Статья 'Социальная политика и российская полиция ' - журнал 'Полицейская и следственная деятельность' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Полицейская и следственная деятельность
Правильная ссылка на статью:

Социальная политика и российская полиция

Куракин Алексей Валентинович

доктор юридических наук

профессор, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

125993, Россия, г. Москва, Ленинградский проспект, 49

Kurakin Aleksei Valentinovich

Doctor of Law

Professor at the Department of Administrative and Information Law of the Financial University Under the Government of the Russian Federation

125993, Russia, Moskva oblast', g. Moscow, ul. 125993, Moskva, Leningradskii, 49

kurakinaleksey@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2306-4218.2013.3.8914

Дата направления статьи в редакцию:

18-08-2013


Дата публикации:

1-9-2013


Аннотация: В статье исследуются правовые и организационные проблемы реализации социальной политики в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, анализируются законодательство о социальных гарантиях, установленных для сотрудников полиции, на основании чего формулируются предложения по совершенствованию ведомственной социальной политики. Для создания современной полиции, повышения престижности правоохранительной службы в органах внутренних дел необходимо формирование соответствующего правового механизма социальной защиты сотрудников органов внутренних дел. Приоритетной задачей является совершенствование правовой и социальной защищенности полицейских как составной части социально-правовой защиты личности в Российской Федерации. Денежное содержание сотрудников полиции имеет большое значение для повышения престижа службы, а также укрепления законности и дисциплины сотрудников. Особый статус полицейского предполагает государственное страхование его жизни и здоровья. Каждый сотрудник полиции имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Сотрудник в установленном порядке обеспечивается проездными документами на все виды транспорта общего пользования.


Ключевые слова:

полиция, государство, полицейский, защита, охрана, гарантии, компенсация, страховка, льгота, управление

Abstract: The article concerns legal and organizational problems of implementation of social policy within the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. The author analyzes the legislation on social guarantees for the police personnel and formulates proposals for the improvement of the social policy. In order to form modern police forces, to make law-enforcement service in the internal affairs bodies more prestigious, there is need to form a legal mechanism for the social protection of internal affairs bodies personnel.  The priority goal is to improve the level of legal and social protection of the police staff, as an element of social and legal protection of a person in the Russian Federation.  The police salaries are important for making police work prestigious, and for the support of rule of law and discipline of the personnel.  Special status of police officers presupposes the state insurance of his life and health. Every police officer has a right for protection of health and medical aid.  The officers are also provided with the traffic documents for any type of public transportation.


Keywords:

police, state, police officer, protection, guarding, guarantees, compensation, insurance, benefit, management

Проблемы социальной защиты личности в настоящее время имеют весьма актуальное значение. В этой связи формирование и совершенствование соответствующего правового механизма реализации социальных прав различных категорий граждан объективно необходимы. Однако, несмотря на это, приходится констатировать, что на пути создания правовых и организационных средств социальной защиты граждан имеется достаточно много правовых и организационных проблем, решить которые государство в полной мере пока не может[3].

Создание подлинно социального, правового и полицейского государства – достаточно длительный процесс, требующий значительных усилий, как органов публичного управления, так и институтов гражданского общества. Социальное государство дает возможность спокойно и планомерно развиваться личности, берет под особую защиту отдельные категории граждан, которые в силу объективных и субъективных причин не могут в полной мере реализовать свои права в различных сферах публичного управления.

Сотрудники полиции занимают особое место среди субъектов социальной защиты. В этой связи государство не случайно определило специальные меры социальной защиты и поддержки сотрудников органов внутренних дел (полиции). Однако говорить о том, что механизм социальной защиты сотрудников полиции эффективно работает, а меры социальной защиты в полном объеме достигают своей цели, пока невозможно. Не вызывает сомнений, что социальная защита полицейских самым непосредственным образом связана с престижностью службы, а также эффективным выполнением возложенных на сотрудников задач и функций. В идеале меры социальной защиты должны компенсировать сложность и напряженность службы в полиции, стимулировать служебную деятельность сотрудников, давать возможность минимизировать коррупционные правонарушения в деятельности полицейских. В этой связи С.П. Матвеев, верно, отмечает, что современная модернизация государственной правоохранительной службы невозможна без усиления гарантий социальной защиты сотрудников органов внутренних дел[8].

Следует отметить, что в действительности же те социальные гарантии, которые закреплены нормативно, используются сотрудниками полиции далеко не в полном объеме. Подобное положение дел, разумеется, не может в полной мере стимулировать их служебную деятельность, и, как следствие этого мы наблюдаем систематические и циничные факты нарушения законности, прав граждан, а также различного рода коррупционные правонарушения со стороны сотрудников полиции.

В целях наиболее полной реализации социальных гарантий, установленных для сотрудников полиции, целесообразно нормативно закрепить (в соответствующем административном регламенте) положение, обязывающее сотрудников подразделений по социальной работе органов и учреждений системы МВД России в инициативном порядке информировать о социальных гарантиях и возможностях их реализации как непосредственно сотрудников полиции, так и пенсионеров органов внутренних дел и членов их семей.

