Вопросы безопасности - рубрика Система и взаимодействия
по
Вопросы безопасности
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Вопросы безопасности" > Рубрика "Система и взаимодействия"
Система и взаимодействия
Урсул А.Д. - Синергетический подход к исследованию безопасности c. 1-47
Аннотация: Повышение интереса к феномену безопасности ставит перед исследователями фундаментальную проблему поиска оснований безопасности, выявления ее природы как для человечества, так и для многих других материальных систем. Это ведет к более глубокому пониманию сущности обсуждаемой проблемы и к появлению общей концепции безопасности, которая может сформироваться в ближайшее время. В статье рассматривается общенаучная методология исследований проблемы безопасности, акцентируя внимание на синергетическом подходе. Обсуждаются возможности использования синергетики как одного из общенаучных подходов для исследования безопасности, которая для социальных систем имеет главным образом информационный характер, если информацию трактовать как всеобщее свойство материи. Обеспечение безопасности связывается с сохранением информационного содержания кибернетической системы в условиях воздействия негативных внутренних и внешних факторов и возмушений. Показано, что наиболее эффективный способ обеспечения безопасности лежит на пути самоорганизации, усложнения и повышения информационного содержания социальной системы, а не через ее защиту и изоляцию.
Андрощук В.В. - Статья о возможности использования в российских условиях опыта и рекомендаций объединений зарубежных ревизоров по противодействию мошенничеству и хищениям c. 1-18

DOI:
10.7256/2306-0417.2013.4.8905

Аннотация: Статья посвящена проблеме распространения мошенничества и хищений в международном экономическом сообществе. Корпоративное мошенничество – термин, охватывающий целый ряд таких серьёзных правонарушений, как растрата, взяточничество, подлог, вымогательство и др. Для противодействия мошенничеству возникла новая профессия ревизора по борьбе с мошенничеством и хищениями, включающая в себя широкий набор компетенций. Служебное расследование случаев мошенничества преследует единственную цель – объективно разобраться с фактами. Начиная расследование мошенничества, ревизор сначала выдвигает теорию о возможной виновности или невиновности лица, а затем пытается собрать доказательства с целью получения фактического материала, указывающего на то, что произошло в действительности. Расследование мошенничества требует коллективных усилий специалистов в различных сферах деятельности. Рекомендации по противодействию мошенничеству, разработанные на основе практической деятельности ревизоров из многих стран мира, анализируются, обобщаются и представляются в виде специального руководства, некоторые основные положения которого будут рассмотрены в настоящей статье.
Еремин В.В. - Мультипликатор инвестиций как генератор рисков для экономической безопасности Российской Федерации c. 1-8

DOI:
10.25136/2409-7543.2021.2.34283

Аннотация: Предметом исследования статьи являются риски, генерируемые мультипликативными процессами, сопровождающими частные и государственные инвестиционные проекты в сфере обеспечения экономической безопасности страны. Автор рассматривает инфляционную составляющую мультипликативных процессов, способную привести к удорожанию реализуемых в сфере экономической безопасности инвестиционных проектов вплоть до отмены некоторых из них. Пристальное внимание уделено мультипликативному переносу прироста дохода из целенаправленно развиваемых отраслей в тесно и отдаленно связанные с ними отрасли. Такой перенос приводит к усилению конкуренции за ресурсы между отраслями и усложнению реализации проектов в сфере обеспечения экономической безопасности. Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы: - структура процесса взаимодействия мультипликатора и акселератора инвестиций является самоподобной, что упрощает его моделирование; - мультипликативные процессы способны генерировать риски в сфере обеспечения экономической безопасности страны; - при обосновании необходимости реализации крупных инвестиционных проектов необходим учет генерируемых ими мультипликативных процессов; - моделирование и учет мультипликативных процессов позволяет трансформировать их из генератора рисков в инструмент, усиливающий действия государства и частных инвесторов по обеспечению экономической безопасности страны. Новизна исследования заключается в подходе к анализу мультипликативного процесса как генератора рисков, усложняющего реализацию инвестиционных проектов путем смещающего воздействия на траекторию их развития.
Розанова Л.И., Морошкина М.В., Тишков С.В. - Проблемы структурной перестройки региональной экономики: роль инноваций, инвестиций и институтов c. 8-38

