Статья 'Характеристики менеджмента и организационной культуры в дошкольном образовательном учреждении' - журнал 'Современное образование' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Современное образование
Правильная ссылка на статью:

Характеристики менеджмента и организационной культуры в дошкольном образовательном учреждении

Костригин Артем Андреевич

кандидат психологических наук

преподаватель, кафедра психологии, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)

117997, Россия, г. Москва, ул. Садовническая, 33

Kostrigin Artem Andreevich

PhD in Psychology

senior lecturer of the Department of Psychology at Kosygin Russian State University

117997, Russia, g. Moscow, ul. Sadovnicheskaya, 33

artdzen@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2409-8736.2015.1.13878

Дата направления статьи в редакцию:

02-12-2014


Дата публикации:

04-01-2015


Аннотация: В данной статье обсуждаются организационные вопросы деятельности дошкольного образовательного учреждения. Автор подробно рассматривает такие организационные аспекты, как менеджмент и организационная культура в дошкольных учреждениях. Представляется, что в настоящий период перехода дошкольного образования от «муниципального варианта» к «рыночному» становится значимым использовать новые организационные ресурсы и возможности, которые возникают из-за смены образовательной и экономической ориентации дошкольных образовательных учреждений. Обосновывается необходимость рассмотрения дошкольного учреждения как организации, которой присущи миссия, ценности, менеджмент, организационная культура, технологии управления персоналом, конкурентоспособность. Методом исследования является теоретический анализ научной литературы и теоретическое моделирование функционирования дошкольного образовательного учреждения как организации. Методологией исследования является концепция рыночной структуры дошкольного образовательного учреждения (Г.Ф. Ксендзова). Новизна исследования заключается в обосновании концепции деятельности дошкольного образовательного учреждения как современной организации. Автор показал, что дошкольное учреждение должно рассматриваться как организация, участвующая в рыночных процессах, и представляющая собой конкурентоспособный субъект. Однако существуют проблемы осознания и использования возможностей таких новых для дошкольных учреждений феноменов, как организационная культура, ценности, менеджмент. Автором показано, что в настоящее время дошкольные учреждения находятся в ситуации перехода к новым стратегиям функционирования.


Ключевые слова: Дошкольное образование, Дошкольное образовательное учреждение, Менеджмент, Организационная культура, Рыночная экономика, Организационные процессы, Миссия организации, Модель жизнедеятельности организации, Технологии управления, Цели дошкольного образования

Abstract: The present article is devoted to the organizational issues of the activity of pre-school educational establishments. The author of the article examines such organizational aspects as the management and corporate culture at pre-school establishments. It is submitted that today when school education is being transferred from the municipal to the market organization, it is becoming very important to use new organizational resources and opportunities that are created as a result of changes in the educational and economic orientations of pre-school establishments. Berezina also emphasizes the need to treat a pre-school establishment as an organization with a mission, values, management, corporate culture, human resources management and competitive ability. The research methods include theoretical analysis of scientific literature and theoretical modeling of the performance of a pre-school establishment as an organization. The research methodology involves the concept of the market structure of a pre-school establishment (according to G. Ksendzova). The novelty of the research is caused by the fact that the author proves a pre-school establishment to be a modern organization. In her research Berezina also demonstrates that a pre-school establishment is a competitive entity. However, it is still a problem to understand and use opportunities of such phenomena as the corporate culture, values and management that are quite new in the sphere of pre-school education. According to the author, at the present time pre-school establishments are in a position to adopt new functioning strategies.  



Keywords:

pre-school education, pre-school educational establishment, management, corporate culture, market-based economy, organizational processes, corporate mission, model of corporate activity, management technology, goals of school education

Введение

Образование, и, в частности, дошкольное образование выполняет ряд важных функций. Прежде всего, это воспитание и обучение ребенка, трансляция и воспроизводство культурных и духовных ценностей. Согласно Федеральным государственным требованиям, основная общеобразовательная программа дошкольного образования «направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей» [11].

