Статья 'Подготовка научной организации к аккредитации программ обучения научно-педагогических кадров' - журнал 'Современное образование' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Современное образование
Правильная ссылка на статью:

Подготовка научной организации к аккредитации программ обучения научно-педагогических кадров

Баринова Елена Борисовна

кандидат исторических наук

старший научный сотрудник, руководитель Этнографического научно-образовательного центра Института этнологии и антропологии РАН

119334, Россия, Москва, г. Москва, ул. Ленинский Проспект, 32А, каб. 1810

Barinova Elena Borisovna

PhD in History

Senior Scientific Associate, Head of Ethnographic Scientific Educational Center of the Institute of Ethnology and Anthropology of the Russian Academy of Sciences

119334, Russia, Moskva, g. Moscow, ul. Leninskii Prospekt, 32A, kab. 1810

BarinovaElena@rambler.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-8736.2020.1.32250

Дата направления статьи в редакцию:

24-02-2020


Дата публикации:

06-04-2020


Аннотация.

В статье описаны и проанализированы особенности кадрового обеспечения, создания электронной информационно-образовательной среды, формирования фонда оценочных средств, а также организации условий обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья при подготовке к аккредитации программ аспирантуры, адъюнктуры и ординатуры в научных организациях. Статья подготовлена на основе актуальной нормативно-законодательной базы РФ, а также опыта получения аккредитации образовательной деятельности научной организацией, даны рекомендации по организации образовательной работы в научной организации для тех, кому только предстоит эта процедура. Система показателей и критериев оценки соответствия содержания и качества программ подготовки научно-педагогических кадров строится на основе требований, установленных в государственных нормативно-правовых документах. Таким образом, подготовка к аккредитации образовательных программ в научных организациях имеет ряд своих особенностей, которые нужно учитывать не только в настоящее время, когда необходимо подтвердить их соответствие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, но и в преддверии реформ в российском законодательстве в отношении научных аспирантур. Следует понимать, что требования ФГОС во многом являются достаточно обоснованными в отношении информационного, материально-технического и кадрового обеспечения подготовки научно-педагогических кадров, а также возможности доступа к научно-образовательным ресурсам лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: образовательная программа, ФГОС, аккредитация, ограниченные возможности здоровья, кадровое обеспечение, научная организация, аспирантура, адъюнктура, ординатура, лицензирование

Опубликовано по программе НИР Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН

Abstract.

This article describes and analyzes the peculiarities of human resourcing, creation of digital information and educational environment, formation of the fund of assessment tools, as well as arrangement of conditions for teaching the persons with health limitations in preparation to accreditation of postgraduate and residency curricula in the scientific institutions. The article is based on the relevant legislative framework of the Russian Federation, as well as experience of obtaining accreditation for educational activity in the scientific institutions for those yet to undergo this procedure. The indicators and criteria system for assessing the compliance of the content and quality of training programs of academic staff is built in accordance with the requirements set in the state normative legal documents. It is worth noting that the requirements of the federal state educational standards are sufficiently substantiated with regards to information and material-technological support, human resourcing in training academic staff, as well as accessibility of educational resources for the persons with health limitations.

Keywords:

graduate school, scientific organization, staffing, disabilities, accreditation, FSES, educational program, adjunctura, traineeship, licensing

Вопросы организации, содержания и качества подготовки современных ученых сейчас активно обсуждаются как на государственном уровне, так и в современном научном сообществе [17, 4, 22, 6, 16, 18, 19, 5, 8, 7, 2, 1, 3]. Как человек, заведующей аспирантурой и научно-образовательным центром научного учреждения, и как преподаватель, до недавнего времени работавший в одном из ведущих университетов страны, я вижу, большой разрыв в требованиях и подготовке научно-педагогических кадров в образовательном и научном сообществе. Совсем недавно научная организация, в которой я работаю, прошла аккредитацию программ научно-педагогических кадров, а поскольку именно я отвечаю за образовательную деятельность и подготовку всей необходимой документации, то считаю необходимым дать некоторые рекомендации по организации образовательной работы в научной организации для тех, кому только предстоит эта процедура.

Получение государственной аккредитации образовательной деятельности является добровольным делом организации. Для ведения образовательной работы достаточно соответствующей лицензии. Но наличие государственной аккредитации предоставляет ряд льгот, которые необходимы и для организации и обучающихся.

