Статья 'Стрелковая компетентность сотрудников органов внутренних дел как показатель их профессионализма' - журнал 'Полицейская деятельность' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет и редакционная коллегия > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Полицейская деятельность
Правильная ссылка на статью:

Стрелковая компетентность сотрудников органов внутренних дел как показатель их профессионализма

Каримов Альберт Амирович

кандидат педагогических наук

начальник кафедры, кафедра тактико-специальной подготовки, Восточно-Сибирский институт МВД России

664074, Россия, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110

Karimov Al'bert Amirovich

PhD in Pedagogy

Head of the Department of Tactical and Special Training of the East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

664074, Russia, Irkutsk region, Irkutsk, Lermontov str., 110

aa550@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0692.2023.4.40794

EDN:

RVOUHE

Дата направления статьи в редакцию:

19-05-2023


Дата публикации:

05-07-2023


Аннотация: Предметом исследования является стрелковая компетентность сотрудников органов внутренних дел. Объектом исследования является профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел. Цель работы состоит в исследовании основных психологических и педагогических аспектов формирования стрелковой компетентности у обучающихся в образовательных организациях системы МВД России для совершенствования процесса обучения в профессиональной подготовке. Рассматривается проблема недостаточной изученности «стрелковой компетентности», которая является актуальной для системы правоохранительных структур в части общей профессиональной подготовленности сотрудников органов внутренних дел. Проблема становления стрелковой компетентности как никогда отвечает современным требованиям предъявляемым к сотруднику ОВД. Новизна проблемы, рассматриваемой в статье, заключается в введении понятия «Стрелковая компетентность». Методика исследования реализуется с помощью структурно-содержательного анализа научных работ, посвященных теме настоящего исследования по теме исследования. Область применения исследования заключается в том, что предложенный комплекс педагогических условий позволит повысить уровень развития стрелковых компетенций и в целом подготовленность сотрудников к применению оружия в различных условиях. Выводы. Создана модель стрелковой компетентности, в которой рассматриваются все составляющие компоненты, которыми должен владеть сотрудник полиции, который по долгу службы может применить огнестрельное оружие.


Ключевые слова:

стрелковая компетентность, огневая подготовка, огнестрельное оружие, рабочая программа, служебные задачи, применение оружия, компетенция, индивидуальный подход, эмоциональное напряжение, пресечение правонарушений

Abstract: The novelty of the problem considered in the article lies in the introduction of the concept of "shooting competence". The research methodology is implemented with the help of a structural-content analysis of scientific papers devoted to the topic of this study and a synthesis of the practical experience of police officers and regulatory legal acts on the research topic. The scope of the study lies in the fact that the proposed set of pedagogical conditions will increase the level of development of shooting competencies and, in general, the preparedness of employees for the use of weapons. Conclusions. A model of shooting competence has been created, which considers all the constituent components that a police officer must possess, who, on duty, can use firearms. The subject of the study is the shooting competence of employees of the internal affairs bodies. The object of the study is the professional training of employees of internal affairs bodies. The purpose of the work is to study the main psychological and pedagogical aspects of the formation of shooting competence among students in educational organizations of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia in order to improve the learning process in professional training. The problem of insufficient knowledge of "shooting competence" is considered, which is interesting and relevant for the system of law enforcement structures in terms of the general professional training of employees of the internal affairs bodies. The problem of the formation of shooting competence meets the modern requirements for employees of internal organs more than ever.


Keywords:

shooting competence, firearms training, firearms, work program, service tasks, use of weapons, competence, individual approach, emotional stress, crime prevention

Сотрудники ОВД, хорошо владеющие навыками и умениями в обращении с оружием, способны успешно выполнять оперативно служебные задачи в чрезвычайных обстоятельствах лично, а также руководить действиями нарядов и подразделений в противоборстве с вооруженными преступниками. Неумелое обращение с оружием при пресечении правонарушений представляет опасность, как для самого сотрудника, так и для окружающих граждан. Случаи неумелого применения огнестрельного оружия при пресечении правонарушений или неправомерного его применения полицейскими крайне отрицательно влияют на оценку деятельности ОВД со стороны граждан и дискредитируют ОВД и органы государственной власти в целом.