Вопрос, на который, по мнению В.В. Рубцова и Е.Г. Юдиной, должна отвечать программа дошкольного образования, можно представить следующим образом - «Чему надо учить детей до того момента, когда они идут в школу?» [12]. Однако в настоящее время даже для дошкольников не достаточно простого «формирования общей культуры» и обучения. Жизнь в изменяющемся глобальном мире требует активного поиска соединения традиционного и перспективного, трансляции и формирования необходимых для современного мира ценностей. Дошкольник, придя в школу, попадет в условия подготовки к жизни в высокотехнологичном, глобальном и конкурентном мире. Значит, нужно обеспечить преемственность такого перехода. Это, в свою очередь, означает поиск ответа на вопросы о ценностях, которые передаются дошкольникам, о ценностях педагогов, о соответствии образовательных программ и технологий ценностям развивающегося общества [6].

Для выполнения задач, поставленных перед дошкольным образованием, необходимо применять эффективное для этого управление. По мнению Г.Ф. Ксендзовой, на данный момент в образовательных учреждениях практически отсутствуют собственно менеджеры, есть формализованные управленческие единицы в лице руководителя, его заместителей и педагогов [7]. Как считает ученый, существует актуальная проблема перехода от директорского командного стиля руководства к менеджерскому. В данной работе автор ставит цель описать те организационные характеристики, использование возможностей которых в управленческой деятельности может привести к оптимизации деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

ДОУ как организация

При рассмотрении ДОУ с точки зрения эффективного управления необходимо подойти к нему как к организации. Р. Дафт определяет организацию как «социальную целостность, которая направлена на некоторую цель, построена как специально сконструированная и координированная система, предназначенная для некоторой деятельности, и связана с окружающей средой» [2, с. 16]. Среди главных особенностей организации можно выделить высокую формализацию целей и структуры, искусственную стабилизацию способов поведения, преобладание организационных мотивов и ценностей. Однако определяющим элементом являются люди, их отношения и взаимодействие при достижении организационных целей. Таким образом, организация решает наравне с организационными, управленческими, экономическими проблемы также и психологические, что способствует повышению эффективности функционирования организации [14].

Как считает Г.Ф. Ксендзова, жизнедеятельность организации состоит из трех основных процессов: получение ресурсов из внешнего окружения; изготовление продукта; передача продукта во внешнюю среду [7]. Используем данную концепцию применительно к ДОУ. Модель жизнедеятельности ДОУ имеет следующий вид: 1) ресурсами являются сами педагоги, их профессиональный опыт и умения; материально-техническое оснащение образовательной среды; 2) «продуктом» является полученное ребенком дошкольное образование, знания, умения, навыки, которые «изготавливается», создаются, формируются в образовательном процессе путем проведения занятий и организации досуга; 3) этап «передачи продукта во внешнюю среду» заключается в событии выпуска дошкольников; полученное ими образование, как «качественный продукт», должно способствовать эффективной социализации детей в обществе, а также эффективному овладению школьным образованием (дошкольное образование как подготовка к школе).

Формулировка миссии является сегодня неотъемлемым элементом ДОУ как организации. Миссию ДОУ можно сформулировать следующим образом: ДОУ, реализуя принципы и задачи образовательного процесса, зафиксированные в ФГОС, с одной стороны, и соответствуя вызовам современного мира, глобальных процессов и особенностям общества, призвано подготовить дошкольника к эффективной социализации и к личностному самовыражению.

Менеджмент в ДОУ

Менеджмент можно определить как процесс, который сосредоточен на формировании самой организации и ее управлении с помощью постановки целей и создания способов из достижения. Субъектами менеджмента являются профессионально подготовленные специалисты. Процесс управления, с содержательной стороны, раскрывается в его функциях. Среди функций менеджмента можно выделить: собственно организация (как процесс), планирование, координация, мотивация. Реализуя функции, происходит обеспечение условий для эффективной производительности и трудовой деятельности работников, а также результата, который соответствуем целям организации [5].