Во-первых, наличие Свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности подтверждает статус самой организации, осуществляющей такую деятельность и то, что образовательные программы, которые в ней реализуются, соответствуют федеральным государственным требованиям. То есть подтверждается уровень и качество реализации образовательных программ.

Во-вторых, наличие аккредитации дает возможность участвовать в открытом публичном конкурсе по распределению контрольных цифр приема, позволяет прикреплять лиц для сдачи кандидатских экзаменов и выдавать по результатам обучения документы государственного образца.

В-третьих, обучающиеся при поступлении в организацию, имеющую аккредитацию, получают отсрочку от призыва в армию, имеют возможность использовать материнский капитал при оплате контрактного обучения, брать образовательный кредит и т.д.

Для того чтобы оценить содержание программ подготовки обучающихся, проверяется характеристика направлений подготовки, характеристика профессиональной деятельности выпускников, структура основной образовательной программы, условия ее реализации и соответствие нормативным показателям.

Система показателей и критериев оценки соответствия содержания и качества программ подготовки научно-педагогических кадров строится на основе требований, установленных в государственных нормативно-правовых документах [20, 21, 9, 12, 14, 15].

В процедуре подготовки к государственной аккредитации программ подготовки научно-педагогических кадров выделяются несколько основных этапов. Данная процедура должна осуществляться в течение 1 года до момента подачи заявления на государственную аккредитацию:

– организацию и проведение самообследования образовательной программы (оформляется локальным распорядительным актом организации с определением ответственных лиц и сроков подготовки документов и материалов);

– обобщение полученных результатов и на их основе формирование отчета (оформляется локальным распорядительным актом организации с определением ответственных лиц и сроков подготовки документов и материалов);

– размещение утвержденного отчета на официальном сайте организации.

Отчет о результатах самообследования образовательной программы должен содержать результаты анализа соответствия установленным требованиям в отношении структуры программы, срока получения образования, результатов освоения программы, общесистемных требований к реализации программы. Помимо этого, требованиям ФГОС должны соответствовать учебно-методическое, материально-техническое, финансовое и кадровое обеспечение реализации программ.

По результатам проведения процедуры самообследования формируется комплект документов, который должен быть представлен членам экспертной группы к началу работы комиссии.

Организация кадрового обеспечения аккредитуемых программ в научной организации

Современные федеральные государственные образовательные стандарты выдвигают жесткие требования к кадровому обеспечению образовательной деятельности. Во-первых, это наличие ученой степени и ученого звания не менее, чем у 80% сотрудников организации, реализующих программу в сфере высшего профессионального образования. Во-вторых, это необходимость иметь публикации в ведущих российских и зарубежных рецензируемых изданиях по направленности (профилю) подготовки. И если у научных организаций при подготовке к проведению аккредитации, как правило, нет сложностей с выполнением этих требований к кадровому обеспечению своих программ подготовки, то есть большая проблема с обеспечением самого статуса сотрудников как научно-педагогических работников.

Дело в том, что в штатном расписании научной организации нет специально выделенных ставок для профессорско-преподавательского состава. Другими словами, есть научные, но нет педагогических работников. И то, что научные работники могут, а во многих случаях и осуществляют преподавательскую работу в высших учебных заведениях и даже имеют звания доцентов и профессоров, формально не является показателем их статуса педагогических работников в научной организации. Это значит, что организация не выполняет требование к наличию научно-педагогических кадров.

Одним из способов преодоления этого препятствия может быть перевод 2-х или более научных ставок (например, главных научных сотрудников) в ставки профессоров. Тем самым организация не увеличивает количество штатных единиц, но при этом вводит должность педагогического работника. Далее всем сотрудникам научной организации, обеспечивающим образовательную деятельность, особым приказом поручается выполнение дополнительной работы по должности профессора (0,1 ставки) в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором.

Таким образом, 2 ставки профессора могут быть поделены между 20 научными сотрудниками (по 0,1 ставки), которые приобретут статус научно-педагогических работников.

