Статья 'Социальная адаптация: философские основания исследования.' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Социальная адаптация: философские основания исследования

Ростовцева Марина Викторовна

доктор философских наук

доцент, Сибирский федеральный университет

660030, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Вильского, 18а

Rostovtseva Marina Viktorovna

Doctor of Philosophy

Professor, Siberian Federal University

660030, Russia, Krasnoyarskii Krai oblast', g. Krasnoyarsk, ul. Vil'skogo, 18a, kv. 58

marin-0880@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Хохрина Зоя Васильевна

кандидат педагогических наук

доцент, Московский психолого-социальный университет

660062, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Качинская, 64/9

Khokhrina Zoya Vasil'evna

PhD in Pedagogy

Docent, the department of Management and Administration, Moscow Psychological-Social University

660062, Russia, Krasnoyarsk, Kachinskaya Street 64/9

mpsu_24dop@mail.ru

DOI:

10.7256/2454-0757.2017.5.23230

Дата направления статьи в редакцию:

04-06-2017


Дата публикации:

24-06-2017


Аннотация: В статье рассматриваются основные смыслы социальной адаптации в историческом контексте и на современном этапе развития научной мысли. Показана противоречивая природа социальной адаптации и многозначность ее трактовок. Установлена зависимость понимания смысла социальной адаптации от конкретного исторического временного периода. Показано, что адаптация как процесс рассматривается в рамках трех основных научных направлений: естественно-научного, психологического, философского. Философский смысл адаптации раскрывается с точки зрения ее интерпретации как деятельного отношения, которое формируется между личностью и социальной средой и направлено на разрешение возникающих между ними противоречий. методологическим подходом к исследованию социальной адаптации может служить деятельностный подход и его аспекты. С этой точки зрения социальная адаптация имеет двоякую природу, проявляющуюся во взаимодействии двух начал: пассивного (приспособление человека к социальной среде) и активного ( преобразование, подчинение среды). Раскрыта роль социальной адаптации в процессе развития и становления человека в обществе. Показано, что разрешая противоречия, актуализирующие адаптационный процесс, человек тем самым усваивает и приобретает необходимый опыт, позволяющий ему становится полноправным членом общества и успешно социализироваться в нем. Обосновано, что Процесс социальной адаптации - это динамически-деятельностное многофазное «развертывание» личности – особый тип последовательных личностных преобразований в пределах индивидуально «очерченного» диапазона изменчивости, заданного как индивидуальными особенностями, так и требованиями конкретной социальной среды. Это значит, что благодаря социальной адаптации у человека появляется способность к такой активности, которая позволяет найти способ разрешения социальных противоречий при сохранении собственной самоидентичности и с учетом требований социальной среды.


Ключевые слова:

адаптация, социальная адаптация, противоречие, процесс, этапы адаптации, адаптивность, адаптивные стратегии, личность, общество, взаимодействие

Abstract: This article examines the main meanings of social adaptation in the historical context, as well as modern stage of development of a scientific thought. The authors demonstrate the contradictory nature of social adaptation and ambiguity of its interpretations, as well as establish the dependence of understanding of the meaning of social adaptation from a specific historical period. Adaptation as a process is viewed within the framework of three key scientific directions: natural scientific, psychological, and philosophical. The latter is revealed from the perspective of its interpretation as the interaction that forms between personality and social environment, and is aimed at resolution of the emerging contradictions between them. Social adaptation has dual nature, which manifests in interaction of the two beginnings: passive (adjustment of a person to social environment), and active (transformation, subordination of environment. The role of social adaptation in the process of evolution and establishment of a human in society is being revealed . It is demonstrated that by resolving the contradictions that actualize the adaptation process, human acquires the necessary experience that makes him a full member of society and successfully socialize within it. By the virtue of social adaptation, a human obtains capacity to such activeness, which allows finding the way for resolving the social contradictions, while preserving the own self-identity and considering the demands of social environment.


