по
Вопросы безопасности
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Вопросы безопасности" > Содержание № 03, 2021
Выходные данные сетевого издания "Вопросы безопасности"
Номер подписан в печать: 01-10-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Шульц Владимир Леопольдович, доктор философских наук, cona01@yandex.ru
ISSN: 2409-7543
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2021
Правовое обеспечение национальной безопасности
Горян Э.В. - Нормативно-правовой механизм обеспечения безопасности киберпространства Таиланда c. 1-20

DOI:
10.25136/2409-7543.2021.3.36255

Аннотация: В качестве объекта исследования выбраны правовые отношения, возникающие при осуществлении мер по обеспечению кибербезопасности. Характеризуются положения нормативно-правовых актов Таиланда в сфере кибербезопасности. Исследуются особенности программных и регулирующих документов: Национальной стратегии кибербезопасности Таиланда 2017–2021, Политики и плана национальной безопасности (2019-2022), Закона о компьютерных преступлениях 2007 года (в редакции от 2017 года), Уголовного кодекса 1956 года (в редакции 2019 года), Закона о защите персональных данных 2017 года и Закона о кибербезопасности 2019 года. Определяются особенности нормативно-правового механизма обеспечения безопасности киберпространства Таиланда. Таиланд в своих программных документах не определяет основные информационные угрозы во внутренней и внешней сфере вместе с приоритетами развития системы кибербезопасности, а всего лишь очерчивает круг национальных интересов и ставит задачи, выполнение которых способно вывести его в лидеры региона. Законы разработаны с учетом последних тенденций в сфере информационных технологий и включают в сферу регулирования такие вопросы как защита персональных данных, компьютерных и информационных систем, критически важной информационной инфраструктуры. Законодательно установлена вертикаль государственного управления и мониторинга, очерчен круг полномочий компетентных органов. В сфере защиты персональных данных законодательство Таиланда в значительной мере дублирует положения Общего регламента по защите данных Евросоюза. Отличительной чертой нормативно-правовых актов является легальное обоснование ограничения прав и свобод человека при реализации их положений.
Чуклова Е.В. - Государственно-правовой механизм обеспечения экологической и техногенной безопасности c. 21-43

DOI:
10.25136/2409-7543.2021.3.36378

Аннотация: В свете продолжающейся реформы государственного управления исследование государственно-правового механизма обеспечения экологической и техногенной безопасности как видов национальной безопасности является актуальным. Предметом исследования выступает определение понятия и структуры такого механизма, что является необходимым условием обеспечения защищенности благоприятной окружающей среды, интересов граждан и юридических лиц, общества и государства, предотвращения угроз наступления чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, минимизации последствий таких ситуаций. На институциональном уровне государственно-правовой механизм обеспечения экологической безопасности представляет собой систему органов власти различных уровней, на которые возложена реализация основных направлений и механизмов обеспечения экологической и техногенной безопасности, а также физических и юридических лиц, правовой статус которых включает права и обязанности в сфере обеспечения экологической и техногенной безопасности; на технологическом уровне характеризуется видами юридической деятельности; на инструментальном – совокупностью средств и методов, находящихся в распоряжении субъектов. Научная новизна исследования состоит в рассмотрении наиболее существенных аспектов государственно-правового механизма обеспечения отдельных видов национальной безопасности и формулировании понятия государственно-правового механизма применительно к обеспечению экологической и техногенной безопасности, отсутствие которого препятствует проведению оценки эффективности такого механизма применительно к защите личности, общества и государства от экологических и техногенных опасностей, угроз и конфликтов. Автором делается вывод о том, что в рамках формирования государственно-правового механизма обеспечения экологической безопасности, существует ряд проблем: существующая модель государственного регулирования выбросов парниковых газов, основанная на добровольной инвентаризации, делает затруднительным получение органами управления информации об объемах выбросов парниковых газов; созданные информационные системы в сфере экологической безопасности пока не могут служить эффективным механизмом достижения целей Стратегии экологической безопасности; наблюдается некоторое несоответствие норм об экологическом надзоре.
Доктрина
Ирошников Д.В. - Отражение категории «безопасность» и производных от нее понятий в Конституции Российской Федерации (в свете поправок 2020 года) c. 44-59

