Статья 'Актуальные аспекты и проблемные вопросы применения полиграфа на государственной службе в современных условиях' - журнал 'Вопросы безопасности' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Вопросы безопасности
Правильная ссылка на статью:

Актуальные аспекты и проблемные вопросы применения полиграфа на государственной службе в современных условиях

Садеков Рустем Рафекович

ORCID: 0000-0002-2739-5490

кандидат педагогических наук

Доцент кафедры психолого-педагогического и медицинского обеспечения деятельности ОВД, ВИПК МВД России

142007, Россия, Московская область, г. Домодедово, ул. Пихтовая, 3

Sadekov Rustem Rafekovich

PhD in Pedagogy

Deputy Head of the Department of Psychological-Pedagogical and Medical Support of the Department of Internal Affairs Activities at the Russian Institute of Officials Training and Education

142007, Russia, Moscow Region, Domodedovo, Fir street, 3

vipk10kafedra@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-7543.2024.1.69634

EDN:

VOGSDD

Дата направления статьи в редакцию:

20-01-2024


Дата публикации:

04-04-2024


Аннотация: В работе автором рассматриваются проблемные вопросы, связанные с изучением особенностей организации и правового регулирования применения полиграфа на государственной службе. В статье затрагиваются различные аспекты применения полиграфа в государственной сфере, включая юридические аспекты, психолого-педагогические особенности, физиологические и этические вопросы, а также защиту прав граждан. Кроме того, в ней рассматривается опыт использования полиграфа в различных условиях, когда осуществляется процедура получения, выявления, обработки, сохранения и надежности данных, а как следствие, возникает необходимость компетентным специалистам государственного сектора постоянно уделять особое внимание безопасности хранения и использования полученной конфиденциальной информации. В целях анализа эффективности применения полиграфа, в работе описываются задачи, стоящие перед специалистами, рассмотрены алгоритмы и приемы, используемые при оценке достоверности получаемых сведений. При подготовке материала статьи использовались следующие методы : системный подход, сравнительный анализ и синтез, индукция и дедукция, приемы логического мышления, классифицирование. Основными выводами проведенного автором исследования являются организационные аспекты, направленные на соблюдение прав и свобод граждан, которым по тем или иным основаниям предстоит пройти процедуру тестирования на полиграфном устройстве. Обязательным условием выступает то обстоятельство, что правовое регулирование применения полиграфа на госслужбе требует четкого формулирования, обеспечения прозрачности и объективности процедур, своевременного разъяснения предстоящих нюансов обследования на полиграфе, связанных с этим возможных ограничениях, но при этом соблюдения гарантий для сотрудников и работников, которые подвергаются тестированию. Данная тема, по своему содержанию и смыслу носит актуальный характер, в связи с чем на сегодняшний день является востребованным разработка правовых и методических механизмов применения полиграфа в государственной сфере, основанной на научных разработках ведущих ученых и практиков в этой области знаний.


Ключевые слова:

полиграф, система, специалист, особенность, законодательство, качество, психология, право, обеспечение, гражданин

Abstract: In the work, the author examines problematic issues related to the study of the peculiarities of the organization and legal regulation of the use of a polygraph in public service. The article deals with various aspects of the use of a polygraph in the public sphere, including legal aspects, psychological and pedagogical features, physiological and ethical issues, as well as the protection of citizens' rights. In addition, it examines the experience of using a polygraph in various conditions when the procedure for obtaining, identifying, processing, storing and reliability of data is carried out, and as a result, it becomes necessary for competent public sector specialists to constantly pay special attention to the safety of storing and using confidential information received. In order to analyze the effectiveness of the use of a polygraph, the paper describes the tasks facing specialists, considers algorithms and techniques used to assess the reliability of the information received. The following methods were used in the preparation of the article : an analysis of literature, a system approach, comparative analysis and synthesis, induction and deduction, logical thinking techniques, classification. The main conclusions of the research conducted by the author are organizational aspects aimed at respecting the rights and freedoms of citizens who, for one reason or another, will have to undergo the testing procedure on a polygraph device. A prerequisite is the fact that the legal regulation of the use of a polygraph in the civil service requires clear formulation, transparency and objectivity of procedures, timely clarification of the upcoming nuances of the polygraph examination, related possible restrictions, but at the same time compliance with guarantees for employees who are being tested. This topic, in its content and meaning, is relevant, and therefore, today, the development of legal and methodological mechanisms for the use of a polygraph in the public sphere, based on scientific developments by leading scientists and practitioners in this field of knowledge, is in demand.


Keywords:

polygraph, system, specialist, feature, legislation, quality, psychology, right, provision, citizen

На сегодняшний день в нашем государстве современные информационные, компьютерные, инновационные кадровые и психолого-педагогические технологии являются неотъемлемыми стратегическими составляющими в организации работы системы государственных органов. Актуальной задачей сотрудников, отвечающих за отбор кандидатов на работу и службу в государственный сектор, является применение комплекса специальных мер, направленных на недопущение проникновения в государственные структуры лиц, которые могут нанести ущерб интересам страны и общества. Следует отметить тот факт, что сложность и достаточно большие объемы обнаруживаемой и поступающей информации вызывают необходимость компетентным специалистам государственного сектора постоянно уделять особое внимание безопасности получения, выявления, обработки, сохранения и надежности данных. При этом необходимо также учитывать, что в каждом случае, недостоверная, искаженная, некорректная информация, ошибочно интерпретированная специалистами, отвечающими за кадровую политику и безопасность, может повлечь за собой серьезные юридические правовые последствия, ущерб от которых может нанести серьезный вред интересам службы и создать реальную угрозу национальной безопасности страны.

