Статья 'Особенности коррекции агрессивности подростков в образовательной среде с учетом гендера.' - журнал 'Современное образование' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Современное образование
Правильная ссылка на статью:

Особенности коррекции агрессивности подростков в образовательной среде с учетом гендера

Гришина Екатерина Алексеевна

бакалавр, кафедра научных основ экстремальной психологии, МГППУ

117321, Россия, г. Москва, ул. Профсоюзная, 3

Grishina Ekaterina Alekseevna

Bachelor’s degree, the department of Experimental Psychology, Moscow State University of Psychology and Education; Social pedagogue at School No.1273

117321, Russia, Moscow, Profsoyuznaya Street 3

katina_12@bk.ru

DOI:

10.7256/2409-8736.2016.2.17344

Дата направления статьи в редакцию:

20-12-2015


Дата публикации:

03-05-2016


Аннотация: В данной статье рассматривается проблема коррекции подростковой агрессивности в образовательной среде. Гендерный аспект подростковой агрессивности выражается в том, что в разном возрасте для мальчиков и девочек характерны различные проявления агрессии, а также различные причины, провоцирующие агрессивное поведение. Если в раннем детстве различий между агрессией мальчиков и девочек почти нет, то к подростковому возрасту происходят существенные изменения. Кроме того, уровень агрессивности в подростковом возрасте значительно возрастает и у мальчиков, и у девочек, под воздействием большого количества факторов, рассматриваемых в статье. Это приводит к разным устоявшимся формам агрессивного поведения, свойственным юношам и девушкам, что необходимо учитывать при своевременной коррекции агрессивного поведения в образовательной среде. Коррекция агрессивного поведения должна быть своевременной и эффективной. Методологической основой нашей работы был принцип психологической безопасности образовательной среды. Для его реализации необходима своевременная и эффективная коррекции агрессивного поведения, поскольку коррекция агрессивности — одна из важнейших составляющих обеспечения этой безопасности. Основная идея данной работы - это необходимость своевременной диагностики. Очень важно вовремя замечать, диагностировать проявления агрессивности и проводить психокоррекционную работу в форме индивидуальных и групповых занятий. Особое место занимает работа с родителями и педагогами как представителями образовательной среды, также серьезно влияющими на развитие подростковой агрессивности. В работе рассматриваются способы снижения агрессивности и рекомендации представителям образовательной среды при взаимодействии с агрессивными подростками.


Ключевые слова: Гендерный аспект, физическая агрессия, прямая агрессия, косвенная агрессия, вербальная агрессия, подростковый возраст, образовательная среда, агрессивное поведение, коррекция, психологическая безопасность

Abstract: This article examines the problems of adjustment of the teenage aggressiveness within the educational environment. The gender aspect of the juvenile aggressiveness consists in the fact that depending on age group and gender factor, there are different manifestations of aggression, as well as different causes that can provoke aggressive behavior. If in childhood, there are practically no differences in aggression of boys and girls, then in teenage years we can observe significant changes. In addition to that, the level of aggressiveness notably increases among teenagers under the various factors and circumstances examined in the article.  This leads to the different established forms of aggressive behavior characteristic to young men and young ladies, which is necessary to consider for the timely adjustment of aggressive behavior in educational environment.  The main idea of this work is to provide an effective and timely diagnostics, as well as conduct psycho-correctional work in form of individual or group classes. Special attention is given to the cooperation with parents and pedagogues as representatives of education environment, who strongly affect the development of teenage aggressiveness. The work reviews the ways of reducing aggression, as well as recommendations for the representatives of educational facilities in interaction with the aggressive juveniles.



Keywords:

Psychological safety, Adjustment, Aggressive behavior, Educational environment, Juveniles, Verbal aggression, Indirect aggression, Direct aggression, Physical aggression, Gender factor

Взаимосвязь гендерных аспектов и агрессивного поведения подростков.

Проблема коррекции агрессивности подростков в современной школе стоит достаточно остро, постольку это пубертатный возраст, предполагающий перестройку организма и гормональную бурю. Мы выделяем несколько важных аспектов этой проблемы, которые предполагается обсудить в данной статье: гендерный аспект и то, что большинство современных рекомендаций, предлагающихся для родителей и психологов, не всегда могут быть использованы в образовательной среде.