Особенно следует обратить внимание на то, что если у организации нет своих сотрудников, которые могут обеспечить обучение по дисциплинам, например, по иностранному языку и «Истории и философии науки», то такие сотрудники должны быть привлечены в организацию на основе договоров гражданско-правового характера. Причем их ученая степень должна быть не ниже кандидата наук по филологии (для иностранных языков) и философии (для дисциплины «История и философия науки»).

Когда научная организация привлекает в той или иной форме педагогических работников, то на каждого их них должен быть собран дополнительный комплект документов: договор, должностные обязанности, справка о несудимости из МВД (можно заказать через Госуслуги https://www.gosuslugi.ru/), справка из медучреждения [11], индивидуальный план, удостоверения о повышении квалификации за последние 3 года (одно из них обязательно должно касаться использования информационно-коммуникационных технологий при организации образовательного процесса и работы в электронной информационно-образовательной среде). Справка о несудимости, медицинская справка и индивидуальный план должны быть представлены за каждый год привлечения НПР к образовательной деятельности организации.

Организация условий обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья

Один из очень важных вопросов, возникающих при подготовке к аккредитации, – обязана ли организация предоставлять справку о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Также нужно учитывать, что если программа не предполагает обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, то каковы должны быть эти условия. Этот вопрос достаточно актуальный, поскольку далеко не во всех организациях, которые реализуют программы в сфере профессионального образования, есть учащиеся с ОВЗ.

Современное законодательство требует, чтобы абсолютно все организации, которые осуществляют подготовку по программам в сфере профессионального образования, должны создать условия для лиц с ОВЗ. Логика этих требований такова, что в любой момент может прийти абитуриент, который будет обладать проблемами со здоровьем и организация должна обеспечить его обучение.

Создание условий для учащихся с ОВЗ: наличие пандусов для тех, у кого сложности с опорно-двигательным аппаратом, особых сайтов для слабовидящих обучающихся и т.д. – это одно из требований к организации при проведении аккредитационной экспертизы.

Однако если при лицензировании образовательной деятельности все эти требования должны быть жестко соблюдены, то при аккредитации допускаются некоторые послабления. Они не касаются наличия лестниц, пандусов, подъемников и т.п., которые должны быть обязательно. Но если в организации нет обучающихся с ОВЗ, то возможно отсутствие специальных адаптивных программ. Для того, чтобы на замечание работников Росаккредагентства, которые будут проводить экспертизу, что программы нет, а организация должна быть готова принять абитуриентов с ОВЗ, в локальных нормативных документах необходимо прописать пункт, что «обучение инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья».

Более того, если все основные образовательные программы должны быть размещены на сайте организации, то адаптивные программы вывешивать не обязательно, поскольку они должны быть только при наличии обучающихся.

Особенности организации электронной информационно-образовательной среды

Сегодня наличие и правильная организация электронной информационно-образовательной среды – это один из наиболее остро стоящих вопросов перед научными организациями. Конечно, каждая организация в той или иной форме имеет свой сайт, наполненный электронными ресурсами. Насколько она полно и эффективно их использует и что понимать под электронной информационно-образовательной средой могут быть разные точки зрения.

Важно, что на настоящее время нигде нормативно не закреплено, что должна включать в себя электронная информационно-образовательная среда, поэтому каждая научная организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна самостоятельно определить, что будет в нее входить.

Фактически ЭИОС – это совокупность информационных ресурсов и тех баз, которые используются для того, чтобы проводить текущий контроль, промежуточные аттестации и т.д. В каждом образовательном стандарте вне зависимости от специальности и направления подготовки есть четкое перечисление тех ресурсов, к которым должен иметь доступ обучающийся – учебным планам, рабочим программам, ссылкам на библиотечные ресурсы и доступ к ним.

Есть механизм, как эксперты проверяют доступность использования ЭИОС. Во время аккредитационной экспертизы в организации эксперт может пригласить на беседу любого обучающегося и попросить с его телефона или компьютера зайти в ЭИОС, чтобы убедиться, что она действительно доступна и обучающиеся могут и умеют ей пользоваться. Эксперт проверяет, может ли обучающийся из своего личного кабинета добраться во все пункты информационной системы, указанные в стандарте. Обучающийся в личном кабинете должен иметь либо ссылку, либо закладку на ресурс, где размещены учебные планы, чтобы посмотреть тот учебный план, по которому он учится. В стандарте есть указание, что обучающийся должен выбрать траекторию своего обучения, и в учебном плане как раз указывается та вариативная часть, которая ее формирует. Поэтому он должен знать, как обучается и что планируется к изучению. Содержание обучения отражается в рабочих программах, которые должны содержать темы и аннотации лекций, семинаров, практических занятий, вопросы, оценочные средства, ссылки на литературу и т.п.

