Статья 'Исследование процессов, влияющих на удовлетворенность студентов выбором специальности' - журнал 'Современное образование' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Современное образование
Правильная ссылка на статью:

Исследование процессов, влияющих на удовлетворенность студентов выбором специальности

Мартышенко Наталья Степановна

кандидат экономических наук

профессор, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

690014, Россия, Приморский край, г. Владивосток, ул. Гоголя, 41

Martyshenko Natal'ya Stepanovna

PhD in Economics

Professor, the department of International Marketing and Trade, Vladivostok State University of Economics and Service

690014, Russia, Primorsky Krai, Vladivostok, Gogolya Street 41

natalya.martyshenko@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-8736.2017.4.24347

Дата направления статьи в редакцию:

04-10-2017


Дата публикации:

16-01-2018


Аннотация: Выбор профессии является важнейшим решением в жизни каждого человека. Предметом исследования являются процессы профессионального самоопределения студентов. В статье представлен комплексный анализ процесса выбора будущей профессии. Произведена оценка изменения субъективного образа профессии в процессе обучения. Профессиональная депривация негативно сказывается на психологическом самочувствии студентов и возможности их самореализации в профессии. Рассматриваются такие аспекты темы, как профессиональная депривация, которая обусловлена расхождением профессиональных ожиданий студентов и возможности их реализации в выбранной ими профессии. Особое внимание в статье уделяется оценке ценностных ориентиров и влияния образа профессии на профессиональные планы студентов. Оценка удовлетворенности студентов выбором специальности производилась на основе анализа данных анкетного опроса в интернет студентов Приморского края (n=600). Для обработки данных использовались методы статистического анализа. Широко использовались техники группировки и классификации, методы анализа качественной информации. Результаты исследования показали, что изменения процесса профессионального самоопределения молодежи определяются качественными изменениями социума. Процесс выбора профессии абитуриентами осуществляется без изучения характера и условий профессиональной деятельности, а также ситуации, складывающейся на рынке труда, и реальной возможности трудоустройства. Большинство студентов допускает после окончания вуза работу не по специальности. Современную молодежь совершенно не пугает возможность в будущем скорректировать свою профессию. Проведенные исследования показали, что вузы не уделяют достаточного внимания профессиональной ориентации относительно перехода «учеба – работа». Поэтому необходимо развивать структуры, содействующие трудоустройству, обеспечивающие подготовку молодежи к выходу на рынок труда.


Ключевые слова:

система образован, студенческая молодежь, образы профессии, модель карьеры, профориентация, мотивы выбора специальности, анкетный опрос, статистический анализ, трудоустройство, рынок труда

Abstract: The choice of profession is crucial decision made in the life of any person. The subject of this research is the processes of professional self-identification of the students. The article comprehensively analyses the choice of future profession, as well as asses the subjective changes of the image of profession in educational process. Professional deprivation negatively affects the psychological state of the students and possibility of their professional self-realization. The author considers such aspects of the topic as the professional deprivation substantiated by the discrepancy of students’ professional expectations and self-realization in the selected profession. Special attention is given to the value orientations and the impact of the character of profession upon the students’ professional goals. The author surveyed the students of Primorsky Krai (n=600) for determining the level of satisfaction with the choice of profession. The results demonstrated that the changes in the process of professional self-identification of youth are defined by the qualitative transformations in the society. High school graduates often select the future profession without studying the character and conditions of the professional activity, as well as situation at the job market, and actual employment opportunity. The modern youth is not afraid of possibility to adjust their profession in the future. The author underlines that modern universities to do pay due attention to the professional orientation regarding the transition “from education to work”, thus it is necessary to develop the structures assisting the employment that help introducing the students to job market.


Keywords:

education system, student youth, images of profession, career model, professional guidance, motives for selecting profession, survey, statistical analysis, employment, job market

Введение.

Выбор профессии является важнейшим решением в жизни каждого человека. Профессиональная деятельность составляет большую часть жизни человека. Она является не только основным источником средств к существованию человека, но и определяет направления его развития в будущем, является важным фактором его духовной и физической жизни.

