Статья 'Педагогические условия подготовки сотрудников МВД России к применению физической силы и огнестрельного оружия' - журнал 'Современное образование' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Современное образование
Правильная ссылка на статью:

Педагогические условия подготовки сотрудников МВД России к применению физической силы и огнестрельного оружия

Крохина Юлия Валерьевна

ORCID: 0000-0002-0122-5418

преподаватель кафедры огневой и физической подготовки, Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России

142007, Россия, г. Домодедово, ул. Пихтовая, 3

Krokhina Yuliya Valer'evna

Teacher of the Department of Fire and Physical Training, All-Russian Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia

142007, Russia, Moscow region, Domodedovo, Fir street, 3

i1lya@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-8736.2023.1.43612

EDN:

UYIYCT

Дата направления статьи в редакцию:

20-07-2023


Дата публикации:

28-08-2023


Аннотация: Автор в своей работе подробно рассматривает актуальные вопросы, связанные с с профессиональной подготовкой сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации к применению ими физической силы и огнестрельного оружия в ходе исполнения служебных обязанностей. Проведен анализ исследований в этой области, изучены мнения специалистов, ученых и практиков, которые во много пришли к выводу о том, что как правило применение оружия и физической силы для обезвреживания правонарушителей и задержания преступников происходит в основном при возникновении экстремальных ситуаций.Решением оперативных служебных задач должны заниматься профессионально подготовленные компетентные специалисты, которые четко и грамотно разбираются в нюансах своей служебной деятельности, способны по своим личным и деловым качествам комплексно анализировать и принимать эффективные решения, связанные с выполнением функций, возложенных на Министерство внутренних дел Российской Федерации. Для этого автором и изучены педагогические аспекты темы. Основными выводами проведенного автором исследования выступают те обстоятельства, что в системе дополнительного профессионального образования, в частности во Всероссийском институте повышения квалификации сотрудников МВД России, накоплен колоссальный практический и теоретический опыт, отталкиваясь от которого мы можем с уверенностью сказать, что нам, полицейским, преподавательскому звену и лицам, прошедшим обучение, есть чем ответить новым вызовам и угрозам обществу. Выбранная тема позволила автору провести анализ проблем, определить наиболее острые болевые точки, в результате чего, опираясь на эмпирические, теоретические, качественные, а также педагогические методы исследования рассмотреть ключевые вопросы связанные с особенностями обучения и профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.


Ключевые слова:

обучение, подготовка, полиция, образование, занятия, физическая подготовка, МВД России, педагогика, профессионализм, особые условия

Abstract: In his work, the author examines in detail topical issues related to the professional training of employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for the use of physical force and firearms during the performance of official duties. The analysis of research in this area has been carried out, the opinions of specialists, scientists and practitioners have been studied, who have largely come to the conclusion that, as a rule, the use of weapons and physical force to neutralize offenders and detain criminals occurs mainly in extreme situations. The solution of operational official tasks should be handled by professionally trained competent specialists who clearly and competently understand the nuances of their official activities, are able to comprehensively analyze their personal and business qualities and make effective decisions related to the performance of functions assigned to the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. For this purpose, the author has studied the pedagogical aspects of the topic. The main conclusions of the research conducted by the author are the circumstances that in the system of additional professional education, in particular in the All-Russian Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia, a huge practical and theoretical experience has been accumulated, starting from which we can say with confidence that we, the police, the teaching staff and individuals those who have been trained have something to respond to new challenges and threats to society. The chosen topic allowed the author to analyze the problems, identify the most acute pain points, as a result of which, relying on empirical, theoretical, qualitative, as well as pedagogical research methods, to consider key issues related to the peculiarities of education and professional training of employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation.


Keywords:

training, preparation, police, education, lessons, physical training, Ministry of Internal Affairs of Russia, pedagogy, professionalism, special conditions

Изучая вопросы, связанные с профессиональной подготовкой сотрудников нашего ведомства к применению ими физической силы и огнестрельного оружия в ходе исполнения служебных обязанностей, мы соглашаемся с мнением многих исследователей о том, что это происходит в основном при возникновении экстремальных ситуаций.

