Электронный журнал Современное образование - №1 за 2015 г - Содержание, список статей. ISSN: 2409-8736 - Издательство NotaBene
по
Современное образование
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Современное образование" > Содержание № 01, 2015
Выходные данные сетевого издания "Современное образование"
Номер подписан в печать: 04-01-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Неволина Виктория Васильевна, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, nevolina-v@yandex.ru
ISSN: 2409-8736
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2015
Педагогика
Флеров О.В. - Особенности преподавания второго иностранного языка в нелингвистическом вузе c. 1-25

DOI:
10.7256/2409-8736.2015.1.14101

Аннотация: Данная статья посвящена преподаванию второго иностранного языка студентам нелингвистического профиля. Объектом исследования является образовательный процесс в неязыковом вузе, а его предметом – обучение второму иностранному языку как часть лингвистической подготовки студентов неязыковых направлений. Автор подробно рассматривает роль обучения второму иностранному языку в вузе в современных условиях, а также наиболее актуальные методические и организационные аспекты данного процесса. Особое внимание уделяется вопросу выбора второго языка для изучения, а также профессиональной деятельности педагога, его преподающего. Основным методом данного исследования является анализ сложившейся педагогической практики, основанный на наблюдениях автора и на его личном опыте преподавания второго иностранного языка в вузе. Новизна исследования заключается в рассмотрении преподавания второго иностранного языка студентам как отдельной дисциплины, а не как одного из вариантов обучения иностранному языку в целом. Основным вкладом автора в исследование является выявление методических и организационных особенностей данного процесса, а также особенностей деятельности преподавателя с учётом специфики работы со студентами нелингвистического профиля. Основными выводами являются следующие положения. 1) Вопросы, связанные с преподаванием второго иностранного языка студентам должны занимать особое место в дидактике высшей школы. 2) Преподавание второго иностранного языка в вузе имеет определённые методические и организационные особенности, которые существенно отличают его от обучения первому иностранному языку.
Ценности и цели образования
Костригин А.А. - Характеристики менеджмента и организационной культуры в дошкольном образовательном учреждении c. 26-41

DOI:
10.7256/2409-8736.2015.1.13878

Аннотация: В данной статье обсуждаются организационные вопросы деятельности дошкольного образовательного учреждения. Автор подробно рассматривает такие организационные аспекты, как менеджмент и организационная культура в дошкольных учреждениях. Представляется, что в настоящий период перехода дошкольного образования от «муниципального варианта» к «рыночному» становится значимым использовать новые организационные ресурсы и возможности, которые возникают из-за смены образовательной и экономической ориентации дошкольных образовательных учреждений. Обосновывается необходимость рассмотрения дошкольного учреждения как организации, которой присущи миссия, ценности, менеджмент, организационная культура, технологии управления персоналом, конкурентоспособность. Методом исследования является теоретический анализ научной литературы и теоретическое моделирование функционирования дошкольного образовательного учреждения как организации. Методологией исследования является концепция рыночной структуры дошкольного образовательного учреждения (Г.Ф. Ксендзова). Новизна исследования заключается в обосновании концепции деятельности дошкольного образовательного учреждения как современной организации. Автор показал, что дошкольное учреждение должно рассматриваться как организация, участвующая в рыночных процессах, и представляющая собой конкурентоспособный субъект. Однако существуют проблемы осознания и использования возможностей таких новых для дошкольных учреждений феноменов, как организационная культура, ценности, менеджмент. Автором показано, что в настоящее время дошкольные учреждения находятся в ситуации перехода к новым стратегиям функционирования.
Типы обучения
Майер Р.В. - Компьютерная двухкомпонентная вероятностная модель изучения дисциплины
c. 42-52

DOI:
10.7256/2409-8736.2015.1.13701

Аннотация: Статья посвящена решению основной задачи математической теории обучения, которая состоит в определении уровня знаний ученика при изучении им некоторого курса. Предполагается, что вся усвоенная учебная информация условно разделяется на две категории: 1) непрочные знания, которые быстро забываются; 2) прочные знания (навыки), сформированные в результате многократного обращения ученика к данному элементу учебного материала (ЭУМ) и забывающиеся медленно. Предлагаемая имитационная модель также учитывает зависимость коэффициента усвоения и времени обращения ученика к изучаемому вопросу от знаний ученика. Для решения поставленной проблемы используется метод анализа и синтеза сложных систем, методы математического и компьютерного (имитационного) моделирования. Научная новизна состоит в том, что доказана возможность построения двухкомпонентной вероятностной модели изучения некоторой дисциплины, которая учитывает: 1) вероятности обращения ученика к новому вопросу или к ЭУМ из предыдущих тем; 2) повышение доли прочных знаний при увеличении числа обращений ученика к данному ЭУМ; 3) уменьшение времени работы с данным ЭУМ при увеличении количества обращений к нему; 4) увеличение коэффициента научения для данного ЭУМ по мере увеличения суммарного количества знаний и/или знаний этого ЭУМ. Модель позволяет проследить динамику роста суммарных знаний ученика и знаний каждой темы.
Педагогическая психология
Березина Т.Н. - Формирование эмоциональной безопасности образовательной среды (психолого-педагогические аспекты) c. 53-68

