Статья 'Минимализм и постмодерн в опере Джона Адамса «Никсон в Китае»' - журнал 'PHILHARMONICA. International Music Journal' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
PHILHARMONICA. International Music Journal
Правильная ссылка на статью:

Минимализм и постмодерн в опере Джона Адамса «Никсон в Китае»

Ван Дунпин

кандидат искусствоведения

аспирант, кафедра кафедры музыкального воспитания и образования, Российский Государственный Педагогический Университет им. А. И. Герцена

191186, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Наб. Реки Мойки, 48

Ван Дунпин

PhD in Art History

Postgraduate student, Department of the Department of Musical Education and Education, A. I. Herzen Russian State Pedagogical University

191186, Russia, g. Saint Petersburg, ul. Nab. Reki Moiki, 48

472258681@qq.com

DOI:

10.7256/2453-613X.2022.2.37705

Дата направления статьи в редакцию:

18-03-2022


Дата публикации:

09-04-2022


Аннотация: Предметом исследования является опера композитора Джона Адамса «Никсон в Китае». Данная опера написана в стиле музыкального минимализма в контексте тенденций постмодерна. «Никсон в Китае» является первой документальной оперой, изложенной на основе жанра репортажа. На примере оперы «Никсон в Китае» наглядно проявляются особенности функционирования оперного жанра в эпоху постмодерна. В «Никсоне в Китае» культура перфоманса сочетается с традициями большой оперы, преломленными в свете духовных исканий музыки второй половины XX века. Общественная проблематика оперы скрывает в себе ряд философских вопросов, связанных с судьбой личности и государства. Основными выводами проведенного исследования являются положения о сочетании минимализма, большой оперы и постмодерна в «Никсоне в Китае». Определено, минимализм в музыкальном языке проявлен в медитативности музыкального образа, применении паттернов развития музыкального материала, обогащенных гармоническим движением. Постмодерн выразился в интертекстуальности, культуре перфоманса, эклектичности и в особенностях жанровой природе оперы. Основой для оперы стал жанр новостного репортажа. Вокальные характеристики героев обладают сквозным развитием по направлению от внешнего дипломатического облика к внутренним переживаниям, на фоне которых ставятся философские вопросы о неопределенности судьбы государства и роли личности в истории.


Ключевые слова:

Никсон в Китае, CNN-опера, Джон Адамс, интертекстуальность, минимализм, музыкальный образ, музыкальный паттерн, музыкальный язык, постмодерн, репетитивная техника

Abstract: The subject of the study is the opera by composer John Adams "Nixon in China". This opera is written in the style of musical minimalism in the context of postmodern trends. "Nixon in China" is the first documentary opera based on the genre of reportage. On the example of the opera "Nixon in China", the peculiarities of the functioning of the opera genre in the postmodern era are clearly manifested. In "Nixon in China", the culture of performance is combined with the traditions of the bolshoi opera, refracted in the light of the spiritual quest of music of the second half of the XX century. The social problems of the opera conceal a number of philosophical issues related to the fate of the individual and the state. The main conclusions of the study are the provisions on the combination of minimalism, grand opera and postmodernism in "Nixon in China". It is determined that minimalism in the musical language is manifested in the meditativeness of the musical image, the use of patterns of development of musical material enriched with harmonic movement. Postmodernism expressed itself in intertextuality, performance culture, eclecticism and in the peculiarities of the genre nature of opera. The basis for the opera was the genre of news reporting. The vocal characteristics of the heroes have a cross-cutting development in the direction from the external diplomatic appearance to internal experiences, against the background of which philosophical questions are raised about the uncertainty of the fate of the state and the role of the individual in history.


Keywords:

Nixon in China, CNN-opera, John Adams, intertextuality, minimalism, musical image, musical pattern, musical language, postmodern, rehearsal technique

Музыка США второй половины XX века отметилась поисками новой реальности, которые подразумевали расширение возможностей восприятия искусства, в том числе путем экспериментирования с различными формами музыкальной выразительности. В 1960-е гг. в США сфомировалось направление музыкального минимализма, который характеризовался трансперсональными музыкальными образами и применением репетитивной композиционной техники. К числу наиболее известных композиторов-минималистов относятся Стив Райх, Терренс Райли, Филип Гласс и Джон Адамс. Минимализм возник на основе сочетания культуры Запада и Востока, что было подготовлено достижениями трансперсональной философии. Минималисты ориентировались на создание медитативного состояния, однако характер музыкального образа зависел от большого числа обстоятельств, в том числе от жанра и концепции произведения.Принцип тождества возводится здесь в свой абсолют, катализатором которого служит точный многократный повтор коротких композиционно-логических единиц (паттернов), преодолевающий порог информационной избыточности [7, с. 144]. Е. В. Кисеева отмечает, что в визуальных искусствах, оказавших воздействие на музыку и танец, минимализм явился знаменательной вехой, по сути, обозначившей водораздел между искусством первой и второй половины XX века [4, с. 65].