Как указывает в своей работе Волосников И.В., экстремальная ситуация, характерна:

· прямой угрозой жизни и здоровья сотрудника органов внутренних дел;

· отсутствием времени для полной оценки обстановки в принятии

правомерного, грамотного и целесообразного решения;

· значительной степенью ответственности за последствия принятого

решения;

· высоким напряжением эмоций;

· необходимостью преодолевать, большой объем физических нагрузок, характеризующихся высокой интенсивностью;

· необходимостью применения физического действия при помощи боевых приемов борьбы, специальных средств и огнестрельного (табельного) оружия [1].

Как отмечают в своей работе Камнев Р. В., Плешивцев А. Ю., Подготовка сотрудника правоохранительных органов к действиям в экстремальных ситуациях связанных с его профессиональной деятельностью, возможна при условии соблюдения основных принципов дидактики: постоянства, постепенности и адекватности, что в полной мере может быть реализовано на практических занятиях по физической подготовке [2].

В обусловленных условиями экстремальной ситуации сотруднику необходимо в ограниченный период времени тактически эффективно, правомерно и практически целесообразно применить физическую силу, имеющимися у него на вооружении специальных средств и огнестрельного (табельного) оружия для устранения обстоятельства угрозы своей жизни и здоровья, а также жизни и здоровья граждан, обезвреживанию и задержанию правонарушителя или преступников.

Проведенный нами анализ практики оперативной служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и а также исследование Ахматгатина А. А. указывает на то, что в настоящее время очень важно качественно совершенствовать уровень профессиональной компетентности сотрудников полиции в рамках подготовки к применению физической силы и огнестрельного оружия [3].

Для примера обратим внимание на ряд статистических данных, к примеру, по применению сотрудниками полиции огнестрельного оружия за последние 3 года.

В схеме представлены подразделения органов внутренних дел в процентном соотношении по направлениям оперативно-служебной деятельности:

Безусловно, необходимо профессионально организовывать учебный процесс, в том числе в образовательных организациях дополнительного профессионального образования системы МВД России, который позволит обеспечить высокий уровень познавательной активности и интеллектуальное развитие слушателей, развитие профессиональных качеств обучающихся, их духовного и творческого потенциала, эффективное формирование профессиональной компетенции сотрудника полиции в процессе обучения физической и огневой подготовке.

Согласимся с доводами специалистов, что очень важно физическую и огневую подготовку в системе МВД России необходимо рассматривать как основной вид в системе профессиональной подготовки.

В структуру и схемы обучения, а также в обучающие программы, необходимо включать последовательный, комплексный, системный подход, которые позволят в ходе обучения приобрести уверенные навыки физической и огневой подготовки.

Преподаватель и обучаемый совместно проходят серьёзный путь от формирования простых умений, до получения слушателем сложных многоуровневых навыков, которыми он будет обладать по прошествии соответствующего обучения.

Говоря о педагогической деятельности по обучению сотрудников грамотным и умелым действиям при обращении с огнестрельным оружием, мы должны помнить, что его навыки не могут быть врождёнными и не передаются по наследству, а являются следствием серьёзного кропотливого труда преподавательского коллектива и самого обучающегося. Здесь важно отметить, что важна и нацеленность обучающегося на высокий результат, путем его личной вовлеченности, силы воли и желания получения познаний в этой области.

В процессе проведения занятий по физической и огневой подготовке профессорско-преподавательские коллектив всегда должен быть настроен на чёткое формирование навыков выполнения служебных обязанностей у обучающихся, грамотного оценивание действий правонарушителя и его намерений действовать, быть на один шаг впереди преступника, знать психологию противника, в связи с чем, помимо теоретических знаний важно раскрыть интеллектуальные способности у сотрудников в комплексе, а это включает в себя тактические навыки и умения, которые в совокупности с психологической подготовкой, обеспечивают выполнение комплекса педагогических задач.

А как педагогический результат, это когда из учебной аудитории, спортзала и полигона слушатель выходит умеющим и знающим как применять оружие, а на занятиях по физической подготовке он приобретает силу, гибкость, ловкость выносливость и трудоспособность.

Важно отметить что занятия по огневой и физической подготовке безусловно влияют на развитие чувства ответственности, взаимовыручки, чувство «локтя», всецело оказывают укрепляющее воздействие на организм обучающегося, его здоровье и силу боевого духа, приучают работать в команде.