В процессе реализации рабочих программ по огневой подготовке определяются основные задачи дисциплины, состоящие в формировании у курсантов устойчивых навыков в обращении огнестрельным оружием, состоящим в органах внутренних дел; в обеспечении готовности сотрудников к действиям с оружием в различных ситуациях служебной деятельности и правовому пресечению противоправных действий с помощью оружия.

По анализу информационно-аналитических обзоров по практике применения огнестрельного оружия сотрудниками ОВД за последние пять лет «применения носят разнообразный характер, отличающийся различными условиями (погода, время суток и года и т.п.)».

По результатам исследований, проведенным А.Р. Косиковским, З.И. Тагировым [10], «можно сделать вывод о том, что более 70 % случаев оружие полицейскими применяется в условиях, которые можно охарактеризовать как условия сбивающих факторов, которые отличаются от идеальных условий обучения в тирах образовательных организаций системы МВД России».

По результатам исследований В.М. Жукова, И.В. Пенькова, А.М. Ворожцова было установлено, что «главным фактором, влияющим на принятие решения о применении оружия, является неспособность правильно выбрать тактический вариант применения оружия, недостаточная правовая подготовка психологическую неподготовленность слабая техническая подготовка. Вследствие этого «часты случаи неприменения ими огнестрельного оружия в ситуациях, когда оно практически должно было быть применено, так как все основания для этого имеются» [7].

Изучив данную проблему, Д.В. Литвин, В.Г. Лупырь, пришли к мнению, что «сотрудник, выполняющий служебные обязанности, может оказаться в ситуации, требующей принятия решения по применению оружия, когда он будет стоять перед выбором – применять или не применять меру непосредственного принуждения посредством огнестрельного оружия» [12].

По результатам исследования Н.В. Астафьева, проведённого со слушателями ФГКУ ДПО «ТИПК МВД России», обучающимися по программе профессионального подготовки по должности «Полицейский». Он установил, что «около 80% имеют низкий уровень надежности огневой подготовленности (коэффициент вариации оценок более 33%)».

Таким образом, проблема применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия является наиболее актуальной и в то же время дискуссионной. Очевидным является факт недостаточной подготовленности сотрудников органов внутренних дел к применению ими табельного огнестрельного оружия. По нашему мнению, существует необходимость разработки научно обоснованных педагогических методик по данной проблеме.

Методологической основой работы явились труды Н. В. Астафьева Л. М. Вайнштейна, В. М. Зациорского, В.М. Жукова, А.М. Ворожцова Н. Ж. Булгаковой, С. А. Иванова-Катанского, Д. И. Козлова, А. Я. Корха, И. В. Пенькова, А. А. Потапова, Б. Е. Михайлова, А. Ларина, Р. М. Рагимова, В. Б. Федорцова.

Для правильного научного понимания принципов формирования стрелковой компетентности у сотрудников ОВД в огневой подготовке необходимо уяснить основные понятия.

В словаре системы основных понятий «формирование означает применение приемов и способов (методов, средств) воздействия на личности с целью создания у него системы определенных ценностей, знаний и умений.

В педагогике «формирование» употребляется и как результат развития человека, и как организаторская деятельность педагога по воспитанию и обучению [16].

Известно, что «компетенция (от лат. сompetentia – принадлежность по праву) определяется как: «круг полномочий, какого-либо органа или должностного лица круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом» [1]. Термин «компетентность» выступает в нормативных правовых документах регламентирующих огневую подготовку в ОВД как атрибут профессионализма.

Профессиональные компетенции – это способности работника выполнять работу в соответствии с требованиями специальности, должности, а требования должности – задачи и стандарты их выполнения, принятые в организации или отрасли. В нашем случае это правоохранительная деятельность сотрудника ОВД, связанная с правовым применением огнестрельного оружия.

