Статья 'Внедрение идей и принципов устойчивого развития в российское образование' - журнал 'Современное образование' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Современное образование
Правильная ссылка на статью:

Внедрение идей и принципов устойчивого развития в российское образование

Немцев Иван Анатольевич

соискатель, Сибирский федеральный университет

663690, Россия, Красноярский край, г. Зеленогорск, ул. Советская, 5а, каб. 6

Nemtsev Ivan Anatol'evich

post-graduate student of the Department of Global Studies and Geopolitics at Siberian Federal University

663690, Russia, Krasnoyarskii krai, g. Zelenogorsk, ul. Sovetskaya, 5a, kab. 6

gymnemtsev@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2306-4188.2014.4.13524

Дата направления статьи в редакцию:

24-10-2014


Дата публикации:

07-11-2014


Аннотация: В статье сделана попытка описать социально-философские и организационные аспекты модели образовательной системы в целях устойчивого развития. Дана критическая оценка существующей системы образования, показано, что современное образование работает на модель неустойчивого развития. Образование и воспитание в школе предлагается рассматривать как площадку для формирования устойчивого образа жизни в целях реализации стратегий устойчивого развития. Предлагается переход к новой системе образования: образование для устойчивого развития. Рассмотрены методы и концепции экологического воспитания и образования, подходящие парадигме устойчивого развития. Методологической основой исследования является диалектический метод, как противостояние традиционной системы образования и требований перехода к устойчивой модели образования. Применяются такие общенаучные методы, как абстрагирование, идеализация, сравнение, моделирование, анализ, синтез и др. Решение изучаемой проблемы осуществляется на основе положений и выводов по исследуемой тематике, содержащихся в трудах современных отечественных и зарубежных авторов, исследователей и мыслителей. Делается вывод о необходимости и возможности создания системы образования направленной на устойчивое инновационное развитие общества. Предлагается концепция школы (экошкола) и такой системы (модель экологического образования и воспитания, введение ряда дисциплин и т.д.), а также этапы перехода образования на устойчивое развитие.


Ключевые слова: устойчивое развитие, модернизация образования, экошкола, безбумажные технологии, «устойчивое» образование, идеология, информационное общество, Евразийский Союз, глобализация, российское образование

Abstract: In his article Nemtsev tries to describe social, philosophical and organizational aspects of the model of education for sustainable development. The researcher gives a critical evaluation of the existing system of education and shows that modern education does not work for sustainable development. Netmsev suggests that we should view school education and up-bringing as the platform for developing a sustainable life style which would enable to implement the strategies of sustainable development. The researcher offers a new system of education, i.e. education for sustainable development. He analyzes the methods and concepts of environmental education that correspond to the paradigm of sustainable development. The methodological basis of the present research is the dialectical method as the opposition to the traditional system of education and the requirement to proceed to the model of education for sustainable development. The researcher has also used general scientific methods such as abstraction, idealisation, comparison, simulation, analysis, synthesis, etc. The objectives of the research are achieved based on provisions and conclusions on the matter found in works of contemporary Russian and foreign researches and philosophers. Nemtsev concludes that it is necessary and possible to create the system of education that would be oriented at sustainable innovation-based development of the society. The researcher also describes the concept of school (EcoSchool) and the system of education for sustainable development (the model of environmental education, implementation of a number of paticular disciplines, etc.) as well as the steps needed to be taken to adopt the system of education for sustainable development. 



Keywords:

sustainable development, modernization of education, EcoSchool, paperless technology, education for sustainable development, ideology, information society, Eurasian Union, globalization, education in Russia

Начало XXI в. сопровождается поиском новой модели образования, более актуальной в условиях глобализации и развития науки. Дело в том, что современная модель развития общества устарела и более не отвечает требованиям безопасности человеческой цивилизации, а вместе с ней устарела и модель образования. Новой моделью может стать образование в целях устойчивого развития. Для более глубокого понимания этого вопроса (его социально-философских аспектов), рассмотрим причины появления концепции устойчивого развития и кратко ее охарактеризуем.

Человек – создание природы. Но в то же время, человек, на определенном этапе своего развития, становится существом социальным. Он начинает создавать себя, создавать или примыкать к определенному обществу (в том числе и к глобальному, что характерно для XXI в.), а главное, начинает изменяет среду, в которой обитает. Социальность в человеке в наши дни достигла больших изменений: преобразование среды стало первостепенной задачей. Главным фактором этих преобразований является труд. Столь больших масштабов трудовая деятельность и ее последствия достигли сравнительно недавно. Возникло противоречие между природной сущностью человека и его стремлением к социальности, к миру технологий, а не миру природы. В данном смысле, человек преобразует природу, как естественную среду, в неестественную среду обитания – технизированную, так называемую «вторую природу». Соответственно, к естественным биологическим потребностям в пище, чистом воздухе и т.д., добавляются потребности социальные, искусственные (в современности, в основном связанные с демонстративным потреблением) – красиво одеться, купить дорогую вещь и т.д. Ориентация общества на технический прогресс (материальная сторона) привела к духовному обеднению общества.

Вследствие нерациональной и масштабной человеческой деятельности возникли глобальные проблемы. Большая часть глобальных проблем человечества возникла вследствие ухода в социальную среду из среды природной (произошло доминирование социального в человеке над природным), данный процесс наиболее характерен для XX-XXI века, в условиях глобализации, урбанизации, индустриализации, электрификации. В связи с обострением этих проблем, человечество, осознав, что если общество будет развиваться дальше в той же неолиберальной, капиталистической модели, это может привести к глобальной катастрофе, которая уничтожит мировую цивилизацию.