Проблемами правового регулирования, организационными аспектами, вопросами повышения эффективности специальных психофизиологических исследований с применением полиграфа в своих исследованиях занимались ученые Богаевский В.А., Печенкова Е.А., Дашко М.Н., Виноградов М.В., Ульянина О.А., Деулин Д.В., Паршутин И.А., Андриянова О.Ю., Ерошенков Н.В., Юрина О.И., Лаврентьева И.В. и ряд других авторов. В частности анализу были подвергнуты актуальные вопросы применения полиграфа в отношении кандидатов поступающих на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, эффективность такой процедуры, процессуальные возможности полиграфа при расследовании уголовных дел, в оперативно-разыскной деятельности и уголовном судопроизводстве. Таким образом, актуальность выбранной нами темы исследования является достаточно высокой.

Однозначно в целях изучения выбранной темы, мы считаем, что в рамках качественного обеспечения функционирования государственной службы, достоверность, оперативность и точность получаемой информации является одним из фундаментов для принятия кадровых и управленческих решений, дальнейшего построения государственной политики в вопросах обеспечения безопасности. А значит актуальным остается вопрос обоснованного и законного применения современных технологий, в том числе и полиграфа, связанных с получением исчерпывающих сведений о лицах, претендующих на работу в государственной сфере.

Кадровые риски, которые могут причинить критический ущерб интересам государственной службы достаточно объёмные, и в их число входит наличие таких факторов, как связи с преступным миром, коррупционные правонарушения, наличие в истории кандидата тщательно скрываемых им криминальных фактах биографии и т.д. Список этот достаточно широкий, в связи с чем специалистам-полиграфологам, руководителям кадрового звена, HR-директорам необходимо четко знать свои полномочия, быть компетентными, грамотными и главное осуществлять свою работу в строгом соответствии с требованиями законодательства.

Можно остановиться на одном из примеров, когда наличие достоверных данных позволяет сделать четкие выводы при рассмотрении вопросов в антикоррупционной сфере. Авторами Головиным А. Ю., Бугаевской Н. В. в своем исследовании изучены особенности расследования коррупционных преступлений, в ходе которого они отмечают, что коррупция охватывает любые злоупотребления должностных лиц, совершенные с корыстной целью [1].

Таким образом, по данному направлению, входящему в область обеспечения кадровой безопасности организации, предприятия, подразделения, проверка ответственными специалистами личных данных граждан и доступ к конфиденциальной информации, выполняют важную роль в деле предотвращения наступления неблагоприятных последствий, а возможно административных нарушений и преступлений, что, несомненно, является важным обстоятельством.

Развивая тему нашей работы, для специалистов государственных служб будет полезным мнение исследователей. В частности автором Красинской Е.С. [2] отмечается, что благодаря полиграфу, в результате его применения, возможно решение, кроме прочих, следующих задач и достижение целей:

- установление причастности подозреваемого к совершению преступления, возможных соучастников, их роли;

- установление мест сокрытия имущества, добытого преступным путем, оружия, наркотических средств и т.д.;

- установление реальности события преступления при опросе потерпевшего;

- установление уровня осведомленности свидетелей о деталях рассматриваемого события [3].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что всё вышесказанное говорит о ключевой роли комплексного подхода обеспечения безопасности и проверки информации в деятельности государственных органов и подчеркивает необходимость непрерывного усовершенствования методов, методик и технологий в этой сфере, одним из рабочих звеньев которого является применение полиграфа.

Однако следует отметить что в отечественном законодательстве пока нет исчерпывающих нормативных правовых актов, позволяющих с помощью полиграфа обезопасить государственные органы от проникновения в них ненадёжных элементов, поэтому работодателю приходится ставить под угрозу сферу субъективных прав сотрудников и работников, что вызывает определенные правовые проблемы.

Правовое регулирование в сфере трудового законодательства не регламентируют надлежащим образом применение полиграфа при приёме на работу и не представляет законных оснований в случае наличия выводов полиграфолога о нецелесообразности продолжения трудовых отношений с работником по результатам тестирования, для увольнения в установленном порядке по дискредитирующим обстоятельствам.

Конечно, можно отметить, что в ряде статей Трудового кодекса Российской Федерации содержатся понятия трудового распорядка, и, в нашем случае можно толковать применение полиграфа в части дополнительного инструмента для руководителя кадровой службы регулировать выполнение подчинёнными надлежащим образом трудового распорядка организации.

Кадровые работники и юристы зачастую включают в трудовые соглашения требования о том, что сотрудники государственных организаций должны следовать чёткому соблюдению правил предприятий и вменяют в должностные инструкции пункт о прохождении полиграфа в случае необходимости. В части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации определены права каждого [4] свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений составляющих государственную тайну определяется Федеральным Законом [5].

В свою очередь применение полиграфа на государственной службе не должно противоречить конституционным требованиям. А пока однозначной правовой позиции и регламентации по отношению к полиграфу не выработано. Отметим также, что существует и множество методических проблем связанных с подходами к проверкам испытуемых на полиграфных устройствах. Пока прослеживается в динамике и позиция судейского корпуса, которая пока не в полной мере поддерживает работодателя в коллизионных вопросах, сопряженных с применением полиграфа

Говоря о полиграфе, следует отметить, что это специальное высокотехнологичное оборудование, которое точно отслеживает динамику психофизиологических реакций обследуемого лица в ответ на предъявленные стимулы (заданные вопросы, связанные непосредственно с событием или фактом, который подлежит проверке), путем регистрации физиологических показателей деятельности органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, секреции потовых желез [6].

Как мы отмечали ранее, характер решаемых полиграфологами задач носит специфический характер и связан обеспечением безопасности государственных структур, принятием решений в рамках проведения скрининговых исследований и уголовного судопроизводства[7].

К примеру, специалистом-полиграфологом в ходе инструментальной детекции лжи может быть исследовано следующее:

1. Кровяное давление: во время теста полиграф измеряет изменения кровяного давления. Рост кровяного давления может свидетельствовать о стрессе или нервозности человека. Это также может быть признаком попыток скрыть правду или же обман. Кровяное давление замеряется с помощью манжеты, которая надевается на руку испытуемого и соединяется с датчиком, либо более совершенным способом, техническая возможность которого заложена в модель современного полиграфного устройства.

