Статья ' Реализация в Забайкальском крае государственной политики содействия соотечественникам, проживающим за рубежом ' - журнал 'Вопросы безопасности' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Вопросы безопасности
Правильная ссылка на статью:

Реализация в Забайкальском крае государственной политики содействия соотечественникам, проживающим за рубежом

Севостьянова Елена Васильевна

кандидат исторических наук

доцент, кафедра мировой экономики, предпринимательства и гуманитарных дисциплин, Читинский институт (филиал) Байкальского государственного университета

672000, Россия, Забайкальский край, г. Чита, ул. Анохина, 56

Sevostyanova Elena

PhD in History

Docent, the department of International Economics, Entrepreneurship and Humanitarian Disciplines, Chita Institute (Branch) of Baikal State University

672000, Russia, Zabaikal'skii krai, g. Chita, ul. Anokhina, 56

Sevostyanova.elena@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Ульянова Олеся Васильевна

старший преподаватель, кафедра мировой экономики, предпринимательства и гуманитарных дисциплин, Читинский институт (филиал) Байкальского государственного университета.

672000, Россия, Забайкальский Край край, г. Чита, ул. Анохина, 56

Ul'yanova Olesya

Senior Educator, the department of World Economy, Entrepreneurship and Humanities, Chita Institute (Branch) of Baikal State University

672000, Russia, Zabaikal'skii Krai krai, g. Chita, ul. Anokhina, 56

oyashenko@mail.ru

DOI:

10.25136/2409-7543.2021.1.34251

Дата направления статьи в редакцию:

04-11-2020


Дата публикации:

01-04-2021


Аннотация: Государство, предпринимает различные меры для решения демографических проблем. Одна из них - реализация Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, которая была утверждена Президентом РФ 22 июня 2006 г. Целью программы является стимулирование и организация процесса добровольного переселения соотечественников в РФ, содействие социально-экономическому развитию регионов, решение демографических проблем, в первую очередь, на территориях приоритетного заселения. В рамках реализации данной программы в 2012-2013 гг. субъекты, входящих в Дальневосточный федеральный округ, были включены в список территорий приоритетного заселения. При этом единая дальневосточная программа содействия переселению в РФ соотечественников в настоящий момент не разработана, реализуются программы регионов, прошедшие согласование в Правительстве РФ. Предмет исследования – реализация программы на территории трансграничного Забайкальского края. Актуальность обусловлена стратегическим геополитическим положения края. Рассмотрены нормативно-правовая база, меры, принимаемые правительством Забайкальского края, в целях реализации Государственной программы добровольного переселения в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. Рассматривается реализация программы по двум направлениям: содействие добровольному переселению соотечественников и сотрудничество с соотечественниками, не намеренными переселяться в Россию. Выявлены данные переселения и основные тенденции. Отмечена необходимость усилить информационную поддержку проектов. Выявлены основные направления и формы сотрудничества с соотечественниками, проживающими за рубежом. Авторы полагают, что более активное привлечение гражданского общества к сотрудничеству с соотечественниками, проживающим за рубежом может стать дополнительным стимулом повышения эффективности Государственной программы.


Ключевые слова: Забайкалье, миграция, адаптация, соотечественники, программа переселения, соотечественники за рубежом, государственная программа, переселение, сотрудничество, принимающее общество

Abstract: The state takes different steps towards solution of demographic problems, one of which is the implementation of State Program for Assisting Compatriots Residing Abroad in Their Voluntary Resettlement in the Russian Federation approved by the President of the Russian Federation on June 22, 2006. The goal of this program is encourage and arrange the process of voluntary resettlement of compatriots in the Russian Federation, promote socioeconomic development of the regions, and solve demographic problems, namely in the territories of priority settlement. Within the framework of this program in 2012-2013, the regions of the Far Eastern Federal District were included into the list of territories of priority settlement. However, there is yet no unified Far Eastern program of resettlement; the regional programs that have been approved by the government of the Russian Federation are being implemented. The subject of this research is the implementation of the program of resettlement in Zabaykalsky Krai. The relevance of this topic is substantiated by the strategic geopolitical location of the region. The author examines the normative legal framework and measures taken by the government aimed at implementation of State Program for Assisting Compatriots Residing Abroad in Their Voluntary Resettlement in the Russian Federation. The two vectors of the program are considered: assistance to the voluntary resettlement of compatriots, and cooperation with compatriots who do not intend to relocate to Russia. The main trends of resettlement are revealed. The need to intensity information support for this project is underlined. The authors believe that more active involvement of civil society in cooperation with the compatriots living abroad may become an additional motivation for improving effectiveness of the state program.



