Статья 'Особенности реализации модели формирования компетенций по разрешению профессионально-личностных конфликтов в процессе подготовки бакалавров образования' - журнал 'Современное образование' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Современное образование
Правильная ссылка на статью:

Особенности реализации модели формирования компетенций по разрешению профессионально-личностных конфликтов в процессе подготовки бакалавров образования

Печерский Юрий Иванович

соискатель, Институт психологии и образования, ФГБОУ ВО "Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского"

398020, Россия, Липецкая область, г. Липецк, ул. Ленина, 42

Pecherskiy Yuriy Ivanovich

post-graduate student of the Psychological Department at Lipetsk State Pedagogical University

398020, Russia, Lipetskaya oblast', g. Lipetsk, ul. Lenina, 42

y.i.pechersky@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-8736.2017.4.24836

Дата направления статьи в редакцию:

25-11-2017


Дата публикации:

16-01-2018


Аннотация: Предметом исследования данной статьи являются особенности реализации модели формирования компетенций по разрешению профессионально-личностных конфликтов, которые возникают в процессе подготовки бакалавров образования. Объектом исследования – студенты педагогического вуза. В статье представлена модель формирования компетенций по разрешению профессионально-личностных конфликтов в процессе подготовки бакалавров образования. Рассматривается сущность профессионально-личностных конфликтов, а также особенности реализации функций в структуре личностно-профессионального конфликта; описаны конфликтологические компетенции в сфере разрешения педагогических конфликтов, а также выявлены особенности применения системно-деятельностного подхода. В ходе работы нами использовались основные теоретические методы психолого-педагогического исследования, а именно аксиоматический и гипотетико-дедуктивный метод, индуктивный метод, моделирование и интерпретационно-описательные методы. Автор подробно рассматривает структуру и содержание модели формирования компетенций по разрешению профессионально-личностных конфликтов в процессе подготовки бакалавров образования, а также уровни и критерии сформированности компетенций по разрешению профессионально-личностных конфликтов. В завершении, автор подчеркивает, что процесс формирования навыков разрешения профессионально-личностных конфликтов у бакалавров образования производится посредством реализации образовательного и воспитательного воздействия преподавателей вузов на основе системно-функционального подхода. Новизна исследования заключается в авторской модели формирования навыков разрешения профессионально-личностных конфликтов у студентов педагогического вуза, которая конкретизирует и дополняет имеющиеся теоретические разработки в области конфликтологии и педагогики.


Ключевые слова: образование, профессионально-личностный конфликт, компетенции, формирование компетенций, разрешение конфликтов, бакалавр образования, педагог, развитие личности, студенты, будущий педагог

Abstract: The subject of this research is the peculiarities of implementing the model of formation of competencies in resolving the professional and personal conflicts that emerge during preparation of the Bachelors of Education; while the object is the students of a pedagogical university. The author examines the essence of the professional and personal conflicts alongside specificities of realization of functions within the structure of the professional and personal conflict, describes the conflictological competences in the area of resolution of the pedagogical conflicts, as well as determines the peculiarities of application of the system-activity approach. In the course of this work the author used the axiomatic and hypothetic-deductive method, inductive method, modelling and interpretational-descriptive method. The author explores the structure and content of the model of formation of competences on resolving the professional and personal conflicts in the context of preparation of the Bachelors of Education, as well as the levels and criteria of the formedness of competences pertinent to resolving such conflicts. In conclusion, in is underlines that the process of formation of skills aimed at resolving the professional and personal conflicts among the Bachelors of Education is realized through the educational and cultural impact of the university pedagogues based on the system-functional approach. The scientific novelty consists in the author’s original model on formation of competencies aimed at resolving the professional and personal conflicts among students of pedagogical university, which specifies and complements the existing theoretical developments in the area of conflictology and pedagogy.



Keywords:

pedagogue, Bachelor of Education, conflict resolution, building of competencies, competence, professional and personal conflict, education, personal development, students, future pedagogue

Проблема профессионального самоопределения студентов имеет высокий научный интерес, поскольку определяется большим количеством разнообразных факторов и составляющих, оказывающих на нее влияние. Социальные и психолого-педагогические исследования последних десятилетий указывают на обострение противоречий в процессе подготовки будущих педагогов. Обострение противоречий приводит к возникновению конфликтов, которые присущи образовательному процессу в высшем учебном заведении и составляют практическое выражение противоречивости этого процесса.

