Статья 'Проблемы информатизации управления образованием' - журнал 'Социодинамика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Социодинамика
Правильная ссылка на статью:

Проблемы информатизации управления образованием

Грязнова Елена Владимировна

доктор философских наук

заведующий кафедрой философии и теологии, профессор, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

603005, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1

Gryaznova Elena Vladimirovna

Doctor of Philosophy

Professor of the department of Philosophy and Theology at Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University

603005, Russia, g. Nizhnii Novgorod, ul. Ul'yanova, 1

egik37@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Вересова Елена Александровна

магистр, кафедра теории и организации управления, Гжельский государственный университет

140155, Россия, Московская область, Раменский р-н, пос. П. Электроизолятор, 67

Veresova Elena Aleksandrovna

student for a Master's degree of the Department of the Management Theory and Arrangements at Gzhel State University

140155, Russia, Moscow Region, Ramensky District, settl. Elektroizolyator, h. 67

egik37@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Михеева Виктория Витальевна

магистр, кафедра теории и организации управления, Гжельский государственный университет

140155, Россия, Московская область, г. Раменский р-н, ул. П. Электроизолятор, 67

Mikheeva Viktoriya Vital'evna

student for a Master's degree of the Department of the Management Theory and Arrangements at  Gzhel State University

140155, Russia, Moscow Region, Ramensky District,  settlement Elektroizolyator, h. 67

egik37@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2409-7144.2015.11.1686

Дата направления статьи в редакцию:

02-11-2015


Дата публикации:

12-11-2015


Аннотация: Целью данной статьи является изучение процесса информатизации управления образованием и выявление существующих проблем и перспектив его развития в условиях модернизации системы образования. В ходе исследования авторы анализируют нормативно-правовую базу, регламентирующую информатизацию управления образования, изучают научные работы по проблемам информатизации образования и выявляют существующие проблемы и перспективы реализации информатизации управления образованием в современной России. В статье приводятся примеры деятельности в области информатизации управления образованием Департамента образования г. Москвы и др. регионов. В качестве основных методов исследования используются анализ, сравнение, обобщение, изучение нормативно-правовой литературы, принципы системности и конкретности. Изучение проблем информатизации управления образованием показало, что в условиях модернизации системы образования изменяется не только ее структура и функционал, но и система управления, что предъявляет особые требования и к процессу информатизации. Информатизация затрагивает не только техническую сторону вопроса, но в большей степени касается человеческого фактора. Речь идет о роли информационной культуры в информатизации управления образованием.


Ключевые слова:

управление образованием, информатизация образования, информационные образовательные системы, муниципальное управление, информационный город, информационное взаимодействие, качество образования, информационная культура, электронное правительство, целевые программы

Abstract: Abstract: the Purpose of this article is to study the process of Informatization of education management and identify the existing problems and prospects of its development in conditions of modernization of the education system.In the study, the authors analyze the normative-legal base, regulating the Informatization of management education, studying scientific papers on the problems of Informatisation of education and identify existing problems and prospects of realization of Informatization of education management in modern Russia. The article presents examples of activities in the field of Informatization of education management Department of education of Moscow and other regions.As main methods of research are used analysis, comparison, generalization, the study of legal literature, the principles of consistency and specificity. The study of problems of Informatization of education management has shown that in the conditions of modernization of the education system not only alters its structure and functionality, but also system management, which places special demands to the process of Informatization. Informatization affects not only the technical side of things, but mostly concerns the human factor. It is about the role of information culture in the Informatization of education management.


Keywords:

education management, informatization of education, educational information systems, municipal management, Information city, information interaction, the quality of education, information culture, e-government, targeted programs

В условиях модернизации системы образования в число приоритетных направлений входит совершенствование управления образованием на основе информационных технологий. Система управления образованием, является важной частью государственного и муниципального управления. В этом случае ее совершенствование должно осуществляться в рамках программы «электронное правительство». Это новое для нашей страны явление подразумевает как автоматизацию самого управленческого процесса, так и вовлечение в процесс управления широких слоев населения. Данная проблема достаточно активно обсуждается в научных исследованиях [1-3]. Исследователи сходятся во мнении о том, что присутствие органов управления образованием в сети Интернет должно сделать диалог с субъектами образовательного процесса постоянной практикой и обеспечить прозрачность принимаемых решений.