Ключевой чертой композиционной техники минималистов является изложение музыкального материала в рамках паттернов, которые представляют собой ячейки, внешне напоминающие период. Под периодом понимается законченное изложение тематического материала [6, с. 155], тогда как в паттернах музыкальный материал повторяется с разработкой отдельных мотивов. Общая форма произведений обладает чертами цикличности, что продиктовано длительностью развертывания образа и добавлением в паттерны отдельных мотивов. А. Е. Кром пишет, что присущая репетитивному минимализму остинатная работа с паттернами, сопровождаемая «незапланированными» мелодиями, позволила западным исследователям говорить о так называемом «акустическом искусстве» (Ac' art), которое может быть рассмотрено как слуховой эквивалент живописи оп-арта [5, с. 81]. Оптическое искусство (оп-арт) построено на оптических иллюзиях, создающих игру восприятия. Минималисты достигали схожего, однако более глубокого эффекта.

Минимализм развивался в русле искусства постмодерна. Постмодерн – многоликое явление, обладающие рядом признаков, наиболее существенными из которых являются:

· Интертекстуальность;

· Синтез форм;

· Свобода от иерархии и авторитетов;

· Эклектика;

· Ирония и гротеск;

· Культура перфоманса.

Постмодерн приобрел всеохватывающее значение, поскольку позволил объединить на своей базе различные стилевые направления. Служа в качестве общей методологической основы, постмодерн задает культурологический вектор, который имеет большое число различных проявлений. Параллельное существование в первой половине XX века стилей в искусстве привело к образованию постмодерна в качестве интегративного культурального явления. Постмодерн является культурной универсалией и ценностно-нормативной структурой. Свобода творчества в постмодерне сочетается с вовлечением зрителей в процесс создания произведения искусства, характерным примером чему является минимализм. При восприятии музыки минималистов слушатели формируют собственный медитативный образ. Минимализм является моностилистичным явлением, развивающимся в рамках постмодерна. В этом проявляется единство и дифференциация постмодерна – предоставляя максимально возможные рамки для творчества, постмодерн, вместе с этим, содержит в себе разнообразные моностилистические направления.

Одним из достижений минимализма стала опера Джона Адамса «Никсон в Китае». Опера повествует о событиях международной политики – в 1972 году президент США Ричард Никсон посетил Китай с дипломатической встречей. Никсон стал первым президентом США, посетившим Китай. Встреча Никсона с Мао Цзэдуном вошла в дипломатическую историю США, а фраза «Никсон едет в Китай» стала метафорой.

Премьера оперы «Никсон в Китае» состоялась в 1987 году. Основу музыки и драматургии оперы составило сочетание минимализма и традиций большой оперы начала XIX века (Grand opéra). Опера включает в себя три акта, первые два акта поделены на сцены (три сцены в первом акте и две сцены во втором акте). Опера содержит в себе арии, ансамблевые и хоровые номера, которые, однако же, прямо непоименованы и не являются с формальной точки зрения структурными разделами сцен. Каждая сцена построена на принципе сквозного развития без дробления на номера. Стремление композитора к большой опере обусловлено сложностью замысла и стремлением к имплементации традиций предыдущих эпох, что характерно для эклектики постмодерна. Большие оперы чаще всего посвящались крупным общественным событиям, обладая при этом лаконизмом средств музыкального языка. Оркестр в большой опере имеет вспомогательное значение. Несмотря на то, что Адамс не воспроизводит характерную для большой оперы пятичастную структуру, концепция оперы и в буквальном смысле минимализм музыкального языка сближают его с этим жанром. Тем не менее, жанровая природа «Никсона в Китае» иная. Жанр «Никсона в Китае» - CNN-опера, в ней представлена подлинная политическая история. CNN-оперой является оперное произведение, написанное на тему новостных событий. Помимо «Никсона в Китае», примером данного жанра является вторая опера Адамса «Смерть Клингхоффера» (1991). Наименование жанра возникло ввиду ассоциации сюжетов опер с крупным телеканалом. Если для первой половины XX века в операх более характерны были мифологические сюжеты [3, с. 37], то во второй половине века отметилась тенденция к свободе сюжетной и драматургичекой основы [1].

