Статья 'Об актуальных вопросах борьбы с беспилотными воздушными судами, осуществляемой правоохранительными органами' - журнал 'Полицейская деятельность' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет и редакционная коллегия > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Полицейская деятельность
Правильная ссылка на статью:

Об актуальных вопросах борьбы с беспилотными воздушными судами, осуществляемой правоохранительными органами

Каширский Дмитрий Юрьевич

кандидат технических наук

доцент, кафедра информатики и специальной техники, Барнаульский юридический институт МВД России

656010, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Горно-Алтайская, 21, кв. 174

Kashirskiy Dmitriy Yurievich

PhD in Technical Science

Associate Professor at the Department of Information Science and Special Equipment of Barnaul Juridical Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

656010, Russia, Altaiskii krai, g. Barnaul, ul. Gorno-Altaiskaya, 21, kv. 174

dimka_kash@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Сухомлинов Александр Владимирович

курсант, Факультет подготовки сотрудников полиции и следователей, Барнаульский юридический институт МВД России

656052, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Чкалова, 49

Sukhomlinov Aleksandr Vladimirovich

Cadet, Faculty of Training of Police Officers and Investigators, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

656052, Russia, Altaiskii krai, g. Barnaul, ul. Chkalova, 49

dimka_kash@mail.ru

DOI:

10.7256/2454-0692.2022.2.37789

Дата направления статьи в редакцию:

04-04-2022


Дата публикации:

06-05-2022


Аннотация: Предметом исследования являются особенности полетов и эксплуатации беспилотных воздушных судов за рубежом, а также в Российской Федерации. Объектом исследования являются условия при которых данная эксплуатация разрешена с точки зрения обеспечения безопасности полетов. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы, как возможные нежелательные последствия применения беспилотных воздушных судов. Особенное внимание уделяется тому, какие последствия могут наступить в случае злоумышленного использования данной техники в преступных целях, а именно при транспортировке наркотиков, перехвата ценных грузов, перехвата трафика информационных потоков, преднамеренного или случайного травмирования людей. В работе приведены основные проблемные вопросы, которые требуют решения на законодательном уровне. Основными выводами данного исследования являются поставленные в работе вопросы для разрешения которых требуется провести работу по совершенствованию российского законодательства, стремящегося в данном направлении к нормам международного права в части обеспечения безопасности полетов во всех ее проявлениях. Особым вкладом авторов исследования темы является представленный ими практический обзор основных проявлений угроз от беспилотных воздушных судов. Новизна исследования заключается в систематизации данных угроз и поднятом вопросе о подготовке кадров, для дистанционно пилотируемых воздушных судов. Данную научную работу можно рассматривать как комплекс мер по улучшению безопасности в процессе эксплуатации беспилотных воздушных судов.


Ключевые слова:

беспилотные воздушные суда, правоохранительные органы, противодействие беспилотникам, обучение пилотов беспилотников, перехват сигнала GSM, перехват сигнала Wi-Fi, контрабанда наркотиков, слежка за объектами, угрозы от беспилотников, запрет эксплуатации беспилотников

Abstract: The subject of the study is the peculiarities of legal regulation of piloting (operation) of unmanned aircrafts. As example of such legal regulation author studied the legislation of the Russian Federation as well as the legislation of other countries. The object of the study is the conditions under which the piloting of such aircrafts is permitted from the point of view of flight safety. The authors consider in detail such aspects of the topic as possible undesirable consequences of the use of unmanned aircraft. Particular attention is paid to the consequences that may occur in the case of malicious use of this aircrafts for criminal purposes, namely during the transportation of drugs, interception of valuable cargo, interception of traffic information flows, intentional or accidental injury to people. The study presents the main problematic issues that need to be addressed by legislation. The main contribution of this study is detection of the problematic issues that need to be addressed by Russian legislation as well as by the norms of international law in terms of ensuring flight safety in all its manifestations. A special contribution of the authors of the research is a practical overview of the main safety threats caused by the use of the unmanned aircrafts. The novelty of the research lies in the systematization of these threats (especially personnel training for remotely piloted aircraft flaws). This scientific work can be considered as a set of measures to improve safety during the operation of unmanned aircraft.


