Статья 'Формирование правовой культуры специалиста-полиграфолога в процессе профессионального обучения' - журнал 'Полицейская деятельность' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет и редакционная коллегия > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Полицейская деятельность
Правильная ссылка на статью:

Формирование правовой культуры специалиста-полиграфолога в процессе профессионального обучения

Садеков Рустем Рафекович

ORCID: 0000-0002-2739-5490

кандидат педагогических наук

Доцент кафедры психолого-педагогического и медицинского обеспечения деятельности ОВД, ВИПК МВД России

142007, Россия, Московская Область область, г. Домодедово, ул. Пихтовая, 3

Sadekov Rustem Rafekovich

PhD in Pedagogy

Deputy Head of the Department of Psychological-Pedagogical and Medical Support of the Department of Internal Affairs Activities at the Russian Institute of Officials Training and Education

142007, Russia, Moscow Region, Domodedovo, Fir street, 3

vipk10kafedra@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0692.2023.2.39764

EDN:

VEEWKW

Дата направления статьи в редакцию:

09-02-2023


Дата публикации:

04-05-2023


Аннотация: Автор в статье подробно рассматривает такие аспекты, как современное состояние актуальных педагогических вопросов приобретения специалистами-полиграфологами в процессе профессионального обучения комплексных знаний, позволяющих им разбираться в нюансах проведения специальных психофизиологических исследований с применением полиграфных устройств. Рассматривается важность качественной подготовки этой категории специалистов, в связи с тем, что характер решаемых ими задач носит специфический характер и связан обеспечением безопасности государственных структур, принятием решений в рамках проведения скрининговых исследований и уголовного судопроизводства. Педагогическим аспектам получения специалистами-полиграфологами качественного образования, формированию у них важных профессиональных компетенций, правовой культуры, способностей принимать решения в рамках своей служебной деятельности в ведомственных образовательных организациях правоохранительного блока придается важнейшее значение.    Основным вкладом автора в исследование темы является то, что была сформулирована цель исследования, которая заключалась в исследовании особенностей формирования правовой культуры специалистов-полиграфологов в процессе обучения. Объектом исследования выступила готовность специалистов полиграфологов выполнять свои служебные обязанности в установленном порядке.В процессе исследования была проанализирована возможность выполнения служебных обязанностей указанной категорией специалистов в профессиональной деятельности в рамках нормативного правового обеспечения, с соблюдением законодательства Российской Федерации в этой сфере, что в свою очередь также является целенаправленным педагогическим взаимодействием, которое безусловно обеспечивает всестороннее развитие специалистов полиграфологов.


Ключевые слова:

обучение, профессиональная подготовка, полиграф, право, культура, образование, система, знания, специалист, исследования

Abstract: The author in the article examines in detail such aspects as the current state of actual pedagogical issues of acquisition by polygraph specialists in the process of professional training of comprehensive knowledge that allows them to understand the nuances of conducting special psychophysiological studies using polygraph devices. The importance of high-quality training of this category of specialists is considered, due to the fact that the nature of the tasks they solve is specific and is associated with ensuring the security of state structures, decision-making within the framework of screening studies and criminal proceedings. The pedagogical aspects of obtaining high-quality education by polygraph examiners, the formation of important professional competencies, legal culture, and the ability to make decisions within the framework of their official activities in departmental educational organizations of the law enforcement unit are of the utmost importance. The main contribution of the author to the study of the topic is that the purpose of the study was formulated, which was to study the peculiarities of the formation of the legal culture of polygraph examiners in the learning process. The object of the study was the readiness of polygraph examiners to perform their official duties in accordance with the established procedure. In the course of the study, the possibility of performing official duties by this category of specialists in professional activities within the framework of regulatory legal support, in compliance with the legislation of the Russian Federation in this area was analyzed, which in turn is also a purposeful pedagogical interaction, which certainly ensures the comprehensive development of polygraph specialists.