А. В. Шорникова пишет, что Адамс при создании оперы опирался на документы, «воспроизводя на сцене кадры, транслированные средствами массовой информации, каждой сцене оперы композитор придает черты репортажа» [9, с. 29]. В первом акте оперы показан прилет Никсона в Пекин, где происходит беседа Никсона, Мао, Чжоу и Киссинджера. Второй акт обращен к женским персонажам – в нем жена Никсона знакомится с китайской культурой, присутствует и развернутая характеристика жены Мао. Третий акт представляет прощальный вечер, в котором характеристики героев углубляются – герои погружены в воспоминания.

В опере присутствует множество музыкальных отсылок – к музыке Р. Вагнера, И. Штрауса, И. Стравинского, также имеются элементы джазовой музыки, напоминающие о молодости Никсона [2, с. 46]. Подобный эклектизм тематического ядра является одной из характерных черт постмодерна. Интертекстуальность выразилась в том, что в основу либретто положены различные новостные сообщения, которые объединены в общее повествование. Однако, один из основных признаков постмодерна, а именно гротеск и ирония, практически не нашли отражения в опере, что связано с характером ее замысла. Вместе с этим, интертекстуальность и развитие действия по модели перфоманса наглядно указывают на постмодерн. Здесь раскрывается сущность постмодерна как направления в искусстве – ни один из его признаков не является самодостаточным и обязательным.

Музыкальный язык оперы минималистичен. В оркестровой партии Адамс использует репетитивную технику начиная с первых тактов произведения (пример 1). На выдержанном тоническом органном пункте мелодическое движение производится по звукоряду a-moll. На протяжении вступления меняются гармонические краски, видоизменяется мелодический рисунок, возникает переменный метр. В дальнейшем, в опере будут присутствовать несколько моделей паттернов, для каждого из которых характерна индивидуальная ритмическая и мелодическая организация. Общая черта всех паттернов – остинатность движения, обеспечивающая непрерывность восприятия.

Пример 1. «Никсон в Китае», действие 1, сцена 1 [6]

Одной из особенностей вокальных партий оперы «Никсон в Китае» является ориентация на стиль мелодекламации. Партии героев не обладают широкой распевностью, имеют угловатую мелодическую линию, повторность отдельных звуков, отличаются схематизмом мелодического и ритмического рисунков. При этом, партии героев к третьему акту усложняются, что свидетельствует о последовательном углублении вокальной характеристики. Первое появление героев передает внешний облик с учетом ситуативного момента. Первая ария принадлежит Никсону и содержится в сцене 1. Партия изложена крупными длительностями и построена на декламировании отдельных звуков. Здесь дается внешняя характеристика личности Никсона как государственного деятеля, прибывшего с дипломатическим визитом – образ обладает такими чертами, как утяжеленность, декламационность, серьезность и авторитетность. В третьем действии партия Никсона обогащается, что производится в ансамблевых номерах. Расширяется диапазон партии, появляется внутренняя напряженность, обогащается интервальная основа партии.

Третье действие в опере обладает ключевым характером – в нем не только открывается внутренний мир героев, но и устанавливается связь между личностью и судьбой государства. В этом действии содержатся итоговые размышления героев. Так, Мао восклицает, что они отрываются от победы и от всей работы. Мао обращается с риторическим вопросом: «Что ты думаешь, Карл Маркс?» (пример 2). Здесь возникает наиболее яркая во всей опере аллюзия. Мао задается вопросом о том, насколько процесс развития Китая соотносится с коммунистической доктриной. Напряженная гармония уменьшенного квинтсекстаккорда не получает разрешения. Ритмический рисунок вокальной партии построен на сложных для исполнения фигурах. В этом фрагменте проявляется неоднозначность подхода композитора к минимализму. Как правило, минималисты применяли простые варианты гармонизации без заметного сгущения красок, ориентируясь на отстраненность и пустостность звуковысотной вертикали. Здесь мы встречаем одно из проявлений свободы диссонанса, которое, как отмечает Ю. Холопов, характерно для музыки XX века [8, с. 5]. Адамс же, применяя тип развития на основе паттернов и реализуя репетитивную технику, свободно сопоставляет друг с другом терпкие диссонансные созвучия. Тем не менее, музыка Адамса минималистична, на что указывает не только репетитивная техника, но также и преимущественно медитативный музыкальный образ, подчеркиваемый неспешным ходом развития событий. Собственно, основное сюжетное событие в опере только одно – это прилет Никсона в Пекин, с которого начинается произведение. Фактически, весь ход событий посвящен последовательному раскрытию персонажей, через которое показаны американский и китайский архетипы.