Первая рассматриваемая проблема — гендерный аспект. Говоря об агрессивности подростков, необходимо учитывать их гендер, поскольку агрессивность мальчиков и девочек проявляется по-разному, и, соответственно, ее коррекция профилактика требует дифференцированного подхода.

В современной психологии представлены различные исследования взаимосвязи гендерного аспекта и агрессивного поведения. Именно в агрессивном поведении различия по гендерному признаку являются одними из наиболее достоверных, доказанных в психологической науке гендерных различий [1]. По мнению ряда психологов, агрессия и вовсе является единственным социальным поведением, относительно которого психологи однозначно доказали гендерную специфику: так, мужчины отличаются более высоким уровнем физической агрессии, женщины — косвенной агрессии. Кроме того, женщины, будучи склонными к выраженной эмпатии, чувству вины, тревожности, подавляют открытые проявления агрессивности, мужчины этого не делают (А. Фроди, Дж. Маколей, др.).

Тем не менее, люди не с рождения демонстрируют различия в проявлениях агрессивности по гендерному признаку. Т. Тигер не обнаруживает подобных различий до шести лет, и отмечает, что они возникают позже как следствие полоролевого воспитания.

В возрасте 9-10 лет мальчики сильнее девочек проявляют агрессивность, причем и в форме физической агрессии, и в форме вербальной. В дальнейшем подростки-мальчики и юноши развивают склонность к прямой и косвенной физической агрессии (например, драке), к прямой вербальной агрессии, подростки-девочки и девушки — к косвенной вербальной агрессии [2, с. 43]

В 11-12 лет, согласно исследованиям финских психологов, девочки явно демонстрируют предпочтения косвенных форм агрессии, мальчики — прямых форм.

При достижении подросткового возраста и мальчики, и девочки оказываются в новой, сложной жизненной ситуации, которая регулярно ставит перед ними новые задачи, нарушает привычную жизнь и деятельность, создает конфликт между желаниями и возможностями. На подростка одновременно оказывают влияние физиологические, психологические, социальные факторы, каждый из которых способен спровоцировать агрессивное поведение. К числу таких факторов относятся:

— эндокринный «взрыв», нарастание половых гормонов (разных у юношей и девушек), которые способствуют развитию агрессивности в разных ее проявлениях,

— органические поражения головного мозга — например, травмы;

— отношение взрослых (родителей, учителей в школе) и другое [3, с. 28].

Две основные причины быстрого, почти обязательного развития агрессивности детей-подростков, — эмоциональное отвержение (чаще со стороны отцов) и ужесточение контроля над детьми (чаще со стороны матерей).

Выделяют два способа реализации агрессии в подростковом возрасте:

— открытое проявление агрессии, агрессия как ответная реакция, наказание, получение жизненного опыта. Подросток, следуя по такому пути, либо добивается самореализации и авторитета, либо ломается, обретает зависимости, склонность к девиантному и делинкветному поведению и пр., в худшем случае — кончает жизнь самоубийством;

— попытки подавить или спрятать агрессию, стать послушным «пай-мальчиком» (или девочкой). При этом подросток утрачивает энергию, не добивается успеха; подавленная агрессия проявляется либо в виде невроза, либо — в психосоматических заболеваниях [3, с. 30].

Ранний подростковый возраст характеризуется крайне критичным отношением детей к себе. Около 34% мальчиков и 26% девочек в данном возрасте на задание описать себя отвечают полностью отрицательной характеристикой, считая, что в характере у них преобладают отрицательные черты, в поведении — жестокость, грубость, агрессивность. Наиболее характерные для младших подростков формы проявления агрессивности — физическая и вербальная агрессия и негативизм. Наименее характерна для младших подростков косвенная агрессия [4].

В 12-13 лет самым выраженным проявлением агрессивности становится негативизм, при этом уровень физической и вербальной агрессии подростков также растет. В оценках себя у них по-прежнему преобладают отрицательные ответы, основанные в значительной мере на оценках взрослых и сверстников.

К 14-15 годам на первый план выступает вербальная агрессия, возрастая почти на 20% в сравнении с показателями в возрасте 12-13 лет.

