Статья 'Трансформация университетского образования в контексте устойчивого развития' - журнал 'Современное образование' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Современное образование
Правильная ссылка на статью:

Трансформация университетского образования в контексте устойчивого развития

Дегтярева Ирина Викторовна

доктор экономических наук

профессор, кафедра экономической теории, ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет»

450000, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. К. Маркса, 12

Degtyareva Irina Viktorovna

Doctor of Economics

Professor, the department of Economic Theory, Ufa State Aviation Technical University

450000, Russia, Republic of Bashkortostan, Ufa, Karla Marksa Street 12

degtjareva@mail.rb.ru
Шалина Ольга Игоревна

кандидат экономических наук

доцент кафедры экономической теории ФГБОУ ВО "Уфимский государственный авиационный технический университет"

450000, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. К. Маркса, 12

Shalina Olga Igorevna

PhD in Economics

Docent, the department of Economic Theory, Ufa State Aviation Technical University

450000, Russia, respublika Bashkortostan, g. Ufa, ul. K. Marksa, 12

olenkash@bk.ru
Токарева Гузель Фарисовна

кандидат социологических наук

доцент, кафедра экономической теории, ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет»

450000, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. К. Маркса, 12

Tokareva Guzel Farisovna

PhD in Sociology

Docent, the department of Economic Theory, Ufa State Aviation Technical University        

450000, Russia, Republic of Bashkortostan, Ufa, Karla Marksa Street 12

sapfo79@mail.ru

DOI:

10.7256/2409-8736.2016.2.18469

Дата направления статьи в редакцию:

24-03-2016


Дата публикации:

03-05-2016


Аннотация: Под влиянием геополитических, экономических и технологических изменений в мире происходит переориентация целей и функций образования, меняется не только длительность и формы образования, но и требования к выпускникам и вузам, появляются новые образовательные структуры и соответствующие социальные институты. Предметом исследования являются современные тенденции в области мирового высшего образования. Образование является не только целью, но и средством достижения устойчивого развития путем подготовки высокоинтеллектуальных и действенно-ориентированных кадров для устойчивого развития общества, пропаганды принципов устойчивого развития и формирование социально-ответственного поведения населения и бизнеса, проведение научных исследований в области УР и создание постоянно действующих информационных платформ, аккумулирующих статистические данные и аналитическую информацию в области УР. На основе сравнительного анализа, обобщения и синтеза научной литературы стран Евросоюза и информации, собранной в ходе научной стажировки авторов в Словакии в статье определены основные тенденции развития высшего образования в мире: направленность образования на достижение Устойчивого развития и социальной ответственности, практическая направленность образования, междисциплинарность образования, формирование системы непрерывного образования, переход на электронные формы образования, политическая направленность образования. Университеты, должны готовить выпускников, уровень и навыки которых соответствуют требованиям рынка труда. Образовательным учреждениям следует учитывать, что цикл создания знаний, их распространения, обучения и использования становится короче. Это, в свою очередь, приводит к необходимости постоянного повышения квалификации рабочей силы и обновления содержания обучения. В связи с тем, что все значимые открытия совершаются на стыке различных областей знания, возрастает важность формирования у студентов базовых знаний и понятийного аппарата для эффективного общения с коллегами из других областей. Таким образом, ядро образования должно включать научную гуманитарную и техническую базу, т. е. широкий спектр гуманитарных, математических, технических и иных знаний. Кроме того университеты должны принять на себя непосредственную ответственность за формирование у обучающихся политических взглядов и установок, повышающих устойчивость общества к информационным войнам.


