Статья 'Педагогические условия подготовки сотрудников МВД России к действиям в особых условиях' - журнал 'Полицейская деятельность' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет и редакционная коллегия > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Полицейская деятельность
Правильная ссылка на статью:

Педагогические условия подготовки сотрудников МВД России к действиям в особых условиях

Садеков Рустем Рафекович

ORCID: 0000-0002-2739-5490

кандидат педагогических наук

Доцент кафедры психолого-педагогического и медицинского обеспечения деятельности ОВД, ВИПК МВД России

142007, Россия, Московская Область область, г. Домодедово, ул. Пихтовая, 3

Sadekov Rustem Rafekovich

PhD in Pedagogy

Deputy Head of the Department of Psychological-Pedagogical and Medical Support of the Department of Internal Affairs Activities at the Russian Institute of Officials Training and Education

142007, Russia, Moscow Region, Domodedovo, Fir street, 3

vipk10kafedra@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0692.2023.1.39646

EDN:

EULEHO

Дата направления статьи в редакцию:

22-01-2023


Дата публикации:

06-02-2023


Аннотация: Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как педагогические условия подготовки сотрудников МВД России к действиям в особых условиях в современных условиях. В статье рассматривается сущность создания специальных педагогических условий, вопросы преподавания учебных дисциплин в ведомственных образовательных организациях тактико-ориентированной подготовке сотрудников МВД России к выполнению служебных и боевых операций, в условиях возникновения различных уровней опасности, представляющих угрозу государству, населению, инфраструктуре и объектам жизнеобеспечения. В данной работе представлены рекомендации по ведению занятий, применению программ подготовки, различные формы и методы проведения занятий. Описываются педагогические условия формирования профессиональных компетенций сотрудников МВД России: мотивации и готовности к профессиональной деятельности, становления навыков саморазвития, регуляции, профессиональной специальной, моральной и педагогической подготовки. Основными выводами проведенного исследования является то, что сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации обеспечивают защиту граждан и государства. Важным моментом является формирование у них навыков профессиональной мотивации для дальнейшего обучения и работы. Основу качеств сотрудников МВД России составляют нравственные характеристики профессиональной устойчивости. Они складываются на протяжении всей жизни сотрудника правоохранительных органов, но именно обучение закладывает фундамент характеристик, с которыми он вступит на путь своей деятельности. Педагогические условия в момент обучения являются главными факторами социализации будущего защитника государства, законных прав и интересов общества.


Ключевые слова:

педагогические условия, МВД России, чрезвычайное происшествие, особенность, опасность, ОВД, занятия, преподаватели, тактика, особые условия

Abstract: The authors consider in detail such aspects of the topic as the pedagogical conditions for training employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia to act in special conditions in modern conditions. The article deals with the essence of creating special pedagogical conditions, the issues of teaching academic disciplines in departmental educational organizations to tactically-oriented training of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia to perform service and combat operations, in conditions of various levels of danger that pose a threat to the state, the population, infrastructure and life support facilities. This paper presents recommendations on the conduct of classes, the use of training programs, various forms and methods of conducting classes. The pedagogical conditions for the formation of professional competencies of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia are described: motivation and readiness for professional activity, formation of skills of self-development, regulation, professional special, moral and pedagogical training. The main conclusions of the study are that employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation provide protection to citizens and the state. An important point is the formation of their professional motivation skills for further training and work. The basis of the qualities of the employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia are the moral characteristics of professional stability. They are formed throughout the life of a law enforcement officer, but it is training that lays the foundation for the characteristics with which he will enter the path of his activity. Pedagogical conditions at the time of training are the main factors of socialization of the future defender of the state, legitimate rights and interests of society.


Keywords:

pedagogical conditions, Ministry of Internal Affairs of Russia, an emergency, feature, danger, ATS, lessons, teachers, tactics, special conditions

Введение. На сегодняшний день образовательные организации системы МВД России, в состав которых входят академии, университеты. институты, учебные центры, принимающие на обучение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, осуществляют подготовку к выполнению специалистами служебных обязанностей и оперативно-боевым действиям в особых условиях входят в единую иерархичную структуру, имеющую выверенную концепцию развития, с целями и задачами подготовки высококвалифицированных специалистов для действий в различных условиях, в том числе и сопряженных с решением вопросов в нештатных условиях. Данный факт обеспечивает актуальность рассмотрения данного вопроса в рамках нового этапа совершенствования педагогической подготовки сотрудников ОВД Российской Федерации в системе высшего образования, а также дополнительного профессионального образования. Одним из главных направлений подготовки специалистов является боевая и оперативная подготовка специализированных подразделений или отрядов, которые выполняют служебные обязанности в особых условиях. Такой тип условий можно охарактеризовать как обстановку, сложившуюся в результате возникновения режима чрезвычайного или военного положения [3, c. 141].

