Статья 'Проблемы и особенности формирования семейно-бытового чувства патриотизма в условиях современного общества' - журнал 'Современное образование' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Современное образование
Правильная ссылка на статью:

Проблемы и особенности формирования семейно-бытового чувства патриотизма в условиях современного общества


Кипреев Сергей Николаевич

ORCID: 0000-0002-3948-8360

Адъюнкт кафедры социально-гуманитарных дисциплин Краснодарского университета МВД России

350005, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Кореновская, 2/4, кв. 273

Kipreev Sergei Nikolaevich

Postgraduate of the Department of Social and Humanitarian Disciplines of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

350005, Russia, Krasnodar Territory, Krasnodar, Korenovskaya str., 2/4, sq. 273

komissar.1917@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-8736.2023.1.40542

EDN:

WKHYKZ

Дата направления статьи в редакцию:

21-04-2023


Дата публикации:

28-08-2023


Аннотация: В данной статье нами сделана попытка рассмотреть причины семейных проблем в современном обществе влияющих на процесс формирования чувства патриотизма. Сегодня продолжаются нападки в СМИ на традиционные семейные ценности играющие важнейшую роль в жизни российского общества. Идеологи мультикультурализма стремятся исключить из ценностного поля наших граждан стремление к исполнению нравственного долга перед Родиной и семьей, трансформируют основополагающие понятия, такие как личное достоинство, справедливость, и т.д. Православие является духовной основой русской культуры, гарантом обеспечения национальной и культурной идентичности нашей цивилизации, определяя поведение и мышление русского народа. Предмет исследования – процесс формирования чувства патриотизма в семье. Объект исследования особенности семейно-бытового чувства патриотизма. Особое внимание уделяется автором отношению молодежи к рождению детей и тематике духовно-нравственных ценностей. Автором описываются особенности формирования семейно-бытового типа чувства патриотизма: понятие, виды, исследования, специфика воспитания. Для определения факторов формированию семейно-бытового типа чувства патриотизма мешающих проведен социологический опрос 120 курсантов-полицейских, позволивший выделить основные группы приверженцев определенных взглядов на проблему духовно-нравственных ценностей. Основным выводом является доказательство тезиса о необходимости формирования многодетных семей как одной из основ благополучия нашего государства. Особый вклад исследователя состоит в выделении причин, по которым матери и отцы не хотят иметь детей, деаксиологизации целей брака у современной молодежи. Новизна исследования состоит в актуализации вопроса о необходимости формирования чувства патриотизма в семье. Дается описание перспективных направлений дальнейших исследований по тематике воспитания чувства патриотизма.


Ключевые слова:

курсанты, чувство патриотизма, воспитание, семейно-бытовой тип патриотизма, научные исследования, ценностный компонент, Министерство внутренних дел, основы патриотизма, типы чувства патриотизма, патриотизм

Abstract: In this article, we have made an attempt to consider the causes of family problems in modern society that affect the process of forming a sense of patriotism. Today, attacks in the media continue on traditional family values that play an important role in the life of Russian society, the ideologists of multiculturalism seek to exclude from the value field of our citizens the desire to fulfill moral duty to the Motherland and family, transform fundamental concepts such as personal dignity, justice, etc. Russian Orthodoxy is the spiritual foundation of Russian culture, the guarantor of ensuring the national and cultural identity of our civilization, determining the behavior and thinking of the Russian people. The subject of the study is the process of forming a sense of patriotism in the family. The object of the study is the peculiarities of the family and household sense of patriotism. Special attention is paid by the author to the attitude of young people to the birth of children and the subject of spiritual and moral values. The author describes the features of the formation of the family-household type of patriotism: the concept, types, research, specifics of education. To determine the factors that interfere with the formation of a family-household type of patriotism, a sociological survey of 120 police cadets was conducted, which allowed identifying the main groups of adherents of certain views on the problem of spiritual and moral values. The main conclusion is the proof of the thesis about the need to form large families as one of the foundations of the well-being of our state. The researcher's special contribution consists in highlighting the reasons why mothers and fathers do not want to have children, deaxologizing the goals of marriage among modern youth. The novelty of the study is the actualization of the question of the need to form a sense of patriotism in the family. The description of promising areas of further research on the subject of fostering a sense of patriotism is given.


