Статья 'Проектирование целостного процесса воспитания безопасного поведения детей на железнодорожном транспорте в условиях прогимназии (комплекса детского сада и начальной школы).' - журнал 'Полицейская деятельность' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет и редакционная коллегия > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Полицейская деятельность
Правильная ссылка на статью:

Проектирование целостного процесса воспитания безопасного поведения детей на железнодорожном транспорте в условиях прогимназии (комплекса детского сада и начальной школы)

Колосова Светлана Геннадьевна

аспирант, Кафедра дошкольного образования Академии психологии и педагогики, МИНОБРНАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

346880, Россия, Ростовская область, г. Батайск, Северный массив, 3а

Kolosova Svetlana Gennad'evna

Postgraduate at the Department of preschool education of the Academy of Psychology and Pedagogics at the Southern Federal University

346880, Russia, Rostovskaya oblast', g. Bataisk, Severnyi massiv, 3a

progimn63@yandex.ru

DOI:

10.7256/2454-0692.2019.1.26316

Дата направления статьи в редакцию:

17-05-2018


Дата публикации:

01-03-2019


Аннотация: Статья посвящена обсуждению и решению проблемы обеспечения безопасности детей на объектах железнодорожного транспорта и воспитания безопасного поведения детей 5-10 лет на железной дороге. Под воспитанием безопасного поведения детей на железнодорожном транспорте понимается целостный педагогический процесс, направленный на развитие у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста способности осознавать угрозы, предвидеть последствия опасных ситуаций, исходящих от современного транспорта, формирование осознанного выполнения правил поведения железнодорожном транспорте, культуры и опыта безопасного поведения. Осуществление процесса воспитания детей на основе идей безопасности личности, с использованием возможностей развивающей предметно-пространственной среды образовательной организации, окружающего социума, взаимодействия всех участников воспитательного процесса (педагоги, дети и их родители (законные представители) стало основным замыслом проекта «Азбука железнодорожной безопасности». Методологическую основу работы составили классические и современные теоретические положения социально-гуманитарных отраслей научного знания: на философском уровне (концепция системного подхода к исследованию общественных явлений; системно-целостный подход; на общенаучном уровне (деятельностный, системный подход в изучении детерминант психического развития личностно-развивающий подход, аксиологические основы образования, культурологический подход отражающий объективную сторону культуры безопасного поведения человека в различных сферах и результат ее освоения дошкольниками и младшими школьниками).


Ключевые слова:

безопасность, опасность, безопасный образ жизни, безопасность жизнедеятельности, культура безопасности, воспитание, процесс воспитания, проектирование, воспитание безопасного поведения, опыт безопасного поведения

Abstract: The article considers the discussion on and the solution of the problem of children safety provision on railway transport, and the process of engrafting safe behavior on a railroad in 5-10-year-old children. Engrafting safe behaviour on railway vehicles is understood as an integral pedagogical process aimed at teaching senior preschool and junior school children how to recognize threats, anticipate the consequences of dangerous situations which can occur on transport, and forming a habit of conscious execution of rules of behaviour on railway transport and the culture and experience of safe behaviour. Education of children on the base of the ideas of personal safety, with the help of the advantages of the educating environment of an educational organization, society and the correlation between all the participants of the educational process (teachers, children and parents (or legal representatives) is the main idea of the “ABC of railroad safety” project. The research methodology includes classic and modern theoretical provisions of social sciences: at the philosophical level (the concept of the system approach to studying social phenomena; the system-integral approach); at the general scientific level (activity and system approach to studying the determinants of psychological development, personal development approach, axiological fundamentals of education, culturological approach reflecting the objective side of the culture of safe behaviour in various spheres, and how preschool and school children understand it).  


Keywords:

safety, danger, safe lifestyle, life safety, safety culture, upbringing, upbringing process, design, education of safe behavior, experience of safe behavior

«Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу человечество испытывает за самых беззащитных граждан — маленьких детей. Установлено, что актуальность проблемы обеспечения безопасности детей обусловлена ростом опасных ситуаций в различных сферах жизни, а также ростом детской заболеваемости, травматизма и смертности в России (в 3-4 раза выше, чем в других странах)» [58].

Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства, при этом базовые понятия общей теории безопасности неизменны: безопасность (жизни, деятельности, жизнедеятельности), опасность, угроза, объекты безопасности, субъекты безопасности, окружающая среда, уровень безопасности, культура безопасности, модель системы безопасности, меры безопасности и другие.