Для создания современной полиции, повышения престижности правоохранительной службы в органах внутренних дел необходимо формирование соответствующего правового механизма социальной защиты сотрудников органов внутренних дел. Закрепление адекватных социальных гарантий для сотрудников полиции, а формирование правового, организационного и финансового механизма их реализации должно внести свой вклад в дело повышения престижности полицейской службы, а также способствовать обеспечению законности в административной, процессуальной и оперативно-розыскной деятельности полиции.

Кадровая ситуация в органах внутренних дел прямо влияет на эффективность оперативно-служебной деятельности всей системы МВД России, а также показывает разрыв, проявившийся между уровнем материальной обеспеченности и степенью социальной защищенностью полицейских и членов их семей. В настоящее время значительно возросли нагрузки на личный состав подразделений и служб полиции, вызванные ростом преступности, возникающими внутренними конфликтами, что привело к ощутимому размыванию профессионального кадрового ядра, снижению престижа полицейской службы, оттоку наиболее квалифицированных кадров. Как верно отмечает О.В. Рагузина «…в настоящее время привлечь в систему МВД высококвалифицированных специалистов с должным уровнем знаний достаточно сложно. Это обусловлено рядом причин, в том числе и несовершенством законодательства, закрепляющего гарантии социальной защиты сотрудников органов внутренних дел, и крайне неэффективной практикой их реализации»[12]. Н.Д. Кочеткова, в свою очередь, замечает, что социальная защита сотрудников органов внутренних дел является одним из существенных факторов эффективного функционирования этой правоохранительной структуры[6].

Таким образом, несовершенство до недавнего времени законодательства, закрепляющего гарантии социальной защиты сотрудников полиции, а также крайне неэффективная практика их реализации существенно усиливали остроту проблемы социальной защиты сотрудников органов внутренних дел. В связи с этим приоритетной задачей в настоящее время является совершенствование правовой и социальной защищенности полицейских как составной части социально-правовой защиты личности в Российской Федерации. В результате вышеперечисленных обстоятельств комплексное рассмотрение механизмов социального обеспечения сотрудников полиции представляется актуальным[7]. Системный характер социальной политики государства, затронувшей все стороны жизни населения России, помимо всего прочего требует совершенствования соответствующих управленческих механизмов, обеспечивающих реализацию возникающих проблем в сфере внутренних дел.

Так, высокий уровень инфляции, низкая оплата труда значительной части населения – все это и ряд других проблем создают социальную напряженность в обществе. Практически все социальные проблемы в той или иной степени касаются и служебной деятельности сотрудников полиции. Многие проблемы, связанные с неудовлетворительной социальной защитой сотрудников органов внутренних дел, кроются в неэффективном административно-правовом регулировании соответствующих отношений.

Однако многие аспекты социальной защиты сотрудников полиции находят свое отражение во многих законодательных и иных нормативных правовых актах, регламентирующих режим прохождения службы в органах внутренних дел. Следует также отметить, что отдельные положения относительно социальной защиты личности имеют самое непосредственное отношение и к социальной защите сотрудников органов внутренних дел. Связано это с тем, что в Российской Федерации, так или иначе, осуществляется социальная политика[22].

Как следует из Конституции, Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). В научной литературе, констатируется тезис о том, что социальная государственная политика волнует всех граждан России, потому что она тесно связана с жизнью каждого человека и общества в целом, ведь человека может защитить только сильное государство[10].

Д.А. Керимов, характеризуя феномен социального государства, справедливо отмечает, что «…понятие социального государства сопряжено не только с понятием свободы, но и с такими феноменами, как справедливость и равенство»[2]. Т.К. Миронова, исследуя сущность и систему социальной защиты, отмечает, что «социальное государство – это государство, в котором человек имеет возможность реализовывать свои социальные права через функционирующую в государстве систему социальной защиты»[9].

Следует отметить, что названное конституционное положение имеет непосредственное отношение к проблемам социальной защиты сотрудников полиции. Термин «социальная защита» был впервые применен в правовом акте США в Законе «О социальной безопасности» в 1935 г., который стимулировал разработку социальных программ для различных категорий граждан. В последующем рамки данной дефиниции были значительно расширены при разработке и принятии конвенций и рекомендаций Международной организацией труда по различным социальным гарантиям[5].

Говоря о социальном государстве то в научной литературе, термин «социальное государство» чаще всего употребляется по отношению к таким европейским странам, как Швеция, Германия, Дания, однако можно без преувеличения сказать, что любое современное государство несет в себе те или иные признаки социального. Даже там, где социально-экономический либерализм имеет глубокие корни, как, например, в США, проводится целенаправленная государственная социальная политика[21]. В настоящее время укореняются представления о необходимости сознательного управления социальными процессами, зарождаются социальные технологии. В современный период в той или иной степени любое демократическое государство является социальным, так как признает ответственность за благополучие и развитие своих граждан[19]. Однако в последнее время концепция социального государства претерпевает некоторые изменения, которые обусловлены мировым финансово-экономическим кризисом. Негативные процессы в экономике и финансовой сфере заставляют государства пересмотреть свои социальные расходы.