Keywords:

unmanned aircraft, law enforcement agencies, countering drones, training of drone pilots, GSM signal interception, Wi-Fi signal interception, drug smuggling, surveillance of objects, threats from drones, prohibition of the operation of drones

На современном этапе развития общества и мира в целом происходит революционное развитие, как телекоммуникаций, цифровой экономики, так и цифровых технологий. Все это является результатом технического прогресса, который в данный период времени занимает очень большое место в ретроспективе общественной жизни. Стоит заметить, что помимо положительных характеристик технологического прогресса, существуют и негативные последствия, которые находят свое отражение в деятельности уголовно-исполнительной системы. Бесспорно, данный процесс – это огромный шаг в развитии общества, но, к сожалению, существуют негативные аспекты использования технологической «новизны», которые неблагоприятно отражаются в различных сферах деятельности. Примером подобного негативного воздействия может послужить доступность в выборе, а в дальнейшем и использовании беспилотных воздушных судов, которые в том числе, могут использоваться отдельными лицами при подготовке и совершении различных преступлений.

Легальное определение беспилотного летательного аппарата содержится в Воздушном кодексе Российской Федерации. При этом в рассматриваемом документе законодатель оперирует, прежде всего, понятием «воздушное судно», под которым понимается летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (п. 1 ст. 32 Воздушного кодекса Российской Федерации). Беспилотное воздушное судно (БВС) – воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот) (п. 5 ст. 32 Воздушного кодекса Российской Федерации). Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138, предусмотрено, что визуальный полет беспилотного воздушного судна - это полет беспилотного воздушного судна, в ходе которого его внешний пилот поддерживает непосредственный бесприборный визуальный контакт с этим воздушным судном (абз. 11 п. 2 Правил использования воздушного пространства). В ГОСТ Р 56122-2014 беспилотное воздушное судно определено как воздушное судно, которое предназначено выполнять полет без пилота на борту. БВС отнесено ГОСТ к беспилотному воздушному судну – воздушному судну, которое предназначено выполнять полет без пилота на борту (п. 2.1.4 «ГОСТ Р 56122-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Воздушный транспорт. Беспилотные авиационные системы. Общие требования», далее - ГОСТ Р 56122-2014, утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 18.09.2014 № 1130-ст).

Факт того, что БВС может завлодеть злоумышленник исходит из отсутствия серьезных правовых ограничений в приобретении и использовании БВС, а также их финансовой доступности [4].

В связи с использованием БВС в преступных целях, а также опасностью их использования, глобальной проблемой и задачей современности является эффективная борьба с таким неконтролируемым использованием [2, 6].

Стоит отметить, что в разных странах применяются разные средства борьбы с БВС (БЛА - беспилотный летательный аппарат (устаревший термин)) для предотвращения негативных последствий от их использования.

К примеру, в Швейцарии это система Skynex, которая является одной из новинок в мире зенитных систем малого радиуса действия. Она создаётся компанией Rheinmetall Air Defense. Впервые систему представили в 2016 году. Ее ядром является 35-мм автоматическая пушка Oerlikon Revolver Gun Mk3 со скорострельностью тысяча выстрелов в минуту, которая использует особые «программируемые» боеприпасы. С помощью системы Skynex можно поражать цели на расстоянии до 4 км, к которым относятся самолеты, вертолеты, ракеты AGM-88 HARM или противокорабельные ракеты и беспилотные воздушные суда. Рост использования дронов в современных войнах и конфликтах заставил армии мира искать дешевые и доступные способы борьбы с беспилотниками. Представленная система – один из таких способов.