Keywords:

cadets, a sense of patriotism, upbringing, family and household type of patriotism, scientific research, value component, Ministry of Internal Affairs, fundamentals of patriotism, types of a sense of patriotism, patriotism

Введение

Величие России не в количестве денег, мощности вооружения и богатстве ее почв (хотя, конечно же, и в этом тоже), а в качестве людей ее населяющих. Не в уровне образования, а в силе духа этих людей, в сформированности духовно-нравственных ценностей нации заключается потенциал государства. Нами разделяется мнение А. Б. Тепловой о том, что «разрушение ценностей трёхпоколенности (заботы о прародителях), иерархичности, многодетности, нерасторжимости союза привело к разводам, разрывам межпоколенных связей, демографическим и социальным проблемам, и сегодня понимается как причина деструкции в семье и девиации у детей и подростков» [10].

Даже самая хорошо вооруженная и богатая нация не может противостоять врагу внешнему и внутреннему, если не обладает высоким моральным духом и верой в победу.

Основой человеческого капитала нации является крепость семейных устоев общества. Сегодня, к сожалению, в нашей стране наблюдается удручающая тенденция к крушению духовно-нравственных основ традиционной семьи. А. Захарченко констатирует факт того, что «традиционная семья является основой, на которой совершается работа откровения жизненного пути человека, очищения и высветления таинственных связей семейного и родового предания, взаимной ответственности поколений» [3].

Особенно это касается государствообразующей нации – русских. Однако это касается и всех других народов, так как без наличия сильных и сплоченных русских российское цивилизационное ядро будет уничтожено и погибнут все народы, находящиеся в орбите влияния России.

Д. Г. Левчук и О. М. Потаповская отмечают, что «существующая идеология, основанная на принципе толерантности ко всему и во всем, изменяет традиционный смысл понятий «духовность», «нравственность», «добродетель», а вместе с тем затрудняет действие важных механизмов семейного влияния на формирование духовного мира личности» [4].

В условиях фактической войны на территории Украины и усложнившейся общественно-политической обстановки в мире нам необходимо открыто говорить что исторически недружественные страны для российской цивилизации – такие как Турция, Китай, Япония, США, Германия, Польша и др. нацелены на разобщение нашего Отечества.

Само существование человека должно быть направлено на благополучие Отечества. Поэтому создание отдельно взятой семьи, рост ее благополучия в понимании любого жителя России это является ростом благополучия России в целом. Более того, даже малейший вклад в увеличение благосостояния быта россиян это маленький шаг к укреплению могущества России. От каждого гражданина зависит общий успех страны, в этом проявляется истинный патриотизм на бытовом уровне. В. Слободчиков и А. Остапенко, совместно с единомышленниками выделяют цель воспитания человека в семье: «антропологический идеал: верующий человек - семьянин и патриот, стремящийся к духовному, нравственному, умственному и физическому совершенству. Этот человек должен иметь четкую половую самоидентификацию. Для мальчика и мужчины важны концепты служения и ответственности; для девочки и женщины - любви и заботы» [8].

В современном мире идет настоящая война против семейных ценностей. В западном мире растление победило. Но в Русском мире плохи дела. Количество разводов превышает количество браков, и поэтому растет количество детей являющихся частичными сиротами. Качество воспитания в разрушенных семьях оставляет желать лучшего. Именно семья «является необходимым элементом социальной структуры общества, выполняя целый ряд функций, главной из которых является воспроизводство и воспитание будущего населения. Именно семья становится первым социальным окружением ребёнка, именно здесь закладываются основополагающие качества будущей личности» [12].

Огромно количество абортов на душу населения. В понимании значительного количества граждан аборт не является убийством, а это уже говорит о чудовищной нравственной деградации общества. Неродившийся ребенок это не просто отсутствие одного человека, в ближайшей перспективе это целый уничтоженный род. Позиция любого здравомыслящего человека: не вправе решать за того кто еще не родился.

Снижается количество многодетных семей. Даже само понятие «многодетность» снизилось с 5-6 детей до трех. Появилось и набирает обороты движение чайлдфри. Само его сушествование на нашей земле это великая мерзость. Данное движение несет прямую угрозу государственным интересам, носит экстремистский характер, должно быть запрещено и преследуемо властями России.