В целом сравнение агрессивного поведения подростков в зависимости от их гендера соответствует результатам сравнения агрессивности взрослых мужчин и женщин. Мальчики и юноши развивают в себе склонность к прямой физической и вербальной агрессии, девочки и девушки — к прямой вербальной, а также косвенной вербальной агрессии. Соответственно, для подростков-юношей первостепенно прямое выражение агрессии, открытая форма, непосредственный контакт с тем, в отношении кого проявляется агрессия. Подростки-девушки же склонны к проявлениям вербальной агрессии, в то время как ее форма — прямая или косвенная, — для них вторична.

В контексте гендерного аспекта на развитие агрессивности подростка также могут влиять особенности семейного воспитания. Агрессивные юноши вырастают из мальчиков, воспитывающихся как «кумиры семьи», в женском окружении без отца, а также в семьях с жестким, авторитарным отцом при непоследовательной, уступчивой матери. В таком случае подростки идентифицируют себя с отцом и обращаются к его методам, чтобы противостоять всем, включая самого отца. Такие юноши рисуют вырасти такими же авторитарными и агрессивными, как их отцы [5].

Агрессивные девушки, напротив, вырастают в семьях, в которых доминировала авторитарная мать при мягком, уступчивом отце. В таком случае девушка, ассоциируя себя с матерью, перенимает ее грубость, агрессивность и конфликтность.

Другой пример агрессивных подростков — предоставленные сами себе юноши и девушки, которые самостоятельно пробиваются в жизни. Для них агрессивность — механизм выживания. Агрессия таких подростков носит инструментальный характер и не имеет таких выраженных отличий по гендерному признаку.

Наконец, отличаются сферы и области жизни, в которых подростки-юноши и подростки-девушки чаще испытывают и проявляют агрессию. У первых это спорт, учеба, ситуации личной угрозы, ситуации алкогольного опьянения. У девушек же особенно острую реакцию вызывают интрапсихические события — недооцененная внешность или духовные данные, неблагодарность, психологические ущемления и т.д. [6]

Обзор методов диагностики агрессивного поведения подростков в условиях образовательной среды.

В образовательной среде психологом может применяться широкий спектр диагностических методов, позволяющих выявить и исследовать агрессию и различные составляющие агрессивного поведения подростков. Можно выделить следующие самые известные и широко распространенные методики:

1) методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири, Г. Лефордж, Р. Сазек), которая предназначена для изучения отношений в малых группах, а также для изучения представлений человека о себе и о своем идеальном «Я». При исследовании межличностных отношений выделяют два фактора: доминирование–подчинение и дружелюбие–агрессивность [7].

2) опросник Басса-Дарки.

Данная методика базируется на предположении, что агрессивность имеет качественную и количественную характеристику. Таким образом, она может быть выражена в разной степени: от почти нулевого значения (полное отсутствие) до предела, — и, соответственно, ее можно измерить. Опросник позволяет изучить такие проявления агрессивного поведения, как физическая агрессия, вербальная агрессия, косвенная агрессия, раздражение, обида, негативизм, подозрительность [8, с. 121].

3) личностные шкалы измерения агрессии:

— шкала ориентации гнева (Джонсон, Рассел, Спилбергер),

— шкала враждебности (Кук, Медлей),

— шкала проявлений враждебности (Сигел),

— шкала сверхконтролируемой агрессии (Мегарджи),

— шкала гнева как свойства-состояния (Спилбергер, Рассел, Якобс).

4) проективные методы. Именно проективные методы считаются особенно полезными при изучении эффективности, поскольку они позволяют не раскрывать ученикам-подросткам настоящий смысл исследования и интерес психолога, а значит — избежать возможных искажений по причине протеста или, наоборот, попыток выдать социально желательный результат. В образовательной среде психолог может не иметь достаточно времени или возможности и не суметь проследить, чтобы испытуемые, отвечая на тестовые вопросы, не поддались соблазну дать «хорошие» ответы вместо искренних. Проективные методики в таком случае оказываются удачным выбором.

Пример часто используемых проективных методик — тест чернильных пятен Роршаха и тест тематической апперцепции. При диагностике агрессивности по методике Роршаха используется система Элизара, в которой ответы, касающиеся гнева или враждебности, разносятся по шести категориям. Это: негативные эмоции и установки; описания агрессивного или злобного поведения; предметы, использованные в агрессивных целях; описание враждебности и символических ассоциаций с агрессией и гневом; амбивалентность; нейтральные ответы, не затрагивающие тему враждебности и гнева.

