Статья 'Необходимость официального информирования о распределении бюджетных ассигнований, предусмотренных ФСИН России для социальных выплат сотрудникам УИС и членам их семей ' - журнал 'NB: Административное право и практика администрирования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
NB: Административное право и практика администрирования
Правильная ссылка на статью:

Необходимость официального информирования о распределении бюджетных ассигнований, предусмотренных ФСИН России для социальных выплат сотрудникам УИС и членам их семей

Корнийчук Ольга Олеговна

адъюнкт, кафедра административного и финансового права, Академия федеральной службы исполнения наказаний России

390048, Россия, Рязанская область, г. Рязань, ул. Новоселов, 49

Korniichuk Ol'ga Olegovna

Postgraduate at the Department of Administrative and Finance Law of the Academy of the Federal Penitentiary Service of the Russian Federation

390048, Russia, Ryazan', ul. Novoselov, 49

olga.korniychuk@yandex.ru

DOI:

10.7256/2306-9945.2016.4.18909

Дата направления статьи в редакцию:

22-04-2016


Дата публикации:

24-08-2016


Аннотация: Предметом статьи являются проблемы использования бюджетных средств в Федеральной службе исполнения наказаний. В статье отмечается, что, несмотря на декларируемые успехи реформ в области социальной поддержки сотрудников УИС и членов их семей, существующие экономические и политические проблемы (экономический кризис из-за введения санкций в связи с украинскими событиями 2014 года, сокращение бюджетных ассигнований, предусмотренных ФСИН России, приостановление действия правовых норм, предусматривающих увеличение (индексацию) размеров окладов денежного содержания сотрудников УИС с учетом уровня инфляции (потребительских цен) и другие) приводят к недоверию личного состава руководству, правовому нигилизму, оттоку кадров из УИС и ослаблению их профессионального ядра. Следует отметить и то, что на наш взгляд, одной из причин коррупционной преступности в УИС является социальная неустроенность сотрудников УИС и их неудовлетворенность материальным обеспечением. Коррупция дестабилизирует нормальное функционирование системы исполнения наказаний, подрывая доверие граждан к правоохранительным органам, а потому выходит за рамки узковедомственной задачи и поднимается на федеральный уровень. Актуальность данной статьи состоит в том, что в настоящее время с целью поддержания доверия сотрудников УИС и членов их семей к закону и действиям государства, а также их уверенности в эффективности социальной поддержки и реализации своих прав, приобретенных на основе действующего законодательства, закрепляющего официально признанный статус данной категории граждан, максимально «прозрачными» должны быть действия как в целом ФСИН России, так и руководителей различных уровней. Информирование о распределении бюджетных ассигнований, предусмотренных ФСИН России для социальных выплат сотрудникам УИС и членам их семей, необходимо производить как в форме аналитических обзоров, рассылаемых по территориальным органам, так и форме отчетов на официальных сайтах учреждений, органов и организаций УИС, а также на официальном сайте ФСИН России информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Основной вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в том, что в настоящее время для оптимизации бюджетных расходов в уголовно-исполнительной системе необходимо совершенствовать формы и методы мониторинга их расходования. Основным вкладом, который сделан авторами в настоящей статье это необходимость развития правового регулирования финансового контроля в системе исполнения наказаний. Новизна статьи заключается в разработке предложений по развитию форм и методов бюджетного мониторинга в уголовно-исполнительной системе.


Ключевые слова:

бюджет, расходы, доходы, выплаты, распределение, ассигнования, ФСИН, наказание, контроль, финансы

Abstract: The research subject covers the problems of budgetary funds using in the Federal Penitentiary Service. The author notes that, despite the declared success of the reforms in the sphere of social support of the penal system officers and their families, the existing economic and political problems (the economic crisis caused by the sanctions after the 2014 events in Ukraine, the reduction of budget provisions of the Federal Penitentiary Service, the stay of legal norms which used to provide for the increase of substantive pays of the penal system officers adjusted for inflation and others) lead to the distrust of the personnel in the senior staff, legal nihilism, the outflow of the personnel from the penal system and the weakening of its professional core. In the author’s opinion, one of the reasons for corruption crimes in the penal system is the social despondency of the penal system officers and their dissatisfaction with their material standing. Corruption destabilizes the normal functioning of the penitentiary system, undermines the citizens’ trust in law enforcement agencies, and, therefore, should be considered on the federal level. The urgency of this study is conditioned by the fact that at present, in order to maintain the penal system officers’ and their families’ trust in law and the state, and the effectiveness of the social support and implementation of their rights, acquired in accordance with the current legislation, establishing the officially recognized status of this category of citizen, the work of the Federal Penitentiary Service of Russia and the management of different levels should be transparent. The informing about the distribution of budget provisions within the Federal Penitentiary Service of Russia for welfare payments to the penal system officers and their families should be carried out both in the form of reports on the official websites of institutions, agencies and organizations of the penal system, and on the official website of the Federal Penitentiary Service of the Russian Federation. The research methodology is based on the latest achievements in epistemology. The author applies general philosophical and theoretical methods (dialectics, the system method, analysis, synthesis, analogy, deduction, observation and modeling), traditional methods of jurisprudence (formal logical) and the methods of specific sociological research (statistical, expert assessments, etc.). The author concludes that at present, in order to optimize budget expenses in the penal system, it is necessary to improve forms and methods of their application monitoring. The author asserts that it is necessary to develop legal regulation of financial control within the penal system. The author proposes the ways to develop forms and methods of budget monitoring in the penal system. 