Готовность педагогов к разрешению противоречий и конфликтов в образовательном процессе вуза является одним из ключевых показателей его профессиональной компетентности. Особенно важна значимость конфликтологических умений и знаний педагога в том, чтобы научить студента правильной реакции на конфликт с одногруппниками, адекватно оценивать свое поведение и поведение других в конфликтной ситуации, умея правильно выбирать конструктивные способы выхода из него [2, с. 67-71].

В процессе самоопределения студентов в образовательном процессе вуза важно проводить работу педагогов по выявлению осознанности студентом себя как профессионала, учитывая персональные особенности, а также мотивы и интересы. Большую роль в профессиональном становлении будущих студентов играет планирование профессионального развития на этапе обучения в вузе, а также в ходе профессиональной деятельности [3, с. 49].

Раскрывая сущность профессиональных конфликтов, стоит отметить, что они не связаны с конкретным местом работы, а являются сквозными для коллег определённой специальности, в данном случае педагогической деятельности. В качестве примера можно привести деятельность педагога, в которой присутствуют разногласия с учащимися, их родителями, контролирующими и проверяющими инстанциями, администрацией и руководством.

Профессиональный конфликт представлен в виде открытого предъявления противоречий между профессионалами в педагогической сфере деятельности, где взаимодействие участников направлено на развитие теоретических моделей, поиск недочетов и проблем в социальной организации или в организме в целом. Предметом противоречия в рамках профессионального конфликта выступают методологические принципы, а также знания и технологии, которые позволяют развиваться профессионалу и существенно углублять профессиональные знания. Отметим, что профессиональные конфликты свойственны только среде профессионалов, а поэтому они ограничены профессиональной педагогической сферой деятельности.

В общем виде реализация аспектов и функций в структуре личностно-профессионального развития представлена в таблице 1.

Таблица 1

Реализация аспектов и функций в структуре

личностно-профессионального развития

Аспект

Реализует функции

Характеристика

Мотивационно-ценностный аспект

Целеобразующая, интегративная и рефлексивная функции

Определяет общий стиль педагогической деятельности, способствуя повышению уровня осознания личностью определенных ценностей профессии и активного стремления будущего учителя к саморазвитию и самоутверждению в педагогическом творчестве

Рефлексивно-оценочный аспект

Рефлексивная, избирательно-нормативная и гносеологическая функции

Определяет способность студентов к рефлексии профессиональной деятельности, оценке ситуаций профессионального содержания в ходе обучения

Эмоционально-волевой аспект

Волевая и избирательно-нормативная функция

Оказывает влияние на способность человека к сознательной саморегуляции, способствующей мобилизации личности, а также активного использования своих возможности для достижения поставленных перед ним профессиональных целей

Деятельностно-практический аспект

Избирательно-нормативная и гносеологическая функции

Определяют способы целостного самоопределения, самовыражения личности в профессии

Структурно-содержательный аспект

Гносеологическая, интегративная и избирательно-нормативная функции

Основана на необходимости овладения студентами знаний, способствующих формированию базы для реализации личностью преобразований, направленных на процессы самореализации в процессе педагогической деятельности

Таким образом, создание благоприятных условий для будущих педагогов при развитии профессиональных компетенций в период студенчества представляет собой важнейшую цель системы образования. Огромное значение в понимании факторов возникновения профессионально-личностных конфликтов имеет педагогическая среда, которая в общенаучном и практическом аспектах рассматривается как важнейшая часть социокультурной среды. При решении прикладных проблем педагогическая среда рассматривается через целевой и функциональный аспекты. В этом смысле педагогическая среда является «педагогически организованной системой условий, а также влияний и возможностей в целях удовлетворения иерархического комплекса потребностей личности и связи их с системой жизненных ценностей» [5, с. 30-44].