Программируемый боеприпас AHEAD детонирует на строго определенном расстоянии. С помощью дальномера определяется расстояние до цели, после чего боеприпас настраивается на самоуничтожение на заданном расстоянии. Зенитная система с запасом в 252 боеприпаса и радаром находится в дистанционно управляемом модуле, который можно установить на шасси бронетранспортера или грузового автомобиля. На кораблях можно установить морскую версию системы.

Rheinmetall Air Defense показала в 2016 году вариант установки лазера мощностью 30 кВт на одной башне. Как утверждают в компании, это решение может быть следующим шагом в процессе разработки методов и средств борьбы с беспилотными воздушными судами [7].

Украина, в свою очередь, закупила у НАТО антидроновые ружья для борьбы с российскими беспилотными воздушными судами. Об этом сообщил министр обороны Алексей Резкниов в эфире программы Право на владу на канале «1+1».

Министр отметил, что в НАТО есть система закупок NSPA – условно ее можно назвать «натовским вариантом Amazon». «Мы сегодня уже прошли несколько тестов. Мы заплатили деньги, прошли все проверки, чтобы приобрести некоторые нужные нам вещи через NSPA в НАТО», – сказал Резников. По его словам, в течение этого месяца Украина получит первую партию – 10 антидроновых ружей литовского производства, которые помогут бороться с российскими БВС. Резников также сказал, что намерен в ближайшее время создать при Минобороны два аналогичных NSPA агентства: одно будет заниматься тыловыми вещами и закупками, второе – вооружением. Он также анонсировал снятие секретности с некоторых госзакупок в оборонной сфере, но планирует консультироваться с экспертами, что именно подлежит рассекречиванию [5].

Рынок систем защиты от встречных БВС классифицируется следующим образом. По типу: системы обнаружения; системы обнаружения и разрушения. По географическому расположению: Северная Америка; Азиатско-Тихоокеанский регион; Европа; Южная Америка; Международное энергетическое агентство.

Поддержка обществом разработки мер противодействия БВС определяется как одна из основных причин, стимулирующих рост рынка систем защиты от БВС в течение следующих нескольких лет [5].

Столкновение с человеком обычного БВС массой 1,5-2 кг, летящего со скоростью пятьдесят километров в час, является чрезвычайно опасным, в случае, когда БВС управляет неквалифицированный внешний пилот. В социальных сетях легко можно найти множество видеороликов на данную тему. К примеру, в 2017 году в Японии потерявший управление БВС ранил шестерых человек [8]. Тем не менее, во всем мире БВС регулярно появляются над улицами, заполненными людьми, туристическими и другими объектами, такими, как Эйфелева башня и НотрДам во Франции, Колизей в Италии, Белый дом в США и т.д.

Что касается территории Российской Федерации, то активно ведется работа по противодействию незарегистрированных беспилотных воздушных судов. Так, неоднократно задерживались владельцы таких аппаратов за попытки запуска их над Кремлем и в местах массового скопления людей. Большое количество БВС можно объяснить желанием граждан, использующих такие БВС, получить эксклюзивные кадры, заставляя выполнять полеты в недопустимой близости от предмета съемки. Известен ряд случаев причинения БВС ущерба всемирно известным зданиям, таким, как Миланский собор, Сиднейская опера или небоскреб в Тайбее. Имеются случаи неудачного использования БВС на мероприятиях внутри зданий с нанесением травм посетителям. Особое беспокойство вызывают полеты вблизи аэропортов и над особо охраняемыми объектами, там, где они законодательно запрещены, а именно: АЭС, плотинами, военными базами, предприятиями топливно-энергетического комплекса и т.д.

Попадания в уязвимые места предприятий БВС могут инициировать техногенные аварии и пожары на опасных производствах. В 2015 году беспилотник оставил без электричества тысячи жителей в Лос-Анжелесе, устроив короткое замыкание линии электропередач [1].

Активисты Гринпис направили беспилотный летательный аппарат в виде «Супермена» на территорию французской АЭС «Бюже» с целью доказать ее уязвимость.