Keywords:

budget, costs, income, payments, distribution, provisions, The Federal penitentiary service, punishment, control, Finance

В настоящее время значительно усложнились условия труда пенитенциарного персонала наряду с увеличением сокращения должностей и напряженной экономической ситуацией в России. Выборочные исследования показывают, что больше всего неудовлетворенность сотрудников вызывают: возросшая интенсивность и напряженность службы (средний балл – 53 %), недостатки в системе поощрений (34 %), выполнение несвойственных функций (31 %), отсутствие внимания к бытовым нуждам сотрудников (30 %) [1; С. 270]. Современная государственная политика в области социальной поддержки сотрудников УИС и членов их семей направлена на преодоление экономического кризиса из-за введения санкций в связи с украинскими событиями 2014 года. Например, во исполнение решений Правительства РФ Федеральным законом от 20 апреля 2015 г. № 93 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» бюджетные ассигнования, предусмотренные ФСИН России на 2015 год, были сокращены на 10% (более 27 млрд. рублей), причем сокращению были подвергнуты все расходы, включая оплату труда работников УИС, социальные и компенсационные выплаты (за исключением единовременной социальной выплаты на строительство и приобретение жилого помещения) [2; С. 179]. То есть, денежное довольствие сотрудников правоохранительных органов действительно было увеличено почти в 2 раза, но через полтора года его снова сократили: так, пренебрегая регламентированной социальной поддержкой сотрудников УИС и ущемляя их право на социальное обеспечение, законодатель решает вопросы экономического благосостояния народа. Следовательно, несмотря на объявляемые успехи социальных реформ, государство, пытаясь разрешить социально-экономические проблемы, перекладывает на плечи сотрудников правоохранительных органов негативные последствия преобразований, не создавая необходимых условий для их поддержки. Тем самым, конституционные положения о высшей ценности человека и его прав и свобод для государства, а также правовые нормы, закрепляющие социальные гарантии сотрудников УИС и членов их семей, иногда остаются декларативными [3; С. 6]. Существующие в настоящее время правовые, экономические и политические проблемы подрывают функционирование Российской Федерации как социального государства [4; С. 13]. В итоге данная нестабильность и в некоторой степени «фиктивность» социальной поддержки пенитенциарного персонала приводит к недоверию личного состава руководству, правовому нигилизму, оттоку кадров из УИС и ослаблению их профессионального ядра. Эти выводы подтверждаются результатами проводимого нами за период первого квартала 2016 года на базе Академии ФСИН России опроса 83 сотрудников УИС, проходящими обучение на высших академических курсах и обучающимися заочно магистров: 75,9 % респондентов согласились с тем, что удовлетворенность сотрудников УИС службой зависит от реализации ими своих социальных гарантий (не согласились с данным утверждением – 9,6 %, затруднились ответить – 14,5 %). А на вопрос «Необходимо ли совершенствование правового механизма реализации социальной поддержки сотрудников УИС и членов их семей?» 95,2 % опрашиваемых ответило положительно, причем некоторые добавляли, что «всё должно быть проще и прозрачнее», отрицательно – 4,8 %, так как «устали от бесконечных реформ». Важно помнить о необходимости соблюдения принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающего правовую определенность, чтобы сотрудники УИС могли быть уверенными в эффективности социальной поддержки со стороны государства и в реализации своих прав, приобретенных на основе действующего законодательства, закрепляющий официально признанный статус данной категории граждан [5]. Большинство сотрудников испытывают потребность в безопасности, стабильности, «уверенности в завтрашнем дне», что является для них наиболее приоритетным в профессиональной деятельности. Высоко ценятся социальные гарантии, соответственно, ответственность за управление своей карьерой перекладывается на руководство [6; С. 148-149]. Интересно отметить, что в качестве своих приоритетов при выборе места службы 35,1 % опрашиваемых указывали материальное обеспечение и наличие социальных гарантий сотрудникам УИС и членам их семей – 34,2 %, 9,6 % – профиль работы, 7,9 % – семейную династию, 7,9 % – престижность (причем данный вариант выбрали исключительно руководители различных уровней), 5,3 % – другое (добавляя, что «был удобный график», «служба в УИС – это стабильность» и т.