Keywords:

resettlement, state programme, compatriots abroad, esettlement program, compatriots, adaptation, population migration, Transbaikalia, partnership, receiving society

Реализация заявленных Правительством РФ программ социально-экономического развития Дальнего Востока тесно связана с решением проблем внутренней и внешней миграции населения [1]. Поскольку приграничные регионы Дальнего Востока, являясь стратегически важными с точки зрения геополитических интересов страны, характеризуются высокой миграционной подвижностью [2]. Государство предпринимает различные меры для решения демографических проблем. Одна из них - реализация Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. Программы была утверждена Президентом РФ 22 июня 2006 г., в 2007 г. стала реализовываться в 12 пилотных субъектах РФ, в том числе на Дальнем Востоке в трех субъектах. В 2012 г. указом Президента РФ программа была объявлена бессрочной. На апрель 2019 г. в реализации программы принимали участие 73 субъекта РФ. В мае 2020 г. Президент подписал Указ № 322, вносящий в интересах соотечественников ряд изменений в программу [3]. Целью Государственной программы является стимулирование и организация процесса добровольного переселения соотечественников в РФ; содействие социально-экономическому развитию регионов; решение демографических проблем, в первую очередь, на территориях приоритетного заселения. В рамках реализации данной программы в 2012-2013 гг. субъекты, входящих в Дальневосточный федеральный округ, были включены в список территорий приоритетного заселения.

Основанием для включения Забайкальского края стала сложная демографическая ситуация: с 1990 г. в регионе наблюдается стабильное сокращение численности населения (за период до 2017 г. численность населения уменьшилась на 241,7 тыс. человек) [4]. Следует отметить, что Забайкальский край, входивший в Сибирский федеральный округ, наряду с Республикой Бурятия, был включен в состав ДВФО только в ноябре 2018 г.

Актуальность обусловлена тем, что единая дальневосточная программа содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом в настоящий момент не разработана. Реализуются отдельные программы регионов, прошедшие согласование в Правительстве РФ. Все региональные программы ДВФО разрабатывались с соответствии с Государственной программой содействия переселению [5] и содержат следующие положения: указание органа исполнительной власти субъекта РФ, ответственного за реализацию программы; методы и формы контроля за реализацией программы; порядок приобретения (получения) участниками программы земельных участков; перечень нормативных правовых актов, принимаемых субъектом РФ в целях реализации программы; мероприятия по предоставлению информационных, консультационных, юридических услуг участникам программы, по содействию в трудоустройстве, осуществлению предпринимательства, в жилищном обустройстве, в том числе, выделение жилых помещений для временного размещения, по социальному обеспечению и оказанию медицинской помощи. Разумеется, необходимо учитывать, что существует различная степень привлекательности субъектов РФ для переселения, в том числе и в ДВФО. Это влияет и будет влиять на интенсивность миграционных потоков. К примеру, чаще соотечественники выбирали для переселения Хабаровский край. Так, за 2017 г. в рамках реализации Государственной программы на территорию ДВФО переселился 5 431 соотечественник (с учетом членов их семей), в том числе: в Хабаровский край 2 038 человек, в Приморский край – 1 556, в Амурскую область – 495, Сахалинскую область – 368, Магаданскую область – 339, Еврейскую автономную область – 278 человек [6].

В современный период активно исследуется миграционная политика России в целом: ретроспективы и перспективы, основные миграционные тренды, эволюция законодательства, экономические эффекты и проблемы, эволюция нормативно-правовой базы и правоприменительная практика. Поскольку реализация Государственной программы добровольного переселения соотечественников осуществляется на федеральном и на региональном уровнях, имеется значительное количество исследований общероссийского и регионального уровня. Так, выявлены основные факторы, снижающие привлекательность программы переселения для соотечественников [7]. На материалах Забайкальского края рассматривались основные тренды миграционной мобильности [8, 9]; демографические проблемы [10]; образовательная миграция в Забайкальском крае – проблемы и перспективы [11],[24],[26]; общественные организации Китая как партнеры РФ в реализации государственной политики содействия соотечественником за рубежом [12]. Однако, специальных исследований нет, что позволило определить предмет и программу исследования.

