Статья 'Проблемные вопросы правоприменительной практики при осуществлении оперативно-разыскного задержания (захват)' - журнал 'Полицейская и следственная деятельность' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Полицейская и следственная деятельность
Правильная ссылка на статью:

Проблемные вопросы правоприменительной практики при осуществлении оперативно-разыскного задержания (захват)

Кондрашечкин Роман Викторович

кандидат юридических наук

старший преподаватель, Московский областной филиал, Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя

143100, Россия, Московская область, пос. Руза, ул. Солнцева, 22, кв. 143

Kondrashechkin Roman Viktorovich

PhD in Law

Senior Lecturer at Kikotia Moscow University of the Ministry of Internal Affairs 

143100, Russia, Moskovskaya oblast', pos. Ruza, ul. Solntseva, 22, kv. 143

rvk07@rambler.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-7810.0.0.23038

Дата направления статьи в редакцию:

17-05-2017


Дата публикации:

19-10-2017


Аннотация: Предметом исследования является: особенности правового регулирования оперативно-разыскного задержания, в рамках проведения оперативно-разыскных мероприятий, предусмотренных ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Существующие правовые основания задержания не учитывают особенности и специфику деятельности оперативных подразделений, что вызывает определенные сложности в правоприменительной практике. Учитывая практическую направленность применения оперативно-разыскного задержания (захват) при осуществлении оперативно-разыскной деятельности, необходимо отметим, что в нормативных правовых актах, регламентирующих данный вид деятельности отсутствуют нормы, регулирующие порядок, основания и условия и иные аспекты применения оперативно-разыскного задержания (захват), которые необходимо предусмотреть и закрепить в нормативных документах. Методы исследования: метод сравнительного правоведения при исследовании оснований задержания; метод сравнительного анализа при определении соответствия возможностей оперативных подразделений при осуществлении оперативно-разыскного задержания. Автором исследуются актуальные проблемы правоприменительной практики, касающиеся реализации сотрудниками оперативных подразделений такой меры принуждения как оперативно-разыскное задержание (захват). Научная новизна заключается в анализе нормативных правовых актов регламентирующих основания и порядок задержания; в предложениях по совершенствованию оперативно-разыскного законодательства. Основные выводы проведенного исследования заключаются в следующем: необходимо дополнить статью 15 Федерального закона «Об оперативно-разыскной деятельности» отдельными нормами, регламентирующими основания и условия, порядок проведения, пределы осуществления оперативно-разыскного задержания «захват подозреваемого и иных лиц при решении задач оперативно-разыскной деятельности.


Ключевые слова:

полиция, оперативно-разыскная деятельность, уголовный розыск, сотрудник уголовного розыска, оперативный сотрудник, оперативно-разыскное задержание, захват, оперативно-разыскное мероприятие, задержание, оперативные подразделения

Abstract: The subject of the research is the particularities of legal regulation of operative investigative arrest as part of operative investigative activities set forth by Article 6 of the Federal Law No. 144 of 12 August, 1995 'On Operative Investigative Activity'. According to the author of the article, current legal grounds for arrest do not consider particular features of investigative unit activities which causes certain difficulties in the law-enforcement practice. Taking into account the practical orientation of performing operative investigative arrest or seisure in the process of operative investigative activity, it is necessary to note that legal acts regulating this activity lack standards that would regulate the procedure, grounds and conditions and other aspects of applying operative investigative arrest or seizure. Based on the author, these standards should be described and fixed in legal documents. The author has used the following research methods: comparative law method to analyse legal grounds for arrest or seizure; and comparative analysis method to define conformity of possible operative subdivisions in the process of operative investigative arrest. The author focuses on oustanding problems of law-enforcement practice assocaited with the implementation of such enforcement measure as operative investigative arrest or seizure by operative subdivision officers. The scientific novelty of the research is caused by the fact that the author conducts an analysis of legal acts regulating the procedure and grounds for arrest and offers recommendations on how to improve operative investigative activity. The main conclusions of the research are as follows: there is a need to amend Article 15 of the Federal Law 'On Operative Investigative Activity' with particular legal standards regulating the grounds and conditions, procedure, and limits of operative investigative arrest or seizure of suspects or other persons in the process of operative investigative activity. 