В частности, В.Е. Чиркин пишет о том, что государство должно обеспечить лишь основные нужды человека, человек должен сам заботиться о себе, своей семье. Современное «государство поддержки труда» расходует на социальны нужды приблизительно треть государственного бюджета. В связи, с чем концепция государства благоденствия как излишне иждивенческая, на практике обнаружила свои слабости и начала пересматриваться в целом ряде зарубежных государств»[20].

Говоря о нашей стране, то необходимо сказать, что расходы государственного бюджета на социальную политику составляют более 50 %, что позволят говорить о социальной ориентации бюджетной политики Российской Федерации. Подобное положение вещей является в определенной степени гарантией социальной стабильности, сдерживающим фактором протестных настроений со стороны значительной части населения нашей страны.

По официальным сведениям реформа МВД России в 2012 г. потребует более 1 трлн руб. Из них 586 млрд руб. пойдут на выплату полицейским повышенного денежного довольствия, 165 млрд руб — повышенных пенсий, еще 15 млрд руб. будут потрачены на пособия сокращенным сотрудникам. Кроме того, более 330 млрд руб. предполагается пустить на решение квартирного вопроса полицейских[11].

Несмотря на это в вопросах реализации социальной политики в органах полиции, возможно, использовать положительно зарекомендовавший себя зарубежный опыт. Как отмечает С.Д. Соловьева, «…во многих государствах мира накоплен значительный опыт практической реализации сущности социального государства, отработаны правовые механизмы и технологии социальной защиты людей, созданы организационные структуры, гарантирующие действие норм»[17].

На основании этого О.В. Родионова делает вывод о том, что социальная функция – это деятельность государства, направленная на минимизацию различий в доступе членов государства к общественным благам с целью обеспечения стабильности (самосохранения) социума[13].

Как уже отмечалось, специфическим направлением реализации социальной политики российского государства является сфера внутренних дел, субъектом управления которой преимущественно выступает МВД России. Министерство проводит свою ведомственную социальную политику, которая касается как непосредственно сотрудника, так и членов его семьи. А это особенно важно, когда сотрудник погиб при исполнении своих служебных обязанностей, получил увечье, травму или инвалидность, вследствие чего произошло снижение или утрата им трудоспособности.

Социальные отношения в сфере внутренних дел регламентируются Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. «О полиции»[15], Федеральным законом от 19 июля 2011 г. «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации»[14], Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации»[16] и др.

Исходя из анализа вышеназванных законов, важным элементом социальной поддержки сотрудников полиции является оплата их труда. Денежное довольствие сотрудников включает в себя: оклад по занимаемой штатной должности, оклад по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания; процентную надбавку за выслугу лет; процентные надбавки за ученую степень и ученое звание; надбавки и иные дополнительные выплаты, установленные законодательством РФ, Президентом РФ, Правительством РФ, а в пределах выделенных средств Министром внутренних дел РФ.

Денежное содержание сотрудников полиции имеет большое значение для повышения престижа службы, а также укрепления законности и дисциплины сотрудников. В зарубежных государствах жалование полицейским устанавливается чаще всего в таких размерах, чтобы их служба считалась престижной и позволяла тем полицейским, которые происходят из средних слоев общества чувствовать себя достойно. Таким образом, денежное содержание, устанавливаемое для полицейских, позволяет государству повысить их социально-правовой статус, реализовать себя в полной мере, чувствовать себя полноценными членами общества.

Так, в Германии полицейские имеют бесплатную страховку, льготы на жилье, право на бесплатный проезд в городском транспорте. При этом минимальная зарплата сотрудника полиции – самого младшего чина после академии – составляет 2500 евро в месяц. Кроме того, сотрудник немецкой полиции может быть уволен со службы только в случае осуждения судом. В полиции Германии есть некая философия: «Беруфсбеамтентум» – опека государством своего чиновника. В основе – полное доверие сторон[1]. Немецкий полицейский заключает с государством соглашение о взаимовыгодных обязательствах. Он обязуется защищать интересы государства, а оно, в свою очередь, заботится о нем и его семье. Например: полицейского не могут уволить по сокращению штатов. Кроме того, полицейскому гарантируется зарплата среднего уровня, «тринадцатая зарплата». Минимальная зарплата полицейского в Греции составляет около 650 евро без учета надбавок. В Великобритании денежное содержание полицейского составляет около 25 тысяч фунтов в год[18].

Как видно из приведенных цифровых данных оплата труда полицейского в различных европейских государствах весьма различна, размер заработной платы полицейского напрямую зависит от эффективности национальной экономики. В Российской Федерации с 1 января 2012 г. оплата труда полицейского с учетом самых разнообразных надбавок выросла в 2-3 раза, однако вместе с этим отмены льготы по оплате проезда в место поведения отпуска и обратно, бесплатные санаторные путевки и др.

В итоге социальные гарантии и оплата труда полицейского выглядят не очень убедительно. А если к этому добавить высокий уровень инфляции, как следствие этого рост цен на энергоносители, проезд и др. заработной платы полицейского с учетом ее повышения хватает на весьма скромный образ жизни, как самого полицейского, так и членов его семьи.