DOI:
10.7256/2409-8736.2015.1.13912

Аннотация: Описываются психолого-педагогические аспекты формирования эмоционально безопасной образовательной среды учебного заведения. Предлагается критерий определения эмоциональной безопасности образовательной среды: минимизация отрицательных эмоций и увеличение количества положительных эмоций. Выделяются две составляющих эмоциональной безопасности: уровень отрицательных эмоций (индикатор – эмоции страха, тревоги) и уровень положительных эмоций (индикатор – эмоция радости). Подлинные эмоции рассматриваются как эмоции вызывающие значительные физиологические изменения в организме, по отношению к обычным, которые в основном протекают на уровне психологических переживаний. Методологически работа опирается на концепцию эмоциональной безопасности образовательной среды. Статья представляет собой обзор научной литературы, посвященной проблеме исследования. На основании проведенного анализа обосновывается роль подлинных эмоций в обеспечения физического и психического здоровья учащихся. Рассматривается взаимосвязь подлинных эмоций с переживанием здоровья или нездоровья учащимися, показывается связь частоты возникновения отрицательных эмоций с вероятностью психосоматических заболеваний, Также показана связь положительных эмоций, имеющих место в образовательной среде с субъективным переживанием здоровья в будущем, и, наоборот, улучшение показателей здоровья при переживании . Намечаются направления формирования эмоционально безопасной образовательной среды учебного заведения. Одно из направлений – снижение силы и качества подлинных отрицательных эмоции (экзаменационной тревоги) путем проведения тренингов и коррекционных занятий; другое направление - это насыщение образовательной среды мероприятиями, способствующими творческой и интеллектуальной реализации учащихся.
Личность и личностный рост
Рыбакова Н.А. - Мотивационные источники самоактуализации педагога в профессиональной деятельности c. 69-99

DOI:
10.7256/2409-8736.2015.1.14002

Аннотация: Предмет исследования - выявление внутренних движущих сил самоактуализации педагога-музыканта в профессии на основе существующего в современной науке опыта. Объектом исследования является самоактуализация педагога-музыканта в профессиональной деятельности, выступающая средством его профессионально-личностного роста и ведущим фактором решения задач современного музыкального воспитания школьников. В качестве возможных мотивационных источников самоактуализации педагога в статье рассматриваются потребность в доминировании, врожденный «мотив роста», профессиональная направленность личности, эмоционально-ценностное отношение к профессии, совокупность профессионально-значимых интересов, глубокую осознанность значимости самоактуализации для педагога и др. В статье отмечается, что самоактуализация учителя может стать основой его профессионального роста и эффективности педагогической деятельности при условии, что будет рассматриваться и осуществляться как осознанная деятельность по приумножению, развитию и реализации профессионально-значимого потенциала. Гуманистический подход. Структурно-генетический подход к изучению личности. Деятельностный подход. Теория избирательных отношений к условиям профессиональной деятельности. Концептуальные идеи педагогики искусства. Исследования музыкально-педагогической деятельности и личности учителя музыки Основными выводами проведенного исследования являются следующие: - вполне оправданно связывать мотивацию педагога к самоактуализации, а следовательно, к профессиональному росту, с его врожденным «мотивом роста», просоциально направленной потребностью в доминировании, с профессиональной направленностью личности, эмоционально-положительным отношением к своей деятельности и детям; - важную роль для самоактуализации педагога-музыканта играют также потребность в творческом самовыражении, любовь к музыкальному искусству и самопринятие; - отправной точкой самоактуализации учителя в профессиональной деятельности являются самопознание и самосознание собственных мотивов. Особым вкладом автора является то, что помимо мотивационных источников самоактуализации, которые могут быть отнесены к педагогу любой предметной направленности, осуществлена попытка выявить и другие источники активности, определяемые музыкальной составляющей его профессии. Новизна исследования заключается в обобщении научного опыта по вопросам мотивационных источников личности вообще, педагога в частности и выделении на этой основе комплекса внутренних движущих сил самоактуализации педагога-музыканта. Основанием для этого избрана специфика музыкальной стороны его профессиональной деятельности.
Дидактика
Флеров О.В. - Особенности преподавания английского языка студентам с высоким уровнем языковой подготовки c. 100-123