В связи с этим важнейшей является не проблема профессиональных компетенций педагога, а его способность к непрерывному обучению, целью которого является рост профессионализма личности, а также развитие коммуникативной гибкости, способность наиболее эффективно реагировать в случае возникновения конфликтных ситуаций, а также отвечать на возникающие вызовы. Проблематика, возникающая в педагогической сфере, связана с постоянным технологическим усложнением образовательной деятельности и, как следствие, изменением ее психологической структуры.

В результате реализации методической составляющей конфликтологической подготовки бакалавров образования, у них должны быть сформированы необходимые конфликтологические компетенции в сфере разрешения педагогических конфликтов, включая:

- понимание логики организации и реализации методики проведения исследования профессионально-личностного конфликта;

- владение всей системой представлений о методических составляющих в ходе разрешения профессионально-личностного конфликта;

- развитие способностей к принятию решений, в сфере разрешения профессионально-личностных конфликтов, основываясь на имеющемся арсенале методических приемов и техник конструктивного разрешения профессионально-личностного конфликта [1, с.86-88].

Для построения модели возникновения и разрешения профессионально-личностных конфликтов в процессе подготовки бакалавров образования мы будем опираться на применение системно-деятельностного подхода. Данный подход позволяет представить процесс возникновения и разрешения профессионально-личностных конфликтов в процессе подготовки бакалавров образования в виде педагогической системы и даст возможность разработать модель, включающую функциональные структурные блоки. Модель позволит обоснованно определить элементы содержания образования, а также методы и формы организации учебного процесса при взаимодействии студентов и преподавателей. Также модель возникновения и разрешения профессионально-личностных конфликтов в процессе подготовки бакалавров образования позволит представить его во всем многообразии связей целостной системы и составляющих ее элементов, постоянно развивающихся во времени.

Модель возникновения и разрешения профессионально-личностных конфликтов в процессе подготовки бакалавров образования представляет собой логическую завершенную систему педагогического процесса, который направлен на приобретение студентом личностно важных качеств, а также на образовательную подготовку будущих педагогов, способных ориентироваться в конфликтной ситуации.

Структура и содержание модели формирования компетенций по разрешению профессионально-личностных конфликтов в процессе подготовки бакалавров образования представлены в таблице 2.

Таблица 2

Модель формирования компетенций по разрешению профессионально-личностных конфликтов в процессе подготовки бакалавров образования

Целевой блок

Цель – сформировать навыки по разрешению профессионально-личностных конфликтов в процессе подготовки бакалавров образования

Подходы: системно-функциональный, системно-ролевой

Принципы: системности, целостности, социального партнерства, синергетизма в воспитании личности, саморазвития

Организационно-содержательный блок

В контексте аудиторной деятельности

В контексте внеаудиторной деятельности

В контексте самостоятельной деятельности

Занятия по учебным дисциплинам «Конфликтология», «Психология», «Педагогика»

Факультативы: «Взаимодействие в группе», «Эффективная работа в команде», мастер-класс «Эффективные методы разрешения конфликтов», культурные мероприятия

Активизация самостоятельной работы студентов по составлению и реализации индивидуальных программ формирования компетенций по разрешению профессионально-личностных конфликтов

Системно-функциональный блок

Воспитательные функции

Методы воспитательной работы

Критерии оценки воспитательной работы

1 этап. Подготовка педагогического состава к процессу формирования компетенций по разрешению профессионально-личностных конфликтов

2 этап. Подготовка студентов к процессу формирования компетенций по разрешению профессионально-личностных конфликтов

3 этап. Реализация процесса формирования компетенций по разрешению профессионально-личностных конфликтов

4 этап. Анализ результатов деятельности, направленной на формирование компетенций по разрешению профессионально-личностных конфликтов

5 этап. Корректировка и совершенствование деятельности, направленной на формирование компетенций по разрешению профессионально-личностных конфликтов

Оценочно-результативный блок

Уровни сформированности компетенций по разрешению профессионально-личностных конфликтов:

Низкий «исходный»

Средний «базовый»

Высокий «развитый»

Результат: сформированность компетенций по разрешению профессионально-личностных конфликтов в процессе подготовки бакалавров образования

Структурно-функциональная модель возникновения и разрешения профессионально-личностных конфликтов в процессе подготовки бакалавров образования основывается на принципах системности, целостности, социального партнерства, синергизма в воспитании личности, саморазвития. Модель включает взаимосвязанные блоки – целевой, организационно-содержательный, системно-функциональный и оценочно-результативный.