Следует обратить внимание и на то, что в современных условиях одним из важнейших направлений является воспитание безопасного поведения детей в местах повышенной опасности, на различных видах транспорта в том числе и на железнодорожном транспорте.

Идеи становления личности в системе воспитания с позиции формирования здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности отмечали в своих трудах О. А. Александров, И. А. Баева, Е. В. Бондаревская, А. В. Кравцов, Л. А. Михайлов, А. В. Сахно, И. Н. Смирнов, Т. Г. Хромцова и др. Специалистами разных научных направлений отмечается, что механизмом формирования ответственного отношения человека к своей безопасности должно быть образование (JI. A. Михайлов, С. А. Проскурин, Ю. В. Репин и др.). В дошкольном образовании указанная проблема является недостаточно изученной, дошкольное детство в силу специфики возраста и особенностей развития ребенка остается недооцененным в становлении культуры безопасности жизнедеятельности человека, культуры его здоровья. Исходной возрастной точкой формирования здоровьесбережения принято считать младший школьный возраст (7-8 лет).

Ряд ученых и педагогов считают, что данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста (Н. Н. Авдеева, O. JI. Князева, Р. Б. Стеркина, Т. Г. Хромцова и др.). При этом, по мнению Н. Н. Авдеевой, O. JI. Князевой, Р. Б. Стеркиной, задача педагогов и родителей, состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой, опасными жизненными ситуациями.

В своих исследованиях В. П. Беспалько, В. М. Монахова, B.C. Безрукова, Г. К. Селевко, В. В. Серикова и др. непременным условием воспитания безопасного поведения ребенка считают педагогическое проектирование и организацию образовательных пространств.

Теоретико-методологический анализ литературы показал, что в связи с ростом количества опасных и чрезвычайных ситуаций одной из важнейших задач образования становится формирование безопасной, здоровой образовательной среды и культуры безопасности.

Основным видом транспорта в России являются железные дороги, которые связывают в единое целое все области нашей необъятной страны, обеспечивают потребность населения в перевозках. Однако, железнодорожный транспорт связан с проблемой слабой защищенности от внешнего вмешательства. Основной опасностью является фактор террористической угрозы - на железнодорожном транспорте совершен целый ряд террористических актов и несколько десятков попыток из них предотвращено. Стоят очень острые проблемы аварий (возгорание подвижного состава; сход подвижного состава; столкновение поездов), ограбления, несоблюдение правил безопасности пассажирами, травматизм.

В основном несчастные случаи происходят из-за несоблюдения правил нахождения в зонах повышенной опасности: при проходе по железнодорожным путям и при переходе в не предусмотренных для этого местах. Детский травматизм вызывает особую тревогу в условиях развития высокоскоростного движения. Ведь дети не всегда могут оценить реальную опасность. Под колесами железнодорожного транспорта ежегодно получают тяжелые травмы десятки детей и подростков. Обращает на себя внимание особая тяжесть медицинских последствий «рельсовой травмы: при наездах погибает в среднем 65,1% пострадавших, что определяет высокий показатель соотношения числа травм со смертельным исходом и раненых - 1,87. [69]

Казалось бы, печальная статистика должна насторожить взрослых и детей, напомнить им, что только от внимательности и соблюдения, строгих правил поведения зависит здоровье, а порой и жизнь.

Но, несмотря на это, именно железная дорога, которая для всех, а для детей особенно - зона повышенной опасности, привлекает детей для игр, прогулок и забав. Любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, порой становится небезопасным для него.

Для профилактики детского травматизма Департаментом социального развития ОАО "РЖД" делаются попытки обеспечить безопасное функционирование железнодорожного транспорта, повысить ответственность людей за свою безопасность и жизнь, снизить травматизм на железной дороге и железнодорожном транспорте, разработана программа "Путь твоей безопасности" по проведению занятий на тему "Как вести себя в дороге" с детьми, отправляющимися на отдых, разработаны специальные памятки, мультфильмы, видеоролики [70]. Но, к сожалению данные материалы доступны только на сайте ОАО «РЖД», не на всех железнодорожных станциях есть возможность просмотра видеороликов, мультфильмов, посвященных правилам безопасности, не все граждане обращаются к имеющимся средствам изучения правил безопасности на железнодорожном транспорте, толи в силу своей занятости и спешки, толи не придают этому особого значения.