По мнению Ф. Русинова и В. Грачева, менеджмент следует рассматривать как элемент, часть культуры, системы ценностей и убеждений [13]. Они пишут: «Современный менеджмент оказывает определенное влияние на развитие общества, создающего свои ценности и формирующего социально-этические убеждения» [13, с. 14]. По мнению О.С. Виханского и А.И. Наумова [1], менеджеры играют ключевую роль в деятельности организации. Однако необходимо отметить, что менеджеры занимают разные должности, имеют различные позиции в организации, выполняют различные функции, от чего зависит их вклад достижение целей организации. Таким образом, можно говорить о различных видах управленческой деятельности.

Однако следует отметить, что универсальной, идеальной системы менеджмента не существует; таковую невозможно создать и разработать, т.к. каждая организация имеет свою уникальность. Поэтому, для достижения эффективности функционирования каждая организация должна искать собственную модель. Укажем те факторы, которые необходимо учитывать при разработке управленческой модели: размер организации, характер продукта, особенности среды, в которой она реализуется.

Являясь субъектом управленческой деятельности, менеджеры играют в организации ряд разнообразных ролей [1, 13]. Можно выделить три роли:

1) принятие решений: менеджер задает направление развития и движения организации, а также распределяет ресурсы;

2) информирование: управляющий осуществляет поиск необходимой информации о внутренней и внешней среде, доносит полученную информацию, трансформируя ее в нормы и правила, разъясняет политику и основные цели организации;

3) менеджер выступает в роли руководителя, который занимается формированием внешних и внутренних взаимоотношений организации мотивирует сотрудников на достижение целей, координирует их усилия. В зависимости от позиции менеджера в организации данные роли могут реализоваться в различной степени.

В современном образовательном учреждении руководитель, решая проблемы управления учебно-образовательным процессом, должен свободно владеть сущностью и функциями всего управления. Менеджмент, как процесс управления организацией, применяется во всех сферах деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Г.Ф. Ксендзова определяет восемь сфер менеджмента, которые эффективно можно использовать в ДОУ [7]: педагогический менеджмент, кадровый менеджмент, финансовый менеджмент, инновационный менеджмент, производственный менеджмент, стратегический менеджмент, информационный менеджмент, маркетинговый менеджмент.

Педагогический менеджмент - это концепция управления в образовательном учреждении. Данный вид менеджмента рассматривают на уровнях руководителя и педагога. В связи с этим, эффективное управление базируется на следующих принципах и постулатах: непрерывное развитие коллектива; неповторимость, уникальности личности; личность имеет право на свободу, творчество; управление имеет направленность снизу вверх; достижение согласия коллективно-педагогической деятельности; нравственное поощрение инициативы. Отметим, что развитие персонала является центральной целью управления. Таким образом, достижение высокого качества образовательного процесса и повышение его эффективности является основной направленностью педагогического менеджмента [7].

Другой сферой управления в ДОУ является инновационный менеджмент. Данный вид менеджмента ориентирован на создание и новых технологий в управлении, услуг, товаров и последующее внедрение их в деятельность организации. Для достижения этих целей проводятся исследования по определению товаров и услуг, которые можно будет выгодно предложить рынку.

Маркетинговый менеджмент занимается организацией взаимоотношений с рынком. Данная деятельность выражается в получении информации о рынке, о потребностях, их желаниях, о конкурентах и предлагаемых ими товарах. С другой стороны, в компетенцию маркетингового менеджмента входит управление принятием решений в сфере предоставления товаров и услуг, а также продвижение рекламы.

В сферу деятельности кадрового менеджмента ДОУ входит ориентация на повышение эффективности работы персонала. Менеджер решает вопросы, которые связаны с организацией поиска, обучения и повышения квалификации и профессионального уровня сотрудников. Далее управляющий занимается разработкой методов стимулирования и вознаграждения персонала, которые будут обуславливать высокую производительность. Управление персоналом - это комплексная и целенаправленная деятельность по воздействию на коллектив и по обеспечению благоприятных условий для творческого, инициативного, сознательного труда, направленного на достижение высокого конечного результата[7]. Система управления персоналом обеспечивает непрерывное совершенствование методов работы с кадрами.