Другой пример проективных методик — рисуночный тест фрустрации Розенцвейга. Этот тест позволяет оценить типичные реакции подростков на повседневные фрустрирующие события [8, с. 150-172].

Проективная методика «Несуществующее животное», дополненная вариантом «Злое животное» (А. Л. Венгер), также позволяет получить интересные результаты исследования агрессивности подростков. Сопоставление двух рисунков позволяет изучить скрытые, в том числе сознательно скрытые, агрессивные тенденции. Показатель отсутствия агрессивных тенденций – отсутствие агрессивной символики, т.е. орудий нападения, в основном рисунке и незначительные символы агрессивности у «Злого животного» [9].

5) тест руки. Данная методика представляет собой десять карточек, предъявляемых в определенной последовательности с вопросом: что, по твоему мнению, делает эта рука? А что при этом делает сам человек? При этом десятая карта пустая, и подростку предлагается представить на ней руку, а затем описать ее действия.

Тест руки позволяет определить склонность подростка к открытому агрессивному поведению, степень его личностной дезадаптации, тенденцию к уходу от реальности и наличие психопатологий. Все перечисленные склонности и тенденции способны влиять как на самого подростка, так и на формирование благоприятной образовательной среды вокруг него, а потому методика может быть эффективна и полезна в применении [10].

Анализ современных рекомендаций психологической коррекции агрессивного поведения подростков в образовательной среде.

Проведя анализ рекомендаций, предлагаемых психологами и педагогами для коррекции агрессивности подростков, мы выделили те аспекты, которые могут подойти для психолого-педагогической работы в образовательной среде.

Образовательная среда традиционно рассматривается как целостная динамическая система, обеспечивающая трансляцию социокультурного опыта от поколения к поколению. Образовательная среда порождается субъектами педагогических взаимоотношений и оказывает определенное воздействие на каждого из ее участников [11].

Согласно требованиям современной школы, образовательная среда должна быть психологически безопасной для всех ее участников. Психологическая безопасность в числе других своих компонентов включает в себя свободу от любых форм насилия [12.]. Именно для создания психологически безопасной образовательной среды, свободной от насилия, необходимо проводить профилактику и коррекцию подростковой агрессивности.

Агрессивность подростков, влияющая на психологическую безопасность образовательной среды, — это, безусловно, негативный фактор. Это фактор стресса для других участников образовательной среды: одноклассников, младших учеников и даже учителей, — который может вызывать у них отдаленные последствия в виде психологических травм или нарушений здоровья. Как известно, стрессогенные факторы могут влиять даже на продолжительность жизни [13]. Есть исследования, показывающие взаимосвязь психологической безопасности образовательной среды со здоровьем учащихся [14].

Образовательная среда для подростков — среда повышенной опасности, поскольку подростковый возраст является сенситивным периодом развития [15]. Агрессия в адрес подростка со стороны одноклассников — фактор, оказывающий влияние на формирование эмоциональной сферы подростка [16], на его отношение к другим людям [17].

Субъектами образовательной среды являются педагоги, администрация, родители учащихся и сами учащиеся, как ее системообразующие участники.

В образовательной среде для эффективной работы с агрессивными подростками, с учетом их гендерных особенностей, недостаточно воспитательно-профилактической и коррекционной работы, которая была бы направлена только на самих подростков. Сама неблагоприятная среда, способствующая развитию агрессивного поведения подростка, также требует социально-педагогической и психологической коррекции. Проблема повышения эффективности профилактики агрессивного поведения должна решаться в следующих направлениях:

— необходимо воздействовать на ближайшее окружение подростка, своевременно нейтрализуя неблагоприятное дезадаптивное влияние;

— необходимо своевременно диагностировать агрессивные проявления в поведении подростка, а также осуществлять грамотный подбор воспитательно-психологических средств и проводить психолого-педагогическую коррекцию поведения подростка и уровня его агрессивности [2, с. 60-62].