На основе приведённых нами собственных научно-педагогических разработок мы пришли к выводу, что важным является качественное изучение педагогических приёмов в организации работы с сотрудниками МВД России на занятиях по огневой и физической подготовке, а именно:

· очень важно изучать определённые понятия и принципы физической культуры с точки зрения учебной дисциплины, в основе которой учитывается специфика преподавания в системе дополнительного профессионального образования МВД России;

· необходимо уделять большое внимание изучению методик проведения занятий по физической и огневой подготовке с сотрудниками и слушателями, прибывающими на обучение;

· также важно чётко формулировать педагогические приёмы, которые применяются в работе сотрудниками органов внутренних дел на занятиях по физической и огневой подготовке, с учётом специфики их служебной деятельности;

· подвергать качественной оценке эффективность применяемых педагогических приёмов и педагогических средств в работе с обучаемыми на занятиях по огневой и физической подготовке в системе дополнительного профессионального образования МВД России.

Отдельно следует затронуть профессиональное обучение граждан, которые впервые приняты на службу в органы внутренних дел, где в ходе обучения предусматривается приобретение ими новых профессиональных знаний, умений, навыков, а также компетенций, которые впоследствии будут необходимы для выполнения служебных обязанностей [4], безусловно включая условия связанные с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Как мы отмечали выше, зачастую сотрудник органов внутренних дел оказывается в сложной экстремальной ситуации, которая в свою очередь требует от него максимальный собранности и самоотдачи, когда остаются считанные секунды, даже доли секунд, на принятие верного решения о применении физической силы или огнестрельного оружия в отношении нарушителя, при этом выполнение этой задачи должно быть исполнено филигранно и безупречно с учётом нормативно-правовой базы.

Несомненно, сегодня в обществе происходят постоянные перемены, возрос объём и намного усложнились задачи, которые решают органы внутренних дел. Преступность приобрела новый облик и окрас, всё новые и новые виды совершаемых противоправных деяний пополняют ежедневные криминальные сводки, меняя криминологические характеристики состава преступлений. Но, несмотря на это неизменным остаётся государственная позиция о том, чтобы в программы профессиональной подготовки сотрудников МВД России всегда включались целевым образом занятия по физической и огневой подготовке с учётом новейших педагогических технологий, ведь это является неотъемлемой частью боеспособности сотрудников подразделений полиции.

В ходе учебного процесса преподавательскому коллективу очень важно добиться проявления разных по своей направленности физических качеств обучаемого, где, с одной стороны, будет динамично проявлена специальная выносливость, а с другой стороны, будет происходить формирование ключевых способностей, которые смогут выражаться в целевой точности его движений. С точки зрения педагогики очень важно, чтобы эти качества развивались параллельно, а для этого очень важно планировать оптимальное соотношение средств и методов тренировки в процессе обучения [5].

Как отмечает в своей работе Садеков Р.Р., важно следовать установленному нормативными правовыми актами в сфере служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, регламентированному четкому порядку выполнения целей и задач, стоящих перед подразделениями МВД России, основное отражение которых закреплено в Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020), Федеральном законе «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 № 342-ФЗ, Федеральном законе «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ и др. Одними из приоритетно значимых нормативных правовых актов в системе профессиональной подготовки сотрудников полиции являются Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» и Приказ МВД России от 23 ноября 2017 г. № 880 (ред. от 25.01.2021) «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» [6].

Важным педагогическим аспектом является то, что необходимо планомерно развивать личностные качества сотрудников, где однозначно, в случае правильности понимания и стратегического оценивания возникающих обстоятельств, сотрудник сможет, путём выбранных им тактико-технических приёмов, применить физическую силу и огнестрельное оружие в нештатной ситуации, набор сопутствующих качеств поможет ему быстро разобраться в критической ситуации и эффективно организовать решение этой оперативной служебной задачи.

В целях решения таких педагогических задач, в ходе проведения учебных занятий, очень важно особое внимание уделить комплексным мероприятиям, связанным с изучением основ огневой подготовки и основ физической подготовки, где в соответствии с образовательной программой неоднократно будет отработан полный алгоритм всех необходимых действий сотрудника, доведенный до автоматизма.

