Статья ' «Самозачетные таблицы» Тихона Сотникова в свете развития идеи самообразования в отечественной музыкальной педагогике ' - журнал 'PHILHARMONICA. International Music Journal' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
PHILHARMONICA. International Music Journal
Правильная ссылка на статью:

«Самозачетные таблицы» Тихона Сотникова в свете развития идеи самообразования в отечественной музыкальной педагогике

Сычева Галина Сергеевна

ORCID: 0000-0002-5963-1646

кандидат искусствоведения

старший преподаватель кафедры истории музыки Ростовской государственной консерватории имени С. В. Рахманинова

344002, Россия, Ростовская область, г. Ростов-На-Дону, ул. Буденновский, 23

Sycheva Galina Sergeevna

PhD in Art History

Senior lecturer of the Department of Music History of the Rostov State Conservatory named after S. V. Rachmaninov

344002, Russia, Rostovskaya oblast', g. Rostov-Na-Donu, ul. Budennovskii, 23

sgs-music@yandex.ru

DOI:

10.7256/2453-613X.2022.2.37816

Дата направления статьи в редакцию:

07-04-2022


Дата публикации:

23-04-2022


Аннотация: Статья рассказывает о первой в истории отечественной музыкальной педагогики дидактической разработке по элементарной теории музыки, созданной в 1930-х годах ростовским композитором и педагогом Тихоном Ивановичем Сотниковым для самостоятельного освоения музыкально-теоретических знаний. Автор статьи указывает, что потребность в создании такого учебно-методического пособия для самообучения была продиктована сложившейся ситуацией в культурной жизни СССР начиная с 1930-х годов, когда в стране наблюдался активный рост художественной самодеятельности. Постепенное усложнение репертуара коллективов требовало роста музыкальной грамотности ее участников. Анализируя историческую ситуацию, автор констатирует, что несмотря на развивающуюся систему музыкального образования, школ и квалифицированных педагогов-музыкантов в масштабах страны не хватало. Усугубили ситуацию военные годы, когда были уничтожены многие библиотеки и архивы, и для желающих изучать музыкальную грамоту существенную проблему представлял даже поиск учебной литературы. Разработанные Сотниковым таблица и тематические карточки для самостоятельных занятий содержали не просто краткие сведения по музыкальной грамоте, но давали возможность тренировки теоретических знаний на практике без участия преподавателя. Кроме того, универсальность разработки ростовского композитора заключалась и в том, что его методика для самостоятельных занятий могла быть использована в тандеме с любыми из существовавших тогда учебников по теории музыки. Идея получила самую высокую оценку от профессоров ведущих музыкальных вузов СССР и была рекомендована к изданию в масштабах страны. В заключении автор статьи приходит к выводу, что в контексте исторической обстановки середины ХХ века в СССР разработка Сотникова была не просто актуальна, но при своевременной публикации могла иметь и вовсе революционное значение для развития музыкальной культуры в стране, и ее значение для истории музыкальной педагогики неоспоримо.


Ключевые слова:

Тихон Сотников, элементарная теория музыки, самообразование, музыкальная грамота, самодеятельность, советская музыкальная культура, образование в СССР, сольфеджио, История музыкального самообразования, учебное пособие

Abstract: The article tells about the first didactic development in the history of Russian music pedagogy on elementary music theory, created in the 1930s by Rostov composer and teacher Tikhon Ivanovich Sotnikov for the independent development of musical and theoretical knowledge. The author of the article points out that the need to create such an educational and methodological manual for self-study was dictated by the current situation in the cultural life of the USSR since the 1930s, when there was an active growth of amateur artistic activity in the country. The gradual complication of the repertoire of collectives required the growth of musical literacy of its participants. Analyzing the historical situation, the author states that despite the developing system of music education, there were not enough schools and qualified music teachers nationwide. The situation was aggravated by the war years, when many libraries and archives were destroyed, and even the search for educational literature presented a significant problem for those who wanted to study musical literacy. The table and thematic cards developed by Sotnikov for independent studies contained not just brief information on musical literacy, but also made it possible to train theoretical knowledge in practice without the participation of a teacher. In addition, the versatility of the Rostov composer's development was also in the fact that his methodology for independent studies could be used in tandem with any of the textbooks on music theory that existed at that time. The idea was highly appreciated by professors of the leading musical universities of the USSR and was recommended for publication nationwide. In conclusion, the author of the article comes to the conclusion that in the context of the historical situation of the mid-twentieth century in the USSR, Sotnikov's development was not just relevant, but with timely publication could have a revolutionary significance for the development of musical culture in the country, and its significance for the history of music pedagogy is undeniable.



