Статья 'Влияние культурно-образовательного пространства музея на развитие профессиональных качеств студентов (на примере студентов факультета «Предпринимательство в культуре») ' - журнал 'Современное образование' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Современное образование
Правильная ссылка на статью:

Влияние культурно-образовательного пространства музея на развитие профессиональных качеств студентов (на примере студентов факультета «Предпринимательство в культуре»)

Ченцова Оксана Валериевна

аспирант, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ)

19991, Россия, г. Москва, ул. Ленинские Горы, 1, стр. 52, ауд. 349

Chentsova Oxana

post-graduate student of the Department of Educational Technologies at Lomonosov Moscow State University

19991, Russia, Moscow Region, Moscow, str. Leninskie Gory, 1, bld. 52, room No. 349

okcanaivanova@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-8736.2017.2.23173

Дата направления статьи в редакцию:

26-05-2017


Дата публикации:

02-06-2017


Аннотация: Объектом исследования являются образовательные возможности культурно-образовательного пространства музея и интегрирование его научно-культурного потенциала в систему высшего профессионального образования. В данной статье представлены результаты педагогического и социологического исследования, посвященные выявлению влияния культурно-образовательного пространства музея на развитие культурных и профессиональных качеств студентов вузов. Автор выявляет наиболее подверженные изменению профессиональные и культурные качества студентов, которые происходят в результате использования музея как инструмента активизации и роста персональной заинтересованности субъектов обучения. Теоретической базой послужило исследование развития общекультурной компетентности С.Л. Троянской. Исследование проводилось на базе Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и музея-квартиры А. Б. Гольденвейзера для студентов-бакалавров факультета «Предпринимательство в культуре» Международного университета в Москве. Методом исследования является опрос. Основными выводами исследования являются: включение культурно-образовательного пространства музея в образовательный процесс вуза представляется эффективным решением для развития культурных и профессиональных качеств студентов, необходимых для готовности к дальнейшей профессиональной деятельности и культурной жизни в обществе, а также для интенсификации процесса обучения.


Ключевые слова:

образовательные возможности музея, активные формы обучения, образовательный процесс вуза, культурно-образовательное пространство музея, образование в музее, педагогика высшей школы, интеграционные процессы образования, музейная педагогика, музей, развитие профессиональных качеств

УДК:

378.147

Abstract: This article presents the results of a pedagogical study of the influence of teaching on the basis of the cultural and educational space of the museum on the formation of cultural and professional qualities of university students. The theoretical basis is the study of S.L. Troyanskaya. The study was conducted on the basis of The Pushkin State Museum of Fine Arts, The Goldenweiser Memorial Apartment for bachelors of Faculty of Entrepreneurship in Culture of the International University in Moscow. The main findings of the study are: the inclusion of the cultural and educational space of the museum in the educational process of the university is an effective solution for the development of the cultural and professional qualities of students, necessary for readiness for further professional activities and cultural life in society, and for intensifying the learning process.


Keywords:

educational opportunities of the museum, active forms of education, educational process of the university, cultural and educational space of the museum, education in the museum, high school pedagogy, integration processes of education, museum pedagogy, museum, development of professional skills

В век развития Интернета, увеличения потока информации возрастает проблема концентрации человека в информационном потоке. Развитие социальных сетей, ютуб и другие коммуникационные возможности современного информационного общества снижают барьеры в получении разнообразных знаний, происходит сжатие пространственно-временных затрат на коммуникацию, одним из самых востребованных умений, запрашиваемых работодателем, становится умение сосредоточенно и эффективно выполнить работу в сжатые сроки. Проблема тайминга и дедлайна сегодня становится наиболее актуальной.

Безусловно, со вступлением в век интернета изменилось сознание человека. Например, наблюдается эффект полифоничности сознания, заключающийся в восприятии множественного процесса действий единым целым, эффект распределенности сознания виртуальной личности [4], т.е. одновременного занятия разных виртуально личностных позиций, ролевая вариабельность, находящая отражение и в повседневной жизни. Некая отчужденность, анонимность в пространстве интернет снимает груз ответственности в виртуальной жизни, однако в непосредственном общении порождает трудности, проявляющиеся в эмоциональном и вербальном выражении. На основе этого, одна из актуальнейших задач образования заключается в расширении эмоционально- чувственного опыта, развитие эмоционального интеллекта, который в современном мире оценивается весьма высоко, особенно в условиях, когда искусственный интеллект не рассматривается как недостижимая мечта человечества. Парадокс современного времени заключается в том, что при безграничных возможностях коммуникаций человек часто «капсулируется», дистанцируется от реальной жизни и испытывает большие трудности в реальной непосредственной коммуникации. Одним из факторов преодоления подобной ситуации может стать пространство музея, органично интегрированное в образовательный процесс.