Ключевые слова: междисциплинарное образование, непрерывное образование, электронное образование, учебные планы, устойчивое развитие, тенденции, университеты, высшее образование, эффективность, информационные войны

Статья подготовлена по результатам научной стажировки к.э.н., доцентов кафедры экономической теории Уфимского государственного авиационного технического университета Токаревой Г.Ф, Шалиной О.И. на факультете материаловедения и технологии Словацкого Технологического Университета под руководством проф. Петера Сакала со словацкой стороны и проф. Дегтяревой И.В. с российской стороны(в рамках реализации Соглашения между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования Словацкой республики от 07.11.2006)

Abstract: Under the influence of geopolitical, economic, and technological changes, the world faces the reorientation of goals and functions of education – changes in types and length of education, requirement for graduates and colleges; appearance of the new educational structures and corresponding social institutions. The subject of this research is the modern trends in the area of global higher education. Thus, education represents not only the goal, but also means of achieving sustainable development by the virtue of: training the highly intellectual and goal-oriented personnel for the sustainable development of the society; promotion of the principles of sustainable development; formation of the socially responsible attitude among population and businesses; conducting scientific research in the field of sustainable development; and creation of constantly acting information platforms which accumulate the statistical data and the analytical information within the area of sustainable development. Based on the authors’ scientific internship in Slovakia and the acquired material, the main trends of development of higher education across the globe are being determined: orientation of education towards achieving sustainable development and social responsibility, practical orientation of education, interdisciplinarity of education, formation of the system of continuous education, shifting towards online education, and political orientation of education. The universities have to provide their graduates with the level of training that meets the demands of the job market. Therefore, the core of education should include the scientific, humanitarian, and technical base, in other words, a wide spectrum of humanitarian, mathematical, technical, and other disciplines. The universities should also be responsible for formation of the political views of their students, which increases the level resilience of the society towards the information warfare.



Keywords:

efficiency, continuous education, interdisciplinary education, online education, curriculum, sustainable development, trends, universities, higher education, information warfare

Нельзя недооценивать влияние глобализации, геополитики и научно-технического прогресса на образование: происходит переориентация его целей и функций, меняется не только длительность и формы образования, но и требования к выпускникам и вузам, появляются новые образовательные структуры и соответствующие социальные институты. Исследователи стран участниц Болонской системы уделяют большое внимание проблеме трансформации образования. Особенно известны работы в этой области Э. Андерберг, Б. Норден, С. Машовица, К. Парра, П. Сакала, Г. Хрдиновой, Х. Фидлеровой, Л. Шмида, К. Дриениковой, К. Паппаса. Среди российских публикаций стоит выделить труды И. Г. Долининой, И. А. Колесниковой, О. В. Сагиновой, Э. С. Алпатовой и др.

Проведенный анализ современных публикаций в области высшего образования ученых стран Евросоюза и России позволил выделить семь доминирующих направлений развития высшего образования:

  1. Направленность образования на достижение Устойчивого развития и социальной ответственности;
  2. Практическая направленность образования;
  3. Междисциплинарность образования;
  4. Формирование системы непрерывного образования (Lifelongeducation, LLE);
  5. Переход на электронные формы образования (E-education);
  6. Международная студенческая мобильность;
  7. Политическая направленность образования.

В данной статье проводится анализ трансформации высшего образования и его роли в обществе в контексте вышеуказанных направлений.

С момента публикации документа ООН «Повестка дня на XXI век», где подчеркивается роль образования в обществе, прошло23 года, однако в контексте сложной геополитической обстановки в мире роль образования для достижения устойчивого развития (УР) и социальной ответственности бизнеса и индивидов неуклонно возрастает.

Осознавая высокую роль образования в обществе, большинство стран ОЭСР наращивают государственные расходы на образование: во все уровни образования прирост государственных инвестиций за 2008-2011 составил в среднем по странам 7% (за исключением Венгрии, Италии, Португалии, Исландии и России, где государственные расходы на образование за этот период упали в среднем на 5%) [1].