Говоря о таком стимулирующем факторе служебной деятельности, как государственные награды и почетные звания Российской Федерации то они предоставляют сотруднику полиции соответствующий правовой статус. Следует отметить, что МВД России является, чуть ли не единственным федеральным органом исполнительной власти, которое установило денежные доплаты за государственные награды и почетные звания Российской Федерации, которыми награжден сотрудник полиции.

Так, почетное звание «Заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации», «Заслуженный юрист Российской Федерации» и др. влечет определенные позитивные последствия для сотрудника, в частности, за почетные звания, начинающиеся со слова – заслуженный … сотруднику полиции производится выплата 10 % надбавки от должностного оклада. Как положительный момент следует отметить, что в системе МВД России установлена система поощрительных выплат за особые достижения в службе, премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей, присвоенные квалификационные звания, а также за допуск к сведениям, составляющим государственную тайну и др.

Особый статус полицейского предполагает государственное страхование его жизни и здоровья. Государственное страхование призвано обеспечить соответствующие компенсационные выплаты сотруднику и членам его семьи при наступлении соответствующего страхового случая. Страховые выплаты дадут возможность сотруднику полиции пройти наиболее полную реабилитацию, оздоровление с целью помочь ему восстановиться и приступить к выполнению своих профессиональных обязанностей. В случае гибели сотрудника полиции государственное страхование призвано в материальной форме в какой-то степени «возместить» понесенную утрату его родственникам.

Следует подчеркнуть, что жизнь и здоровье сотрудника полиции подлежат обязательному государственному страхованию со дня начала службы в органах внутренних дел РФ. Социальные гарантии, установленные для сотрудников полиции, касаются не только сотрудника полиции, который находится на службе, но и членов его семьи, а также лиц, находящихся на его иждивении. Такое право у членов семьи сотрудника возникает, если он погиб, выполняя свои обязанности по должности (ст. 12 Федерального закона «О полиции»[15]), а также в случае, если сотрудник заболел в период службы, и это заболевание стало причиной его смерти. Заболевания, которые стали причиной смерти сотрудника, могут быть самыми разнообразными. При этом не требуется доказывать причинно-следственную связь между выполнением служебных обязанностей и наступившим заболеванием, которое повлекло за собой смерть сотрудника. Во всех случаях, указанные лица имеют право на получение единовременного пособия, размер которого определен законом.

В случае если сотрудник полиции получил увечье и иное повреждение здоровья и эта травма не позволяет ему проходить службу в полиции, сотрудник подлежит увольнению. Если гражданин умер в течение одного года после увольнения со службы в полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы (при этом заболевание может быть любым, необязательно связанным с исполнением служебных обязанностей), члены его семьи и лица, находящиеся на его иждивении, в равных долях имеют право на получении единовременного пособия в размере 3 млн руб.

Правом на получение единовременного пособия в случае гибели (смерти) сотрудника полиции или гражданина, уволенного со службы в полиции, имеют его супруга (супруг), которые на день его смерти состояли в зарегистрированном браке с погибшим (умершим), родители (отец, мать) погибшего, несовершеннолетние дети, а также дети старше 18 лет, которые стали инвалидами до достижения 18 лет. Кроме того, этим правом обладают также дети в возрасте до 23 лет, если они обучаются в образовательных учреждениях по очной форме обучения. Право на получение такого единовременного пособия также имеют лица, которые находились на иждивении сотрудника.

Для усиления мер социальной защиты сотрудника полиции при получении им увечья или иного повреждения здоровья при исполнении служебных обязанностей, не позволяющего ему в дальнейшем проходить службу, законом предусмотрена выплата единовременного пособия в размере 2 млн. руб. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что право на получение единовременного пособия имеет сотрудник, который получил увечье или иное повреждение здоровья исключительно при исполнении им служебных обязанностей.

Следует иметь ввиду, что исполнение служебных обязанностей сотрудником полиции включает как собственно выполнение возложенных на него должностных обязанностей, так и получение сотрудником полиции увечья или иного повреждения здоровья в период его следования из дома на службу и обратно, как наличном, так и на общественном транспорте.

В случае если сотрудник полиции стал инвалидом, т.е. при исполнении служебных обязанностей получил увечье или иное повреждение здоровья, которое повлекло за собой стойкую утрату им трудоспособности, он имеет право на ежемесячную денежную компенсацию в размере утраченного денежного довольствия на день увольнения со службы. В эту компенсацию не включается пенсия по инвалидности. При этом данная компенсация может быть взыскана в добровольном или судебном порядке с виновных лиц.

Размер ежемесячной денежной компенсации, которая выплачивается сотруднику полиции, получившему увечье или иное повреждение здоровья, подлежит перерасчету с учетом повышения денежного содержания сотрудника. Кроме того, сотрудник полиции имеет право на возмещение имущественного ущерба в случае причинения вреда его имуществу или имуществу его близких родственников, под которыми понимаются его родители, дети, дедушка, бабушка, внуки, братья, сестры, в связи с выполнением им служебных обязанностей. Вред возмещается в полном объеме за счет ассигнований из федерального бюджета с последующим взысканием выплаченной суммы возмещения с виновных лиц, исходя из рыночных цен, которые действуют в соответствующей местности.