Что касается наполнения ЭИОС электронными библиотечными ресурсами, то организация обязана заключить договоры с электронными библиотеками. Обучающийся должен знать, где расположены эти ресурсы и как туда попасть. Желательно, чтобы ссылка на эти ресурсы была у обучающегося в личном кабинете, к которому ему должны быть выданы логин и пароль.

Информационные источники ЭИОС зависят от направления и специальности обучающегося. Очень удобно, когда непосредственно в тексте учебных программ дается гиперссылка на тот ресурс, где можно более подробно ознакомиться с темой. Это же касается и списков литературы. У каждого обучающегося должна быть возможность эффективной самостоятельной работы.

Удобство указания гиперссылок на литературу также заключается в том, что эксперт, который обязан проверить наличие необходимого количества учебников в библиотеке, видит, что к необходимой литературе у обучающегося есть доступ. Только заранее нужно убедиться, что ссылки работают, на случай если эксперт решит их проверить. По факту если есть доступ к хорошей электронной библиотечной системе, то научная организация полностью реализует требования ФГОС о доступности учебных и научных материалов. Важно отметить, что в настоящее время для методического обеспечения программ подготовки научно-педагогических кадров нет ограничения по дате публикации основной и дополнительной литературы.

Электронная информационно-образовательная среда должна также обеспечивать требования стандарта, что обучающийся должен иметь возможность синхронного и асинхронного общения с преподавателями. Это обязательное требование, которое должно обеспечиваться организационными и техническими ресурсами организации.

Важным показателем наполненности Электронной информационно-образовательной среды организации является наличие портфолио обучающихся. Четких требований к тому, как должно выглядеть портфолио и какую содержать информацию об обучающемся – нет. Важно только, чтобы такое портфолио содержало не только показатели учебной работы, но и научно-исследовательской деятельности: опубликованные статьи, тезисы, выступление на конференциях, участие в грантах и т.д. Нужно отметить, что портфолио обучающегося может быть доступно работодателю, поэтому нужно очень внимательно относиться к размещенной в нем информации. Важно отметить, что по структуре и требованиям к содержанию электронной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность, ЭИОС стало все больше походить на электронный дневник школьника. Обучающийся должен иметь возможность мониторить результаты своей деятельности и, исходя из этого, корректировать образовательную и научно-исследовательскую работу.

Безусловно, работа электронной информационно-образовательной среды научной организации должна регулироваться самостоятельно разработанными локальными нормативными документами: Положением, порядками и др. с полным перечислением ресурсов, которые включаются в ЭИОС. В перечень должен входить официальный сайт организации, все информационные ресурсы, которые у этой организации имеются.

Нужно учитывать, что эксперты обращают внимание на то, чтобы в сроках действия договоров, которые заключает организация для работы с электронными библиотечными системами и любым программным обеспечением, не было ни дня перерыва. То есть процесс должен быть непрерывным.

Особенности подготовки Фонда оценочных средств к аккредитации образовательных программ

На настоящее время нет нормативного акта Минобрнауки для программ подготовки научно-педагогических кадров, который бы регламентировал составляющие фонда оценочных средств. Научная организация самостоятельно решает вопросы содержания ФОС. Однако эксперты при оценке содержания фонда оценочных средств придерживаются требований «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», утвержденного приказом Минобрнауки № 136 [13]. Традиционно образовательные организации высшего профессионального образования также придерживаются требований этого документа к структуре образовательных материалов при создании программ подготовки кадров высшей квалификации.

Важно отметить современную тенденцию, что для положительной экспертной оценки ФОС желательно иметь несколько (2–3) внешних рецензий и экспертных заключений. Также положительные заключения, рецензии, экспертизы желательно иметь на сами программы как от образовательных и научных организаций, так и от потенциальных работодателей. Сегодня в стандартах есть ряд уровней образования, где наличие таких рецензий является обязательным требованием: среднее профессиональное образование и магистратура. Например, потенциальный работодатель может не только рецензировать такие программы, но и рекомендовать дисциплины для вариативной части. Такой подход соответствует требованию обеспечить практикоориентированное образование на всех уровнях.