Целью модели является формирование навыков по разрешению профессионально-личностных конфликтов в процессе подготовки бакалавров образования.

Задачами модели:

- формирование качеств по разрешению профессионально-личностных конфликтов;

- формирование бесконфликтного поведения;

- формирование способности к быстрому адекватному реагированию в конфликтной ситуации, а также самоанализу;

- воспитание организованности, ответственности, пунктуальности.

В рамках организационно-содержательного блока перед нами стоит задача определения основных параметров проведения педагогических воздействий в рамках разрешения профессионально-личностных конфликтов в процессе подготовки бакалавров образования. А именно, нами определено, что обучающее воздействие будет реализовываться в рамках нескольких блоков: аудиторной работы, внеаудиторной работы и самостоятельной работы студентов. В соответствии с личностно-ориентированным подходом, всестороннее развитие личности студента в процессе профессионального обучения приобретает первоочередное значение. Именно в коллективе и на примере реального взаимодействия между участниками группы мы можем отследить процессы возникновения конфликтов и способности студентов по сглаживанию последствий возникновения таких конфликтных ситуаций.

В контексте аудиторной деятельности можно выделить занятия по учебным дисциплинам «Конфликтология», «Психология» и «Педагогика». Содержание учебных программ по данным занятиям предполагает не только обучающее, но также и воспитательное воздействие, оказываемое на студентов в ходе изучения материала с преподавателем на регулярно проводимых учебных занятиях, а также в рамках практической отработки полученных навыков на практических занятиях, которые будут проходить в форме игр, тренингов, коллективного обсуждения возникающей конфликтной ситуации.

В контексте внеаудиторной деятельности можно выделить факультатив «Взаимодействие в группе», «Эффективная работа в команде», мастер-класс «Эффективные методы разрешения конфликтов», культурные мероприятия. Содержание программ, по которым будут проводиться культурные мероприятия, факультативы и мастер-классы, включающие в себя воспитательное воздействие, непосредственно направленное на формирование навыков разрешения профессионально-личностных конфликтов вне регулярных предметных занятий. Заметным отличием в данном случае будет узкая направленность на конкретный аспект воспитательного воздействия, заключенный в тематике каждого занятия.

В рамках самостоятельной деятельности студентов моделью предусматривается самостоятельная работа студентов по составлению и реализации индивидуальных программ, направленных на формирования компетенций по разрешению профессионально-личностных конфликтов, развитие компетенций студентов по эффективному межличностному взаимодействию (форумы, web-сайты, чаты), направленных на активизацию самостоятельной сознательной активной деятельности по развитию бесконфликтного поведения. Особенность данной формы работы заключается в акцентировании сознательного бесконфликтного поведения студентов в возникающей конфликтной ситуации в рамках повседневной деятельности.

Ядром модели выступает системно-функциональный блок, который включает в себя методы и содержание деятельности педагогов высшего учебного заведения, направленных на формирование навыков по разрешению профессионально-личностных конфликтов в процессе подготовки бакалавров образования.

Следующим важнейшим блоком модели является оценочно-результативный, целью которого является определение степени эффективности модели по формированию навыков разрешения профессионально-личностных конфликтов у бакалавров образования. В данном блоке содержатся показатели, критерии и уровни сформированности навыков разрешения профессионально-личностных конфликтов у бакалавров образования. При этом моделью предусматривается несколько уровней сформированности компетенций по разрешению профессионально-личностных конфликтов в соответствии с критериями, представленными в таблице 3.