Казалось бы, здания станций строят так, чтобы они выдерживали удар самолета, но на самом деле последствия могут оказаться серьезными, поскольку у хозяев беспилотника могут оказаться схемы расположения наиболее чувствительных к воздействию элементов АЭС.

БВС создают реальную угрозу воздушному движению и авиационной безопасности, под которой следует понимать такое состояние системы авиации, в котором риски, связанные с эксплуатацией воздушных судов или непосредственно поддерживающей их, снижены и контролируются до приемлемого уровня. Работа крупных аэропортов (Франкфурт, Гатвик и др.) уже не раз приостанавливалась из-за появления неопознанных беспилотников. Например, в Германии 2018 году они были замечены службами воздушного движения в запретных зонах аэропортов 158 раз, что вдвое больше, чем в предыдущем.

Рассматривая все эти примеры угроз БВС, необходимо отметить, что одной из серьезных проблем использования БВС является то, что неоднократно происходят случаи, когда пилоты гражданских и военных самолетов, чаще всего при заходе на посадку, наблюдали мелькнувшие вблизи БВС и неопознанные воздушные суда, идентифицировать которые не могли из-за небольших размеров и малого времени наблюдения, а в двух случаях зафиксированы попадания БВС в элементы конструкции.

Столкновение с БВС создает серьезную опасность для крупных воздушных судов, поскольку беспилотные воздушные суда могут попасть в двигатель или пробить остекление кабины, что может привести к катастрофе самолета.

Одним из эффективных путей противодействия таким БВС является размещение вокруг аэропортов специального оборудования, чтобы принудительно сажать беспилотники, проникнувшие на запретную для них территорию. Однако на сегодняшний день в России на аэродромах нет специальных подразделений и средств по борьбе с беспилотными аппаратами-нарушителями, а также отсутствуют механизмы законодательного регулирования в данной сфере. Данный вопрос необходимо изначально проработать на законодательном уровне и только после этого создавать такие подразделения, проводить их обучение и закупать специальные системы по противоборству БВС.

Использование незарегистрированных БВС также является проблемным аспектом в деятельности спасательных подразделений и пожарных. Несанкционированные полеты беспилотников (чаще всего принадлежащих различным СМИ) во время фото и видеосъёмки стихийных бедствий представляют опасность для всех авиационных средств пожаротушения и создают непреднамеренные помехи в каналах управления БВС, использующихся в интересах подразделений, ликвидирующих ЧС.

Одним из эффективных путей решения этой проблемы в первую очередь является согласование вопроса использования БВС представителями СМИ и сотрудниками МЧС России при ликвидации последствий аварий и катастроф, а также издание нормативного правового акта, регламентирующего порядок такого взаимодействия.

Еще одним актуальным и проблемным направлением незаконного использования БВС является сфера преступной деятельности. Преступники одними из первых взяли на вооружение новые технологии и давно оценили преимущества, предоставляемые БВС. К примеру, «сицилийская мафия» ещё четверть века назад организовала собственные исследования по поиску способов доставки взрывных устройств по воздуху.

Число преступлений с использованием БВС растет быстрыми темпами. Так, в Англии только за 2020 год рост преступлений с использованием БВС составил 352% [3]. К основным видам преступлений относятся: доставка запрещенных препаратов и средств связи в исправительные учреждения, контрабанда наркотиков, слежка за объектами для совершения преступлений и действиями полиции, съемка чужой частной жизни днем и ночью, в том числе в инфракрасном диапазоне.

Совсем недавно стало известно об использовании БВС для решения хакерских задач. Такие БВС начинены электроникой, позволяющей перехватывать сигналы GSM и Wi-Fi сетей. Система в состоянии имитировать базовую станцию сотовой связи, забирая на себя весь абонентский трафик. Аналогичным образом обеспечивается возможность перехвата управления и перенацеливания чужих БВС, осуществляющих доставку ценных грузов.