Для того чтобы сотрудник полиции получил возможность возмещения имущественного ущерба, необходимо, чтобы он использовал свое личное имущество или имущество своих близких родственников с ведома или по поручению своего руководителя и мог документально подтвердить размер причиненного имущественного ущерба с учетом его амортизации. Имущество, которому причинен вред, должно быть использовано сотрудником полиции в служебных целях добросовестно.

Сотрудник полиции, а также иные лица, имеют право на получение соответствующих выплат и компенсаций лишь по одному из оснований, которые определены в законе «О полиции» (ст. 43). Нестабильное социально-экономическое положение Российской Федерации вызывает объективную необходимость их повышения. Индексация Единовременные пособия, которые выплачиваются сотрудникам полиции в соответствии с Федеральным закону от 7 февраля 2011 г. «О полиции»[15] подлежат индексации. Индексация производится исходя из уровня инфляции, расходами федерального бюджета. Решение об увеличении (индексации) размеров указанных пособий принимается Правительством Российской Федерации, лоббировать соответствующее решение должно МВД России.

В системе МВД России, так же как и в других ведомствах, сложилась весьма напряженная ситуация с обеспечением жильем своих сотрудников. Так, по официальным данным МВД России по состоянию на 1 января 2012 г. в улучшении жилищных условий нуждались 77 тыс. 800 семей сотрудников. Потребность в средствах на обеспечение их жилищных прав в 2012 г. составила 330,47 млрд руб. Обеспечение служебным жильем только участковых уполномоченных полиции потребует дополнительно еще 81,44 млрд руб[11].

Согласно Федеральному закону от 19 июля 2011 г. «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации»[14] сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (ст. 4).

На наш взгляд, для решения жилищной проблемы в системе МВД России следует закрепить механизм погашения Министерством внутренних дел Российской Федерации кредитов (ипотеки) полицейских, имеющих высокие показатели в служебной деятельности и прослуживших в органах внутренних дел более 15 лет, полученных на приобретение жилья или получение образования.

Каждый сотрудник полиции имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Под медицинским обслуживанием понимается предоставление (оказание) медицинской помощи лицам, имеющим право на лечение в медицинских учреждениях системы МВД России в соответствии с действующим законодательством.

В целях охраны здоровья сотрудника полиции и реализации права на медицинскую помощь, в системе МВД России созданы поликлиники, госпиталя, санатории, дома отдыха, где сотрудникам полиции оказывается самая разнообразная медицинская помощь.

В современных условиях в Российской Федерации активно развивается рынок платных медицинских услуг. В связи с этим очень важной социальной гарантией является предписание о том, что сотрудник полиции имеет право на бесплатное медицинское обслуживание, которое реализуется в различных формах в медицинских учреждениях системы МВД России. Сотрудник полиции имеет право на изготовление и ремонт зубных протезов из обычных материалов, а также на бесплатное обеспечение лекарствами. Лекарства, которые необходимы сотруднику, выписывает ему его лечащий врач, о чем делается соответствующая запись в медицинской карте; затем по выписанным рецептам выдаются лекарства в ведомственных аптеках, которые, как правило, находятся при соответствующих медицинских учреждениях. Сотрудник полиции имеет право на бесплатное обеспечение изделиями медицинского назначения, в частности костылями, колясками и др. Это право реализуется также основании соответствующих медицинских документов.

Право на медицинское обеспечение имеют и члены семьи сотрудника полиции: его супруга (супруг), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения возраста 18 лет, а также дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме. Такими же правами обладают и лица, находящиеся на иждивении сотрудника полиции и проживающие совместно с ним. При этом необходимо иметь в виду, что при амбулаторном лечении они обеспечиваются лекарствами за плату по розничным рыночным ценам, если иное не предусмотрено законодательством. Изготовление и ремонт протезов для супруга, несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, которые стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения), а также лиц, находящихся на иждивении сотрудника полиции и проживающих совместно с ним, производятся на тех же условиях, которые установлены в государственных или муниципальных организациях здравоохранения.

Сотрудник полиции, выполняя свои служебные обязанности, зачастую вынужден использовать общественный транспорт (автобусы, троллейбусы, трамваи, метро, поезда пригородного сообщения). В связи с этим сотрудник в установленном порядке обеспечивается проездными документами на все виды транспорта общего пользования (кроме такси).

Исходя из складывающейся оперативной обстановки сотрудник полиции может быть переведен на службу в другой район, а также быть направлен в служебную командировку в другой субъект РФ или за границу. В этой связи могут возникать проблемы, связанные с приобретением проездных документов, бронирования мест в гостиницах и др. Поэтому сотруднику полиции предоставляются дополнительные гарантии, касающиеся бронирования и внеочередного получения мест в гостинцах, при приобретении проездных документов на все виды транспорта при предъявлении служебного удостоверения и документов, подтверждающих факт следования к новому месту службы или нахождения в служебной командировке[4].

Необходимо отметить, что названные гарантии предоставленные сотруднику полиции могут быть реализованы им только при исполнении предписаний Закона «О полиции» предприятиями транспорта, администрациями гостиниц и др. Для того чтобы соответствующие положения закона работали четко, МВД России должно заключить соответствующие межведомственные соглашения с соответствующими ведомствами, а также соответствующими государственными и муниципальными учреждениями.