Многие люди предпочитают заводить собак и кошек вместо детей. Сама по себе любовь к животным не несет в себе ничего плохого, но без сформированной системы ценностной иерархии, когда человек однозначно и в любой ситуации важнее животного, она может приводить к невероятным извращениям. А. А. Чуприна по данному поводу выразилась так: «переживаемый обществом кризис семейных ценностей ученые связывают с кризисом духовности и нравственности. Современная цивилизация окончательно «освободила» человека от разного рода духовных, нравственных и эстетических повинностей. Утвердился «новый мир», который абсолютно во всем противоположен не только общечеловеческим ценностям, но и любому другому миру традиционной культуры. Очевидно, кризис семейных ценностей есть одно из проявлений глобального кризиса. Поэтому все попытки решить проблему семьи как проблему частную несостоятельны в принципе» [13].

Одной из неявных и неосознаваемых обществом проблем, лежащих в основе демографической катастрофы в России, служит нерациональность стратегического планирования жизни современными людьми. Время обладает решающим значением. Период детородного возраста женщины составляет около 20-25 лет. Физически для здоровой женщины за этот период возможно в среднем родить 6-8 детей. Анализ рождаемости таких стран прошлого и настоящего как Израиль, Российская империя, Канада (Квебек), Нигерия, Саудовская Аравия, показывает, что это не только возможно, но и практически реализуемо.

Около 30 процентов женщин поступают в университеты, из них около 10 процентов рожают детей в процессе учебы. Таким образом, видно, что около 25 процентов женщин (10-15 миллионов) России урезают возможный детородный период до 15 лет. Ежегодно это дает убыль населения в 100-150 тысяч человек, и снижает количество возможных родов до 5-6 на одну женщину. Карьеру такие люди считают для себя более важной, чем жизнь человека, её (или его) неродившегося дитя.

Т. М. Чапурко и И. Е. Поддубная указывают, что «вопросами значения института семьи озадачивались многие ученые, и каждый из них рассматривал этот институт сквозь свои исследования и позиции, учитывая нормы морали и нравственности отдельно взятого периода времени» [11].

Многие семьи отодвигают период рождения первого или второго ребенка по причине материальных трудностей. «Вот встанем на ноги и родим» - таковы мысли и логика значительного числа граждан. И «становятся на ноги» к 35 годам, и к этому времени уже не смогут физически иметь больше 1-2 детей. Между тем это обратная логика «родим и станем на ноги» - вот как должна звучать истинная точка зрения. Рождение ребенка мобилизует семью, заставляет экономить на незначительном, вкладывать все силы, средства, все свое время в самое главное – в детей.

Ш. А. Амонашвили говорит так об искусстве воспитания детей в семье: «ребенок в толпе, ребенок в семье алкоголиков, ребенок брошенный, ребенок презираемый, ребенок в болоте дурных зрелищ и соблазнов, ребенок во тьме равнодушия, ребенок в агрессии взрослых, ребенок во тьме, ребенок без школы, ребенок без учителя, ребенок…» [1].

Если спросить молодого человека, сколько он хочет иметь детей, то редко мы получим ответ что более 3-4. Многие воспринимают детей как обузу. Е. В. Шестун обращает внимание на то, что «с воспитанием детей у молодых людей сегодня большие трудности. Когда ребенок рождается, все знают, что его надо кормить, купать, одевать. Он растет, а его только кормят и одевают. Ему уже за тридцать, а его все кормят и одевают. Как много вокруг взрослых мальчиков и девочек! Забыли, что половое воспитание – это воспитание мужчины и женщины, их готовности к труду, обороне и семейной жизни, готовности к жертве и любви, а не только потреблению незаработанного хлеба» [15].

Нами был проведен краткий социологический опрос 120 курсантов образовательных организаций МВД России, в возрасте от 17 до 24 лет, 55 девушек и 65 юношей. В качестве метода исследования нами выбран социологический опрос со шкалой Лайкерта, позволяющий выделить основные группы приверженцев определённых взглядов.

Данные исследования представлены в таблице 1:

Тезис

Процент приверженцев

Жен.

Муж.

Дети – это зло. Мы не вправе давать жизнь еще кому то чтобы он мучился.

1

3

Если не будет детей то даже лучше, я смогу посвятить себя карьере и повидать мир.

2

7

Если будут, то будут, в жизни всякое бывает.

13

15

Дети это хорошо, но много детей иметь я не смогу, слишком много трудностей, да и зачем столько?

27

34

Дети - это результат любви двух людей. Чем их больше, тем лучше.

23

15

Я хочу иметь как можно больше детей, так как именно в этом вижу для себя счастье и свое предназначение.

