Статья 'Теории и практики коммуникации Эма Гриффина: методика формирования компетенций' - журнал 'Современное образование' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Современное образование
Правильная ссылка на статью:

Теории и практики коммуникации Эма Гриффина: методика формирования компетенций

Семилет Тамара Алексеевна

доктор философских наук

профессор, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет»

656049, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Димитрова, 66, оф. 414

Semilet Tamara Alekseevna

Doctor of Philosophy

Professor, the department of Theory and Practice of Journalism, Altai State University

656049, Russia, Altai Krai, Barnaul, Dimitrova Street 66, office #414

7let@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2409-8736.2016.4.20571

Дата направления статьи в редакцию:

28-09-2016


Дата публикации:

20-01-2017


Аннотация.

Предметом рассмотрения в статье является книга Эма Гриффина «Коммуникация: теории и практики», заявленная как научный обзор и систематизация теорий коммуникации, которая «поможет разглядеть порядок в полотне теории коммуникации, который иначе может казаться хаотичным». Проведенная экспертиза, однако, показала, что в ходе изложения цель научной систематизации теорий по предложенным автором основаниям уходит на второй план, а главное внимание направляется на практические рекомендации по осуществлению коммуникации и на формирование коммуникативных компетенций обучающихся. Методы проведенного исследования: экспликация смысла, интерпретация, дискурсивный анализ, классификация, научно-методическая и методологическая идентификация текста, экспертная оценка. Знакомство с текстом показало, что автор придерживается прагматического подхода в изложении материала, когда важно не описание теории и не всеохватность обзора, а пригодность той или иной теории для формирования коммуникативных компетенций у студентов. В результате книга получает большую ценность как теоретически обоснованное методическое пособие по преподаванию способов выстраивания эффективной коммуникации и приобретения соответствующих навыков. Активное внедрение в образовательную сферу нашей страны компетентностного подхода придает книге Эма Гриффина дополнительную ценность и статус методического образца.

Ключевые слова: Эм Гриффин, коммуникация, теории коммуникации, компетенции, компетентностный подход, компетенции коммуникатора, систематизация теорий, прагматический подход, методическое пособие, преподавание

Abstract.

The subject of this article is the book “A First Look at Communication Theory” by Em Griffin, which is claimed as a scientific overviews and systematization of the communication theories, and aimed at «helping to see the order in the field of communication theory which may seem chaotic». The conducted expertise, however, demonstrated that in the course of rendition the goal of scientific systematization of the theories, according with the suggested by the author foundations, moves to the background, and the main attention becomes focused on the practical recommendations pertaining to the formation of communicative competencies of the students. Familiarization with the text showed that the author supports the pragmatic approach in rendering the material, which signifies not the description of a theory or comprehensive overview, but rather applicability of one or another theory for the formation of communicative competencies among students. The book gains great importance as the theoretically substantiated methodological guidebook on teaching the ways of structuring the efficient communication and attainment of the corresponding skills.

Keywords:

competence, competence approach, communicator competencies, systematization of theories, pragmatic approach, textbook, teaching, communication theory, communication, Em Griffin

Введение

В аннотации к книге Эма Гриффина «Коммуникация: теории и практики» делается акцент на то, что «автору удалось собрать воедино все базовые теории коммуникации, сгруппировав их по уровням: теории межличностной, групповой, публичной, массовой и кросс-культурной коммуникации» [1, с. 3]. Тем самым книга вписывается в ряд публикаций сходной тематики [2, 3, 4, 5, 6, 7, 8].

Да и сам автор в предисловии показывает, что классификация, методологическая идентификация и интеграция теорий коммуникации – его основная задача: «Первая глава «Начинаем изучать теорию коммуникации» дает рабочие определения и «теории», и «коммуникации», а также подготавливает читателя к организации глав и их особенностям. Глава 2 «Поговорим о теории» закладывает основу для по­нимания различий между объективной и интерпретативной теорией. В главе 3 «Взвешивая слова» представлены два набора критериев для определения хорошей объективной или интерпретативной теории… Последняя глава «Общие нити в теориях коммуникации» предлагает новую форму интеграции, которая поможет разглядеть порядок в полотне теории коммуникации, который иначе может казаться хаотичным» [1, с. 24].

