративный, формально-юридический, проектирования и теоретического конструирования. Новизна исследования состоит: во-первых, в сравнительном анализе данных по факту завершения первого года реализации Программы; во-вторых, в выявлении слабых и сильных сторон Программы и уровня ее востребованности в различных регионах России; в-третьих, в выработке комплекса мер, направленных на устранение «слабых мест» программы «Земский учитель». Основные выводы: 1) нормативные основы Программы требуют дальнейшего совершенствования, в том числе на уровне регионального законодательства в рамках предоставленных субъектам Российской Федерации возможностей по расширению перечня льгот для победителей конкурсного отбора; 2) показано, что приостановление проекта в будущем будет означать возвращение проблемы неукомплектованности сельских школ педагогическими кадрами на исходные позиции.
Макарова М.В. - Перспективы онлайн-образования в России c. 59-70

DOI:
10.25136/2409-8736.2020.2.29088

Аннотация: Предмет исследования: проблемы в экспорте российского образования, в частности, в онлайн-образовании. рассматриваются перспективы востребованности российского онлайн-образования как в России так и за рубежом. Поднимаются такие проблемные вопросы онлайн-образования как его качество, их контроль. В данной работе автор уделяет внимание экспорту образования в Российской Федерации, в частности онлайн-образованию в университетах. Государство проводит с 2014 года активную политику импортозамещения, в том числе в сфере образования. Перспективы онлайн - образования в России можно выразить тремя направлениями: 1. Развитие дополнительного образования. 2. Развитие высшего образования. 3. Развитие бизнес-образования. Методология исследования строится на применении научного поиска, анализа, систематизации, графической и табличной интерпретации данных, сравнения, аналогии, дедукции, группировки и обобщения данных для формулирования выводов по результатам исследования. Научная новизна заключается в попытке ответить на вопрос: онлайн-образование как важная часть политики импортозамещения и развития несырьевого экспрота необходимо государству или образовательным организациям. В частности, приведенные данные свидетельствуют о том, что онлайн-образование выгодно опорным вузам, потому что им выделяются гранты. В тоже время оно выгодно некоммерческим организациям лишь в исключительно редких случаях. Вопрос о необходимости развития онлайн-образования на сегодняшний день является спорным.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.