DOI:
10.25136/2409-7543.2021.3.35699

Аннотация: В статье исследуется безопасность как конституционно-правовая категория сквозь призму закрепления ее и различных производных от нее понятий (государственная безопасность, общественная безопасность, экологическая безопасность и других) в тексте Конституции Российской Федерации. Особое внимание уделяется эволюции категории "безопасность" в Конституции Российской Федерации в контексте поправок, внесенных в нее в 2020 году и затронувших (помимо прочего) конституционные основы обеспечения безопасности. При этом сам вопрос о необходимости и целесообразности внесения поправок в Конституцию Российской Федерации в 2020 году, а также об осуществлении столь значимых изменений без ее полного пересмотра не входит в предмет исследования.    Автор приходит к выводу о том, что принятым в Конституцию поправкам с точки зрения совершенствования конституционных основ безопасности сложно давать однозначную оценку. С одной стороны, о проблеме безопасности не забыли и некоторые ее аспекты были более детально отражены в тексте Конституции. С другой стороны, можно было бы урегулировать важнейшие вопросы обеспечения безопасности нормами Конституции более детально. Автор также пришел к общему выводу о том, что главной угрозой для личности, общества и государства, несмотря на внесенные поправки, согласно Конституции, выступает прежде всего угроза военного характера. В этой связи, по мнению автора, в Конституции сегодня необходимо было бы более конструктивно отразить основы противодействия угрозам безопасности невоенного характера.
Фактор надежности в системах безопасности
Пастушенко А.А., Антонова Е.Ю. - Уголовно-правовая охрана отдельных принципов бюджетной системы РФ c. 60-69

DOI:
10.25136/2409-7543.2021.3.36091

Аннотация: Предметом настоящего исследования являются вопросы уголовно-правовых гарантий реализации принципов эффективного и целевого расходования бюджетных средств как элемента обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Проведена оценка нормативного и правоприменительного материала, определяющего правовую сущность указанных принципов бюджетной системы Российской Федерации. Изучена судебная практика применения отдельных норм уголовного законодательства Российской Федерации, связанная с нарушением принципа эффективного использования бюджетных средств. Впервые осуществлено сопоставление мер уголовно-правовой охраны принципов эффективного и целевого расходования бюджетных средств. При написании статьи использовались такие специальные методы, как сравнительно-правовой, формально-логический, системный. По результатам проведенного исследования, оспорена существующая позиция об отсутствии мер ответственности за неэффективное использование бюджетных средств. По итогам осуществленного сравнительного анализа мер уголовно-правовой ответственности выявлена серьезная диспропорция в степени защищенности двух ключевых принципов бюджетной системы Российской Федерации. Дополнительно установлено наличие криминообразующих признаков, которые выполняют пресекательную функцию, сужающую возможности уголовного закона Российской Федерации. Предложен оптимальный и эффективный вариант устранения указанной проблемы и повышения защитных возможностей Уголовного кодекса Российской Федерации, в том числе для решения задач в области обеспечения национальной безопасности.
Внутренние угрозы и контрмеры
Симаворян С.Ж., Симонян А.Р., Попов Г.А., Улитина Е.И. - Иммунноподобная процедура функционирования системы обеспечения информационной безопасности в автоматизированных системах обработки данных при противодействии внутренним вторжениям c. 70-83

DOI:
10.25136/2409-7543.2021.3.36228

Аннотация: В данной научной работе предметом исследования является система, которая основана на проблеме построения механизмов защиты информации от внутренних угроз в автоматизированных системах обработки данных (АСОД) по аналогии с механизмами защиты организма человека его иммунной системой (ИмС). Объектами исследования являются ИмС и системы обеспечения информационной безопасности (ОИБ) в АСОД. Цель работы – разработать: общую схему функционирования ИмС по противодействию внутренним угрозам в виде процедуры, и на её основе разработать иммунноподобную общую процедуру (схему) по противодействию внутренним угрозам применительно к системам ОИБ. Методологические исследования по разработке процедуры выявления внутренних угроз в ИмС проводятся с использованием методов системного анализа в области ОИБ. Особое внимание было уделено таким вопросам как системность и адаптируемость механизмов ИмС применительно к системам ОИБ. В данной работе реализован новый вариант решения задачи адаптации общей схемы функционирования иммунной системы при противодействии внутренним угрозам в ОИБ на основании принципа разграничения элементов на «свой-чужой», и на основе реализации процедуры «поедать» угрозу, называемой «Трогоцитоз» («Грызть»). Разработанные процедуры могут служить как базовые схемы при дальнейших практических разработках иммунноподобных систем ОИБ.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.