Статья 'Преимущества дистанционного обучения и его виды' - журнал 'Современное образование' - NotaBene.ru
по

 

 

Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Современное образование
Правильная ссылка на статью:

Преимущества дистанционного обучения и его виды

Праводелов Сергей Владимирович

магистр, кафедра общей социологии и социальной работы, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

603000, Россия, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, пер. Университетский, 7

Pravodelov Sergei Vladimirovich

Undergraduate student of the Department of General Sociology and Social Work at Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod

603000, Russia, Niznny Novgorod Region, Nizhny Novgorod, per. Universitetsky 7

Sergilio-p@yandex.ru

DOI:

10.7256/2409-8736.2015.2.14207

Дата направления статьи в редакцию:

14-01-2015


Дата публикации:

18-02-2015


Аннотация.

В статье проводится анализ дистанционного обучения, как явления, и возможности применения интернет-технологий как способа обучения и организации самостоятельной учебной деятельности студентов различных высших учебных заведений. Целью данной статья является определить положительную роль обучения по средствам интернет-технологий в процессе получения образования и саморазвития студентов вуза. В данной работе рассматриваются основные виды дистанционного образования для чего автором был рассмотрен список лучших провайдеров MOOC и способы, по которым осуществляется дистанционное обучение. В качестве методов данного исследования выступили теоретический анализ российской научной литературы и обзор ведущих веб-ресурсов предоставляющих возможность дистанционного прохождения курсов. Данная работа представляет теоретические основы дистанционного обучения и рассматривает основные виды образовательных ресурсов. Установлено что Интернет позволяет организовывать индивидуальное и групповое взаимодействие между студентами и преподавателями, преодолев ряд ограничений связанных с традиционным процессом обучения. Рассмотрена возможность получения второго высшего образования и прохождение курсов в зарубежных ВУЗах не выходя из дома.

Ключевые слова: дистанционное обучение, самообучение, веб-ресурс, интернет-технологии, коммуникация, программная платформа, интернет-коммуникация, образовательный процесс, традиционное образование, инновационное образование

УДК:

374.72

Abstract.

The Internet allows to organize individual and group interaction between students and teachers during the learning. Traditional education is connected to a row of restriction which can be overcome by means of Internet resources. In this article the author considers possibility to get the second higher education and taking courses in foreign universities using the Internet. In this paper the author analyzes using distance learning in the educational process. The purpose of article to define the positive role, methods of implementation of distance learning and study main types through the Internet technologies. The theoretical analysis of the Russian scientific literature and review of the leading web resources providing online training are the methods of research of this article. The author gives the list of the best providers of Massive Open Online Courses (MOOC).

Keywords:

innovative education, traditional education, distance education, self-study, web-resource, Internet technology, communication, software platform, Internet communication, educational process

Введение

К концу XX века определились черты нового постиндустриального общества, которые, по всей видимости, станут доминирующими характеристиками новой эпохи. Активное развитие и совершенствование Интернет-технологий привело к образованию глобальной социально-экономической среды и формированию новых организационных и институциональных структур. Во всех сферах жизни общества [1], по-новому проявляют себя традиционные процессы, возникают абсолютно новые явления: Интернет-занятость [2], Интернет-дружба (Net-дружба) [3] и Интернет-знакомства [4], Онлайн-консультирование [5], Интернет-торговля [6].

Интернет даёт перспективы его пользователям вступать в коммуникационные отношения друг с другом, в том числе и в отношения «преподаватель — студент», что привело к возникновению новой обучающей среды и новой (инновационной) формы процесса обучения. Кроме того, в сети Интернет собрано огромное количество открытой учебной и справочной информации на любые темы, что создаёт насыщенную среду обучения. Интернет позволяет организовать групповое и индивидуальное взаимодействие студента с преподавателем, реализуя методологию дистанционного обучения.