Чем позже выявляются поведенческие проблемы, причины их возникновения и возможности коррекционной работы, тем сложнее оказывается помочь подростку обрести или восстановить навыки социализации и снизить уровень агрессивности, препятствующей благополучному развитию личности в образовательной среде. Если этого сделать не удается, признаки агрессивного поведения рискуют перейти в хронические нарушения, которые гораздо труднее поддаются психологической коррекции вне зависимости от гендерного аспекта.

С целью профилактики агрессивного поведения, снижения уровня агрессивности подростков и коррекции их личностного развития в рамках образовательной среды может использоваться программа развития коммуникативных навыков. Подобные программы направлены на формирование у подростков умения устанавливать контакты, поддерживать в коллективе дружескую атмосферу, а также на снижение уровня агрессивности, уровня тревожности, и на поддержание эмоционального комфорта. В образовательной среде развитие коммуникативных навыков — один из наиболее эффективных способов коррекции агрессивности подростков. Психологи в своей работе используют психогимнастику, игровые технологии, метод групповой дискуссии, проективные методики рисуночного и вербального типов, мини-лекции, элементы арт-терапии, работу в парах [18].

Еще один эффективный способ предупреждения агрессивных форм поведения подростков, подходящий и для образовательной среды, — развитие мотивации привязанности. Мотивация привязанности заставляет подростка ориентироваться на интерес, на поиск внимания и одобрения окружающих, в частности — родителей, сверстников, учителей. Подросток понимает, что агрессивное поведение мешает удовлетворению этого желания, и сам учится контролировать себя.

Говоря о гендерном аспекте подростковой агрессивности, можно выделить способ коррекции агрессивного поведения, подходящий прежде всего для подростков-юношей: активное наказание. Тем не менее, важно учитывать, что агрессивные проявления, заторможенные посредством активного наказания, не обязательно исчезают и могут проявиться в других ситуациях, где угроза наказания будет слабее, либо посредством механизма проекции перенестись на других людей и принципиально другие ситуации. Например, подросток с запретом на агрессию дома может вымещать ее в школе на тех, кто слабее.

В контексте психокоррекционной и воспитательной работы с агрессивными подростками в образовательной среде современные психологи выделяют следующие важнейшие аспекты:

— одна из важнейших задач — формирование у подростков социально-адаптивной и нравственно-зрелой личности. Задача усложняется вследствие того, что при работе необходимо преодолевать чувство неуверенности подростка, проводить коррекцию самооценки, научить поддерживать чувство самоуважения и пр.;

— одним из эффективных средств повышения самоуважения подростков в образовательной среде являются индивидуальные беседы с психологом по результатам психодиагностики;

— индивидуальная работа с педагогом-психологом сама по себе — одна из основных форм коррекции агрессивности в образовательной среде. В ходе работы выявляются причины агрессивного поведения, устанавливается контакт с подростком, формируется чувство доверия. Психолог использует элементы рациональной терапии, обучая подростка способам грамотного выражения агрессивных чувств;

— групповая работа с агрессивными детьми, ориентированная на успешное восстановление психической целостности, нормализацию межличностных отношений подростка в классе, в общении с педагогами и в семье, также является эффективным способом коррекции агрессивности;

— в школе выявление агрессивности подростков, определение причин агрессивности и способы работы с ней должны обсуждаться совместно классным руководителем, психологом и социальным педагогом для выработки целостной воспитательной стратегии и способов перевода агрессии в социально приемлемую активность — например, спортивные соревнования;

— особое место занимает работа с родителями агрессивного подростка. В задачи психолога входит разъяснение роли и важности семейных взаимоотношений, методов воспитания в возникновении агрессивности, в частности — фактор влияния физических наказаний, подавления самостоятельности подростков, авторитарного воспитания;

— еще одна задача психологов — социально-психологическое просвещение родителей агрессивных подростков с целью повышения их компетентности в данном вопросе, разъяснение важности психологической помощи подростку в работе с его агрессивностью.

Существуют 4 фазы в психокоррекционной работе с подростковой агрессивностью в образовательной среде, которые необходимо предусматривать [19]:

— предоставление подростку приемлемых способов выражения гнева вместо его подавления;

— помощь с реальным восприятием агрессии, реакции на агрессию;

— осуществление вербального контакта с чувством гнева: подросток озвучивает, что думает, тому, о ком думает;

— обсуждение проблемы гнева и агрессии с подростком.