Keywords:

Interaction, Society, Personality, Adaptive strategies, Adaptability, Stages of adaptation, Process, Contradiction, Social adaptation, Adaptation

Введение. Понятие адаптации становится одним из ключевых в современных условиях развития общества. Это связано не только с кризисными состояниями во многих сферах жизнедеятельности, быстрыми трансформациями и переменами, которые актуализируют адаптационные механизмы адаптации человека. В большей степени, социально-философская адаптационная проблематика затрагивает вопросы антропогенных кризисов, которые возникают в системе отношений «человек-социальная среда.

Современный человек вследствие своего эволюционного развития достиг того уровня, когда противоречия между ним и обществом неизбежны. Это проявляется в многочисленных бунтах, «революциях», нетрадиционных движениях, которые связаны со стремление разорвать общественные стереотипы и подчинить, «адаптировать» социальную среду под свои потребности и цели.

В этой связи актуально социально-философское, теоретическое осмысление процесса адаптации, понимание его оснований и сущности с тем, чтобы выстроить адекватную методологию изучения социального адаптационного процесса в конкретных условиях жизнедеятельности, с тем, чтобы «понимая», управлять процессом адаптации в заданных условиях бытия[1].

Методологические основы исследования. Начнем с того, что истоками возникновения адаптации были понятия «меры», «пропорции», «гармонии» в Древнегреческой философии, которые соответствует современному понятию «гомеостаз», являющегося центральным в определении адаптации (Фалес, Аристотель, Платон). Впервые же в научный оборот термин адаптация» был введен в конце XVII – начале XIII вв. биологами, когда были разработаны эволюционные учения Ж. Б. Ламарка и Ч. Дарвина [Ламарк, 1955, 5] . Понятие адаптации в то время использовалось для объяснения возникновения отдельных видов живых существ и их эволюции. Адаптация определялась учеными как процесс любых изменений организмов, носящих приспособительный характер.

Cегодня наиболее четкие контуры научной концепции адаптации прослеживаются в естественно-научной, и психологической литературе. В философских источниках достаточно мало информации, связанной с адаптационной тематикой.

Теоретически можно выделить соответствующие виды адаптации: биологическую, психологическую и социальную. Каждый из этих видов имеет свою принципиально качественную определенность.

Биологическая адаптация традиционно связана с эволюцией всех живых существ, а потому интерпретируется в ключе пассивного приспособления организмов к окружающей среде, что и позволяет им выживать в изменяющихся условиях. Результатом такого приспособления является развитие и эволюция всего живого на основе выработки новых необходимых для выживания признаков и свойств [Ростовцева, 2010, 11] .

На сегодняшний день наиболее разработанным исследовательским подходом к адаптации является психологический подход В.Ф. Березин, А.Г Маклаков, Д.А. Леонтьев, А.А. Реан и др.). Основы психологической адаптационной теории заложил Г. Селье [Селье, 1960, 13], введя понятие «общего адаптационного синдрома», и описав стадии стресса, которые соответствовали структуре адаптационного процесса. Не меньшую заслугу сыграл структурно-функциональный подход Т.Парсонса [Парсонс, 2002, 8], лежащий в основании нормативного подхода к адаптации. В концепции автора адаптация фактически сливается со стабильным существованием и развитием общества через соотнесение социальных ролей, которые человек выполняет с регулятивными нормами и общественными ценностями.

Значителен вклад в психологическую теорию адаптации русского ученого Ф.Б. Березина [Березин, 1988, 3], который подчеркивал, что сам процесс адаптации в отношениях человека с природой, обществом и себе подобными заключает в самом себе экзистенциальное противоречие, поскольку человек, приспосабливаясь к той или иной среде, ориентируется на свой опыт, воплощенный в единстве социального бытия, подавляет тем самым способность к самовыражению себя как личности, преобразующей мир. Автор указывает, что соответствие личности и окружающей среды может быть достигнуто при условии удовлетворения человеком своих актуальных потребностей и реализации связанных с ними целей в процессе осуществления различной деятельности. Выдвинутый еще К. Марксом тезис о признании потребностей в качестве определяющей причины человеческих поступков утвердился в концепции Ф.Б. Березина в качестве одного из критериев эффективности адаптационного процесса, как возможность достижения гомеостаза при условии их удовлетворения.