На сегодняшний день идет активное внедрение в образовательный процесс Интернет-технологий по таким направлениям как:

  • Создание информационной основы. Сюда входят: базы данных, банки данных, базы знаний, мультимедийные презентации, обучающие игры, фото и видео галереи и др.;
  • Совместная деятельность студентов и преподавателей над образовательными проектами;
  • Создание интерактивных образовательных веб-ресурсов для активизации самостоятельной учебной деятельности студентов ВУЗов и развития дистанционного обучения;
  • Постоянное общение студентов, преподавателей и научных работников между собой по вопросам образовательной сферы в чатах, аудио и видео конференциях, форумах, блогах, социальных сетях [7].
Образовательные Интернет-ресурсы

К Интернет-ресурсам образовательного назначения относят: обучающие веб-сайты и презентации; личные веб-сайты, отражающие педагогическую деятельность автора; компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники, тренажеры, лабораторные практикумы, тестовые системы; обучающие системы на базе мультимедийных технологий с использованием графических, видео-, аудиоматериалов, презентаций, программ проверки знаний; базы данных и знаний, упорядоченные по отраслям [7].

Дистанционное обучение — одно из перспективных направлений развития высшего образования в мире. Его целью является предоставление обучающимся непосредственно по месту жительства или временного их пребывания возможности освоения основных или дополнительных профессиональных образовательных программ [8].

Использование сферы сети Интернет во многих сферах жизни и деятельности, дало предпосылки к возникновению, развитию дистанционного обучения. Сейчас такой термин как «дистанционное обучение» стал синонимом понятий «электронное обучение» или «онлайновое обучение», означающих не только обучение через Интернет [8]. Таким образом, дистанционное обучение - это такая методика, при которой преподаватель и студент, будучи разделены в пространстве и времени, используют для всех видов учебной деятельности Интернет-ресурсы.

Преимущества дистанционного обучения

Дистанционное обучение дает возможность решения ряда нескольких проблем, присущих традиционному способу обучения. Главное преимущество такого обучения заключается в решении проблемы доступности образования. Система дистанционного обучения позволяет реализовать общедоступность образования, независимо от географического местоположения и от возможностей самого человека [8].

При рассмотрении процесса дистанционного обучения можно отметить различные формы и модели организации обучения, но при всех своих различиях и особенностях, они ориентированы на преодоление таких ограничений, которые связаны с традиционным обучением:

  • Относительно невысокая численность студентов, обучающихся в традиционных учебных заведениях и невозможность принять на обучение всех желающих и способных к получению знаний такой форме.
  • Большой объем аудиторных занятий и связанная с этим необходимость поездок и присутствия в образовательном учреждении, подчас находящимся на значительном удалении от места проживания;
  • Жесткое расписание занятий, не позволяющее совместить обучение с другой деятельностью студента.

В противовес этим ограничениям обучение посредством сети Интернет позволяют организовать учебный процесс на принципах:

  • Открытости (прием всех желающих и способных обучаться);
  • Гибкости (широкого варьирования самим обучаемым времени занятий, индивидуального учебного плана, выбора учебного заведения и преподавателя и пр.);
  • Дистанционности (возможности обучения по месту жительства или работы при систематической удаленности обучающегося от преподавателя) [9].

Система дистанционного образования преследует следующие базовые принципы: стандартизация, универсальность и открытость. На основе данных принципов можно выделить следующие характеристики:

  • Системность;
  • Интерактивность взаимодействия с обучаемым за счет компьютерных и телекоммуникационных возможностей;
  • Многофункциональность;
  • Высокая адаптивность обучаемых к разнообразию требований и преподавателей к содержанию;
  • Технологическая мобильность - возможность использования элементов среды в различных технологиях дистанционного обучения.

Актуальность вышеперечисленных характеристик определяется потребностями обучаемого к самоопределению и самовыражению в условиях современного общества.

Дистанционное обучение даёт возможность студентам получения второго образования, а также позволяет осуществлять подготовку и переподготовку, повышение квалификации специалистов по дополнительным профессиональным образовательным программам вне зависимости от места жительства.