Keywords:

Tikhon Sotnikov, elementary music theory, self-education, musical diploma, amateur performance, soviet musical culture, education in the USSR, solfeggio, History of musical self-education, study guide

На раннем этапе становления советской России в 1920-х годах одним из главных приоритетов государственной политики была борьба с неграмотностью населения, в том числе в области искусства. Для достижения этой цели были выбраны два пути: реорганизация музыкального образования (открытие бесплатных музыкальных школ для детей, а также вечерних музыкальных курсов для работающего населения) и развитие художественной самодеятельности как доступной формы творческой реализации для каждого советского человека. При фабриках и заводах, в домах культуры и клубах, в учебных заведениях и других учреждениях создавались ансамбли, хоры, оркестры и даже оперные труппы, состоящие из непрофессионалов. В 1930-е годы количество самодеятельных коллективов выросло настолько, что стало возможным проведение всесоюзных фестивалей и смотров, которые, в свою очередь, способствовали росту исполнительского мастерства и обогащению репертуара. Некоторые из таких коллективов впоследствии стали знамениты не только внутри страны, но и за ее пределами (Хор М. Пятницкого, Ансамбль песни и пляски Красной армии А. Александровна). Из рядов самодеятельности вышли и многие исполнители, ставшие впоследствии известными музыкантами (И. Козловский, С. Лемешев, А. Пирогов, И. Петров, В. Петров и другие). Однако уже к середине 1950-х годов интерес людей к ней в СССР начал угасать. Как отмечает исследователь М. Фадеева, «к 1952 году из 6 тысяч домов культуры и клубов профсоюзов 1123 не имели даже хоровых кружков, а 1566 – оркестров» [9, с. 21]. С одной стороны, уменьшение численности музыкальных коллективов вполне закономерно, учитывая человеческие потери, которые принесла Вторая мировая война. Однако, более значимым оказал тот факт, что несмотря на активную деятельность государства по распространению и доступности музыкального образования и возросший уровень мастерства в самодеятельных коллективах, к 1950-м годам среди непрофессиональных музыкантов по-прежнему сохранялось большое число исполнителей, совершенно не владеющих музыкально-теоретическими знаниями. И восполнить их отсутствие также являлось проблемой. Ведь далеко не во всех городах и поселках к тому времени были музыкальные школы и квалифицированные педагоги. Таким образом, перед непрофессиональными исполнителями особенно остро встал вопрос о возможности самостоятельного освоения музыкальной грамоты по существующим учебникам.