Наибольшую опасность представляет применение БВС в террористических целях. Даже коммерчески доступные модели становятся вполне ощутимой опасностью для общества, поскольку относительно небольшой серийный аппарат может причинить значительный ущерб, как средства группового или массового поражения в местах массового скопления людей. Спецслужбы Германии выявили целую сеть исламских террористов, готовивших нападения с использованием самодельных БВС. В результате спецоперации были конфискованы технические средства, материалы и чертежи.

Оказание эффективного противодействия БВС на сегодняшний день является проблематичным. Существует множество технических решений этой проблемы, но низкий уровень подготовленности специалистов и большие затраты на закупку дорогостоящего оборудования пока не позволяют пресекать все незаконные полеты БВС в запрещенных зонах. Исключение составляют, пожалуй, только наиболее уязвимые предприятия и мероприятия, проводимые на государственном уровне.

Таким образом, проблемы противодействия БВС можно разделить на три основные группы. К первой группе проблем необходимо отнести сам БВС как материальный объект, движущийся с высокой скоростью, имеющий большую массу и плотность, представляющий опасность для людей в местах массового скопления. Ко второй группе относятся проблемы использования штатных средств противодействия против БВС, средств наблюдения и перспективных радиоэлектронных и сетевых средств принудительной посадки, а также возможность обучения специалистов, которые данные средства применяют на практике. К третьей группе проблем относятся проблемы противодействия доставляемых БВС незаконных грузов, оружия и средств группового и массового поражения.

Если рассматривать степень опасности БВС в мирное время по их принадлежности (предназначению), то наименее опасными, как это ни парадоксально, можно считать аппараты силовых структур (МО, МЧС, Росгвардии, ФСБ и др.).

Это обусловлено эксплуатацией только серийных экземпляров БВС, прошедших госприемку, наличием строгих правил и четких регламентов по всем вопросам учета, хранения, подготовки к полетам и послеполетного обслуживания БВС, отработанными методиками обучения обслуживающего персонала, в том числе внешних пилотов, укомплектованностью подразделений, постоянным контролем их действий. Вероятность происшествий, связанных с отказами авиатехники и ошибками пилотов, невысока.

Несколько выше эта вероятность в сегменте промышленных и коммерческих БВС. Это связано с частым выполнением расчетами задач в отрыве от основной базы и, как следствие, возможными отклонениями от установленных в организации правил подготовки и выполнения полетов. Как правило, чем крупнее организация, эксплуатирующая БВС, тем выше степень безопасности полетов. Такие организации эксплуатируют аппараты, выпускаемые серийно, их деятельность контролируется.

В настоящее время для общества наиболее опасны БВС, приобретаемые и запускаемые в качестве хобби или для оказания мелких услуг, например, видеосъемки торжественных мероприятий. Количество их велико, а техническое состояние, дисциплинированность и уровень подготовки операторов остается на низком уровне или вообще отсутствует.

Изначально планировалось проводить минимальное обучение и тестирование внешних пилотов на готовность к полетам при регистрации БВС, но такие требования законодательно не закреплены и не реализованы.

С нашей точки зрения, такое обучение является эффективным путем решения проблем с использованием БВС гражданами, но данные организации, которые проводят обучение, должны быть зарегистрированы в установленном порядке, а специалисты, осуществляющие подготовку, должны иметь соответствующее разрешение и право на выдачу сертификатов [9].

Подводя итог необходимо отметить, что подходы к противодействию БВС в разных странах отличаются спецификой законодательного регулирования. В некоторых их приобретение и эксплуатация полностью запрещены, в других же ограничения только с использованием. В России в последнее время разработано множество законопроектов и вносятся изменения в действующее законодательство, регламентирующее выполнение полетов БВС, в котором определен порядок их регистрации и получения разрешения на выполнение полетов в пределах визуальной видимости на высотах до 150 метров. Отдельно прописана масса БВС (не более 30 кг) для выполнения полетов по упрощенным правилам. Регистрация после покупки является обязательной, но добровольной. Эту процедуру нельзя произвести онлайн, только письменно, что занимает много времени. Предусмотрена также административная ответственность за использование БВС, а именно штраф при выявлении запуска незарегистрированного аппарата.