Объектом данного исследования является реализация в Дальневосточном федеральном округе Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающим за рубежом (далее – Государственной программы ). Предмет исследования – реализация программы на территории Забайкальского края. Социально-экономическая и демографическая ситуации в Забайкальском крае остаются сложными, поэтому участие в реализации Государственной программы по добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом может стать одной из эффективных мер по решению демографических проблем. Источниками исследования стали региональная программа содействия соотечественникам, проживающим за рубежом, иные нормативно-правовые материалы, статистические данные. Исследование выполнено с использованием компаративистского, статистического и логического методов.

Реализация в Забайкальском крае государственной политики РФ содействия соотечественникам: проекты переселения

Тенденции и динамика развития трансграничных регионов России во многом определялись и определяются ее внешнеполитической стратегией. Новая восточная политика России не может не учитывать перспективы развития Дальнего Востока [13, 14]. Забайкальский край исторически всегда имел стратегическое геополитическое и геоэкономическое значение, став «площадкой» для утверждения России в Приамурье и укрепления позиций России во внутриазиатском пространстве [15,16]. Край сохраняет свою геополитическую значимость и сегодня: в Забайкалье двенадцать районов граничат с КНР (провинция Хэйлунцзян и автономный район Внутренняя Монголия) и на юге – с Монголией (Восточный и Хэнтийский аймаки) [17]. Как отмечают исследователи, в условиях протяженной государственной границы Забайкальский край находится в зоне риска: демонстрирует «интенсивные процессы обезлюдивания территории, что свидетельствует о высокой значимости даже минимальных миграционных потерь» [9]. Кроме того, Забайкалье соседствует с территориями более развитыми в социально-экономическом отношении. По мнению китайского исследователя Цзе Ши, за годы отсутствия внимания «центра» к регионам Сибири и Дальнего Востока, они превратились в зону «депрессии», особенно в сравнении с динамично развивающимися странами АТР [18].

Периферийность географического положения, сложные природно-климатические условия восточных регионов РФ уже сами по себе инициируют отток населения в регионы, более комфортные для проживания. В сопряжении с неблагоприятными социально-экономическими региональными процессами это значительно повышает миграционную мобильность. По данным К.В. Швориной [9], на показатели миграции в Забайкалье влияют сложившиеся устойчивые тенденции внутренней миграции: отток населения из сельской местности в города, устойчивый отток населения (преимущественно молодых, образованных граждан) из края в другие регионы РФ; по сравнению с данными по стране, в крае наблюдается снижение доли лиц, непрерывно проживающих в месте постоянного жительства с рождения. Забайкалье среди приграничных регионов демонстрирует не только очень низкую оседлость мигрантов, но и является «лидером по потере коренного населения»: 29% рожденных в нем перебираются по тем или иным причинам в другие регионы страны.

Как видно из таблицы, убыль населения существенно больше миграционного прироста.

Таблица 1. Миграция населения в Забайкальском крае в 2011-2018 гг. [19, 20]

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Число прибывших

25451

27770

27069

29336

30093

28069

27886

29262

Число выбывших

34731

35376

35623

36078

37300

34523

35860

36683

Миграционный прирост (+), убыль (-)

-9280

-7606

-8554

-6742

-7207

-6454

-7974

-7421

В 2019 году в регионе также сохранялась миграционная убыль населения, хотя данные были более оптимистичны: за 2019 год прибыло 29 083 человека, выбыло 34 572 человека, за счет миграционного оттока численность населения края сократилась на 5 489 человек [20]. В Забайкалье, с учетом убыли населения и повышением темпов его старения, усиливается нехватка трудовых ресурсов, прежде всего молодежи и квалифицированных рабочих. Поэтому регион нуждается в переселении на родину этнически и культурно близких россиянам соотечественников из-за рубежа.

В Забайкальском крае «Программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2010 - 2012 годы» была принята в 2010 г. Правительство Забайкальского края в 2010 г. разработало региональную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Забайкальский край соотечественников, проживающих за рубежом.