Производственный менеджмент принимает решения, касающиеся оптимизации производственного процесса. В процесс оптимизации входит создание таких условий для производства, в которых организация сможет наиболее эффективно использовать имеющиеся.

Финансовый менеджмент регулирует денежные потоки, что реализуется в составлении бюджета и финансового плана организации, а также проведение оценки актуального финансового состояния и изучение перспектив его развития.

В задачи стратегического менеджмента входит решение наиболее значимых и глобальных проблем организации. Стратегический менеджмент направлен на регулирование вопросов, связанных с миссией организации, проблемами внешней среды организации, установлением планов и информационными технологиями.

Стратегический менеджмент позволяет найти ответ на такие важные вопросы, как: в каком направлении движется организация, какова цель движения. Планирование, которое позволяет определить цель движения, в менеджменте называют стратегическим, который является ориентиром, позволяющий планировать действия организации и определять конкретные задачи [7].

Таким образом, рассмотренные разновидности менеджмента, актуальны в сфере образования, и они очень важны для современной жизни при рыночной экономики. В новых социально-экономических условиях руководителю дошкольного образовательного учреждения приходится решать задачи управления в разных сферах деятельности: образовательный процесс, финансы, кадры, производство и др.

Основные факторы, которые определяют функционирование и деятельность ДОУ в настоящее время, касаются общественно-экономических преобразований и формирования рынка труда и образовательных услуг, с одной стороны, и с другой, - реформ в образовательной системе. Данные факторы ставят задачи совершенствования всех сфер деятельности ДОУ. Преобразования должны коснуться научно-образовательного, производственно-хозяйственного и финансово-экономического аспекта жизнедеятельности ДОУ, а также адаптации к новым социально-экономическим условиям, что обеспечит переход дошкольного образовательного учреждения из режима «выживания» в режим развития.

Укажем особенности управленческой системы ДОУ в условиях экономики рыночного типа [7]:

  • процессы, связанные с «человечким фактором», отличаются изменчивостью (данной проблемой занимается кадровый менеджмент);
  • инновационный характер, т.е. постоянная необходимость введения новых элементов в систему управления (сфера задач инновационного менеджмента);
  • информированность, т.е. всесторонность представлений о состоянии системы дошкольного образовательного учреждения (информационный менеджмент);
  • оптимизация качества образовательного процесса (педагогический менеджмент);
  • технологичность (производственный менеджмент);
  • прогностичность, отражающая процесс прогнозирования и развития управления (стратегический менеджмент).
Организационная культура ДОУ

Организационная культура – новое понятие в функционировании ДОУ. Необходимо достаточное количество времени, чтобы полностью понять данный феномен и увидеть его возможности. Однако нельзя говорить, что если организационную культуру до сих пор почти никто не отмечал, как важную основу деятельности ДОУ, то она не имела своего влияния. Поэтому можно говорить о том, что организационная культура в дошкольных учреждениях существовала всегда, но мало кто осознавал и выделял данный феномен.

Взаимодействие людей внутри организации называется организационным поведением. Исследуя психологию организации, Ф. Лютенс считал, что «как любое общество обладает социальной культурой, так и любое место, где работают люди, обладает культурой организационной» [8, с. 563]. В современных условиях экономики рыночного типа ключевое место в структуре характеристик организации занимает такое явление, как организационная культура. Принимается, что ее интегральный характер имеет значительное влияние на успешность и эффективность деятельности компании. Таким образом, организационная культура рассматривается как образование, обладающее сложной, многоуровневой и неоднородной структурой. Организационная культура воспринимается, оценивается и усваивается членами коллектива и явно или не явно влияет на их организационное поведение.