п.). Однако, обозначая наиболее отрицательные стороны службы в УИС, 34 % выделили низкую заработную плату; 25 % – риск заражения опасными для здоровья болезнями; 18,5 % – общение с осужденными; 10, 6 % – плохой психологический климат в рабочем коллективе; 12,6 % – другое (называя «перелимит осужденных», «неопределенность кадровых перспектив», «решение вопросов в жилищной сфере», «безразличие к графику и оплате труда», руководители отмечали «недоработанный штат сотрудников», а инспекторский состав указывал на низкий уровень подготовки руководства, респонденты также выделяли коррупцию, «ложь об УИС в средствах массовой информации и отзывах общественно-наблюдательной комиссии» и прочие недостатки пенитенциарной службы). Следовательно, наше исследование показывает, что, возможно, по сравнению с заработной платой в регионах уровень заработной платы в учреждениях и органах УИС действительно выше среднего, однако существующее материальное обеспечение недостаточно компенсирует всю сложность и опасность труда пенитенциарного персонала. В этом контексте заслуживает внимания мнение Н.Н. Макаровой: «Материальное обеспечение – очень большая проблема и важный показатель социального благополучия сотрудников. Когда человеку не хватает денег, он пытается решить эту проблему, однако все делают это по-разному» [7; С. 146]. Следовательно, достойный уровень социальной поддержки сотрудников УИС выступает одним из основных факторов в антикоррупционной политике России, направленной на укрепление доверия гражданского общества в отношении государства [8; С. 52-56]. Элементы служебного, материального, морального, общественного воздействия, лежащие в основе антикоррупционных мероприятий, способны положительным образом отразиться на мотивации сотрудников УИС в выполнении своих служебных обязанностей [9; С. 406]. Очевидно, что денежное довольствие сотрудников УИС продолжает обесцениваться ввиду незначительного его увеличения на фоне непоследовательной политики государства, при которой ежегодно в очередном проекте государственного бюджета прогнозируется определенный процент инфляции в стране, однако далеко не ежегодно пересматриваются расходы, связанные с повышением денежного довольствия сотрудников УИС. Так, увеличение (индексация) размеров окладов денежного содержания сотрудников УИС регламентирует ч. 5 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 года (ред. от 4 ноября 2014 года, с изм. от 14 декабря 2015 года) № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ-283), однако действие данной нормы приостановлено с 1 января 2014 года сначала до 1 января 2015 года [10], затем – до 1 января 2016 года[11], а после – до 1 января 2017 года[12]. По аналогии также приостановлено с 6 апреля 2015 года сначала до 1 января 2016 года [13], затем – до 1 января 2017 года [14] действие ч. 9 ст. 12 ФЗ-283, регламентирующей индексацию размеров единовременных пособий, выплачиваемых в соответствии с ч. 2 и ч. 4 ст. 12 ФЗ-283. А поскольку, исходя из вышеизложенного, до 1 января 2017 года приостановлено действие правовых норм, регламентирующих увеличение (индексацию) размеров окладов денежного содержания сотрудников УИС, то также неэффективна в обсуждаемый период ч. 6 ст. 12 ФЗ-283, регламентирующая с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников перерасчет ежемесячной денежной компенсации сотруднику УИС в случае причинения ему в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в УИС и повлекших стойкую утрату трудоспособности. Мы понимаем всю сложность современной экономической ситуации в стране, однако нельзя допустить усугубления кадровых проблем в пенитенциарной системе. Поэтому, учитывая, что решение об увеличении (индексации) окладов денежного содержания сотрудников УИС принимается Правительством РФ с учетом уровня инфляции (потребительских цен), мы предлагаем ФСИН России направлять в территориальные органы актуальные обзоры, анализирующие политику законодателя в указанном вопросе. Полагаем, доведение до личного состава содержания таких обзоров будет иметь положительный эффект, поскольку это своеобразное разъяснение, что государство не отказывается от регламентированной социальной поддержки сотрудников УИС, следовательно, это обнадеживает, персонал пенитенциарной системы не разочаровывается в своем работодателе, так как видит внимание ФСИН России к своим проблемам. В своем Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 года В.