Компетентность есть обладание компетенциями, то есть знаниями, умениями и навыками, позволяющими судить о чем-либо, выполнять определенную работу, действия. Относительно огневой подготовки это и есть четкие навыки владения огнестрельным оружием, позволяющие правомерно, быстро и тактически грамотно применять его, не контролируя сознанием последовательность своих действий.

Следовательно, важно сформировать у сотрудников правоохранительных органов стрелковую компетентность в области применения ими огнестрельного оружия. Рассмотрим формирование стрелковой компетентности у обучающихся на примере курсантов образовательных организаций системы МВД России.

В результате наших исследований мы вводим понятие «Стрелковая компетентность». Под значением термина «Стрелковая компетентность» понимается теоретическая и методическая подготовленность человека, уровень развития психических и физических его качеств к выполнению задач и обязанностей, связанных применением стрелкового оружия. Стрелковая компетентность предполагает обладание навыками функциональной устойчивости организма к условиям деятельности, носящими экстремальный характер на фоне эмоционального напряжения.

Стрелковая компетентность также носит критериальный характер, позволяющий дать оценку деятельности человека в области обращения со стрелковым оружием.

Стрелковая компетентность является составляющей профессиональной компетентности для сотрудников правоохранительных органов, силовых и охранных структур. Стрелковая компетентность определяется степень общей подготовки стреляющего, его знаний, умений, навыков, психологических качеств и акмеологических инвариантов [5].

Теоретико-методологический анализ научной литературы и диссертационных исследований по изучаемой проблеме показал, что термин «Стрелковая компетентность», который мы используем в свой статье, является новым в определении качества подготовленности сотрудника полиции, в его способности проявлять определённые качества характера в достижении поставленных задач (табл. 1).

Таблица 1

Модель стрелковой компетентности

Стрелковая компетентность

1

Знания материальной части оружия

2

Умение устранить задержки при стрельбе

3

Устойчивые навыки в стрельбе из оружия из любых положений

4

Психологическая подготовленность к применению оружия

5

Принцип соблюдения безопасности в обращении с оружием

6

Знания правовых актов по применению оружия

По нашему мнению, на готовность применения огнестрельного оружия влияют два основных фактора: психологический и психофизиологический.

По ранее опубликованным материалам, мы считаем, что, «психологический фактор зависит от двух условий: уверенности стрелка в правоправности своих действий и уверенности полицейского в моральной правоте своих действии, так как психологически трудно стрелять в живого человека, каким бы опасным преступником он не был. Нажимая на спусковой крючок, сотрудник должен преодолеть психологический барьер и не допустить долгих раздумий – стрелять или не стрелять. Промедление в принятии решения может привести к угрозе жизни и здоровья человека. В таких случаях решающими могут стать доли секунды [8].

Известно, что «пихофизиологический определяется реакцией стрелка на раздражитель, а также психомоторными наработками или умениями. Известно, что человек не в состоянии постоянно находиться в готовности к бою. Внезапное нападение противника (преступника) дает последнему ключевые преимущества. Изменение уровня готовности также должно стать бессознательной реакцией человека на изменения окружающей обстановки [8].

Стрелковая компетентность выступает, как одно из условий становления молодых людей, как будущих профессионалов органов внутренних дел.

По мнению, О.В. Коповой, в период 17-20 лет у молодых людей идёт активный познавательный психический процесс. В этот период они определяются со своей профессиональной ориентацией, на которую влияют личностные мотивации и социальные установки [9].

В ходе исследования нами был выявлен поэтапный процесс становления стрелковой компетентности, исходя из теории построения гуманитарных систем Э.Н. Гусинского [3], что «гуманитарные системы – это системы, которые созидаются (в единстве сознательных и бессознательных механизмов) в процессе деятельности человека, в процессе познания и моделирования им внешнего и внутреннего мира и имеют сложный, многозначный подсистемный состав и многомерное пространство степеней свободы».

По мнению, О. Л. Подлиняева, «личность можно рассматривать как самостоятельную гуманитарную систему, состоящую, в свою очередь, из многомерной совокупности целостных личностных подсистем (образование, интеллект, культура и т. д.), обеспечивающих человеку различные степени его гуманитарной свободы и гуманитарных возможностей» [13].