«Профессия – это род занятий, требующий специализированного знания и часто длительной и интенсивной подготовки, которая включает в себя обучение определенным навыкам и академическим принципам» [1]. Сознательный выбор профессии происходит с ориентацией человека на имеющиеся у него социальные ценности.

Чаще всего абитуриенты выбирают не профессии, а образы профессии, а точнее образы специалиста определенной профессиональной группы [2]. Представления их о профессии и о своем будущем в профессии неопределенны и расплывчаты. Они выбирают не профессию, как вид деятельности, а как группу принадлежности и, в целом, как будущий социальный статус, модель желаемого будущего. Будущая профессия воспринимается ими как инструмент формирования этого будущего.

Образ профессии составляют такие признаки, как совокупность знаний субъекта об аспектах, отражающих социально-экономическую (общественная значимость профессии, перспектива профессионального и социального роста), производственно-техническую (продолжительность рабочего дня и отпуска, условия работы, характер нервно-психической напряженности в работе), производственно-педагогическую (тип учебного заведения, срок обучения, служебные обязанности) и социально-психологическую (система требований к узко специальным, нравственным и организационным качествам) стороны профессии [3].

Субъективный образ профессии формируется под влиянием СМИ (имидж профессии), массового общественного сознания (стереотипы, престиж профессии), социальной среды окружения и, наконец, примера и традиций семьи. В условиях жесткой конкуренции вузы проводят активную маркетинговую политику по привлечению абитуриентов [4, 5].

Сопоставив субъективный образ профессии, сложившийся под влиянием всех факторов, со своими жизненными планами, абитуриенты выстраивают собственную «модель карьеры» [6, 7].

При поступлении в вуз абитуриенты определяются не только со своей будущей профессией, но и специальностью в рамках профессии. Профессия является более общим понятием. Например, подготовка по профессии врача может осуществляться по специальностям педиатр, терапевт и другие. Подготовка учителей средних учебных заведений тоже осуществляется по разным специальностям (преподаватели химии, преподаватели русского языка и литературы, и т. д.). Поэтому далее мы далее под профессиональной ориентацией будем понимать ориентацию выбора специальности. Совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня специальности и направлению подготовки определяются Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) утвержденными Министерство образования и науки РФ.

Согласно данным, приведенным в последних публикаций за 2017 года, сложившуюся в последние годы ситуацию по трудоустройству выпускников вузов нельзя признать благополучной. Выбранная специальность не всегда соответствует потребностям рынка труда регионов [7, 8]. В последние годы в России наблюдается перепроизводство таких специальностей как экономисты, менеджеры и юристы. Многие выпускники российских вузов испытывают трудности с поиском работы. Наметилась тенденция запаздывания выхода на рынок труда. Не могут найти себе работу от 25 до 30% выпускников вузов [9]. По данным, представленным экспертно-аналитическим центром РАНХиГС, только 20% выпускников вузов 2016 года пошли работать по специальности, из них более половины в первый же год меняют сферу деятельности. Работают по специальности более трех лет около 30% выпускников [10]. Особое значение проблема подготовки востребованных кадров стоит в регионах с неблагоприятной демографической ситуацией [11, 12].

В связи с высокой значимостью проблемы выбора профессии молодыми людьми и их вовлеченности в профессию эта проблема привлекает большое внимание исследователей. Исследованию мотивов и факторов, воздействующих на выбор профессии молодежью, посвящены работы [13-16]. Вопросы совершенствования системы профориентации рассматриваются в работах [17-19]. Ряд исследователей считает, что эффективным средством профориентации, понижающим риск неправильного выбора профессии, является проведение компьютерного тестирования будущих абитуриентов вузов [20]. Специальные тесты соотносят способности и склонности абитуриентов с профилями разных профессий, позволяя определить круг предпочтительных профессий.

Прилагая немалые усилия к привлечению абитуриентов, вузы часто не уделяют достаточного внимания студентам в плане формирования позитивного образа выбранной профессии и уточнения индивидуальной «модели карьеры».

Студенты вуза являются особыми потребителями, которые позволяют рассматривать их на период обучения объектами внутреннего маркетинга, наравне с преподавателями и персоналом. Студенты как объект внутреннего маркетинга, например, рассматриваются в работах зарубежных авторов [21, 22]. Исследованию согласованности образов реального и желаемого образования посвящены работы [23 - 25].