Пример 2. «Никсон в Китае», акт 3 [6]

«Никсон в Китае» является первой оперой в документальной трилогии Адамса. Оперы «Никсон в Китае» и «Смерть Клингхоффера» - первые две части трилогии, которые воссоздают американский архетип в международных отношениях. Завершением трилогии является опера «Доктор Атом» (2005), которая обращает зрителей вовнутрь американского самосознания. Документалистика и репортаж в операх создают новый тип функционирования оперного жанра, что свидетельствует о востребованности со стороны театров и публики современных оперных произведений.

Таким образом, опера «Никсон в Китае» является ярким образцом оперного искусства эпохи постмодерна. Эклектизм, новостной характер сюжета, ориентация на культуру перфоманса в сочетании с минимализмом в музыкальном языке придают опере новаторский характер. При этом, наличие философского подтекста, общественная значимость сюжетных событий, разделение на три акта с неявным выделением арий и ансамблевых номеров сближает «Никсона в Китае» с большой оперой начала XIX века. «Никсон в Китае» представляет один из вариантов функционирования оперы в эпоху постмодерна.

Музыка США второй половины XX века отметилась поисками новой реальности, которые подразумевали расширение возможностей восприятия искусства, в том числе путем экспериментирования с различными формами музыкальной выразительности. В 1960-е гг. в США сфомировалось направление музыкального минимализма, который характеризовался трансперсональными музыкальными образами и применением репетитивной композиционной техники. К числу наиболее известных композиторов-минималистов относятся Стив Райх, Терренс Райли, Филип Гласс и Джон Адамс. Минимализм возник на основе сочетания культуры Запада и Востока, что было подготовлено достижениями трансперсональной философии. Минималисты ориентировались на создание медитативного состояния, однако характер музыкального образа зависел от большого числа обстоятельств, в том числе от жанра и концепции произведения.Принцип тождества возводится здесь в свой абсолют, катализатором которого служит точный многократный повтор коротких композиционно-логических единиц (паттернов), преодолевающий порог информационной избыточности [7, с. 144]. Е. В. Кисеева отмечает, что в визуальных искусствах, оказавших воздействие на музыку и танец, минимализм явился знаменательной вехой, по сути, обозначившей водораздел между искусством первой и второй половины XX века [4, с. 65].

Ключевой чертой композиционной техники минималистов является изложение музыкального материала в рамках паттернов, которые представляют собой ячейки, внешне напоминающие период. Под периодом понимается законченное изложение тематического материала [6, с. 155], тогда как в паттернах музыкальный материал повторяется с разработкой отдельных мотивов. Общая форма произведений обладает чертами цикличности, что продиктовано длительностью развертывания образа и добавлением в паттерны отдельных мотивов. А. Е. Кром пишет, что присущая репетитивному минимализму остинатная работа с паттернами, сопровождаемая «незапланированными» мелодиями, позволила западным исследователям говорить о так называемом «акустическом искусстве» (Ac' art), которое может быть рассмотрено как слуховой эквивалент живописи оп-арта [5, с. 81]. Оптическое искусство (оп-арт) построено на оптических иллюзиях, создающих игру восприятия. Минималисты достигали схожего, однако более глубокого эффекта.

Минимализм развивался в русле искусства постмодерна. Постмодерн – многоликое явление, обладающие рядом признаков, наиболее существенными из которых являются:

· Интертекстуальность;

· Синтез форм;

· Свобода от иерархии и авторитетов;

· Эклектика;

· Ирония и гротеск;

· Культура перфоманса.