Обобщив «структурно-функциональную теорию становления и развития гуманитарных систем», разработанную в рамках гуманитарно-системного подхода Э.Н. Гусинского, мы редуцировали ее до уровня общих этапов (на примере огневой подготовки курсантов) [3].

Мы установили, что, поступив в военизированный вуз, курсанты воспринимают себя как достаточно компетентную личность в огневой подготовке. Они обладают определёнными знаниями в области систем стрелкового оружия, боеприпасов, снаряжения, то есть многие умеют отличить пистолет от автомата, могут узнать по внешнему виду гранату, знают историю некоторых видов стрелкового оружия, обладают умениями стрельбы из мелкокалиберного оружия; некоторые курсанты стреляли

из охотничьего оружия или боевого пистолета; некоторые курсанты занимались стрелковым спортом.

На данном этапе взаимосвязанный комплекс знаний об оружии, общих понятий и представлений об огневой подготовке, о благополучном владении навыками стрельбы, об успешности усвоения программы обучения по огневой подготовке, не вызывают внутренние противоречия. Занятия по огневой подготовке на начальном периоде обучения проводятся в виде лекций, семинаров. При подготовке к ним не требуется особых усилий воли, умственного и физического напряжения. Чувство комфортного состояния на первом этапе не способны послужить факторами дальнейшего роста «когнитивной системы». На первом этапе, который можно назвать «этапом первичной компетентности», обучающийся субъективно «чувствует» себя компетентной личностью [13].

Но вследствие дальнейшего усложнения программы обучения, появления практических занятий по освоению приёмов и способов стрельбы, гуманитарная система, то есть курсант, теряет свою стабильность, самодостаточность. Умения в производстве выстрела, выполнение умственной и физической работы в комплексе, которую до этого времени курсанты не совершали, приводит к этапу «кризиса компетентности». На данном этапе курсанты начинают практически стрелять из пистолета. У многих прицельная стрельба не получается, в этом случае курсант, как гуманитарная система, чувствует, что того опыта, которым он владел, не хватает. Гуманитарная система пытается решить появившиеся задачи по овладению начальными навыками в производстве выстрела привычными представлениями и способами, которые не приводят к их решению, появляется неудовлетворённость, повышается тревожность, возникает чувство неполноценности или беспомощности. По мнению, Э.Н. Гусинского «такое состояние для гуманитарной системы дискомфортно, система стремится выйти из него» [3]. Как показывают исследования, курсант на данном этапе в своих неудачах пытается обвинить преподавателя, пытается отрицать методику обучения.

Однако, отрицание методики, некомпетентность преподавателя не выводят гуманитарную систему из кризиса. На данном периоде курсанту важно пересмотреть свои представления о технике производства выстрела. В ходе исследования нами было установлено, что курсанты имели представления о стрельбе как о простом несложном действии, как показывают в боевиках (в фильмах с сюжетами и сценах насилия и стрельбой), в которых герои без труда попадают в цель из любого вида оружия, из любых положений, при этом, не затрачивая каких-либо усилий.

Преподавателю на данном периоде необходимо показать и убедить курсанта, в том, что его представления ошибочны, что для достижения профессионализма требуются умственные, физические и волевые усилия.

Как считает О.Л. Подлиняев, «преподавателю в таком случае необходимо позволить курсанту выбрать «направление, соответствующее внутренним тенденциям ее развития». Гуманитарная система обогащается новыми знаниями и иными когнитивными компонентами. В свою очередь, продуктивность деятельности курсанта, использующего новые знания и опыт, повышается. Укрепляется авторитет подсистемных составляющих, которые позволяют вновь обрести компетентность в ранее кризисных степенях свободы».

Рассмотрим условия формирования стрелковой компетентности через призму педагогической триады «знания – умения – навыки».