Актуальные изменения законодательства по государственной аккредитации образовательной деятельности

Значительные изменения в законодательство о государственной аккредитации были внесены Постановлением Правительство Российской Федерации № 1052 от 15 августа 2019 года [9]. Мы рассмотрим те изменения, которые касаются подготовки документов для аккредитации научных организаций, а также процедуры непосредственно самой аккредитации.

Первое изменение касается сведений, представленных в заявлении. Новым требованием является то, что информация, отраженная в заявлении должна полностью соответствовать той, которая представлена на официальном сайте организации. В том случае, если на официальном сайте документы размещены с электронной подписью руководителя, то при подаче заявления эти документы могут не предоставляться, а только указываться ссылка на нужную страницу сайта. В описи после описания документа также указывается ссылка на размещение документа на сайте. Еще раз подчеркну, в этом случае на сайте документ должен быть размещен с электронной подписью руководителя.

Второе важное изменение состоит в том, что если раньше экспертная группа была самостоятельна, то теперь назначается работник Аккредагентства органа, который контролирует работу этой группы и отвечает за рассмотрение ее заключения по результатам экспертизы.

Третье, важно учитывать, что документы, которые должны быть предоставлены за весь период, соответствующий сроку получения образования по программе, могут быть в форме электронного документа, подписанного электронной подписью руководителя. Хотя в случае выезда экспертной группы в организацию, она может запросить и оригиналы документов на бумажном носителе.

Также нужно отметить, что если экспертная группа выявила какие-то несоответствия содержания и (или) качества подготовки обучающихся требованиям ФГОС, то об этом уведомляется руководитель организации и предоставляется 5 дней для того, чтобы исправить выявленные несоответствия и предъявить экспертной группе исправленные материалы.

Важное дополнение внесено в отношении учета сведений о независимой оценке качества подготовки обучающихся, которая была получена в течение до 3 лет до подачи заявления на аккредитацию общероссийскими или международными объединениями работодателей. При подаче заявления на аккредитацию важно приложить ее к пакету документов и она будет учтена при вынесении решения аккредитационного органа.

Заключение

Таким образом, подготовка к аккредитации образовательных программ в научных организациях имеет ряд своих особенностей, которые нужно учитывать не только в настоящее время, когда необходимо подтвердить их соответствие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, но и в преддверии реформ в российском законодательстве в отношении научных аспирантур.

Следует понимать, что требования ФГОС во многом являются достаточно обоснованными в отношении информационного, материально-технического и кадрового обеспечения подготовки научно-педагогических кадров, возможности доступа к научно-образовательным ресурсам лиц с ограниченными возможностями здоровья и т.д.

Изучив нормативно-правовые документы, исследования специалистов и проведя успешную аккредитацию образовательной программы можно сделать несколько основных рекомендаций по подготовке научной организации к этой процедуре.

Для обеспечения кадровой составляющей реализации программы эффективно, во-первых, перевести несколько сотрудников со степенью доктора наук на профессорские ставки или же поручить им выполнение дополнительной работы по должности профессора; а, во-вторых, приглашать лучших специалистов и преподавателей для подготовки обучающихся по какому-то наиболее перспективному научному направлению на основе договоров гражданско-правового характера.

Обеспечение информационной составляющей образовательной деятельности научной организации должно обеспечиваться совокупностью ее ресурсов, включая: базы данных, электронные библиотечки, возможность синхронного и асинхронного взаимодействия учащихся с преподавателями, размещения важной информации, способной заинтересовать будущих работодателей и т.д.

Эффективность реализации учебной программы должна быть отражена в материалах фонда оценочных средств, который к моменту аккредитации должен иметь несколько внешних экспертных рецензий, причем не только образовательных и научных организаций, но и потенциальных работодателей.

И, конечно, при подготовке образовательной программы к аккредитации необходимо обеспечить не только выполнение общих условий обучения, но и быть готовым принять лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенность заключается в том, чтобы показать как обучение инвалидов и обучающихся с ОВЗ осуществляется с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Вне зависимости от того, каким будет срок подготовки молодых ученых, нужно ли им будет обязательно защищать кандидатскую диссертацию, научная организация должна создать необходимые условия для реализации своих программ. А государство будет в той или иной форме проверять содержание и качество подготовки научно-педагогических кадров, которое строится на основе требований, установленных в государственных нормативно-правовых документах.