Для реализации региональной программы по переселению в 2010 г. была создана Межведомственная комиссия. В состав комиссии вошли: министр трудовых ресурсов и демографической политики, начальник УФМС по Забайкальскому краю, министр международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма Забайкальского края, министр экономического развития Забайкальского края, министр образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, и другие представители исполнительных и территориальных органов власти Забайкальского края, местного самоуправления. Задачами комиссии являлись: координация взаимодействия органов исполнительной власти края и РФ; контроль за реализацией программы; подготовка предложений по определению преференций и льгот работодателям, трудоустраивающим участников программы, корректировка программы с учетом хода ее реализации и социально-экономической ситуации в Забайкальском крае [21].

В 2010-2012 гг. руководство региона планировало осуществлять переселение соотечественников в основном под реализацию инвестиционных проектов, а также под вакантные рабочие места. Поэтому предполагалось расселение соотечественников на юго-востоке Забайкалья, что могло способствовать развитию горно-металлургического комплекса. Программа включала проект переселения «Приграничное Забайкалье» на территории четырех муниципальных районов: Борзинского, Нерчинско-Заводского, Газимуро-Заводского и Могочинского. Запланированное число переселенцев на 2010-2012 гг. – 9368 чел. Однако, за этот период в регион переехало только 423 человека [22]. Забайкальский край оказался малопривлекателен для планирующих переехать в Россию соотечественников из-за сложных природно-климатических условий, географической удаленности от центра страны, проблем социально-экономического развития.

В 2013 г. была принята «Программа Забайкальского края по оказанию содействия добровольному переселению в Забайкальский край соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013–2020 годы». Она предполагала, что за период 2013-2020 гг. в край переселятся 1797 соотечественников и членов их семей, проживающих за рубежом. Общий объем финансирования программы за все годы должен составить 35787,9 тыс. руб. [23]. В программе 2013-2020 гг. было запланировано переселение в край 1797 соотечественников и членов их семей. Общий объем финансирования программы за все годы должен был составить 35787,9 тыс. руб. Также в 2013 г. Забайкальский край распоряжением Правительства РФ был включен в число приоритетных для заселения территорий. Регионам, получившим этот статус, выделялись дополнительные финансовые средства из федерального бюджета, которые использовались для увеличения размеров сумм «подъемных» пособий и компенсаций при переселении соотечественников на территории приоритетного заселения. Для этого периода характерна активная законотворческая деятельность. Как выяснила О.В.Стельмашенко, только в 2015 г., с целью совершенствования регионального законодательства, обеспечивающего реализацию программы, было принято 15 нормативно-правовых актов [4].

В новую программу, с учетом неблагоприятных результатов реализации предыдущей, были внесены некоторые корректировки. Во-первых, территорией вселения был определен весь Забайкальский край. Во-вторых, соотечественникам была предоставлена возможность участвовать уже в пяти проектах переселения.

Одной из задач Государственной программы содействия является привлечение молодежи для получения образования в образовательных учреждениях. Поэтому в программе важное место занимает проект «Общее профессиональное и высшее образование». Данный проект предусматривает получение среднего профессионального, высшего образования и дополнительного профессионального образования соотечественникам, переезжающим в край в рамках участия в программе переселения соотечественников. Забайкальский край предоставляет возможность обучения по очной и заочной форме обучения по техническим, медицинским, педагогическим и другим направлениям. Поскольку РФ не имеет единой сложившейся системы профессиональной подготовки и переподготовки мигрантов, проблемы их обучения стоят достаточно остро и в рамках регионов формируются и проходят апробацию комплексные программы адаптации мигрантов, в том числе с участием общественных институтов. В Забайкальском крае в 2013 г. открылся Центр социально-культурной адаптации мигрантов, который стал реализовывать проект «Социально-культурная адаптация мигрантов в условиях Забайкальского края». До 2017 г. участие в проекте приняли более 500 мигрантов из дальнего и ближнего зарубежья [24].

Территорией вселения по проекту «Общее профессиональное и высшее образование» являются 3 городских округа: «Город Чита», «Город Петровск-Забайкальский», «Поселок Агинское» и 9 муниципальных районов. Участником проекта может стать соотечественник, достигший возраста 18 лет, обладающий дееспособностью и соответствующий требованиям, установленным Государственной программой по переселению в РФ соотечественников. Обучение соотечественников в учреждениях среднего и высшего профессионального образования края осуществляется в соответствии с федеральным законодательством. За 2015-2018 гг. в рамках реализации этого проекта стали студентами 73 соотечественника [25].