Анализируя Проект резолюции ООН от 15 августа 2015 года по принятию повестки дня в области устойчивого развития на период после 2015 года, можно выделить следующие цели в области высшего образования [2]:

  1. К 2030 году обеспечить для всего населения равный доступ к недорогому и качественному высшему образованию;
  2. Создавать и совершенствовать учебные заведения, учитывающие интересы детей-инвалидов и гендерные аспекты; обеспечить безопасную, свободную от насилия и социальных барьеров и эффективную среду обучения для всех;
  3. К 2020 году существенно увеличить во всем мире количество стипендий, предоставляемых студентам из развивающихся стран в развитых и других развивающихся странах для получения высшего образования(включая профессионально-техническую подготовку и обучение по вопросам информационно-коммуникационных технологий, технические, инженерные и научные программы);
  4. К 2030 году существенно увеличить число квалифицированных преподавателей, в том числе посредством международного сотрудничества в подготовке преподавателей в развивающихся странах.

Необходимо отметить, что роль образования уникальна, поскольку образование является не только целью, но и средством достижения устойчивого развития. Здесь можно выделить четыре основных аспекта.

Во-первых, подготовка высокоинтеллектуальных и действенно-ориентированных кадров для устойчивого развития общества. Задача вузов заключается в обеспечении жизнеспособности и устойчивости развития общества посредством подготовки завтрашних социально- и экологически-ответственных лидеров.

Во-вторых, пропаганда принципов устойчивого развития и формирование социально-ответственного поведения населения и бизнеса. С этой целью в рабочие программы таких дисциплин как менеджмент, экономика, социология вносятся разделы, посвященные УР, а при необходимости в учебные планы вводятся отдельные дисциплины, связанные с корпоративной социальной ответственностью (КСО) и устойчивым развитием [3, с.93]. Также на базе вузов проводятся открытые лекции, посвященные пропаганде устойчивого потребления, устойчивого образа жизни, правам человека, экологической ответственности и др.

В-третьих, проведение научных исследований в области УР с целью приращения теоретической базы и разработки механизмов внедрения, реализации, контроля за УР и КСО.

В-четвертых, создание постоянно действующих информационных платформ, аккумулирующих статистические данные и аналитическую информацию в области УР и КСО.

По некоторым оценкам в ближайшее время около 25% занятых в мировой экономике потеряют свои рабочие места по причине нехватки достаточных знаний и навыков [4]. Университеты, должны готовить выпускников, уровень и навыки которых соответствуют требованиям рынка труда. Поэтому во многих вузах мира квалификация выпускников описывается в виде набора способностей или компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности, а не просто перечисляются знания, приобретенные в процессе обучения. Чтобы определить набор компетенций, необходимых для каждой программы и определить результаты изучения программ, заинтересованные стороны - преподаватели университетов, представители предприятий, промышленные и профессиональные ассоциации, органы аккредитации, правительство и также студенты - должны иметь каналы коммуникации. Образовательные результаты определяются для каждой программы на основе анкетирования всех заинтересованных сторон.

Проектирование учебных планов превращается в непрерывный процесс. Проектировщики должны изучить существующие учебные программы с привлечением представителей промышленности (будущих работодателей) чтобы выявить пробелы и требования к квалификации и сформулировать содержательные контуры учебных планов. При этом исследователи отмечают тот факт, что не существует единого способа разработки идеального учебного плана. Можно лишь найти приемлемую альтернативу из многих возможных. Учебная программа должна быть направлена на преодоление разрыва между входными и выходными требованиями к обучающимся. Идеальный учебный план строго ориентирован на результаты, поднимая квалификацию студентов с момента поступления к четко определенному уровню на момент окончания вуза.

Образовательные учреждения должны учитывать, что цикл создания знаний, их распространения, обучения и использования становится короче. Это, в свою очередь, приводит к необходимости постоянного повышения квалификации рабочей силы и обновления содержания обучения. В результате, должны быть разработаны новые учебные программы, удовлетворяющие потребности не только традиционных учащихся очных отделений, но и учащихся, получающих образование и повышающих квалификацию без отрыва от производства. Для того чтобы удовлетворить все эти требования новые учебные программы должны:

- иметь гибкую структуру на модульной основе;

- быть легко адаптированными к различным целевым группам;

- формировать навыки с учетом возрастающих темпов изменений в современном обществе.

