Вопросы безопасности - рубрика Внешний контур национальной безопасности
по
Вопросы безопасности
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Вопросы безопасности" > Рубрика "Внешний контур национальной безопасности"
Внешний контур национальной безопасности
Косоруков А.А. - Стратегия Китая в начале XXI века: выход на глобальный уровень c. 31-69

DOI:
10.7256/2306-0417.2014.4.13390

Аннотация: Рассматриваются вопросы взаимодействия Китая во внешнеполитических отношениях с другими государствами и в первую очередь с США. Автор утверждает, что внешнеполитическая стратегия Китая выступает сложным многоуровневым явлением, состоящим из глобального, государственного и внутригосударственного уровней, на каждом из которых действуют свойственные китайскому государству детерминанты. Автор констатирует, что Китай, активно наращивая свою совокупную национальную мощь, в своей внешнеполитической стратегии объективно начинает опираться в большей мере на детерминанты глобального уровня, стремясь трансформировать под свои национальные интересы современную архитектуру международных отношений, сделав ее более многополярной. Методология исследования включает в себя использование уровневого подхода в рамках теории международных отношений, разработок неоклассического реализма, акцентирующего внимание на детерминантах внутригосударственного уровня при формировании внешней политики государства. Научная новизна статьи состоит во введении в научный оборот и использовании теоретических разработок неоклассического реализма, интеграции детерминант глобального, государственного и внутригосударственного уровней при обьяснении формирования внешнеполитической стратегии, анализе внешнеполитической стратегии Китая с использованием инструментария неоклассического реализма и теории внешнеполитического анализа.
Гирник Е.С. - Реконструкция пограничной статистики Римской империи c. 33-54

DOI:
10.25136/2409-7543.2017.5.24380

Аннотация: Объектом исследования автора является военная и пограничная деятельность в Римской империи, предметом исследования – пограничная статистика. Римская империя оставила нам в наследство классические образцы военной доблести и мужества при отражении угроз на границах империи протяженностью около 20.000 километров. Выполнен количественно-качественный анализ итогов этой деятельности. В результате проведенного исследования, автором впервые вычислены плотности войск (легионов) на км границы по пограничным провинциям Римской империи, обоснованы принципы распределения легионов по рубежам государства. С использованием исторического и системного подходов, учитывая положения теории пограничной безопасности (погранологии) в работе выполнена реконструкция пограничной статистики Римской империи. Научная новизна заключается в том, что несмотря на заинтересованность в изучении со стороны зарубежных и отечественных исследователей к подходам правителей того времени к защите и охране рубежей, ведению служебно-боевых действий по охране границы, вопросы пограничной статистики и влияния её на обеспечение безопасности государства практически не отражены.
Гирник Е.С. - Развитие пограничной статистики в Европейском Союзе и США c. 36-56

DOI:
10.25136/2409-7543.2017.6.24833

Аннотация: Объектом исследования является пограничная политика и пограничная деятельность в Европейском Союзе и США, предметом исследования – пограничная статистика. Каждое государство (союз государств) вырабатывает и проверяет на практике различные подходы, приёмы и технологии обеспечения пограничной безопасности. Этот опыт находит отражение в пограничной статистике и нуждается в осмыслении, а лучшие и проверенные практикой методы и технологии могут оказаться полезными и для государств – членов СНГ и Евразийского экономического союза. В качестве основных методов, использовавшихся при написании статьи, являются описание, сравнение, анализ, обобщение и синтез. Научная новизна заключается в том, что в исследовании систематизированы статистические сведения пограничной статистики зарубежных государств. Автором, акцентировано особое внимание на основополагающие принципы официальной статистики в зарубежных государствах, описаны различные подходы к организации статистики, которые позволяют повысить доверие со стороны общества к органам государственного управления в сфере обеспечении пограничной и внутренней безопасности зарубежных государств. Отражены концептуальные и практические подходы к технологиям и методикам учёта пограничной статистики при планировании внутренней и пограничной безопасности зарубежных государств. На основе анализа зарубежного опыта предложена концептуальная модель пограничной безопасности для государств – членов СНГ и Евразийского экономического союза. Предложен математический метод вычисления надежности защиты границы при возникновении латентных потоков через государственную границу.
Сениченков П.Д., Шумов В.В. - Моделирование координации деятельности граждан и организаций в интересах защиты государственной границы c. 40-50

DOI:
10.25136/2409-7543.2019.1.25986

Аннотация: Объектом исследования является координация деятельности граждан и организаций в интересах защиты государственной границы. Предмет исследования - ее математическое обоснование, а также механизмы управления в данной сфере. Под координацией деятельности в сфере защиты государственной границы понимается согласование, приведение в соответствие функций и действий членов добровольных народных дружин (дружинников) с органами местного самоуправления. Математическое обоснование предполагает оценку и расчеты финансового обеспечения дружинников при добросовестном несении службы, а также систему штрафов. Для математического обоснования системы вознаграждений и штрафов дружинников применяется теория нечетких контрактов, а также модели социально-информационного влияния. Впервые для исследования вопросов координации деятельности граждан, организаций и органов власти по защите государственной границы применена теория нечетких контрактов, предполагающая ненаблюдаемость усилий обеих сторон контракта. Расчеты показали, что система вознаграждений и штрафов учитывает как уровень усилий и добросовестность дружинника, так и независящие от него факторы и экономическую ситуацию в конкретном приграничном регионе.
Косолапов Н.А. - "Мягкая сила" Республики Польша в контексте формирования восточного вектора внешней политики (на примере Украины и Республики Беларусь) c. 43-55