В 2016 г. на базе ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет» была организована встреча с иностранными студентами, в ходе которой освещались основные направления региональной программы, а также условия участия в ней в рамках образовательного проекта. Как отметили О.А. Маркова, М.С. Кошелев, несмотря на то, что вектор образовательной миграции в России сместился в сторону стран СНГ, в забайкальских образовательных учреждениях, по-прежнему, доминируют иностранные граждане из КНР и Монголии. За ними следуют выходцы из стран СНГ [26]. В 2014 г. поступило 194 анкеты от соотечественников, в том числе: от постоянно или временно проживающих на законном основании в Забайкалье – 121 анкета, от соотечественников, проживающих за рубежом – 73 анкеты. Из них по проекту переселения «Общее профессиональное и высшее образование» только 4%. Как считают исследователи, основным препятствием для переселения и адаптации образовательных мигрантов является слабая подготовка иностранных граждан в области русского языка и сложности его изучения. Это снижает популярность образовательных программ. Отметим, что сегодня в Программе Забайкальского края по оказанию содействия добровольному переселению вопрос о лингвокультурной адаптации соотечественников является одним из приоритетных.

Второй проект: «Обеспечение сельской местности медицинскими работниками» предоставляет бесплатно в собственность медицинским работникам, работающим в сельских населенных пунктах, земельные участки для жилищного строительства либо предоставляет возможность получения льготной ипотеки;

Третий проект «Обеспечение сельской местности педагогическими кадрами». По проекту молодым специалистам, работающим и проживающим в сельской местности, предоставляются льготная ипотека или земельные участки для индивидуального жилищного строительства.

Четвертый проект - «Развитие малого и среднего предпринимательства». В 2017 г. с заявками на участие в этом проекте обратились 25 соотечественников-переселенцев.

Пятый проект - «Сельскохозяйственная деятельность и агропромышленное производство».

Таким образом, проекты учитывают цели миграции (учебная, трудовая), профессиональную квалификацию, места расселения соотечественников. Однако подавляющая часть соотечественников, переселяющихся в Забайкальский край, трудоустраиваются вне проектов переселения. Самыми невостребованными оказались три проекта: «Обеспечение сельской местности медицинскими работниками», «Обеспечение сельской местности педагогическими кадрами» и «Сельскохозяйственная деятельность и агропромышленное производство». Так в 2018 г. по проекту «Среднее профессиональное, высшее образование и наука» было принято 36 студентов соотечественников, а на участие в проекте «Сельскохозяйственная деятельность и агропромышленное производство» не было подано ни одной заявки.

Для соотечественников, переселяющихся из-за рубежа в рамках программы предусмотрены меры социальной поддержки на период до получения гражданства:

1. Компенсация расходов за первичное медицинское обследование участников программы и членов их семей. За 2015-2018 гг. компенсацию получили 1143 чел. на сумму свыше 500 тыс. рублей

2. Социальная поддержка семей, имеющих детей. В течение 2015-1018 гг. было выплачено детское пособие на 207 детей в сумме 447 тыс. руб.

3. Адресная материальная помощь в размер 2000 р. на человека за период 2015-2018 гг. была предоставлена 517 участникам.

4. Содействие дополнительному обучению и переобучению (повышению квалификации). В Забайкальском крае центры занятости населения бесплатно предоставляют соотечественником возможность пройти курсы переобучения и переквалификации. Однако данная подпрограмма не пользуется популярностью. Так, в 2016 г. один соотечественник прошел профессиональную подготовку по программе «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» в ГПОУ «Читинский техникум отраслевых технологий и бизнеса», а в 2018 г. была оказана помощь в переобучении по профессии «парикмахер-универсал». Отсутствие мониторинга пожеланий переселенцев о профессиональной переподготовке или переквалификации затрудняет выяснение причин такой ситуации.

