Статья 'Особенности подготовки внештатных снайперских групп в образовательной организации МВД России' - журнал 'Полицейская деятельность' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет и редакционная коллегия > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Полицейская деятельность
Правильная ссылка на статью:

Особенности подготовки внештатных снайперских групп в образовательной организации МВД России

Удилов Тимофей Васильевич

ORCID: 0000-0001-9824-3032

кандидат технических наук

доцент, начальник научно-исследовательского и редакционно-издательского отдела, Восточно-Сибирский институт МВД России

664074, Россия, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110

Udilov Timofei Vasil'evich

PhD in Technical Science

Associate Professor, Head of Research, Editorial and Publishing Department, East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

664074, Russia, Irkutsk region, Irkutsk, Lermontov str., 110

udilov_nauka@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Винокуров Виталий Николаевич

старший преподаватель, кафедра техносферной безопасности, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Государственный аграрный университет Северного Зауралья"

625003, Россия, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Республики, 7

Vinokurov Vitalii Nikolaevich

Senior Lecturer at the Department of Technosphere Security of the State Agriculture University of North Transurals

329314@mail.ru

329314@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0692.2023.1.39464

EDN:

LPLVSB

Дата направления статьи в редакцию:

21-12-2022


Дата публикации:

12-01-2023


Аннотация: Предметом проведенного исследования является образовательные отношения, возникающие в результате профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел, включенных в состав внештатных снайперских групп территориальных органов МВД России. Объектом исследования являются образовательные программы профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, реализуемые в настоящее время в образовательных организациях МВД России и центрах профессиональной подготовки сотрудников территориальных органов внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне. Авторами проведен анализ особенностей подготовки сотрудников внештатных снайперских групп, а также проблемных вопросов, которые возникают при реализации таких образовательных программ. В результате проведенного анализа предложены решения, направленные на повышение эффективности подготовки сотрудников внештатных снайперских групп, а также оптимизацию деятельности образовательных организаций МВД России, в рамках реализации соответствующих образовательных программ профессиональной подготовки. Предложенные решения позволят реализовать мероприятия направленные на совершенствование учебно-материальной базы образовательных организаций МВД России, оптимизировать систему взаимодействия образовательных организаций с Министерством обороны Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по вопросам эффективной подготовки сотрудников к несению службы в особых условиях. Предложены изменения содержания образовательных программ профессионального обучения сотрудников, включенных в состав внештатных снайперских групп, направленные на повышение профессиональной компетентности указанных категорий сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.


Ключевые слова:

профессиональная подготовка полицейских, полиция, образовательные программы, огневая подготовка, модернизация обучения, развитие образования, снайпер, специальная операция, особые условия службы, специальные подразделения

Abstract: The subject of the study is educational relations arising as a result of professional training of employees of the internal affairs bodies included in the freelance sniper groups of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The object of the study is educational programs of professional training of employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation, currently being implemented in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia and professional training centers for employees of territorial internal affairs bodies of the Russian Federation at the regional level. The authors analyzed the features of the training of freelance sniper groups, as well as problematic issues that arise during the implementation of such educational programs. As a result of the analysis, solutions are proposed aimed at improving the effectiveness of the training of employees of freelance sniper groups, as well as optimizing the activities of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, within the framework of the implementation of appropriate educational training programs. The proposed solutions will make it possible to implement measures aimed at improving the educational and material base of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, optimize the system of interaction of educational organizations with the Ministry of Defense of the Russian Federation, the Ministry of Health of the Russian Federation, the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of natural disasters on issues of effective training of employees for service in special conditions. Changes in the content of educational programs of professional training of employees included in freelance sniper groups aimed at improving the professional competence of these categories of employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation are proposed.


Keywords:

professional training of police officers, police, educational programs, fire training, modernization of training, development of education, sniper, special operation, special conditions of service, special force

Два последних десятилетия на территории стран бывшего СССР наблюдалась активная деятельность оппозиционных групп против действующей государственной власти и политического строя, с использованием ресурсов экстремистских организаций и революционно-настроенных молодежных объединений. Как правило, такие события сопровождались массовыми акциями протестов, многочисленными фактами нарушений общественного порядка и общественной безопасности, не редко, террористической деятельностью отдельных лиц и организаций.