DOI:
10.7256/2306-0417.2013.5.9857

Аннотация: Республика Карелия в сравнении с другими северными регионами РФ обладает территориальными преимуществами, поскольку имеет протяженную границу с Финляндией и, соответственно, связь с рынками Евросоюза. Как правило, данный фактор может способствовать диффузии инноваций в республику из развитых стран. Кроме того, республика располагает развитой научно-образовательной базой. Однако уровень инновационной и инвестиционной активности в Карелии остается одним из низких как среди субъектов СЗФО, так и России в целом. В статье рассматриваются возможности инновационно-инвестиционной деятельности в регионе и ограничения, препятствующие инновационному развитию. Авторы отражают тенденции социально-экономического развития региона с учетом влияния различных факторов: прогрессивных структурных сдвигов в экономике, изменений ценностных установок, мотивации инвесторов и других. Оценивая инновационный потенциал развития региональной экономики, авторы приходят к выводу, что более полное его вовлечение в рыночный оборот будет способствовать не только улучшению экономических позиций региона за счет повышения конкурентоспособности, но и стабилизации на рынке труда и в демографических процессах. Если же следовать инерционному сценарию без ориентации на инновационное развитие экономики, в регионе будут усиливаться деструктивные тенденции в мобильности факторов производства, особенно человеческого капитала, о чем свидетельствуют отрицательные миграционные потоки.
Куракин А.В., Костенников М.В. - Государственная служба и информационная безопасность c. 18-67

DOI:
10.7256/2409-7543.2014.6.432

Аннотация: В силу развития процессов информатизации публичного управления государственные гражданские служащие вовлечены в целую систему информационных правоотношений, поэтому представить себе их контрольно-надзорную, разрешительную, а также юрисдикционную деятель-ность без получения и использования соответствующей информации практи-чески невозможно. Учитывая это, в современный период представляется не-обходимой разработка новой модели административно-правового регулиро-вания информационных правоотношений в системе государственной граж-данской службы, которая учитывала бы принципиально новые проблемы глобальной информатизации современного общества.
Еремина Н.В. - Концепт безопасности в БРИКС в контексте английской школы международных отношений c. 19-31

DOI:
10.25136/2409-7543.2018.1.25340

Аннотация: Предмет исследования - общие представления государств-участников БРИКС о безопасности и формы их реализации. Автор подвергает тщательному анализу основы сотрудничества государств БРИКС в сфере безопасности; выявляет общие интересы и задачи участников БРИКС; существующий опыт сотрудничества государств БРИКС в сфере безопасности и предложения повышения его эффективности; взаимодействие БРИКС с другими международными организациями в сфере безопасности для усиления его потенциала; двустороннее сотрудничество членов БРИКС в реализации задач безопасности. Методология исследования базируется на разработках английской школы международных отношений. Они позволяют определять не только позиции и интересы отдельных государств, но и их положение внутри межгосударственных союзов на нескольких уровнях. Центральным понятием в этих разработках является концепт регионального комплекса безопасности, под которым понимают союз государств, имеющих сходное представление о безопасности и способных кооперироваться для выполнения задач по обеспечению безопасности. Выводы исследования: БРИКС, являясь новым участником международных отношений, продемонстрировал, что готов ставить перед собой задачи не только регионально-локального, но и глобального характера; БРИКС изначально формируется как международная структура, в основе которой лежат компромисс и признание равного партнерства, что предполагает обязательное заключение соглашения, удовлетворяющего все стороны; БРИКС, решая проблемы безопасности на разных уровнях и в разных регионах, прокладывает дорогу многополярному миру. Вклад автора состоит в исследовании БРИКС в рамках подходов английской школы международных отношений. Новизна заключена в выборе исследовательских методов при анализе БРИКС - через призму принципов позиционирования государств и региональных комплексов безопасности.
Андрюшин С.В. - Роль Европейского оборонного агентства в военной интеграции Европейского Союза c. 31-44

DOI:
10.7256/2306-0417.2013.6.10681

Аннотация: Европейские интеграционные процессы в области безопасности и обороны всегда отличались особой сложностью, особенно в части объединения ресурсов и трансфера технологий. Общая политика безопасности и обороны Европейского Союза испытывает недостаток доверия и не может эффективно развиваться без более глубокой интеграции в сфере единой стандартизации продукции военного назначения, трансфера технологий и либерализации рынков военно-промышленного комплекса. Статья посвящена Европейскому оборонному агентству, которое призвано стать главным структурным инструментом формирования общего рынка продукции военного назначения Европейского Союза. В статье анализируются предпосылки создания агентства, основные достижения и проблемы, стоящие на пути решения поставленных перед этим институтом задач. Методологическую и теоретическую основу данного исследования составляют комплексный анализ и системный подход к изучению первоисточников и различных научных трудов специалистов в области европейской безопасности. Научная новизна данного исследования заключается в комплексном анализе Европейского оборонного агентства и его деятельности, как института Европейского Союза, созданного для координации военно-промышленной политики стран-членов ЕС. В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы: 1) за десятилетний период своего существования Европейское оборонное агентство смогло решить только малую часть поставленных перед ним задач. Реализовав несколько общеевропейских проектов, оно не смогло обеспечить переход к единым стандартам продукции военного назначения и формированию общего рынка; 2) достижение целей, стоящих перед Общей политикой безопасности и обороны, будет возможно только в случае углубления интеграции в области безопасности и обороны. Либерализация национальных рынков ВПК является неотъемлемым условием достижения этих целей; 3) активизация сотрудничества НАТО и ЕС будет оказывать заметное влияние на Общую политику безопасности и обороны в общем и на деятельность Европейского оборонного агентства в частности.
Финогеев А.Г., Васин С.М., Гамидуллаева Л.А., Финогеев А.А. - Технология смарт контрактов на основе блокчейн для минимизации трансакционных издержек в региональных инновационных системах c. 34-55

