Электронный журнал Современное образование - №1 за 2018 г - Содержание, список статей. ISSN: 2409-8736 - Издательство NotaBene
по
Современное образование
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Современное образование" > Содержание № 01, 2018
Выходные данные сетевого издания "Современное образование"
Номер подписан в печать: 21-03-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Неволина Виктория Васильевна, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, nevolina-v@yandex.ru
ISSN: 2409-8736
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2018
Современные стратегии и модели образования
Бровкин А.В. - Проблемы современной российской системы высшего образования и пути их решения в интересах всех участников образовательного процесса: часть 1 c. 1-10

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.1.25053

Аннотация: Статья является первой частью изложения результатов исследования проблем современного российского высшего образования. Автор показывает, что эти проблемы наносят прямой ущерб социально-экономическому развитию страны, а для их решения необходима такая оптимизация системы, при которой будут учтены интересы всех участников рынка образовательных услуг. В работе делается акцент на необходимости изменения подхода к пониманию целей образовательного процесса, задач государства и руководства высших учебных заведений; анализируются ошибочные и спорные решения в области государственной политики в целом, и действия руководства вузов на местах в частности. В ходе подготовки данного исследования использовались методы анализа и синтеза информации из открытых источников, включая современные монографии отечественных и зарубежных специалистов в области организации высшего образования. Был использован и личный организационно-педагогический опыт автора. К основным результатам данного исследования можно отнести введение в употребление понятия «стейкхолдеры образовательного процесса» и выделение шести групп таких стейкхолдеров, каждая из которых имеет свои цели, интересы и потребности. При этом показано, что ключевая проблема сегодня – несоответствие знаний и навыков выпускников вузов требованиям современного рынка труда и инновационной экономики. Решение данной проблемы лежит в области согласования интересов всех групп стейкхолдеров, путем выявления, анализа и преодоления проблем каждой их них. В данной части работы автором проведен всесторонний анализ первых двух из этих групп, который позволил сформулировать ряд выводов и конкретных рекомендаций для каждой из них.
Мукин В.А., Ефремов О.Ю. - Концепция оптимизации регионального университета c. 11-21

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.1.25067

Аннотация: Проблема статьи связана с концептуальным устройством регионального общества и его связью с университетской культурой. Определяется, что для развития регионального социального пространства важно участие университета в структуре модернизационного потенциала регионального общества. В статье анализируется модель формирования университетского пространства в качестве универсальной структуры, которая отвечала бы за развитие и модернизацию региона. В статье исследуются вопросы формирования эффективных оснований и форм реализации взаимодействия университета и регионального общества. Цель статьи – разработка концепции оптимизации регионального университета и социально-философский анализ ожидаемых результатов с точки зрения их целесообразности. Методология данного исследования основана на обобщении научно-исследовательских работ, посвященных анализу различных моделей регионального университета. Комплексное исследование объекта осуществляется на основе анализа, сопоставления, сравнения системно-структурным подходом к решаемой проблеме. Также в качестве методов исследования используются: метод моделирования и метод вероятностно-статистического прогнозирования. Основным вкладом авторов является обоснование объединения всех проанализированных элементов в общую структуру посредством формирования базового пространства (университетского) как общей управляющей подсистемы для элементов регионального общества. Без развивающейся культуры региона все достижения университета в виде готовых специалистов, технологий и инноваций будут перетекать в другие развивающиеся культурные центры как внутри страны, так и за рубежом. Соответственно, перед университетом стоит задача формирования основ многообразия в окружающем социальном пространстве, в культуре региона через просветительскую, образовательную и научную деятельность.
Актуальный вопрос
Дьяков И.И., Третьяк Н.А., Грищенко К.С. - Оценка инновационной среды вузов c. 22-34