34

26

Таблица 1 Результаты краткого социологического опроса об отношении молодежи к рождению детей и тематике духовно-нравственных ценностей

Интерпретация данных исследования показывает, что имеются значимые гендерные отличия в воззрениях молодежи на вопросы семейного благополучия. Отчетливо видно, что среди мужчин больше детоненавистников, лиц, нежелающих многодетства, и меньше сторонников сильной семьи. Основные цели брака у молодых людей, выделенные по результатам исследования следующие:

1. Секс. Многие молодые люди, как мужчины, так и девушки, видят основную функцию брака в удовлетворении сексуальной сферы. Юношеские гормоны пересиливают всякий здравый смысл, но, по прошествии некоторого времени, столкнувшись со сложностями семейного быта, радужные представления сменяются на реальные представления. Многие не выдерживают, семья даёт трещину и разрушается.

2. Дети. Значительная масса молодых людей желает иметь большое количество детей, однако не представляет тех действительных сложностей, которые им предстоят, и не готовы морально преодолевать все трудности воспитания и «прокорма» своих чад.

3. Материальное благополучие. Во все времена «правильный», выгодный брак давал возможность продвинуться по карьерной лестнице, позволял достичь финансового благополучия, давал стабильность. Но за фасадом обеспеченной жизни всегда таятся такие неприятные моменты как отсутствие общих интересов супругов, взаимное неприятие, неготовность жертвовать собой ради другого.

4. Влюбленность и желание любви. Романтические представления молодежи, зачастую сформированные на основе информационных мифов транслируемых современными СМИ, застилают реальное положение дел в стандартной семье. Традиционные образы любви и разделение понятий «любовь» и влюблённость», а также непонимание верных паттернов поведения, приводит зачастую к крушению зарождающейся семьи даже не оформленной законно. По данному вопросу очень ёмко высказался Е. В. Шестун: «несмотря на многообразие информации, транслируемой средствами массовой информации о вариативности способов взаимоотношения полов и построения брачно-семейных отношений, вся она в конечном итоге выстраивается в диапазоне про- и антисемейных ценностей и стереотипов, неизбежно влияющих на формирование семейного сознания юношества, активно включенного в информационные потоки» [16].

Цели, для чего супруги заводят детей:

1. Так принято в обществе. Я хочу быть как все. Социальная ориентировка родителей может сыграть с ними злую шутку, так как в основе брака лежит любовь и терпение, а не выполнение каких либо установок заложенных в мировоззрение человека.

2. Они милые. Эмоциональное подкрепление деторождения важно, и вполне похвально, однако примерно в трети случаев, респонденты, дававшие такой ответ на вопрос педагога-психолога, не знали, как обращаться с ребенком или что с ним делать дальше. Примечательно также, что среди юношей около четверти опрошенных не разделяли «умиления» их коллег женского пола.

3. Они обеспечат нам старость. Прагматическая точка зрения на деторождение не лишена смысла, однако таит в себе духовную «бомбу замедленного действия», так как неизвестно как поведет человек, в случае если выросший ребёнок поведет себя вразрез с ожиданиями родителя.

4. Это наш долг перед родственниками. Такой ответ был у значительного количества опрошенных, которые не вполне понимали сущности брака, однако желали его по настоянию родителей или ближнего окружения.

5. Это естественный процесс и результат брака. Данное мнение респондентов было в значительной степени распространенным, биологически сообразным, однако не обусловлено ценностным отношением.

Причины, по которым матери не хотят иметь детей:

1. Материальные трудности. Женщины XXI века, достаточно эмансипированные и феминизированные выбирают зачастую карьеру взамен материнства.

2. Ощущение неготовности. Никогда человек не может быть готов полностью к появлению ребенка. Данное воззрение характерно для людей «заразившихся» информационными мифами о материнстве, либо им прикрываются те люди, которые не хотят детей по другим причинам.

3. Откладывание на потом. Потом может не наступить. Многие карьеристки дотягивают до тридцати лет «с очень длинным хвостиком», и потом им уже физически и морально сложно родить и воспитать своё дитя.

Причины, по которым отцы не хотят иметь детей:

1. Боязнь мужчин стать отцами. Многие испытуемые не могли признать, что в реальности им сложно сменить социальную роль мальчика на роль отца-мужчины. Это было во многом обусловлено средой, в которой воспитывались юноши. Те, которых растила одна мать (неполные сироты), чаще давали именно такие ответы.

2. Нелюбовь мужчин к детям. Опять же, данные ответы давали «жертвы информационной пропаганды», молодые люди которые не познали радости от отцовства.