Что же является этой общей нитью, по мнению автора?

Реализация заявленной автором цели научной систематизации теорий

В книге рассмотрены двенадцать теорий межличностной коммуникации, восемь теорий групповой и публичной, шесть теорий массовой коммуникации и шесть теорий коммуникации межкультурной. У каждой из них автор определяет методологическую основу, которую он называет «научной традицией». Приведем их в алфавитном порядке:

Кибернетическая: Интеракционистский подход Вацлавика;

Критическая и феноменологическая : Критическая теория коммуникации в организациях Дитца; Теория «приглушенных групп» Крамара;

Критическая : Культурные исследования Холла; Теория точки зрения Харбине и Вуд;

Риторическая: Риторика Аристотеля; Нарративная парадигма Фишера;

Риторическая и семиотическа я: Драматизм Бёрка;

Риторическая и социопсихологическая: Теория символической конвергенции Борлганна;

Семиотическая: Семиотика Барта;

Семиотическая и социокультурная : Гендерлектные стили Таннен.

Социокультурная : Символический интеракционизм Мида; Культурный подход к организациям Гирца и Пакановски; Медиаэкология Маклюэна; Теория речевых кодов Филипсена;

Социокультурная и социопсихологическая : Теория культивации Гербнера; Теория «лица» в переговорах Тинг-Туми;

Социокультурная и феноменологическая : Координированное управление значением Пирса и Кронена; Теория адаптивной структуризации Пула;

Социопсихологическая : Теория нарушения ожиданий Бургун; Теория социального проникновения Альтмана и Тейлора; Теория снижения неопределенности Бергера; Теория обработки социальной информации Уолтера; Теория социального суждения Шерифа; Модель уточнения вероятности Нетти и Качиоппо; Теория когнитивного диссонанса Фестингера; Теория «повестки дня» МакКомбса и Шоу; Спираль молчания Ноэлъ-Нойман; Теория речевой аккомодации Гайлса;

Социопсихологическая и кибернетическая : Функциональный подход к групповому принятию решений Хирокавы и Гурана;

Социопсихологическая и риторическая: Конструктивизм Делия;

Феноменологическая : Диалектика отношений Бакстер и Монтгомери.

С точки зрения строго научного изложения, предложенная методологическая идентификация теорий, как представляется, повисает в воздухе: во-первых, она мало что добавляет к изложению, а, во-вторых, критерий выделения «научных традиций» не прозрачен и явно неполон. К тому же возникают вопросы, куда делись теории Лассуэлла, Лазарсфельда, Липпмана, почему есть Гирц и нет Гарфинкеля, правомерно ли ставить в один ряд Аристотеля, Маклюэна, Гербнера, Мида, Блумера и Сандру Хардинг, Джуди Бургун, Джеси Делия, а также много других подобных вопросов.

Превращение латентной педагогической практико-коммуникативной цели в генеральную

Из повествования видно, что на самом деле декларируемое автором дескриптивное коммуникативное задание – дать полный обзор и классификацию теорий коммуникации − в этой книге оказывается не главным, отходит на второй план и приобретает вспомогательное значение.

Автор придерживается прагматического подхода, когда важно не описание теории и не всеохватность обзора, а пригодность той или иной теории для формирования коммуникативных компетенций у студентов.

В результате книга получает большую ценность как теоретически обоснованное методическое пособие по преподаванию способов выстраивания эффективной коммуникации и приобретения соответствующих навыков у учащихся.

Эм Гриффин – почетный профессор коммуникации в Уитонском колледже, штат Иллинойс. Получил степень бакалавра по политическим наукам в Мичиганском университете, степень магистра и доктора наук по коммуникации в Северо-Западном университете. Сфера научных интересов: формирование близких дружеских отношений [9]. Он – практикующий преподаватель и использует теории как способ представления проблемы в преподавательский практике. Его подборка теорий исходит из набора компетенций, эмпирически выявленных им в процессе преподавания, которые необходимо сформировать у студентов.