Формулировка целей статьи.

Целью настоящей работы является исследование процессов, влияющих на профессиональную ориентацию студентов высших учебных заведений в период обучения в образовательном учреждении.

Основными задачами исследования в рамках поставленной цели являются следующие:

– комплексный анализ процесса выбора будущей профессии;

– оценка изменения субъективного образа профессии в процессе обучения;

– оценка профессиональной депривации, которая обусловлена расхождением профессиональных ожиданий студентов и возможности их реализации в выбранной ими специальности;

– оценка ценностных ориентиров и влияния образа профессии на профессиональные планы студентов.

Результаты исследования.

Для анализа процессов, влияющих на удовлетворенность студентов выбором специальности был проведен анкетный опрос студентов 2-3 курсов вузов Приморского края. Анкета включала 25 вопросов [26]. Опрос был организован в сети интернет с использованием электронных форм. Период проведения опроса – сентябрь 2017 года. Всего в опросе участвовало более 600 студентов. Из них 57% девушек и 43% молодых людей.

Выбор сегмента респондентов (студенты 2-3 курсов) обусловлен тем, что ориентируясь на оценки восприятия процесса обучения в этом сегменте студентов по выбранной специальности, вузы могут принять определенные решения, которые смогут еще оказать влияние на формирование позитивного образа выбранного направления обучения.

Отношение к будущей профессиональной деятельности начинает формироваться у студентов еще до поступления в вуз. Окончательное решение по выбору специальности многие абитуриенты принимают во время подачи заявления в вуз. Предварительно они посещают несколько университетов и консультируются с представителями выпускающих кафедр, которые присутствуют при подаче заявлений. Оценка эффективности работы кафедр по работе с абитуриентами представлена на рис. 1. Более половины (54%) поступающих не нуждались в консультации представителей кафедр, поскольку выбор сделали заранее. Определенную часть абитуриентов при выборе специальности мало интересовала информация по специальности, и они делали выбор, руководствуясь принципами, куда легче поступить и где легче учиться. Таким образом, в сумме 63% абитуриентов не особо интересовались информацией о специальности в период подачи документов. Остальные больше признают объективность и полезность информации, представляемой приемными комиссиями. Тем не менее, значительная часть абитуриентов отмечает, что представители кафедр часто приукрашивают свою специальность в погоне за выполнением плана по набору. В будущем часть таких студентов может разочароваться в своем выборе.

Рис. 1. Оценка эффективности профориентационной работы приемных комиссий вузов

Одним из ключевых вопросов анкеты являлся вопрос по исследованию механизма выбора специальности абитуриентами. Для оценки мотивов, определивших выбор специальности, был использован открытый вопрос анкеты: «Чем Вы руководствовались при выборе специальности при поступлении в вуз, и кто повлиял на ваш выбор?». Выражая свое мнение, абитуриенты могли указывать мотивы своего выбора несколькими фразами в произвольной форме.

Открытый вопрос имеет ряд преимуществ по сравнению с вопросами, в которых респонденту представляется на выбор ряд вариантов ответов. По нашему мнению, применение открытого вопроса позволяет получить более достоверную картину. В результате обработки ответов респондентов было выделено 16 групп ответов. Для выделения типологий ответов была использована специальная компьютерная технология, позволяющая автоматизировать работу исследователя при обработке качественных данных [27-29].

Рис. 2. Структура типологии ответов респондентов по мотивам выбора специальности

При выборе специальности большинство абитуриентов прислушиваются к мнению родителей, однако многие и самостоятельно принимают решение по выбору будущей профессии. Профессия родителей, их социальный статус, социальная среда общения играют важную роль в выборе специальности. В семье закладывается определенное мировоззрение, которое влияет на формирование жизненных планов и приоритетов.

Часть респондентов пришла к осознанному выбору специальности и определилась задолго до подачи заявления в вуз. Такие абитуриенты составляют группу молодых людей проявивших «особую склонность к выбранной профессии». Не так много абитуриентов обращают внимание на оценки востребованности профессии, которые отражают перспективу трудоустройства.