Вследствие реализации неолиберальной модели глобализации, а также непрекращающейся деструктивной хозяйственной деятельности человечества (и нарастающей динамики), глобальные проблемы с течением времени только укрепляются. Экосистемы земной биосферы не могут и дальше удовлетворять растущие потребности человека. Модель экономики и общественного устройства XX века пагубно сказываются на окружающей среде, поэтому человечеству необходим новый – более безопасный путь развития. В последние десятилетия, мировым сообществом была сформулирована новая идея устройства будущего общества, смысл которой состоит в решении глобальных проблем человечества, развития человеческой цивилизации и качества человеческой жизни, сбережения природных богатств для текущего и последующих поколений. Данная концепция получила название концепции устойчивого развития (УР). «Глобальный мировой кризис, который сотрясает сегодня страны и континенты, – это особое явление, какого человечество еще не знало… И потому к его анализу, осмыслению и преодолению нужен неординарный подход, пересматривающий все старые догмы и стереотипы» [10].

Устойчивое развитие (англ. sustainable development) – гармоничное (сбалансированное) развитие – это «процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений» [24]. Наиболее полную формулировку определения устойчивого развития дал А.Д. Урсул: «Устойчивое развитие – это управляемое системно-сбалансированное социоприродное развитие, не разрушающее окружающую природную среду и обеспечивающее выживание и безопасное неопределенно долгое существование цивилизации» [22]. Таким образом, в основе устойчивого развития лежит идея о том, что человечеству необходимо прийти к такой системе, в которой реализуется «удовлетворение потребностей нынешнего поколения, без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» [18], т.е. сохраняются возможности природы для поддержки развития человечества в долгосрочной перспективе, с учетом экологической, национальной и глобальной безопасности. Устойчивое развитие имеет свою специфику, которая заключается в том, что «… оно носит "сохраняющий" характер, т.е. допускает в себе лишь те изменения объекта (системы), которые не изменяют его природу как достаточно общую качественную определенность. Понятие устойчивого развития выражает инновационный и в тоже время безопасный характер дальнейшего существования человечества. УР в этом смысле объединяет в одно системное целое все формы развития, которые исключают регрессивную ветвь» [20]. Эта идея была рождена в поиске решений возникающих перед человечеством проблем, в особенности проблем экологических. Таким образом, ключевая задача сегодня – реализация стратегий такой формы общественного устройства и развития, которое оградит человечество от самоуничтожения.

Об актуальности УР написано немало статей, поэтому мы не будем останавливаться на этом вопросе подробнее. Сосредоточим внимание на одном из самых перспективных способов реализации идей и принципов устойчивого развития – создания системы государственного «устойчивого» образования через реализацию концепции «экошколы».

Предыстория вопроса такова: в 1990 г. во Франции на международной конференции была создана Таллуарская декларация, декларирующая лидирующую роль университетов и других учреждений высшего образования в развитии и распространении концепции устойчивого развития. Так, в тексте Таллуарской декларации говорится «Мы, президенты, ректоры и проректоры университетов всего мира, глубоко обеспокоены небывалым масштабом и скоростью загрязнения и разрушения окружающей среды, истощением природных ресурсов… Стабилизация народонаселения, внедрение экологически безопасных промышленных и сельскохозяйственных технологий, лесовозобновление и экологическая реконструкция – это ключевые составляющие справедливого и стабильного будущего для всего человечества, живущего в гармонии с природой…» [5]. В декларацию также включены действия по реализации устойчивого развития, которые необходимо совершать всем, включенным в науку и образование: пропаганда УР и информирование общества о глобальных проблемах, формирование ответственного отношения общества к окружающей среде, практиковать экологические программы, вовлекать в экологические программы население и т.д. В 2000 году в штабе ЮНЕСКО в Париже был принят документ – международная декларация Хартия Земли, пропагандирующий устойчивое развитие, устойчивый образ жизни, формулирующий основные ценности и принципы, необходимые человечеству на данном этапе развития для создания устойчивого, мирного и справедливого глобального общества. Хартия Земли формулирует следующие фундаментальные принципы устойчивого развития, связанные непосредственно с образованием: «… 11. Поддерживать справедливость и равенство в отношениях между полами как предпосылку устойчивого развития и обеспечить всеобщий доступ к образованию, здравоохранению и возможностям экономического процветания... 14. Вводить в системы формального и неформального образования знания, ценности и навыки, необходимые для устойчивого развития» [4]. Также, напрямую с образованием связана социальная компонента концепции УР, которая представляет собой показатель качества жизни населения, включает в себя: социальную справедливость, справедливое распределение благ, ликвидацию нищеты, бесплатное и качественное образование и здравоохранение, высокую продолжительность жизни, хорошее здоровье, открытые возможности для реализации своих способностей, интересов, задатков, соблюдение прав человека, свободный доступ к культуре, обеспечение безопасности, демократичное самоуправление – народовластие.

Для понимания актуальности смены модели образования, кратко охарактеризуем современную школу (в модели неустойчивого развития, НУР). Можно констатировать, что проблемы современного образования кроются, в том числе и в той модели, в которой оно находится (ориентация на потребление, как следствие глобальной идеологии потребления). Современные школы стали частью механизма глобального общества потребления (и, что наиболее опасно, нерационального сверхпотребления). В этой системе рыночной услугой становится образование, спорт, культура, наука и прочие фундаментальные сферы жизни, которые должны быть доступны для развитой цивилизации. В основе такого общества лежит растрата ресурсов, многие из которых не возобновляются, потребление является целью, а получение профессии, повышение квалификации, личностный рост – лишь средства для удовлетворения искусственной «потребности потреблять». Ориентация на потребление зачастую приводит к утрате духовных установок, нравственного и умственного потенциала. США – яркий пример направленности образования на поддержку общества потребления. «…низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране – сознательное достижение ради экономических целей. Дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем: он меньше покупает и стиральных машин, и автомобилей, начинает предпочитать им Моцарта или Ван Гога, Шекспира или теоремы. От этого страдает экономика общества потребления и, прежде всего, доходы хозяев жизни – вот они и стремятся не допустить культурности и образованности (которые, вдобавок, мешают им манипулировать населением…)» [6]. Все вышесказанное укладывается в систему неустойчивого развития, в которой россияне становятся пользователями творчества других народов, потребителями. Необразованные или плохо образованные выгодны наиболее развитым странам – ведь это идеальные покупатели, приносящие большую прибыль, а именно прибыль является конечной целью сложившейся системы. Образование, попав в такую систему, постепенно становится платной рыночной услугой. И новые стандарты образования, введенные в Российской Федерации, ориентированные на профильность обучения, не меняют ситуации в российском образовании.