Обеспечение безопасности населения в чрезвычайной ситуации играет важную социально-политическую роль. Именно поэтому МВД РФ разрабатывает рекомендации по методам совершенствования служебно-прикладной подготовки будущих и действующих практических сотрудников. Актуальность проблемы состоит в росте количества случаев чрезвычайных ситуаций различного характера. Деятельность правоохранительных органов в условиях способствования ликвидации последствий жизненно опасных ситуаций является ответственной и сложной. Именно поэтому данный вопрос имеет практическую значимость [2, c. 128-129].

Цель исследования – изучение особенностей формирования педагогических условий подготовки сотрудников Министерства внутренних дел России к действиям в особых условиях.

Объект исследования – готовность сотрудников Министерства внутренних дел России к работе в чрезвычайных условиях.

Предмет исследования – научно-методическое обеспечение педагогических условий развития навыков сотрудников МВД России.

Гипотеза исследования. Возможность становления уверенности сотрудников МВД России в профессиональной деятельности является целенаправленным педагогическим взаимодействием, которое обеспечивает личностное и физическое развитие специалистов во всех направлениях. Его эффективность обусловлена созданием специальных педагогических условий.

Материалы и методы. Работа основана на анализе теоретических положений и литературных источников по данной проблеме. Разработаны основные педагогические условия формирования навыков выполнения специализированных служебных задач в особых ситуациях.

Результаты исследования. Сотрудники МВД России обеспечивают защиту нашей страны и благосостояния ее граждан. Важным моментом является формирование у них навыков профессиональной мотивации для дальнейшего обучения и работы.Основу качеств сотрудников МВД России составляют нравственные характеристики профессиональной устойчивости. Они складываются на протяжении всей жизни сотрудника правоохранительных органов, но именно обучение закладывает фундамент характеристик, с которыми он вступит на путь своей деятельности. Педагогические условия в момент обучения являются главными факторами социализации будущего защитника государства, законных прав и интересов общества.

В связи с этим к сотрудникам МВД России предъявляются повышенные ожидания к профессиональной психической, интеллектуальной, физической, тактической и юридической подготовке. Данное исследование основано на рассмотрении нормативно-правового обеспечения и ряда документов правоустанавливающего уровня. Основу работы сотрудников МВД России обеспечивает Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О службе в органах внутренних дел в Российской Федерации…» [5].

Рисунок 1 - Группа личностных компетенций сотрудника МВД России

Многие исследователи и специалисты с педагогическим и практическим опытом (Быстрянцев А.Ф., Косяченко В.И., Непомнящий, С. В., Федотов А.Ю., Лапшина А.Я. и др.) в своих научных публикациях отмечают важность подготовки будущих и настоящих сотрудников МВД России к исполнению служебных обязанностей в особых условиях.

Рассмотрим основную проблематику становления педагогических условий при подготовке сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.

1. Отсутствие большого количества современных актуальных сведений в учебных источниках. Процесс подготовки в данном случае не предусматривает разбора ошибок в работе, трудностей при возникновении особой ситуации. Вся информация подается несколько в хаотичной форме и не составляет полную картину необходимых действий и их изменений в зависимости от конкретной ситуации или конкретного случая.

2. Неравномерность в планировании педагогической деятельности, отсутствие необходимого оснащения во время проведения учебных занятий, имеющиеся проблемы с материальной и технической базой. Это предполагает корректировку расписания и используемых методов обучения, что оказывает некоторое влияние на восприятие значимых специальных дисциплин.

3. Недостаточность мотивации для промежуточного и конечного этапа становления в качестве профессионального сотрудника правоохранительных органов. Это влияет на увеличение времени подготовки, долгую переработку информации и возникновение противоречий в комплексном формировании моторных, ментальных и психологических навыков в процессе изучения различной информации. Слабая организация и ригидность штатной структуры профессиональной специализации и служебной деятельности зачастую не позволяет рассматривать реальные ситуации, применимые к настоящему реальному времени, происходит трата его на усвоение устаревшей информации. В данном случае обучающиеся получают практический опыт лишь при общении с другими старшими сотрудниками [4, c. 108].

Наиболее распространенной формой практического обучения сотрудников органов МВД России являются тренировки в штабе, практико-ориентированные занятия и игры делового характера. Они направлены на обучение в соответствии с профессиональными обязанностями и функциями сотрудников. Профессорско-преподавательский состав обучает слушателей самостоятельному выполнению той или иной работы при возникновении особой ситуации.