В качестве наиболее ярких примеров таких явлений можно привести государственные перевороты и «цветные революции», сопровождающиеся массовыми беспорядками и гибелью мирного населения: Грузия (2003 год), Украина (2004), Кыргызстан (2005), Кыргызстан (2010), Украина (2013-2014), Армения (2018), Республика Беларусь (2020).

В России в период 2011-2013 годов также были предприняты попытки организации массовых протестных политических акций, которые, в том числе благодаря слаженным действиям правоохранительных служб, обошлись без жертв населения (митинг на Болотной площади, «Марш миллионов» 2012 и 2013 и пр.). Анализ таких массовых акций показывает, что для проведения массовых акций экстремистские и террористические организации мобилизуют молодежь и студенческие ассоциации, оппозиционно настроенные части населения.

В части профилактики организации и проведения подобных мероприятий, а также реализации мероприятий по предотвращению организации массовых беспорядков, проявлений террористического и экстремистского характера, органами внутренних дел Российской Федерации осуществляется контроль постоянной готовности к применению в своей деятельности самого различного вооружения, в том числе и снайперского оружия. Это актуально в условиях проведения специальных операций (мероприятий), осуществления первоочередных мер по отражению вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения органов внутренних дел Российской Федерации, а также защиты сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации либо иных лиц от посягательств, если эти посягательства сопряжены с насилием, опасным для жизни или здоровья.

В соответствии с требованиями приказа МВД России от 6 июля 2021 г. № 516 «О внештатных снайперских группах органов внутренних дел Российской Федерации» в целях повышения эффективности использования снайперского оружия сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации при отражении вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения органов внутренних дел Российской Федерации, для защиты сотрудников либо иных лиц от посягательств, если эти посягательства сопряжены с насилием, опасным для жизни или здоровья, в территориальных органах МВД России на окружном, межрегиональном, региональном и районном уровнях, в ФКУ «ГЦАХиТО МВД России» создаются внештатные снайперские группы из числа сотрудников полиции.

Особую актуальность формирования внештатных снайперских групп в подразделениях территориальных органов внутренних дел Российской Федерации подчеркнуло и выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина 24 февраля 2022 года о принятии решения о проведении специальной военной операции на территории Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики. Специфика профессиональных служебных задач и специальных мероприятий на указанных территориях потребовала от сотрудников подразделений органов внутренних дел наличия особых специальных знаний, в том числе и в отношении огневой подготовки.

На повышение эффективности подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, включенных в состав внештатных снайперских групп, к применению снайперского оружия направлены разработанные ГУРЛС МВД России образовательные программы профессиональной подготовки сотрудников, предусматривающие изучение правовых основ применение внештатных снайперских групп при возникновении чрезвычайных ситуаций и основ проведения специальных операций (мероприятий), мер безопасности при обращении с оружием и боеприпасами, изучения основ баллистики, устройства и боевых свойств снайперских винтовок, оптических прицелов, приемов и правил стрельбы из снайперского оружия с оптическими прицелами, тактических основ действия снайпера, в ом числе в населенном пункте и открытой местности, основ оказания первой помощи.

Изучением методологии теоретической и практической подготовки снайпера органов внутренних дел Российской Федерации в разное время занимались различные представители научно-педагогического сообщества образовательных организаций МВД России [1-5]. Вместе с тем, развитие военной науки, особенности проведения специальных мероприятий в современных условиях, появление новых видов вооружения и боеприпасов требуют постоянной актуализации специальных знаний сотрудников, включенных в состав внештатных снайперских групп.

В данной статье, на основе проведенного анализа приемов и способов обучения личного состава применению снайперского оружия, предложены мероприятия, направленные на повышение эффективности подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению задач в особых условиях несения службы.

Актуальность предложенных мероприятий обусловлена реалиями оперативной обстановки в субъектах Российской Федерации, находящихся в зоне проведения специальной военной операции последних лет.

Опыт реализации образовательных программ профессиональной подготовки сотрудников внештатных снайперских групп в образовательных организациях позволил выявить ряд проблем и направлений их решения.

1. Совершенствование материально-технического обеспечения реализации программ подготовки внештатных снайперских групп

Актуализация образовательных программ подготовки сотрудников органов внутренних дел, включенных в состав внештатных снайперских групп, совершенствование методов и образовательных технологий требует решения вопросов материально-технического оснащения образовательных организаций, задействованных в их реализации.