Одной из приоритетных задач, связанных с подготовкой собственного профессионального звена педагогов, является эффективная образовательная стратегия в виде постоянно действующей Школы педагогического мастерства, организованной на базе Центра кадрового, психолого-педагогического и медицинского обеспечения деятельности ОВД института.

Примечательно, что обучение в нашем подразделении всегда строится на базовых педагогических принципах, с обучающимися осуществляется полный цикл педагогических мероприятий, где задействован весь арсенал педагогических приемов, техник, методов, подходов и правил, в результате чего слушатели приобретают набор необходимых компетенций для последующего качественного выполнения служебных задач в подразделениях по месту их дислокации.

В свою очередь важно отметить, что профессорско-преподавательский состав образовательной организации системы МВД России, который задействуется в подготовке и проведении занятий по огневой и физической подготовке, должен обладать высочайшим уровнем профессионализма, мастерски владеть педагогическими технологиями и приёмами, обладать всеми необходимыми компетенциями в этой сфере, и, конечно же, важно, что педагог должен обладать педагогическим творческим потенциалом [7].

Библиография
1. Волосников И.В. Организация комплексных занятий на ситуационном полигоне для совершенствования боевых приемов борьбы сотрудников ОВД. Тюменский государственный университет. – Тюмень, 2017. – 73 с.
2. Камнев Роман Викторович, Плешивцев Алексей Юрьевич. Инновационный подход в методике проведения учебных занятий по физической подготовке курсантов и слушателей вузов МВД России // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. №2 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnyy-podhod-v-metodike-provedeniya-uchebnyh-zanyatiy-po-fizicheskoy-podgotovke-kursantov-i-slushateley-vuzov-mvd-rossii
3. Ахматгатин А. А. Основы подготовки сотрудников полиции к действиям в экстремальных ситуациях // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2013. №3 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-podgotovki-sotrudnikov-politsii-k-deystviyam-v-ekstremalnyh-situatsiyah
4. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" http://ivo.garant.ru/proxy/share?data=q4Og0aLnpN5Pvp_qlYqxjK_xqrzXt9W_qeqZArb1tcalo_yf8-aowbnJtcvygADzs-CA45PnnOKJ8pjwn7XksvC9xL7Kjue0lRrwjOKE6LLltuf1
5. Лунин А. А. Педагогические условия формирования готовности сотрудников органов внутренних дел к занятиям по физической и огневой подготовке. // Гуманитарные и социальные науки. – 2019. – № 3. – С. 167-177. – DOI 10.23683/2070-1403-2019-74-3-167-177. – EDN ZFHTUT.
6. Садеков Р. Р. Роль современных педагогических технологий в системе обучения сотрудников полиции основам огневой и физической подготовки / Р. Р. Садеков, Ю. В. Крохина // ЛУЧШИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ практики и СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ : сборник статей Международной научно-практической конференции, Пенза, 05 октября 2022 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. – С. 77-79. – EDN HWGFNQ.
7. Витютнев, Евгений Евгеньевич. Прикладная физическая и двигательная подготовка курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России-будущих сотрудников специальных подразделений полиции, на специализированном этапе профессионального обучения : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Витютнев Евгений Евгеньевич; [Место защиты: Кубан. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма]. – Краснодар, 2014. – 24 с.
References
1. Volosnikov, I.V. (2017). Organization of complex classes at the situational training ground to improve the fighting techniques of the police officers. Tyumen State University. Tyumen.
2. Kamnev, R. V., & Pleshivtsev, A. Y. (2014). An innovative approach in the methodology of conducting training sessions on physical training of cadets and students of universities of The Ministry of Internal Affairs of Russia. Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2(29). Retrieved from https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnyy-podhod-v-metodike-provedeniya-uchebnyh-zanyatiy-po-fizicheskoy-podgotovke-kursantov-i-slushateley-vuzov-mvd-rossii
3. Akhmatgatin, A. A. (2013). Fundamentals of training police officers to act in extreme situations. Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 3(66). Retrieved from https://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-podgotovki-sotrudnikov-politsii-k-deystviyam-v-ekstremalnyh-situatsiyah