Осмысливая выше указанные проблемы, можно сделать вывод: только через качественное образование можно подготовить человека нового склада мышления, обладающего необходимыми знаниями, умениями и навыками, располагающего нужной информацией, имеющего желание, интерес и потребность к обеспечению своей собственной безопасности и безопасности окружающих.

В связи с этим руководство ОАО «РЖД» ставит перед негосударственными образовательными учреждениями ОАО «РЖД» проблему воспитания безопасного поведения детей и подростков на железнодорожном транспорте.

Под воспитанием безопасного поведения детей на железнодорожном транспорте понимается педагогический процесс, направленный на овладение детьми навыками наблюдения за дорожной обстановкой, на приобретение детьми способности осознавать угрозы, предвидеть последствия опасных ситуаций, исходящих от современного транспорта, формирование дисциплинированности и сознательного выполнения правил поведения на железнодорожном транспорте, культуры и опыта безопасного поведения.

Для решения поставленной ОАО «РЖД» проблемы обеспечения безопасности детей на железной дороге в частном общеобразовательном учреждении «Прогимназия № 63 ОАО «РЖД» был разработан и успешно реализован проект целостного процесса воспитания безопасного поведения детей на железнодорожном транспорте.

Проектирование основывалось на принципах социальной ценности образовательного проекта (удовлетворение потребностей общества, социальная и физическая защита ребенка, устранение источников опасности, рост образованности), его педагогической эффективности (сохранение здоровья детей, снижение угроз для жизни, повышение уровня воспитанности), экономической целесообразности, наличия необходимых ресурсов для осуществления образовательной деятельности.

При подготовке проекта было определено, что целостный процесс воспитания безопасного поведения будет включать:

- организованное взаимодействие субъектов - участников воспитательного процесса (педагогов, детей и их родителей);

- педагогические технологии обучения и воспитания безопасного поведения;

- внутреннюю развивающую предметно-пространственную среду образовательной организации;

- окружающий ребенка внешний социум.

Для обеспечения эффективности процесса воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста было осуществлено:

1. выявление уровня осведомленности детей старшего дошкольного возраста детей о железной дороге, железнодорожном транспорте, о правилах безопасности на железнодорожном транспорте.

3. изучение психолого- педагогических особенностей старших дошкольников в воспитания безопасного поведения.

4. изучение компетентности педагогических работников по проблеме воспитания безопасного поведения детей дошкольного и младшего школьника и Изучение степени готовности педагогов к инновациям;

5. изучение степени понимания родителями (законными представителями) воспитанников актуальности проблемы воспитания безопасного поведения детей на железнодорожном транспорте и степени заинтересованности родительской общественности в проведении специально организованной деятельности по воспитанию безопасного поведения их детей на железнодорожном транспорте;

6. проведение экспертной оценки состояния процесса воспитания безопасного поведения детей 5-10 лет на железнодорожном транспорте в начале осуществления процесса воспитания.

При разработке проекта «Азбука железнодорожной безопасности» мы учли тот факт, что проектирование процесса воспитания безопасного поведения детей 5-10 лет на железнодорожном транспорте должно быть основано на следующих подходах [56, с. 146]; [3, с.20]:

ü личностно-ориентированном подходе;

ü культурологическом;

ü деятельностно-рефлексивном;

ü интегративном подходе к ознакомлению детей с правилами безопасного поведения на железнодорожном транспорте;

ü интеграция воспитательных, обучающих и развивающих приемов по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения на железной дороге;

ü преемственности и усложнении используемых форм, методов и содержания учебного материала в про­цессе воспитания безопасного поведения детей на железной дороге;

ü использовании игровых технологий;

ü совершенствовании психомоторных функций взаи­моконтроля и самоконтроля в различных игровых ситуациях при выполнении правил;

ü постоянном (с учетом возраста) повышении произвольно­сти и сознательности при выполнении правил поведения на железнодорожном транспорте.

В процессе реализации проекта «Азбука железнодорожной безопасности» формируются перцептивные дей­ствия детей. Они обеспечивают сознательное выделение того или иного аспекта чувственно заданной игровой ситуации, позволяют преобразовать сенсорную информацию, значимую для выполне­ния правил безопасного поведения на объектах железнодорожного транспорта. В резуль­тате чего у детей совершенствуется точность и произвольность сенсорно-перцептивных процессов, осмыслен­ность действий при выполнении правил железнодорожной безопасности [3, 20].