До середины 1930-х годов основным обучающим пособием по музыкальной теории в СССР считался «Учебник элементарной теории музыки» известного педагога, профессора Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского Н. Кашкина. Он был опубликован в 1875 году и регулярно переиздавался на протяжении более пятидесяти лет, что свидетельствует о его востребованности. В 1938 году было опубликовано учебное пособие «Элементарная теория музыки» композитора, музыковеда, профессора Ленинградской, Киевской и Львовской консерваторий С. Павлюченко. Именно оно впоследствии стало одним из ориентиров для создания более поздних работ по элементарной теории музыки И. Способина (1951) и В. Вахромеева (1956). Также существовал еще ряд изданий, освещающих музыкально-теоретические вопросы: «Курс элементарной теории музыки: упражнения, вопросы и ответы» (1917) композитора Н. Потоловского, состоявший из двух частей; «Элементарная теория музыки» (1910) композитора, хорового дирижера и педагога А. Чеснокова; «Сборник задач, упражнений и вопросов для практического изучения элементарной теории музыки» (4-е изд.,1902) известного русского музыковеда, создателя теории метротектонизма Г. Конюса; «Элементарная теория музыки» (3-е изд.,1935) армянского композитора, фольклориста и музыковеда А. Тер-Гевондяна; «Опыт популярного изложения элементарной теории музыки» (1906) М. Липпольда. Еще одним любопытным изданием является труд В. Одоевского «Музыкальная грамота или основания музыки для немузыкантов» (1868), целью создания которого автор указывал содействие, «в меру сил <…>, тем лицам, которые думают, что им уже поздно, как говориться, учиться музыке» [7, с. 3]. Однако ни одно из упомянутых изданий в полной мере не решало проблему доступности теоретических знаний для самостоятельного изучения. Во-первых, потому что большинство из этих учебников изначально создавались в расчете на наличие опытного педагога, который будет направлять ученика и разъяснять вопросы теории музыки. Во-вторых, несмотря на достаточно большой список изданий, достать их было трудно, а после войны, когда были уничтожены многие библиотеки, и вовсе практически невозможно. Кроме того, изучение музыкальной грамоты по учебнику предполагает письменное закрепление материала. Однако на тот момент в СССР не существовало простой и доступной методики, которая бы способствовала самостоятельному изучению теории музыки непрофессиональными музыкантами.

Идея создания пособия для самопроверки начальных музыкально-теоретических знаний весьма заинтересовала Тихона Ивановича Сотникова – ростовского композитора, педагога, собирателя фольклора и общественно-музыкального деятеля (рис. 1). Помимо научно-исследовательской работы по собиранию фольклора кубанских и донских казаков, а также казаков-некрасовцев (этой теме посвящена работа Т. Рудиченко «Из истории фольклористики XX века: Т. И. Сотников (1901–1975)» [8]), он много лет жизни посвятил педагогической деятельности и постоянно совершенствовался в этом направлении. В личном архиве композитора хранятся заметки, статьи, освещающие различные аспекты музыкально-теоретической науки, а также написанный им (и неопубликованный) учебник гармонии для училищ. Кроме того, к разработке идеи музыкально-теоретического самообразования его подтолкнул и личный опыт времен студенчества. В своих воспоминания Сотников писал, что после отъезда их педагога М. Гнесина из Ростова-на-Дону в 1921 году, курс композиторов перевели в класс Н. Хейфеца. Привыкшие, что «Гнесин всегда начинал и кончал занятия точно по расписанию <…>, что никакие неблагоприятные условия не могут поколебать его пунктуальности» [5, л. 55], жаждущие знаний ученики не могли смириться с постоянными отменами занятий Хейфецом, который в то время был занят созданием в Донской консерватории симфонического оркестра. Сотников пишет: «Понимая, что в консерватории нас учат плохо, мы стремились заполнить пробелы знаний самостоятельными занятиями. Мы собирались у А. Митрофанова и просиживали до поздней ночи за “Подвижным контрапунктом строго письма” С. Танеева, учебником по форме Э. Праута, “Основами оркестровки” Н. Римского-Корсакова или какими-либо книгами по истории музыки» [5, л. 57]. Или вместо отмененной лекции студенты «шли в ближайший свободный класс и с увлечением пели по нотам <…> двойную фугу из “Реквиема” Моцарта или что-нибудь подобное» [5, л. 56].До середины 1930-х годов основным обучающим пособием по музыкальной теории в СССР считался «Учебник элементарной теории музыки» известного педагога, профессора Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского Н. Кашкина. Он был опубликован в 1875 году и регулярно переиздавался на протяжении более пятидесяти лет, что свидетельствует о его востребованности. В 1938 году было опубликовано учебное пособие «Элементарная теория музыки» композитора, музыковеда, профессора Ленинградской, Киевской и Львовской консерваторий С. Павлюченко. Именно оно впоследствии стало одним из ориентиров для создания более поздних работ по элементарной теории музыки И. Способина (1951) и В. Вахромеева (1956). Также существовал еще ряд изданий, освещающих музыкально-теоретические вопросы: «Курс элементарной теории музыки: упражнения, вопросы и ответы» (1917) композитора Н. Потоловского, состоявший из двух частей; «Элементарная теория музыки» (1910) композитора, хорового дирижера и педагога А. Чеснокова; «Сборник задач, упражнений и вопросов для практического изучения элементарной теории музыки» (4-е изд.,1902) известного русского музыковеда, создателя теории метротектонизма Г. Конюса; «Элементарная теория музыки» (3-е изд.,1935) армянского композитора, фольклориста и музыковеда А. Тер-Гевондяна; «Опыт популярного изложения элементарной теории музыки» (1906) М. Липпольда. Еще одним любопытным изданием является труд В. Одоевского «Музыкальная грамота или основания музыки для немузыкантов» (1868), целью создания которого автор указывал содействие, «в меру сил <…>, тем лицам, которые думают, что им уже поздно, как говориться, учиться музыке» [7, с. 3]. Однако ни одно из упомянутых изданий в полной мере не решало проблему доступности теоретических знаний для самостоятельного изучения. Во-первых, потому что большинство из этих учебников изначально создавались в расчете на наличие опытного педагога, который будет направлять ученика и разъяснять вопросы теории музыки. Во-вторых, несмотря на достаточно большой список изданий, достать их было трудно, а после войны, когда были уничтожены многие библиотеки, и вовсе практически невозможно. Кроме того, изучение музыкальной грамоты по учебнику предполагает письменное закрепление материала. Однако на тот момент в СССР не существовало простой и доступной методики, которая бы способствовала самостоятельному изучению теории музыки непрофессиональными музыкантами.