2. Пульс: «детектор лжи» также контролирует изменения в частоте сердечных сокращений испытуемого. Повышение частоты сердечных сокращений может означать стресс, волнительное состояние или попытку скрыть те или иные сведения. Для измерения частоты пульса используются особые датчики, которые можно расположить в соответствии с инструкцией к полиграфу.

3. Дыхание: частота и глубина дыхания также могут измеряться полиграфом. Изменения в дыхании могут указывать на напряжение и попытку скрыть нежелательную для обследуемого лица информацию. Для регистрации изменений в дыхательной деятельности используются специальный алгоритм полиграфного устройства.

4. Электрическая активность кожи: полиграф измеряет уровень электрической активности кожи, который может изменяться в ответ на возникновение эмоционального возбуждения. Это может ассоциироваться с попыткой скрыть информацию или совершить обман. Замеры производятся с помощью электродов, которые размещаются на теле испытуемого в установленном порядке.

Иными словами, исходя из вышеизложенного, на основании проведенного полиграфного исследования специалист осуществляет анализ физиологических показателей во время опроса, чтобы установить вероятность того, что человек говорил правду или лгал. Казалось бы, очевидна же польза от этой процедуры, которая носит добровольный характер и не наносит какой либо физический вред обследуемому лицу.

Тем не менее, его использование на госслужбе все же вызывает некоторые юридические и этические вопросы, обусловленные несовершенством данного метода. Полиграфолог не всегда бывает точным и может выдавать ошибочные суждения, что может повлечь за собой неверные выводы о причастности или непричастности человека к тому или иному фактору.

Несомненно, если рассматривать применение полиграфа на государственной службе с юридической точки зрения, то оно должно иметь четкое законодательное закрепление. Это значит, что должны быть установлены четкие правовые механизмы, которые определят условия и процедуры применения полиграфа. Эти правила должны содержать формулирование отдельных случаев, когда использование полиграфа допускается, например, в правоохранительной сфере:

1. Расследование преступлений:

- При расследовании тяжких и особо тяжких преступлений, применение полиграфа может оказаться оправданным. С помощью этой технологии правоохранительным органам предоставляется возможным собрать дополнительные данные по существу обстоятельств преступлений.

- В рамках уголовного расследования полиграф может быть использован для проверки достоверности показаний подозреваемых или свидетелей.

2. Вопросы, важные для обеспечения национальной безопасности:

- Полиграф можно использовать при трудоустройстве или проверке сотрудников, которые работают с конфиденциальной информацией или имеют доступ к различным формам государственной тайны. Это дает возможность убедиться в их преданности, лояльности и благонадежности.

- При расследовании утечек информации и шпионажа полиграф может быть применен для выявления возможных преступников.

Применение полиграфа в этих аспектах должно быть строго регламентировано и проводиться в соответствии с законодательством, чтобы обеспечить защиту прав и свобод граждан и соблюдение верховенства закона.

Рассуждая о правовом регулировании применения полиграфа на госслужбе мы должны придерживаться позиций об ограничениях и гарантиях для работников, которые подвергаются тестированию.

В.И. Миронов выделяет основные признаки, характеризующие гарантии работников. Так, к ним можно отнести: установленные в нормативных правовых актах, соглашениях, коллективных и трудовых договорах средства, способы и условия, обеспечивающие осуществление прав граждан в отношениях, входящих в предмет трудового права; непосредственное обеспечение предусмотренных в законодательстве трудовых прав; обеспечение осуществления как неимущественных, так и имущественных прав работников в сфере труда.[8]

Приженникова А.Н. отмечает, что защита работника как наиболее слабой (в экономическом смысле) стороны трудового правоотношения реализуется, в установлении принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 2 ТК РФ) [9].

Чтобы обеспечить справедливость и защиту прав сотрудников, ограничения и гарантии должны быть четко определены. Ряд из них успешно претворяются на практике.

Прежде всего, необходимо обязательное оповещение сотрудников о планируемом тестировании на полиграфе, которое должно включать в себя подробное информирование о процедуре, целях и последствиях проведения тестирования. Сотрудники в обязательном порядке должны быть уведомлены соответствующими специалистами о том, что тестирование на полиграфе входит в процедуру подтверждения правдивости их заявлений или действий в ходе выполнения ими своих должностных обязанностей.

Также сотрудникам должна быть дана дополнительная возможность заранее изучить правила и процедуры проведения тестирования на полиграфе, чтобы они были готовы к процессу и понимали, что от них потребуется. Это позволит избежать недоразумений и конфликтных ситуаций в ходе тестирования.

Очень важно, чтобы у работников была такая возможность - задавать вопросы и получать разъяснения у специалистов по проверке на детекторе лжи до того, как начнется процедура.

Подобный подход к делу позволит обеспечить сотрудникам прозрачность и понимание ими всех аспектов тестирования, что, в свою очередь, поспособствует созданию атмосферы доверия и справедливости в рамках процесса применения полиграфа на государственной службе.

Кроме того, сотрудники должны иметь право не проходить полиграф без негативных последствий для своей профессиональной деятельности. Это подразумевает, что на работников не должно быть оказано давление или угроз со стороны их работодателя или администрации, если они не согласятся пройти тестирование.

Во избежание возможных злоупотреблений или нарушений прав сотрудников важно также на уровне кадрового аппарата государственного предприятия разработать четкие правила и порядок проведения проверок на полиграфе. К примеру, возможно, рассмотреть включение в участие в процедуре тестирования независимого наблюдателя для повышения объективности процесса, с разработкой соответствующих инструкций и правил.

И наконец, как мы отмечали ранее, конфиденциальность полученных результатов проверки на полиграфе играет важную роль в законодательном регулировании его применения на государственной службе. В результатах проверки на полиграфе содержится важная информация о личной жизни и деятельности сотрудника, поэтому она подлежат рассмотрению в таком формате, как конфиденциальная информация. Эти сведения не могут быть раскрыты без прямого письменного разрешения сотрудника, прошедшего проверку.