Keywords:

training, professional training, polygraph, right, culture, education, system, knowledge, specialist, researches

Введение

Говоря об истории становления и развития современного государства мы отмечаем важность выполнения и соблюдения всеми без исключения юридическим и физическими лицами важнейших принципов, на которых и основана правовая модель государственного устройства. С рождения и до заката своего существования все люди проходят свой жизненный путь, получают первичные азы воспитания, а уже впоследствии в процессе получения образования приобретают те или иные компетенции, которые в дальнейшем реализуется ими в выбранной профессиональной трудовой деятельности. Не останавливаясь подробно на конкретном роде и виде профессий, мы хотели бы отметить что в любом случае важным является то, что за всем этим стоит конкретный человек, с набором личностных установок, уровнем нравственности, социальной ответственности, толерантности и безусловно законопослушности.

Все без исключения участники правоотношений с государством вовлечены в динамичный процесс государственного управления, а оно в свою очередь выступает инициатором и регулятором процесса управления гражданами. Государство управляет своими структурами, регулирует механизмы деятельности, как государственных органов, так и бизнес-структур, через достаточно распространённые методы, такие как, предоставление тех или иных прав, возложение обязанностей, запреты дозволения, стимулирования, требования, ограничения и т. д. Государство заинтересовано в том, чтобы граждане четко выполняли свои предписанные нормативными правовыми нормами обязанности, были законопослушными налогоплательщиками, созидали в своём направлении деятельности и при этом были максимально открытыми и предельно честными, «чистыми» перед законом.

Однако на практике зачастую дела обстоят не так хорошо, как хотелось бы. Возникает ряд проблем, связанные с людьми, допустившими своими действием или бездействием образование обстоятельств, подпадающих под так называемые факторы риска, препятствующих к поступление к примеру на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, которые требуют вмешательства профессионалов [1]. В частности речь идет о разрешении стратегических вопросов в области проведения специальных психофизиологических исследований с применением полиграфных устройств в отношении проверяемых лиц. Рассматривая ключевой вопрос формирования правовой культуры специалистов полиграфологов, которые в рамках уголовного судопроизводства или в рамках кадрового скрининга осуществляют серьезную работу по выявлению и недопущению в государственные органы или коммерческие организации лиц которые нарушили или нарушают закон, важно отметить что эти специалисты должны быть высококлассными профессионалами, чья компетентность не вызывает сомнения.

Цель исследования – изучение особенностей формирования правовой культуры специалистов-полиграфологов, осуществляющих специальные психофизиологические исследования с применением полиграфа.

Объект исследования – готовность специалистов полиграфологов выполнять свои обязанности в рамках действующего законодательства.

Предмет исследования – научно-методическое обеспечение педагогических условий формирования правовой культуры специалистов-полиграфологов в процессе профессионального обучения.

Гипотеза исследования. Возможность выполнения служебных обязанностей в профессиональной деятельности в рамках правового поля, с соблюдением конституционных норм является целенаправленным педагогическим взаимодействием, которое обеспечивает всестороннее развитие специалистов данного направления.

Материалы и методы. Работа основана на анализе теоретических положений и литературных источников по данной проблеме. Разработаны ключевые педагогические условия формирования навыков профессиональной деятельности специалистов-полиграфологов в рамках действующего законодательства Российской Федерации.

Основные результаты исследования.

Специалисты-полиграфологи обеспечивают профессионально-психологический отбор граждан на службу в правоохранительные структуры страны, а также выполняют служебные задачи в рамках уголовного судопроизводства. Важным аспектом является формирование у них правовых компетенций для дальнейшей работы.Основу качеств специалистов-полиграфологов составляют нравственные характеристики, хладнокровность, исполнительность и юридическая грамотность. Профессиональное обучение должно заложить фундамент важных характеристик, знаний, умений и навыков, которые позволят ему выполнять свою работу, при этом не нарушая конституционные права обследуемых лиц. Четкий педагогический алгоритм выступает регулирующим фактором формирования правовой культуры специалистов-полиграфологов.