В 1930-х годах во время работы в музыкальной школе Сотникову пришла идея создания пособия, с помощью которого ученик мог проверить точность выполненного задания по теории музыки самостоятельно. Оригинальность разработки Сотникова заключалась в особо выстроенной таблице с нотами (рис. 2), где каждая нота была выписана в пяти вариантах: как диатоническая и как хроматически измененная (с диезом, дубль-диезом, бемолем и дубль-бемолем). К нотной таблице прилагалось четыре десятка перфорированных карточек (рис. 3). Названные карточки соответствовали всем основным темам начального курса теории музыки и сольфеджио: интервалы (№1-5) и их разрешения (№16-19); виды мажора и минора (№6-15); трезвучия и их обращения (№20-26); доминантсептаккорд, его обращения и разрешения (№27-32); лады народной музыки (№33-35); хроматическая гамма в мажоре и миноре (№36-39); энгармонизм звуков и интервалов (№40). Карточки содержали короткие или развернутые примечания, где автор разъяснял нюансы построения, например, аккорда в определенных тональностях, или лада, или гаммы.

Принцип работы с пособием был прост: перфорированные карточки определенной тематики накладывались на универсальную таблицу, и в прорезях сразу был виден правильный вариант того или иного интервала, аккорда или вида гаммы (рис.4). «Проверив задания по уже пройденной теме, и убедившись в правильности их выполнения, можно считать эту тему “зачтенной” и переходить к изучению следующей темы. Отсюда название “Самозачетные таблицы”» [4, л. 5].

Первоначально Сотников не предавал значения своей разработке, используя ее исключительно в личной педагогической практике в школе и училище. К осознанию масштабов практической значимости изобретенной методики (и ее актуальности в свете обучения самодеятельных музыкантов) композитора подстегнул опыт военных лет. Тогда Сотников числился художественным руководителем концертно-эстрадного бюро, которое обслуживало воинские части и госпитали на ближайшем к Ростову участке фронта. В его обязанности входила не только организация концертов, но и работа с солдатской самодеятельностью. Он собирал хоры и оркестры в различных воинских частях, а также проводил занятия по музыкальной грамоте с исполнителями в самодеятельных коллективах, где применял свою методику на практике.