Keywords:

police, operative investigative activity, criminal investigation department, employee of criminal investigation department, operations officer, investigative detention, investigative event, operative investigative event, detention, operational units

Фактическое задержание (захват) лица представляет собой комплекс мероприятий проводимый оперативными подразделениями ОВД, в результате которых человек лишается фактической возможности свободно передвигаться, а сотрудники оперативных подразделений, получают фактическую возможность принудительно доставить его в орган дознания или к следователю для решения вопросов в пределах их компетенции.

Говоря о захвате, следует обратить внимание, что это захват является актом, обуславливающим задержание подозреваемого в совершении преступления. Захват как таковой не реализует всех целей задержания. Однако посредством этого обеспечительного мероприятия решаются две важнейшие организационно-правовые задачи направленные на пресечение дальнейшей преступной деятельность задержанного и обеспечение возможность его доставления в орган дознания или к следователю.

Возможностью проводить фактическое задержание (захват) наделен широкий круг сотрудников правоохранительных органов. Это любые должностные лица, имеющие право доставлять задержанных для дальнейшего разбирательства в ОВД. Например, согласно п. 13 ст. 13 Федерального закона «О полиции» таким правом обладает любой сотрудник полиции, действующий в пределах своих полномочий, в том числе и сотрудники оперативных подразделений ОВД [7].

Учитывая практическую направленность применения оперативно-разыскного задержания (захват) при осуществлении оперативно-разыскной деятельности, отметим, что в нормативных правовых актах, регламентирующих данный вид деятельности отсутствуют нормы, регулирующие порядок, основания и условия и иные аспекты применения оперативно-разыскного задержания (захват), которые необходимо предусмотреть и закрепить в нормативных документах.

В соответствии с п. 1 ст. 76 Конституции Российской Федерации [2] Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 5 июля 1995 года принят Федеральный закон № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [9] (далее - Федеральный закон «Об ОРД»), что явилось важным этапом в развитии и совершенствовании оперативно-разыскной деятельности, как отраслевой юридической науки.

В преамбуле рассматриваемого нормативного правового акта сказано, что данный Федеральный закон регламентирует содержание оперативно-разыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федерального Закона «Об ОРД» под оперативно-разыскной деятельностью понимается вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Оперативно-разыскная деятельность как вид государственной деятельности является наиболее эффективным средством борьбы с преступностью, что находит свое отражение в применении и использовании специального отраслевого нормативного правового регулирования данного вида деятельности.

С учетом изменений в укладе общественной жизни, различных институтов гражданского общества, проводимых реформ в Российской Федерации, оперативно-разыскное законодательство и ведомственные нормативные акты, регламентирующие данный вид деятельности нуждаются в совершенствовании, а также систематизации направленной на повышение эффективности их применения в процессе выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а в целом борьбы с преступностью [6].

Анализ действующего законодательства в области оперативно-разыскной деятельности позволяет сделать предположение о том, что направление деятельности оперативных подразделений, касающееся оперативно-разыскного задержания (захват) лиц, подозреваемых в совершении преступления, не в полной мере нашли свое отражение в отраслевом нормативном правовом регулировании. Это создает предпосылки правовой неопределенности при необходимости применения оперативно-разыскного задержания (захват) лиц, подозреваемых в совершении преступлений.

В статье 2 Федерального закона «Об ОРД» перечислены задачи оперативно-разыскной деятельности (далее – ОРД), которые возложены на оперативные подразделения государственных органов.

Указанные задачи ОРД носят комплексный характер в борьбе с преступностью и осуществляются сотрудниками оперативных подразделений посредством проведения оперативно-разыскных мероприятий, предусмотренных ст. 6 Федерального закона «Об ОРД».

Для их решения органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность могут заводить дела оперативного учета (далее – ДОУ), а непосредственная реализация ДОУ осуществляется в рамках оперативно-разыскного задержания (захват) лиц, подозреваемых в совершении преступления.

Оперативно-разыскные меры по задержанию проверяемых или разрабатываемых лиц, представляет собой комплекс приемов, предполагающих использование для захвата разрабатываемых лиц различные оперативные приемы.

Успешный захват проверяемых или разрабатываемых лиц возможен в тех случаях когда, учитываются обстоятельства, влияющие на особенности задержания. Однако на момент задержания указанных лиц их правовой статус в действующем оперативно-разыскном законодательстве не определен, что вызывает определенные сложности в правоприменительной практике.