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.1.25491

Аннотация: В условиях становления экономики знаний и высоких технологий особенно возрастает роль университетов как драйверов инновационного развития российских регионов. Отечественные вузы сталкиваются с необходимостью формирования и развития инновационной среды. В данной ситуации принятие эффективных научно-обоснованных решений невозможно без всесторонней объективной оценки уровня развития инновационной среды и влияющих на него факторов. Это придаёт особую актуальность проблеме исследования. Целями настоящего исследования стали разработка методики оценки инновационной среды университетов и её апробация. В качестве методов исследования использовались анализ и обобщение результатов научных исследований, а также российского и международного опыта в области оценки инновационной деятельности университетов. Предложены понятие, критерии и методика оценки инновационной среды вузов. Представлены результаты оценки инновационной среды Дальневосточного федерального университета, определена его позиция в рейтинге университетов Дальневосточного федерального округа, обоснованы рекомендаций по развитию инновационной среды. В заключение обоснована необходимость дальнейшего теоретико-методологического развития научных подходов к оценке инновационной среды российских университетов.
Педагогика
Islomova K.E. - Software for information resource center under the academic lyceums and professional colleges c. 35-40

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.1.21022

Abstract: This article examines the issues of creation and application of electronic resources of the open academic libraries. Special attention is given to the questions of advanced training of the employees of the information library facilities. The author observes the problems of creation of central electronic catalogue of the information library facilities and ways of their solution. The article underlines certain mistakes made in formation of the database of electronic catalogue. At the present stage of social development is noticed the tendency of establishment of the information library corporations and consortiums, reflected in formation of a unified library information structure, in terms of which at the modern organizational, technical and technological levels cooperate the libraries of facilities of the diverse departmental affiliation. Active work aimed at automation of the library-bibliographic processes in the regional academic libraries alongside the expansion of the content of the library funds actualizes the formation of the unified corporate catalogue. The goal of this work lies in the methodological, organizational and educational substantiation of the problems of establishment of the model of systemic corporate catalogization of the libraries under academic lyceums and colleges. The implementation of the proposed conceptual model of the corporate electronic catalogue will result in decrease the labor coefficient of the informative and technical processing of documentation in the libraries, as well as increase in the quality of electronic catalogue and bibliographic service.
Развивающиеся педагогические технологии
Гетман Н.А., Котенко Е.Н., Феттер И.В. - Структура педагогического сопровождения самостоятельной работы ординаторов средствами электронного обучения c. 41-50

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.1.25047

Аннотация: В данной статье представлены результаты исследования форм, методов и средств педагогического сопровождения самостоятельной работы ординаторов средствами электронного обучения в современном медицинском вузе. Целью исследования является обоснование, разработка и апробация форм, методов и средств педагогического сопровождения самостоятельной работы ординаторов средствами электронного обучения. Практическая значимость исследования заключена в возможности применения структуры педагогического сопровождения организации самостоятельной работы ординаторов с применением электронных средств обучения в образовательном процессе медицинского вуза. В исследовании использовались следующие методы: 1)теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме; 2) обобщение практического опыта, накопленного в образовательном процессе в медицинском вузе, наблюдение, беседа, анкетирование. Научная новизна проведенного исследования состоит в разработке структуры педагогического сопровождения организации самостоятельной работы с применением электронных средств обучения; в проведении экспериментального исследования, нацеленного на апробацию полученных результатов. Подводя итоги исследования учебной мотивации ординаторов, авторы делают вывод, что при использовании системы электронных средств обучения показатели (сформированная мотивация к обучению; удовлетворенность учебной деятельностью; уровень включенности в учебный процесс; коэффициенты качества полученных знаний) возросли. Авторы доказывают, что применение электронных систем обучения не убирает рисков в системе «преподаватель-компьютер-ординатор», но возможность их возникновения учитывается при разработке, внедрении и реализации электронных учебно-методических комплексов самостоятельной работы. Авторы полагают, что представленная структура педагогического сопровождения самостоятельной работы ординаторов в послевузовском образовании в условиях электронного обучения достаточно эффективна и может быть реализована в образовательной практике медицинского вуза.
Педагогическая психология
Пищерская Е.Н., Филиппова В.П. - Педагогические условия адаптации обучающихся по программам академической мобильности за рубежом c. 51-59