Информационные потоки и информационное взаимодействие, необходимое для эффективного управления образованием предусматривают наличие информационной культуры у всех субъектов образовательного процесса. Как показано в работах С.В. Чернышенко, А.И. Демчика, В.С. Чернышенко: «… основным органом в системе исполнительной власти, реализующим государственную политику в области образования, науки, интеллектуальной собственности, инновационной деятельности является Министерство образования и науки. Указы, нормативные акты, изданные Министерством, исполняются научно-образовательными учреждениями при поддержке региональных властей, которые адаптируют, конкретизируют и назначают их конкретным учреждениям». [4-5]

В работах выше указанных авторов показано, что региональные административные учреждения в пределах одного региона можно условно разделить на три уровня. Первый и основной уровень представлен областной государственной администрацией, которая обеспечивает межотраслевое взаимодействие (например: образование – промышленность – социальная защита и т.д.), в целом, координирует и контролирует другие региональные органы. Второй, основной уровень в сфере образования и науки представлен Главным управлением образования и науки. К третьему уровню можно отнести отделы образования районных администраций.

После реализации нормативных актов, отчеты учебных заведений в основном направляются в Управление, там обобщаются, после чего отсылаются в Министерство. В свою очередь, Министерство может информировать общественность о проведении того или иного мероприятия через средства массовой информации или Интернет.

Только информатизация столь больших и требующих быстрой обработки потоков информации позволит максимально эффективно реализовывать функции управления всеми участниками процесса. Особенно следует указать на возможность возникновения эффективной обратной связи в цепи правительство – общество для мониторинга результатов внедряемых инноваций и государственных программ.

Как известно, выработка и обоснование приоритетных направлений в области информатизации управления образованием возможны лишь на основе обратной связи и информационного мониторинга. Поэтому необходимы четко скоординированные инициативы, позволяющие перейти от механического внедрения информационных технологий в образовательный процесс и его управление к регулярной комплексной работе по изменению практики работы руководителей образовательных учреждений и органов управления различных уровней.

Как видно из анализа стандартной схемы информационного взаимодействия в управлении образования она достаточно отработана. Рассмотрим, какими нормативными актами регулируется деятельность системы управления образованием в условиях информатизации.

Определяющими для организации работ в области информатизации сферы управления образования являются следующие документы:

  1. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)»[6].
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»[7].
  3. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы[8].

Рассмотрим основные направления информатизации управления образования, регламентируемые данными документами.

Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» в результате внедрения и широкого использования современных ИКТ предполагает создание единых стандартов предоставления государственных услуг населению, доступа к информационным ресурсам органов государственной власти на различных уровнях иерархии, создание инструментов общественного управления на муниципальном уровне, развитие электронных сервисов для повышения качества оказания услуг в области образования и науки.

Результатом реализации программы будет создание оптимальных форм функционирования системы государственного управления в информационном обществе.

Для претворения в жизнь указанных в программе направлений развития требуется, прежде всего, наличие системы подготовки и переподготовки управленческих кадров в плане владения информационной культурой.

Второй документ «Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» регламентирует информационную составляющую в деятельности образовательных организаций, и, в частности, информационную открытость образовательных и управленческих процессов путем размещения регламентированной законом информации на своих официальных сайтах.

Статья 97 устанавливает основные положения информационной открытости системы образования и правила мониторинга в системе образования.

Использование информационных систем в управлении образованием прописано в статье 98 закона об образовании: «… формируются и ведутся государственные информационные системы, в том числе государственные информационные системы, предусмотренные настоящей статьей».

Анализ этого документа также выводит на понимание основополагающего места информационной культуры кадрового потенциала управления образования.