Другим психологическим направлением разработки теории адаптации являются исследования, посвящённые изучению адаптивных свойств человека, являющихся основой его адаптационного потенциала. А.Г. Маклаков и Д.А. Леонтьев [Маклаков, 2001, 6] эмпирически исследовали адаптацию как единство ее количественного и качественного аспектов. Для измерения уровня способностей человека к успешной адаптации А.Г. Маклаков предложил использовать понятие «личностного адаптационного потенциала» (ЛАП), понимая его как совокупность личностных особенностей, необходимых и достаточных для адаптации человека в обществе. Основная трудность исследований в данном направлении заключалась в относительности состава качеств, которые можно трактовать как адаптивные, что порождало множество вопросов и споров в среде ученых. Английский исследователь Р.Фоули [Фоули, 1990, 14], а также российский ученый И.А. Беляев [Беляев, 2010, 2] утверждают, что возможности определения количественной оценки адаптивных качеств «выводятся из того, что никакой объект не бывает адаптивно совершенным, а адаптация – идеальной. Соответственно оценка адаптации может быть только относительной. Подобные мысли высказывают А.В. Яблоков, А.Г. Юсупов [Яблоков, 1989, 16], по мнению которых совершенство всякого приспособления определяется внешней средой и не сохраняется при изменении условий его реализации. Иными словами, адаптивные свойства, полезные и необходимые в одних условиях, становятся ненужными или даже вредными в других.

Результаты исследования. Решение данной проблемы лежит в плоскости построения адекватной социально-философской методологии исследования адаптивных ресурсов, которая может быть выстроена на основе признания абсолютной адаптивной ценности качеств индивида, детерминирующих его личностное самостановление и становление и утверждение в социальной среде. Адаптационные возможности индивида превращаются в абсолютную ценность в случае, если индивид проявляет активность, направленную на устранение возникающих противоречий между ним и социальной средой, а результатом такой активности становится развитие и становление человека как субъекта общественных отношений [Ростовцева, 2015, 10].

Принимая во внимание такую точку зрения, можно резюмировать, что адаптивные возможности и выбираемые человеком стратегии поведения в ситуациях, актуализирующих процесс адаптации, в которых эти возможности превращаются в действительность, а также адаптированность как результат активности индивида, являются компонентами адаптационного процесса, определяющими внешнюю и внутреннюю логику его существования и развития. Движение адаптационного процесса направлено к сохранению относительной стабильности в постоянно меняющейся среде. Это движение, как и всякое другое, имеет диалектическую природу, проявляющуюся в том, что только при непрерывном изменении человека (его биологических, психических и социальных характеристик) обеспечивается относительное постоянство структурных и функциональных особенностей его организма. В этом отношении явление адаптации можно трактовать как выражение активности организма, заключающееся в его самодетерминации посредством частичного самоотрицания. То есть, с одной стороны, адаптация есть процесс движения организма к стабильному состоянию, поэтому можно утверждать, что это состояние относительного покоя детерминировано процессом адаптации, с другой стороны, адаптация возможна лишь при постоянных и непрерывных изменениях организма, детерминированных изменениями окружающей среды. Поэтому путь становления и развития индивида представляет собой последовательную смену изменений, связанных с адаптационным процессом, каждое из которых отрицает предыдущее [Ростовцева, 2012, 9].

Социальная философия, занимаясь проблемой социальной адаптации личности, призвана рассматривать ее сквозь призму постепенного дистанцирования личности от общества через обретение собственной индивидуальности при одновременном сохранении чувства принадлежности к обществу. При этом важным моментом будет являться определение качественных параметров важных ресурсных адаптационных возможностей человека, и как в процессе адаптации разворачивается динамика их утверждения в структуре личности. Подобная позиция неизбежно поднимает вопросы личностного и социального становления человека, а сам адаптационный процесс онтологически связывается с развитием индивида на всех уровнях его бытия: биологическом, психологическом, социальном. При этом на центральный план в данном аспекте выходит активность, деятельность человека, которая определяет траекторию адаптационного процесса по линии накопления и увеличения «адаптационного ресурса» как внутреннего потенциала, содержащего опыт, знания, умения, навыки [Ростовцева, 2014, 12].