Вопросом издания таблиц композитор начал активно заниматься только в середине 1950-х годов. Весной 1955 года Сотников направляет свою работу на рецензию в Горьковскую государственную консерваторию, откуда в конце июня того же года получает одобрительный отзыв заведующего кафедрой теории музыки, известного музыковеда А. Нестерова.Автор отзыва высоко оценил идею и все пособие Сотникова, подтвердив, что «остроумная и простая система, лежащая в основе таблиц, дает возможность быстро и точно проверить правильность построения различных звуковысотных элементов, изучаемых теорией музыки» [6, л. 21]. Отзыв содержал ряд справедливых пожеланий и указаний на неточности, которые композитор исправил, после чего в августе 1955 года в Министерство культуры РСФСР из Горьковской консерватории было отправлено письмо с рекомендацией к изданию этих таблиц. В нем подчеркивалось, что «ценность и нужность работы определяется тем, что огромное множество руководителей музыкальной самодеятельности не имеет специального образования и нуждается в освоении основ теории музыки. В то же время, товарищи эти (особенно проживающие в сельских местностях) лишены возможности изучать элементарную теорию музыки под руководством квалифицированных музыкантов-педагогов, без чего музыкальное самообразование крайне затруднительно <…> с работой товарища Сотникова Т. И. появляется возможность широко по стране развить плодотворное самостоятельное изучение элементарной теории музыки, что принесет огромную пользу для руководителей и участников музыкальной самодеятельности» [6, л. 21].

Далее, в январе 1956 года, Сотников получил отзыв от заведующего кафедрой теории музыки Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных, одного из основателей вуза П. Козлова, в котором автор дает высокую оценку методической разработке ростовского композитора, его таланту и изобретательности как педагога, отмечая, что эти таблицы станут превосходным дополнением к существующим учебникам по теории музыки. «Считаю, что работу Т. Сотникова нужно печатать и большим тиражом» [6, л. 23].

Важно отметить, что с самого начала Сотников акцентировал внимание на том, что данное пособие не является учебником и не отменяет глубокого изучения теоретического материала. В одной из последних редакций таблиц в 1960-х годах в пояснительной записке композитор составил список параграфов из наиболее распространенных в то время советских учебников по элементарной теории музыки (В. Вахромеева, С. Павлюченко, В. Ефимова, А. Кудрявцева и В. Таранущенко, И. Способина, С. Максимова, Г. Фридкина, Я. Кольвальской, Н. Далматова и других), которым соответствовали тематические карточки. Таким образом изобретенная Сотниковым простая методика была универсальна и помогала именно в практическом освоении теоретических знаний музыкантами самостоятельно, что было уникальным для того времени.

Однако несмотря на все рекомендации известных музыковедов, преподавателей, в марте 1956 года из Министерства культуры РСФСР, которое обладало монополией на музыкальные издания, был получен отказ в публикации данной работы. Объяснение было простым: «Министерство не сочло целесообразным издавать в настоящее время Ваши таблицы» [6, л. 52], так как к этому времени было подготовлено к изданию учебное пособие по курсам музыкальной грамоты и элементарной теории музыки. Вероятно, речь шла об издании первой редакции пособия по элементарной теории музыки В. Вахромеева, которое предназначалось «преимущественно для детской аудитории» [2, с. 3], а уже более поздние издания были переработаны для музыкальных училищ и вечерних музыкальных курсов.

Работа Сотникова могла так и не увидеть свет, если бы не содействие его ученика А. Варфоломоса, который предложил опубликовать таблицы своего педагога в качестве приложения к одной из пяти частей собственного учебника «Музыкальной грамоты для баянистов и аккордеонистов» [1]. На титульном листе второго выпуска этого издания указаны «Самозачетные таблицы» под именем их создателя. Однако вариант таблиц, подготовленный для издания учебника Варфоломоса, был несколько видоизменен: сокращенное количество карточек охватывало не все вопросы звуковысотной части музыкальной грамоты. В него не вошли такие темы как: увеличенные и уменьшенные интервалы, разрешения всех диссонирующих интервалов и аккордов, включая D7 с обращениями, вводные септаккорды и другие. В правилах пользования «Самозачетными таблицами» в конце учебника Варфоломоса указывалось, что желающие, уяснив принцип соотношения тематических карточек с основной таблицей, могли самостоятельно изготовить недостающие карточки на любую тему.