Немаловажную роль играет контроль качества. Результаты образования и информация, полученная в ходе учебного процесса, должны быть собраны и документированы, чтобы впоследствии применять их к дальнейшему совершенствованию образовательной программы [5]. Такой процесс должен принимать обратную связь от студента с точки зрения того, насколько хорошо результаты курса соответствуют целям студента, и чувствует ли он, что получил знания и навыки, необходимые для работы. Процесс контроля качества должен также получать обратную связь от работодателей в оценке компетенций бывших студентов в технических и поведенческих областях. Это требует ведение вузами баз данных выпускников, предполагающих возможность отражения их результативности и конкурентоспособности.

Для того чтобы удовлетворить требования работодателя, выпускники также должны иметь углубленные фундаментальные знания в своих специализированных областях, общие знания о проблемах и методах решения, и, наконец, особые прикладные знания, в соответствии с требованиями рабочих мест для конкретного вида работы (знание аппаратного и программного обеспечения, основных процедур и регламентов работы).

В системе высшего образования существует несколько подходов к практической направленности образования. Согласно первому - практическая направленность образования связывается с организацией учебной, производственной и преддипломной практик студента с целью его погружения в профессиональную среду, соотнесения своего представления о профессии с требованиями, предъявляемыми реальным производством.

Согласно другому подходу, наиболее эффективным считается внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности.

Образование не будет иметь практической направленности без приобретения опыта деятельности точно также как без приобретения знаний и способности специалиста применять их на практике, выполнять определенные профессиональные и социальные функции.

У студентов в течение всего обучения должны формироваться личные и деловые качества, необходимые в процессе работы и в самоопределении в обществе. Эти навыки должны быть разработаны с помощью командных проектов, моделирования, переговоров, презентаций [6]. Соединение этих неявных методов обучения с обратной связью и коучингом от преподавателей должно обеспечить на постоянной основе стимул обучения этим навыкам, имеющим жизненно важное значение для карьеры.

Система высшего образования должна принять вызовы настоящего времени в том, что все значимые открытия совершаются на стыке различных областей знания, новые продукты и технологии создаются на междисциплинарной, а не разобщенной, основе. Университеты должны еще со студенческой скамьи обучать будущих ученых методикам междисциплинарных исследований, планировать и осуществлять мультидисциплинарные и кросс-дисциплинарные программы в приграничных областях знания, готовить специалистов по межотраслевым, интегральным и сдвоенным специальностям и направлениям подготовки.

Одной из форм реализации междисциплинарности образования являются междисциплинарные проекты, которые позволяют обеспечить получение нового качества образовательных результатов, основанных на комплексе различных компетенций. Например, в инженерном образовании используются проектно-организованные технологии обучения, работа студентов в проектной группе или так называемой команде. Для этого создаются условия, практически полностью соответствующие реальной инженерной деятельности, чтобы участники команды могли приобретать опыт комплексного решения задач инженерного проектирования с распределением функций и ответственности. Основная цель команды, состоящей из студентов различных направлений подготовки, - создать интересные и высокотехнологичные изделия своими силами в условиях технических и стоимостных ограничений. Для этого участникам команды надо составить бизнес-план, найти спонсоров, спроектировать и изготовить предлагаемую конструкцию, а впоследствии презентовать и защитить свой проект перед специалистами. Каждый студент-участник проекта, проходя путь от первых идей до появления готового изделия, может почувствовать себя профессионалом, получает бесценный опыт работы в команде, что является стартовой площадкой для будущего трудоустройства и карьеры. Определенный опыт организации междисциплинарных проектов накоплен в российских технических вузах [7].