В процессе обучения закладываются объективные представления о выбранной профессии, формируется ее образ, на основе которого складывается отношение к ней. От отношения студентов к будущей профессии зависит их мотивация к обучению в вузе, т.е. отношение к учебному процессу.

Со временем студенты начинают задумываться о правильности их решения по выбору специальности (рис. 3).

Рис. 3. Оценка студентами правильности выбора специальности

Только 58% студентов положительно оценивают свой выбор специальности. Ошибочным выбор специальности считают 7% студентов. Достаточно большое количество студентов (25%) за несколько лет обучения по специальности так не смогло оценить свой выбор. Это свидетельствует о том, что вузы недостаточно внимания уделяют проблеме формирования позитивного образа профессий, по которым они осуществляют подготовку.

С учетом приобретенного опыта в процессе обучения происходит переосмысление принятого решения по выбору специальности. Отвечая на вопрос: «Если бы Вы сегодня поступали в вуз, Вы бы выбрали ту же специальность?», только 65% из числа студентов утверждают, что выбрали бы ту же специальность, а 14% студентов выбрали бы другую специальность (рис. 4).

Рис. 4. Оценка студентами отношения к собственному выбору специальности, сформировавшаяся в процессе обучения

Большой процент студентов, неопределившихся с правильностью выбора специальности объясняется тем, что многие из них плохо представляют, в чем будет состоять их работа по выбранной специальности (рис. 5). Оценивают свои представления о будущей работе на оценку «хорошо» и «очень хорошо» только 63% студентов.

Рис. 5. Оценка представления студентами того, в чем будет состоять работа по выбранной специальности после окончания вуза

Определенная часть студентов и при поступлении в вуз не собиралась связывать свою жизнь со специальностью, которую они выбрали при поступлении. Не имеют в планах работу по специальности 9% студентов (рис. 6).

Рис. 6. Оценка оношения студентов к работе не по специальности обучения

Трезво оценивая свои способности и напряженную обстановку на рынке труда, большинство студентов допускает после окончания вуза работу не по спецальности (68%) и только 23% не допускают трудоустройства после окончания вуза не по специальности. Современную молодежь совершенно не пугает возможность в будущем скорректировать свою профессию. Пояляется все больше рабочих мест, требующих навыков владения сразу несколькими профессиями. На рынке труда все более востребованными становятся транспрофессионалы - специалисты, которые должны быть готовы работать в различных профессиональных средах. Многие выпускники свое первое рабочее место рассматривают как приобретение опыта работы по специальности и сразу после устройства начинают искать другую, более выгодную работу. К этому часто подталкивают и работодатели, используя выпускников как временных работников, которым не нужно устанавливать хорошую заработную плату.

Оптимистически настроены найти после окончания вуза работу по специальности 29% студентов (рис. 7). Слабые надежды трудоустройства по специальности имееют 13% опрошенных.

Рис. 7. Оценка степени уверенности студентов в трудоустройстве после окончания вуза

Между оценками студентов «представления о том, в чем будет состоять работа по выбранной специальности после окончания вуза» и оценками «степени уверенности студентов в трудоустройстве после окончания вуза» имеется статистическая зависимость. Это подтверждается расчетами критерия Хи-квадрат. Выборочное значение критерия равно , критическое значение при уровне значимости 0,05 равно . То есть, студенты хуже представляющие себе специальность менее уверены в своем будущем трудоустройстве.

В настоящее время студенты имеют низкую мотивацию в своем стремлении добиваться успехов в учебе. Многие студенты (22%) считают, что хорошая успеваемость не влияет на трудоустройство после окончания вуза (рис. 8).

Рис. 8. Оценка степени уверенности студентов во влиянии хорошей успеваемости в вузе на трудоустройство после его окончания

Оптимисты, считающие, что успеваемость и хорошие знания являются определяющим фактором при трудоустройстве, составляют всего 17% респондентов.

Изменения процесса профессионального самоопределения молодежи определяются качественными изменениями социума. Изменнения отношения к прфессиональному смоопределению можно проследить при сравнении результатов рассматриваемого опроса с данными, полученными группой исследователей при обследовании ценностной ориентации студентов Свердловской области в 2009 году [30].