Главная ценность этой книги, как представляется, − не научный обзор теорий, а подбор теоретических оснований для формирования у студентов компетенций, необходимых для эффективной коммуникации. В свете этой прагматической задачи названные минусы оборачиваются плюсами: упуская знаменитые и общеизвестные теории, автор вводит в научный дискурс такие теории (скорее концепции) коммуникации, которые в коммуникативистике неизвестны или малоизвестны, популяризирует их и создает методический комплекс из теорий, которые решают задачу формирования определенных коммуникативных компетенций. Это уникальная авторская методика преподавания. Исходя из потребностей практики – сформировать навыки эффективного общения – он подбирает, «подтягивает» теории, способные удовлетворить эту потребность.

Цель изучения теорий – выход на практику через ситуационные вопросы, практические рекомендации, формулировку правил, вытекающих из той или иной концепции.

О латентной генеральной цели книги свидетельствует и эмпирический материал, который привлекается для рассмотрения концепций и теорий.

В пользу выдвинутого утверждения свидетельствуют, в частности, «вопросы, чтобы сфокусировать Ваше внимание», которыми заканчивается каждая глава. Например: «Предположим, Вы были избраны студентами, специализирующимися по коммуникации, представлять студенческое мнение перед преподавательским составом факультета. Каким образом Ваша роль является и правилом, и ресурсом? Как Вы могли бы произвести и/или воспроизвести влияние студентов?». Это вопрос к теории адаптивной стуктуризации Маршалла Скотта Пула [1, с. 355]. Или: «Какие слова Вы используете при общении с друзьями того же пола, которые Вы не используете с представителями противоположного пола? Это использование подтверждает гипотезу Крамара о мужском контроле над публичным способом выражения?» [1, с. 642].

Другой пример: в изложении теории социального проникновения Ирвина Альтмана и Далмаса Тейлора автор пишет: «Рассмотрим затруднительное положение Пита, нового первокурсника в колледже с общежитием, когда он входит в общежитие и встречает своего соседа по комнате в первый раз» [1, с.179]. Как сложатся его отношения с соседом по комнате Джоном? «Сразу же после их первой встречи Пит посчитает плюсы и минусы дружбы с Джоном, подсчитывая итоговый показатель удовлетворения от отношений. Джон проделает то же самое в отношении Пита. Если воспринимаемая взаимная выгода перевесит затраты, связанные с большей уязвимостью, процесс социального проникновения продолжится» [1, с.184].

Относительно практического применения теории когнитивного диссонанса Гриффин предлагает следующее: «Допустим, Вы знаете какого-нибудь Сэма, который придерживается мнения, которое Вы считаете вредным или ошибочным…Для начала не стоит обещать щедрых вознаграждений, если Сэм откажется от этой установки, или предупреждать об ужасных последствиях, если он этого не сделает…Вместо этого постарайтесь установить дружеские отношения с Сэмом. Таким образом, Ваша собственная позиция сможет обойти экран селективной экспозиции, который Сэм и все мы устанавливаем, чтобы избежать идей, представляющих угрозу. И если Сэм в конечном счете примет Вашу точку зрения, установившаяся связь будет означать, что когда возникнет диссонанс после принятия решения , Вы будете рядом и поддержите его» [1, с. 312-313].

То есть, автором предлагаются ситуационные задачи, когда разные аспекты теорий преломляются в конкретных жизненных ситуациях, формируют знание закономерностей, правил, умения справляться с затруднительными ситуациями, избегать неприятностей и помогают овладевать искусством осознанной управляемой эффективной коммуникации.

Заключение

Вопреки заявлению автора, что цель его книги «Коммуникация: теории и практики» − научная систематизация теорий, генеральная линия его повествования и фокус устремлений – коммуникативно-педагогические.