Сегодня на фоне обилия методического и визуального материала, тетрадей, учебников, игровых пособий для преподавания музыкальной грамоты, построенных с учетом современных типографских возможностей и компьютерных средств, «Самозачетные таблицы» Тихона Сотникова 1930-х годов выглядят достаточно просто. Но в середине ХХ века в контексте исторической обстановки в СССР это было действительно уникальным и оригинальным изобретением, способствовавшим успешному самостоятельному изучению теоретических основ музыки. Таблицы Сотникова можно с уверенностью считать первой дидактической разработкой не только в свете идеи самообразования, но и в отечественной музыкальной педагогике в целом. Помимо этого, с помощью простой методики Сотников привносил элемент игры в процесс обучения, делая такую монотонную работу, как выполнение и самостоятельная проверка теоретических заданий, увлекательными. Сегодня игровая технология широко применяется в современной педагогике, являясь одной из общепризнанных и наиболее эффективных форм для повышения качества учебного процесса. Вероятно, при ином стечении обстоятельств и своевременной публикации работы Сотникова, ее влияние на развитие и уровень музыкальной культуры в СССР и вовсе могло быть революционным, но, как известно, история не терпит сослагательного наклонения.

Рис. 1. Тихон Иванович Сотников

Рис. 2. Таблица

Рис. 3. Карточки

Рис. 4. Работа с карточками и таблицей

Библиография
1.
Варфоломос А. Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов. Вып.2: Интервалы, Аккорды. Л.: Государственное музыкальное издательство, 1962. 82 с.
2.
Вахромеев В. Элементарная теория музыки (изд. 3-е). М.: Государственное музыкальное издательство, 1961. 244 с.
3.
ГАРО. Ф. Р-4392. Оп.1. Тихон Иванович Сотников – композитор. 1904-1975. 15 л.
4.
ГАРО. Ф. Р-4392. Оп.1. Д. 48. Самозачетные таблицы по теории музыки. 62 л.
5.
ГАРО. Ф. Р-4392. Оп.1. Д. 56. Воспоминания о В. Г. Захарове, М. Ф. Гнесине, С. В. Евсееве. 113 л.
6.
ГАРО. Ф. Р-4392. Оп.1. Д. 86. Рецензии на работы Т. И. Сотникова. 31 л.
7.
Одоевский В. Музыкальная грамота или основания музыки для не-музыкантов. – М.: Изд. Я. О. Орлова, 1868. – 27 с.
8.
Рудиченко Т. Из истории фольклористики XX века: Т. И. Сотников (1901–1975) / Этномузыкология: история формирования научно-образовательных центров, методы и результаты ареальных исследований. Сб. науч. тр. по материалам международных научных конференций 2011-2012 г. С.-Петербург: Изд.-во С.-Петебургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, 2014. С. 139-149.
9.
Фадеева М. «Из истории народного самодеятельного творчества». Учебное пособие. – Саратов: Изд-во СНИГУ им. Н. Г. Чернышевского, 2018. – 51 с.
References
1.
Varfolomos A. Musical Literature for Bayanists and Accordionists. Vol.2: Intervals, Chords. L.: State Musical Publisher, 1962. 82 p. (in Russ.).
2.
Vakhromeev V. Elementary Music Theory (3rd ed.). Moscow: State Music Publishing House, 1961. 244 p. (in Russ.).
3.
GARO. F. P-4392. Op.1. Tikhon Ivanovich Sotnikov – composer. 1904-1975. 15 p. (in Russ., unpublished).
4.
GARO. F. P-4392. Op.1. D. 48. Self-assigned tables on music theory. 62 p. (in Russ., unpublished).
5.
GARO. F. P-4392. Op.1. D. 56. Memories of V. Zakharov, M. Gnesin, S. Evseev. 113 p. (in Russ., unpublished).
6.
GARO. F. P-4392. Op. 1. D. 86. Reviews on the works of T. I. Sotnikov. 31 p. (in Russ., unpublished).
7.
Odoevsky V. Musical Literature or Foundations of Music for Non-Musicians. – Moscow: Izd. of J. O. Orlov, 1868. 27 p. (in Russ.).
8.
Rudichenko T. From the History of Folkloristics of the 20th Century: T. I. Sotnikov (1901-1975) / Ethnomusicology: History of the Formation of Scientific and Educational Centers, Methods and Results of Areal Research. Collection of Scientific Works on the Materials of International Scientific Conferences 2011–2012. St. Petersburg: Publishing house of the St. Petersburg State Conservatory. N. A. Rimsky-Korsakov, 2014. pp. 139-149. (in Russ.).
9.
Fadeeva M. From the history of folk amateur art. Tutorial. – Saratov: Publishing house of SNIGU named after N. G. Chernyshevsky, 2018, 51 p. (in Russ.).