Сохранение конфиденциальности полученных результатов тестирования на детекторе лжи помогает обеспечить защиту частной и личной жизни сотрудника. Обнародование такой информации без его разрешения может привести к отрицательным последствиям для его деловой репутации, а также к ущемлению его прав на защиту личных данных.

Автор Абрамова А.В. приводит такой важный аспект, что при получении информации от участников уголовного производства следователь, дознаватель, суд обязаны гарантировать ее сохранность, и несут ответственность за разглашение такой информации [10].

В связи с этим важно, чтобы в законодательстве были четко определены требования к соблюдению конфиденциальности сведений о результатах тестирования на полиграфе и предусмотрена ответственность за их незаконное разглашение.

Таким образом, эти ограничения и гарантии являются необходимыми для того, чтобы обеспечить объективность и защиту прав сотрудников при применении полиграфа на государственной службе.

Поэтому стоит отметить, что такой взгляд обеспечит соблюдение прав и свободы работников, охрану их личной жизни и предотвращение возможного злоупотребления при применении полиграфа на госслужбе.

При обсуждении актуальных вопросов применения полиграфа на государственной службе важную роль также играют этические вопросы. Следует учитывать следующие принципы:

1. Принцип справедливости: Согласно этому принципу, применение полиграфа на государственной службе не должно противоречить закону и должно быть справедливым и равноправным. Это говорит о том, что никто не может подвергаться дискриминации или злоупотреблению служебным положением по признаку расы, пола, религии, национальности или других личных качеств.

2. Принцип конфиденциальности: Согласно этому принципу, сведения, полученные с помощью полиграфа, должны считаться конфиденциальными и не должны разглашаться без получения согласия испытуемого. Это необходимо для защиты частной жизни и конфиденциальности граждан.

3. Принцип личного достоинства: Согласно этому принципу, при использовании полиграфа следует уважать и защищать достоинство всех тестируемых лиц. Это указывает на то, что процедуры тестирования должны проходить с учетом уважения к человеку и без нарушения его прав, свобод и интересов.

При этом на наш взгляд всегда важно обеспечить надежную защиту прав граждан от возможных злоупотреблений со стороны государственных органов при использовании полиграфа. А для этого, мы считаем, должны быть соблюдены неотъемлемые обязательные этапы и процедуры применения полиграфа.

Они включают в себя:

- Обязательное согласие испытуемого: это подразумевает, что перед началом тестирования на полиграфе от лица, в отношении которого будет проводиться проверка, должно быть получено письменное согласие. Это позволяет гарантировать, что процедура будет проведена исключительно только с согласия испытуемого и не нарушит его прав на неприкосновенность частной жизни и личного достоинства.

- Обеспечение независимого наблюдения за процессом тестирования: Для обеспечения честности и объективности процедуры важно организовать независимое сопровождение процесса тестирования. К примеру, это может быть сотрудник независимой организации или сотрудник юридической службы, который будет лично присутствовать при тестировании. Это позволит предотвратить возможное злоупотребление со стороны тех, кто организовывает и осуществляет тестирование.

- Создание механизмов контроля возможного неправомерного использования инструмента: Для предотвращения неправомерного использования полиграфа следует создать механизмы контроля за его применением. Это может быть формой в виде регулярных проверок и аудита процедур применения полиграфа, а также введение ответственности за его неправомерное использование. Подобные механизмы предотвращают злоупотребления и сохраняют добросовестность и прозрачность процедуры.

- Возможность обжалования результатов тестирования и защита прав граждан от неправомерного использования полученной информации: испытуемому следует предоставить возможность подачи апелляции на результаты тестирования и защиты своих прав, в случае ненадлежащего использования полученной информации. Это предполагает установление порядка обжалования результатов и законодательных гарантий сохранения конфиденциальности полученных данных для исключения их неправомерного использования.

- Обучение и сертификация персонала, проводящего тестирование: Необходимо убедиться, что специалисты, проводящие тестирование на полиграфе, проходили специальную подготовку, обучение и аттестацию. Такой подход является гарантией их профессионализма, знания ими этических норм и правил проведения тестирования, что, в конечном счете, способствует честности и объективности процедуры.

Тем самым, чтобы обеспечить охрану прав граждан от возможного злоупотребления полиграфом, следует установить корпоративные строгие правила и процедуры его использования, включающие получение добровольного согласия тестируемого, проведение независимого наблюдения за процессом проверки и другие немаловажные аспекты.

Важно также в процессе профессиональной подготовки специалистов-полиграфологов учитывать то обстоятельство, что в настоящее время особое значение со стороны государства придается повышению уровня образования, правовой культуры, профессиональной компетентности сотрудников полиции при выполнении ими своих служебных обязанностей, предусмотренных федеральным законодательством в этой сфере [11].

Если проанализировать международную практику применения полиграфа в некоторых странах, то можно отметить, что существуют разнообразные подходы к использованию детектора лжи на государственной службе. В одних странах, например, в США, полиграф применяется в строгом порядке, он регламентирован и используется только в определенных случаях, например, при проверке правоохранительных органов или в расследованиях, связанных с национальной безопасностью. Это связано с тем, что в США существует законодательство, регламентирующее использование полиграфа и защиту прав сотрудников.

В Израиле, применение полиграфа может быть более масштабным, например, при наборе сотрудников правоохранительных органов. В данном случае законодательство может обеспечить более широкую сферу использования полиграфа и его применение в различных областях государственной службы.

Кудрявцев Д.С. в своей работе приводит опыт использования полиграфа практически во всех правоохранительных органах Республики Беларусь, а также в Государственном комитете судебных экспертиз, где его возможности применяются при проведении психофизиологических исследований. Данный вид экспертиз проводится при наличии неустранимых противоречий в показаниях участников уголовного процесса (свидетелей, потерпевших, обвиняемых, подозреваемых) или в случае противоречия между их показаниями и другими доказательствами по делу. Задачей эксперта является выявление у исследуемого лица признаков скрываемой на уровне психофизиологических реакций информации об интересующих орган предварительного следствия событиях[12].