Различие в результатах опроса трудно объяснить только региональными особенностями. В частности, за последние годы в молодежной среде произошла переоценка факторов, способствующих успеху (рис. 9).

Рис. 9. Оценка факторов, способствующих жизненному успеху

Современные студенты гороздо выше ценят «инициативность и предприимчивость», больше верят в «удачу и счастливый случай». В общем, это явные признаки нацеленности на самостоятельность и возможность организации собственного бизнеса. Плохо то, что студенты стали ниже ценить уровень образования. Последнее вызвано недооценкой образования рынком труда.

В связи с изменившейся парадигмой успеха, преобладающей в студенческой среде, по мнению автора, целесообразно на большинстве специальностей вводить дисциплину, в которой изучались бы основы организации собственного бизнеса.

И наконец, внушает беспокойство статистика ответа на вопрос анкеты: «Благодаря университету Вам удалось развить свои способности или открыть новые таланты, к примеру, в творческой деятельности, научно-исследовательской работе, спорте и др. ?». Положительно на этот вопрос ответили всего 17% опрошенных студентов.

Заключение.

В последние годы в России наблюдается нарастание противоречий между спросом и предложением на рынке труда молодежи.

Вузы предоставляют ранее не виданный набор профессий и специализаций, что затрудняет сделать молодым людям правильный выбор своей будущей профессии.

Процесс выбора профессии абитуриентами осуществляется без изучения характера и условий профессиональной деятельности, ситуации, складывающейся на рынке труда, и реальной возможности трудоустройства.

Неправильный выбор профессии порождает неудовлетворенность, снижает трудовую активность, является одним из факторов молодежной безработицы. Государство несет дополнительные затраты на перепрофилирование кадров, потери, связанные с текучестью кадров. Кроме того, для значительной части молодежи затягивается процесс социальной адаптации, появляется неудовлетворенность трудом, а зачастую и негативное отношение к труду.

В последние годы снижается социально-экономическая значимость высшего образования, что проявляется в ожиданиях быстрого получения дохода с наименьшими затратами, недооценкой высококвалифицированных кадров на рынке труда (существенное снижение оценки молодежью значимости фактора образования в достижении жизненного успеха).

Специфика профессионального самоопределения на этапе студенчества заключается в том, что выбор будущей профессии уже сделан, но он остается незавершенным и может быть переосмыслен с учетом нового опыта, а также пересмотрен.

В настоящее время многие студенты не обязательно связывают профессиональную карьеру с выбранной специальностью в вузе.

Проведенные исследования показали, что вузы не уделяют достаточного внимания профессиональной ориентации относительно перехода «учеба – работа». Это подтверждается эмпирическими данными анкетного опроса. Представляют в чем будет состоять работа по выбранной специальности только 63% студентов, только 23% не допускают трудоустройства после окончания вуза не по специальности.

Необходимо развивать структуры, содействующие трудоустройству, обеспечивающие подготовку молодежи к выходу на рынок труда. Основными функциями таких структур являются: профессиональное просвещение, профессиональное консультирование, психологическая поддержка.

Приобрести большую уверенность в себе студентам может помочь проведение различных тренингов по поиску работы. Студенты выражают интерес к встречам с выпускниками, добившимися высокого карьерного роста, осуществившими успешный старт в карьере. Необходимо проводить встречи с успешными представителями профессии.