Мы знаем, «что на основе знаний, начальных умений, простых и сложных навыков у обучающихся формируются сложные умения. Сложные умения» характеризуются усвоением сложного действия, совершаемого в незнакомых условиях, которых ещё не приходилось действовать. Сложные умения особенно проявляются в нестандартной ситуации. Например, курсант отлично усвоивший теорию «выстрела», хорошо владеющий простыми навыками в прицеливании, производстве спуска курка получает не тот результат, которого он ожидал. Проанализировав, все свои действия, курсант самостоятельно находит причину, и устраняет ошибку в своих действиях. Высокий уровень развития ряда сложных умений и есть мастерство.

Схематично структурные группы основных компонентов в процессе становления профессионализма можно представить в виде лестницы, ведущей к мастерству (рис. 1).

Сложные умения

Сложные навыки

Простые навыки

Начальные умения

Знания

Рис. 1. Схема становления мастерства

По ранее опубликованным материалам Д.Е. Скворцова, «навыки и умения, получаемые в стенах образовательной организации должны обладать такими свойствами как гибкость, прочность и сложность. Эти свойства важно иметь в виду при осуществлении учебного процесса. Гибкость и прочность навыков и умений позволяют эффективно их применять» в служебной деятельности [15].

Таким образом, в формировании навыков и умений в стрельбе, является условие самостоятельного анализа обучающихся каждого своего действия. Подлинным мастером своего дела обучающийся станет тогда, когда он сможет в совокупности применять высокие знания, навыки, умения на основе важных качествах личности в любых условиях своей деятельности [5].

Как известно, основой прочного запоминания материала является применение полученных знаний в практической деятельности. Формирование навыков в стрельбе из боевого оружия можно разделить на несколько периодов.

В первый период формирования навыка по мнению А. Ларина, «происходит объединение частных действий в одно целое. При выполнении отдельных приёмов обучающийся допускает много ошибок, ненужных движений, остановок. Наблюдается скованность действий, излишние физические усилия» [11].

Второй период формирования навыка характеризуется устранением излишних движений, остановок и напряжённости. Если, например, на первом этапе обучающийся неуверенно владеет оружием, делает резкие движения во время спуска курка или наоборот излишне осторожничает, то во втором периоде такая скованность исчезает, его движения становятся размеренными, более плавными, физически меньше затрачивается сил. Однако внимание по-прежнему сосредоточено на способах выполнения действий, под неослабным контролем сознания, а не на конечной цели [11]. В этот период преподаватель может показать обучающемуся методику идеомоторной тренировки.

В ряде исследований было установлено, что «сотрудник, владеющий приёмами идеомоторики, имеет возможность в любой обстановке поддерживать и совершенствовать техническую огневую подготовленность, отрабатывать мышечно-двигательные и другие представления, тренируя внимание, необходимое для результативной стрельбы. Идеомоторная тренировка – это мысленное воспроизведение изученных приемов и действий, направленное на закрепление двигательных навыков, поддержания состояния готовности выполнять упражнения» [15, 16].

Третий период характеризуется переключением контроля сознания от способов выполнения действий к конечному результату. В этом периоде происходит автоматизированное выполнение действий.

Как считает В.А. Торопова, «выполняемые действия и приемы, их последовательность должны стать автоматической реакцией психики полицейского на изменение ситуации. Для этого изучаемый прием должен превратиться в двигательный навык. Для превращения какого-либо действия в двигательный навык необходимо выполнить его 3000-5000 раз» [16].

В четвёртом периоде сознание выполняет не только контролирующую функцию, но и в этот процесс активно включается и мышление. В этот период идёт мыслительный процесс об осуществлении действий разными способами и в разных условиях [11].

Важнейшим условием успешности формирования навыка являются тщательное наблюдение преподавателя за действиями обучающихся, выявление всех ошибок и сознательное устранение этих ошибок на последующих занятиях. Известно, что речевое сопровождение выполняемых действий оказывает положительное влияние на формирование навыков и умений.