Сотрудник полиции, выполняя свои обязанности, которые предусмотрены Законом «О полиции», имеет право пользоваться общественным транспортом без приобретения поездных документов. Так, в случае если сотрудник полиции задержал правонарушителя, он имеет право бесплатно его провести и проехать сам при предъявлении служебного удостоверения на общественном транспорте до помещения соответствующего органа внутренних дел.

Актуальной на сегодняшний день является проблема предоставления детям сотрудника полиции мест в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях по месту жительства и в летных оздоровительных лагерях независимо от их форм собственности. Места детям полицейского, детям погибшего, умершего сотрудника, сотрудника, уволенного со службы в полиции, вследствие увечья предоставляются в первоочередном порядке.

Это положение будет практически невозможно исполнить, если органы местного самоуправления, органы социальной защиты, администрация соответствующих образовательных учреждений не будут выполнять предписания Федерального закона от 7 февраля 2011 г. «О полиции»[15]. Как представляется, на выполнение данного предписания закона должно дополнительно выделять средства МВД России. Таков перечень основных социальных гарантий установленных государством для сотрудников полиции, проанализированные меры социальной поддержки должны стимулировать сотрудника к добросовестному исполнению возложенных на него обязанностей по защите прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечению правопорядка.

В заключении необходимо отметить, что Министерством внутренних дел Российской Федерации проводится большая работа по совершенствованию нормативной правовой базы по вопросам социальной защиты сотрудников полиции. Министерством внутренних дел подготовлен и реализуется целый ряд нормативных правовых актов, направленных на улучшение социальной защищенности полицейских, ветеранов и пенсионеров органов внутренних дел, а также членов их семей. Несмотря на это механизм социальной защиты полицейских необходимо модернизировать так чтобы социальная помощь оказывалась максимально адресно и оперативно, кроме того, необходимо сформировать такие условия, при которых сам полицейский, а также его трудоспособные члены семьи сами могли бы решать свои социальные, организационные и иные бытовые проблемы.