Библиография
1.
Бедный Б.И., Казанцев В.Б., Чупрунов Е.В. Подготовка научно-педагогических кадров в ас-пирантуре: исследовательские школы // Высшее образование в России. 2014. №6. С. 34–42.
2.
Бедный Б.И., Миронос А.А. Подготовка научных кадров в высшей школе. Состояние и тенденции развития аспирантуры. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2008. 219 с.
3.
Бережная Ю.Н., Гуртов В.А. Аспирантура в новых реалиях // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 3. С. 57–65.
4.
В первом чтении приняты новые правила для аспирантуры. URL: http://duma.gov.ru/news/47687/.
5.
Караваева Е.В., Маландин В.В., Мосичева И.А., Телешова И.Г. Аспирантура как уровень высшего образования: состояние, проблемы, возможные решения // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. №11. С. 22–34.
6.
Манузина А. «Оценка должна быть не для наказания, а для развития»: что думают академики об аспирантуре, аккредитации вузов и научных институтов. URL: http://www.sib-science.info/ru/ras/otsenka-dolzhna-byt-ne-dlya-24102018 (дата обращение 27.02.2020).
7.
Марголин А.М., Мельников Р.М. Пути повышения эффективности подготовки аспирантов // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 12. С. 9–19.
8.
Миронос А.А., Бедный Б.И., Рыбаков Н.В. Академические профессии в спектре профессио-нальных предпочтений аспирантов // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 3. С. 74–84.
9.
Постановление Правительства Российской Федерации «О государственной аккредитации образовательной деятельности» (вместе с «Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности») № 1039 от 18.11.2013 URL: https://base.garant.ru/70513356/.
10.
Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности» № 1052 от 15.08.2019. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72528438/
11.
Приказ Минздравсоцразвития «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда ». № 302н. Прил. 2 от 12.04.2011. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12091202/
12.
Приказ Минобрнауки «О Порядке и сроке прикрепления лиц для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)» № 248 от 28.03.2014. URL: https://base.garant.ru/70652360/
13.
Приказ Минобрнауки «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» № 1367 от 19.12.2013. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70503294/
14.
Приказ Минобрнауки «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)» № 1259 от 19.11.2013. URL: https://base.garant.ru/70581484/
15.
Приказ Минобрнауки «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам ординатуры» № 1258 от 19.11.2013 г. URL: https://base.garant.ru/70582514/
16.
Райчук Д.Ю., Минина Н.В. О позиционировании аспирантуры в структуре высшего образования // Высшее образование в России. 2016. № 4 (200). С. 33–41.
17.
Реформа аспирантуры в 2020г. Обзор ключевых изменений в законопроекте № 860618-7. URL: http://originaldissertations.com/reforma_aspirantury_2020.php
18.
Сенашенко В.С. Аспирантура как образовательная программа с научно-исследовательской компонентой или научно-исследовательская программа с образовательной компонентой? // Alma Mater. 2017. № 10. C. 4–10.
19.
Тезиел А.Х. Российская аспирантура после её реформирования: сравнительный анализ и оценка результатов // Государственное управление. Электронный вестник. 2018. № 68. С. 493–512.
20.
Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. URL: https://base.garant.ru/70291362/
21.
Федеральный закон № 500-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.12.2014. URL: https://base.garant.ru/70833162/
22.
Чупрунов Е.В., Бедный Б.И. Современная российская аспирантура: актуальные направления развития // Высшее образование в России. 2019. № 3. С. 9–20.
References (transliterated)
1.
Bednyi B.I., Kazantsev V.B., Chuprunov E.V. Podgotovka nauchno-pedagogicheskikh kadrov v as-piranture: issledovatel'skie shkoly // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2014. №6. S. 34–42.
2.
Bednyi B.I., Mironos A.A. Podgotovka nauchnykh kadrov v vysshei shkole. Sostoyanie i tendentsii razvitiya aspirantury. N. Novgorod: Izd-vo NNGU, 2008. 219 s.
3.
Berezhnaya Yu.N., Gurtov V.A. Aspirantura v novykh realiyakh // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2017. T. 21. № 3. S. 57–65.
4.
V pervom chtenii prinyaty novye pravila dlya aspirantury. URL: http://duma.gov.ru/news/47687/.