Данный способ обучения организует доступ студентов к нетрадиционным источникам информации, а также повышает их мотивацию к в самостоятельной работе, дает новые возможности для творческой деятельности, обретения и закрепления различных профессиональных навыков [10].

При обучении по таким дисциплинам как математика, иностранные языки, биология, экономика, социальная робота и т.д., можно использовать Интернет-ресурсы как дополнительный материал, так и форму дистанционного обучения. Например, в социальной работе существуют библиотеки по социальной работе. В них можно найти специализированные учебники по различной тематике, а также журналы и статьи, связанные с профессиональной деятельностью социального работника.

На данный момент, русскоязычных электронных библиотек не очень много. Из наиболее известных, Белорусская библиотека социального работника. На веб-сайте этой библиотеки специалисты или студенты могут найти статьи, социальные проекты, лекции и т.д.

Существую такие онлайн-курсы под названием MOOC (массовые открытые онлайн-курсы). Они представляют собой большое количество курсов многих ведущих университетов мира. Немало важный плюс этих курсов - они бесплатные, но есть и платные. На них может записаться любой желающий и получить образование ведущих университетов мира. MOOC - это курсы, которые предполагают просмотр видео лекций преподавателя по два часа каждую неделю. Учебный материал обычно делится на небольшие порции, предназначенные для углублённого изучения. В некоторых случаях используются интерактивные тесты, чтобы проверить понимание темы. По некоторым вопросам могут быть дополнительные онлайновые ресурсы или учебники, рекомендуемые для чтения.

Немало важно для такого дистанционного образования, что при завершении выбранного вами курса вы получаете сертификат об успешном окончании курсов, который послужит доказательством прохождения курса обучения.

Было бы полезно знать список лучших провайдеров MOOC по гуманитарным наукам:

1. Coursera предлагает курсы по различным дисциплинам, включая гуманитарные науки, медицину, биологию, общественные науки, математику, бизнес, информатику и другие предметы;

2. EdX предлагает 56 курсов МООС и интерактивных онлайн-занятий по дисциплинам, таким как юридическое дело, история, естественные науки, техника, бизнес, общественные науки, информатика, здравоохранение и искусственный интеллект;

3. Udemy помогает научиться всему, начиная от программирования и дизайна вплоть до фотографии и йоги. Присутствуют как бесплатные, так и платные курсы.

Можно разделить курсы на онлайн и оффлайн. Онлайн курсы - это те курсы, где студент непосредственно включен через систему связи “Skype” или другие средства связи в конференцию. Также возможна форма общения с преподавателем «один на один». В рамках онлайн курсов студент слушает лекции или участвует в семинарах, отвечая на вопросы преподавателя.

Оффлайн-курсы предусматривают собой такой вид обучения, как получение задания по электронной почте, просмотр видео лекций, прохождение тестов.

К недостаткам дистанционной формы образования можно отнести снижение роли образования, в частности высшего, в процессе социализации студентов, т.к. на образовательных платформах внутригрупповое взаимодействие существенно ниже, чем в ходе традиционного образовательного процесса или прохождения практики [11]. В то время как образовательная среда ВУЗа и даже отдельного факультета влияет на социализацию и формирует личность студента в соответствии с “Габитусом факультета” [12], обучение посредством сети Интернет может негативно сказаться на социальной интеграции индивида в общество.

Заключение

В заключение вышесказанного, можно отметить, что дистанционное обучение будет набирать все большую популярность. В скором времени данный вид образования будет цениться также как и классическое. В связи с этим, данный вид обучения будет совершенствоваться и развиваться по пути усиления контроля за сдающими экзамены на интернет-курсах и развития самих платформ обучения. Контроль - это одно из самых важных направлений в данном вопросе, так как проходящие интернет-курсы могут заполнять выпускные тесты не сами. Соответственно они получат сертификат о прохождении курса не заслужено, не обладая необходимыми знаниями по проблематике курса. Также нужна предварительная подготовка и развитие навыков использования интернет-ресурсов самими преподавателями, которые обучают студентов дистанционно. Существуют проблемы плохого качества обучающих интернет-ресурсов, на которых информация дана не полностью, не верна или искажена. Для того чтобы избежать использования студентами некачественных обучающих веб-ресурсов, нужно создать базу достоверных, качественных, научных и учебных ресурсов, развивать её, постоянно наполнять и проверять актуальность и внедрять в массы. Важен сам дизайн обучающего веб-ресурса. Он должен обладать удобным интерфейсом, иметь приятные цвета для глаз, которые не ухудшают зрение человека и дают возможность достаточно долго пользоваться таким ресурсом в обучении.