Библиография
1. Ангеловский А.А. Анализ понятия профессия, профессиональное сознание, профессиональная деятельность, профессионализм // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. – 2010. – Т. 12. – № 5-2. – С. 306-315.
2. Кунц Л.И. Образ профессиональной деятельности в контексте профессионального самосознания личности // Философия образования. – 2012. – Т. 43. – № 4. – С. 167-173.
3. Шкель А. В. Основные факторы, мотивирующие выбор профессии абитуриентами Забайкальского края //Вестник Забайкальского государственного университета. – 2014. – №. 4 – С. 127-135.
4. Беленов О.Н., Гончарова И.В., Шилова И.В. Маркетинг в деятельности классического университета // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2017. – № 1. – С. 85-91.
5. Лебедева Н.А., Алексеева С.С. Маркетинг как инструмент инновационного развития вуза в условиях конкуренции // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. – С. 447-447.
6. Дзамихов И. К. Специфика построения модели карьеры в России и за рубежом // Теория и практика современной науки. – 2017. – №. 6. – С. 260-268.
7. Селиверстова М. В., Сагадиева И. М. Сравнительный анализ моделей построения карьеры в России и за рубежом // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. – 2016. – №. 1. – С. 62-63. 7. Шавырина И.В., Гладкова И.А., Музылева Е.С. Векторы диспропорций профессионально-образовательных интенций молодежи // Казанский педагогический журнал. – 2016. – № 2-2 (115). – С. 410-414.
8. Журавлева И.И., Тимошкова Н.Д. Исследование проблем трудоустройства молодежи // Бизнес-образование в экономике знаний. – 2017. – № 1 (6). – С. 44-48.
9. Варшавская Е.Я., Стукен Т.Ю. Российская молодежь вне сферы занятости и образования: анализ региональной дифференциации // Регион: Экономика и Социология. – 2017. – № 1 (93). – С. 121-141.
10. Выпускник и вузов не работают по профилю [Электронный ресурс] https://mirnov.ru/obshchestvo/obrazovanie/vypuskniki-vuzov-ne-rabotayut-po-profilyu.html (дата обращения: 3 октября 2017).
11. Латкин А.П., Кравец А.В. Основные проблемы сохранения и развития трудового потенциала российского Приморья // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2017. – № 1 (28). – С. 23-30.
12. Фаттахов Р.В., Абдулова Л.Р., Орешников В.В. Анализ и оценка параметров демографического и экономического развития регионов и городов на примере Приволжского федерального округа // Экономический анализ: теория и практика. – 2016. – № 2 (449). – С. 77-90.
13. Береснева О. Е., Дикалова Н. В., Сухобрус Е. А. Социально психологические факторы выбора профессии учащимися старших классов // Национальная Ассоциация Ученых. – 2015. – №. 3-5. – С. 70-74.
14. Глебова Н.М., Грязнова Е.Е. Определение мотивов и воздействующих факторов при выборе молодежью профессии // Современные научные исследования: теория, методология, практика. – 2014. – Т. 1. – № 4. – С. 304-313.
15. Чернова А.А. Критерии, показатели и уровни сформированности прагматико-ориентированного отношения к выбору профессии у старшеклассников // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2016. – № 34 (2). – С. 107-113.
16. Маслов Е.Б. Мотивы выбора и ценности профессии //Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2012. – №. 4 – С. 129-134.
17. Макаров А.А., Макарова Л.В., Симонова Н.А. Профориентация: концепция эффективности // Вестник Международного института рынка. – 2017. – № 1. – С. 86-90.
18. Уланов В.В. Профориентация в вузе: проблемы и пути решения (на примере Калужской области) // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. – 2015. – № 1. – С. 17-23.
19. Фурсов А.Л. Система профессиональной ориентации населения в условиях «экономики знаний» // Профессиональная ориентация. – 2017. – № 1. – С. 340-345.
20. Путивцева Н.П. и др. О разработке автоматизированной системы выбора направления будущей профессиональной деятельности //Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. – 2016. – Т. 39. – №. 16 (237) – С. 138-146.