Так, К. Камерон и Р. Куинн считают, что «по существу, даже трудно назвать хотя бы одну процветающую компанию, которая воспринималась бы лидером в своем деле и не обладала бы вполне различимой, без труда связываемой только с нею организационной культурой» [4]. По мнению американских ученых, организационная культура реализуется в ценностных аспектах организационной реальности, а именно: какой стиль лидерства находится в приоритете, какие язык и символы, процедуры и повседневные нормы являются ценными и поддерживаются всем сотрудниками, а также какими являются критерии успеха. Данные характеристики показывают уникальность компании.

Как отмечает С. В. Щербина, можно выделить два подхода к пониманию понятия организационной культуры [16]. Первый подход рассматривает организационную культуру как элемент системы организации, как подсистему, которая существует наравне с административной, производственной и другими подсистемами. В данном случае организационная культура реализуется путем адаптации организации к окружающей среде и идентификации ее сотрудников. Данный подход понимает организационную культуру как свойство персонала как группы людей, которое выражается в совокупности поведений, символов, ритуалов и мифов, которые соответствуют ценностям организации. Придерживаясь этой концепции, можно говорить о различных типах организационной культуры.

С точки зрения второго подхода, организационная культура рассматривается как «то, чем организация является» [16]. Здесь учитываются не экономические и материальные характеристики организации, а символические аспекты. Какое место занимает организация в системе общества? С воплощением какой деятельности она ассоциируется? Какая роль возложена на данную организацию? Такой подход является субъективным.

Управление организационной культурой оптимизирует функционирование ДОУ. Управление может осуществляться как элементами организационной культуры, так и ею в целостности, как типом.

Л.Н. Захарова, ссылаясь на Ф.Харриса и Р.Морана, перечисляет проявления организационной культуры: осознание себя и своего места в организации; коммуникационная система и язык общения; внешний вид, одежда и представление личности на работе; осознание фактора времени, отношение к нему; характер взаимодействий между людьми; особенности ценностей и нормы; вера, оптимистическое отношение к жизни; процесс совершенствования работника, его обучение и переобучение; трудовая этика и мотивирование [3, с. 161-162].

Теперь необходимо рассмотреть имеющиеся модели организационной культуры, разработанные для образовательных учреждений. Так, С.В. Мыскин в своей диссертации разработал модель организационной культуры образовательного учреждения [10]. Модель состоит из трех элементов: коллективные представления педагогов о социальной функции образовательного учреждения, выраженные в интегральном образе выпускника; уровень общительности педагогов; оценка учителями организационной культуры. Организационная культура образовательного учреждения обладает двумя уровнями – низким и высоким. Низкий уровень представляет собой отсутствие образа выпускника и низкая оценка учителями организационной культуры своего учреждения. Высокий уровень организационной культуры реализуется при наличии образа выпускника, который характеризуется целостностью и интегральностью, а педагоги высоко оценивают культуру учреждения.

Опираясь на Э.Шейна, О.Л. Мурина отмечает, что в управлении организационной культурой ДОУ также находит место трехуровневая модель организации, разработанная американским психологом [9]. 1 уровень – «поверхностный, или артефакты» - это все, что легко распознается в организации извне: логотип, флаг, гимн учреждения, дизайн помещений, одежда сотрудников и т.д. 2 уровень – «подповерхностный» - это осознаваемые ценности и верования, выражающиеся в моральных взглядах, этических правилах, нормах взаимоотношений. 3 уровень – «базовый, или глубинный» - это базовые представления, скрытые и принимаемые на веру предположения. Управление организационной культурой предполагает возможность через манипулирование атрибутами поверхностного уровня влиять на подповерхностный уровень вплоть до изменения базовых предположений.