Преподаватели вузов отмечают снижение вовлеченности студентов в педагогический процесс и отсутствие должного уровня мотивации к обучению [5]. Для преодоления пассивности студентов преподаватели вузов все чаще прибегают к активным методам обучения, стараясь сконцентрировать внимание обучаемых к изучаемой проблеме. В данном контексте актуализируются формы обучения, способные побудить студентов более целенаправленно погрузиться в образовательный процесс. Одной из таких форм автор статьи видит в обращении к культурно-образовательному пространству музея. С античных времен музей применялся как образовательный ресурс, и многовековый опыт проверенных на практике средств воздействия на посетителя данного учреждения способен оказаться полезным в современных условиях.

Изучением образовательной среды и культурно-образовательного пространства музея занимались Л.А. Пронина [8], Н.И. Ильинская [3], О.В. Субботина [11]. Среди исследователей, занимающихся вопросами музея для образования школьников, - Б.А. Столяров [10], М.А. Волчкова [1] и др. Музей для студентов учреждений профессионального образования изучали Мельникова Г.Ф., С.И. Гильманшина [6], Е.А. Полякова [7]. Практика проведения учебных занятий на базе музея существует, однако конкретный педагогический результат этих занятий изучался лишь с позиции развития общекультурной компетенции [12].

Задачей нашего исследования является - показать результативность включения музея в образовательный процесс вуза с позиции развития не только общекультурных, но и профессиональных качеств вне зависимости от специальности. Помимо студентов МУМ 1 и 3 курса обучения на факультете «Предпринимательство в культуре» в исследовании принимали участие студенты-бакалавры 1 года обучения географического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, проходившие обучение на базе Музея Землеведения МГУ имени М.В.Ломоносова по дисциплине биогеография и основы экологии. Разумеется, у них совершенно разные профессиональные образовательные стандарты, характеристика профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу, и требования к ее результатам, однако, каким бы ни было содержание формируемых компетенций, структура профессиональной [9] и общекультурной компетенции [12] студентов вуза универсальна, также как тенденция к гуманитаризации образования [2], важным дополнением которой может стать культурно-образовательное пространство музея.

Мы не утверждаем, что за счет проведения занятий по одной из дисциплин на базе музея, формируется общекультурная и профессиональная компетентность студентов, но они оказывают влияние на развитие определенных культурных и профессиональных качеств студентов, направленные на развитие компонентов, отраженных в структуре компетенции, готовя их к дальнейшим (определенных стандартами) видам профессиональной деятельности и жизни в обществе, в том числе на развитие общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ОПК – общепрофессиональные, ПК – профессиональные), которые прописаны в ФГОС и рабочих программах учебных дисциплин.

Теоретической базой исследования послужили:

  1. Технология развития общекультурной компетентности средствами музейной педагогики С.Л. Троянской [12].
  2. Структура профессиональной компетенции студентов вуза Т.В. Рихтер [9].
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 38.03.02 – «Менеджмент» (уровень бакалавриата) [14].
  4. Основная образовательная программа подготовки кадров высшей квалификации, реализуемая в АНОВО «МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В МОСКВЕ» по направлению 38.03.02 – «Менеджмент». Профиль: «Менеджмент в сфере культуры» [13].

Методом исследования является опрос. В нем приняли участие 24 студента Международного университета факультета предпринимательства в культуре по направлению подготовки «менеджмент»:

  • группа № 1: студенты 1 года обучения, 12 человек, дисциплина «Социодинамика культуры», тема «Культура древнего Египта», занятие на базе ГМИИ имени А.С. Пушкина, египетский зал. Целью посещения музея стояло систематизировать знания, полученные в ходе изучения в университете темы «Культура Древнего Египта», а также расширение знаний по быту и культуре общества этого времени.
  • группа № 2: студенты 3 года обучения, 12 человек, дисциплина «Введение арт-менеджмент» на базе «Музея-квартиры А. Б. Гольденвейзера». В музее проходили лекции, практические занятия, связанные с освоением студентами основного материала данного курса, в качестве одного из ключевых примеров была представлена творческая биография великого русского музыканта в качестве концертирующего пианиста и педагога, каким принято считать А. Б. Гольденвейзера. Целью занятий было ознакомить студентов с реалиями администрирования в сфере культуры недавнего прошлого и настоящего. Фигура А. Б. Гольденвейзера в этом отношении является весьма показательной. Кроме лекций и практических занятий студенты в инициативном порядке могли предложить и разработать реальный проект, который мог иметь реализацию на площадке известного музея.