Постмодерн приобрел всеохватывающее значение, поскольку позволил объединить на своей базе различные стилевые направления. Служа в качестве общей методологической основы, постмодерн задает культурологический вектор, который имеет большое число различных проявлений. Параллельное существование в первой половине XX века стилей в искусстве привело к образованию постмодерна в качестве интегративного культурального явления. Постмодерн является культурной универсалией и ценностно-нормативной структурой. Свобода творчества в постмодерне сочетается с вовлечением зрителей в процесс создания произведения искусства, характерным примером чему является минимализм. При восприятии музыки минималистов слушатели формируют собственный медитативный образ. Минимализм является моностилистичным явлением, развивающимся в рамках постмодерна. В этом проявляется единство и дифференциация постмодерна – предоставляя максимально возможные рамки для творчества, постмодерн, вместе с этим, содержит в себе разнообразные моностилистические направления.

Одним из достижений минимализма стала опера Джона Адамса «Никсон в Китае». Опера повествует о событиях международной политики – в 1972 году президент США Ричард Никсон посетил Китай с дипломатической встречей. Никсон стал первым президентом США, посетившим Китай. Встреча Никсона с Мао Цзэдуном вошла в дипломатическую историю США, а фраза «Никсон едет в Китай» стала метафорой.

Премьера оперы «Никсон в Китае» состоялась в 1987 году. Основу музыки и драматургии оперы составило сочетание минимализма и традиций большой оперы начала XIX века (Grand opéra). Опера включает в себя три акта, первые два акта поделены на сцены (три сцены в первом акте и две сцены во втором акте). Опера содержит в себе арии, ансамблевые и хоровые номера, которые, однако же, прямо непоименованы и не являются с формальной точки зрения структурными разделами сцен. Каждая сцена построена на принципе сквозного развития без дробления на номера. Стремление композитора к большой опере обусловлено сложностью замысла и стремлением к имплементации традиций предыдущих эпох, что характерно для эклектики постмодерна. Большие оперы чаще всего посвящались крупным общественным событиям, обладая при этом лаконизмом средств музыкального языка. Оркестр в большой опере имеет вспомогательное значение. Несмотря на то, что Адамс не воспроизводит характерную для большой оперы пятичастную структуру, концепция оперы и в буквальном смысле минимализм музыкального языка сближают его с этим жанром. Тем не менее, жанровая природа «Никсона в Китае» иная. Жанр «Никсона в Китае» - CNN-опера, в ней представлена подлинная политическая история. CNN-оперой является оперное произведение, написанное на тему новостных событий. Помимо «Никсона в Китае», примером данного жанра является вторая опера Адамса «Смерть Клингхоффера» (1991). Наименование жанра возникло ввиду ассоциации сюжетов опер с крупным телеканалом. Если для первой половины XX века в операх более характерны были мифологические сюжеты [3, с. 37], то во второй половине века отметилась тенденция к свободе сюжетной и драматургичекой основы [1].

А. В. Шорникова пишет, что Адамс при создании оперы опирался на документы, «воспроизводя на сцене кадры, транслированные средствами массовой информации, каждой сцене оперы композитор придает черты репортажа» [9, с. 29]. В первом акте оперы показан прилет Никсона в Пекин, где происходит беседа Никсона, Мао, Чжоу и Киссинджера. Второй акт обращен к женским персонажам – в нем жена Никсона знакомится с китайской культурой, присутствует и развернутая характеристика жены Мао. Третий акт представляет прощальный вечер, в котором характеристики героев углубляются – герои погружены в воспоминания.

В опере присутствует множество музыкальных отсылок – к музыке Р. Вагнера, И. Штрауса, И. Стравинского, также имеются элементы джазовой музыки, напоминающие о молодости Никсона [2, с. 46]. Подобный эклектизм тематического ядра является одной из характерных черт постмодерна. Интертекстуальность выразилась в том, что в основу либретто положены различные новостные сообщения, которые объединены в общее повествование. Однако, один из основных признаков постмодерна, а именно гротеск и ирония, практически не нашли отражения в опере, что связано с характером ее замысла. Вместе с этим, интертекстуальность и развитие действия по модели перфоманса наглядно указывают на постмодерн. Здесь раскрывается сущность постмодерна как направления в искусстве – ни один из его признаков не является самодостаточным и обязательным.