Таблица 3

Уровни и критерии сформированности компетенций

по разрешению профессионально-личностных конфликтов

Уровни

Критерии

Низкий

Низкий уровень конфликтной компетентности предполагает наличие менее 40% навыков поведения в конфликтной ситуации

Средний

Средний уровень конфликтной компетентности предусматривает наличие от 50% до 70% навыков поведения в конфликтной ситуации

Высокий

Высокий уровень развития конфликтной компетентности соответствует наличию более 70% навыков поведения в конфликтной ситуации

Уровни сформированности конфликтной компетентности будущих преподавателей определяются в соответствии с системой следующих критериев:

1) отсутствие боязни участия в разрешении конфликтной ситуации;

2) осознание важности умений преподавателя эффективно действовать в конфликтной ситуации;

3) умение ориентироваться в психологических особенностях протекания конфликтных ситуаций и иметь навыки их разрешения;

4) наличие способности искусственного создания и разрешения конфликтных ситуаций в обучающих целях;

5) способности к умелому удерживанию конфликтного взаимодействия;

6) умение адекватно оценивать собственные способности к разрешению конфликта и умению эффективно участвовать в конфликтной ситуации;

7) наличие регламентированного порядка разрешения конфликтных ситуаций, принятого в данном образовательном учреждении;

8) стремление будущего педагога к овладению всеми навыками конфликтной компетентности [4, с. 494-499].

Низкий уровень сформированности компетенций по разрешению профессионально-личностных конфликтов является характерным для студентов, которые имеют навыки поведения в конфликтном состоянии на начальном уровне. Они обладают знаниями, но не всегда могут применить их на практике, заводя конфликт в такую стадию, когда его разрешение практически невозможно. Таким образом, они являются индивидами достаточно конфликтными и не способными брать на себя ответственность за разрешение конфликта, они избегают конфликтные ситуации и часто имеют низкий уровень развития организационных навыков, пассивны при взаимодействии с другими людьми.

Средний уровень сформированности навыков и компетенций по разрешению конфликтных ситуаций имеют те студенты, которые обладают достаточными теоретическими знаниями по выбору модели поведения в какой-либо конфликтной ситуации. Они обладают способностью выбирать эффективную стратегию поведения при разрешении конфликтной ситуации, способны адекватно реагировать на критику. Данная группа студентов является достаточно общительными и миролюбивыми, много самостоятельно работают над разрешением собственных внутренних противоречий, а также проводят большую самостоятельную работу по изучению психологических особенностей поведения других людей в конфликтных ситуациях.

Высокий уровень сформированности компетенций по разрешению профессионально-личностных конфликтов имеют студенты, которые обладают как высоким уровнем теоретических знаний в вопросах поведения в конфликтной ситуации, так и четко могут разрешить практически любую возникающую конфликтную ситуацию. Данная группа является наиболее активной в вопросах обучения: они посещают все аудиторные и внеаудиторные занятия, активно участвуют в дискуссиях, часто сами инициируют мероприятия, активно проводят самостоятельную работу по усилению навыков и компетенций. Данная группа обладает характеристиками активности, общительности, высокого уровня эмпатии, имеют активную жизненную и гражданскую позиции, наиболее заинтересованы учебе и саморазвитии; им нравится их будущая профессия, и они серьезно подходят к своей будущей профессиональной деятельности. Также студенты данной группы имеют высокий уровень развития организаторских и коммуникативных навыков.

Конечным результатом внедрения модели формирования навыков по разрешению профессионально-личностных конфликтов у бакалавров образования должна стать сформированность компетенций по разрешению профессионально-личностных конфликтов в процессе подготовки бакалавров образования.

Таким образом, представленная модель формирования навыков разрешения профессионально-личностных конфликтов бакалавров образования конкретизирует и дополняет имеющиеся теоретические разработки в области конфликтологии и педагогики, и представляет собой совокупность последовательно реализуемых блоков, а также методов, применяемых в рамках подготовки педагогического состава к обучающему и воспитательному воздействию их на студентов-бакалавров. Процесс формирования навыков разрешения профессионально-личностных конфликтов у бакалавров образования производится посредством реализации образовательного и воспитательного воздействия преподавателей вузов на основе системно-функционального подхода.