Так, например, в виду отсутствия в образовательных организациях МВД России специализированных стрелковых полигонов для отработки стрелковых упражнений со снайперским оружием на дистанциях 100, 150, 300, 400 м, осуществляется взаимодействие с Минобороны России и Росгваридией по проведению совместных учений и практических стрельб на стрельбищах и полигонах воинских частей, в том числе и с отработкой навыков стрельбы из вооружения зарубежного производства. Вместе с тем, совместных практических занятий для совершенствования навыков работы со снайперским оружием объективно недостаточно. Возможно, организация ведомственных стрелковых полигонов, с учетом транспортной доступности и места дислокации образовательных организаций МВД России, позволит решить проблему дефицита практических стрельб из боевого ручного стрелкового оружия с сотрудниками территориальных органов МВД России и лицами, проходящими обучение в образовательных организациях МВД России.

При реализации образовательных программ профессиональной подготовки снайперских групп лица, направляемые на обучение прибывают в образовательные организации с закрепленным оружием. В образовательной организации дополнительно изучаются устройство конкретных снайперских винтовок и прицелов, оружие приводится к нормальному бою, отрабатываются приемы и правила стрельбы с этими образцами оружия. Вместе с тем, на наш взгляд, повысит эффективность реализации таких образовательных программ организация снабжения образовательных организаций МВД России в достаточном количестве для проведения занятий в учебных группах современными образцами снайперского оружия, в том числе СВД, СВД-С, СВ-98, ТРГ-22, МЦ-116М, СВУ, ВСС, ВСК-94, 12,7-мм В-94, ОСВ-96, ВКС 12,7-мм, АСВК «Корд», 9мм ВСК-94, 9мм ВСС «Винторез» и прочими.

Для изучения и отработки навыков оказания первой помощи при ранениях, кровотечениях, травмах разработаны и применяются алгоритмы взаимодействия с Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в том числе с представителями центров медицины катастроф. Вместе с тем, привлечение к проведению указанных практических занятий представителей смежных министерств осуществляется образовательными организациями МВД России самостоятельно. Возможно, организация такого взаимодействия на систематической основе на уровне Центрального аппарата МВД России и руководителей министерств и ведомств существенно повысила бы эффективность привлечения соответствующих специалистов к проведению учебных занятий.

2. Актуализация содержательной части образовательных программ подготовки внештатных снайперских групп

Опыт проведения специальной операции на территории субъектов Российской Федерации (Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей), а также преступные посягательства на объекты инфраструктуры и жилые объекты Белгородской, Курской, Орловской областей показали, что при нападении сотрудниками Вооруженных сил Украины (ВСУ) активно используются беспилотные летательные аппараты (БПЛА) различных конструкций и назначения.

В целях противодействия использованию вражеских БПЛА в отношении объектов Российской Федерации Вооруженными силами Российской Федерации разработан ряд мер, в том числе обучение и отработка снайперами навыков применения крупнокалиберных снайперских винтовок по воздушным целям (вертолётам, БПЛА). Крупнокалиберный снайперский комплекс АСВК, например, при проведении тренировок показывает наибольшую эффективность при стрельбе по воздушным целям на удалении свыше одного километра. Исходя из опыта современных вооруженных конфликтов, данное расстояние считается оптимальным для обезвреживания разведывательных БПЛА и вертолетов условного противника, которые стараются не заходить в зону поражения от эффективного огня стрелкового оружия в оборонительном бою [6].

Помимо этого, Минобороны России, Росгваридией и МВД России активно изучается эффективность использования снайперскими парами разведывательных БПЛА, которые позволяют находить, идентифицировать и следить за целями на расстоянии в несколько километров [7].

Таким образом, считаем необходимостью включение в программы подготовки сотрудников внештатных снайперских групп тематики, связанной с изучением эффективного и безопасного применения снайперского оружия против БПЛА, а также классификации, функциональных возможностей и тактико-технических характеристик робототехнических комплексов, беспилотных авиационных систем (беспилотные воздушные судна, БПЛА) отечественного и зарубежного производства, в том числе используемых на территории проведения специальной военной операции.

Помимо этого, неотъемлемым элементом работы снайпера является учет внешних факторов, оказывающих влияние на точность стрельбы, и внесение соответствующих поправок. Мировая практика использования баллистических калькуляторов (специальных программных средств) показывает, что данные программные средства значительно ускоряют процесс принятия снайпером решения по выбору установок прицела и определению поправок.