Возрастает важность формирования у студентов базовых знаний и понятийного аппарата для эффективного общения с коллегами из других областей. Таким образом, ядро образования должно включать научную гуманитарную и техническую базу, т.е. широкий спектр гуманитарных, математических, технических и иных знаний. Тем самым закладывается основа для последующей профессиональной мобильности. Учения этого ядра не обязательно должны быть на очень глубоком уровне, но должны сформировать у студентов широкий и сбалансированный кругозор. В дополнение – студенты должны получить представление о том, как основные области науки и техники будут развиваться в будущем.

ЮНЕСКО назвало непрерывное образование (НПО) «ключом, который позволяет нам переступить порог двадцать первого века». Необходимость НПО вызвана к жизни современным этапом научно-технического прогресса и теми политическими, социально-экономическими и культурологическими изменениями, которые происходят как в нашей стране, так и во все мире. НПО помогает людям справиться с вызовами рынков труда, меняющихся под воздействием глобализации и внедрения новых продуктов и технологий. Обширность НПО является одновременно привлекательной и слабой. С одной стороны, НПО представляет собой непрерывный процесс формирования целостного человека - его знаний и способностей, а также практических навыков и готовности к действию, с другой стороны, позволяет индивиду развить понимание себя, своей среды, своей социальной роли на работе и в обществе.

Непрерывное образование является сложным процессом, включающим в себя разные цели, содержание, результаты и мотивы для обучения, а также большое разнообразие стилей и подходов обучения. Из-за этих особенностей стратегия продвижения НПО должна быть одновременно многоканальной и согласованной. НПО не может быть реализовано через один орган: должно произойти становление институциональной основы: культуры обучения и образовательной среды. Роль правительства должна заключаться в контроле и управлении этим процессом, а также в создании и перераспределении ресурсов. НПО требует координации между направлениями государственной политики, включая макроэкономическую и структурную политику [8, с.141; 9, с.90]. В свою очередь задача научно-педагогического сообщества состоит в необходимости разработки содержательно-методических аспектов НПО, которые остаются все еще недостаточно исследованными. В имеющихся теоретических исследованиях отражен ряд интересных наработок [10], тем не менее, по-прежнему сохраняется асимметрия между необходимостью непрерывного образования и неразработанностью теоретико-методологических и технологических основ его реализации.

Было бы недостаточно, если учреждения высшего образования продолжали бы просто готовить бакалавров и магистров в соответствии с образовательными программами, корректируя отдельные их компоненты. Даже после завершения обучения в вузе, населению должна быть предоставлена возможность вернуться к обновлению знаний и оттачиванию своих навыков для новых рабочих ситуаций. Университетам предстоит стать живыми центрами обеспечения возможности для их выпускников и других членов общества по обновлению и расширению знаний и навыков на протяжении всей их жизни.

В новой ситуации вузы и бизнес-среда должны осознать, что от обычного режима работы и повышения квалификации не может быть много пользы. Должны создаваться специальные образовательные программы с гибким графиком, ориентированные на вечернее обучение, неполный рабочий день, на конец недели или праздничные дни для удовлетворения потребностей различных слоев общества:

- для людей, которые хотят получить новые профессиональные навыки;

- для людей, ищущих передовые знания в рамках своих специальностей;

- для людей, просто желающих пополнить свой багаж знаний или удовлетворить новые интересы;

- для людей, в момент миграции на новые рабочие места;

- для людей, оказавшихся без работы из-за структурных и технологических изменений в экономике, устаревших специальностей и так далее.

Легкий доступ и гибкость должны быть отличительными чертами инициатив НПО. В то же время, гибкость не должна быть реализована в ущерб качеству.

Программы должны быть построены на модульной основе. Учащийся должен иметь:

-возможность выбора любого модуля и получить в результате этого выбора соответствующую подготовку, набирая при этом необходимое количество кредитных единиц при завершении освоения модуля;

- свободу, чтобы выбрать необходимые ему степень или диплом, а также определить подходящий для него собственный темп и форму обучения;

-право суммировать накопленные ранее кредитные единицы от различных модулей по выбору (полученные, в том числе, и в других учебных заведениях) для выполнения требований получения степени или диплома.

