Статья 'О музыке в «Горе уму»' - журнал 'PHILHARMONICA. International Music Journal' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
PHILHARMONICA. International Music Journal
Правильная ссылка на статью:

О музыке в «Горе уму»

Асафьев Борис Владимирович

академик Академии наук СССР, профессор Ленинградской консерватории с  1925  года, руководитель Музыкального отделения Института истории искусств Академии наук СССР и  Научно-исследовательского кабинета при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского с  1943 г., Председатель Союза композиторов СССР с 1948 г., Народный артист СССР

125009, Россия, г. Москва, ул. Большая Никитская, 13/6

Asafiev Boris Vladimirovich

125009, Russia, g. Moscow, ul. Bol'shaya Nikitskaya, 13/6

nb.info@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2453-613X.2015.1.15216

Дата направления статьи в редакцию:

05-05-2015


Дата публикации:

16-06-2015


Аннотация: Предметом рассмотрения стала статья Б.В. Асафьева по поводу постановки комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», осуществленной В.Э.Мейерхольдом в 1928 г. Асафьев, знаменитый российский и советский историк и теоретик музыки, известный композитор, также принимал участие в создании этого спектакля: он подбирал музыку, рисующую внутренний облик героев. Задачей публикуемой статьи стала его аргументация этого подбора, в наибольшей степени того, как складывался психологический облик главного героя - Чацкого. Особо важным доводом стало утверждение Асафьева о музыкальных характеристиках как наиболее действенных в проявлении характера героя. Методы, которыми пользуется автор статьи, - и исторические, и музыкально-аналитические, и театроведческие. Сопоставляются эпоха Sturm und Drang, времена Моцарта. Бетховена, Шуберта, немецкой Lied. Аналитически углубляясь в музыку Бетховена, автор подчеркивает ее многообразие, а обращаясь к Моцарту, выделяет в ней не солнечность, а, наоборот, черты «мировой скорби». В театроведческом плане Асафьев сопоставляет как непримиримые образы Чацкого и Фамусова, уделяет внимание логике диалогов и ансамблей, темпам развития сценического действия. Свойственным Асафьеву методом выступает и интонационный анализ. Он демонстрирует, например, интонации французских «веселеньких» песенок, отобранных для передачи уличной и салонной пошлости. В итоге, характеризуя знаменитую комедию Грибоедова через звучание музыки, Асафьев развертывает широкую музыкальную панораму, куда входят помимо названных композиторов, также И.С.Бах, Фильд, Вагнер. Публикация этой забытой статьи проливает свет на сотрудничество Асафьева с Мейерхольдом и в театральном плане и как этап в развитии интонационной теории Асафьева.


Ключевые слова:

Асафьев, Мейерхольд, Грибоедов, Бетховен, музыка, драматический театр, импровизация, музыкально-исторические эпохи, русский человек, театральные образы

Abstract: The subject of this work is the article of B. V. Asafiev about the comedy production of Alexander Sergeevich Griboyedov “Woe from Wit” realized by Vsevolod Meyerhold in 1928. Asafiev, a famous Russian and Soviet historian and theoretician of music and renowned composer, also took part in creation of this spectacle: he was selecting music that would illustrate the inner image of the characters. The goal of this article became his argumentation of this selection, especially the forming of the psychological likeness of the main character – Chatsky. The key point became Asafiev’s claim about musical characteristics as most active in manifestation of the essence of the character. The author compares the Sturm und Drang era with the times of Mozart, Beethoven, Shubert, and German Lied. Going analytically deeper into the music of Beethoven, the author highlights its multifacetedness, while turning to Mozart – he underlines in it not brightness, but the opposite, the features of the “world-pain”. In theatrological sense Asafiev counterposes the images of Chatsky and Famusov as irreconcilable, gives attention to the logic of the dialogues and ensembles, and the tempos of development of the play. He demonstrates, for example, the tones of French “happy” songs, to convey the street and drawing room vulgarity. As a result, characterizing Griboyedov’s famous comedy through music, Asafiev unfolds a broad musical panorama that includes in addition to the mentioned composers works of Bach, Field, and Wagner. The publication of this forgotten article sheds light on the collaboration between Asafiev and Meyerhold in both, the theatrical aspect, as well as the stage in development of the Asafiev’s intonation theory.


Keywords:

Asafiev, Meyerhold, Griboyedov, Beethoven, music, drama theatre, improvisation, music-historical eras, Russian person, theatrical characters

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.