С целью эффективного решения проблем противодействия БВС необходимо:

1. Принять поправки, учитывающие специфику полетов БВС различных категорий, в ряд авиационных документов. Поправки должны обеспечить не только безаварийность в воздушном пространстве, но также права и безопасность граждан и их имущества на земле.

2. Усилить контроль и законодательно расширить права сотрудников органов внутренних дел по пресечению полетов БВС, вплоть до их уничтожения, а также увеличить суммы штрафов в многократном размере.

3. Организовать проведение специальной подготовки сотрудников органов внутренних дел с учетом международного опыта по противодействию БВС.

4. Разработать алгоритм действий сотрудников органов внутренних дел по противодействию БВС и поставить на вооружение эффективные системы противодействия, используя зарубежный опыт. Разработанный алгоритм действий предлагается изначально использовать как методические рекомендации в практической деятельности, а после апробации, внести коррективы и прописать в ведомственных приказах как порядок противодействия БВС.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Рецензия
на статью: «Борьба с беспилотными воздушными судами, осуществляемая правоохранительными органами»

Представленная на рецензирование статья по теме: Борьба с беспилотными воздушными судами, осуществляемая правоохранительными органами» подготовлена автором на достаточно новую актуальную тему.
Предметом исследования выступают общественные отношения, связанные с использованием беспилотных летательных аппаратов (далее - БПЛА), которые в том числе, могут использоваться отдельными лицами при подготовке и совершении различных преступлений.
Легальное определение беспилотного летательного аппарата содержится в Воздушном кодексе Российской Федерации. При этом в рассматриваемом документе законодатель оперирует, прежде всего, понятием «воздушное судно», под которым понимается летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (п. 1 ст. 32 Воздушного кодекса Российской Федерации). Беспилотное воздушное судно (БВС) - воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот) (п. 5 ст. 32 Воздушного кодекса Российской Федерации). Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138, предусмотрено, что визуальный полет беспилотного воздушного судна - это полет беспилотного воздушного судна, в ходе которого его внешний пилот поддерживает непосредственный бесприборный визуальный контакт с этим воздушным судном (абз. 11 п. 2 Правил использования воздушного пространства). В ГОСТ Р 56122-2014 беспилотное воздушное судно определено как воздушное судно, которое предназначено выполнять полет без пилота на борту. БВС отнесено ГОСТ к автономному воздушному судну – судну, которое не предусматривает вмешательство пилота в управление полетом (п. п. 2.1.1, 2.1.4 «ГОСТ Р 56122-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Воздушный транспорт. Беспилотные авиационные системы. Общие требования», далее - ГОСТ Р 56122-2014, утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 18.09.2014 № 1130-ст).
При подготовке научной статьи автору не удалось верно и грамотно выстроить методологию научного исследования, которая должна базироваться на знания отечественного (приведенного выше) законодательства и законодательства зарубежных стран по рассматриваемому вопросу. Кроме того, в работе отсутствует постановка проблемы и не раскрыты концептуальные направления, которые должны быть разрешены входе приведенного исследования.
Название статьи не соответствует ее содержанию. Автором приводятся искаженные данные, не подтвержденные из официальных источников, неверно указаны фамилии лиц, а также непроверенная информация, что является недопустимым при написании научного труда. Автором не приводится аргументация ведущих ученых по рассматриваемому вопросу и не делаются, какие либо выводы или предложения по той информации, которую сообщает автор. Название стати, стиль, структура и ее содержание не соответствует требованиям научности, предъявляемым к подобного рода работам. Вместе с тем работа представляет определенный читательский интерес, но должна быть тщательно переработана, название статьи должно соответствовать ее внутреннему содержанию. Автору необходимо дополнительно изучить научные публикации по данной теме и подготовить статью в соответствии с требованиями научности, методологии, стилю, структуры и содержанию, знанию законодательства. Кроме того необходимо переработать библиографию в соответствии с требованиями ГОСТ.