3. Потеря красоты женщиной. Более трети испытуемых отметили данный факт, как имеющий для них определяющее значение. Удивляет ценностная градация таких людей, когда невечную физическую привлекательность они готовы были обменять на жизнь человека.

4. Психологические неудобства. Ограничение личного пространства. Перестройка всей своей жизни на новый уклад также явилась пугающей для примерно четверти опрошенных. Тяжесть быта, которую они видели у других семей, зачастую пугала молодых людей, отталкивала их от «репродуктивной программы».

Причины, по которым супруги не хотят иметь больше детей:

1. Материальные трудности. Этот довод основателен, но неубедителен. Около трети испытуемых мужчин не проявляло стремления к расширению своих материальных возможностей, что было обусловлено банальной ленью. Они не видели для себя перспектив трудиться на пределе своих сил, их устраивало существующее положение вещей.

2. Родившихся детей уже достаточно. Многие считают, что их программа по деторождению выполнена. Они для себя примеряют роль дающего жизнь, считая, что должен существовать какой-то предел в данном процессе.

3. Отсутствие поддержки родственников. Молодое поколение напрасно думает, что им кто-то что-то должен. Многие будущие семьянины полагают, что находятся в сложных условиях, гораздо более тяжелых, чем те, в которых были их деды и прадеды в период ВОВ.

Нами отмечается важная мысль, высказанная И. Ф. Андресян: «первый шаг в формировании общечеловеческих ценностей – воспитание нравственных устоев в семье. В том числе – через изучение своей родословной. Без уважения к предкам, без знания истории своего рода человек превращается в того, о ком говорят: без рода, без племени. Изучая историю своей семьи, человек не должен забывать, конечно, и об истории семьи большой – нации, страны. Падение интереса к прошлому семьи, рода, в конечном итоге – Родине в век информационных технологий обусловлено ослаблением духовных связей между поколениями» [2].

Заключение

Большинство людей живет по течению. Размеренно и не торопясь. Они не задумываются о личном вкладе в могущество Отечества. Меж тем судьба Родины заставляет нас бороться и выживать. Для развития и самого существования России, с ее огромной территории ей нужно не менее 200 миллионов граждан. Сегодня же в нашей стране наблюдается катастрофическая тенденция на уменьшение качества и количества человеческого материала. Исторически первая мировая и гражданская войны, а также эмиграция, унесли жизни более 15 миллионов граждан. Если бы не эти потери, то, с учетом неродившихся их потомков, сегодня только населения в границах бывшего СССР было бы около 300 миллионов.

Вторая мировая война и сталинские репрессии унесли жизни более 30 миллионов граждан, если бы не эти события, то, с учетом неродившихся их потомков, нас бы могло быть около 400 миллионов! Такой численности хватило бы для развития России, но и это не оптимистический прогноз, так Д.И. Менделеев подсчитал, что в случае гармоничного развития нашей страны население России должно было составить к концу 20 века около 400 миллионов. Большим ударом для Русского мира на протяжении всего 20 века была мощная русофобская кампания и антиассимиляционные тенденции в отношении российской цивилизации.

Ради исправления сложившейся тенденции нам и нашим детям, а скорее всего даже и внукам, необходимо не просто «затянуть пояса потуже», но жить на грани человеческих сил и возможностей: «жизнь, даже самая тяжелая – это самое прекрасное, чудесное и таинственное сокровище в мире; исполнение долга – другая прекрасная вещь, делающая жизнь счастливой и дающая душе непобедимую силу в борьбе за идеалы; жестокость, ненависть и несправедливость не могут и никогда не смогут создать ничего достойного в умственном, нравственном или материальном отношении» [9]. Все средства и силы необходимо тратить на рождение, воспитание и обучение своих детей и себя лично. Только благодаря этому будет расти могущество Отчизны, и иная точка зрения является вредительством и предательством.

Нашему Отечеству, конечно же, нужно не только увеличение численности граждан, или уровня их образования и материального обеспечения, но сформированность их духовно-нравственных ценностей, и прежде всего чувства патриотизма.

Чувство патриотизма зарождается в семье. Ребенок задает взрослому вопросы в отношении страны, государства, нации, культуры, общества. И полученные ответы для него являются непререкаемым авторитетом. Поэтому, если родители патриоты, то такими будут и их дети. Показательны в этом отношении взгляды А. Н. Острогорского. В своих педагогических сочинениях он писал: «Душа ребенка питается впечатлениями, получаемыми в семье. Здесь ребенок научается любить, ненавидеть, привыкает к труду или праздности, получает первые... эстетические вкусы, здесь первоначально сосредотачиваются все его интересы, привязанности и авторитеты» [7].