Библиография
1.
Красильникова Е.В. Природа интернет-экономика // Известия Самарского университета. Серия: Экономика, управление, право. 2010. Вып.2. С. 9-14.
2.
Хусяинов Т.М. Занятость в сети Internet: позиция работника Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии и политологи, психологии: Материалы XV Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных (29-30 ноября 2012 г.). Раздел II. Социологические и политологические исследования. Пермь, 2012. С. 165-168.
3.
Щекотуров А.В. Net-дружба в структуре конструирования виртуальной идентичности подростков // Вестник Нижегородского университета им. Лобачевского. 2013. №3 (1). С. 441-445.
4.
Лызь А.Е., Непомнящий А.В., Познина Н.А. Технологизация информационных обменов как фактор риска // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2003. №3. Т.33. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tehnizatsiya-informatsionnyh-obmenov-kak-faktor-riska
5.
Хусяинов Т.М., Костригин А.А. Методология и теория онлайн-консультирования // Психология и Психотехника. — 2014. — № 9. — С.996-1002. DOI: 10.7256/2070-8955.2014.9.12713
6.
Валигурский С.Д. Организационно-экономические основы формирования и развития интернет-торговли: автореф. дис...канд. пед. наук. М. 2012.
7.
Падерин А.В. Применение интернет-технологий в организации самостоятельной учебной деятельности студентов вузов // Проблемы современного педагогического образования.-Ялта.: Издательство: Республиканское высшее учебное заведение "Крымский гуманитарный университет", 2014.-229с.
8.
Кайсын С. Опыт применения системы дистанционного обмена в профессиональной переподготовке и повышении квалификации специалистов // Человек и образование. 2006. № 7. С. 53-57.
9.
Вержбицкий В.В. Формирование социальных условий развития высокотехнологичного дистанционного обучения в новейшей истории России // Вестник российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2003. № 2. С. 197-213.
10.
Персональный сайт-Дистанционного образования. URL: http://tutorsupport.narod.ru/index/0-7
11.
Дударь А.И., Хусяинов Т.М. Место полевой практики в процессе социализации студентов-биологов: теоретический анализ // Современное образование. 2015. № 1. С.143-150. DOI: 10.7256/2409-8736.2015.1.13500. URL: http://e-notabene.ru/pp/article_13500.html
12.
Сизова И.Л., Ермилова А.В., Хусяинов Т.М. «Габитус факультета» и социализации студентов классического университета (на примере факультета социальных наук Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского) // Вестник Нижегородского университета. Серия: Социальные науки. 2014. №4 (36). С. 84-89.
13.
Башмакова И.С. К вопросу о дистанционном образовании иностранному языку в техническом вузе (очно-заочное/заочное обучение) // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014. № 1. С. 162-167.
14.
Гарманова О.Ю. Дистанционное обучение как эффективный механизм экономического образования // Вестник томского государственного университета. 2013. № 9. С. 154-160
15.
Мишанина Н.А. Обучение биологии с использованием INTERNET через программу skype в дистанционном обучении // СОВРЕМЕННОЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ: материалы VI Всероссийской (с международным участием) научно-методической конференции / отв. редактор Т.В. Голикова; ред. кол. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2013. С. 201-203.
16.