5. Компенсация части арендной ставки за наем жилья. Временное жилищное обустройство соотечественники осуществляют за счет собственных средств, регион лишь частично компенсирует плату за аренду жилья по заявлению участника программы. Размер компенсации найма жилья составляет 1000 руб. в месяц на семью (не более 6 мес.). Вопрос с жильем в целом является наиболее острой проблемой для переселенцев. Особенно остро эта проблема ощущалась в 2014 г.

В августе 2014 г. в Забайкальский край в экстренно-массовом порядке прибыли граждане Украины, большинство из которых в последующем стали участниками госпрограммы по переселению соотечественников из-за рубежа. Руководство края оказывало активное содействие и в трудоустройстве переселенцев. В период оформления документов для участия в программе и получения гражданства РФ, разрешения гражданам выдавались вне квоты на выдачу разрешений на работу для иностранных работников [27]. В 17 пунктах временного проживания, которые были специально созданы для временного размещения вынужденных переселенцев из Украины, было размещено 865 чел. [11]. Однако в течение 2015 г. часть украинских соотечественников отказывалась покидать пункты временного размещения, несмотря на успешное трудоустройство и возможность арендовать жилье. Причиной этому была высокая плата за аренду постоянного жилья и неспособность вынужденных переселенцев купить собственное жилье, так как программа не предусматривает обеспечение участников жильем.

В целом за последние годы соотношение переселенцев соотечественников из-за рубежа изменилось. Так, в 2014 г. граждане Украины составили 33% от общего количества участников Программы и членов их семей; 28,1% - граждане Казахстана, в основном русскоязычное население; 11,1% – граждане Армении, 9,6% - граждане Узбекистана; 5,2 % – граждане Киргизии и Таджикистана; 3% – граждане Молдовы [28]. За четыре года значительно увеличилось количество желающих переселиться из Таджикистана и Армении. В 2018 г. наибольшее количество заявлений на переселение в Забайкальский край поступило от граждан Таджикистана – 27,9%, Армении – 19,7%, Украины – 16,9% и Казахстана – 9,8%. Также поступали заявления от граждан Азербайджана – 7,7%, Молдовы – 6,6%, Кыргызстана – 4,9%, Узбекистана – 4,4% [29].

Эта тенденция не является характерной только для Забайкальского края. Как показывают исследования, в российских приграничных регионах граждане Таджикистана и Узбекистана составляют больше половины мигрантов (69%) и основной мотив их миграции – материальное положение на территории исхода, где уровень жизни и уровень социально-экономического развития ниже чем в РФ [30].

В программе переселения соотечественников из-за рубежа в Забайкальский край существуют определенные условия отбора участников. К ним относятся: владение русским языком на уровне, достаточном для адаптации; наличие профессиональной подготовки и опыта работы по специальностям, востребованным в Забайкальском крае. Для адаптации переселенцев муниципальные образования края, принимающие соотечественников из-за рубежа, оказывают помощь в разрешении проблем, возникающие у добровольных переселенцев: оказывают содействие в приспособлении к новым географическим, климатическим, социально-культурным условиям жизни; информируют о законодательстве страны и региона; о региональных и муниципальных органах власти, которые занимаются организацией переселения; содействуют с жилищным обустройством, регистрацией.

В контексте заявленной проблематики важно отметить, что для миграционной политики современной России в целом характерно, наряду с упрощением миграционных процедур, возрастание внимания к социокультурной адаптации и интеграции, с учетом ориентации на национальную безопасность (в 2019 г. РФ вошла в пятерку стран мира по количеству международных мигрантов) [31, 32].

В 2012 г. в Забайкалье был открыт «Центр социально-культурной адаптации мигрантов», который реализует различные социальные проекты: проводит курсы по языковой адаптации соотечественников, организует различные форумы, направленные на воспитание межнационального сотрудничества. Также организована совместная работа Забайкальской митрополии и УМВД России по Забайкальского краю по привлечению мигрантов к изучению норм поведения, принятых в российском обществе, православных традиций. В 2020 г. Центр получил возможность реализовать образовательную программу в рамках межвузовского взаимодействия с участием вузов других регионов РФ.

В целом, наиболее важные итоги переселения соотечественников – количество переселившихся – свидетельствуют о снижении эффективности программ содействия переселению.