Автор придерживается прагматического подхода, когда важно не описание теории и не всеохватность обзора, а пригодность той или иной теории для формирования коммуникативных компетенций у студентов.

В результате книга получает большую ценность как теоретически обоснованное методическое пособие по преподаванию способов выстраивания эффективной коммуникации и приобретения соответствующих навыков у учащихся.

Триада теория-методология-методика трансформируется в данной работе в триаду методика-теория-методология. По сути, мы имеем добротное пособие по формированию коммуникативных компетенций у учащихся, компетенций коммуникатора: на выходе они должны «знать», «уметь», «владеть». Предложенная Эмом Гриффином методика эти задачи успешно решает, так как инструментарий научения и овладения извлекается из теорий коммуникации, привлеченных автором.

И еще одно важное, по моему мнению, замечание: с активным внедрением в образовательную сферу нашей страны компетентностного подхода нам всем придется, похоже, писать учебники и учебные пособия по теоретическим дисциплинам в подобной логике. Это придает книге Эма Гриффина дополнительную ценность и статус методического образца.

Библиография
1.
Гриффин Э. Коммуникация: теории и практики. Х.: Изд-во «Гуманитарный центр», Науменко А. А., 2015. 688с.
2.
Бакулев Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции. М.: Аспект Пресс, 2005. 176 с.
3.
Межличностная коммуникация: теория и жизнь / О. И. Матяш, В. М. Погольша, Н. В. Казаринова, С. Биби, Ж. В. Зарицкая. Под науч. Ред. О. И. Матяш. СПб.: Речь, 2011. 560 с.
4.
Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследования. М.: Едиториал УРСС, 2000. 240 с.
5.
Панфилова А. П. Теория и практика общения. Учеб, пособие для студ. сред. учеб. заведений. М.: Издательский центр Академия, 2007. 288 с.
6.
Почепцов Г. Теория и практика коммуникации (от речей президентов до переговоров с террористами) [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Pochep/01.php
7.
Терин В. П. Массовая коммуникация (исследование опыта Запада). [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Terin/
8.
Шарков Ф. И. Коммуникология: основы теории коммуникации: Учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. 592 с.
9.
Эм Гриффин [Электронный ресурс]. URL: http://vse-svobodny.com/e-m-griffin-kommunikatsiya-teorii-i-praktiki/
References (transliterated)
1.
Griffin E. Kommunikatsiya: teorii i praktiki. Kh.: Izd-vo «Gumanitarnyi tsentr», Naumenko A. A., 2015. 688s.
2.
Bakulev G. P. Massovaya kommunikatsiya: Zapadnye teorii i kontseptsii. M.: Aspekt Press, 2005. 176 s.
3.
Mezhlichnostnaya kommunikatsiya: teoriya i zhizn' / O. I. Matyash, V. M. Pogol'sha, N. V. Kazarinova, S. Bibi, Zh. V. Zaritskaya. Pod nauch. Red. O. I. Matyash. SPb.: Rech', 2011. 560 s.
4.
Nazarov M. M. Massovaya kommunikatsiya v sovremennom mire: metodologiya analiza i praktika issledovaniya. M.: Editorial URSS, 2000. 240 s.
5.
Panfilova A. P. Teoriya i praktika obshcheniya. Ucheb, posobie dlya stud. sred. ucheb. zavedenii. M.: Izdatel'skii tsentr Akademiya, 2007. 288 s.
6.
Pocheptsov G. Teoriya i praktika kommunikatsii (ot rechei prezidentov do peregovorov s terroristami) [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Pochep/01.php
7.
Terin V. P. Massovaya kommunikatsiya (issledovanie opyta Zapada). [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Terin/
8.
Sharkov F. I. Kommunikologiya: osnovy teorii kommunikatsii: Uchebnik. M.: Izdatel'sko-torgovaya korporatsiya «Dashkov i K», 2010. 592 s.
9.
Em Griffin [Elektronnyi resurs]. URL: http://vse-svobodny.com/e-m-griffin-kommunikatsiya-teorii-i-praktiki/
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"