Педагогические условия для построения учебного процесса при помощи деловых игр, практических занятий и штабных тренировок формируют навыки управленческой деятельности, в том числе:

· вырабатывают у руководителей подразделений необходимый набор информационно-коммуникационных навыков, что связано с использованием компьютеризированных средств управления. Это дает возможность проводить операции и тактические расчеты, что увеличивает скорость принятия оперативного и стратегически верного решения;

· оценивают навыки сотрудников, занимающих руководящие должности. Главными критериями оценки является оснащенность практическими навыками, профессиональными компетенциями, техническими приемами, возможность хладнокровного мышления в особых ситуациях, умение управлять подчиненными, скорость выполнения заданий;

· оценивают оперативность подготовки и слаженную работу всех штабов и подразделений [1].

Заключение. При проведении анализа научных исследований, которые изучают педагогические условия формирования готовности сотрудников МВД России к работе в особых условиях составлены следующие положения:

1. Педагогические условия, позволяющие сформировать профессиональные качества сотрудников МВД России основаны:

а) на поиске и практическом применении педагогических методик, которые будут составлять основу формирования эмпирических, физических и психологических навыков сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации;

б) на применении особых технологий образовательной деятельности, позволяющих мотивировать обучающихся на дальнейшую плодотворную работу;

2. Педагогические методики, основу которых составляет закладывание основных знаний по действиям в особых ситуациях разделяют:

а) развивающие интеллектуальные, личностные мотивы, мотивацию и цели для дальнейшего периода прохождения службы;

б) развивающие физические и тактические навыки;

в) развивающие психологические и ментальные навыки стрессоустойчивости и самопознания, что поможет прибегнуть сотрудникам к рассудительности в действии особой важности;

г) развивающие навыки взаимодействия с руководящим звеном, преподавателями, другими сотрудниками и коллегами;

д) улучшающие методические материалы и учебники, материальная база, при помощи которых познаются основы теоретической подготовки и практической деятельности.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
References
1.
2.
3.
4.
5.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Объектом исследования в представленной статье выступает процесс подготовки сотрудников МВД к действиям в особых условиях, предметом же – фактически его общесодержательная специфика.
Актуальность работы несомненна по причине высокой социальной значимости работы сотрудников МВД.
Статья является сугубо теоретической и в целом носит обзорно-постановочный характер. Несмотря на то, что автор пишет о ряде практических аспектов проблематики, экспериментальная работа в тексте не представлена.
Новизна статьи относительна, её локальными элементами можно считать рассмотрение специфического педагогического процесса в общепедагогический парадигме.
Таким образом, основным методом исследования выступает описательный педагогический анализ, что является минимальным и достаточным инструментарием для работы представленного формата.
Текст статьи написан языком, полностью соответствующим нормам научного стиля, список литературы соответствует основным требованиям и находит реальное содержательное отражение на страницах работы. Отметим, тем не менее, что научные статьи обычно базируются хотя бы на 8-10 источниках. Список литературы желательно дополнить.
Статья может вызвать интерес у сотрудников подразделений МВД, задействованных в педагогическом процессе подготовки полицейских, в том числе к действиям в особых условиях, равно как и у тех, кто ведёт научные исследования по данной, либо же смежной проблематике.
Заслуживают внимания выводы, выполненные в тезисной форме.
По работе существуют следующие замечания.
В статье отсутствует предмет исследования в научно-педагогическом понимании этого слова, который сужал бы объект до конкретного аспекта. Если объектом выступают педагогические условия, то предметом изучения, вероятнее всего, должен быть процесс совершенствования этих условий в каком-либо разрезе.
Несмотря на то, что исследования теоретического характера допустимы с точки зрения формата журнальных публикаций, желательно видеть «мостик» к практике, то есть конкретные предложения автора на уровне специфических форм и методов работы, применяемых в описываемом процессе.
В работе «педагогические условия» представлены как обобщенно-абстрактное понятие. Как правило, под этим термином понимается совокупность определенных структурно-дидактических единиц учебно-воспитательного процесса, а именно методов, форм, средств, приёмов и пр. работы. Работа имела бы более ярко выраженную новизну, если бы педагогические условия были раскрыты именно на подобном структурно-содержательном уровне.
Желательно также привести обзор определений педагогических условий подготовки сотрудников МВД.
В названии статьи присутствует тавтология, возможно, «педагогические условия» следует заменить на «педагогические особенности» - с учётом же замечаний, указанных выше, это было бы верно и с научной точки зрения.
Эти замечания обедняют статью содержательно. Следует тем не менее отметить, что с учётом высокой актуальности, логики изложения материала и общего высокого методического качества текста, работа соответствует минимальным требованиям, предъявляемым к научным текстам по педагогике, и может быть опубликована в рецензируемом издании.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.