Вышеперечисленные примеры заслуживают внимания специалистов в области детекции лжи и предоставляют возможность опираться на имеющиеся практические наработки в международном формате применения полиграфа, однако говоря о законодательстве Российской Федерации в настоящее время, просто брать и копировать существующие подходы мы не можем по ряду объективных причин и обстоятельств, связанных со спецификой государственного устройства, особенностями менталитета населения нашей страны и нормами права. Нам предстоит серьезная работа по разработке и внедрению национальных правовых механизмов, позволяющих использовать полученные в результате полиграфных исследований сведения для принятия различных процессуальных решений.

Следует отметить, что сложность вопроса заключается в том, что полиграф не может быть абсолютно надежным инструментом. Его показания в ходе анализа и интерпретации специалистами могут быть подвержены ошибкам и искажаться под воздействием таких факторов, как стресс, волнение или физиологические особенности человека. В связи с таким положением дел встает вопрос о праве на частную жизнь и защите личных данных сотрудников и работников.

Также к дополнительным проблемам, связанным с применением полиграфа, можно отнести возможность вмешательства в частную жизнь сотрудников и работников, а также потенциальные ошибки в трактовке результатов тестирования специалистами. Кроме того, необходимо учитывать и те обстоятельства, что применение полиграфа может способствовать созданию негативной рабочей обстановки и вызвать у сотрудников недоверие, что может отрицательно повлиять на их работоспособность и уровень мотивации. В связи с чем, алгоритм применения этих технологий должен носить сугубо профессиональный, деловой и конфиденциальный характер, с обеспечением соблюдения прав и свобод обследуемых лиц.

В заключение следует отметить, что вопросы применения полиграфа на государственной службе, с точки зрения общественности, юристов, научного сообщества и практики, имеют различные проблемные стороны, дискуссия на эту тему продолжается.

Полиграф через опыт его применения, правовое обеспечение и регламентацию несомненно должен и может стать полезным инструментом для специалистов, в целях подтверждения достоверности информации и обеспечения безопасности, и, безусловно, отмечаем, что применение этой технологии требует четкого правового регламента, учета этических аспектов и защиты конституционных и трудовых прав граждан на должном законодательном уровне.

Продолжая работу в этом направлении, необходимо сформировать обоснованные позиции профессионального сообщества полиграфологов, с учетом реалий сегодняшнего дня.

В связи с чем, несомненно, работу необходимо продолжить, вероятно, сформировать расширенную рабочую группу специалистов и экспертов, из числа наиболее авторитетных полиграфологов-практиков и ученых, с целью выработки взвешенной позиции, и, ее последующего законодательного закрепления в части организационного и правового регулирования применения полиграфа на государственной службе.