В современной психологии представлено значительное количество рекомендаций для родителей, педагогов, психологов как представителей образовательной среды, цель которых — конструктивное воздействие на агрессивные реакции подростков. К таким рекомендациям относятся:

1) Спокойное отношение к незначительной агрессии подростка. Мощный способ прекращения агрессивных проявлений поведения — игнорирование реакций подростка. Рекомендуется также использовать словесные выражения, показывающие понимание чувств подростка, например: «конечно же, тебе обидно…», — а также предлагать подростку какие-либо задания, переключая его внимание.

2) Акцентирование внимания не на личности подростка, а на его поведении и поступках. Ни в коем случае не следует давать оценки: только обсуждать поведение подростка, когда он успокоится, показывая, что его агрессия сильнее всего вредит ему самому. Распространенный прием снижения агрессии — установление обратной связи с помощью следующих средств: констатация факта, констатирующий вопрос, раскрытие мотивов поведения, озвучивание своих чувств по поводу поведения подростка, апелляция к правилам поведения и т.д. Обратная связь должна даваться твердо, но доброжелательно, заинтересованно.

3) Контроль собственных негативных эмоций.

4) Основная задача взрослых, столкнувшихся с подростковой агрессивностью, — снизить напряжение ситуации. В образовательной среде это особенно актуально, поскольку агрессивное поведение подростков затрагивает не только самого подростка и взрослых, но и других окружающих его детей и мешает всему образовательному процессу в целом.

При этом многие взрослые, особенно — не имеющие психологического образования, — совершают неправильные действия, только усиливающие напряжение и агрессию. К таким действиям относятся повышение голоса, угрожающий тон, демонстрация власти, крик, агрессивные позы и жесты, высмеивание и передразнивание, негативная оценка личности подростка, его близких и друзей, использование физической силы, настаивание на своей однозначной правоте, «чтение морали», наказания или их угроза, обобщения вроде «вы все одинаковые», сравнение подростка с другими не в его пользу, давление, оправдания, попытки подкупа.

5) Обсуждение проступка.

6) Сохранение положительной репутации подростка. Подросткам особенно сложно признавать неправоту. Самое страшное для них — публичное осуждение, которое в образовательной среде в окружении сверстников может возникнуть достаточно легко и серьезно повлиять на психику подростка. К примеру, публичное обсуждение собственной неправоты с осуждением личности и поступка почти гарантированно воспринимается подростком как унижение и может привести только к усилению агрессии. Подростки стараются избежать этого, используя любые защитные механизмы поведения. Взрослым необходимо публично минимизировать вину, однако в личной беседе показать подростку, как дело обстоит на самом деле, не требовать от подростка полного подчинения, позволяя выполнить требование по-своему, и предложить компромисс.

7) Демонстрация модели неагрессивного поведения. В образовательной среде, служащей для подростка источником знаний о мире, о природе взаимоотношений и пр., это особенно актуально. Поведение взрослого должно быть образцом конструктивного поведения, снижающего напряжение в конфликтной ситуации. Для этого рекомендуется использование следующих приемов: нерефлексивное слушание, пауза, позволяющая подростку успокоиться, внушение спокойствия с помощью невербальных средств, проявление ситуации при помощи наводящих вопросов, юмор, признание чувств подростка. Но главное условие, в любом случае, — искренность взрослого и соответствие его невербальных сигналов словам.

Заключение

Подростковая агрессивность является одним из серьезных факторов риска в контексте психологической безопасности образовательной среды. Именно в подростковом возрасте под влиянием физиологических, социальных, психологических факторов агрессивность подростков значительно возрастает, окончательно формируются различия в причинах возникновения и в проявлениях агрессивности по гендерному аспекту: подростки-юноши выявляют склонность, в первую очередь, к прямому выражению агрессии (физической или вербальной), подростки-девушки — к вербальной агрессии (прямой или косвенной). Семейное воспитание, личности родителей, межличностные взаимоотношения и другие признаки оказывают существенное влияние на проявления подростковой агрессивности.