Что необходимо делать педагогической системе, чтобы воспитать в людях любовь к семье, желание людей иметь больше детей? Нами предлагаются следующие меры способствующие формированию семейно-бытового типа чувства патриотизма и духовно-нравственных ценностей:

1. Уделить внимание утрате значения греха разврата, как потери инстинкта самосохранения. В процессе воспитания обращать внимания на особое место традиции православия как фактора обеспечивающего целомудрие молодого поколения. Следует обратить внимание на привитие иммунитета к блудной страсти, как способу выживания нашей страны. Блуд – причина детоубийства, сокращения рождаемости, уничтожения семьи. Мощное оружие в руках информационной войны. Поэтому следует акцентировать внимание на последствиях блудных отношений до брака.

2. Важно развеять миф: «плодить нищету» и показать важность и необходимость многодетности, как в деле воспитания семьи, так и в решении демографической проблемы страны. Необходимо акцентировать внимание на борьбе со сложившейся трагедией касающейся каждого, и необходимости изменения образа жизни в соответствии с духовными ценностями.

3. Следует обосновать то, что необходимость иметь много детей связана со счастьем каждой семьи и человека, а так же с благополучным выводом страны из демографического кризиса. При этом особое внимание нужно уделить тому, что многодетная семья - есть среда для воспитания конкурентно способных, адаптированных к жизни, отзывчивых людей, а недееспособных эгоистов. Педагогика здесь – ключ к будущему России. Как отмечает академик Н. Д. Никандров: «влияние соответствующих текстов - мы помним о широком понимании текста - весьма серьезно. Оно медленно, но неуклонно подтачивает нравственный облик граждан, формируя такие ценности, как: - антипатриотизм и утрата чувства Родины; - неуважение к власти, армии и силовым структурам вообще; - национализм в его различных формах; - рост корыстно обусловленной и насильственной преступности; - равнодушие или активная неприязнь к людям, жестокость к ним; - распространение алкоголизма и наркомании; - обострение проблемы отцов и детей, неуважение к уходящим и ушедшим поколениям; - равнодушие к созданию семьи, промискуитет, пробные браки, социальное сиротство, рост проституции как основного или побочного занятия; - примитивизация культурных потребностей и интересов с соответствующим обратным влиянием на культуру со стороны ее потребителей» [6].

4. Важно показать людям связь семьи с патриотизмом. Не любишь семью – не любишь Родину, таким должен быть ясный и понятный тезис традиционализма для каждого. «Верноподданство формируется, прежде всего, в семье, когда ребенок учится чтить отца и мать, когда юноша учится чтить наставника, а взрослый человек – власть, поставленную над ним. В умении занимать свое место в иерархии мира и на этом месте исполнять свой долг, служить ближнему, и складывается тип верноподданнической личности» [14].

5. Совершенствование методов и технологии формирования чувства патриотизма и духовно-нравственной сферы личности является одним из основных приоритетных направлений педагогики. Для молодежи нужно предлагать такие способы формирования их мировоззрения, которые для них будут наиболее интересными. Такими являются сегодня: квесты, тренинги, компьютерные игры. Здесь А. В. Леонтович с соавторами обращают внимание на то, что «в игре происходит пробуждение нравственного чувства, осуществляется внутренняя духовная работа, позволяющая в дальнейшем стать развитой личностью» [5].

6. Через деятельность влиятельных общественных организаций, таких как церковь, а также путем воздействия на значимых других, в ходе личной беседы с молодыми людьми возможно вовлечение их в систему патриотического воспитания, развитие устойчивых положительных духовно-нравственных воззрений будущего поколения, и его ценностно-целевых установок, способствующих формированию представлений о значимости семьи и правилах её построения.

Осознание человеком личной важности и ответственности за судьбу Отечества и есть основа семейно-бытового типа чувства патриотизма, одного из разновидностей исследуемого нами психолого-педагогического явления.