России нужны конкурентоспособные специалисты (в том числе в целях устойчивого развития). Но система несовершенна, поэтому зачастую выпускники школ не знают какое учебное заведение выбрать для поступления (с чем связать свой жизненный путь): в дальнейшем это приводит к проблемам с трудоустройством. Помимо этого, выпускник, на протяжении ряда лет готовившийся к определенной профессии (профили в школе, специальность в вузе), в дальнейшем может оказаться в ситуации, когда его профессия в рыночной системе оказывается невостребованной. Система, нацеленная на 11-летнюю подготовку к сдаче тестов, в результате которой ученики умеют их решать, умеют правильно отвечать на вопросы, но не справляются с простейшими жизненными задачами, не может называться эффективной. Эта система не готовит человека к будущей жизни в стремительно меняющемся глобальном обществе. Для современной школы не характерно также экологическое воспитание и образование.

Включение идей и принципов устойчивого развития в российское образование есть крайняя необходимость для реализации стратегий УР. Никакие меры не помогут государству и человечеству в целом перейти к устойчивому развитию, если сознание большей части общества сохранится на уровне общества нерационального потребления, безответственного к окружающей среде. Данный вопрос поднимался на заседании Европейской Экономической Комиссии ООН в 2005 г., по итогам которой была принята стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития [19], призывающая все страны мира совершить переориентацию образования на образование в целях УР : формировать устойчивый образ жизни в школах и вузах. Это должно стать целенаправленным процессом воспитания в обществе контроля потребления, заботы об окружающей среде, прививания моральных принципов, социальных норм и экологической ответственности. Школа – площадка, через которую проходят все граждане, поэтому очень важно использовать ее для распространения принципов и идей, заложенных в концепции устойчивого развития. «Главной целью образования должно стать воспитание новой личности, ориентированной на систему экологических ценностей, а не на ценности общества потребления. Только общество, состоящее из людей с новым мировоззрением, будет способно развиваться устойчиво... Существенной компонентой новой личности должна стать способность к самоограничению, умеренному потреблению ресурсов и продуктов человеческого труда» [16]. Эффективное образование – ядро реализации стратегий устойчивого развития в России. Только образованное общество, с большим научным потенциалом и высокой квалификацией способно на техническом уровне обеспечить развитие и распространение природосберегающих технологий (3D-строительство, «зеленое» строительство [13], «умные» дома, создание безотходных производств и т.д.), создать действующее законодательство (кодекс Устойчивого развития) и т.д. Необразованная часть общества лишь потребитель западного производства. Образование, социальная, экономическая и экологическая компоненты общества – неразрывно связаны. Также все это напрямую связано с вопросами национальной (и глобальной) безопасности, с устойчивым развитием (т.к. проблемы с образованием сейчас приводят к проблемам в социально-экономической сфере потом – что негативно сказывается на будущих поколениях). Карательных мер, штрафов и уголовных преследований за загрязнение окружающей среды становится недостаточно. Поэтому необходимо переходить от системы наказаний к системе воспитания, т.е. экологическое образование и воспитание (как следствие, поведение ) должно прививаться с ранних лет. Для этого необходимо разработать государственную концепцию школы (назовем ее экошкола), направленную на развитие личности, а не на выращивание потребителя [14]. Такая школа должна создавать личность через вызов потребности познания, путем реализации ведущих потребностей (согласно «Пирамиды потребностей» А.Маслоу [1]) и формировать психологически здоровую и социально зрелую личность, готовую принимать ответственные решения, в целях создания «устойчивого» общества.

Отметим, что ряд нововведений в российском образовании вполне отвечает принципам устойчивого развития (правда они относятся к образовательному процессу лишь косвенно). Особо значимым процессом на данном этапе общественного развития является информатизация. Человечество вступает в информационный век, главной чертой этого этапа является развитие и проникновение информационных технологий во все сферы человеческой жизни. «Информатизация общества приобретает особый смысл и наибольшую значимость, когда мы ведем речь об образовании. Информатизация образовательного учреждения есть гарант повышения качества и доступности образования. Но информационная среда образовательных учреждений России еще молодая и отвечает далеко не всем потребностям школьных сообществ, однако, стоит отметить достаточно высокую динамику развития и распространения информационных систем и средств ИКТ в образовательных учреждениях, их внедрение в образовательный процесс. Широкое распространение набирает электронная почта, избавляющая от трат бумаги. Сначала в школах России появились компьютеры, проекторы, школы обзавелись собственными сайтами в сети Интернет. Затем появляются интерактивные доски, плазменные телевизоры, нетбуки, мобильные классы, электронные учебники, роботы и новейшие приборы для проведения лабораторных работ» [12]. И, наконец, информационные системы – на наш взгляд, один из самых важных элементов информатизации школ. В России реализуются различные проекты по переходу на безбумажные технологии, например российская информационная система – NetSchool [25], в которой дневники, журналы учителей, отчеты выполнены в электронном виде. Все это, несомненно, работает на становление «устойчивого» образования. Но это лишь малая, техническая часть.

Конкретизируем идеи и принципы устойчивого развития к школьному образованию в виде ряда принципов и рекомендаций УР-трансформаций образовательного процесса.

Целью школьного образования (в модели устойчивого развития) могло бы стать формирование у учащихся интеллектуально-личностных, поведенческих качеств, знаний, умений, навыков, позволяющих индивиду адаптироваться в стремительно меняющейся социо-природной среде. Добиться наличия у индивида общей и профессиональной компетентности, дипломатичности, коммуникабельности. Важно также добиться соответствия психологического возраста личности – календарному, со стороны различных периодизаций. Со стороны экологического воспитания, важно дать детям понять, как себя нужно вести, чтобы не наносить вред окружающей среде и почему это так важно.