При работе с агрессивными подростками в образовательной среде важно избежать риска усугубления ситуации: провоцирования большей агрессии, нанесения подростку травмы вследствие публичного осуждения классом и т.д. Агрессивность одного подростка влияет на всю окружающую его образовательную среду, а потому своевременное оказание помощи, обучение подростка правильному восприятию и проявлению собственного гнева, чрезвычайно важно для эффективного функционирования всей образовательной среды. В статье представлены сформулированные современными психологами практические рекомендации для педагогов, родителей и психологов как представителей образовательной среды, имеющих дело с агрессивными подростками. Рекомендации касаются как коррекционной работы, так и возможностей снизить агрессию и наладить контакт с подростком в ходе простого общения, что, в конечном итоге, также работает как способ снижения напряжения и, соответственно, агрессии подростка.

Подростковая агрессивность является одним из серьезных факторов риска в контексте психологической безопасности образовательной среды. Именно в подростковом возрасте под влиянием физиологических, социальных, психологических факторов агрессивность подростков значительно возрастает, окончательно формируются различия в причинах возникновения и в проявлениях агрессивности по гендерному аспекту: подростки-юноши выявляют склонность, в первую очередь, к прямому выражению агрессии (физической или вербальной), подростки-девушки — к вербальной агрессии (прямой или косвенной). Семейное воспитание, личности родителей, межличностные взаимоотношения и другие признаки оказывают существенное влияние на проявления подростковой агрессивности.

При работе с агрессивными подростками в образовательной среде важно избежать риска усугубления ситуации: провоцирования большей агрессии, нанесения подростку травмы вследствие публичного осуждения классом и т.д. Агрессивность одного подростка влияет на всю окружающую его образовательную среду, а потому своевременное оказание помощи, обучение подростка правильному восприятию и проявлению собственного гнева, чрезвычайно важно для эффективного функционирования всей образовательной среды. В статье представлены сформулированные современными психологами практические рекомендации для педагогов, родителей и психологов как представителей образовательной среды, имеющих дело с агрессивными подростками. Рекомендации касаются как коррекционной работы, так и возможностей снизить агрессию и наладить контакт с подростком в ходе простого общения, что, в конечном итоге, также работает как способ снижения напряжения и, соответственно, агрессии подростка.