DOI:
10.7256/2409-7543.2016.2.18581

Аннотация: Объектом данного исследования является "мягкая сила" Республики Польша. В качестве предмета автор выделяет отличительные особенности и сферы применения польской "мягкой силы", а также ее концептуальную сущность. Автор обращается к теоретической основе "мягкого влияния", рассматривает основные определения и противоречия, которые сложились в рамках дискурса по этой теме. Также рассматривается проекция "мягкой силы" сквозь призму традиции отношений Польши с ее восточными соседями. Для этого был произведен краткий анализ сложившегося на сегодняшний день баланса сил в данном регионе и концепции взаимоотношений с восточными странами-соседями. Автор использует общелогические методы и методы науки о международных отношениях, такие как функциональный и исторический. Новизна данного исследования заключается в том, что автор подробно проанализировал все сферы применения "мягкой силы" Республики Польша и, исследуя результаты опросов в рассматриваемых странах, определил, где Варшава добилась особых успехов в рамках продвижения своего имиджа. Более того, в этой статье вопрос о необходимости проведения именно этого типа политики рассматривается как безальтернативный подход к реализации восточного вектора польской внешней политики. Автор приходит к выводу, что Республика Польша за последние 25 лет добилась больших успехов в рамках проведения «несиловой» политики. Было доказано, что «мягкое воздействие» Варшавы основано на «политике исторического влияния» и рассматривается в контексте «обязанности» Польши распространения демократических ценностей и европейской идеологии. Также отмечается, что членство в ЕС является важным фактором, определяющим активную политику Польши в рамках продвижения собственного имиджа в восточном направлении.
Грачёв Б.В. - Факторы устойчивости политической системы интеграционного объединения c. 62-69

DOI:
10.7256/2409-7543.2017.2.21683

Аннотация: Данная статья посвящена выявлению факторов, являющихся принципиально важными для существования и функционирования интеграционного объединения, рассматриваемого как политическая система. Предметом исследования является политическая система интеграционного объединения. Рассматриваются вопросы теории интеграции, выявляются фундаментальные характеристики такого вида международно-политических объектов, как экономические интеграционные блоки. В статье дается краткая характеристика методологической основы, включая краткое описание функциональных элементов политической системы государства, способов их взаимодействия. Подробно анализируются и систематизируются факторы, определяющие существование интеграционного объединения. В качестве методологии использованы ключевые положения теории структурно-функционального анализа Г. Алмонда, отдельные элементы системного подхода Д. Истона и неофункционального подхода к исследованию интеграционных процессов. Новизна исследования заключается в выявлении, описании и систематизации факторов, определяющих существование интеграционного объединения, с позиции вероятности их изменения и степени влияния на него. Выводы исследования развивают методологию интеграционных исследований и сравнительного подхода в политологии в целом, позволяя на их основе проводить исследование устойчивости политических объектов надгосударственного уровня, а также могут служить опорой для политического прогнозирования и управления такими объектами.
Перов Е.В. - Теория и анализ социальной конфликтогенности общества c. 67-141

DOI:
10.7256/2306-0417.2013.5.2308

Аннотация: Изменения экономических и социальных институтов, политической системы, ментальности населения России и пр. сопровождаются напряженностями на разных уровнях социальной организации. Совокупность напряженностей социального, ментального и социально-психологического характера, которые при определенных условиях могут привести к конфликтам в обществе, объединяется понятием социальной конфликтогенности общества. Социальная конфликтогенность, в которой переплетаются объективные и субъективные конфликтогены, представляет собой промежуточное звено от устойчивого состояния социальной структуры к развертывающимся социальным конфликтам. Разработка мер по снижению уровня социальной конфликтогенности требует ее диагностики, которая включает мониторинг социальной конфликтогенности и выявление причин, влияющих на ее уровень. Предлагаемая методика диагностики социальной конфликтогенности позволяет определить динамику обобщающих показателей, характеризующих уровень социальной конфликтогенности в стране или отдельно взятом регионе, и выявить причины, вызывающие усиление социальной напряженности в обществе. Апробация данной методики выполнена на материале России.
Сазонова К.Л. - "Как перестать беспокоиться и начать жить": влияние антироссийских санкций и контрмер на новейший этап развития международного права. c. 78-108

DOI:
10.7256/2409-7543.2015.3.15367

Аннотация: В представленной статье рассмотрены наиболее актуальные международно-правовые вопросы, возникшие в течение последнего года в связи с введением против Российской Федерации целого «пакета» санкций со стороны как международных организаций, так и со стороны отдельных государств, а также в связи с реализацией контрмер. Именно антироссийские санкции и контрмеры существенно обогатили прецедентную практику международного взаимодействия в данном вопросе, придав новый импульс доктринальному осмыслению проблем, связанных с рассматриваемой сферой. При написании статьи автором использовались формально-юридический и сравнительно-правовой методы, а также метод толкования правовых норм. Выводы и причинно-следственные связи, а также концептуальные обобщения производились при помощи логического метода. На основании анализа антироссийских санкций и контрмер, автором предлагается несколько концептуальных тезисов. Во-первых, автором отмечается, что термин «санкции» может употребляться, как минимум, в трех различных контекстах. Во-вторых, можно констатировать, что доктрине отсутствует четкое понимание того, чем санкции принципиально отличаются от контрмер, что приводит к серьезной путанице. В-третьих, вопросы, связанные с санкциями и контрмерами, в последний год значительно усилили доктринальные расхождения между российской и западной школами международного права, а также привели к наиболее существенным, со времен окончания «холодной войны», изменениям в конфигурации действующего международного права. Кроме того, автором отмечаются значительные терминологические сложности рассматриваемой сферы, в особенности на фоне того, что вопросы, связанные с санкциями и контрмерами, привели к появлению в международном праве новых явлений и терминов, подлежащих дальнейшей доктринальной оценке.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.