Социальная адаптация априори имеет деятельностную природу, поскольку, во-первых, ее сущность проявляется в сознательной, целенаправленной активности индивида, во-вторых, социальная адаптация – это всегда взаимная деятельность (отношение), а потому методологическим каркасом исследования социальной адаптации может служить деятельностный подход. Основой деятельностного подхода к социальной адаптации служит учение К. Маркса и его понимание человеческой практики как процесса, в ходе которого перед человеком встают познавательные задачи, а их решение стимулирует развитие восприятия и мышления личности, на основе чего происходит отражение действительности во всем многообразии ее связей и отношений. Эту действительность индивид не только познает и отражает, но и преобразует в соответствии со своими потребностями и особенностями. Данное положение лежит в основе понимания процесса социальной адаптации как единства двух диалектически противоположных тенденций: пассивной (приспособление) и активной (борьба, преобразование) [Ростовцева, 2014, 12].

С точки зрения деятельностного подхода социальная адаптация также может исследоваться с двух позиций: микроанализа и макроанализа. В первом случае объектом исследования является масштабная социально-адаптационная деятельность общества, предполагающая рассмотрение социального процесса как глобального реального, предустановленного природой эволюционного механизма бытия людей, общества в целом. В этом отношении представляют интерес учения о ноосфере, ко-эволюции и адаптациогенезе. В 30-ые гг. ХХ века В.И Вернадский в своей теории о ноосфере сделал вывод о кардинальном изменении облика нашей планеты вследствие широкомасштабной адаптивно-преобразующей деятельности человечества, о необходимости «разумного» развития общества в соответствие с естественными природными законами. Н.Н. Моисеев [Моисеев, 2016, 7] пришел к выводу о том, что человечеству еще предстоит движение к ноосфере, которая станет целью коэволюции природы и общества. Позднее данные направления исследований были поддержаны Д.М. Гвишиани, В.В. Загладиным, Н.Н. Иноземцевым [Загладин, 2013, 4] и др. В данном ключе проблемы социальной адаптации – это проблемы экологического кризиса, природных катаклизм, исчерпания природных ресурсов и богатств и т.д. Речь идет о том, что человек в погоне за комфортной жизнью, адаптируя природные ресурсы под свои собственные потребности, утрачивает природные основы своего бытия, нарушает равновесие в системе «человек-общество-природа», все более становясь заложником прогресса.

Микроанализ социальной адаптации предусматривает описание определенных форм и стратегий взаимодействия конкретных субъектов с социальной средой или обществом в целом. Данный аспект методологически связывает социальную адаптацию с системным подходом (являющимся одним из аспектов деятельностного подхода), который позволяет выявить сложную диалектическую взаимосвязь между различными компонентами адаптационного процесса, с одной стороны, и эффективностью деятельности индивида, с другой. Здесь важен принцип системной детерминации, позволяющий рассматривать эти компоненты в качестве факторов развития всего процесса адаптации в целом, и в то же время они выполняют на разных этапах адаптации координирующую функцию, обеспечивая реализацию значимых для субъекта целей деятельности. Среди таких компонентов адаптации можно выделить три основных: адаптивность (интегральное личностное свойство), адаптивные стратегии поведения и адаптированность (результат адаптации) [Ростовцева, 2015, 10].

На сегодняшний день в деятельностном аспекте наибольшее количество исследований посвящено классификациям адаптивных стилей поведения личности/ Адаптивные стили поведения методологически исследуются с позиции интерпретативного подхода (У.Томас, Р.Нисбетт, В.В.Волков и др.) [], согласно которому сама социальная адаптация понимается как процесс непрерывных интерпретаций субъектом условий, содержания, результативности своего взаимодействия с социальной средой, а адаптивные стратегии – это область информативно-смыслового взаимодействия личности с ее окружением. Свое начало данный подход берет с теории «философии жизни» В. Дильтея, символического интеракционизма Дж.Г.Мида, феноменологии и герменевтики Э.Гуссерля, Х.Г. Гадамера и др.