Библиография
1. Горбачев М. Больше порядка – богаче страна // За рулем. – 2008. – № 4. – С.22.
2. Керимов Д.А. Социальное государство // Право и образование. – 2007. – №
3. – С. 5. 3.Костенников М.В., Куракин А.В., Михайлюк П.А. Организация социальной защиты сотрудников органов внутренних дел как метод обеспечения законности и дисциплины в системе МВД России / Актуальные проблемы обеспечения законности и противодействия коррупции в системе МВД РФ. – М., 2012. – С. 127.
4. Костенников М.В., Куракин А.В. Научно-практический комментарий к Главе 8 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. «О полиции» / Под ред. И.Л. Трунова. – М., 2012. – С. 121.
5. Костыря Ю.С. Экономические аспекты управления системой социальной защиты сотрудников органов внутренних дел в современных условиях: Дис. … канд. эконом. наук. – М., 2004. – С. 39
6. Кочеткова Н.Д. Административно-правовое обеспечение социальной защиты сотрудников органов внутренних дел: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. – М., 2006. – С. 12.
7. Круппо С.М. Правовая и социальная защита сотрудников органов внутренних дел: Дис. … канд. юрид. наук. – М., 2000. – С. 3.
8. Матвеев С.П. Социальная защита государственных служащих: теоретические основы построения системы, практика осуществления и проблемы административно-правового регулирования: Автореф. дис. … д-ра. юрид. наук. – Воронеж, 2012. – С. 18.
9. Миронова Т.К. Социальная защита в России: правовые вопросы. – М., 2004. – С. 188.
10. Нелюбина Е.В., Добрынин Н.М. Социальное государство и социальные права человека // Проблемы становления социального государство в России. – Тюмень, 2008. – С. 18.
11. Официальный сайт ФЭД МВД России / http://www.mvd.ru/mvd/structure/unit/fed/ (дата обращения 23.03.12)
12. Рагузина О.В. Законодательство Российской Федерации о социальной защите сотрудников органов внутренних дел // Правовая культура: научный журнал. – 2007. – № 1. – С. 130.
13. Родионова О.В. Социальная функция современного государства: Автореф. дис… д-ра юрид. наук. – М., 2007. – С. 5.
14. Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 30 (ч. 1). – Ст. 4595.
15. Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 7. – Ст. 900.
16. Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 49 (ч. 1). – Ст. 7020
17. Соловьева С.Д. Правовое регулирование социальной защиты населения: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. – М., 1997. – С. 3.
18. Сухаренко А.Н Социальное обеспечение полицейский в России и Европе // sartraccc.ru/print.php?print_file=Pub/suharenko(12-08-11).htm (дата обращения 21.03.2012).
19. Технологии социального обслуживания населения / Под ред. В.Г. Попова и Е.И. Холостовой. – М., 2000. – С. 6.
20. Чиркин В.Е. О «сильном государстве» и его Конституции // Государство и право на рубеже веков: конституционное и административное право. – М., 2000. – С. 12.
21. Чорбинский С.И. Социальная работа и социальные программы в США. – М., 1992. – С. 18.
22. Якунин В.И., Роик В.Д., Сулакшин С.С. Социальное измерение государственной экономической политики. – М., 2007. – С. 14.
23. Костенников М.В., Несмелов П.В., Михайлюк П.А. К вопросу о реализации принципов социальной политики в системе МВД России // Полицейская деятельность. - 2013. - 1. - C. 7 - 11. DOI: 10.7256/2222-1964.2013.01.2.
24. Куракин А.В., Костенников М.В. Принципы организации и деятельности российской полиции // NB: Российское полицейское право. - 2013. - 2. - C. 22 - 49. URL: http://www.e-notabene.ru/pm/article_799.html
25. Трегубова Е.В. Административные запреты в сфере осуществления полицейской деятельности // NB: Российское полицейское право. - 2013. - 1. - C. 25 - 44. URL: http://www.e-notabene.ru/pm/article_718.html
26. Михайлюк П.А. Социальная защита сотрудников органов внутренних дел // Административное и муниципальное право. - 2010. - 7. - C. 46 - 51.
27. Айрих В.А. Соотношение общественной безопасности и превенции в полицейском праве ФРГ // NB: Национальная безопасность. - 2013. - 1. - C. 254 - 289. URL: http://www.e-notabene.ru/nb/article_312.html
28. Винников А.В. Полицейский и судебный перевод. Слово в защиту российского законодательства // Полицейская деятельность. - 2012. - 4. - C. 43 - 49.
29. Кикоть-Глуходедова Т.В. История возникновения, становления и развития полицейской системы США // Полицейская деятельность. - 2011. - 6. - C. 62 - 72.
30. Костенников М.В., Куракин А.В. Административно-правовое противодействие коррупции в системе государственной службы и в деятельности сотрудников полиции Российской Федерации и зарубежных государств. // Полицейская деятельность. - 2011. - 1. - C. 10 - 16.
31. Куракин А.В., Костенников М.В. Административно-правовое противодействие коррупции в системе государственной службы и в деятельности сотрудников полиции Российской Федерации и зарубежных государств // NB: Российское полицейское право. - 2013. - 1. - C. 65 - 83. URL: http://www.e-notabene.ru/pm/article_735.html
32. Куракин А.В. Компетенция полиции в сфере реализации законодательства об административных правонарушениях // NB: Административное право и практика администрирования. - 2013. - 4. - C. 28 - 48. URL: http://www.e-notabene.ru/al/article_8841.html
33. Дамирчев Эмин Исахан Взаимодействие правоохранительных учреждений Европейского союза с Российской Федерацией в борьбе с преступностью (на примере Европейской полицейской организации) // Полицейская деятельность. - 2011. - 3. - C. 58 - 65.
References
1. Gorbachev M. Bol'she poryadka – bogache strana // Za rulem. – 2008. – № 4. – S.22.