Библиография
1. Головин А. Ю., Бугаевская Н. В. Особенности расследования коррупционных преступлений // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2012. №1-2.
2. Красинская, Е. С. Некоторые аспекты использования полиграфа при раскрытии и расследовании преступлений // Полицейская деятельность. – 2021. – № 3. – С. 13-23. – DOI 10.7256/2454-0692.2021.3.35751. – EDN DQVCHS.
3. Истомина, И. Ф. Использование полиграфа при расследовании и раскрытии преступлений // Байкальский студенческий юридический форум-2022. Современные проблемы правотворчества и правоприменения : Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции, Иркутск, 24 марта 2022 года / Отв. редакторы А.М. Бычкова, Н.В Кешикова. Том 2. – Иркутск: Иркутский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), 2022. – С. 180-185. – EDN JNSLUY.
4. Козырев, В. Д. Видеозапись. Законное и незаконное использование: спорные вопросы и их решения // E-Scio. – 2021. – № 2(53). – С. 327-339. – EDN XNRPXM.
5. Петров, К. С. Развитие института защиты государственной тайны в России в советский и постсоветский периоды // Оперативник (сыщик). – 2016. – № 4(49). – С. 4-8. – EDN XDNFRX.
6. Неймышева, М. Д. Применение полиграфа в оперативно-розыскной деятельности // Проблемы государства и права в исследованиях студентов : Сборник материалов XVIII Межвузовской научно-практической конференции, Москва-Тюмень, 14 апреля 2023 года. – Москва-Тюмень: Автономная некоммерческая организация высшего образования "Институт деловой карьеры", 2023. – С. 212-214. – EDN QAPDLH.
7. Садеков Р.Р. Формирование правовой культуры специалиста-полиграфолога в процессе профессионального обучения // Полицейская деятельность. – 2023. – № 2. – С. 48-55. DOI: 10.7256/2454-0692.2023.2.39764 EDN: VEEWKW URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=39764
8. Миронов В. И. Трудовое право: учебник для ВУЗов. – СПб.: Питер, 2009. 864 с.
9. Приженникова, А. Н. Реализация гарантий прав работника по российскому трудовому законодательству // Colloquium-Journal. – 2019. – № 9-10(33). – С. 50-58. – EDN NAKQJG.
10. Абрамова, А. В. Проблема защиты конфиденциальности личных данных участников уголовного судопроизводства в условиях внедрения электронного правосудия // Аллея науки. – 2019. – Т. 4, № 1(28). – С. 650-653. – EDN ZAALCX.
11. Садеков Р.Р., Крохина Ю.В. Организационно-правовые аспекты организации профессиональной подготовки сотрудников МВД России в системе дополнительного профессионального образования // Вопросы безопасности. – 2023. – № 1. – С. 58-65. DOI: 10.25136/2409-7543.2023.1.39710 EDN: LOQZMF URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=3971
12. Кудрявцев Д. С. "Опыт и перспективы использования полиграфа как метода преодоления противодействия раскрытию и расследованию преступлений в Республике Беларусь" Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки, №4-2, 2017. С. 152-159.
References
1. Golovin, A. Yu., & Bugayevskaya, N. V. (2012). Features of investigation of corruption offenses. Izvestiya TulSU. Economic and legal sciences, 1-2.
2. Krasinskaya, E. S. (2021). Some aspects of the use of polygraph in the detection and investigation of crimes. Police Activity, 3, 13-23. doi:10.7256/2454-0692.2021.3.35751
3. Istomina, I. F. (2022). The use of polygraph in the investigation and detection of crimes. Baikal Student Legal Forum-2022. Modern problems of lawmaking and law enforcement : Proceedings of the All-Russian Student Scientific and Practical Conference, Irkutsk, March 24, 2022. Editors-in-Chief A.M. Bychkova, N.V. Keshikova. Vol. 2. Irkutsk: Irkutsk Institute (branch) of VSUJ (RPA of the Ministry of Justice of Russia), 180-185.
4. Kozyrev, V. D. (2021). Video recording. Legal and illegal use: controversial issues and their solutions. E-Scio, 2(53), 327-339.
5. Petrov, K. S. (2016). Development of the institute of state secret protection in Russia in the Soviet and post-Soviet periods. Operativnik (detective), 4(49), 4-8.
6. Neymysheva, M. D. (2023). Application of polygraph in operational and investigative activity. Problems of the state and law in the research of students: Proceedings of the XVIII Interuniversity Scientific and Practical Conference, Moscow-Tyumen, April 14, 2023. Moscow-Tyumen: Autonomous non-profit organization of higher education "Institute of Business Career" 212-214.
7. Sadekov, R.R. (2023). Formation of legal culture of a specialist-polygraphologist in the process of professional training. Police activity, 2, 48-55. doi:10.7256/2454-0692.2023.2.39764 Retrieved from https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=39764
8. Mironov, V. I. (2009). Labor law: textbook for universities. SPb.: Piter.
9. Prijennikova, A. N. (2019). Implementation of guarantees of employee rights under Russian labor legislation. Colloquium-Journal, 9-10(33), 50-58.
10. Abramova, A. V. (2019). The problem of protection of confidentiality of personal data of participants of criminal proceedings in the conditions of implementation of electronic justice. Alley of Science, 1(28), 650-653.
11. Sadekov, R.R., & Krokhina, Y.V. (2023). Organizational and legal aspects of the organization of professional training of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the system of additional professional education. Security Issues, 1, 58-65. doi:10.25136/2409-7543.2023.1.39710 Retrieved from https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=3971
12. Kudryavtsev, D. S. (2017). Experience and prospects of using polygraph as a method of overcoming resistance to disclosure and investigation of crimes in the Republic of Belarus. Izvestiya Tula State University. Economic and Legal Sciences, 4-2, 152-159.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предметом исследования в представленной на рецензирование статье являются, как это следует из ее наименования, актуальные аспекты и проблемные вопросы применения полиграфа на государственной службе в современных условиях. Заявленные границы исследования соблюдены автором.
Методология исследования в тексте статьи не раскрывается, но очевидно, что ученым использовались всеобщий диалектический, логический, сравнительно-правовой, формально-юридический методы исследования.
Актуальность избранной автором темы исследования несомненна и обосновывается им следующим образом: "... в рамках качественного обеспечения функционирования государственной службы, достоверность, оперативность и точность получаемой информации является одним из фундаментов для принятия кадровых и управленческих решений, дальнейшего построения государственной политики в вопросах обеспечения безопасности. А значит актуальным остается вопрос обоснованного и законного применения современных технологий, в том числе и полиграфа, связанных с получением исчерпывающих сведений о лицах, претендующих на работу в государственной сфере. Кадровые риски, которые могут причинить критический ущерб интересам государственной службы достаточно объёмные, и в их число входит наличие таких факторов, как связи с преступным миром, коррупционные правонарушения, наличие в истории кандидата тщательно скрываемых им криминальных фактах биографии и т.д. Список этот достаточно широкий, в связи с чем специалистам-полиграфологам, руководителям кадрового звена, HR-директорам необходимо четко знать свои полномочия, быть компетентными, грамотными и главное осуществлять свою работу в строгом соответствии с требованиями законодательства". Дополнительно ученому необходимо перечислить фамилии ведущих специалистов, занимавшихся исследованием поднимаемых в статье проблем, а также раскрыть степень их изученности.
Научная новизна работы проявляется в некоторых заключениях автора: "... мы считаем, должны быть соблюдены неотъемлемые обязательные этапы и процедуры применения полиграфа. Они включают в себя:
- Обязательное согласие испытуемого: это подразумевает, что перед началом тестирования на полиграфе от лица, в отношении которого будет проводиться проверка, должно быть получено письменное согласие. ... - Обеспечение независимого наблюдения за процессом тестирования: Для обеспечения честности и объективности процедуры важно организовать независимое сопровождение процесса тестирования. К примеру, это может быть сотрудник независимой организации или сотрудник юридической службы, который будет лично присутствовать при тестировании. Это позволит предотвратить возможное злоупотребление со стороны тех, кто организовывает и осуществляет тестирование. - Создание механизмов контроля возможного неправомерного использования инструмента: Для предотвращения неправомерного использования полиграфа следует создать механизмы контроля за его применением. Это может быть формой в виде регулярных проверок и аудита процедур применения полиграфа, а также введение ответственности за его неправомерное использование. Подобные механизмы предотвращают злоупотребления и сохраняют добросовестность и прозрачность процедуры. - Возможность обжалования результатов тестирования и защита прав граждан от неправомерного использования полученной информации: испытуемому следует предоставить возможность подачи апелляции на результаты тестирования и защиты своих прав в случае ненадлежащего использования полученной информации. Это предполагает установление порядка обжалования результатов и законодательных гарантий сохранения конфиденциальности полученных данных для исключения их неправомерного использования. - Обучение и сертификация персонала, проводящего тестирование: Необходимо убедиться, что специалисты, проводящие тестирование на полиграфе, проходили специальную подготовку, обучение и аттестацию. Такой подход является гарантией их профессионализма, знания ими этических норм и правил проведения тестирования, что, в конечном счете, способствует честности и объективности процедуры" и др. Таким образом, статья вносит определенный вклад в развитие отечественной правовой науки и заслуживает внимания потенциальных читателей, но ряд ее положений нуждается в уточнении и конкретизации.
Научный стиль исследования выдержан автором в полной мере.
Структура работы вполне логична. Во вводной части статьи автор обосновывает актуальность избранной им темы исследования. В основной части работы ученый исследует ряд проблем, связанных с применением полиграфа, и предлагает пути их решения. В заключительной части статьи содержатся общие выводы по результатам проведенного исследования.
Содержание статьи соответствует ее наименованию, но не лишено некоторых недостатков.
Автор говорит о проблемах правового регулирования применения полиграфа, и только потом дает определение данного понятия, тем самым нарушая логику изложения материалов статьи.
Ученый пишет: "Это значит, что должны быть установлены законы и нормативные акты, которые определяют условия и процедуры применения полиграфа". Законы тоже относятся к нормативным актам. Налицо логическая ошибка.
Автор указывает: "1. Расследование тяжких преступлений или нарушений закона: - При расследовании тяжких преступлений, таких как убийство, террористический акт, факты коррупции и другие значительные правонарушения, применение полиграфа может оказаться оправданным". Расследуются исключительно преступления, а не правонарушения.
Ученый пишет: "Если проанализировать международную практику применения полиграфа в некоторых странах, то можно отметить, что существуют разнообразные подходы к использованию детектора лжи на государственной службе. В одних странах, например, в США, полиграф применяется в строгом порядке, он регламентирован и используется только в определенных случаях, например, при проверке правоохранительных органов или в расследованиях, связанных с национальной безопасностью. Это связано с тем, что в США существует законодательство, регламентирующее использование полиграфа и защиту прав сотрудников. В отличие от этого, в Израиле применение полиграфа может быть более масштабным, например, при наборе сотрудников правоохранительных органов. В данном случае законодательство может обеспечить более широкую сферу использования полиграфа и его применение в различных областях государственной службы". Критического анализа описываемых подходов к применению полиграфа автор не осуществляет, не выявляет их достоинств и недостатков, не дает соответствующих рекомендаций.
В работе встречается множество опечаток, орфографических и пунктуационных ошибок.
Так, автор пишет: "Отметим также, что существует и множество методических проблем связанных с подходами к проверкам испытуемых на полиграфных устройствах" - после слова "проблем" пропущена запятая.
Ученый отмечает: "Рассуждая о правовом регулировании применения полиграфа на госслужбе мы должны придерживаться позиций об ограничениях и гарантиях для работников, которые подвергаются тестированию" - после словосочетания "на госслужбе" пропущена запятая.
Автор указывает: "В.И. Миронов выделяет основные признаки, характеризующие гарантии работников. Так, к ним можно отнести: установление в законодательстве, соглашениях, коллективном договоре, иных локальных правовых актах организации, трудовом договоре;" - установление чего?
Ученый пишет: "В заключении следует отметить, что вопросы применения полиграфа на государственной службе с точки зрения общественности, юристов, научного сообщества и практики имеют различные проблемные стороны, дискуссия на эту тему продолжается" - "В заключение" (предлог).
Приведенный перечень опечаток и ошибок не является исчерпывающим! Статья нуждается в тщательном вычитывании с привлечением специалиста-филолога.
Библиография исследования представлена 11 источниками (научными статьями и учебником). С формальной точки зрения этого достаточно, но некоторые положения работы нуждаются в углублении.
Апелляция к оппонентам как таковая отсутствует. Автор ссылается на ряд теоретических работ исключительно в подтверждение своих суждений или для иллюстрирования отдельных положений работы, но в научную дискуссию не вступает.
Выводы по результатам проведенного исследования имеются ("В заключении следует отметить, что вопросы применения полиграфа на государственной службе с точки зрения общественности, юристов, научного сообщества и практики имеют различные проблемные стороны, дискуссия на эту тему продолжается. Полиграф через опыт его применения, правовое обеспечение и регламентацию должен стать полезным инструментом для специалистов в целях подтверждения достоверности информации и обеспечения безопасности, и, безусловно, отмечаем, что применение этой технологии требует четкого правового регламента, учета этических аспектов и защиты конституционных и трудовых прав граждан на должном законодательном уровне"), но носят общий характер и не отражают всех научных достижений автора. Таким образом, они нуждаются в конкретизации. Ученому необходимо определить, какие именно изменения в части регламентации применения полиграфа необходимо внести в действующее российское законодательство.
Интерес читательской аудитории к представленной на рецензирование статье может быть проявлен прежде всего со стороны специалистов в сфере трудового права, уголовного процесса и криминалистики при условии ее существенной доработки: раскрытии методологии исследования, дополнительном обосновании актуальности его темы, уточнении и углублении отдельных положений работы, введении дополнительных элементов научной новизны и дискуссионности, формулировании четких и конкретных выводов по результатам проведенного исследования, устранении многочисленных опечаток и ошибок в тексте статьи.