В процессе обучения специалистов-полиграфологов, в ходе реализации образовательной программы в рамках как правило профессиональной переподготовки большое количество учебного времени отведено изучению важнейших составляющих будущей профессиональной деятельности. Каждая дисциплина, будь то психология, анатомия, физиология, технические науки, правовая подготовка и др. формируют настоящего профессионала, способного в любой ситуации найти пути решения сложных задач. Отмечая особенности правовой культуры в нашем контексте, К.С. Абдилов считает, что правовая культура, являясь разновидностью общей культуры, включает в себя материальную и духовную культуру, которая в свою очередь относится к правовой действительности [2]. Этот важный постулат мы берем за основу обучения специалистов-полиграфологов.

Как ранее уже отмечалось, что сегодня стратегическое значение придается повышению эффективности научно-педагогической и образовательной деятельности в сфере подготовки всех без исключения категорий сотрудников правоохранительных органов и государственных служащих [3].

Как известно, специалисты-полиграфологи в ходе выполнения своей кропотливой работы, обеспечивают выполнение всех предусмотренных законодательством организационно-правовых процедур, в начале которой стоит главенствующий принцип проведения полиграфного исследования только после получения добровольного письменного согласия от обследуемого лица. Общепринятым правилом постоянно является тот факт, что работодатель обязан получить письменное согласие обследуемого лица до проведения экспертизы [8]. В связи с чем мы отмечаем, что специалист-полиграфолог всегда должен помнить и руководствоваться тем, что правовая культура выражена в уважении к закону, праву и осознанном понимании как социальной, так и юридической ответственности [4].

Следует отметить соблюдение прав и свобод гражданина, проверяемого специалистом-полиграфологом является главенствующим фактором, а также, как отмечает в своей работе Камшуков А.В. следует учитывать и тот факт, что, безусловно сама процедура опроса с использованием полиграфа по своему характеру является стрессогенной, и вызывает серьезное нервно-психическое напряжение у испытуемых[5].

К профессиональному обучению специалистов-полиграфологов на примере моей работы на кафедре психолого-педагогического и медицинского обеспечения деятельности органов внутренних дел ВИПК МВД России широко привлекаются для организации и проведении всех видов учебных занятий преподаватели практики, имеющие большой профессиональный и научно-педагогический опыт, который в том числе, в рамках формирования правовой культуры, прививают проходящим обучение специалистам-полиграфологам элементы профессионализма. Хочется подчеркнуть, что современные сотрудники правоохранительных органов Российской Федерации однозначно сегодня подготовлены на высоком уровне по всем направлениям деятельности, что доказывает достойное качество образования в нашей стране [6].

Как известно результатом эффективной работы специалиста-полиграфолога выступает подготовленное заключение по исследуемым обстоятельствам, а говоря о доказательствах, то здесь важно отметить, как поясняет в своей работе Сайманова В.Ф., что они признаются допустимыми в случае соответствия требованиям процессуальной формы, источника закрепления, условий, способов получения данных, имеющих существенное значение по делу [7].

В своей работе мы всецело ориентируемся на те постулаты, где основы профессионально-правовой культуры заключаются в том, что специалист- полиграфолог должен обладать высокой степенью владением правом в практической служебной деятельности по проведению специальной психофизиологических исследований с применением полиграфа.

Авторами проведенного исследования Арефьевой О.В. и Гайдамашко И. В. Подвергнут изучению вопрос о том, что заключения полиграфологов принимаются во внимание следственными органами в виде ориентирующей информации, иногда кардинально меняющей направление расследования, а судом заключение специалиста может выступать одним из видов доказательств, предусмотренных ст. 74 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Отметим, что благодаря исследованию с применением полиграфа в ходе расследования уголовных дел нередко удается избежать траты человеческих и материальных ресурсов правоохранительных органов, а также уголовной ответственности невиновных подозреваемых [9]. Иными словами, комплексный динамичный подход к приобретению специалистами-полиграфологами необходимых компетенций, в том числе основ правовой культуры, является важнейшим элементом государственной образовательной политики в сфере правоохранительных органов Российской Федерации.

В условиях развития нашего общества на современном этапе одним из важнейших вопросов, которые подлежат обсуждению при приеме на работу кандидатов, принятия решения о движении кадровых ресурсов внутри и вне правоохранительных органов, связан, как отмечает в своей работе Юдин Р.В. наличие у обследуемого лица антикоррупционного воспитания, которое понимается как целенаправленная деятельность по формированию и развитию антикоррупционного правосознания личности, ее ориентации на общественно полезное антикоррупционное поведение и подготовки ее к антикоррупционной деятельности [10].