Библиография
1.
Малкина-Пых И.Г. Гендерная терапия (Справочник практического психолога). М.: Эксмо, 2006. С. 51.
2.
Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения и условия его коррекции. М.: Флинта, 1998. С. 43, 60-62.
3.
Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. СПб.: Речь, 2002. С. 28, 30.
4.
Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы соотношения биологического и социального // Советская педагогика. 1984. № 5. С. 53-54.
5.
Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.: Эксмо пресс, 2000. С. 48.
6.
Запорожец А.В. Особенности агрессивного поведения. М.: Просвещение, 1991. С. 203.
7.
Бодалев А.А., Деркач А.А., Лаптев Л.Г. Рабочая книга практического психолога. М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. С. 307.
8.
Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. СПб.: Речь, 2002. С. 121, 150-172.
9.
Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. М.: Владос-Пресс, 2003. С. 90-91.
10.
Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2001. С. 309-311.
11.
Березина Т.Н., Рыбцов С.А. Роль подлинных эмоций в психологической безопасности образовательной среды // Психологическая наука и образование. 2013. № 6. С. 101-106.
12.
Рубцов В.В., Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как условие психосоциального благополучия школьника. // Безопасность образовательной среды: Сборник статей / Ответственный редактор и составитель Г.М. Коджаспирова // Экон-Информ. 2008. С. 6-11.
13.
Березина Т.Н., Мансуров Э.И. Влияние стрессогенных факторов на продолжительность жизни летчиков-космонавтов // Вопросы психологии. 2015. № 3. С. 73-83.
14.
Березина Т.Н. Эмоциональная безопасность образовательной среды и ее влияние на субъективное состояние здоровья у студентов // Alma mater (Вестник высшей школы). 2014. № 2. С. 36-40.
15.
Ильинский И.М., Гуревич П.С. Понимание как цель образования // Знание. Понимание. Умение. 2006. № 1. С. 5-15.
16.
Березина Т.Н. Эмоционально обонятельный язык бессознательных коммуникаций в процессе человеческого общения // Национальный психологический журнал. 2013. № 4(12). С. 20-30.
17.
Екимова В.И., Лещенко С.Г. Позиция безусловного принятия другого как системное проявление профессионально важных качеств педагога // Письма в Эмиссия, Оффлайн: электронный научный журнал. 2012. № 6. С. 1820.
18.
Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб.: Питер, 2007. С. 45.
19.
Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. М.: Независимая фирма «Класс», 2005. С. 99.
References (transliterated)
1.
Malkina-Pykh I.G. Gendernaya terapiya (Spravochnik prakticheskogo psikhologa). M.: Eksmo, 2006. S. 51.
2.
Semenyuk L.M. Psikhologicheskie osobennosti agressivnogo povedeniya i usloviya ego korrektsii. M.: Flinta, 1998. S. 43, 60-62.
3.
Breslav G.E. Psikhologicheskaya korrektsiya detskoi i podrostkovoi agressivnosti. SPb.: Rech', 2002. S. 28, 30.
4.
Fel'dshtein D.I. Psikhologo-pedagogicheskie problemy sootnosheniya biologicheskogo i sotsial'nogo // Sovetskaya pedagogika. 1984. № 5. S. 53-54.
5.
Bandura A., Uolters R. Podrostkovaya agressiya. Izuchenie vliyaniya vospitaniya i semeinykh otnoshenii. M.: Eksmo press, 2000. S. 48.
6.
Zaporozhets A.V. Osobennosti agressivnogo povedeniya. M.: Prosveshchenie, 1991. S. 203.
7.
Bodalev A.A., Derkach A.A., Laptev L.G. Rabochaya kniga prakticheskogo psikhologa. M.: Izd-vo Instituta psikhoterapii, 2001. S. 307.
8.
Dermanova I.B. Diagnostika emotsional'no-nravstvennogo razvitiya. SPb.: Rech', 2002. S. 121, 150-172.
9.
Venger A.L. Psikhologicheskie risunochnye testy. M.: Vlados-Press, 2003. S. 90-91.
10.
Eliseev O.P. Praktikum po psikhologii lichnosti. SPb.: Piter, 2001. S. 309-311.
11.
Berezina T.N., Rybtsov S.A. Rol' podlinnykh emotsii v psikhologicheskoi bezopasnosti obrazovatel'noi sredy // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2013. № 6. S. 101-106.
12.
Rubtsov V.V., Baeva I.A. Psikhologicheskaya bezopasnost' obrazovatel'noi sredy kak uslovie psikhosotsial'nogo blagopoluchiya shkol'nika. // Bezopasnost' obrazovatel'noi sredy: Sbornik statei / Otvetstvennyi redaktor i sostavitel' G.M. Kodzhaspirova // Ekon-Inform. 2008. S. 6-11.
13.
Berezina T.N., Mansurov E.I. Vliyanie stressogennykh faktorov na prodolzhitel'nost' zhizni letchikov-kosmonavtov // Voprosy psikhologii. 2015. № 3. S. 73-83.
14.
Berezina T.N. Emotsional'naya bezopasnost' obrazovatel'noi sredy i ee vliyanie na sub''ektivnoe sostoyanie zdorov'ya u studentov // Alma mater (Vestnik vysshei shkoly). 2014. № 2. S. 36-40.
15.
Il'inskii I.M., Gurevich P.S. Ponimanie kak tsel' obrazovaniya // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2006. № 1. S. 5-15.
16.
Berezina T.N. Emotsional'no obonyatel'nyi yazyk bessoznatel'nykh kommunikatsii v protsesse chelovecheskogo obshcheniya // Natsional'nyi psikhologicheskii zhurnal. 2013. № 4(12). S. 20-30.
17.
Ekimova V.I., Leshchenko S.G. Pozitsiya bezuslovnogo prinyatiya drugogo kak sistemnoe proyavlenie professional'no vazhnykh kachestv pedagoga // Pis'ma v Emissiya, Offlain: elektronnyi nauchnyi zhurnal. 2012. № 6. S. 1820.
18.
Ann L.F. Psikhologicheskii trening s podrostkami. SPb.: Piter, 2007. S. 45.
19.
Oklender V. Okna v mir rebenka. Rukovodstvo po detskoi psikhoterapii. M.: Nezavisimaya firma «Klass», 2005. S. 99.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"