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.1.21372

Аннотация: Настоящее исследование посвящено поиску педагогических условий для успешной адаптации участников программ международной академической мобильности. В статье проанализирован опыт участия студентов в программах академической мобильности и выявлены педагогические условия успешной адаптации участников программ международной академической мобильности. Предметом исследования являются педагогические условия адаптации обучающихся по программам академической мобильности за рубежом. Объектом исследования является адаптация участников образовательного процесса в условиях академической мобильности. Особенности адаптации российских и иностранных студентов за рубежом были выявлены с помощью специально разработанной анкеты. По результатам полученных данных проведен анализ факторов, положительно и отрицательно влияющих на процесс адаптации. Для решения поставленной цели был проведён теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы; изучен и обобщен педагогический опыт; применены методы психолого-педагогической диагностики (наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование). Основным выводом проведенного исследования является то, что для помощи в успешной адаптации необходимо соблюдать следующие педагогические условия: в зависимости от уровня адаптации студента, его коммуникативных и когнитивных установок проектировать индивидуальные программы адаптации; необходимо повышать уровень языковой компетенции, формировать толерантность к чужой культуре, устранять когнитивный диссонанс и стереотипы; производить коррекцию отношений иностранных студентов в микросоциуме.
Новые методики и технологии
Гетман Н.А., Володичева Т.Б., Орлянская Т.Я. - Подходы к проектированию фонда оценочных средств по учебной дисциплине «Биология» в условиях современного вуза c. 60-67

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.1.25518

Аннотация: В данной статье авторами описаны этапы отбора содержания в процессе проектирования фонда оценочных средств по учебной дисциплине «Биология» . В статье дано теоретическое обоснование реализации процесса проектирования фонда оценочных средств (ФОС) по учебной дисциплине «Биология» в условиях современного вуза. Выдвинутая авторами гипотеза о эффективных подходах проектировании фонда оценочных средств учебной дисциплины «Биология» современного вуза доказана. Описаны действия, направленные на создание совокупности контрольных измерительных материалов и методических рекомендаций, описывающих формы, процедур, средств, критериев оценивания сформированности компетенций студентов для каждого их этапов освоения учебной дисциплины – фондов входного, текущего, промежуточного контролей, семестрового и итогового испытаний. Авторы описали этапы моделирования, проектирования, конструирования контролирующих материалов, предназначенных для измерения и оценивания динамики развития компетенций студента.Объектом исследования являлся процесс оценивания образовательных результатов современного вуза. Методологическую основу исследования составляют положения: - системно-деятельностного подхода (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Хуторской). Данный подход позволяет представить оценивание качества образования в вузе как систему, имеющую четкую структуру, показать взаимосвязь ее компонентов и спроектировать фонд оценочных средств по учебной дисциплине в условиях вуза. Новизна исследования состоит в том, что: спроектирован фонд оценочных средств по учебной дисциплине "Биология"; представлены методические рекомендации по проектированию фонда оценочных средств учебной дисциплины. Выполненные разработки могут быть полезны преподавателям вузов в деятельности по соотнесению образовательных результатов и возможных способов оценивания уровня освоения содержания учебной дисциплины.
Поиски смысла
Мирошин Д.Г., Мичурова Н.Н., Костина О.В., Дульцев С.Н. - Систематизация организации и осуществления корпоративного обучения в условиях предприятий горно-машиностроительного комплекса России c. 68-77

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.1.25382

Аннотация: Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тенденцией развития корпоративной подготовки работников на предприятиях горно-машиностроительного комплекса России, которая, в свою очередь, обусловила создание и развитие структуре предприятий специальных подразделений – образовательных центров, которые выполняют функции подготовки персонала с учетом специфики предприятия и систематизации корпоративного обучения персонала. Предметом исследования является непрерывный процесс корпоративной подготовки персонала предприятий горно-машиностроительного комплекса России. Объектом исследования является система корпоративного обучения персонала предприятий горно-машиностроительного комплекса. Систематизация корпоративного обучения персонала в условиях образовательных подразделений предприятий горно-машиностроительного комплекса возможна посредством разработки трехкомпонентной инвариантной модели, в которой, в зависимости от категории персонала, моделируются профессиональная компетенция работника, образовательная технология формирования профессиональной компетенции работника в условиях корпорации организации учебного процесса внутри предприятии и вне его с учетом специфики деятельности предприятия и его отраслевой направленности. Основные методы исследования: теоретический анализ опыта организации корпоративного персонала предприятий, синтез инвариантной модели системы корпоративного обучения персонала предприятий горно-машиностроительного комплекса, модели, включающей модель организации учебного процесса в условиях предприятии модель профессиональной компетенции работников, модель технологии обучения работников предприятий горно-машиностроительного комплекса, формирующий педагогический эксперимент. Научная новизна исследования заключается в создании и применении инвариантной модели профессиональной компетенции и разработке модульной технологии формирования профессиональной компетенции работника предприятия горно-машиностроительного комплекса. Основные выводы исследования заключаются в обосновании высокой педагогической эффективности разработанной системы корпоративного обучения персонала предприятий горно-машиностроительного комплекса России.
Диалог
Зайцева Е.А. - Проблемы и особенности систем образования в Российской Федерации и за рубежом c. 78-84