Библиография
1. Амонашвили Ш.А. Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе. – М.: Амрита, 2011. – 336 с.
2. Андресян И. Ф. Нравственные устои и традиции в семье как основа формирования общечеловеческих ценностей / И. Ф. Андресян, Т. А. Хагуров // Научное наследие Ф.А. Щербины: казачество и история Кавказа: сборник материалов XVII международной научно-практической конференции, Краснодар, 10–11 февраля 2017 года. – Краснодар: Академия маркетинга и социально-информационных технологий-ИМСИТ (г. Краснодар), 2017.
3. Захарченко А. Семья-лаборатория человеческих судеб / А. Захарченко // Научные труды Самарской духовной семинарии / Самарская епархия Русской Православной Церкви; Самарская духовная семинария. – Самара: ООО «Слово», 2020. – С. 112-129.
4. Левчук Д. Г., Потаповская О. М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в России: комплексное решение проблемы. – Серия «Духовно-нравственное воспитание: системный подход». – 2-е изд., доп. – М.: Планета, 2003. – С. 4.
5. Никандров Н. Д. Идеология. Текст. Социализация / Н. Д. Никандров // Известия Российской академии образования. – 2021. – № 3(55). – С. 92-105.
6. Острогорский А. Н. Образование и воспитание // Избранные педагогические сочинения. – М., 1985. – С. 262–263.
7. Психолого-педагогические проблемы изучения детства, семьи и воспитания в современном социокультурном контексте : Коллективная монография / А. В. Леонтович, В. К. Рябцев, В. В. Ряшина [и др.]. – Москва : Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», 2019. – 190 с.
8. Системный кризис образования как угроза национальной безопасности России / В. Слободчиков, И. Королькова, А. Остапенко [и др.] // Свободная мысль. – 2017. – № 3(1663). – С. 109-122.
9. Сорокин П. А. Кризис нашего времени // Человек. – 1998. – № 6. – С. 266.
10. Теплова А. Б. Ресурс традиции в сохранении и формировании нравственных норм и идеалов / А. Б. Теплова // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. – 2018. – № 6. – С. 39-44.
11. Чапурко Т. М. Политико-правовой взгляд на современные проблемы обеспечения благополучия несовершеннолетних в России / Т. М. Чапурко, И. Е. Поддубная // Тенденции развития науки и образования. – 2022. – № 82-4. – С. 123-126.
12. Чепелева Л. М. Семья и брак в системе ценностных и социально-психологических установок молодежи / Л. М. Чепелева, А. А. Чепелева // International Journal of Medicine and Psychology. – 2021. – Т. 4. – № 7. – С. 65-70.
13. Чуприна А. А. Механизмы влияния семьи на формирование духовного мира личности в современных условиях / А. А. Чуприна // Философия и общество. – 2013. – № 1(69). – С. 136-145.
14. Шестун Е. В. Воспитание верноподданства как первостепенный шаг к святой Руси / Е. В. Шестун // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики: материалы Международной научно-практической межведомственной конференции, Самара, 16–17 июня 2016 года / Под общей редакцией А.А. Вотинова. – Самара: Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2016. – С. 715.
15. Шестун Е. В. Успешным бывает только святой. Православные ценности в светском образовании / Е. В. Шестун // Педагогический форум. – 2018. – № 1(1). – С. 22-26.
16. Шестун Е. В. Формирование семейного сознания юношества в условиях современного информационно-коммуникационного пространства / Е. В. Шестун, Е. А. Морозова // Образовательное пространство в информационную эпоху-2019: Сборник научных трудов. Материалы Международной научно-практической конференции, Москва, 04–06 июня 2019 года / Под редакцией С.В. Ивановой. – Москва: Институт стратегии развития образования Российской академии образования, 2019. – С. 486-501.
References
1. Amonashvili, S. A. (2011). The art of family education. Pedagogical essay. Moscow, Russia: Amrita.
2. Andresyan, I. F. (2017). Moral foundations and traditions in the family as the basis for the formation of universal values. Cossacks and the history of the Caucasus, 30-33
3. Zakharchenko, A. (2020). Family-laboratory of human destinies. Scientific works of the Samara Theological Seminary, 112-129.
4. Levchuk, D. G., (2003). Potapovskaya O. M. Spiritual and moral education of children and youth in Russia: a comprehensive solution to the problem. Spiritual and moral education: a systematic approach, 4.
5. Leontovich, A. V. (2019). Psychological and pedagogical problems of studying childhood, family and upbringing in a modern socio-cultural context: A collective monograph. Moscow, Russian: Institute for the Study of Childhood, Family and Upbringing of the Russian Academy of Education.
6. Nikandrov, N. D. (2021). Ideology. Text. Socialization. News of the Russian Academy of Education, 3(55), 92-105.
7. Ostrogorsky, A. N. (1985). Education and upbringing. Selected pedagogical works, 262-263.
8. Slobodchikov, V. (2017). Systemic crisis of education as a threat to the national security of Russia, Free Thought, 3(1663), 109-122.
9. Sorokin, P. A. (1998). The crisis of our time. Man, 6, 266.
10. Teplova, A. B. (2018). The resource of tradition in the preservation and formation of moral norms and ideals. Social pedagogy in Russia. Scientific and Methodological Journal, 6, 39-44.
11. Chapurko, T. M. (2022). Political and legal view on modern problems of ensuring the welfare of minors in Russia. Trends in the development of science and education., 82-4, 123-126.
12. Chepeleva, L. M. (2021). Family and marriage in the system of value and socio-psychological attitudes of youth. International Journal of Medicine and Psychology, 4(7), 65-70.
13. Chuprina, A. A. (2016). Mechanisms of family influence on the formation of the spiritual world of personality in modern conditions. Philosophy and society, 1(69), 136-145.
14. Shestun, E. V. (2016). Fostering loyalty as a primary step towards Holy Russia. Penal enforcement system at the present stage: interaction of science and practice, 715.
15. Shestun, E. V. (2018).Only a saint can be successful. Orthodox Values in secular education. Pedagogical Forum, 22-26.
16. Shestun, E. V. (2019). Formation of family consciousness of youth in the conditions of modern information and communication space. Educational space in the information age, 486-501.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