Еще при разработке проекта особая роль в организации педагогического процесса освоения ребенком опыта безопасного поведения была отведена окружающим его взрослым. При этом, педагоги и родители воспитанников и учащихся прогимназии, не отрицая необходимости специальной работы, испытывали затруднения в создании условий для воспитания безопасного поведения на железнодорожном транспорте детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста из-за методической не разработанности данного вопроса.

В связи с этим, возникла необходимость в специальной подготовке педагогов к процессу воспитания безопасного поведения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста на железнодорожном транспорте, а также организация плановой работы с родителями (законными представителями) воспитанников и учащихся по повышению уровня их заинтересованности в воспитании безопасного поведения детей 5-10 лет на железнодорожном транспорте. Эти направления успешно решались в ходе реализации обучения педагогов по повышению их профессиональной компетентности в вопросах воспитания безопасного поведения детей 5-10 лет на железной дороге и педагогического просвещения родительской общественности в прогимназии по воспитанию безопасного поведения дошкольников и младших школьников на железнодорожном транспорте.

Проблема: как воспитать безопасное поведение у детей 5-10 лет на железнодорожном транспорте?

Проект целостного процесса воспитания безопасного поведения старшего дошкольника и младшего школьника на железнодорожном транспорте «Азбука железнодорожной безопасности».

Цель: воспитание безопасного поведения детей 5 – 10 лет на железнодорожном транспорте, развитие мотивации ребенка на обеспечение собственной безопасности и безопасности окружающих людей.

Задачи проекта:

v Обогащение представлений у старших дошкольников и младших школьников об основных опасностях на железнодорожном транспорте, причинах их возникновения, о возможностях их предвидения и предупреждения, способах их преодоления.

v Развитие умений дошкольников и младших школьников распознавать (предвидеть) потенциальную опасность, предупреждать ее возникновение.

v Развитие умения правильно реагировать в ситуации возникшей опасности, находить способы ее преодоления.

v Развитие умения быстрого нахождения в опасной ситуации помощи у взрослого, специальных служб.

v Привлечение старших дошкольников и младших школьников к решению социально значимых проблем через создание и реализацию социальных проектов.

v Содействие развитию инициативы и творческой активности детей в решении вопросов обеспечения собственной безопасности и безопасности окружающих людей. [29, с. 262]

Основной замысел проекта «Азбука железнодорожной безопасности»: обогащение процесса воспитания прогимназии как образовательного комплекса детского сада и начальной школы на основе идей безопасности личности, используя при этом возможности развивающей предметно-пространственной среды образовательного учреждения, окружающего социума, взаимодействия всех участников воспитательного процесса в реализации проекта по воспитанию безопасного поведения на железнодорожном транспорте [29, с. 263].

В проект включены дети, начиная со старшего дошкольного возраста с плавным переходом в начальную школу, вместе со взрослыми в разнообразные виды деятельности, позволяющие детям приобрести опыт безопасного поведения, обеспечения собственной безопасности и безопасности окружающих людей, осуществить презентацию наиболее значимых личностных достижений.

В реализации проекта приняли участие воспитатели дошкольных групп, учителя начальных классов, учителя- предметников, родители (законные представители) воспитанников и учащихся, специалисты различных учреждений города, в первую очередь предприятий Холдинга ОАО «РЖД», заинтересованных в воспитании у детей безопасного поведения на железнодорожном транспорте, в формировании опыта безопасного поведения.

Воспитание безопасного поведения дошкольников и младших школьников должно осуществляться на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и особенности восприятия.

Одной из эффективных форм работы по формированию основ безопасного поведения дошкольников и младших школьников в прогимназии является деятельность «Центра комплексной безопасности» прогимназии, где особый акцент поставлен на теме «Безопасность на железной дороге, профилактика травматизма на железной дороге и железнодорожном транспорте» [38, с. 73-74].

Несмотря на неоспоримое удобство и комфорт железнодорожного транспорта, важно помнить, что железная дорога и ее транспорт являются зоной повышенной опасности, так как возможны аварийные ситуации (сходы составов с рельсов, возгорание подвижного состава, обрыв высотных электропроводов высокого напряжения и др.), террористические акты, которые при не знании человеком основ безопасного поведения могут привести к самым печальным последствиям.