Есть множество способов включить идеи УР непосредственно в образование, частично это реализуется, наверное, в большинстве школ, однако такие включения не систематичны, не имеют единой методики, соответствующей формируемым стратегиям УР, поэтому не дают должного эффекта. Так, например, многие школы в летний период организуют экологические трудовые лагеря, направленные на воспитание у детей стремления к чистоте и порядку, на понимание роли и сложности труда, связанного с уборкой мусора. С уверенностью можно предположить, что не во всех образовательных учреждениях, где проводятся такие лагеря, целью будет именно экологическое воспитание. Трудовые лагеря школьников зачастую позиционируются как способ заработать (т.к. находятся в модели НУР). В таком случае, практически полностью теряется воспитательная функция экологических лагерей. Считаем, что подобные лагеря, субботники и т.д. должны сопровождаться проведением экологических акций, проектов, конкурсов, а также инициатив (без оплаты труда) по озеленению и благоустройству (модель УР). Эти мероприятия должны входить в план работы каждого образовательного учреждения.

Образование в целях УР может быть реализовано и в виде спецкурсов. Ряд школ и университетов России в 2000-х годах опробовал введение курса по «устойчивому развитию» (есть даже соответствующие институты и факультеты). Считаем, что данный курс, в современных реалиях, должен быть обязательным предметом, а не рассматриваться как курс по выбору или как одна из тем на уроках географии. Курс позволит сформировать экологическую культуру обучаемых. Упор в нем необходимо сделать на проблемы конкретного района прилегающего к каждой школе (и всем школьным сообществом конкретного населенного пункта – на общие экологические проблемы этого населенного пункта) – таким образом, точечно будут решаться экологические проблемы всей страны. Включение детей в изучение локальных экологических проблем (практикум природоохранной деятельности) и путей их решения позволит сформировать экологически ответственную личность. Практикум на этих курсах – его важнейшая часть, ведь важны не столько экологические знания, сколько формирование экологического поведения. Познавая теорию, дети научатся давать правильные ответы на вопросы, связанные с экологией и безопасностью окружающей среды, но не научатся алгоритмам действий по ее защите. Исключительно теоретическое обучение не может обеспечить устойчивое развитие. Но и практика должна существенно отличаться от существующих ныне принудительных субботников (борьба со следствиями, а не причинами), которые в лучшем случае вызывают у детей неприязнь к труду, а в худшем – ко взрослым (за которыми приходится убирать) и экологическому поведению в целом. Дети задают справедливый вопрос: почему я должен за кем-то убирать. Тут начинает играть роль теория: должны объясняться причины ухудшения экологической обстановки, рассматриваться способы борьбы именно с причинами. Теоретический курс должен пропагандировать устойчивый образ жизни (антипотребление – соотношение возможностей природы с требованиями человека и общества), давать общие представления о концепции устойчивого развития (принципах, идеях, истории), давать экологическое образование. В теории, как и в практике, важно избежать ошибок, которые характерны для современной системы образования, например, излишних моралей, которые могут оттолкнуть от экологического поведения и привести к прямо противоположному результату (в силу возрастных особенностей учащихся).

Образованию в целях УР необходим ряд новых обязательных дисциплин. Так, в начальной школе большое значение имело бы введение занятий по плаванию, т.к. это благоприятно сказывается на здоровье и физическом развитии детей. Неоценимый вклад принес бы предмет «Медицина», где изучаются симптомы различных заболеваний (наиболее распространенных) и методы их лечения. В старших классах для эффективной социализации учащихся и понимания ими механизмов коммуникации, полезной оказалась бы дисциплина практическая (либо социальная) психология (уроки социальных ситуаций). Этика межполовых отношений также важна в старшей школе. Половое воспитание – залог здоровья школьников и профилактика беспорядочной половой жизни.

Большой интерес для образования в целях устойчивого развития представляет концепция биорегионализма, как познания жителями определенного населенного пункта окружающей среды своей территории (знания о своем биорегионе, его проблемах и перспективах). Формируются знания о своем регионе через экскурсии, походы, исследовательские работы, анкеты и т.д. На таких занятиях учащиеся могут заниматься составлением карт местности, фотографированием, туризмом и т.д.

Полезными на уроках и во внеурочной деятельности окажутся ролевые игры, например, «Общественность против строительства завода», тимбилдинги (мероприятия на сплочение детских коллективов), социальные и экологические проекты и т.д.

Принципы устойчивого развития необходимо внедрять и на обычных уроках (т.к. принципы УР межпредметны): где-то в виде моральных принципов и экологической ответственности (на уроках обществознания, биологии), где-то в виде теорий и гипотез (уроки географии, химии, биологии). Важным для получения результата будет являться наличие дополнительных курсов в виде создания социальных проектов, волонтерских движений, комитетов по озеленению. Однако, и здесь есть подводные камни: если, скажем, учитель биологии будет запугивать учащихся глобальными проблемами, он создаст у них образ обреченной Земли, в то время как при переориентации процесса образования на УР, необходимо создавать образ Земли «устойчивой». Все подобные нюансы, при составлении образовательных программ и методик, важно рассматривать на государственном уровне, до их внедрения в школьное образование.

Как было отмечено в Таллуарской декларации, на данном этапе важно распространение идей УР: в этом ключе, школа (а именно, школьный курс по устойчивому развитию) – идеальная площадка для информирования. Данный курс, в целях УР должен быть не только направленным на экологическое воспитание, но и способствовать философскому осмыслению школьников феномена общественного развития, вопросам глобализации, личностного становления и т.д. Ведь экологическое образование само по себе не дает должного эффекта. «В материалах проекта Европейской Комиссии «Образование для устойчивого развития в европейских начальных школах» отмечается, что экологическое образование, существующее в Европе несколько десятилетий, не достигло своих целей. Участники данного проекта, охватившего 11 стран, при описании его результатов используют слово “провал”. Основные причины провала – переоценка роли экологических знаний и противоречие между предлагаемыми моделями поведения и реальной жизнью, в том числе и школьной практикой. Была отмечена еще одна важная причина низкой эффективности экологического образования – недостаточный уровень интеграции экологических вопросов с социальными, культурными, экономическими и другими» [17]. Т.о., крайне необходимо опираться не только на экологическую компоненту УР – курсу необходима целостность. Он должен обеспечить понимание учащимися глобальных процессов и причинно-следственных связей. Поэтому, помимо экологической составляющей образования, очень важно создать систему социализации учащихся в целях устойчивого развития. Получить социально-адаптированную личность можно через практику социальных проектов, а также через уроки социальных ситуаций (любая стандартная жизненная проблема – обсуждение способов ее решения). К каждому ученику должен быть применен индивидуальный, субъект-субъектный подход, минимизирующий риски в процессе обучения и социализации.