DOI:
10.25136/2409-7543.2018.3.26619

Аннотация: Основным барьером, препятствующим эффективному взаимодействию субъектов инновационной деятельности является высокий уровень трансакционных издержек инновационной деятельности. Рост взаимодействия между участниками инновационной системы представляет собой механизм развития инновационной деятельности на различных этапах инновационного процесса, от возникновения идеи до коммерциализации инновации. Предметом исследования является организация безопасного взаимодействия участников инновационной деятельности в экономических системах регионов. В статье рассмотрены вопросы создания механизма обеспечения надежного и безопасного взаимодействия участников региональных инновационных систем на основе создаваемых смарт-контрактов в блокчейн системе. Методы исследования: научный поиск, аксиомизация, анализ, блокчейн, объектно-ориентированный подход, алгоритмизация, планирование и построение гипотез. Разработанная авторами технология позволяет снизить вероятность обмана со стороны недобросовестных участников, а также исключить необходимость третьей стороны путем передачи ее функций смарт контракту. Это важно для обеспечения доверительных и прозрачных отношений между участниками инновационных проектов, а также с заинтересованными субъектами социально-экономической деятельности в регионах. Для создания смарт-контрактов выбрана блокчейн-платформа Ethereum, на базе которой разработаны компоненты для выполнения транзакций при заключении договоров, создании и внедрении инноваций, передаче прав интеллектуальной собственности, использовании прав и лицензий при инновационной деятельности и т.д. Основным компонентом системы является распределенный реестр транзакций с цифровыми копиями инновационных объектов.
Владимирова Т.В. - Проблема устойчивости порядка как угроза безопасности c. 67-87

DOI:
10.7256/2306-0417.2013.2.590

Аннотация: В работе предлагается подход к определению безопасности общества как социальной системы, который позволяет выделить два типа организации и понимания безопасности. Безопасность определяется как устойчивость социального порядка в условиях нарастания девиации. С одной стороны, традиционное общество вырабатывает видение безопасности, в основании которой лежат устойчивая единая ценностная система, традиционные институты и государственная власть. С другой стороны, речь идет об обеспечении безопасности в условиях открытого, современного общества, где возрастающее разнообразие девиации/инновации формирует сложную, высокоорганизованную систему безопасности, включающую в себя институты правового государства, частной собственности, рынка, гражданского общества. Ставится проблема устойчивости социального порядка в условиях неодобряемой и одобряемой девиации, где одобряемая девиация рассматривается как инновация. Следом, автор отмечает дальнейший рост девиации/инновации (вариативности коммуникации по Н. Луману) в современном обществе как основную проблему в обеспечении социальной безопасности.
Старовойтов В.Г. - Взаимодействие органов публичной власти в сфере стратегического планирования Российской Федерации c. 82-94

DOI:
10.25136/2409-7543.2022.4.39196

EDN: PIWMSP

Аннотация: Предметом исследования являются организационно-управленческие отношения возникающие при взаимодействии органов публичной власти в сфере стратегического планирования. Объектом исследования является система стратегического планирования России. В статье использованы методы анализа и синтеза, системный и комплексный подход. Автор подробно рассматривает аспекты появления в современном российском законодательстве нового понятия "орган публичной власти". Особое внимание уделяется структуре единой системы публичной власти и взаимодействию органов публичной власти между собой в процессе стратегического планирования. В статье показано, что деятельность органов публичной власти, как участников стратегического планирования, направлено на решение задач социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности России. Новизна исследования заключается в формировании системы взаимодействия органов публичной власти способной повысить эффективность деятельности участников стратегического планирования в решении вопросов социально-экономического развития и обеспечения экономической и национальной безопасности России. В статье показано, что в настоящее время взаимодействие органов публичной власти в сфере стратегического планирования крайне актуально и должно быть направлено на их мобилизацию по реализации основополагающих документов стратегического планирования - Стратегии экономической безопасности Российской Федерации и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Основные выводы. Использование результатов проведенных исследований позволяют : - повысить мобилизационный уровень и эффективность деятельности органов публичной власти; -оптимизировать (сократить) количество разрабатываемых документов стратегического планирования; -обеспечить согласованность стратегического и бюджетного планирования; -повысить уровень информационно-аналитического обеспечения для поддержки процессов выработки управленческих решений; -обеспечить эффективный контроль и мониторинг в сфере стратегического планирования; -повысить оперативность при корректировке планов и программ; -повысить ответственность должностных лиц органов публичной власти в сфере стратегического планирования.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.