Для раскрытия любого преступления, необходимо не только выявить лиц совершивших преступление и зафиксировать их незаконные действия путем документирования в рамках проведения оперативно-разыскных мероприятий (далее – ОРМ), но и произвести его фактическое (физическое) оперативно-разыскное задержание (захват).

Практика деятельности оперативных подразделений свидетельствует, что оперативно-разыскное задержание (захват), осуществляется до возбуждения уголовного дела в рамках реализации ДОУ.

Вместе с тем правовые основания задержания в действующем Российском законодательстве определяются нормативными правовыми актами, которые различаются между собой по различным аспектам применения данной принудительной меры [13].

Правовые основания уголовно-процессуального задержания содержатся в статьях 91, 92 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации [8] (далее – УПК Российской Федерации), административного задержания – указаны в статьях 27.3-27.7 Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях [3] (далее – КоАП Российской Федерации), также правовые основания задержания, содержатся в статье 14 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» [11] (далее - Федеральный закон «О полиции).

Согласно пункту 1 части 2 статьи 14 Федерального закона «О полиции» полиция имеет право задерживать лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, – по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Приказом МВД России от 29 января 2008 г. № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции» [10] утвержден Устав патрульно-постовой службы полиции, в данном документе конкретизированы полномочия нарядов ППСП по предупреждению и пресечению преступлений, а также особенности задержания и доставления в органы внутренних дел лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Данный приказ конкретизирует действия сотрудников, касающиеся доставления и задержания граждан.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона «О полиции» задержание до судебного решения допускается на срок не более 48 часов, о чем составляется протокол, предусмотренный частью 14 статьи 14 Федерального закона «О полиции». Перечисленные основания задержания рассматриваются в рамках административно-правовой деятельности.

В порядке, определенном статьей 92 УПК Российской Федерации, подозреваемый может быть задержан только при наличии оснований, установленных статьей 91 УПК Российской Федерации. В данном случае речь идет о процессуальном статусе задержания.

Правовые основания временного задержания, предусмотрены международными нормативными правовыми актами [1].

Существующие правовые основания задержания не учитывают возможности и специфику работы оперативных подразделений. Отсутствие норм оперативно-разыскного задержания в оперативно-разыскном законодательстве вызывают сложности в осуществлении правоприменительной практики.

Обоснованность и законность задержания подозреваемых лиц ставится под сомнение. Фактическое оперативно-разыскное задержание в форме «захвата», в определенной мере ограничивает право на свободу и личную неприкосновенность граждан, предусмотренное Конституцией Российской Федерации [5].

В этой связи необходимо обратиться к Конституции Российской Федерации [2]. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Данное требование корреспондирует положению части 1 статьи 14 Федерального закона «О полиции», в соответствии с которым полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность, и до судебного решения в случаях, установленных указанным Федеральным законом и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

На основании исследований, проведенных российскими учеными С.А. Чумаровым, Н.С. Железняком приводятся такие данные: «сотрудники оперативных подразделений не могут дать правильную правовую оценку задержанию и при этом испытывают серьезные сомнения в законности своих действий. Вместе с тем правоприменителей сложно упрекать в некомпетентности, так как, несмотря на безусловную практическую потребность, в нормативных правовых актах отсутствуют материальные и процессуальные нормы, регулирующие основания, условия, порядок, пределы и иные аспекты применения этой принудительной процедуры при осуществлении ОРД» [12]. Позиция авторов заслуживает внимания.

Оперативно-разыскное задержание (захват), в условиях отсутствия законодательного закрепления в ОРД выражается в нормативном правовом регулировании данной принудительной меры различными отраслям права. Применение соответствующей принудительной меры должно регламентироваться нормами оперативно-разыскного законодательства, так как оперативно-разыскное задержание (захват) распространено в деятельности сотрудников оперативных подразделений.

В этой связи необходимо дополнить закрепленные в ст.15 Федерального закона «Об оперативно-разыскной деятельности», права органов осуществляющих оперативно-разыскную деятельность положениями, касающимися порядка осуществления оперативно-разыскного задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления [4 с. 88-89].

Законодательное закрепление оперативно-разыскного задержания позволит решить проблему нормативного правового регулирования данных отношений, что обеспечит реализацию полномочий сотрудников оперативных подразделений и что очень важно соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-разыскной деятельности.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.