Университеты должны стать более открытыми к обществу, предлагая программы всем заинтересованным лицам. При этом на входном контроле должны проверяться не полученные ранее дипломы и сертификаты, а конкретные реальные знания, умения и навыки абитуриентов.

Интернет открыл обществу такой быстрый и широкий доступ к информации, который не мог предоставить ни один существующий до этого в истории человечества институт. И, несмотря на наличие проблем и ограничений (имеется ввиду неполнота и недостоверность информации), интернет позволил индивидам не только мгновенно получать информацию, но и участвовать в дискуссиях, обмениваться идеями, вступать в различные социальные группы, работать и, конечно, учиться.

Еще в 2008 году считалось, что университеты, применяющие дистанционные образовательные технологии, открывают доступ к образованию для тех, кому географически тяжело получить традиционное образование или кто не может сочетать посещение университета с работой. Однако уже в 2015 году мы можем констатировать тот факт, что на электронные формы образования переводятся студенты даже очных отделений вузов [10]. На сегодняшний день 46% студентов в развитых странах имеет как минимум один курс online. Однако по прогнозам специалистов уже к 2020 году половина занятий в университетах будет проходить в online-форме. Электронное образование является более дружественным к окружающей среде и более дешевым – экономия энергетических ресурсов по сравнению с традиционным образованием составляет 90%. Рынок электронного образования в мире растет колоссальными темпами: с 2011 по 2014 год прирост составил 57,9 % или 20,6 млрд. долл. [11].

Помимо своей эффективности и перспективности, дистанционное обучение дает реальные возможности выхода на международную систему образования, расширения профессиональных контактов, более полного использования научно-методического потенциала университетов и привлечения дополнительных средств для финансирования учебной и научной деятельности высшей школы.

Электронные формы образования посредством предоставления образовательных услуг на базе компьютерных, телекоммуникационных, кейс и других технологий, позволяют обеспечить широкий доступ к образованию, равенство этого доступа, высокое качество обучения при сравнительно небольших затратах, что и декларируется в Проекте резолюции ООН от 15.08.2015. Глобальная система открытого, гибкого, индивидуализированного, непрерывного образования и самообучения в течение всей жизни индивида способна решить одну из главных проблем настоящего времени - гуманизацию образования для достижения Устойчивого развития и социальной ответственности.

В последние десятилетие в высшем образовании наметилась и получила популярность такая тенденция как международная студенческая мобильность. Число студентов, уехавших на обучение за границу, достигло в 2014 году 5 млн. человек (против 2,1 млн. человек в 2000 год) и растет ежегодно на 10%. Среди 5 наиболее востребованных иностранными студентами стран – США (17% всех иностранных студентов), Англия (13%), Австралия (6%), Германия (6%) и Франция (6%). Начиная с 2011 года, на данном рынке появились новые «игроки»: Канада (5%), Япония (4%) и Россия (4%). На сегодняшний день 53% иностранных студентов, обучающихся в странах ЕС, выходцы из Китая, Индии и других стран Азии. Одной из главных причин международной образовательной миграции можно назвать осознание того, что образование – ценный актив. Статистические данные ОЭСР показывают, что безработица среди лиц с высшим образованием в кризис 2008-2011 года была в 2,5 раза ниже (5%), чем у лиц с более низким уровнем образования (13%).

Нельзя отрицать, что образование играет важнейшую роль в формировании у обучающихся политических взглядов и установок. С одной стороны, университеты передают знания из поколения в поколения, обеспечивая тем самым сохранение, преемственность и накопление информации и знаний. С другой стороны, институты являются промежуточным звеном между государством и индивидами в трансляции политических, социальных и экономических установок.