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

РЕЦЕНЗИЯ
на статью на тему «Актуальные аспекты и проблемные вопросы применения полиграфа на государственной службе в современных условиях».

Предмет исследования.
Предложенная на рецензирование статья посвящена актуальным вопросам применения полиграфа на государственной службе в современных условиях. Автор рассматривает различные юридические и этические вопросы, связанные с использованием полиграфа, а также практические проблемы его внедрения в деятельность кадровых подразделений различных органов. В качестве предмета исследования выступили, прежде всего, мнения различных ученых, положения правовых актов, а также материалы практики использования полиграфа.

Методология исследования.
Цель исследования прямо в статье не заявлена. При этом она может быть ясно понята из названия и содержания работы. Цель может быть обозначена в качестве рассмотрения и разрешения отдельных проблемных аспектов вопроса о применении полиграфа на государственной службе в современных условиях. Исходя из поставленных цели и задач, автором выбрана методологическая основа исследования.
В частности, автором используется совокупность общенаучных методов познания: анализ, синтез, аналогия, дедукция, индукция, другие. В частности, методы анализа и синтеза позволили обобщить и разделить выводы различных научных подходов к предложенной тематике, а также сделать конкретные выводы из материалов практики применения полиграфа на государственной службе в современных условиях.
Наибольшую роль сыграли специально-юридические методы. В частности, автором активно применялся формально-юридический метод, который позволил провести анализ и осуществить толкование норм действующего законодательства. Например, следующий вывод автора: «Кадровые работники и юристы зачастую включают в трудовые соглашения требования о том, что сотрудники государственных организаций должны следовать чёткому соблюдению правил предприятий и вменяют в должностные инструкции пункт о прохождении полиграфа в случае необходимости. В части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации определены права каждого [4] свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений составляющих государственную тайну определяется Федеральным Законом [5]. В свою очередь применение полиграфа на государственной службе не должно противоречить конституционным требованиям. А пока однозначной правовой позиции и регламентации по отношению к полиграфу не выработано. Отметим также, что существует и множество методических проблем связанных с подходами к проверкам испытуемых на полиграфных устройствах. Пока прослеживается в динамике и позиция судейского корпуса, которая пока не в полной мере поддерживает работодателя в коллизионных вопросах, сопряженных с применением полиграфа».
Таким образом, выбранная автором методология в полной мере адекватна цели исследования, позволяет изучить все аспекты темы в ее совокупности.

Актуальность.
Актуальность заявленной проблематики не вызывает сомнений. Имеется как теоретический, так и практический аспекты значимости предложенной темы. С точки зрения теории тема применения полиграфа на государственной службе в современных условиях. Безусловно, важно применять использование современных технических средств для решения конкретных государственных задач (в данном случае: обеспечение проверенными кадрами органов государственной власти). Однако в ситуации с полиграфом это приводит к самым различным юридическим и этическим вопросам. Сложно спорить с автором в том, что «На сегодняшний день в нашем государстве современные информационные, компьютерные, инновационные кадровые и психолого-педагогические технологии являются неотъемлемыми стратегическими составляющими в организации работы системы государственных органов. Актуальной задачей сотрудников, отвечающих за отбор кандидатов на работу и службу в государственный сектор, является применение комплекса специальных мер, направленных на недопущение проникновения в государственные структуры лиц, которые могут нанести ущерб интересам страны и общества. Следует отметить тот факт, что сложность и достаточно большие объемы обнаруживаемой и поступающей информации вызывают необходимость компетентным специалистам государственного сектора постоянно уделять особое внимание безопасности получения, выявления, обработки, сохранения и надежности данных. При этом необходимо также учитывать, что в каждом случае, недостоверная, искаженная, некорректная информация, ошибочно интерпретированная специалистами, отвечающими за кадровую политику и безопасность, может повлечь за собой серьезные юридические правовые последствия, ущерб от которых может нанести серьезный вред интересам службы и создать реальную угрозу национальной безопасности страны».
Тем самым, научные изыскания в предложенной области стоит только поприветствовать.

Научная новизна.
Научная новизна предложенной статьи не вызывает сомнений. Во-первых, она выражается в конкретных выводах автора. Среди них, например, такой вывод:
«Полиграф через опыт его применения, правовое обеспечение и регламентацию несомненно должен и может стать полезным инструментом для специалистов, в целях подтверждения достоверности информации и обеспечения безопасности, и, безусловно, отмечаем, что применение этой технологии требует четкого правового регламента, учета этических аспектов и защиты конституционных и трудовых прав граждан на должном законодательном уровне. Продолжая работу в этом направлении, необходимо сформировать обоснованные позиции профессионального сообщества полиграфологов, с учетом реалий сегодняшнего дня. В связи с чем, несомненно, работу необходимо продолжить, вероятно, сформировать расширенную рабочую группу специалистов и экспертов, из числа наиболее авторитетных полиграфологов-практиков и ученых, с целью выработки взвешенной позиции, и, ее последующего законодательного закрепления в части организационного и правового регулирования применения полиграфа на государственной службе».
Указанный и иные теоретические выводы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях.
Во-вторых, автором выявлены конкретные проблемы в данной сфере, что может быть использовано в правотворческой деятельности, а также конкретными специалистами по кадрам в целях совершенствования процедур использования полиграфа.
Таким образом, материалы статьи могут иметь определенных интерес для научного сообщества с точки зрения развития вклада в развитие науки.

Стиль, структура, содержание.
Тематика статьи соответствует специализации журнала «Вопросы безопасности», так как она посвящена правовым проблемам, связанным с применением полиграфа на государственной службе в современных условиях.
Содержание статьи в полной мере соответствует названию, так как автор рассмотрел заявленные проблемы, в целом достиг цели исследования.
Качество представления исследования и его результатов следует признать в полной мере положительным. Из текста статьи прямо следуют предмет, задачи, методология и основные результаты исследования.
Оформление работы в целом соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода работам. Существенных нарушений данных требований не обнаружено.
Библиография.
Следует высоко оценить качество использованной литературы. Автором активно использована литература, представленная авторами из России (Богаевский В.А., Печенкова Е.А., Дашко М.Н., Виноградов М.В., Ульянина О.А., Деулин Д.В., Паршутин И.А., Андриянова О.Ю., Ерошенков Н.В., Юрина О.И., Лаврентьева И.В. и другие).
Таким образом, труды приведенных авторов соответствуют теме исследования, обладают признаком достаточности, способствуют раскрытию различных аспектов темы.

Апелляция к оппонентам.
Автор провел серьезный анализ текущего состояния исследуемой проблемы. Все цитаты ученых сопровождаются авторскими комментариями. То есть автор показывает разные точки зрения на проблему и пытается аргументировать более правильную по его мнению.

Выводы, интерес читательской аудитории.
Выводы в полной мере являются логичными, так как они получены с использованием общепризнанной методологии. Статья может быть интересна читательской аудитории в плане наличия в ней систематизированных позиций автора применительно к решению некоторых проблем, возникающих при применении полиграфа на государственной службе в современных условиях.

На основании изложенного, суммируя все положительные и отрицательные стороны статьи
«Рекомендую опубликовать»
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.