21. Серикбаев М.Ж. Внутренний маркетинг: сокращение оттока студентов из университета // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 4-1 (81-1). – С. 728-732.
22. Singh M. An Assessment of the Role of Students Satisfaction in Internal Marketing // Evidence based managment. – 2017. – С. 91.
23. Меркулова О.П. Удовлетворенность студентов полученным образованием: методики диагностики и взаимосвязанные факторы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. – 2015. – Т. 4. – № 1. – С. 9-12.
24. Пузиков В.Г., Тимофеев А.Ф. Ценностные ориентации, мотивы поведения студентов и жизненные реалии выбора профессии // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. – 2014. – №. 2. – С. 94-98.
25. Сорокина Н.В., Михайлов М.С. Внутренний маркетинг в системе менеджмента качества образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 4-2. С. 97-100.
26. Интернет форма. «Исследование удовлетворенности студентов выбранной специальностью обучения» https://goo.gl/forms/6X2LUtm2EFqjAWBz2
27. Martyshenko S.N., Egorov E.A. Information technology for increasing qualitative information processing efficiency // Journal of Modern Applied Statistical Methods. 2011. Т. 10. № 1. С. 207-213.
28. Мартышенко Н.С. Компьютерная технология обработки качественных данных опросов потребителей туристских услуг // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2011. – №3(93). – С. 184–192.
29. Мартышенко С.Н., Мартышенко Н.С., Кустов Д.А. Цензурирование при обработке анкетных данных // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Технические науки. – 2006. –№ 6. – С. 170-177.
30. Профессиональные стратегии и ценностные ориентации молодежи в условиях экономического кризиса: информационно-аналитический отчет / под ред. Ю. Р. Вишневского, Л. H. Банниковой, М. В. Певной. – Екатеринбург: УрФУ, 2010. – 194 с.
References
1. Angelovskii A.A. Analiz ponyatiya professiya, professional'noe soznanie, professional'naya deyatel'nost', professionalizm // Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk. Sotsial'nye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki. – 2010. – T. 12. – № 5-2. – S. 306-315.
2. Kunts L.I. Obraz professional'noi deyatel'nosti v kontekste professional'nogo samosoznaniya lichnosti // Filosofiya obrazovaniya. – 2012. – T. 43. – № 4. – S. 167-173.
3. Shkel' A. V. Osnovnye faktory, motiviruyushchie vybor professii abiturientami Zabaikal'skogo kraya //Vestnik Zabaikal'skogo gosudarstvennogo universiteta. – 2014. – №. 4 – S. 127-135.
4. Belenov O.N., Goncharova I.V., Shilova I.V. Marketing v deyatel'nosti klassicheskogo universiteta // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie. – 2017. – № 1. – S. 85-91.
5. Lebedeva N.A., Alekseeva S.S. Marketing kak instrument innovatsionnogo razvitiya vuza v usloviyakh konkurentsii // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2015. – № 2-2. – S. 447-447.
6. Dzamikhov I. K. Spetsifika postroeniya modeli kar'ery v Rossii i za rubezhom // Teoriya i praktika sovremennoi nauki. – 2017. – №. 6. – S. 260-268.
7. Seliverstova M. V., Sagadieva I. M. Sravnitel'nyi analiz modelei postroeniya kar'ery v Rossii i za rubezhom // Innovatsionnaya ekonomika: informatsiya, analitika, prognozy. – 2016. – №. 1. – S. 62-63. 7. Shavyrina I.V., Gladkova I.A., Muzyleva E.S. Vektory disproportsii professional'no-obrazovatel'nykh intentsii molodezhi // Kazanskii pedagogicheskii zhurnal. – 2016. – № 2-2 (115). – S. 410-414.
8. Zhuravleva I.I., Timoshkova N.D. Issledovanie problem trudoustroistva molodezhi // Biznes-obrazovanie v ekonomike znanii. – 2017. – № 1 (6). – S. 44-48.
9. Varshavskaya E.Ya., Stuken T.Yu. Rossiiskaya molodezh' vne sfery zanyatosti i obrazovaniya: analiz regional'noi differentsiatsii // Region: Ekonomika i Sotsiologiya. – 2017. – № 1 (93). – S. 121-141.
10. Vypusknik i vuzov ne rabotayut po profilyu [Elektronnyi resurs] https://mirnov.ru/obshchestvo/obrazovanie/vypuskniki-vuzov-ne-rabotayut-po-profilyu.html (data obrashcheniya: 3 oktyabrya 2017).