DOI:
10.7256/2409-8736.2015.1.13680

Аннотация: Обучению студентов с высоким уровнем иноязычной подготовки в нашей лингводидактике, а также в практике преподавания языков уделяется недостаточно внимания. Основная причина этого заключается в том, что люди, хорошо знающие английский язык, предпочитают повышать свой уровень за счет самостоятельной языковой практики, в том числе и за рубежом, а не за счет занятий с профессиональным педагогом. В статье раскрываются особенности обучения студентов английскому языку на продвинутом уровне. Данные особенности представляются как совокупность определенных преимуществ и трудностей для преподавателя с точки зрения организации учебного процесса. Особое внимание уделяется критериям высокого уровня языковой подготовки, а также мотивации студентов, как основной составляющей успеха на пути к ней. Основным методом исследования в данной статье выступает раскрытие и анализ аспектов описываемого педагогического процесса, представляющих наибольшую практическую трудность. Обучение иностранному языку людей уже хорошо говорящий на нем – сложный педагогический процесс. Его специфика заключается в том, что вместо привычного формирования речевых умений и навыков на данном этапе требуется их развитие. Новизна статьи заключается в том, что в ней рассмотрена тема, которой в отечественной лингводидактике уделяется весьма мало внимания, и преподаватели-практики руководствуются в данном вопросе, как правило, только своим опытом. Новизна статьи также обеспечивается комплексным подходом к рассматриваемой проблеме, который подразумевает взаимосвязь основных аспектов педагогического процесса, описываемого в статье, а именно мотивации, содержания и средств обучения. Существенное внимание уделено также важности присутствия на занятиях аутентичных материалов, основным источником которых является сегодня Интернет и интерактивных форм обучения с использованием коммуникативной методики преподавания языка
Новые методики и технологии
Рыбакова Н.А. - Манипулятивный стереотип профессиональной деятельности педагога и способы его преодоления c. 124-142

DOI:
10.7256/2409-8736.2015.1.14099

Аннотация: Предметом исследования является преодоления формирующегося или действующего манипулятивного стереотипа профессиональной деятельности педагога-музыканта на основе ряда методов развития способности к самоактуализации в музыкальной деятельности. Объектом выступает самоактуализация педагога-музыканта в профессиональной деятельности как цель и средство преодоления манипулятивного поведения в процессе ее реализации. В статье раскрывается сущность и негативное влияние манипулятивного стереотипа профессиональной деятельности педагога, вскрываются причины его формирования в период подготовки к профессии. Особое внимание уделяется обоснованию и описанию авторских методов преодоления указанного стереотипа в деятельности педагога вообще и в музыкальной стороне профессии учителя музыки, связанного с восприятием и оценкой произведений, в частности. Методологическую основу исследования составляют исследования самоактуализации и манипуляторства (А. Маслоу, Ф. Перлз, Э. Шостром и др.); представления ученых о сущности и роли идеального Я-образа в формировании личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, И.С. Кон, К. Левин, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, И.И. Чеснокова, С.В. Шорохова, Э Шпрангер., Я. Ядов и др.); исследования по самоактуализации и личностному росту педагога в профессиональной деятельности (Е.В. Андриенко, С.Л.Братченко, М.Р. Миронова, Н.А. Рыбакова и др.). Основными выводами проведенного исследования являются следующие положения: - преодоление манипулятивного стереотипа и поведения педагога-музыканта возможно посредством целенаправленного развития способности к самоактуализации в музыкальной составляющей деятельности учителя, в первую очередь - в восприятии и оценке музыки; - предложенные методы являются эффективными для развития у будущих и практикующих педагогов-музыкантов способности к самоактуализации в музыкальном творчестве и преодоления тем самым манипулятивного стереотипа деятельности. Новизна исследования заключается в обосновании и разработке эффективных способов преодоления будущим или уже практикующим педагогом-музыкантом манипулятивного стереотипа деятельности через формирование способности к самоактуализации в восприятии и оценке музыки. Особым вкладом автора в исследование темы является разработка конкретных методов развития способности к самоактуализации в музыкальной деятельности: соответствия идеальному образу «Я – самоактуализирующаяся личность», исполнения двух ролей, принятия стороны Другого, независимого арбитража.
Эффективность обучения
Дударь А.И., Хусяинов Т.М. - Место полевой практики в процессе социализации студентов-биологов: теоретический анализ c. 143-150

DOI:
10.7256/2409-8736.2015.1.13500

Аннотация: Данная работа подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) в рамках проекта №14-33-01001 "Габитус факультета" и социализация студентов классического университета (на примере Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского)". В работе рассматривается роль полевой практики студентов-биологов на процесс социализации и формирование личности. Несмотря на быстро растущее в современной науке количество исследований молодёжной среди в целом, и студенчества в частности, как эмпирическая, так и теоретическая проработка проблемы на данный момент недостаточна. В работе обсуждаются те основания, которые обуславливают специфику процесса социализации в ходе полевой практики, на примере студентов-биологов. В качестве методов данного исследования выступили теоретический анализ российской социологической, педагогической и психологической научной литературы. Данная работа рассматривает основные теоретические основы процесса социализации студентов-биологов в ходе полевой практики. В ходе исследования было установлено, что прохождение полевой практики студентами-биологами существенно влияет на социализацию, социальную адаптацию, развитие межличностной коммуникации, а также формирование особого "Габитуса факультета" в целом.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.