Заключение

Качество и эффективность образовательного процесса и воплощающей его педагогической системы обеспечивается управлением, его совокупностью принципов, методов, организационных форм и технологических приемов. В условиях экономики рыночного типа понятие «управление» трансформируется в «менеджмент». Спецификой менеджмента является ориентация на потребности рынка, непрерывное повышение качества производства, свободу в сфере принятия решений, приоритет стратегических целей и программ. Корректировка всей системы жизнедеятельности организации происходит под влиянием запросов потребителя. Таким образом, дошкольное образование сегодня носит коммерческий «оттенок». Эта новая стратегия деятельности ДОУ несет в себе как перспективы, так и риски. Новые социально-экономические условия [15] ставят образовательное учреждение перед множеством проблем, к решению которых многие руководители не достаточно подготовлены. Смена видения образа ДОУ с «муниципального учреждения» на «конкурентоспособную организацию» принесет новые возможности в управленческой деятельности.

Библиография
1.
Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент. М.: Гардарики, 2003. 528 с.
2.
Дафт Р. Организации. СПб., 2002.
3.
Захарова Л.Н. Психология управления. М.: Логос. 2012. 374 с.
4.
Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб: Питер, 2001. 320 с.
5.
Короткина Е.Д. Психологические особенности профессиональной деятельности менеджера в контексте организационной культуры [Электронный ресурс]: Дис. канд. психол. наук: 19.00.03. М.: РГБ, 2003.
6.
Костригин А.А. Ценности заведующих как психологическая основа управления дошкольным образовательным учреждением // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/11/3901 (дата обращения: 21.11.2014).
7.
Ксендзова Г.Ф. Организация менеджмента в дошкольном образовательном учреждении в условиях рыночной экономики. Дисс. канд. пед. наук. 2007. 148 с.
8.
Лютенс Ф. Организационное поведение. М., 1999.
9.
Мурина О. Л. Управление организационной культурой дошкольного учреждения как средство повышения качества образования/О. Л. Мурина // Педагогический родник. 2009. № 6. С.27-33.
10.
Мыскин С.В. Психологические особенности организационной культуры образовательного учреждения [Электронный ресурс]: Дис. канд. психол. наук: 19.00.07. М.: РГБ, 2006.
11.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская Газета, 25 ноября 2013, № 6241.
12.
Рубцов В.В., Юдина Е.Г. Современные проблемы дошкольного образования // Психологическая наука и образование. 2010. №3. C. 5-19.
13.
Русинов Ф., Грачев В. Основы российского менеджмента и модель современного менеджера// Консультант директора. 1997. №14. С.9-18.
14.
Социальная психология в современном мире. // Ред. Андреева Г.М., Донцов А.И. М., 2002.
15.
Хусяинов, Т.М. Современные тенденции развития рынка труда / Т.М. Хусяинов // Сборник Тезисов 2‐й Всероссийской Интернет‐конференции «Грани науки 2013» / Отв. ред. А.В. Герасимов. [Электронный ресурс] URL: http://grani2.kznscience.ru/participants/sekciya2/HusyainovTM/ (дата обращения: 23.11.2014)
16.
Щербина С.В. Организационная культура в западной традиции: природа, логика формирования и функции // Социологические исследования, 1996, №7. С. 47-55.
17.
Грязнова Е.В., Есакова И.Н. Корпоративная информационная культура в менеджменте здравоохранения // Национальная безопасность / nota bene. - 2014. - 5. - C. 816 - 825. DOI: 10.7256/2073-8560.2014.5.12932.
18.
А.В. Чернова Инновации в системе управления // Философия и культура. - 2012. - 5. - C. 91 - 95.
19.