Третий документ «Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы» формирует основные направления реализации инновационных методов в управлении образованием и предоставлением образовательных услуг [9].

Как можно видеть, претворение в жизнь программ и мероприятий, указанных в рассмотренных нами документах предполагает расширение использования информационных технологий в государственных учреждениях для повышения эффективности процессов государственного управления на различных уровнях власти. Одним из важных направлений является обеспечение эффективного взаимодействия органов и субъектов управления на основе использования современных информационных технологий: развитие системы электронного документооборота, создание информационных систем и баз данных, разработка единых стандартов информационного взаимодействия. Все это требует проведение мероприятий по подготовке управленческих кадров, обладающих соответствующей информационной культурой.

Рассмотрим современное состояние внедрения ИКТ в управление образованием и образовательные процессы.

В начале статьи мы рассмотрели три информационных потока в сфере управления образованием. В первую очередь, нас интересует взаимодействие государственных управляющих органов и образовательных учреждений. Изучим современное состояние данного информационного потока.

Как было упомянуто, правительством РФ была принята федеральная программа «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы. В плане управления образованием в ней присутствует единственная Подпрограмма 3 «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования».[10] Основным направлением этой подпрограммы является создание механизма мониторинга состояния учебных заведений по ряду параметров. Например, письмо от 10 марта 2015 г. № АК-571/05 «О проведении мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования в 2015 году»[11] предписывает высшим учебным заведениям предоставить статистическую информацию на сайте Центра госзадания и госучета www.gzgu.ru через личный кабинет с помощью клиентского модуля введения информации.

Правила проведения мониторинга указаны в Постановлении Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 г. Москва «Об осуществлении мониторинга системы образования» [12]. В частности, в пункте 4 правил указываются органы государственной власти, уполномоченные осуществлять мониторинг образовательных учреждений разной территориальной принадлежности.

Возьмем для примера деятельность в области информатизации управления образованием Департамента образования г. Москвы.

Информационно-аналитическим центром Департамента образования города Москвы (ИАЦ ДОгМ) была разработана и внедрена Интегрированная автоматизированная информационная система (ИАИС) [13], позволяющая в реальном времени получать и обрабатывать информацию о финансово- экономической деятельности, инфраструктуре, материально – техническом оснащении, документообороте и нормативно правовой поддержке Департамента образования, округов и школ города Москвы.

Дальнейшее совершенствование работы системы и развитие новых информационных систем предусмотрено Государственной программой города Москвы на среднесрочный период (2012-2018 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование») [14].

В рамках городской программы Программа «Информационный город» на 2012 - 2018 гг.[15] внедряется Электронная карта в образовании – «своеобразный эквивалент удостоверения школьника и удобный платёжный инструмент. С ее помощью учащиеся получают возможность пользоваться различными услугами на территории школы и оплачивать питание, не прибегая к наличному расчёту» [16].

В отчете на заседании Правительства Москвы 3 февраля 2015 года [17] по результатам реализации Государственной программы «Столичное образование» отмечены значительные успехи в формировании единой образовательной среды г. Москвы, структурные и организационные изменения, информационное наполнение образовательного процесса. Информатизация системы образования, внедрение управленческих решений отражено в пункте 4.2 отчета. Отмечается переход к облачным сервисам предоставления услуг управляющим структурам образовательных учреждений, обеспечение доступа к общегородским ресурсам обработки данных, развитие широкополосных каналов связи, модернизация компьютерного оборудования.

Таким образом, мы видим по результатам реализации программы «Столичное образование», что взаимодействие государственных управляющих органов и образовательных учреждений может быть эффективным только благодаря внедрению современных ИКТ на всех уровнях образовательного процесса, что подтверждается данным документом.