Много внимания в концепции образования для устойчивого развития должно уделяться преодолению барьеров коммуникации, ведь для процесса обучения необходима идеальная коммуникация учителя и учащихся. Можно выделить как минимум три барьера коммуникации:

  • Влияние Пирамиды Потребностей (А. Маслоу);
  • Особенности возраста детей;
  • Сложность изучаемого предмета.

Остановимся подробнее на первом барьере коммуникации. Психолог Абрахам Маслоу предложил следующую классификацию человеческих потребностей [1]:

  1. Потребности физиологические (голод, жажда, половое влечение, жизнь и т.д.);
  2. Потребности в безопасности (чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности и т.д.);
  3. Потребности в принадлежности и любви (принадлежность к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими и т.д.);
  4. Потребности уважения, почитания (компетентность, достижение успехов, авторитет, одобрение, признание и т.д.);
  5. Познавательные потребности (знать, уметь, понимать, исследовать);
  6. Эстетические потребности (гармония, симметрия, порядок, красота, комфорт и т.д.);
  7. Потребности в самоактуализации (реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности).

Согласно данной концепции, человеку трудно получить потребность более высокого уровня, если не реализованы потребности более низкого уровня. Обратим внимание на пятый пункт классификации – это познавательные потребности – то, что необходимо вызвать у учащегося. Но, согласно А. Маслоу, без реализации предыдущих потребностей (Физиологические, Безопасность, Принадлежность и любовь, Уважение), учащийся не будет хотеть учиться, т.к. у него не будет в этом потребности (знать, уметь, понимать и исследовать). Образование в целях устойчивого развития (при достаточном финансировании государством) способно обеспечить реализацию всей пирамиды потребностей в школе.

Так, для реализации первой группы потребностей важно внимание учителя – необходимо регулярно проверять физическое состояние класса. Детям может быть жарко или холодно – необходимо это учитывать. К сожалению немало учителей считают, что дети могут потерпеть 45 минут, в результате чего все внимание детей остается на уровне их доминирующей в данный момент потребности, и потребность в познании не возникает. Важным является и качественное разнообразное питание (в идеале, бесплатное), наличие оборудованного медицинского кабинета, центра творчества и развлечений, спортивного и тренажерного зала, бассейна.

Вторая группа потребностей решается как технически (современная охрана, видеонаблюдение, пропускная система), так и психологически (работа психолога с коллективом, обнаружение рисков, конфликтов и их решение). Наличие охраны в школе особо не влияет на спокойствие детей – за это скорее переживают родители, но на подсознательном уровне, благодаря охране дети будут чувствовать защищенность.

Третья группа потребностей – это потребности в принадлежности и любви, желание иметь совместный опыт. В этом помогут групповые виды занятий, игровые уроки. При этом учитель не должен отстраняться от группы учащихся – быть ее частью.

Четвертая группа потребностей – потребности уважения (и самоуважения). Для учителя это значит – хвалить за достижения, не манипулировать, не оскорблять. Реализация третей и четвертой групп потребностей полностью зависят от личных и профессиональных качеств педагогов.

Теперь (в идеале), у класса есть познавательная потребность: учащиеся хотят получать новые знания, умения, навыки, хотят понимать новый материал. Постепен­но на основе познавательной потребности формируются устойчивые познавательные интересы. Но мало вызвать эту потребность, ее нужно удовлетворить. Для этого, опять же, большое значение имеет финансирование образования. Необходимо разнообразное демонстрационное и лабораторное оборудование, модели, карты и схемы, интерактивные доски. Кроме того важно усвоение знаний. Для этого, после выданной порции материала, обязательно проводится его обсуждение.

В «устойчивой» системе образования удовлетворяются и оставшиеся две группы потребностей: эстетические (на территории школы множество растений, дворики для отдыха, фонтаны, ботанический сад, в здании новая мебель, шторы, картины, скульптуры, мягкая мебель; благоустройство территории школы (силами школьного сообщества) – одна из важнейших задач устойчивого развития) и потребность в самоактуализации – ученик хочет реализовать свои цели, способности (в чем ему помогают опытные психологи, учителя, тьюторы).

Для повышения эффективности школьной системы в целях реализации УР, предлагаем кардинально реформировать процесс обучения. А именно, увеличить срок обучения на два года (с 6 до 18 лет; 6 лет – «подготовительное обучение», 18 лет – «высшая школа»). На этапе «подготовительное обучение» проводится работа психологов с поступившим в учебное заведение – ведется индивидуальная работа с детьми, выявляются задатки учащихся, которые впоследствии будут развиты в способности (в течение всего периода обучения в школе). Важно, чтобы ребенку был предоставлен весь спектр дополнительных предметов для развития задатков: музыка и пение, рисование, хореография, поэзия и проза, техническое творчество, театр, черчение и т.д. (как курсы по выбору).