В связи с этим, считаем целесообразным включение в образовательные программы профессионального обучения снайперских групп тематики, направленной на изучение современных программных продуктов (баллистических калькуляторов), в том числе для мобильных устройств, а также отработки навыков работы с такими информационными продуктами.

Таким образом, организация подготовки сотрудников территориальных органов МВД России, включенных в состав внештатных снайперских групп, на базе образовательных организаций МВД России, с учетом предложенных рекомендаций по совершенствованию материально-технического обеспечения образовательных организаций МВД России и актуализации содержания образовательных программ, позволит повысить эффективность обучения сотрудников полиции выполнению оперативно-служебных задач, в том числе в случаях привлечения к несению службы в особых условиях.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Название «Особенности организации подготовки внештатных снайперских групп в образовательной организации МВД России» громоздко, два раза используется слово «организация».
Предмет исследования. Особенности организации подготовки внештатных снайперских групп.
Методология исследования не ясна.
Актуальность. «В части профилактики организации и проведения подобных мероприятий [массовых протестных политических акций], а также реализации мероприятий по предотвращению организации массовых беспорядков, проявлений террористического и экстремистского характера, органами внутренних дел Российской Федерации осуществляется контроль постоянной готовности к применению в своей деятельности самого различного вооружения, в том числе и снайперского оружия. Это актуально в условиях проведения специальных операций (мероприятий), осуществления первоочередных мер по отражению вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения органов внутренних дел Российской Федерации, а также защиты сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации либо иных лиц от посягательств, если эти посягательства сопряжены с насилием, опасным для жизни или здоровья». Не ясна научная актуальность. Почему именно актуальны внештатные снайперские группы?
Научная новизна не ясна.
Стиль, структура, содержание. Стиль методички. Работа малоструктурирована. Научный поиск отсутствует. Есть набор требований.
«На повышение эффективности подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, включенных в состав внештатных снайперских групп, к применению снайперского оружия направлены разработанные ГУРЛС МВД России образовательные программы профессиональной подготовки сотрудников, предусматривающие изучение правовых основ применение внештатных снайперских групп при возникновении чрезвычайных ситуаций и основ проведения специальных операций (мероприятий), мер безопасности при обращении с оружием и боеприпасами, изучения основ баллистики, устройства и боевых свойств снайперских винтовок, оптических прицелов, приемов и правил стрельбы из снайперского оружия с оптическими прицелами, тактических основ действия снайпера, в ом числе в населенном пункте и открытой местности, основ оказания первой помощи». Программы разработаны и используются.
«при нападении сотрудниками Вооруженных сил Украины (ВСУ) активно используются беспилотные летательные аппараты (БПЛА) различных конструкций и назначения. В целях противодействия использованию вражеских БПЛА в отношении объектов Российской Федерации Вооруженными силами Российской Федерации разработан ряд мер, в том числе обучение и отработка снайперами навыков применения крупнокалиберных снайперских винтовок по воздушным целям (вертолётам, БПЛА).» Разработаны меры, в том числе обучение сотрудников.
«Таким образом, считаем необходимостью включение в программы подготовки сотрудников внештатных снайперских групп тематики, связанной с изучением эффективного и безопасного применения снайперского оружия против БПЛА, а также классификации, функциональных возможностей и тактико-технических характеристик робототехнических комплексов, беспилотных авиационных систем (беспилотные воздушные судна, БПЛА) отечественного и зарубежного производства, в том числе используемых на территории проведения специальной военной операции». Есть требование о необходимости включение в программы подготовки определенной тематики. Но нет доказательств этого тезиса.
Есть проблемы в реализации программы: «Так, например, в виду отсутствия в образовательных организациях МВД России специализированных стрелковых полигонов для отработки стрелковых упражнений со снайперским оружием на дистанциях 100, 150, 300, 400 м, осуществляется взаимодействие с Минобороны России и Росгвардией по проведению совместных учений и практических стрельб на стрельбищах и полигонах воинских частей, в том числе и с отработкой навыков стрельбы из вооружения зарубежного производства».
Есть необходимость включения в образовательную программу изучение технических средств: «Неотъемлемым элементом работы снайпера является учет внешних факторов, оказывающих влияние на точность стрельбы, и внесение соответствующих поправок. Мировая практика использования баллистических калькуляторов (специальных программных средств) показывает, что данные программные средства значительно ускоряют процесс принятия снайпером решения по выбору установок прицела и определению поправок. В связи с этим, считаем целесообразным включение в образовательные программы профессионального обучения снайперских групп тематики, направленной на изучение современных программных продуктов (баллистических калькуляторов), в том числе для мобильных устройств, а также отработки навыков работы с такими информационными продуктами».
Библиография включает 8 источников, в том числе контрснайперская подготовка (?) [8].
Апелляция к оппонентам отсутствует.
Выводы. «Таким образом, организация подготовки сотрудников территориальных органов МВД России, включенных в состав внештатных снайперских групп, на базе образовательных организаций МВД России, с учетом предложенных рекомендаций, позволит повысить эффективность обучения сотрудников полиции выполнению оперативно-служебных задач, в том числе в случаях привлечения к несению службы в особых условиях». Почему предложенные рекомендации, позволят повысить эффективность обучения сотрудников полиции? Эти же рекомендации надо проверять.
Интерес читательской аудитории: не ясен.



Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Рецензия
на статью «Особенности подготовки внештатных снайперских групп в образовательной организации МВД России»
Актуальность темы исследования и ее соответствие специализации журнала «Полицейская деятельность» не вызывает сомнение в связи с современными тенденциями социального развития, которые определяют приоритеты профессиональной подготовки современного специалиста.
Предметом исследования являются особенности подготовки внештатных снайперских групп в подразделениях территориальных органов внутренних дел Российской Федерации.

В качестве проблемного поля исследования представлен анализ таких категорий как «профессиональные служебные задачи», «патриотическое воспитание», «культурные традиции», «историческое наследие», «долг», «ответственность», «патриотические убеждения», «гражданственность», «практическая подготовка», «снайперское оружие» и пр.
Выявлены и подробно проанализированы результаты проведенного анализа приемов и способов обучения личного состава применению снайперского оружия. Предложены мероприятия, актуальность которых обусловлена реалиями оперативной обстановки в субъектах Российской Федерации, находящихся в зоне проведения специальной военной операции последних лет.
Достоинством работы являются ключевые, сквозные ведущие идеи повышение эффективности подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению задач в особых условиях несения службы.
Интерес представляет опыт реализации образовательных программ профессиональной подготовки сотрудников внештатных снайперских групп в образовательных организациях позволил выявить ряд проблем и направлений их решения.
Представлено подробное описание стратегии совершенствования материально-технического обеспечения реализации программ подготовки внештатных снайперских групп.
Методология рецензируемой работы построена на основе сравнительно-сопоставительного подхода. В статье применены такие методы исследования как сравнительный, структурный, функциональный, семантический анализ, синтез полученных результатов, аналогия и сравнение, дедукция, проектирование, опрос респондентов.
В статье достаточно детально реализованы систематизация и обобщение данных, связанных с опытом проведения специальной операции на территории субъектов Российской Федерации (Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей).
Статья обладает научной новизной, связанной с установлением необходимости включения в программы подготовки сотрудников внештатных снайперских групп тематики, связанной с изучением эффективного и безопасного применения снайперского оружия:
- классификации, функциональных возможностей и тактико-технических характеристик робототехнических комплексов, беспилотных авиационных систем;
- учет внешних факторов, оказывающих влияние на точность стрельбы, и внесение соответствующих поправок;
- профессиональное обучение снайперских групп, направленное на изучение современных программных продуктов (баллистических калькуляторов), в том числе для мобильных устройств, а также отработки навыков работы с такими информационными продуктами.
Структура статьи соответствует требованиям к научным публикациям. Представлен подробный качественный и количественных анализ полученных результатов исследования организации подготовки сотрудников территориальных органов МВД России.
Содержание статьи, в котором рассматривается необходимость включения в программы подготовки сотрудников внештатных снайперских групп тематики, изучения эффективного применения снайперского оружия против БПЛА, соответствует ее названию.
Стиль изложения материала соответствует требованиям, предъявляемым к научным публикациям.
Библиография соответствует содержанию статьи и представлена 7 отечественными литературными источниками (2020 – 2022гг).
Результаты исследования обосновывают значимость теоретического и эмпирического исследования организация подготовки сотрудников территориальных органов МВД России.
Статья вызывает читательский интерес и может быть рекомендована к публикации.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.