Для безопасного путешествия на железнодорожном транспорте необходимо и осознанное соблюдение и других правил безопасного поведения – это и обращение с электроприборами бытовой техники, правила пожарной безопасности, правила общения с посторонними людьми, правила поведения в общественном транспорте, информационной безопасности и др.

С целью обеспечения комплексной безопасности воспитанников и учащихся, овладению ими универсальными принципами поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях в «Центре комплексной безопасности» реализуются также следующие направления:

ü безопасность в бытовой среде (в населенном пункте, в быту);

ü безопасное участие в дорожном движении, безопасность на транспорте;

ü пожарная безопасность и правила поведения при пожаре;

ü безопасность в природной среде;

ü безопасность в социальной среде (в противоправных ситуациях, при террористических актах);

ü безопасность в чрезвычайных ситуациях природного.

Развивающая предметно-пространственная среда как «Центра комплексной безопасности» (безопасность дорожного движения; безопасность на железной дороге; пожарная безопасность, безопасность и электроприборы; азбука здоровья и гигиены, первая медицинская помощь; информационная безопасность; террористическая безопасность), так и центров детской активности по безопасности в группах и класса обеспечили безопасное полифункциональное образовательное пространство прогимназии.

В центре создан банк материалов для работы по безопасности с детьми от 3 до 11 лет: методическая и художественная литература, видеотека (слайды, видеофильмы), наглядный и игровой материал, мобильное обучающее, игровое оборудование «Азбука дорожного движения», «Азбука безопасности железной дороги», «Азбука пожарной безопасности», «Азбука здоровья и гигиены», обучающие стенды, модели дорожных знаков, интерактивные презентации и дидактические игры, созданные педагогами прогимназии.

Организация игровой деятельности в мини-центре детской активности по безопасности на железнодорожном транспорте «Центра комплексной безопасности» прогимназии с помощью атрибутов игрового комплекта Альма, дает детям возможность создать вокруг себя воображаемую атмосферу «Железнодорожного вокзала», перрона, пассажирского вагона и т.д.

Имеющийся в центре дидактический материал позволяет [3, с. 25]:

ü моделировать ситуации по картинкам-нелепицам и оценивать правильность/ошибочность действий и поведения участ­ников железнодорожного движения, людей на вокзале, на перроне в поезде и т. п.;

ü использовать графические схемы, альбомы для практических упражнений по ознакомлению с правилами железнодорожного движения), ситуации, требующие определенного поведения на желез­ной дороге, на железнодорожном вокзале и т.д.

Эффективным решением поставленных задач является также использование следующих форм и методов работы с детьми: непосредственно образовательная деятельность с дошкольниками, занятия и уроки с младшими школьниками, экспериментальная деятельность, экскурсии, показ мультфильмов и видеороликов, чтение художественных произведений, использование музыки, продуктивная деятельность детей, написание сочинений, составление сказок, решение кейсовых ситуаций, конкурсы художественной и продуктивной деятельности детей, осуществление детской проектной деятельности, проведение тематических акций и недель Безопасности, викторины, спортивные развлечения и праздники, игровая деятельность (сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические игры, игры-драматизации, игры–соревнования, игры-тренинги и др.), обучение приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи), моделирование и решение проблемных ситуаций и др. для отработки поведенческих навыков.

Помимо «Центра комплексной безопасности», возможности развивающей предметно-пространственной среды мини-музея прогимназии «СКЖД в прошлом, настоящем» оснащенной экспонатами, макетом действующей железной дороги, предметами-атрибутами железнодорожников, практическими и методическими разработками педагогов учреждения о работе железнодорожного транспорта и обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте, хорошо зарекомендовали себя в решении проблемы безопасного поведения детей на железнодорожном транспорте.

Имеющиеся экспонаты и накопленный в мини-музее материал активно задействуются педагогами прогимназии при реализации проекта целостного процесса воспитания безопасного поведения на железнодорожном транспорте.

Руководят центром и музеем ответственные педагоги дошкольной группы и класса начальной школы прогимназии, а помогают им младшие школьники и дети старшего дошкольного возраста. В работе центра участвуют обучающиеся в возрасте от 5 до 11 лет. Созданы активы детей - службы центра: Агит-бригада «Осторожно – железная дорога!», Дружина юных пожарных «01», Юные инспектора дорожного движения «ЮИД», Трудовая экологическая дружина «Зеленый патруль», Служба «Первая медпомощь» для оказания помощи в изучении тематического материала во всех группах и классах прогимназии через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования, акции.