В. Путин отметил: «Знаю, что многим сейчас непросто. Сложности в экономике сказываются на доходах и в целом на уровне жизни наших людей… при текущих сложностях ответственность за благополучие людей только повышается» [15]. Основными задачами мероприятий на сегодняшний день остаются повышение социального статуса сотрудников УИС, престижа их службы в исправительных учреждениях [16, С. 14]. Анонимное анкетирование показало, что стимулом для продолжения службы в УИС для 40,6 % респондентов является наличие различных социальных гарантий, предоставляемых сотрудникам УИС и членам их семей; оставшийся небольшой срок до пенсии (26,7 %); отсутствие альтернативной работы (11,9 %); оставшийся небольшой срок для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (10,9 %); другое – во всех случаях опрашиваемые указывали «продвижение по службе» (9,9 %). Так, поскольку денежное довольствие, гарантии, пособия и другие денежные выплаты в связи с прохождением службы способны удовлетворять потребности сотрудников УИС и членов их семей, мы рассматриваем социальную поддержку сотрудников УИС в качестве элемента системы стимулирования их служебной деятельности [17, С. 4-6], которое является одной из основных составляющих процесса эффективного управления пенитенциарной системой. Роль руководителей различных уровней в вопросах предоставления социальных гарантий личному составу увеличили изменения, внесенные Федеральным законом от 04.11.2014 № 342-ФЗ в Федеральный закон от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: от субъективной оценки руководителя стали зависеть размеры положенных личному составу выплат, которые носят строго индивидуальный характер (например, ч. 10 ст. 2, ч. 14 ст. 2, ч. 4 ст. 2, ч. 12 ст. 2, ч. 13 ст. 2, ч. 23 ст.2, ч.2 ст. 3 [18] и др.) [19, С. 204-208]. Принятие единоличных решений руководителями различных уровней обусловлено спецификой нашей службы, основанной на принципе единоначалия. Однако данная особенность процесса управления не всегда имеет положительный и объективный характер, особенно в социальной сфере. Следует отметить, что такая злободневная проблема российского общества как коррупция дестабилизирует нормальное функционирование всех общественных механизмов, в том числе – системы исполнения наказаний. Коррупция в УИС существует не только в форме получения взяток должностными лицами, а также со злоупотреблением и превышением должностных полномочий, но и незаконным распоряжением не принадлежащими им ресурсами путем принятия или непринятия тех или иных решений. Необоснованное занижение или, наоборот, завышение, а равно как и просто использование «уравнительного» способа установления размера выплат, приводит к различным недовольствам в коллективе сотрудников и может не только снижать эффективность служебной деятельности сотрудников, подрывая доверие личного состава к руководству, но и стать причиной межличностных конфликтов в коллективе. В этой связи мы пришли к выводу о необходимости официального информирования о распределении бюджетных ассигнований, предусмотренных ФСИН России для социальных выплат сотрудникам УИС и членам их семей. Указанное информирование должно размещаться в форме отчета на официальном сайте учреждения, органа или организации УИС, а также на официальном сайте ФСИН России информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Руководителям совместно с финансистами и сотрудниками кадровых подразделений в данном отчете следует отражать: 1) объемы бюджетных ассигнований для ФСИН России на отчетный период (год); 2) объемы финансирования по статьям, касающимся социальной поддержки сотрудников УИС и членов их семей; 3) фамилию, имя, отчество, должность и специальное звание сотрудника, подавшего соответствующие документы для получения той или иной установленной законом социальной гарантии, и размеры выплаченной ему суммы, основания отказа, увеличения либо уменьшения размера социальной выплаты; 4) остаток денежных средств по статьям, касающимся социальной поддержки сотрудников УИС и членов их семей, на конец отчетного периода; 5) обоснованные предложения руководителей с запросом денежных средств для реализации социальных гарантий сотрудников УИС и членов их семей в новом отчетном периоде. Таким образом, с целью поддержания доверия пенитенциарного персонала к своему работодателю и во избежание правового нигилизма из-за иногда кажущейся «фиктивности» социальной поддержки сотрудников УИС и членов их семей мы предлагаем: 1) ФСИН России направлять в территориальные органы актуальные обзоры, анализирующие политику законодателя об увеличении (индексации) окладов денежного содержания сотрудников УИС с учетом уровня инфляции (потребительских цен); 2) руководителям совместно с финансистами и сотрудниками кадровых подразделений размещать отчеты о распределении бюджетных ассигнований, предусмотренных ФСИН России для социальных выплат сотрудникам УИС и членам их семей на официальном сайте учреждения, органа или организации УИС, а также на официальном сайте ФСИН России информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.