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

В журнал «PHILHARMONICA. International Music Journal» автор представил свою статью ««Самозачетные таблицы» Тихона Сотникова в свете развития идеи самообразования в отечественной музыкальной педагогике», в которой проведено исследование деятельности ростовского музыкального педагога.
Автор исходит в изучении данного вопроса из того, что в первой половине ХХ века процесс обучения музыкальной грамоте был возможен только под руководством опытного педагога. Самостоятельное изучение музыкальной теории было довольно затруднительно, особенно в сельской местности и регионах, далеких от крупных городов.
Актуальность исследования определяет тот факт, что и на сегодняшний день музыкальное среднее и высшее образование возможно исключительно под руководством опытного наставника, самостоятельному обучению в средних и высших музыкальных учебных заведениях не уделяется должного внимания. Научную новизну составляет исследование деятельности Тихона Ивановича Сотникова, а именно его достижений в музыкальной педагогике. Методологическую базу исследования составил социокультурный, исторический и биографический анализ. Эмпирической базой исследования явились разработки Т.И. Сотникова для самостоятельного изучения и самопроверки учащимися музыкальной грамоты.
Соответственно, цель данного исследования заключается в анализе самозачетных таблиц Т.И. Сотникова с позиции их применения в музыкальной педагогике.
Исследуя причины, побудившие Т.И. Сотникова к созданию таблиц, автор проводит детальный исторический и социокультурный анализ состояния музыкальной педагогики и музыкальной культуры первой половины ХХ века. Автором отмечено, что на указанной период издавалось достаточное количество музыкальный методической литературы («Учебник элементарной теории музыки» Н. Кашкина, «Курс элементарной теории музыки: упражнения, вопросы и ответы» Н. Потоловского, «Элементарная теория музыки» А. Чеснокова, «Сборник задач, упражнений и вопросов для практического изучения элементарной теории музыки» Г. Конюса и др.). Однако, как отмечает автор, все пособия имели один существенный недостаток: невозможность самостоятельного их изучения, содержащийся в учебниках теоретический и практический материал требовал разъяснений опытного педагога. Эта проблема ощущалась особенно остро в период в 20-30 годы ХХ века. Это было время, когда в соответствии с государственной политикой ликвидации безграмотности, в том числе и музыкальной, наблюдалось повсеместное создание коллективов художественной самодеятельности. Многие руководители самодеятельных музыкальных коллективов на тот момент не обладали даже элементарной музыкальной грамотой, необходимо было их обучение, что не всегда представлялось возможным в виду отсутствия музыкальных школ и училищ во многих населенных пунктах.
Автор представляет биографию Т.С. Сотникова, ростовского композитора, педагога, собирателя фольклора и общественно-музыкального деятеля, работавшего в середине ХХ века, обращая внимание на причины, мотивировавшие его на создание методики самостоятельного обучения и проверки знаний. Он много лет жизни посвятил педагогической деятельности и постоянно совершенствовался в этом направлении. Кроме того, к разработке идеи музыкально-теоретического самообразования его подтолкнул и личный опыт времен студенчества в Ростовской консерватории. Оригинальность разработки Сотникова заключалась в особо выстроенной таблице с нотами (рис. 2), где каждая нота была выписана в пяти вариантах: как диатоническая и как хроматически измененная (с диезом, дубль-диезом, бемолем и дубль-бемолем). К нотной таблице прилагалось четыре десятка перфорированных карточек. Названные карточки соответствовали всем основным темам начального курса теории музыки и сольфеджио: интервалы (№1-5) и