По ранее опубликованным материалам О.В. Коповой «к числу условий, влияющих на становление стрелковой компетентности, следует отнести:

– развитие интереса к определённой деятельности стрелка, специальности обучающегося;

– активизацию сознания, мышления, воображения, воли, ликвидацию шаблонности, элементов механического заучивания;

– побуждение обучающихся к непрерывному совершенствованию знаний, умений и навыков, преодоление разрыва между системой знаний и системой навыков;

– создание обстановки для инициативного, творческого использования знаний и навыков и умений, поиска новых приёмов в отработке вопросов, которые, казалось бы, давно уже изучены;

– выявление спортивных важных качеств для данной специальности и их развитие у обучающегося;

– учёт темперамента и характера в процессе обучения и воспитания обучающегося, выявление и развитие его способностей;

– укрепление эмоционально-волевой сферы обучающихся, с тем, чтобы они смогли полностью проявить свои знания, навыки и умения в сложных условиях спортивной деятельности» [9].

Существует ряд трудностей, которые достаточно серьёзно влияют на качество приобретаемых знаний. Эти трудности достаточно стабильны и свидетельствуют, что не все психические процессы, связанные с приобретением знаний, протекают на высоком уровне. К таким трудностям относятся:

- адаптация на первоначальном этапе обучения в вузе МВД: проходит сложный период вхождения курсантов в учебно-служебную деятельность, который затрагивает все стороны жизни и деятельности курсанта и оказывает значительное влияние на их успеваемость;

- отрыв курсантов от учебного процесса, связанный с несением службы в различных видах суточного наряда: курсант пропускает целый учебный день, а за календарный месяц таких пропусков накапливается до 10 дней.

Если курсант не успел выучить учебный материал в часы самостоятельной подготовки, то потом у него свободного времени может и не быть, так как он обязательно должен быть на спортивно-массовых мероприятиях, или культурно-воспитательных, или на уборке территорий, закреплённых за учебной группой.

Другая трудность в получении знаний курсантами заключается в том, что пропущенные занятия из-за несения службы в наряде, как правило, изучаются ими самостоятельно. Качество такого изучения находится на невысоком уровне. Если говорить об огневой подготовке, то обучение должно сопровождаться под руководством преподавателя, как обязательное условие в получении необходимых умений и навыков.

В результате исследования данной проблемы В.П. Давыдовым, В.П. Сальниковым, В.Я. Слеповым показало, что «изучение динамики отношений курсантов к этим трудностям показало, что хорошо успевающие курсанты быстрее и качественнее отрабатывают модель учебного процесса, характеризующуюся системностью работы, её организованностью объективностью оценок сильных и слабых сторон своей деятельности, непрерывностью и целесообразностью внесения в неё коррективов. И, напротив, слабо успевающие курсанты моделируют свою учебную деятельность таким образом, что в ней отсутствует системность, планирование, зато присутствует необъективная, как правило, завышенная оценка возможностей, что ведёт к неспособности внесения в учебную деятельность необходимых корректив» [4].

Следовательно, ведущими условиями эффективности формирования и развития компетенций на занятиях являются использование, применение современных технологий, что повышает стремление обучающихся к самообразованию, самовоспитанию в рамках формирования профессиональных компетенций к будущей деятельности.

Заключение. Результаты проведённого исследования показали, что процесс становления личности – это сложный, многогранный и противоречивый диалектический процесс, обусловленный множеством внешних и внутренних факторов, накопленного жизненного опыта в социальных условиях.

Одним из педагогических условий в становлении стрелковой компетентности курсантов является грамотная организация учебно-тренировочного процесса, целенаправленное использование методов и форм тренировок (занятий). Важно, чтобы обучение носило индивидуальный подход.

Отсюда следует, что преподавателю следует стремиться обеспечить на занятии по огневой подготовке и постоянно поддерживать в качестве объекта восприятия курсантов – основное содержание учебного материала, не допустить превращения его в фоновую часть, используя основные принципы: наглядности, постепенности «от простого к сложному», которые должны соблюдаться обязательно.

По нашему мнению, педагоги с первого дня работы с будущими офицерами обязаны подготовить основу для формирования способности осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, задержанию и сопровождению правонарушителей, правомерно и эффективно применять табельное оружие, специальные средства в деятельности правоохранительных органов. Стрелковая компетентность является составляющей профессиональной компетентности для сотрудников правоохранительных органов, силовых и охранных структур. Стрелковая компетентность рассматривает все составляющие компоненты, которыми должен владеть человек, имеющий дело с оружием.