Функционирование в прогимназии «Центра комплексной безопасности» и мини-музея позволяют реализовывать практические, социальные, психологические аспекты мероприятий по воспитанию у дошкольников и младших школьников основ безопасного поведения, и в конечном итоге, сформировать у детей современную культуру безопасности.

Педагоги свободны в выборе средств, форм, методов и места проведения различных мероприятий по воспитанию безопасного поведения на железнодорожном транспорте. Занятия проходят как в центре безопасности, мини-музее, так и в группе, классе, летнем гимнастическом зале, спортивной площадке.

Организация внеурочной деятельности позволяет использовать свободное время младших школьников для творческого, развивающего отдыха, психологическую реабилитацию, духовное и физическое оздоровление детей.

Работа социально-психологической службы прогимназии по актуализации в сознании ребенка ценностей саморазвития и самосовершенствования, овладению способами предвидения, предупреждения и преодоления опасных ситуаций, снижения детской тревожности и уменьшения количества детских страхов, строится за счет, сопровождения развития ребенка с применением психологических тренингов, игр, тестов, проекта по созданию, апробации и внедрению авторских игровых комплексов с использованием метода case-study и др.

Активное использование информационно коммуникативных технологий в прогимназии создает благоприятные условия для максимального погружения детей в информационную среду. Хорошо зарекомендовали себя такие инновационные формы организации воспитательного процесса как интернет форумы, квесты, участие в виртуальных интерактивных путешествиях и экскурсиях по железным дорогам России и других государств во времени и пространстве

Так, для повышения интереса воспитанников и учащихся к проблеме безопасности, при этом, снижая уровень тревожности детей дошкольного возраста, продумана особая форма подачи материала, в виде выпусков детской развивающей телепрограммы «Осторожно, дети! Уроки безопасности». Сценарии выпусков телепрограммы, видеосъемка и театрализованная постановка опасных «жизненных» ситуаций с участием ведущего и сказочных персонажей осуществляется силами педагогов прогимназии. В процесс разработки сценария, видеосъемки телепрограммы использовалось активное вовлечение старших дошкольников и младших школьников.

Достижению успехов в освоении правил безопасности на железнодорожном транспорте способствовала организация творческой работы воспитанников старшего дошкольного и учащихся младшего школьного возраста в студии «AlfavIT», где дети на графических планшетах изображали различные ситуации правильного и неправильного поведения на железнодорожной дороге и транспорте, тем самым закрепляя и сознавая необходимость неукоснительного соблюдения правил безопасного поведения на железнодорожном транспорте. Получение первого опыта анимации в студии «Мульти-пульти» происходило при решении задач воспитания безопасного поведения на железнодорожном транспорте. Одним из главных достижений юных аниматоров стали авторские мультипликационные фильмы «Начало нового пути», «Дрезина – это не игра», созданные по жизненно важным темам обеспечения безопасного поведения на железнодорожном транспорте. Они представлены на конкурсах федерального и международного уровня, где по достоинству оценены дипломами победителей [38, с. 69].

Расширение и обогаще­ние первичного опыта безопасного поведения на железнодорожном транспорте у детей дошкольного и младшего школьного возраста происходит в процессе его общения со взрослыми и сверстниками.

Семья является первичной и постоянной средой для развития ребенка, удовлетворяет его потребно­сти в эмоциональной и физической защищенности в любой ситу­ации. Поэтому тот социальный опыт, который дети получают в семье, становится основой для формирования представлений о железной дороге, железнодорожном транспорте, о правилах железнодорожной безопасности. Естественное усвоение ребенком правил поведения на объектах железнодорожного транспорта (железнодорожном вокзале, на перроне, в пассажирских поездах и др.) происходит в процессе подражания близким взрослым, которые являются для детей личностно значимым примером [3, с. 14].

Особое внимание при обучении правилам безопасного поведения на железнодорожном транспорте детей, обращается на взаимосвязь педагогов и родителей, их совместную работу. Чаще всего использовались активные формы взаимодействия с семьей: совместные иг­ровые тренинги, культурно-досуговые мероприятия и др. Родите­ли становятся активными участниками и организаторами посещения детьми железнодорожных предприятий, музеев и выставок, экскурсий на железнодорожные вокзалы, пу­тешествий с детьми по заранее запланированному маршруту.