На рецензирование представлена работа «Проблемы и особенности формирования семейно-бытового чувства патриотизма в условиях современного общества».
Предмет исследования. Предмет исследования обозначен в названии. В целом, автором проблемы и особенности формирования семейно-бытового чувства патриотизма в условиях современного общества было рассмотрено в полном объеме.
Методология исследования. Автор опирался на работы, которые рассматривал затронутую проблему. Это - Ш. А. Амонашвили, Д. Г. Левчук, И. Е. Поддубная, О. М. Потаповская, Е. В. Шестун, Т. М. Чапурко и др. За основу он взял ряд работ, в том числе, современных.
Актуальность исследования определяется с позиции необходимости сохранения крепости семейных устоев жизни в обществе молодыми людьми, особенно в современных условиях. В то же время, были выделены противоречия: между потребностью в ориентации молодых людей на семейные ценности и недостаточным уровнем развития данного вопроса, большим количеством абортов, снижением многодетных семей; между демографической катастрофой в России и .трудностями планирования жизни современными людьми.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- обозначена проблема формирования семейно-бытового чувства патриотизма в условиях современного общества и современной семьи;
- были выделены основные цели брака у молодых людей – курсантов МВД;
- обозначены цели, ради которых супруги принимают решение о рождении ребенка;
- описаны причины, по которым молодые люди не хотят иметь детей, представлено межполовое различие;
- обозначены меры, способствующие формированию семейно-бытового чувства патриотизма и духовно-нравственных ценностей.
Стиль, структура, содержание. Стиль изложения соответствует публикациям такого уровня. Язык работы научный. Структура работы четко прослеживается.
В структуре представлено два раздела, но прослеживается следующее содержание.
Во введении обозначена актуальность затронутой проблемы, представлен небольшой анализ теоретической базы исследования, обоснована актуальность.
В основной части представлено обсуждение результатов краткого социологического опроса курсантов, которые обучаются в организациях МВД России. Автор уделил особое внимание выявлению отношения молодых людей к рождению детей и тематике духовно-нравственных ценностей.
Заключительный раздел посвящен подведению результатов и выводоы.
Библиография. Библиография статьи включает в себя 16 отечественных источников, значительная часть которых изданы за последние три года. В списке представлены, в основном, научно-исследовательские статьи, монографии и избранные педагогические произведения. Оформление источников, в основном, однородное и корректное. Есть некоторые неточности, которые нуждаются в доработке.
Апелляция к оппонентам.
Работа очень интересная и актуальная. Рекомендации:
1) расширить теоретический обзор проведенных исследований, включив анализ современных исследований;
3) необходимо описать более подробно результаты проведенного исследования, выделив его в отдельный раздел;
4) важно представить более подробно выводы по результатам проведенного исследования.
Выводы. Проблематика статьи отличается несомненной актуальностью, теоретической и практической ценностью, будет интересна ученым и практикам. Работа может быть рекомендована к опубликованию с учетом выделенных рекомендаций.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.