2. Kerimov D.A. Sotsial'noe gosudarstvo // Pravo i obrazovanie. – 2007. – №
3. – S. 5. 3.Kostennikov M.V., Kurakin A.V., Mikhailyuk P.A. Organizatsiya sotsial'noi zashchity sotrudnikov organov vnutrennikh del kak metod obespecheniya zakonnosti i distsipliny v sisteme MVD Rossii / Aktual'nye problemy obespecheniya zakonnosti i protivodeistviya korruptsii v sisteme MVD RF. – M., 2012. – S. 127.
4. Kostennikov M.V., Kurakin A.V. Nauchno-prakticheskii kommentarii k Glave 8 Federal'nogo zakona ot 7 fevralya 2011 g. «O politsii» / Pod red. I.L. Trunova. – M., 2012. – S. 121.
5. Kostyrya Yu.S. Ekonomicheskie aspekty upravleniya sistemoi sotsial'noi zashchity sotrudnikov organov vnutrennikh del v sovremennykh usloviyakh: Dis. … kand. ekonom. nauk. – M., 2004. – S. 39
6. Kochetkova N.D. Administrativno-pravovoe obespechenie sotsial'noi zashchity sotrudnikov organov vnutrennikh del: Avtoref. dis. … kand. yurid. nauk. – M., 2006. – S. 12.
7. Kruppo S.M. Pravovaya i sotsial'naya zashchita sotrudnikov organov vnutrennikh del: Dis. … kand. yurid. nauk. – M., 2000. – S. 3.
8. Matveev S.P. Sotsial'naya zashchita gosudarstvennykh sluzhashchikh: teoreticheskie osnovy postroeniya sistemy, praktika osushchestvleniya i problemy administrativno-pravovogo regulirovaniya: Avtoref. dis. … d-ra. yurid. nauk. – Voronezh, 2012. – S. 18.
9. Mironova T.K. Sotsial'naya zashchita v Rossii: pravovye voprosy. – M., 2004. – S. 188.
10. Nelyubina E.V., Dobrynin N.M. Sotsial'noe gosudarstvo i sotsial'nye prava cheloveka // Problemy stanovleniya sotsial'nogo gosudarstvo v Rossii. – Tyumen', 2008. – S. 18.
11. Ofitsial'nyi sait FED MVD Rossii / http://www.mvd.ru/mvd/structure/unit/fed/ (data obrashcheniya 23.03.12)
12. Raguzina O.V. Zakonodatel'stvo Rossiiskoi Federatsii o sotsial'noi zashchite sotrudnikov organov vnutrennikh del // Pravovaya kul'tura: nauchnyi zhurnal. – 2007. – № 1. – S. 130.
13. Rodionova O.V. Sotsial'naya funktsiya sovremennogo gosudarstva: Avtoref. dis… d-ra yurid. nauk. – M., 2007. – S. 5.
14. Sobranie zakonodatel'stva RF. – 2011. – № 30 (ch. 1). – St. 4595.
15. Sobranie zakonodatel'stva RF. – 2011. – № 7. – St. 900.
16. Sobranie zakonodatel'stva RF. – 2011. – № 49 (ch. 1). – St. 7020
17. Solov'eva S.D. Pravovoe regulirovanie sotsial'noi zashchity naseleniya: Avtoref. dis. … kand. yurid. nauk. – M., 1997. – S. 3.
18. Sukharenko A.N Sotsial'noe obespechenie politseiskii v Rossii i Evrope // sartraccc.ru/print.php?print_file=Pub/suharenko(12-08-11).htm (data obrashcheniya 21.03.2012).
19. Tekhnologii sotsial'nogo obsluzhivaniya naseleniya / Pod red. V.G. Popova i E.I. Kholostovoi. – M., 2000. – S. 6.
20. Chirkin V.E. O «sil'nom gosudarstve» i ego Konstitutsii // Gosudarstvo i pravo na rubezhe vekov: konstitutsionnoe i administrativnoe pravo. – M., 2000. – S. 12.
21. Chorbinskii S.I. Sotsial'naya rabota i sotsial'nye programmy v SShA. – M., 1992. – S. 18.
22. Yakunin V.I., Roik V.D., Sulakshin S.S. Sotsial'noe izmerenie gosudarstvennoi ekonomicheskoi politiki. – M., 2007. – S. 14.
23. Kostennikov M.V., Nesmelov P.V., Mikhailyuk P.A. K voprosu o realizatsii printsipov sotsial'noi politiki v sisteme MVD Rossii // Politseiskaya deyatel'nost'. - 2013. - 1. - C. 7 - 11. DOI: 10.7256/2222-1964.2013.01.2.
24. Kurakin A.V., Kostennikov M.V. Printsipy organizatsii i deyatel'nosti rossiiskoi politsii // NB: Rossiiskoe politseiskoe pravo. - 2013. - 2. - C. 22 - 49. URL: http://www.e-notabene.ru/pm/article_799.html
25. Tregubova E.V. Administrativnye zaprety v sfere osushchestvleniya politseiskoi deyatel'nosti // NB: Rossiiskoe politseiskoe pravo. - 2013. - 1. - C. 25 - 44. URL: http://www.e-notabene.ru/pm/article_718.html
26. Mikhailyuk P.A. Sotsial'naya zashchita sotrudnikov organov vnutrennikh del // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. - 2010. - 7. - C. 46 - 51.
27. Airikh V.A. Sootnoshenie obshchestvennoi bezopasnosti i preventsii v politseiskom prave FRG // NB: Natsional'naya bezopasnost'. - 2013. - 1. - C. 254 - 289. URL: http://www.e-notabene.ru/nb/article_312.html
28. Vinnikov A.V. Politseiskii i sudebnyi perevod. Slovo v zashchitu rossiiskogo zakonodatel'stva // Politseiskaya deyatel'nost'. - 2012. - 4. - C. 43 - 49.
29. Kikot'-Glukhodedova T.V. Istoriya vozniknoveniya, stanovleniya i razvitiya politseiskoi sistemy SShA // Politseiskaya deyatel'nost'. - 2011. - 6. - C. 62 - 72.
30. Kostennikov M.V., Kurakin A.V. Administrativno-pravovoe protivodeistvie korruptsii v sisteme gosudarstvennoi sluzhby i v deyatel'nosti sotrudnikov politsii Rossiiskoi Federatsii i zarubezhnykh gosudarstv. // Politseiskaya deyatel'nost'. - 2011. - 1. - C. 10 - 16.
31. Kurakin A.V., Kostennikov M.V. Administrativno-pravovoe protivodeistvie korruptsii v sisteme gosudarstvennoi sluzhby i v deyatel'nosti sotrudnikov politsii Rossiiskoi Federatsii i zarubezhnykh gosudarstv // NB: Rossiiskoe politseiskoe pravo. - 2013. - 1. - C. 65 - 83. URL: http://www.e-notabene.ru/pm/article_735.html
32. Kurakin A.V. Kompetentsiya politsii v sfere realizatsii zakonodatel'stva ob administrativnykh pravonarusheniyakh // NB: Administrativnoe pravo i praktika administrirovaniya. - 2013. - 4. - C. 28 - 48. URL: http://www.e-notabene.ru/al/article_8841.html
33. Damirchev Emin Isakhan Vzaimodeistvie pravookhranitel'nykh uchrezhdenii Evropeiskogo soyuza s Rossiiskoi Federatsiei v bor'be s prestupnost'yu (na primere Evropeiskoi politseiskoi organizatsii) // Politseiskaya deyatel'nost'. - 2011. - 3. - C. 58 - 65.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.