4. Federal Law 342-FZ of November 30. (2011). On Service in the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation. Retrieved from http://ivo.garant.ru/proxy/share?data=q4Og0aLnpN5Pvp_qlYqxjK_xqrzXt9W_qeqZArb1tcalo_yf8-aowbnJtcvygADzs-CA45PnnOKJ8pjwn7XksvC9xL7Kjue0lRrwjOKE6LLltuf1
5. Lunin, A. A. ( 2019). Pedagogical conditions for the formation of readiness of employees of internal affairs bodies for physical and fire training classes. Humanities and social sciences, 3, 167-177. doi:10.23683/2070-1403-2019-74-3-167-177
6. Sadekov, R. R. (2022). The role of modern pedagogical technologies in the system of teaching police officers the basics of fire and physical training.BEST PEDAGOGICAL practices and MODERN EDUCATION: a collection of articles of the International scientific and practical Conference, Penza, 5, 77-79.
7. Vityutnev, E. E. (2014). Applied physical and motor training of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia-future employees of special police units, at the specialized stage of professional training : abstract of the dissertation of the Candidate of Pedagogical Sciences : 13.00.04, Place of protection: Kuban State University of Physics. culture, sports and tourism. Krasnodar.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Представленная на рассмотрение статья «Педагогические условия подготовки сотрудников МВД России к применению физической силы и огнестрельного оружия», предлагаемая к публикации в журнале «Современное образование», несомненно, является актуальной, ввиду обращения автора к проблематике формирования устойчивых практических навыков, которые должны носить практико-ориентированный характер для осуществления эффективной служебно-профессиональной деятельности сотрудниками полиции.
Важным в статье является внимание в том числе к методической подготовке преподавателей спецдисциплин.
Статья является новаторской, одной из первых в российской педагогике, посвященной исследованию подобной тематики в 21 веке. В статье представлена методология исследования, выбор которой вполне адекватен целям и задачам работы. Все теоретические измышления автора подкреплены практическим материалом Общенаучные методы исследования: анализ, синтез, сравнение, индукция. Эмпирические методы: педагогического прогнозирования (анкетирования), экстраполяции; математической статистики (математико-статистической обработки данных). Автор приводит в статье убедительные статистические данные, полученные из открытых источников, однако неясен общий объем практического материала исследованиям.
Данная работа выполнена профессионально, с соблюдением основных канонов научного исследования. Исследование выполнено в русле современных научных подходов, работа состоит из введения, содержащего постановку проблемы, основной части, традиционно начинающуюся с обзора теоретических источников и научных направлений, исследовательскую и заключительную, в которой представлены выводы, полученные автором. Отметим, что в вводной части слишком скудно представлен обзор разработанности проблематики в науке.
Для удобства восприятия информации читателем текст снабжен диаграммами, таблицами и фотографиями.
Библиография статьи насчитывает 7 источников, среди которых теоретические работы исключительно на русском языке. Считаем, что обращение к работам зарубежных исследователей, несомненно, обогатило бы работу.
БОльшее количество ссылок на фундаментальные работы отечественных исследователей, такие как монографии, кандидатские и докторские диссертации, несомненно, усилило бы теоретическую составляющую работы.
Отметим погрешности в оформлении библиографического списка, а именно не соответствие общепринятому ГОСТу.
В общем и целом, следует отметить, что статья написана простым, понятным для читателя языком. Опечатки, орфографические и синтаксические ошибки, неточности в тексте работы не обнаружены. Высказанные замечания не являются существенными и не влияют на общее положительное впечатление от рецензируемой работы. Работа является новаторской, представляющей авторское видение решения рассматриваемого вопроса и может иметь логическое продолжение в дальнейших исследованиях. Практическая значимость определяется возможностью использовать представленные наработки в дальнейших тематических исследованиях. Результаты работы могут быть использованы в ходе преподавания на специализированных факультетах. Статья, несомненно, будет полезна широкому кругу лиц, педагогам, магистрантам и аспирантам профильных вузов. Статья «Педагогические условия подготовки сотрудников МВД России к применению физической силы и огнестрельного оружия» может быть рекомендована к публикации в научном журнале.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.