Наиболее значимые для теории адаптации положения экзистенциального подхода, отражены, на наш взгляд, в постулировании Э. Фроммом [Фромм, 2009, 15] парадокса человеческого существования, заключающегося в том, что, с одной стороны, человек всю свою жизнь вынужден подчиняться требованиям общества и авторитарной этики, а потому не может полностью раскрыть свою сущность и индивидуальность, с другой стороны, - человек боится быть не таким как все. При этом саморазвитие и самораскрытие личностью своих способностей Э.Фромм считает высшей ценностью и смыслом жизни. В этом же отношении представители гуманистической школы (А. Маслоу, К Роджерс) рассматривали личность не как нечто однозначно заданное природой или воспитательной средой, а как открытую систему с возможностями свободного развития на основе внутреннего выбора. Такая же субъектно-деятельностная позиция пронизывает теории личности Л.И. Анцыферовой, К.Х. Абульхановой-Славской [Абульханова-Славская, 2001, 1], которые ориентированы на изучение закономерностей постоянного движения самой личности в пространстве своих качеств, своего возраста, меняющихся социальных норм, в ходе участия в общественных процессах. В этом отношении социальная адаптация выступает как фактор самоорганизации личности, ее самовыражения, выполняя функцию развития человека как субъекта общественных отношений, как субъекта деятельности. Это достигается благодаря тому, что личность в процессе адаптации разрешает социальные противоречия, что инициирует образование нового качественного состояния, выводящее человека на новый виток развития. При этом социальная адаптация призвана играть роль системы сдержек и противовесов, определяющей такой вариант жизнедеятельности, при котором человек находит соотношение между степенью приспособления к социуму и степенью своей автономности, как способности противостоять общественному давлению. Одновременное стремление личности и к движению, и к относительному покую – фундаментальное диалектическое противоречие адаптации, а само развитие адаптационного процесса подчинено логике самоотрицания адаптирующимся субъектом достигнутых целей (адаптированности) благодаря самодетерминирующей активности.

Выводы исследования. Таким образом, по мере своего развития индивид расширяет «каталог» своих деятельностей за счет непрерывно умножающихся и расширяющихся связей с внешним миром и социальной средой. При этом, чем меньше «цена» деятельности, тем более личность адаптивна. Диалектика жизнедеятельности человека такова, что он как разумное, сознательное, активное, деятельное существо не просто усваивает социальный опыт, но усваивают его индивидуально, отлично от других, в соответствии со своими потребностями, с особенностями своей личности. Если побуждения человека направлены на активное преодоление трудностей, на поиск различных путей выхода из проблемной для него ситуации, то результатом этого будет прибавка «нового опыта» к уже существующему. Это лежит в основе самоактуализации, саморазвития, самосовершенствования человека в целом.

Авторское понимание социальной адаптации отчасти базируется на философии интерпретативного подхода с опорой на теорию экзистенциального анализа, гуманистическую парадигму. Социальная адаптация – это всегда отношение человека и социальной среды, направленное на разрешение возникающих между ними противоречий и представляющее элемент диалектического механизма в развитии упорядоченности обоих сторон отношения как социальных систем.

Процесс социальной адаптации - это динамически-деятельностное многофазное «развертывание» личности – особый тип последовательных личностных преобразований в пределах индивидуально «очерченного» диапазона изменчивости, заданного как индивидуальными особенностями, так и требованиями конкретной социальной среды. Это значит, что благодаря социальной адаптации у человека появляется способность к такой активности, которая позволяет найти способ разрешения социальных противоречий при сохранении собственной самоидентичности и с учетом требований социальной среды.

[1] Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках регионального конкурса «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Ледовитым океаном » в рамках реализации проекта «Разработка научно-образовательного комплекса Красноярского края средствами электронной платформы непрерывного образования ( PL2S ) для поддержки и развития человеческого капитала Красноярского края».

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.