Вместе с тем наметились два диаметрально противоположных отношения к вопросу о роли университетов и высшего образования в формировании политической культуры – от утверждения полной индифферентности вузов к идеологии и политике до необходимости формирования в вузовской среде активного субъекта политики. Сторонников последней больше и их позиция аргументированнее. Они связывают необходимость подготовки гражданина, способного к политическому участию, с изменением образовательной парадигмы с формально-знаниевой на компетентностно-деятельностную. «Целенаправленный процесс обучения и воспитания, включающий в себя освоение обучащимися политического опыта, выработанного человечеством, развитие соответствующего нормам современного демократического общества политического сознания и подготовку к адекватному политической реальности, конвенциональному поведению, а также процесс становления личности обучающегося как субъекта и объекта политических отношений, - и есть процесс формирования гражданской политической культуры обучающихся» [12].

В сложный период, когда жители всех стран ощущают на себе одновременно и последствия глобализации, и деполяризации, и усиливающейся конфронтации отдельных стран и международных группировок, университеты должны взять на себя функции центров национальной культуры и самоопределения народов. Именно вузы должны противостоять ведущимся в мире «информационным войнам», эффективно противопоставляя угодной отдельным государствам и объединениям информации, чистые и объективные данные и знания [13, с.127].

Для того чтобы любая программа имела успех, помимо ресурсов, инфраструктуры и адекватного планирования, необходимо иметь готовность со стороны университетов ее принять. Образовательная система должна гибко и быстро реагировать на происходящие в обществе перемены. Образовательные учреждения непосредственно ответственны за подготовку будущих поколений как в профессиональной, так и социально-экологической областях. Университеты должны с достоинством и глубоким осмыслением принять вызовы настоящего времени и сделать будущее своей страны лучшим.