Проект Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» послужил образцом программ развития образования в большинстве регионов РФ (программа «Развитие образования города Москвы на 2012 – 2016 гг.», государственная программа Тульской области «Развитие образования Тульской области», долгосрочная целевая программа «Развитие образования Мурманской области» на 2012 – 2015 годы, областная целевая программа «Развитие образования Кировской области» на 2012 – 2015 гг. и т. д.), а также их развития на последующие годы. По мнению ряда исследователей [18 - 19] большинство региональных программ составлены фактически по одной структуре, близкой к структуре федеральной целевой программы, что напрямую связано и их софинансированием из федерального бюджета. Однако степень детализации, обоснованности и конкретности текстов программ значительно различаются.

Особенно это касается информационных систем в управлении образованием на региональном уровне. Изучив официальные сайты региональных органов управления образованием [20], мы определили, что в большинстве случаев отсутствует единый подход к внедряемым информационным системам управления и контроля образовательных учреждений. Так же нет единого федерального стандарта на информационные системы управления образованием и ведения образовательного процесса.

Исходя из результатов исследования федеральной и региональных программ развития образования и отчетов об их выполнении можно выделить следующие основные проблемы в управлении образовательным процессом:

- постоянно растущий перечень учитываемых данных в процессе подготовки информации для мониторинга;

- распространение ручной обработки первичных данных для систем мониторинга;

- отсутствие единой информационной системы для управления и мониторинга образовательным процессом согласно федерального стандарта;

- отсутствие в большинстве регионов возможности внедрения и использования управляющих информационных и аналитических систем;

- отсутствуют единые требования к информационному образованию управленческих кадров.

Решение перечисленных проблем на федеральном и региональном уровнях возможно только при целенаправленном формировании общей информационной культуры всех участвующих в процессе разработки и реализации программ развития современного образования специалистов и управленцев на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, и, как следствие, создании единой корпоративной информационной культуры управления образованием в России.

Выводы

1. Основные документы, регламентирующие процесс информатизации управления образования: Государственная программа РФ «Информационное общество (2011-2020 годы)»; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы. Изучение этих и др. документов позволило рассмотреть основные направления информационных потоков в сфере управления образованием:

- Центральное правительство – региональные правительственные органы (двунаправленный поток информации).

- Региональные правительственные органы – образовательные учреждения (двунаправленный поток информации).

- Правительственные органы – общество (однонаправленный поток информирования общества).

Нормативная база по развитию и информатизации управления образованием в основном согласована и направлена на поддержку оптимизации системы образования, повышению ее эффективности.

2. Одной из наиболее важных перспектив информатизации управления образованием можно назвать создание и внедрение интегрированных автоматизированных информационных систем (ИАИС), позволяющих в реальном времени получать и обрабатывать информацию о финансово- экономической деятельности, инфраструктуре, материально-техническом оснащении, документообороте и нормативно правовой поддержке образовательной деятельности и ее управления.

Иными словами создается возможность автоматизировать практически все направления деятельности управления образованием и самое главное – реализовать интеграционные процессы образовательных учреждений при обеспечении информатизации данного процесс и его управления.

3. Изучение научной литературы, существующих разработок, отчетной документации в сфере информатизации управления образованием позволило выявить следующие основные проблемы в данном виде деятельности.

Технические проблемы:

- Отсутствие единой информационной системы для управления и мониторинга образовательным процессом;

- Отсутствие в большинстве регионов возможности реализации управляющих информационных и аналитических систем.

Социальные проблемы:

- Отсутствуют единые требования к уровню информационной культуры управленческих кадров в образовании;

- Информационная культура субъектов образовательного процесса формируется стихийно и не всегда на должном уровне.

Таким образом, можно видеть, что основная тенденция в модернизации системы управления образованием – это не только изменение ее структуры и функционала, но и информатизация самого процесса управления. Однако ряд проблем, существующих в данной области, тормозит ее развитие. Для нас важным остается вопрос – какое место и роль в процессе информатизации управления образования может занять информационная культура как элемент культуры управления образованием? Действительно ли информационная культура будет способствовать более эффективному управлению образованием? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, необходимо исследовать данный феномен, что и станет предметом изучения наших следующих работ.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.