Снегурова В.И. Структурирование средств и методов обучения в процессе дистанционого обучения математике // АЛЬМАНАХ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ. 2010. № 7. С. 148-151.
17.
Хусяинов Т.М., Костригин А.А. Методология и теория онлайн-консультирования // Психология и Психотехника. — 2014. — № 9. — С.996-1002. DOI: 10.7256/2070-8955.2014.9.12713
18.
Г. Л. Акопов Политико-правовые угрозы распространения социально ориентированных интернет-технологий // Национальная безопасность / nota bene.-2012.-2.-C. 60-67.
19.
Соколов Г.А. Особенности психоэмоциональных состояний студента при дистанционной форме обучения. // Современное образование.-2014.-1.-C. 1-13. DOI: 10.7256/2409-8736.2014.1.10921. URL: http://www.e-notabene.ru/pp/article_10921.html
20.
Сокольников А.М. Мобильное обучение: проблемы и перспективы развития // Кибернетика и программирование.-2013.-6.-C. 28-34. DOI: 10.7256/2306-4196.2013.6.9668. URL: http://www.e-notabene.ru/kp/article_9668.html
21.
А.А. Хакимова Использование компьютерной математической системы MATHEMATICA при дистанционном обучении математике в вузах экономического профиля // Психология и Психотехника.-2011.-6.-C. 99-106.
22.
Ю.В. Лобанова Социокультурные последствия глобализации и проблема диалога культур. // Философия и культура.-2011.-4.-C. 130-136.
23.
Г. Н. Мехед Метаморфозы постиндустриального общества: общество знания или общество информации? // Философия и культура.-2010.-12.-C. 56-62.
References (transliterated)
1.
Krasil'nikova E.V. Priroda internet-ekonomika // Izvestiya Samarskogo universiteta. Seriya: Ekonomika, upravlenie, pravo. 2010. Vyp.2. S. 9-14.
2.
Khusyainov T.M. Zanyatost' v seti Internet: pozitsiya rabotnika Chelovek v mire. Mir v cheloveke: aktual'nye problemy filosofii, sotsiologii i politologi, psikhologii: Materialy XV Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii studentov, aspirantov i molodykh uchenykh (29-30 noyabrya 2012 g.). Razdel II. Sotsiologicheskie i politologicheskie issledovaniya. Perm', 2012. S. 165-168.
3.
Shchekoturov A.V. Net-druzhba v strukture konstruirovaniya virtual'noi identichnosti podrostkov // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. Lobachevskogo. 2013. №3 (1). S. 441-445.
4.
Lyz' A.E., Nepomnyashchii A.V., Poznina N.A. Tekhnologizatsiya informatsionnykh obmenov kak faktor riska // Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Tekhnicheskie nauki. 2003. №3. T.33. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tehnizatsiya-informatsionnyh-obmenov-kak-faktor-riska
5.
Khusyainov T.M., Kostrigin A.A. Metodologiya i teoriya onlain-konsul'tirovaniya // Psikhologiya i Psikhotekhnika. — 2014. — № 9. — S.996-1002. DOI: 10.7256/2070-8955.2014.9.12713
6.
Valigurskii S.D. Organizatsionno-ekonomicheskie osnovy formirovaniya i razvitiya internet-torgovli: avtoref. dis...kand. ped. nauk. M. 2012.
7.
Paderin A.V. Primenenie internet-tekhnologii v organizatsii samostoyatel'noi uchebnoi deyatel'nosti studentov vuzov // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya.-Yalta.: Izdatel'stvo: Respublikanskoe vysshee uchebnoe zavedenie "Krymskii gumanitarnyi universitet", 2014.-229s.
8.
Kaisyn S. Opyt primeneniya sistemy distantsionnogo obmena v professional'noi perepodgotovke i povyshenii kvalifikatsii spetsialistov // Chelovek i obrazovanie. 2006. № 7. S. 53-57.
9.