5.
Karavaeva E.V., Malandin V.V., Mosicheva I.A., Teleshova I.G. Aspirantura kak uroven' vysshego obrazovaniya: sostoyanie, problemy, vozmozhnye resheniya // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2018. T. 27. №11. S. 22–34.
6.
Manuzina A. «Otsenka dolzhna byt' ne dlya nakazaniya, a dlya razvitiya»: chto dumayut akademiki ob aspiranture, akkreditatsii vuzov i nauchnykh institutov. URL: http://www.sib-science.info/ru/ras/otsenka-dolzhna-byt-ne-dlya-24102018 (data obrashchenie 27.02.2020).
7.
Margolin A.M., Mel'nikov R.M. Puti povysheniya effektivnosti podgotovki aspirantov // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2018. T. 27. № 12. S. 9–19.
8.
Mironos A.A., Bednyi B.I., Rybakov N.V. Akademicheskie professii v spektre professio-nal'nykh predpochtenii aspirantov // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2017. T. 21. № 3. S. 74–84.
9.
Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii «O gosudarstvennoi akkreditatsii obrazovatel'noi deyatel'nosti» (vmeste s «Polozheniem o gosudarstvennoi akkreditatsii obrazovatel'noi deyatel'nosti») № 1039 ot 18.11.2013 URL: https://base.garant.ru/70513356/.
10.
Postanovlenie Pravitel'stva RF «O vnesenii izmenenii v Polozhenie o gosudarstvennoi akkreditatsii obrazovatel'noi deyatel'nosti» № 1052 ot 15.08.2019. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72528438/
11.
Prikaz Minzdravsotsrazvitiya «Ob utverzhdenii perechnei vrednykh i (ili) opasnykh proizvodstvennykh faktorov i rabot, pri vypolnenii kotorykh provodyatsya obyazatel'nye predvaritel'nye i periodicheskie meditsinskie osmotry (obsledovaniya), i Poryadka provedeniya obyazatel'nykh predvaritel'nykh i periodicheskikh meditsinskikh osmotrov (obsledovanii) rabotnikov, zanyatykh na tyazhelykh rabotakh i na rabotakh s vrednymi i (ili) opasnymi usloviyami truda ». № 302n. Pril. 2 ot 12.04.2011. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12091202/
12.
Prikaz Minobrnauki «O Poryadke i sroke prikrepleniya lits dlya podgotovki dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni kandidata nauk bez osvoeniya programm podgotovki nauchno-pedagogicheskikh kadrov v aspiranture (ad''yunkture)» № 248 ot 28.03.2014. URL: https://base.garant.ru/70652360/
13.
Prikaz Minobrnauki «Ob utverzhdenii Poryadka organizatsii i osushchestvleniya obrazovatel'noi deyatel'nosti po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovaniya – programmam bakalavriata, programmam spetsialiteta, programmam magistratury» № 1367 ot 19.12.2013. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70503294/
14.
Prikaz Minobrnauki «Poryadok organizatsii i osushchestvleniya obrazovatel'noi deyatel'nosti po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovaniya – programmam podgotovki nauchno-pedagogicheskikh kadrov v aspiranture (ad''yunkture)» № 1259 ot 19.11.2013. URL: https://base.garant.ru/70581484/
15.
Prikaz Minobrnauki «Poryadok organizatsii i osushchestvleniya obrazovatel'noi deyatel'nosti po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovaniya – programmam ordinatury» № 1258 ot 19.11.2013 g. URL: https://base.garant.ru/70582514/
16.
Raichuk D.Yu., Minina N.V. O pozitsionirovanii aspirantury v strukture vysshego obrazovaniya // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2016. № 4 (200). S. 33–41.
17.
Reforma aspirantury v 2020g. Obzor klyuchevykh izmenenii v zakonoproekte № 860618-7. URL: http://originaldissertations.com/reforma_aspirantury_2020.php
18.
Senashenko V.S. Aspirantura kak obrazovatel'naya programma s nauchno-issledovatel'skoi komponentoi ili nauchno-issledovatel'skaya programma s obrazovatel'noi komponentoi? // Alma Mater. 2017. № 10. C. 4–10.
19.
Teziel A.Kh. Rossiiskaya aspirantura posle ee reformirovaniya: sravnitel'nyi analiz i otsenka rezul'tatov // Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyi vestnik. 2018. № 68. S. 493–512.
20.
Federal'nyi zakon № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» ot 29.12.2012. URL: https://base.garant.ru/70291362/
21.
Federal'nyi zakon № 500-FZ «O vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii» ot 31.12.2014. URL: https://base.garant.ru/70833162/
22.