их разрешения (№16-19); виды мажора и минора (№6-15); трезвучия и их обращения (№20-26); доминантсептаккорд, его обращения и разрешения (№27-32); лады народной музыки (№33-35); хроматическая гамма в мажоре и миноре (№36-39); энгармонизм звуков и интервалов (№40). Карточки содержали короткие или развернутые примечания, где автор разъяснял нюансы построения, например, аккорда в определенных тональностях, или лада, или гаммы. Принцип работы с пособием был прост: перфорированные карточки определенной тематики накладывались на универсальную таблицу, и в прорезях сразу был виден правильный вариант того или иного интервала, аккорда или вида гаммы. Проверив задания по уже пройденной теме, и убедившись в правильности их выполнения, можно считать эту тему усвоенной и переходить к изучению следующей темы.
Автор констатирует, что несмотря на важность, актуальность и вместе с тех простоту новаторской методики, положительные рецензии и рекомендации к изданию, первоначально Министерство культуры отказало в издании пособия. Таблицы были опубликованы только благодаря ученику Т.И. Сотникова, А. Варфолосому, который включил материал в свой учебник.
Оценивая живопись современных художников, автор выделяет ряд черт, сходных для многих мастеров: это прежде всего приоритет отображения внутреннего духовного мира, исканий художников, переживания ими экзистенциальных проблем. Данный факт оказывает влияние на изображение окружающей действительности, делая ее в современных произведениях мистической и метафизической (Клэр Фахи, Дуглас А.Кинси). Первичность идеи также подталкивает современных живописцев к цветовым экспериментам, чистой эстетике своих произведений (К. Зволинска). Еще одна тема, объединяющая творчество многих современных художников – это социальная напряженность, острые социальные проблемы, назревающие в современном обществе (Назафарин Лотфи).
Проведя исследование, автор представляет выводы по изученным материалам, отмечая, что в середине ХХ века в контексте исторической обстановки в СССР методика Т.И. Сотникова была действительно уникальным и оригинальным изобретением, способствовавшим успешному самостоятельному изучению теоретических основ музыки. Таблицы можно с уверенностью считать первой дидактической разработкой не только в свете идеи самообразования, но и в отечественной музыкальной педагогике в целом.
Представляется, что автор в своем материале затронул актуальные и интересные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрав для анализа тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе повлечет определенные изменения в сложившихся подходах и направлениях анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье.
Полученные результаты позволяют утверждать, что изучение истории развития музыкальной педагогики представляет несомненный теоретический и практический культурологический интерес и может служить источником дальнейших исследований.
Представленный в работе материал имеет четкую, логически выстроенную структуру, способствующую более полноценному усвоению материала. Этому способствует и адекватный выбор методологической базы. Однако библиографический список исследования состоит всего лишь из 9 источников, что представляется недостаточным для обобщения и анализа научного дискурса по исследуемой проблематике. Автору следует проработать данный вопрос. Кроме того, статья нуждается в редакторской правке, так как в ней повторяются большие фрагменты материала.
Автор выполнил поставленную цель, получил определенные научные результаты, позволившие обобщить материал. Следует констатировать: статья может представлять интерес для читателей и заслуживает того, чтобы претендовать на опубликование в авторитетном научном издании после устранения указанных недостатков.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.