Verzhbitskii V.V. Formirovanie sotsial'nykh uslovii razvitiya vysokotekhnologichnogo distantsionnogo obucheniya v noveishei istorii Rossii // Vestnik rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Istoriya Rossii. 2003. № 2. S. 197-213.
10.
Personal'nyi sait-Distantsionnogo obrazovaniya. URL: http://tutorsupport.narod.ru/index/0-7
11.
Dudar' A.I., Khusyainov T.M. Mesto polevoi praktiki v protsesse sotsializatsii studentov-biologov: teoreticheskii analiz // Sovremennoe obrazovanie. 2015. № 1. S.143-150. DOI: 10.7256/2409-8736.2015.1.13500. URL: http://e-notabene.ru/pp/article_13500.html
12.
Sizova I.L., Ermilova A.V., Khusyainov T.M. «Gabitus fakul'teta» i sotsializatsii studentov klassicheskogo universiteta (na primere fakul'teta sotsial'nykh nauk Nizhegorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo) // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta. Seriya: Sotsial'nye nauki. 2014. №4 (36). S. 84-89.
13.
Bashmakova I.S. K voprosu o distantsionnom obrazovanii inostrannomu yazyku v tekhnicheskom vuze (ochno-zaochnoe/zaochnoe obuchenie) // Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. 2014. № 1. S. 162-167.
14.
Garmanova O.Yu. Distantsionnoe obuchenie kak effektivnyi mekhanizm ekonomicheskogo obrazovaniya // Vestnik tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. № 9. S. 154-160
15.
Mishanina N.A. Obuchenie biologii s ispol'zovaniem INTERNET cherez programmu skype v distantsionnom obuchenii // SOVREMENNOE ESTESTVENNONAUChNOE OBRAZOVANIE: DOSTIZhENIYa I INNOVATsII: materialy VI Vserossiiskoi (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-metodicheskoi konferentsii / otv. redaktor T.V. Golikova; red. kol. Krasnoyarsk: Krasnoyarskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet im. V.P. Astaf'eva, 2013. S. 201-203.
16.
Snegurova V.I. Strukturirovanie sredstv i metodov obucheniya v protsesse distantsionogo obucheniya matematike // AL''MANAKh SOVREMENNOI NAUKI I OBRAZOVANIYa. 2010. № 7. S. 148-151.
17.
Khusyainov T.M., Kostrigin A.A. Metodologiya i teoriya onlain-konsul'tirovaniya // Psikhologiya i Psikhotekhnika. — 2014. — № 9. — S.996-1002. DOI: 10.7256/2070-8955.2014.9.12713
18.
G. L. Akopov Politiko-pravovye ugrozy rasprostraneniya sotsial'no orientirovannykh internet-tekhnologii // Natsional'naya bezopasnost' / nota bene.-2012.-2.-C. 60-67.
19.
Sokolov G.A. Osobennosti psikhoemotsional'nykh sostoyanii studenta pri distantsionnoi forme obucheniya. // Sovremennoe obrazovanie.-2014.-1.-C. 1-13. DOI: 10.7256/2409-8736.2014.1.10921. URL: http://www.e-notabene.ru/pp/article_10921.html
20.
Sokol'nikov A.M. Mobil'noe obuchenie: problemy i perspektivy razvitiya // Kibernetika i programmirovanie.-2013.-6.-C. 28-34. DOI: 10.7256/2306-4196.2013.6.9668. URL: http://www.e-notabene.ru/kp/article_9668.html
21.
A.A. Khakimova Ispol'zovanie komp'yuternoi matematicheskoi sistemy MATHEMATICA pri distantsionnom obuchenii matematike v vuzakh ekonomicheskogo profilya // Psikhologiya i Psikhotekhnika.-2011.-6.-C. 99-106.
22.
Yu.V. Lobanova Sotsiokul'turnye posledstviya globalizatsii i problema dialoga kul'tur. // Filosofiya i kul'tura.-2011.-4.-C. 130-136.
23.
G. N. Mekhed Metamorfozy postindustrial'nogo obshchestva: obshchestvo znaniya ili obshchestvo informatsii? // Filosofiya i kul'tura.-2010.-12.-C. 56-62.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"