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.1.21235

Аннотация: Объектом исследования являются образовательные системы различных стран, в частности системы образования Российской Федерации, США, Великобритании, Швейцарии, Финляндии и Японии. Предметом выступает структура образовательной системы каждого государства, а также ее ключевые особенности. В рамках проведенного исследования автор подробно раскрывает сущность системы образования каждой исследуемой страны, изучает занимаемые государствами позиции в мировом рейтинге качества образовательных систем в 2013-2015 гг., представляет результаты сравнительного анализа отдельных аспектов систем образования исследуемых стран с целью выявления различий и сходств. При проведении исследования применялись такие общенаучные методы, как описание, сравнение, анализ, дедукция. Методологической основой выступает системный подход к исследованию. Основной вывод по итогам проведенного исследования заключается в том, что образовательная система каждого исследуемого государства представляет собой уникальную форму обучения граждан, сформировавшуюся в результате исторических особенностей страны, а также под влиянием менталитета и уровня государственного регулирования. Новизна исследования заключается в изучении некоторых аспектов систем образования Российской Федерации, США, Великобритании и Швейцарии в новом ключе. Так, проведение сравнительного анализа начального уровня образования и порядка проведения государственного экзамена в исследуемых странах привело к выявлению преимуществ и недостатков каждой системы. Практическая значимость исследования определяется повышением уровня знаний у населения о структуре и особенностях образовательных систем ряда стран, а также возможностью их применения в различных жизненных ситуациях.
Интонация
Майорова Ю.А. - Овладение молчаливым чтением на родном русском языке и иностранном немецком языке c. 85-91

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.1.20691

Аннотация: В период начального общего образования учащийся овладевает чтением вслух и чтением «про себя» (молчаливым чтением). Сформиpованнoе чтение «про себя» протекает значительно быстрее грoмкого, освoив его, читaющий имеет возмoжность получить бoльшее количествo инфoрмации, понимание которой из-за отсутствия проговаривания может быть лучше, чем при чтении вслух (Л.С.Выготский, М.Ф.Гнездилов, М.Р.Львов, Т.Г.Рамзаева, Н.Н.Светловская). Именно поэтому чтение «про себя» является социально значимым (М.И.Оморокова, Л.С.Выготский). В статье представлены результаты изучения молчаливого чтения у школьников на родном (русском) языке и иностранном языке. Предметом исследования являлась специфика формирования технической и смысловой сторон чтения «про себя» на русском и немецком языках у учащихся начальных классов В экспериментальном изучении приняло участие 48 школьников, опыт чтения на русском языке соответствовал опыту чтению на немецком языке и составил 3 года. Исследование позволило выявить общие закономерности становления молчаливого чтения на родном и иностранном языке, тесную взаимосвязь между технической и смысловой стороной чтения «про себя» на русском языке и отсутствие такой корреляции при чтении на иностранном языке. Демонстрируемые школьниками более высокие результаты молчаливого чтения на родном языке (несмотря на отсутствие целенаправленного обучения чтению «про себя» как на родном, так и на иностранном языке) можно объяснить тем, что у учащихся была заложена база для успешного овладения молчаливым чтением на родном языке, а именно в раннем и дошкольном возрасте дети слушали чтение взрослых, с начала школьного обучения самостоятельно громко читали.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.