Студентам предлагалось заполнить опросник, отражающий собственное состояние об оценке их общекультурных и профессиональных качеств, необходимых для готовности к профессиональной деятельности и раскрытия себя как личности. Осуществлялась фиксация состояния наличия признака методом субъективного шкалирования (оценка от 0 до 10) до и после посещения обучения в музее, а также ряд открытых вопросов, фисирующих связанный с социальным портретом респондента и его отношения к пройденному обучению в музее. Отметим, что перед студентами стояла задача отметить свое состояние именно относительно данного обучения в музее и влиянии его образовательного пространства на восприятие и результаты педагогического процесса.

На основе вышеуказанных документов мы разработали универсальную анкету, включающую в себя следующие показатели:

- осведомленность в широком круге проблем мировоззренческих, личностных, коммуникативных, социальных;

- способности к осмыслению и анализу этих проблем;

- наличие у Вас базы знаний в различных областях культуры (теории, имена, даты и т.д.);

- способность чувствовать историко-культурный контекст музейной экспозиции;

- способность эмоционально воспринимать и ценностно присваивать культурное наследие в т.ч. в музее;

- способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию, удовольствию от общения с культурными ценностями;

- способность эмоционально оценивать произведения искусства, выражая к ним свое отношение;

- способность работать с информацией, полученной в музее: воспринимать ее, оценивать и сопоставлять, перерабатывать, использовать в учебном процессе и будущей практической деятельности;

- способность понимать и использовать интерактивные экспонаты;

- умение заинтересовать аудиторию, рассказывая о своем посещении музея;

- умение использовать информацию, полученную в музее для самообразования, самопознания, саморазвития;

- способность доходчиво рассказать о знаниях по своей специальности;

- способность выразить свою мысль, задать вопрос аудитории по заданной теме;

- способность пониманию себя, своего места в обществе;

- способность к сознательному самовыражению, выражаемому в убеждениях, взглядах, отношениях, мотивах, установках на определенное поведение, в сформированности личностных качеств, способствующих конструктивному взаимодействию с природой и обществом;

- способность к эффективному приобретению знаний, умений, навыков;

- приращение у Вас знаний, умений и навыков по специальности в рамках заданной темы;

- способность выразить свое мнение по изучаемой профессиональной тематике;

- способность к эффективному планированию своей учебной и внеучебной деятельности;

- потребность в совершенствовании себя в рамках профессиональной деятельности / подготовки;

- способность к позиционированию себя как профессионала в области своей деятельности / профессиональной подготовки;

- способность к экспериментально-исследовательской работе по заданной проблематике;

- способность грамотно выстроить проектную/ учебную работу по заданной тематике;

- способность к оптимальной организации и управлению производственным процессом в рамках своей специальности;

- педагогические навыки.

Разработанная анкета измеряет результаты педагогической процесса, проведенной на базе музея, и большинство параметров анкеты направленны на развитие знаний, умений, навыков, компетенций, прописанных в рабочих программах учебных дисциплин. Например, дисциплина «Социодинамика культуры» в первую очередь развивает владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5) и способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ДПК-1). К параметрам анкеты, фиксирующие изменения, направленные на развитие данных компетенций, относятся:

  • способность работать с информацией, полученной в музее: воспринимать ее, оценивать и сопоставлять, перерабатывать, использовать в учебном процессе и будущей практической деятельности;
  • способность к осмыслению и анализу широкого круга проблем мировоззренческих, личностных, коммуникативных, социальных;
  • способность к сознательному самовыражению, выражаемому в убеждениях, взглядах, отношениях, мотивах, установках на определенное поведение, в сформированности личностных качеств, способствующих конструктивному взаимодействию с природой и обществом.