Библиография
1.
Education at a Glance. OECD Indicators // OECD Publishing, 2014. URL: http://www.oecd.org/education/innovation-education/
2.
Проект итогового документа саммита Организации Объединенных Наций по принятию повестки дня в области развития на период после 2015 года. URL: http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/69/L.85&Lang=R
3.
Фидлерова Х., Шмида Л., Дриеникова К., Хрдинова Г., Сакал П. Проблемы исследовательской и образовательной деятельности в вузах // Проблемы развития территории. 2014. Вып. 1 (69). С. 93-97.
4.
Higher Education’s Role in Adapting to a Changing Climate. URL: http://www.presidentsclimatecommitment.org/files/documents/higher-ed-adaptation.pdf
5.
Алпатова Э.С. Современное высшее образование в России и за рубежом: проблемы и вызовы времени. URL: http://www.nauteh-journal.ru/index.php/-ep12-56/520-a
6.
Междисциплинарные проекты в инженерном образовании, Специальный выпуск журнала ассоциации инженерного образования в России // Инженерное образование. 2014. № 14. С. 76.
7.
Шалина О.И., Токарева Г.Ф., Багаутдинова И.В. К вопросу о социальной справедливости, прогрессивной шкале налогообложения и институциональных «ловушках» // Налоги и финансовое право. 2011. № 8. С. 134-144.
8.
Колесникова И.А. Непрерывное образование как феномен ХХI века: новые ракурсы исследования // Непрерывное образование: ХХI век. Научный электронный журнал. 2013. Вып. 1. С. 31.
9.
Сагинова О.В. Проблемы и перспективы интернационализации высшего образования. URL: http://www.marketologi.ru/publikatsii/stati/problemy-i-perspektivy-internatsionalizatsii-vysshego-obrazovanija/
10.
Pappas Ch. Top 10 e-Learning Statistics for 2014 You Need To Know. URL: http://elearningindustry.com/top-10-e-learning-statistics-for-2014-you-need-to-know
11.
Second nature [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://secondnature.org/programs/resilience
12.
Долинина И.Г. Сознание и поведение молодежи в контексте гражданской политической культуры // Социально-гуманитарное знание. 2011. № 1. С. 162-170.
13.
Хрдинова Г., Сакал П. Роль университетов в глобальной информационной войне // Проблемы развития территории. 2014. Вып. 4(72). С. 127-138.
14.
Немцев И.А. Внедрение идей и принципов устойчивого развития в российское образование // Современное образование. 2014. № 4. C. 23 - 50. DOI: 10.7256/2409-8736.2014.4.13524. URL: http://www.e-notabene.ru/pp/article_13524.html
15.
Урсул А.Д. Перспективы безопасного будущего: направления разработки концепции устойчивого развития // Национальная безопасность / nota bene. 2014. № 6. C. 856 - 873. DOI: 10.7256/2073-8560.2014.6.13821.
References (transliterated)
1.
Education at a Glance. OECD Indicators // OECD Publishing, 2014. URL: http://www.oecd.org/education/innovation-education/
2.
Proekt itogovogo dokumenta sammita Organizatsii Ob''edinennykh Natsii po prinyatiyu povestki dnya v oblasti razvitiya na period posle 2015 goda. URL: http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/69/L.85&Lang=R
3.
Fidlerova Kh., Shmida L., Drienikova K., Khrdinova G., Sakal P. Problemy issledovatel'skoi i obrazovatel'noi deyatel'nosti v vuzakh // Problemy razvitiya territorii. 2014. Vyp. 1 (69). S. 93-97.
4.
Higher Education’s Role in Adapting to a Changing Climate. URL: http://www.presidentsclimatecommitment.org/files/documents/higher-ed-adaptation.pdf
5.
Alpatova E.S. Sovremennoe vysshee obrazovanie v Rossii i za rubezhom: problemy i vyzovy vremeni. URL: http://www.nauteh-journal.ru/index.php/-ep12-56/520-a
6.
Mezhdistsiplinarnye proekty v inzhenernom obrazovanii, Spetsial'nyi vypusk zhurnala assotsiatsii inzhenernogo obrazovaniya v Rossii // Inzhenernoe obrazovanie. 2014. № 14. S. 76.
7.
Shalina O.I., Tokareva G.F., Bagautdinova I.V. K voprosu o sotsial'noi spravedlivosti, progressivnoi shkale nalogooblozheniya i institutsional'nykh «lovushkakh» // Nalogi i finansovoe pravo. 2011. № 8. S. 134-144.
8.
Kolesnikova I.A. Nepreryvnoe obrazovanie kak fenomen KhKhI veka: novye rakursy issledovaniya // Nepreryvnoe obrazovanie: KhKhI vek. Nauchnyi elektronnyi zhurnal. 2013. Vyp. 1. S. 31.
9.
Saginova O.V. Problemy i perspektivy internatsionalizatsii vysshego obrazovaniya. URL: http://www.marketologi.ru/publikatsii/stati/problemy-i-perspektivy-internatsionalizatsii-vysshego-obrazovanija/
10.
Pappas Ch. Top 10 e-Learning Statistics for 2014 You Need To Know. URL: http://elearningindustry.com/top-10-e-learning-statistics-for-2014-you-need-to-know
11.
Second nature [Elektronnyi resurs]. – Rezhim dostupa: http://secondnature.org/programs/resilience
12.
Dolinina I.G. Soznanie i povedenie molodezhi v kontekste grazhdanskoi politicheskoi kul'tury // Sotsial'no-gumanitarnoe znanie. 2011. № 1. S. 162-170.
13.
Khrdinova G., Sakal P. Rol' universitetov v global'noi informatsionnoi voine // Problemy razvitiya territorii. 2014. Vyp. 4(72). S. 127-138.
14.
Nemtsev I.A. Vnedrenie idei i printsipov ustoichivogo razvitiya v rossiiskoe obrazovanie // Sovremennoe obrazovanie. 2014. № 4. C. 23 - 50. DOI: 10.7256/2409-8736.2014.4.13524. URL: http://www.e-notabene.ru/pp/article_13524.html
15.
Ursul A.D. Perspektivy bezopasnogo budushchego: napravleniya razrabotki kontseptsii ustoichivogo razvitiya // Natsional'naya bezopasnost' / nota bene. 2014. № 6. C. 856 - 873. DOI: 10.7256/2073-8560.2014.6.13821.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"