Заключение

В рамках развития демократического правового государства, где подготовленным профессиональным кадрам в своей повседневной деятельности необходимо решать задачи, связанные с обеспечением правопорядка, обучением высококвалифицированных кадров, внедрением в образование, медицину, экономику, оборону и т.д. стратегических наукоемких технологий, мы еще раз отмечаем важность наличия у специалистов-полиграфологов сформированных основ правовой культуры. Ключевым аспектом было и остается то, что основной задачей в кадровой работе в системе государственных правоохранительных органов в ходе психофизиологических исследований, осуществляемых с целью перемещения сотрудников по службе, является получение информации по факторам риска [11].

Еще раз отметим, что разбираться во всех этих тонкостях и нюансах, обладать достаточным набором компетенций, необходимых для организации и проведения этой многоуровневой, сложной и кропотливой работы должен подготовленный специалист. В связи с чем стоит педагогическая задача обучить такого специалиста всем важным направлениям деятельности, который мог бы в кратчайшие сроки, используя все свои знания и умения оперативно понять цели и задачи, поставленные перед ним, разобраться в них и максимально эффективно решить эти вопросы, используя весь свой интеллектуальный и практический опыт, применить все важные знания в этой области [12].

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

На рецензирование представлена работа «Формирование правовой культуры специалиста-полиграфолога в процессе профессионального обучения».
Предмет исследования. Предмет исследования в работе обозначен. Автор отметил, что предметом является научно-методическое обеспечение педагогических условий формирования правовой культуры специалистов-полиграфологов в процессе профессионального обучения. Содержание статье позволило рассмотреть предмет, найти обоснованное научное решение и подтвердить выделенную гипотезу.
Методология исследования. В основу исследования была положена гипотеза о том, что возможность выполнения служебных обязанностей в профессиональной деятельности в рамках правового поля, с соблюдением конституционных норм является целенаправленным педагогическим взаимодействием, которое обеспечивает всестороннее развитие специалистов данного направления.
В качестве методов исследования выступает анализ теоретических положений и литературных источников по данной проблеме. Проведенный анализ позволил получить теоретические положения.
Актуальность исследования не вызывает сомнения. Автором обосновывается актуальность как с позиции дефицитарности теоретических исследований, так и с позиции практики..
Научная новизна в работе не обозначена. Автором отмечается об актуальности педагогической задачи обучения специалиста всем важным направлениям деятельности, который мог бы в кратчайшие сроки, используя все свои знания и умения оперативно понять цели и задачи, поставленные перед ним, разобраться в них и максимально эффективно решить эти вопросы, используя весь свой интеллектуальный и практический опыт, применить все важные знания в этой области. Достоинством работы могло бы стать подробное описание того, каким образом этом необходимо сделать.
Стиль, структура, содержание. Стиль изложения соответствует публикациям такого уровня. Язык работы научный.
Структура работы четко прослеживается. Во введении представлены цель, объект, предмет и гипотеза исследования. Раздел «Материалы и методы» содержит краткое описание. Особое внимание уделено описанию основных результатов исследования. В заключении представлены краткие обобщающие выводы.
Библиография. Библиография статьи включает в себя 12 отечественных источников, значительная часть которых издана за последние три года. В списке представлены научно-исследовательские статьи, нормативно-правовые материалы и интернет-источники. Источники информации оформлены в основном не корректно, не в соответствии с предъявляемыми требованиями. Можно выделить определенные неточности, которые нуждаются в доработке.
Апелляция к оппонентам.
Учитывая поставленные цели и задачи, важно обучение подготовленного специалиста, способно решать широкий спектр задач. Значимость работе придало бы то, чтобы автор предложить конкретные шаги (программу, направления и пр.), каким образом этой цели можно достигнуть.
Выводы. Проблематика статьи отличается несомненной актуальностью, теоретической и практической ценностью, будет интересна исследователям. Работа может быть рекомендована к опубликованию после доработки.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.