Взаимодействие социальных институтов – эффективный способ социализации ребенка и ориентации его на постижение культуры безопасного поведения. Включение детей в социум происходит на основе интеграции основного образования, внеурочной деятельности и системы дополнительного образования [38, с.74].

Так, в рамках работы по обеспечению безопасности прогимназия сотрудничает с работниками железнодорожных предприятий, службой охраны труда и промышленной безопасности, ОГИБДД, Ростовским ЛУ МВД России на транспорте, ОПДН ЛОП на ст. Батайск и многими другими для расширения возможностей социокультурного пространства по воспитанию безопасного поведения воспитанников и учащихся. при обязательном взаимодействии с представителями предприятий, музеев железнодорожного транспорта ст. Батайск, ст. Ростов- Главный, Детской железной дороги имени Ю. Гагарина.

Воспитанию безопасного поведения детей способствовали проведенные на железнодорожной станции Батайск, Дистанции сигнализации и связи станции Батайск, на Детской железной дороге имени Ю. Гагарина, станции Ростов главный и других предприятий Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» НОД с дошкольниками, внеклассные занятия и уроки по безопасности с младшими школьниками прогимназии: «Единый день открытых уроков».

Работники ОАО «РЖД» рассказали ребятам о последних достижениях компании в вопросах обеспечения безопасности на железной дороге и железнодорожном транспорте, о возникновении опасных ситуаций на железной дороге, которые могут стать причиной травмы или даже смерти человека, напомнили детям о необходимости безопасного поведения на железнодорожном транспорте. Регулярными стали встречи с сотрудниками ОПДН ЛОП на ст. Батайск «Железная дорога – объект повышенной опасности. Ответственность за совершение правонарушений и преступлений».

Особое значение в обеспечении целостности воспитательного значения приобрело, организованное ресурсными центрами СКЖД сетевое взаимодействие негосударственных образовательных учреждений ОАО «РЖД».

Так, созданный на базе прогимназии ресурсный центр образования осуществляет: координацию научно-методической работы НОУ по взаимодействию с органами управления образованием, муниципальными образовательными учреждениями; сотрудничество НОУ с родительскими сообществами, средствами массовой информации в области воспитания безопасного поведения в том числе и на железнодорожном транспорте, общей социализации детей; обобщение и распространение на сети железных дорог, на Всероссийском и международном уровне передового опыта педагогов и образовательных учреждений ОАО «РЖД» [38, с. 74].

В заключении также необходимо отметить, что целостный процесс воспитания безопасного поведения детей 5-10 лет на железнодорожном транспорте строился на организации деятельностного общения, сотрудничества и сотворчества педагогов, детей и их родителей, педагогической поддержки дошкольников и младших школьников. Главной идеей являлось сотрудничество с ребенком. Ребенок ставился в позицию организатора собственной познавательной деятельности, а педагоги и родители детей- в позицию помощников, консультантов, советчиков и наставников.

Апробация разработанного нами проекта воспитания безопасного поведения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста показала, что он обеспечивает развитие всех компонентов (когнитивного, эмоционально-мотивационного, предметно-практического) и в целом на значительно более высоком уровне, чем при традиционной работе в данном направлении.

Успешность и эффективность воспитания детей 5 – 10 лет безопасному поведению на железнодорожном транспорте обеспечивалась также совокупностью условий, таких как возрастные особенности безопасного поведения дошкольника и младшего школьника; создание развивающей предметно-пространственной среды обеспечивающей реализацию процесса воспитания безопасного воспитания; обеспечения сотрудничества детей и взрослых (педагоги и родители), взаимодействие с социумом; использование традиционных и инновационных интерактивных технологий воспитания.

Осуществляемый в прогимназии проект целостного воспитания детей 5-10 лет на железнодорожном транспорте оптимизировал все внутренние ресурсы учреждения, включая кадровые, способствовал повышению качества образовательных услуг, обеспечению безопасного образовательного пространства.

Педагоги прогимназии ведут активную творческую, научно-методическую работу, разрабатывают и апробируют инновационные формы и технологии воспитания безопасного поведения детей на железнодорожном транспорте, участвуют в научно-практических конференциях и семинарах, выставках и конкурсах инновационных педагогических идей и проектов [38, с. 75].