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Исходя из названия статьи "Об актуальных вопросах борьбы с беспилотными воздушными судами, осуществляемой правоохранительными органами" предметом исследования выступают общественные отношения в сфере правового регулирования применения беспилотных воздушных судов и борьбы с незаконным их применением.
Методология исследования носит практическую направленность. Автор рассматривает преимущественно практические аспекты применения беспилотных воздушных судов. Методы, применяемые в работе - описательный, эмпирический. Дедукции, индукции.
Актуальность избранной темы обусловлена техническим прогрессом, который в данный период времени занимает очень большое место в ретроспективе общественной жизни. Стоит заметить, что помимо положительных характеристик технологического прогресса, существуют и негативные последствия, которые находят свое отражение в деятельности уголовно-исполнительной системы, которые автор рассматривает в представленной статье.
Научная новизна состоит в авторском анализе и комплексе разработанных предложений.
Стиль представленной статьи - научно-публицистический, обзорный. По структуре статья включает вводную часть, основную часть, заключение.
Автор анализирует зарубежный опыт применения беспилотников и полагает, что они создают реальную угрозу воздушному движению и авиационной безопасности, под которой следует понимать такое состояние системы авиации, в котором риски, связанные с эксплуатацией воздушных судов или непосредственно поддерживающей их, снижены и контролируются до приемлемого уровня. Работа крупных аэропортов (Франкфурт, Гатвик и др.) уже не раз приостанавливалась из-за появления неопознанных беспилотников.
Автор полагает, что столкновение с БВС создает серьезную опасность для крупных воздушных судов, поскольку беспилотные воздушные суда могут попасть в двигатель или пробить остекление кабины, что может привести к катастрофе самолета. Кроме того, предлагает меры противодействия таким БВС, в частности, размещение вокруг аэропортов специального оборудования, чтобы принудительно сажать беспилотники, проникнувшие на запретную для них территорию.
Автор отмечает рост преступности, в связи с развитием летательных аппаратов.
К основным видам преступлений относятся: доставка запрещенных препаратов и средств связи в исправительные учреждения, контрабанда наркотиков, слежка за объектами для совершения преступлений и действиями полиции, съемка чужой частной жизни днем и ночью, в том числе в инфракрасном диапазоне. Кроме того, БВС используются для решения хакерских задач.
Автор отмечает, что что подходы к противодействию БВС в разных странах различаются спецификой законодательного регулирования. В некоторых их приобретение и эксплуатация полностью запрещены, в других же ограничения только с использованием. В России в последнее время разработано множество законопроектов и вносятся изменения в действующее законодательство, регламентирующее выполнение полетов БВС, в котором определен порядок их регистрации и получения разрешения на выполнение полетов в пределах визуальной видимости на высотах до 150 метров.
Актуальными представляются и предложения автора, в частности, о принятии поправок, учитывающих специфику полетов БВС различных категорий, в ряд авиационных документов. Поправки должны обеспечить не только безаварийность в воздушном пространстве, но также права и безопасность граждан и их имущества на земле. Представляется важным уточнение, какие именно и в какой НПА автор видит внесение поправок.
Еще одно предложение автора, которое вызвало интерес рецензента - усиление контроля и законодательное расширение права сотрудников органов внутренних дел по пресечению полетов БВС, вплоть до их уничтожения, а также увеличить суммы штрафов в многократном размере. Библиография статьи включает 9 источников и актуальна.
В то же время представляется важным при подготовке статей применять больше нормативных правовых актов и научной литературы.
Выражая надежду, что уточнения появятся в будущих работах автора, стоит отметить, что статья может вызвать научный и практический интерес читателя.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.