Музыкальный язык оперы минималистичен. В оркестровой партии Адамс использует репетитивную технику начиная с первых тактов произведения (пример 1). На выдержанном тоническом органном пункте мелодическое движение производится по звукоряду a-moll. На протяжении вступления меняются гармонические краски, видоизменяется мелодический рисунок, возникает переменный метр. В дальнейшем, в опере будут присутствовать несколько моделей паттернов, для каждого из которых характерна индивидуальная ритмическая и мелодическая организация. Общая черта всех паттернов – остинатность движения, обеспечивающая непрерывность восприятия.

Библиография
1. Андрущенко Е. Современная опера «Под знаком мюзикла»: предпосылки, истоки, тенденции // Южно-Российский музыкальный альманах. 2015. № 4 (21). С. 89-94.
2. Давлетшин И. А. «Никсон в Китае» Джона Адамса как образец минимализма в опере // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: история и современность. Казань, 2020. № 2 (73). С. 120-134.
3. Денисов А. В. Мифологический сюжет в опере XX века // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2007. № 3-4. С. 37-43.
4. Кисеева Е. В. Становление художественных принципов минимализма в творчестве композиторов и хореографов второй половины XX века // Южно-Российский музыкальный альманах. 2016. № 2 (23). С. 62-68.
5. Кром А. Е. Американский музыкальный минимализм: проблемы рецепции и интерпретации // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. 2017. № 6 (53). С. 75-84.
6. Мазель Л. Строение музыкальных произведений: Учеб. Пособие. – 2-е изд, доп. и перераб. – М.: Музыка, 1979. – 536 с.
7. Молчанов А. С. О соотношении понятий тождества и повтора в музыкальном искусстве // Идеи и идеалы. 2015. № 2 (24). С. 143-148.
8. Холопов Ю. Очерки современной гармонии. – М.: Музыка, 1974. – 293 с.
9. Шорникова А. В. Художественное и документальное в современном музыкальном театре (на примере творчества Джона Адамса и Стива Райха) // Южно-Российский музыкальный альманах. 2019. № 4 (37). С. 26-33.
10. Nixon in China. Vocal store –Boosey hawkes, 1987. 316 p.
References
1. Andrushchenko E. Sovremennaya opera «Pod znakom myuzikla»: predposylki, istoki, tendencii // Yuzhno-Rossijskij muzykal'nyj al'manah. 2015. № 4 (21). S. 89-94.
2. Davletshin I. A. «Nikson v Kitae» Dzhona Adamsa kak obrazec minimalizma v opere // Aktual'nye problemy muzykal'no-ispolnitel'skogo iskusstva: istoriya i sovremennost'. Kazan', 2020. № 2 (73). S. 120-134.
3. Denisov A. V. Mifologicheskij syuzhet v opere XX veka // Obshchestvo. Sreda. Razvitie (Terra Humana). 2007. № 3-4. S. 37-43.
4. Kiseeva E. V. Stanovlenie hudozhestvennyh principov minimalizma v tvorchestve kompozitorov i horeografov vtoroj poloviny XX veka // Yuzhno-Rossijskij muzykal'nyj al'manah. 2016. № 2 (23). S. 62-68.
5. Krom A. E. Amerikanskij muzykal'nyj minimalizm: problemy recepcii i interpretacii // Vestnik Akademii russkogo baleta im. A. Ya. Vaganovoj. 2017. № 6 (53). S. 75-84.
6. Mazel' L. Stroenie muzykal'nyh proizvedenij: Ucheb. Posobie. – 2-e izd, dop. i pererab. – M.: Muzyka, 1979. – 536 s.
7. Molchanov A. S. O sootnoshenii ponyatij tozhdestva i povtora v muzykal'nom iskusstve // Idei i idealy. 2015. № 2 (24). S. 143-148.
8. Holopov Yu. Ocherki sovremennoj garmonii. – M.: Muzyka, 1974. – 293 s.
9. Shornikova A. V. Hudozhestvennoe i dokumental'noe v sovremennom muzykal'nom teatre (na primere tvorchestva Dzhona Adamsa i Stiva Rajha) // Yuzhno-Rossijskij muzykal'nyj al'manah. 2019. № 4 (37). S. 26-33.
10. Nixon in China. Vocal store – Boosey hawkes, 1987. 316 p.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