Реализация проекта целостного процесса воспитания детей 5-10 лет на железнодорожном транспорте в прогимназии в 2015-2018 годах имеет положительные результаты: в 2016 учебном году воспитанники и учащиеся стали призерами Всероссийской викторины «Школа безопасности» - 35 чел, из них: 1 место – 8 чел., 2 место – 10 чел., 3 место – 17 чел., Всероссийской викторины «Железная дорога» - 22 чел., из них: 1 место – 8 чел., 2 место – 7 чел, 3 место – 7 чел.; Международной блиц-олимпиады «Азбука безопасности», «Правила дорожные детям знать полезно» - 1 место – 3 чел. [38, с.74].

Дети старшего дошкольного и младшего дошкольного возраста активные участники творческих конкурсов по безопасности: конкурс рисунков «Железная дорога-зона повышенной опасности» (Грамота – 2 чел.); художественный конкурс, посвященный 180-летию российских железных дорог; конкурс детского творчества по безопасному поведению на железнодорожном транспорте среди частных образовательный учреждений ОАО «РЖД» - «Осторожно, поезд!» (Дипломы победителей – 6 чел.). Сотрудники ОПДН ЛОП на ст. Батайск явились инициаторами приглашения воспитанников и учащихся прогимназии для участия в конкурсе стенгазет на тему «Транспортная полиция и безопасность на железнодорожном транспорте», где отряд юных друзей транспортной полиции прогимназии занял 3 место. За участие прогимназии во Всероссийском конкурсе детского творчества «Полицейский дядя Степа», приуроченном к 300-летию Российской полиции, коллектив учреждения отмечен благодарственным письмом начальника УТ МВД России по СКФО генералом - лейтенантом Н.Н. Симаковым.

Мы можем констатировать положительную динамику в работе прогимназии по организации и осуществлению целостного процесса воспитания безопасного поведения детей на железнодорожном транспорте, однако в последующей работе для достижения более высоких показателей по данной проблеме необходимо внимательнее отнестись к работе по проведению диагностических процедур с последующим анализом и коррекцией деятельности по проблеме безопасности детей, в полном объеме выполнять все запланированные с родителями (законными представителями) воспитанников и учащихся.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Проблема воспитания безопасного поведения детей на железнодорожном транспорте приобретает актуальность в связи с ростом количества опасных и чрезвычайных ситуаций в мире. В статье решаются вопросы проектирования целостного процесса воспитания безопасного поведения детей на железнодорожном транспорте на примере частного общеобразовательного учреждения «Прогимназия № 63 ОАО «РЖД». Проектирование образовательного проекта базировалось на принципах:
– социальной ценности (сохранение здоровья детей и снижение угроз для жизни)
– педагогической эффективности (повышение уровня воспитанности детей в вопросах безопасной жизнедеятельности),
– экономической целесообразности (ресурсы комплекса детского сада и начальной школы).
В аннотации указано, что статья представлена в журнал "Полицейская деятельность". Однако, из анализа содержания следует, что в ней рассматриваются вопросы воспитания детей, поэтому она рекомендуется в журнал «ПЕДАГОГИКА И ПРОСВЕЩЕНИЕ», хотя учитывая, что вопросы безопасности поведения на железнодорожном транспорте относятся и к компетенции правоохранительных органов она может быть опубликована в журнале "Полицейская деятельность".
Статья нуждается в структуризации, поскольку ее стиль нельзя в полной мере отнести к научной статье.
Отметим на ряд замечаний, которые предлагаем устранить для публикации:
Во–первых, в самом начале статьи приводится большая цитата из автореферата кандидатской диссертации Садретдиновой А.И. Наверное автор хотел привести эпиграф, однако представленную фразу сложно отнести к эпиграфу.
Во–вторых, советуем автору выделить смысловые блоки в тексте статьи: введение с указанием актуальности исследования и постановки проблемы, имеющиеся пути решения поставленной проблемы и анализ источников, основное содержание статьи с указанием существенных результатов и выводы по проведенному исследованию
Материал статьи имеет практическую значимость, в нем представлен педагогический опыт воспитания детей 5 –10 безопасному поведению на железнодорожном транспорте, что является ценным для разработки программ правоохранительными органами для образовательных организаций. Статья может быть опубликована после некоторой правки.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.