Chuprunov E.V., Bednyi B.I. Sovremennaya rossiiskaya aspirantura: aktual'nye napravleniya razvitiya // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2019. № 3. S. 9–20.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предметом исследования статьи «Подготовка научной организации к аккредитации программ обучения научно-педагогических кадров» выступает стандартизация образовательной деятельности в научной организации. В статье представлен практический опыт решения вопросов стандартизации образовательной деятельности по программам обучения научно-педагогических кадров. Автором обращается внимание на то, что в условиях реформирования российской аспирантуры необходимо учитывать особенности аккредитации образовательных программ в научных организациях, в частности в связи с изменениями законодательства по государственной аккредитации образовательной деятельности. Этим определяется актуальность работы. Автором затрагиваются вопросы, связанные с особенностями кадрового обеспечения аккредитуемых программ в научной организации, создания условий обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, организации электронной информационно-образовательной среды и формирования фонда оценочных средств. Методология исследования построена на совокупности теоретических методов – анализ, систематизация и классификация имеющихся в литературе и образовательной практике данных по проведению процедуры аккредитации образовательных программ в научных организациях. Данная методология вполне отвечает целям исследования и направлена на систематизацию организационно-методических аспектов ведения образовательной деятельности в научной организации Статья посвящена решению практических вопросов стандартизации образовательной деятельности в научной организации. Стиль работы публицистический. А поскольку в статье представлен обмен практическим опытом, то в ней затрагиваются вопросы "управления образованием". Новизна (хотя сложно говорить о научной составляющей) проведенного исследования видится в структуризации организационных вопросов подготовки к аккредитации образовательных программ. Стиль, структура, содержание. Во ведении автор указывает на то, что считает «необходимым дать некоторые рекомендации по организации образовательной работы в научной организации для тех, кому только предстоит» процедура аккредитации. Автор также останавливается на таких аспектах как: преимущества аккредитации программ для организации и обучающихся, система показателей и критериях оценки соответствия содержания и качества программ подготовки научно-педагогических кадров. Основная часть разбита на блоки, в которых раскрываются особенности кадрового обеспечения аккредитуемых программ в научной организации, создания условий обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, организации электронной информационно-образовательной среды и формирования фонда оценочных средств. Стиль работы более соответствует публицистическому. Автор старается описать особенности подготовки научной организации к процедуре аккредитации образовательных программ. Заслуживает внимание обращение к вопросам обеспечения практикоориентированности образования на всех уровнях. Материал структурирован, разбит на логические блоки, имеются ссылки на нормативно–правовые документы. Библиография содержит 9 источников на электронные ресурсы с нормативно–правовыми документами и нет ссылок на научные статьи из журналов. Не на все источники имеются ссылки в тексте. Замечания: 1) раздел «Особенности формирования Фонда оценочных средств» больше посвящен не тому как формировать оценочные средства и какие требования к ним предъявляются, а тому, что необходимо подготовить организации к процедуре аккредитации. Тогда и надо было назвать этот раздел соответствующим образом; 2) отсутствие в библиографическом списке иных источников, кроме нормативно–правовых документов, может свидетельствовать о недостаточном анализе литературы (а если автор "изобретает велосипед"); 3) каков вклад источников 1, 6, 7, 8, на которые нет ссылок в работе? 4) заключение написано общими фразами, по которым читателю будет сложно ответить на вопрос «что собственно сделано?» Статья, скорее всего, может быть полезна специалистам, занимающимся вопросами управления образовательными программами в научных организациях при соответствующей доработке. Замечания главного редактора от 02.03.2020: Автор доработал статью в соответствии с замечаниями выказанными в рецензии.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"