В начальной школе (7-9 лет) происходит развитие социального аспекта – ребенок сближается со сверстниками, организатором культурно-познавательных мероприятий устраиваются регулярные поездки с детьми, а также конкурсы, посещение музеев, праздники, развивающие игры и т.д. (что требует увеличения государственного финансирования образования, но в целях УР это становится необходимостью). В завершении этого этапа (9 лет) у учащегося складываются морально-этические нормы. Стоит сказать, что этические установки в школе сейчас – это отношения между людьми, отношения в обществе, в то время как этические установки в школе в модели устойчивого развития должны включать в себя и отношения (через ответственность за текущие поступки) с будущими поколениями, а также отношения с окружающей средой. В конце этапа учебная нагрузка несколько снижается, увеличивается познание через альтернативные источники знаний – литература, кинематограф, посещение музеев. Очень важно использовать достижения возрастной психологии [см., например 9] и применять их на практике, например не оценивать критически затруднения в учебе – так формируется уверенность в себе, компетентность.

В 10-14 лет ребенок учится в средней школе. В 10 лет ребенок хочет быть равным со всеми: вводится единая школьная форма, профессиональные педагоги проявляют ко всем индивидуальные субъект-субъектные отношения, избегая сравнений со сверстниками ребенка, а сравнивая его лишь с ним самим в прошлом [см., например 11]. Даются общие знания по всем предметам. Курс школьных предметов углубляется и достигает максимума, что позволяет ребенку выбрать «свое». В 15-16 лет (средняя полная школа) у ребенка появляется потребность самоопределиться. Ведущее место занимают мотивы, связанные с самоопределением, подготовкой к самостоятельной жизни, обретением профессии (начальных профессиональных навыков) – они приобретают личностный смысл. Обучение становится профильным, учебная деятельность – учебно-профессиональной, реализующей профессиональные устремления. Детей знакомят с различными профессиями – вводится предмет «профориентация ». Предмет предполагает периодические поездки детей на различные фабрики, предприятия и т.д. В советское время создавались учебно-производственные участки на предприятиях, межшкольные учебно-производственные мастерские и комбинаты. Это давало хороший результат, было бы неплохо это вернуть. Формируется целостная система взглядов, знаний, убеждений, жизненной философии. Крайне важно на этом этапе сформировать философское мировоззрение. По окончании этапа проводятся устные экзамены по всем профильным предметам.

«Высшая школа» – 17-18-ый год. Образование на данном этапе из традиционной системы плавно переходит в гуманистическую (нет разделения на мир детства и мир взрослых, принцип диалогизма – взрослый и ребё­нок равны, учатся друг у друга и т.д.). На данном этапе обобщаются все знания, полученные учащимся ранее (с акцентом на межпредметность), проходит полноценное профильное и профессиональное обучение, в итоге проводятся устные экзамены. Учащийся получает аттестат высшего школьного образования и базовую специальность.

В целях устойчивого развития государства и общества, мы получаем выпускников образованных (практические навыки применения знаний, экологическое образование), воспитанных (экологическое и моральное воспитание), социально-адаптированных и творческих. Выпускников, сильные стороны которых (задатки) целенаправленно развиты до возможного максимума. Комплекс задач, направленных на формирование новой личности, с мышлением, мировоззрением и образом жизни несоответствующим модели НУР, предшествующий обозначенному результату – и есть образование в целях УР. Окончив школу, такой выпускник должен иметь полное представление об окружающем его мире, должен знать о различных профессиях и сделать адекватный выбор будущего места своей работы и, собственно, выбрать подходящее учебное заведение. Ведь на данный момент большинство выпускников школ не самоопределились с жизненным путем и вообще не готовы к взрослой жизни. Педагог должен проделать непростую работу, направленную на то, чтобы из школ выходили умные, целеустремленные дети. Минимумом для каждого ребенка станут базовые знания по всем предметам, осознание экологической ответственности, усвоение моральных норм и правил поведения в обществе. Но в идеале мы получим личность, умеющую устанавливать связь между поколениями (с точки зрения УР), осознавать влияние (уметь прогнозировать последствия) наших действий на будущие поколения, понимать, как функционирует общество и как оно взаимодействует с окружающей средой, уважительно относиться к природе, понимать взаимосвязь экологических проблем локального и глобального масштаба – видеть способы искоренения причин экологических проблем локального уровня. Соотносить свои личные интересы с интересами общества и природы. А главное, видеть мир как единую систему взаимодействующих частей и понимать, как одни процессы влияют на другие.

Наконец, следует рассмотреть вопрос о подготовке учителей. Обучение в педагогических вузах, к сожалению, идет крайне непрогрессивно (в современных условиях). Никаких установок на устойчивое развитие в большинстве вузов не дается. Поэтому, для того чтобы получить педагога во благо популяризации и формирования у нового поколения сознания соответствующего устойчивому развитию, крайне необходимо скорректировать процесс обучения в современном педагогическом вузе. Для этого необходимо сформировать у будущих учителей устойчивый образ жизни и способы передачи такого образа ученикам. Необходимо включить в программу педагогических вузов обязательные курсы по устойчивому развитию, дать понять студентам значимость их будущей профессии, их миссию в жизни нашей страны, в том, что они в силах изменить ее к лучшему, изменяясь в лучшую сторону самим и воспитывая поколения школьников.

Географическое положение России в мире, ее природный и человеческий потенциал позволяют говорить о больших возможностях страны в реализации стратегии устойчивого развития, но это возможно лишь при усилении роли государства в общественных процессах, при формулировании государством четкой цели: к чему народу идти и каким образом это будет осуществляться. Обеспечить реформирование образования несложная задача, если мы действительно хотим, чтобы наши дети были образованными, а государство сильным и процветающим, «устойчивым». Но для этого государство должно выступить в роли идеолога. Без сильной и идейной государственной власти реализация УР невозможна.

Внедрение идей устойчивого развития в школы способно сделать обучение целостным, практико-ориентированным. Но для того чтобы переориентация школьного образования на УР давала эффект, необходимо не просто проведение социальных и экологических акций, субботников, моральных установок на уроках (то, что есть сейчас). Необходима, во-первых, идеологическая работа: формирование устойчивого мышления и устойчивого образа жизни (соответствующих ценностей), а во-вторых, системная работа по социализации учащихся и их экологическому образованию и воспитанию, по внедрению практик экологических моделей поведения. Необходимо помнить, что УР это не только экологическая безопасность, но и экономическая и социальная, поэтому в переориентации школы должны играть роль все эти аспекты.