11. Latkin A.P., Kravets A.V. Osnovnye problemy sokhraneniya i razvitiya trudovogo potentsiala rossiiskogo Primor'ya // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie. – 2017. – № 1 (28). – S. 23-30.
12. Fattakhov R.V., Abdulova L.R., Oreshnikov V.V. Analiz i otsenka parametrov demograficheskogo i ekonomicheskogo razvitiya regionov i gorodov na primere Privolzhskogo federal'nogo okruga // Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika. – 2016. – № 2 (449). – S. 77-90.
13. Beresneva O. E., Dikalova N. V., Sukhobrus E. A. Sotsial'no psikhologicheskie faktory vybora professii uchashchimisya starshikh klassov // Natsional'naya Assotsiatsiya Uchenykh. – 2015. – №. 3-5. – S. 70-74.
14. Glebova N.M., Gryaznova E.E. Opredelenie motivov i vozdeistvuyushchikh faktorov pri vybore molodezh'yu professii // Sovremennye nauchnye issledovaniya: teoriya, metodologiya, praktika. – 2014. – T. 1. – № 4. – S. 304-313.
15. Chernova A.A. Kriterii, pokazateli i urovni sformirovannosti pragmatiko-orientirovannogo otnosheniya k vyboru professii u starsheklassnikov // Psikhologiya obrazovaniya v polikul'turnom prostranstve. – 2016. – № 34 (2). – S. 107-113.
16. Maslov E.B. Motivy vybora i tsennosti professii //Nauchnye problemy gumanitarnykh issledovanii. – 2012. – №. 4 – S. 129-134.
17. Makarov A.A., Makarova L.V., Simonova N.A. Proforientatsiya: kontseptsiya effektivnosti // Vestnik Mezhdunarodnogo instituta rynka. – 2017. – № 1. – S. 86-90.
18. Ulanov V.V. Proforientatsiya v vuze: problemy i puti resheniya (na primere Kaluzhskoi oblasti) // Vestnik Moskovskogo gumanitarno-ekonomicheskogo instituta. – 2015. – № 1. – S. 17-23.
19. Fursov A.L. Sistema professional'noi orientatsii naseleniya v usloviyakh «ekonomiki znanii» // Professional'naya orientatsiya. – 2017. – № 1. – S. 340-345.
20. Putivtseva N.P. i dr. O razrabotke avtomatizirovannoi sistemy vybora napravleniya budushchei professional'noi deyatel'nosti //Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika. Informatika. – 2016. – T. 39. – №. 16 (237) – S. 138-146.
21. Serikbaev M.Zh. Vnutrennii marketing: sokrashchenie ottoka studentov iz universiteta // Ekonomika i predprinimatel'stvo. – 2017. – № 4-1 (81-1). – S. 728-732.
22. Singh M. An Assessment of the Role of Students Satisfaction in Internal Marketing // Evidence based managment. – 2017. – S. 91.
23. Merkulova O.P. Udovletvorennost' studentov poluchennym obrazovaniem: metodiki diagnostiki i vzaimosvyazannye faktory // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya. – 2015. – T. 4. – № 1. – S. 9-12.
24. Puzikov V.G., Timofeev A.F. Tsennostnye orientatsii, motivy povedeniya studentov i zhiznennye realii vybora professii // Vestnik Sibirskogo instituta biznesa i informatsionnykh tekhnologii. – 2014. – №. 2. – S. 94-98.
25. Sorokina N.V., Mikhailov M.S. Vnutrennii marketing v sisteme menedzhmenta kachestva obrazovaniya // Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk. 2016. № 4-2. S. 97-100.
26. Internet forma. «Issledovanie udovletvorennosti studentov vybrannoi spetsial'nost'yu obucheniya» https://goo.gl/forms/6X2LUtm2EFqjAWBz2
27. Martyshenko S.N., Egorov E.A. Information technology for increasing qualitative information processing efficiency // Journal of Modern Applied Statistical Methods. 2011. T. 10. № 1. S. 207-213.
28. Martyshenko N.S. Komp'yuternaya tekhnologiya obrabotki kachestvennykh dannykh oprosov potrebitelei turistskikh uslug // Marketing i marketingovye issledovaniya. – 2011. – №3(93). – S. 184–192.
29. Martyshenko S.N., Martyshenko N.S., Kustov D.A. Tsenzurirovanie pri obrabotke anketnykh dannykh // Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Povolzhskii region. Tekhnicheskie nauki. – 2006. –№ 6. – S. 170-177.
30. Professional'nye strategii i tsennostnye orientatsii molodezhi v usloviyakh ekonomicheskogo krizisa: informatsionno-analiticheskii otchet / pod red. Yu. R. Vishnevskogo, L. H. Bannikovoi, M. V. Pevnoi. – Ekaterinburg: UrFU, 2010. – 194 s.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.