В журнал «PHILHARMONICA. International Music Journal» автор представил свою статью «Минимализм и постмодерн в опере Джона Адамса «Никсон в Китае»», в которой проведено исследование особенностей функционирования оперного жанра в эпоху постмодерна.
Автор исходит в изучении данного вопроса из того, что музыка США второй половины XX века отметилась поисками новой реальности, которые подразумевали расширение возможностей восприятия искусства, в том числе путем экспериментирования с различными формами музыкальной выразительности. В 1960-е годы в стране сформировалось направление музыкального минимализма, который характеризовался «трансперсональными» музыкальными образами и применением композиционной техники, заключавшейся в организации статичной музыкальной формы циклами повторений коротких функционально равноправных построений.
Методологическую базу исследования составил комплексный подход, содержащий системный, культурно-исторический методы, музыковедческий и композиционный анализ. Предметом исследования послужила опера композитора Джона Адамса «Никсон в Китае». «Никсон в Китае» является первой оперой в документальной трилогии Адамса («Смерть Клингхоффера», «Доктор Атом»), культурологическая цель которой заключена в раскрытии американского архетипа в международных отношениях.
Цель исследования заключается в анализе указанной оперы и выявлении в ее композиционном, сюжетном и музыкальном содержании характеристик, присущих минимализму и постмодерну.
Автором представлены ключевые черты композиционной техники минимализма, заключающиеся в изложении музыкального материала в рамках паттернов, которые «представляют собой ячейки, внешне напоминающие период», цикличности общей формы, длительности развертывания образа и добавлении в паттерны отдельных мотивов». Философскую основу минимализма составили положения трансперсональной философии. Автор также выделяет характерные признаки произведения искусства, созданного в рамках направления постмодерн: интертекстуальность; синтез форм; свобода от иерархии и авторитетов; эклектика; ирония и гротеск; культура перфоманса.
Для достижения цели автор проводит многосторонний анализ оперы «Никсон в Китае» с позиции соответствия произведения жанру минимализма и постмодерна.
Автором представлен социокультурный анализ сюжета оперы и реальных политических событий, ставших его основой (визит президента США Р. Никсона в Китай и его встреча с Мао Цзэдуном в 1972 году). Опера написана в жанре CNN-оперы, то есть произведение, написанное на тему реальных новостных событий. Интертекстуальность оперы заключается в том, что она является частью широкого культурного контекста: в основу либретто положены различные новостные сообщения, которые объединены в общее повествование. Автор также дает описание композиционного построения оперы, ее актов, сцен и отдельных номеров. Присущий постмодерну синтез форм автор усматривает в многообразии и разноплановости составных частей оперы, которые при этом прямо «непоименованы и не являются с формальной точки зрения структурными разделами сцен». Эклектика, по мнению автора, наблюдается в стремлении композитора к формату большой оперы, сложностью замысла и тяготении к имплементации традиций предыдущих эпох, музыкальных отсылках к музыке Р. Вагнера, И. Штрауса, элементах джазовой музыки. Однако, как утверждает автор, ирония и гротеск не нашли отражения в опере.
Проводя музыковедческий анализ, автор выделяет характерные для минимализма составляющие: минималистичный музыкальный язык, репетитивная техника, медитативный музыкальный образ, мелодическое движение производится по звукоряду a-moll, партии героев «не обладают широкой распевностью, имеют угловатую мелодическую линию, повторность отдельных звуков, отличаются схематизмом мелодического и ритмического рисунков».
Согласно автору, новаторство творчества Дж. Адамса заключено в постмодернистском синтезе жанров документалистики, репортажа и оперного искусства, что позволило создать новый тип функционирования оперного жанра.
В заключении автор приходит к выводу, что опера «Никсон в Китае» обладает всеми основными атрибутами, характерными для направлений минимализма и постмодерна, и является образцом функционирования оперного искусства в постмодернистскую эпоху.
Представляется, что автор в своем материале затронул актуальные и интересные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрав для анализа тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе повлечет определенные изменения в сложившихся подходах и направлениях анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье.
Полученные результаты позволяют утверждать, что изучение произведений искусства, созданных в эпоху постмодернизма, представляет несомненную научную и практическую культурологическую значимость, данные результаты могут служить основой последующий научных изысканий.
Представленный в работе материал имеет четкую, логически выстроенную структуру, способствующую более полноценному усвоению материала. Этому способствует и адекватный выбор методологической базы.
Автор выполнил поставленную цель, получил определенные научные результаты, позволившие обобщить материал. Следует констатировать: статья может представлять интерес для читателей и заслуживает того, чтобы претендовать на опубликование в авторитетном научном издании.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.