В условиях евразийской интеграции (и будущей, возможной, унификации образования) очень важно принять новую, устойчивую модель образовательных учреждений. Идеи УР должны быть не только известны, но и широко распространены в обществе, должны быть люди, имеющие образование в области устойчивого развития и у этих людей должна быть определенная власть. Это, как минимум, три задачи, которые необходимо сформировать в ближайшие годы, для того, чтобы наше государство и будущий Евразийский союз смогли плавно подойти к устойчивому развитию. Популяризация идей УР в обществе должна происходить в форме специальных видеороликов на телевидении, печатания научно-популярной литературы, проведения муниципальных, государственных и международных акций, посвященных УР и привлекающих внимание к решению глобальных проблем человечества и локальных проблем регионов. Но именно школа станет самой продуктивной площадкой для распространения и прививания устойчивого образа жизни. Поэтому переориентация образования на устойчивое развитие – это актуальный вопрос XXI века.

Библиография
1.
Maslow A. H. Motivation and Personality. — New York: Harper & Row, 1954.
2.
Scott, W. and Gough S. (Eds) Key Issues in Sustainable Development and Learning: A Critical Review. RoutlegeFalmer: London and New York. 2004.
3.
Scott, W. and Gough S. Sustainable Development and Learning: Framing the Issues. RoutlegeFalmer: London and New York. 2003.
4.
The Earth Charter [электронный ресурс] URL: http://www.earthcharterinaction.org/content/pages/Read-the-Charter.html (дата обращения 31.12.2013)
5.
The Talloires Declaration [электронный ресурс] URL: http://www.ulsf.org/programs_talloires_td.html (дата обращения 31.12.2013)
6.
Арнольд В.И. Новый обскурантизм и российское просвещение. – М.: ФАЗИС, 2003. 60с.
7.
Вступительное и заключительное слово на общественных слушаниях «Закон о добровольности единого государственного экзамена. Какой человек нужен России?» [электронный ресурс] URL: http://www.smolin.ru/duma/audition/2008-03-05.htm (дата обращения 3.06.2014)
8.
Касимов Н.С. От экологического образования к образованию для устойчивого развития // Образование для устойчивого развития. Под ред. Н.С. Касимова. М. – Смоленск, 2004.
9.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 456 с.
10.
Назарбаев Н.А. Ключи от кризиса // Российская газета. Центральный выпуск № 4839 от 2 февраля 2009 г.
11.
Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – Кн.2: Психология образования. – 608 с.
12.
Немцев И.А. Перспективы информатизации общеобразовательного учреждения с использованием информационной системы netschool. Инфо-Стратегия 2013: Общество. Государство. Образование. Сборник материалов конференции. – Самара, 2013. – 424 с. – С.142
13.
Немцев И.А. Устойчивость территорий в Евразийском Союзе, как реализация социальной компоненты устойчивого развития. Наука и образование: векторы развития: материалы I Международной научно-практической конференции. 25 ноября 2013 г. / гл. ред. М.П. Нечаев. – Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2013. – 884 с. С. – 802.
14.
Немцев И.А. Школа развития личности. Молодежь и наука XXI века: материалы XII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. В 4 томах. Том 1. Красноярск, 17 мая 2011 г. / отв. за выпуск В.И. Пихутина; ред. кол. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2011. – 258 с. – С.158
15.
Образование для устойчивого развития / Под ред. Н.С. Касимова и В.С. Тикунова. Смоленск: Ойкумена, 2000.
16.
Основные положения стратегии устойчивого развития России / Под ред. А.М. Шелехова. М., 2002. – 161 с.
17.
Рябова Н., Новикова Т. Обучение демократии. В поисках гармонии. Образование для устойчивого развития. Экодом. Минск, 2007
18.
Словарь Лопатникова. [электронный ресурс] URL: http://slovar-lopatnikov.ru/slovar/u/ustojchivoe-razvitie/ (дата обращения 31.12.2013)
19.
Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития. 2005 г. [электронный ресурс] URL: http://www.iseu.by/m/12_100229_1_67497.pdf (дата обращения 13.06.2014)
20.
Урсул А.Д. Национальная идея и глобальные процессы: безопасность, устойчивое развитие, ноосферогенез // NB: Национальная безопасность. – 2013. – № 2. – С.1-66.
21.
Урсул А.Д. Опережающее образование и устойчивое развитие // Зеленый мир. 1996. № 25.
22.
Урсул А.Д. Устойчивое развитие: концептуальная модель // Национальные интересы. – 2005.-№1.
23.
Урсул А.Д., Демидов Ф.Д. Образование для устойчивого развития: научные основы. М.: РАГС, 2004.
24.
Устойчивости учат в вузе. URL: http://www.euro-pulse.ru/articles/ustoychivosti-uchat-v-vuze.html (дата обращения 31.12.2013)
25.
Что такое Net.School? [электронный ресурс] URL: http://www.net-school.ru/prod_about.php (дата обращения 11.12.2013
26.
А.Д. Урсул Процесс футуризации и становление опережающего образования // Педагогика и просвещение. - 2012. - 2. - C. 20 - 33.
27.
А.Д. Урсул, Т.А. Урсул Перспективы образования: информационно-экологическая ориентация в интересах устойчивого развития // Педагогика и просвещение. - 2011. - 4. - C. 14 - 25.