Вывод. На основании теоретического анализа педагогической и психологической литературы нами были определены основные категории исследования как личность, факторы, влияющие на её развитие и становление; компетентность, как один из критериев оценки деятельности личности; познавательные психологические качества личности, как фактор, способствующий профессиональному росту, развитию личности. Проведена апробация системы критериев стрелковой компетентности курсантов на примере огневой подготовки. Стрелковая компетентность является составляющей профессиональной компетентности для сотрудников правоохранительных органов, силовых и охранных структур. В результате исследования была создана модель стрелковой компетентности, в которой рассматриваются все составляющие компоненты, которыми должен владеть человек, имеющий дело с оружием.

Перспективы. В связи с тем, что существуют разные подходы к проблеме формирования необходимых знаний, умений и навыков в огневой подготовке, необходимо в дальнейших исследованиях обобщить и выработать методические рекомендации для управления процессом формирования устойчивых черт и качеств личности и профессионально важных стрелковых компетенций сотрудников необходимых им для успешной профессиональной деятельности.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Представленная на рассмотрение статья «Стрелковая компетентность сотрудников органов внутренних дел как показатель их профессионализма», предлагаемая к публикации в журнале «Полицейская деятельность», несомненно, является актуальной, ввиду рассмотрения проблемы применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия. Как отмечает автор, очевидным является факт недостаточной подготовленности сотрудников органов внутренних дел к применению ими табельного огнестрельного оружия. Научную новизну, по мнению автора, составляет необходимость разработки научно обоснованных педагогических методик по данной проблеме.
Статья раскрывает методологические основы подготовки курсантов специализированных учебных заведений в области огневой подготовки.
Исследование выполнено в русле педагогики, опирается на теории отечественных научных школ. Статья является новаторской, одной из первых в российском методике профессионального обучения, посвященной исследованию подобной тематики в 21 веке. В статье представлена методология исследования, выбор которой вполне адекватен целям и задачам работы. Все теоретические измышления автора подкреплены практическим материалом, опирающимся на опыт автора.

Теоретические данные проиллюстрированы языковыми примерами на русском языке, однако автор не приводит информации об объеме корпуса фактического материала и о принципах отбора лексических единиц.
Данная работа выполнена профессионально, с соблюдением основных канонов научного исследования. Исследование выполнено в русле современных научных подходов, работа состоит из введения, содержащего постановку проблемы, основной части, традиционно начинающуюся с обзора теоретических источников и научных направлений, исследовательскую и заключительную, в которой представлены выводы, полученные автором. Отметим, что в вводной части слишком скудно представлен обзор разработанности проблематики в науке. Библиография статьи насчитывает 19 источников, среди которых представлены теоретические работы как на русском, так и на английском языках. Отметим, что в списке выявлено нарушения ГОСТа при выстраивании алфавитного списка источников.
В общем и целом, следует отметить, что статья написана простым, понятным для читателя языком. Часть материала представлены в виде диаграмм, что облегчает понимание текста читателем. Автор структурирует теоретический материал в схемы и таблицы тем самым актуализируя существенные аспекты и облегчая понимание текста читателем. Опечатки, орфографические и синтаксические ошибки, неточности в тексте работы не обнаружены. Высказанные замечания не являются существенными и не влияют на общее положительное впечатление от рецензируемой работы. Работа является новаторской, представляющей авторское видение решения рассматриваемого вопроса и может иметь логическое продолжение в дальнейших исследованиях. Практическая значимость определяется возможностью использовать представленные наработки в дальнейших тематических исследованиях. Результаты работы могут быть использованы в ходе практической подготовки курсантов в специализированных учебных заведениях. Статья, несомненно, будет полезна широкому кругу лиц, филологам, магистрантам и аспирантам профильных вузов. Статья «Стрелковая компетентность сотрудников органов внутренних дел как показатель их профессионализма» может быть рекомендована к публикации в научном журнале.

Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.