Е. А. Попов, Л. Р. Вышегурова Факторы, определяющие качество высшего профессионального образования в России на современном этапе // Политика и Общество. - 2011. - 11. - C. 91 - 101.
20.
Е. А. Попов Социологический анализ роли управленческой структуры вуза в обеспечении качества высшего образования // Политика и Общество. - 2012. - 2. - C. 110 - 117.
References (transliterated)
1.
Vikhanskii O.S., Naumov A. I. Menedzhment. M.: Gardariki, 2003. 528 s.
2.
Daft R. Organizatsii. SPb., 2002.
3.
Zakharova L.N. Psikhologiya upravleniya. M.: Logos. 2012. 374 s.
4.
Kameron K., Kuinn R. Diagnostika i izmenenie organizatsionnoi kul'tury. SPb: Piter, 2001. 320 s.
5.
Korotkina E.D. Psikhologicheskie osobennosti professional'noi deyatel'nosti menedzhera v kontekste organizatsionnoi kul'tury [Elektronnyi resurs]: Dis. kand. psikhol. nauk: 19.00.03. M.: RGB, 2003.
6.
Kostrigin A.A. Tsennosti zaveduyushchikh kak psikhologicheskaya osnova upravleniya doshkol'nym obrazovatel'nym uchrezhdeniem // Psikhologiya, sotsiologiya i pedagogika. 2014. № 11 [Elektronnyi resurs]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/11/3901 (data obrashcheniya: 21.11.2014).
7.
Ksendzova G.F. Organizatsiya menedzhmenta v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii v usloviyakh rynochnoi ekonomiki. Diss. kand. ped. nauk. 2007. 148 s.
8.
Lyutens F. Organizatsionnoe povedenie. M., 1999.
9.
Murina O. L. Upravlenie organizatsionnoi kul'turoi doshkol'nogo uchrezhdeniya kak sredstvo povysheniya kachestva obrazovaniya/O. L. Murina // Pedagogicheskii rodnik. 2009. № 6. S.27-33.
10.
Myskin S.V. Psikhologicheskie osobennosti organizatsionnoi kul'tury obrazovatel'nogo uchrezhdeniya [Elektronnyi resurs]: Dis. kand. psikhol. nauk: 19.00.07. M.: RGB, 2006.
11.
Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiiskoi Federatsii (Minobrnauki Rossii) ot 17 oktyabrya 2013 g. N 1155 g. Moskva «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya» // Rossiiskaya Gazeta, 25 noyabrya 2013, № 6241.
12.
Rubtsov V.V., Yudina E.G. Sovremennye problemy doshkol'nogo obrazovaniya // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2010. №3. C. 5-19.
13.
Rusinov F., Grachev V. Osnovy rossiiskogo menedzhmenta i model' sovremennogo menedzhera// Konsul'tant direktora. 1997. №14. S.9-18.
14.
Sotsial'naya psikhologiya v sovremennom mire. // Red. Andreeva G.M., Dontsov A.I. M., 2002.
15.
Khusyainov, T.M. Sovremennye tendentsii razvitiya rynka truda / T.M. Khusyainov // Sbornik Tezisov 2‐i Vserossiiskoi Internet‐konferentsii «Grani nauki 2013» / Otv. red. A.V. Gerasimov. [Elektronnyi resurs] URL: http://grani2.kznscience.ru/participants/sekciya2/HusyainovTM/ (data obrashcheniya: 23.11.2014)
16.
Shcherbina S.V. Organizatsionnaya kul'tura v zapadnoi traditsii: priroda, logika formirovaniya i funktsii // Sotsiologicheskie issledovaniya, 1996, №7. S. 47-55.
17.
Gryaznova E.V., Esakova I.N. Korporativnaya informatsionnaya kul'tura v menedzhmente zdravookhraneniya // Natsional'naya bezopasnost' / nota bene. - 2014. - 5. - C. 816 - 825. DOI: 10.7256/2073-8560.2014.5.12932.
18.
A.V. Chernova Innovatsii v sisteme upravleniya // Filosofiya i kul'tura. - 2012. - 5. - C. 91 - 95.
19.
E. A. Popov, L. R. Vyshegurova Faktory, opredelyayushchie kachestvo vysshego professional'nogo obrazovaniya v Rossii na sovremennom etape // Politika i Obshchestvo. - 2011. - 11. - C. 91 - 101.
20.
E. A. Popov Sotsiologicheskii analiz roli upravlencheskoi struktury vuza v obespechenii kachestva vysshego obrazovaniya // Politika i Obshchestvo. - 2012. - 2. - C. 110 - 117.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"