28.
Урсул А.Д., Урсул Т.А. Направления и особенности становления образования для устойчивого развития в России: к завершению Декады ООН // Политика и Общество. - 2014. - 7. - C. 753 - 773. DOI: 10.7256/1812-8696.2014.7.12533.
References (transliterated)
1.
Maslow A. H. Motivation and Personality. — New York: Harper & Row, 1954.
2.
Scott, W. and Gough S. (Eds) Key Issues in Sustainable Development and Learning: A Critical Review. RoutlegeFalmer: London and New York. 2004.
3.
Scott, W. and Gough S. Sustainable Development and Learning: Framing the Issues. RoutlegeFalmer: London and New York. 2003.
4.
The Earth Charter [elektronnyi resurs] URL: http://www.earthcharterinaction.org/content/pages/Read-the-Charter.html (data obrashcheniya 31.12.2013)
5.
The Talloires Declaration [elektronnyi resurs] URL: http://www.ulsf.org/programs_talloires_td.html (data obrashcheniya 31.12.2013)
6.
Arnol'd V.I. Novyi obskurantizm i rossiiskoe prosveshchenie. – M.: FAZIS, 2003. 60s.
7.
Vstupitel'noe i zaklyuchitel'noe slovo na obshchestvennykh slushaniyakh «Zakon o dobrovol'nosti edinogo gosudarstvennogo ekzamena. Kakoi chelovek nuzhen Rossii?» [elektronnyi resurs] URL: http://www.smolin.ru/duma/audition/2008-03-05.htm (data obrashcheniya 3.06.2014)
8.
Kasimov N.S. Ot ekologicheskogo obrazovaniya k obrazovaniyu dlya ustoichivogo razvitiya // Obrazovanie dlya ustoichivogo razvitiya. Pod red. N.S. Kasimova. M. – Smolensk, 2004.
9.
Mukhina V.S. Vozrastnaya psikhologiya: fenomenologiya razvitiya, detstvo, otrochestvo: Uchebnik dlya stud. vuzov. – 7-e izd., stereotip. – M.: Izdatel'skii tsentr «Akademiya», 2003. – 456 s.
10.
Nazarbaev N.A. Klyuchi ot krizisa // Rossiiskaya gazeta. Tsentral'nyi vypusk № 4839 ot 2 fevralya 2009 g.
11.
Nemov R.S. Psikhologiya: Ucheb.dlya stud.vyssh.ped.ucheb.zavedenii: V 3 kn. – 4-e izd. – M.: Gumanit.izd.tsentr VLADOS, 2001. – Kn.2: Psikhologiya obrazovaniya. – 608 s.
12.
Nemtsev I.A. Perspektivy informatizatsii obshcheobrazovatel'nogo uchrezhdeniya s ispol'zovaniem informatsionnoi sistemy netschool. Info-Strategiya 2013: Obshchestvo. Gosudarstvo. Obrazovanie. Sbornik materialov konferentsii. – Samara, 2013. – 424 s. – S.142
13.
Nemtsev I.A. Ustoichivost' territorii v Evraziiskom Soyuze, kak realizatsiya sotsial'noi komponenty ustoichivogo razvitiya. Nauka i obrazovanie: vektory razvitiya: materialy I Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. 25 noyabrya 2013 g. / gl. red. M.P. Nechaev. – Cheboksary: Ekspertno-metodicheskii tsentr, 2013. – 884 s. S. – 802.
14.
Nemtsev I.A. Shkola razvitiya lichnosti. Molodezh' i nauka XXI veka: materialy XII Vserossiiskoi (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-prakticheskoi konferentsii studentov, aspirantov i molodykh uchenykh. V 4 tomakh. Tom 1. Krasnoyarsk, 17 maya 2011 g. / otv. za vypusk V.I. Pikhutina; red. kol. Krasnoyar. gos. ped. un-t im. V.P. Astaf'eva. – Krasnoyarsk, 2011. – 258 s. – S.158
15.
Obrazovanie dlya ustoichivogo razvitiya / Pod red. N.S. Kasimova i V.S. Tikunova. Smolensk: Oikumena, 2000.
16.
Osnovnye polozheniya strategii ustoichivogo razvitiya Rossii / Pod red. A.M. Shelekhova. M., 2002. – 161 s.
17.
Ryabova N., Novikova T. Obuchenie demokratii. V poiskakh garmonii. Obrazovanie dlya ustoichivogo razvitiya. Ekodom. Minsk, 2007
18.
Slovar' Lopatnikova. [elektronnyi resurs] URL: http://slovar-lopatnikov.ru/slovar/u/ustojchivoe-razvitie/ (data obrashcheniya 31.12.2013)
19.
Strategiya EEK OON dlya obrazovaniya v interesakh ustoichivogo razvitiya. 2005 g. [elektronnyi resurs] URL: http://www.iseu.by/m/12_100229_1_67497.pdf (data obrashcheniya 13.06.2014)
20.
Ursul A.D. Natsional'naya ideya i global'nye protsessy: bezopasnost', ustoichivoe razvitie, noosferogenez // NB: Natsional'naya bezopasnost'. – 2013. – № 2. – S.1-66.
21.
Ursul A.D. Operezhayushchee obrazovanie i ustoichivoe razvitie // Zelenyi mir. 1996. № 25.
22.
Ursul A.D. Ustoichivoe razvitie: kontseptual'naya model' // Natsional'nye interesy. – 2005.-№1.
23.
Ursul A.D., Demidov F.D. Obrazovanie dlya ustoichivogo razvitiya: nauchnye osnovy. M.: RAGS, 2004.
24.
Ustoichivosti uchat v vuze. URL: http://www.euro-pulse.ru/articles/ustoychivosti-uchat-v-vuze.html (data obrashcheniya 31.12.2013)
25.
Chto takoe Net.School? [elektronnyi resurs] URL: http://www.net-school.ru/prod_about.php (data obrashcheniya 11.12.2013
26.
A.D. Ursul Protsess futurizatsii i stanovlenie operezhayushchego obrazovaniya // Pedagogika i prosveshchenie. - 2012. - 2. - C. 20 - 33.
27.
A.D. Ursul, T.A. Ursul Perspektivy obrazovaniya: informatsionno-ekologicheskaya orientatsiya v interesakh ustoichivogo razvitiya // Pedagogika i prosveshchenie. - 2011. - 4. - C. 14 - 25.
28.
Ursul A.D., Ursul T.A. Napravleniya i osobennosti stanovleniya obrazovaniya dlya ustoichivogo razvitiya v Rossii: k zaversheniyu Dekady OON // Politika i Obshchestvo. - 2014. - 7. - C. 753 - 773. DOI: 10.7256/1812-8696.2014.7.12533.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"