Библиография
1.
Базелюк В. В. Структура конфликтологической подготовки будущего учителя к разрешению педагогических конфликтов / В. В. Базелюк // Мир науки, культуры, образования, 2013. – № 3 (40). – С. 86-88.
2.
Болтунова Г. М. Подготовка бакалавров к разрешению конфликтных ситуаций в образовательном процессе ДОУ / Г. М. Болтунова // Наука и современность, 2014. – № 29. – С. 67-71.
3.
Валитова Е. Ю., Стародубцев В. А. Профессиональное самоопределение студентов ВУЗа в контексте индивидуализации и персонификации образования / Е. Ю. Валитова, В. А. Стародубцев // Сибирский педагогический журнал, 2014. – № 6. – С. 68-73.
4.
Волчек В. В. Конфликтная компетентность преподавателя / В. В. Волчек // Молодой ученый, 2014. – №7. – С. 494-499.
5.
Панов В. И. Одарённые дети: выявление – обучение – развитие / В. И. Панов // Педагогика, 2001. – № 4. – С. 30-44.
6.
Печерский Ю. И., Елисеев В. К. Диагностика и коррекция внутриличностных конфликтов студентов педагогического вуза как условие предупреждения их профессионального выгорания / Ю. И. Печерский, В. К. Елисеев // Казанский педагогический журнал, 2016. – №2. – С. 169-172.
7.
Печерский Ю. И. Влияние деструктивного внутриличностного конфликта на развитие личности будущего педагога / Ю. И. Печерский // Психолог. 2017. – № 1. – С. 27-36.
8.
Печерский Ю. И. Влияние конструктивных внутриличностных конфликтов на развитие личности студентов педагогического вуза / Ю. И. Печерский // Психология и психотехника, 2016. – №6 (93). – С. 517-521.
9.
Печерский Ю. И. Теоретические основы разрешения профессионально-личностных конфликтов в процессе подготовки бакалавров образования / Ю. И. Печерский // Педагогика и просвещение. 2017. – № 2. – С. 96-103.
References
1.
Bazelyuk V. V. Struktura konfliktologicheskoi podgotovki budushchego uchitelya k razresheniyu pedagogicheskikh konfliktov / V. V. Bazelyuk // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 2013. – № 3 (40). – S. 86-88.
2.
Boltunova G. M. Podgotovka bakalavrov k razresheniyu konfliktnykh situatsii v obrazovatel'nom protsesse DOU / G. M. Boltunova // Nauka i sovremennost', 2014. – № 29. – S. 67-71.
3.
Valitova E. Yu., Starodubtsev V. A. Professional'noe samoopredelenie studentov VUZa v kontekste individualizatsii i personifikatsii obrazovaniya / E. Yu. Valitova, V. A. Starodubtsev // Sibirskii pedagogicheskii zhurnal, 2014. – № 6. – S. 68-73.
4.
Volchek V. V. Konfliktnaya kompetentnost' prepodavatelya / V. V. Volchek // Molodoi uchenyi, 2014. – №7. – S. 494-499.
5.
Panov V. I. Odarennye deti: vyyavlenie – obuchenie – razvitie / V. I. Panov // Pedagogika, 2001. – № 4. – S. 30-44.
6.
Pecherskii Yu. I., Eliseev V. K. Diagnostika i korrektsiya vnutrilichnostnykh konfliktov studentov pedagogicheskogo vuza kak uslovie preduprezhdeniya ikh professional'nogo vygoraniya / Yu. I. Pecherskii, V. K. Eliseev // Kazanskii pedagogicheskii zhurnal, 2016. – №2. – S. 169-172.
7.
Pecherskii Yu. I. Vliyanie destruktivnogo vnutrilichnostnogo konflikta na razvitie lichnosti budushchego pedagoga / Yu. I. Pecherskii // Psikholog. 2017. – № 1. – S. 27-36.
8.
Pecherskii Yu. I. Vliyanie konstruktivnykh vnutrilichnostnykh konfliktov na razvitie lichnosti studentov pedagogicheskogo vuza / Yu. I. Pecherskii // Psikhologiya i psikhotekhnika, 2016. – №6 (93). – S. 517-521.
9.
Pecherskii Yu. I. Teoreticheskie osnovy razresheniya professional'no-lichnostnykh konfliktov v protsesse podgotovki bakalavrov obrazovaniya / Yu. I. Pecherskii // Pedagogika i prosveshchenie. 2017. – № 2. – S. 96-103.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"