В аннотации рабочей программы дисциплины «Социодинамика культуры» мы видим соответствие целям, задачам и результатам обучения с измеряемыми в анкете параметрами: анализ социодинамики культуры, знание мировой истории культуры связаны с осведомленностью в широком круге проблем мировоззренческих, личностных, коммуникативных, социальных и их анализом, с приращением знаний, умений навыков по специальности, наличием базы знаний в различных областях культуры; выработка у студентов потребности к самостоятельному, свободному, творчески активному подходу и осмыслению социодинамических процессов в культуре взаимосвязаны с совершенствованием себя в рамках профессиональной деятельности, умением использовать информацию, полученную из первоисточника знаний (музея) для самообразования, саморазвития и т.д.; знание системы ценностных ориентаций в культурно-историческом процессе и владение навыками определения ключевых ценностных ориентаций в различных культурно-исторических эпохах обусловлены способностью чувствовать историко-культурный контекст музейной экспозиции и т.д.

Дисциплина «Введение в арт-менеджмент» направлена на формирование способности находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений (ОПК-2) и готовностью участвовать в реализации программы организационных изменений, способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям (ПК-17), обе компетенции связаны со способностью выстроить проектную работу, способностью к оптимальной организации и управлению производственным процессом в рамках специальности (в данном случае менеджмент в сфере культуры). Среди целей и задач дисциплины, помимо определенных знаний по специальности, стоит задача развить у студентов навыки участия в дискуссиях по проблемам организации и управления предприятиями в туризме и арт-проектами и сформировать представление о современных требованиях к деятельности арт-менеджера, что тесно связано с коммуникативными навыками, отраженными в анкете в вопросах об умении заинтересовать аудиторию, рассказывая о посещении музея, о способности доходчиво рассказать о знаниях по специальности и умении выразить свою мысль, задать вопрос аудитории, а также со способностью позиционирования себя как профессионала в области своей профессиональной подготовки.

По результатам исследования, изменение по всем параметрам шло в среднем на 1,4 пункта по шкале самооценки студента. Бо́льшую вовлеченность в педагогический процесс нежели на занятиях, проводимых в учебных аудиториях университета, ощущало 95,8 % опрошенных студентов.

Проведение учебного занятия на базе культурно-образовательного пространства музея в первую очередь оказало наибольшее влияние на определенные общекультурные и профессиональные показатели:

1) Осведомленность в широком круге проблем мировоззренческих, личностных, коммуникативных, социальных изменилась у 91,6% опрошенных студентов.

2) Умение использовать информацию, полученную в музее для самообразования, самопознания, саморазвития улучшилось у 87,5% опрошенных студентов.

3) Cпособность к эффективному приобретению знаний, умений, навыков и наличие базы знаний в различных областях культуры (теории, имена, даты и т.д.). Изменение в лучшую сторону отмечет 83,3% опрошенных студентов. Положительной тенденцией по второму из указанных параметров является также то, что после посещения музея не осталось ни одного студента с заниженной самооценкой (от 0 до 4 по шкале), а также именно по этому критерию самый большой диапазон разницы между состоянием 1 и состоянием 2 по шкале самооценки студента.

4) Cпособность чувствовать историко-культурный контекст музейной экспозиции и приращение у Вас знаний, умений и навыков по специальности в рамках заданной темы, способность к эффективному планированию своей учебной и внеучебной деятельности; способность к позиционированию себя как профессионала в области своей деятельности / профессиональной подготовки; (возросли примерно у 79% опрошенных студентов).

5) Коммуникативный навык: умение заинтересовать аудиторию, рассказывая о своем посещении музея, способность доходчиво рассказать о знаниях по своей специальности, а также способность к оптимальной организации и управлению производственным процессом в рамках своей специальности изменились в лучшую сторону у 75% опрошенных студентов.

Среди показателей, которые изменились менее значительно после прохождения учебного занятия на базе музея, выявлены: способность к осмыслению и анализу широкого круга проблем мировоззренческих, личностных, коммуникативных, социальных; способность к сознательному самовыражению, выражаемому в убеждениях, взглядах, отношениях, мотивах, установках на определенное поведение, в сформированности личностных качеств, способствующих конструктивному взаимодействию с природой и обществом; способность пониманию себя, своего места в обществе. Дальнейший анализ привел к заключению, что изначально эти параметры имели достаточно высокую положительную самооценку студентов, что могло повлиять на незначительную разницу состояний «до» и «после» музея.

Таким образом, результаты проведенного исследования возможностей культурно-образовательного пространства музея для высшего образования подтверждают, что музей является полезным ресурсом изменения качеств, направленных приобретение знаний, умений, навыков и развитие общекультурных и профессиональных компетенций студента, необходимых в дальнейшей профессиональной деятельности и жизни в обществе, а также является эффективным способом активации процесса обучения.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.