Всего в 2010-2020 гг. в Забайкальский край переселились более 3 тысяч соотечественников, проживающих за рубежом; 2 600 человек приобрели гражданство РФ [33]. За 2010-2012 гг. в Забайкальский край переехало 423 соотечественника 23 участника госпрограммы и 154 человека - члена их семей; за 2013-2016 гг. переехали более 1,5 тыс. человек. В августе 2014 года в Забайкальский край в экстренно-массовом порядке прибыли граждане Украины, большинство из которых в последующем стали участниками госпрограммы [34].

Количество соотечественников, переселяющихся в Забайкальский край не увеличивается, наоборот, имеет тенденцию к снижению. В 2015 г. в регион переехали 462 соотечественника, в 2016 г. – 288 чел., в 2017 г. – 297 чел., в 2018 г. – 272 чел., в 2019 г. – 287 чел. К тому же, часть прибывших переселенцев затем покидала регион. Так, в 2016 г. из программы вышли более 40 человек [25]. Основные причины, по которым соотечественники покидают Забайкалье – трудности с жилищным обустройством, климатические условия, отдаленность региона от центральных районов РФ. Очевидно, что два из этих факторов изменить нельзя, но возможно отчасти нивелировать их влияние при увеличении возможности доступного жилья. Это крайне важно для края, который испытывает острую потребность в рабочих кадрах и квалифицированных специалистах. Согласно данным Министерства труда и социальной защиты Забайкальского края от 01.04.2019 г. №472 потребность рынка труда в рабочих кадрах и квалифицированных специалистах в 2019 г. составляла 10 476 чел. Сферами, испытывающими наибольшую нехватку рабочих и специалистов, являются: добыча полезных ископаемых (1302 чел.), обрабатывающие производства (1157 чел.), строительство (2667 чел.), образование (937 чел.), здравоохранение и социальные услуги (935 чел.) [35].

В 2019 г. РФ приняла ряд дополнительных мер, способствующих повышению привлекательности регионов Дальнего Востока, в том числе и Забайкалья, для переселения соотечественников, проживающих за рубежом. В марте 2019 г. вступил в силу Федеральный закон № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно этому документу, иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в РФ, вправе подать заявление о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование с целью получения одного гектара земли [36]. В Забайкальском крае эта мера поддержки начала действовать в 2020 г.

Также, в настоящий момент в Правительстве РФ рассматривается вопрос об увеличении размеров компенсационных выплат для соотечественников, прибывающих в регионы Дальнего Востока. Реализация данной меры поддержки переселения соотечественников потребует ежегодного выделения из федерального бюджета порядка 900 млн рублей дополнительных ассигнований [37].

Таким образом, органы власти Забайкальского края проделали значительную работу по формированию нормативной базы для реализации Государственной программы переселения соотечественников, проживающих за рубежом. Разработаны программы, в соответствии с потребностями региона. Однако на уровне реализации программ сохраняются значительные трудности.

Реализация в Забайкальском крае государственной политики РФ содействия соотечественникам: поддержка и сотрудничество

Вторым важным направлением деятельности Забайкальского края по реализации государственной политики содействия соотечественникам, проживающим за рубежом, является оказание поддержки и сотрудничество с соотечественниками, не намеренными переселяться в Россию. В Забайкалье эта деятельность была отнесена к сфере компетенции государственного органа (что прослеживается не во всех субъектах РФ), что позволило скоординировать усилия власти и общественности.

Выполнением этих задач занимается Министерство международного сотрудничества и внешнеэкономических связей Забайкальского края, которым в 2009 г. был разработан «План мероприятий на территории Забайкальского края по реализации государственной политики РФ в отношении соотечественников, проживающих за рубежом», утверждённый распоряжением Правительства Забайкальского края от 17.03.2009 г. № 107-р. План включает в себя мероприятия по выявлению мест локального проживания выходцев из России, установлению с ними контактов, развитие культурных, образовательных, научных связей, организацию в местах проживания соотечественников музейных выставок, комплексных исследований и др.

Забайкалье, являясь трансграничным регионом, занимает выгодную позицию для развития партнерских отношений с сопредельными территориями. Основная часть мероприятий направлена на поддержку соотечественников, проживающих в приграничных районах Китая и Монголии. В рамках образовательных и научных соглашений устанавливаются научно-исследовательские взаимосвязи (г. Харбин, Пекин, Чанчунь, Аньшань, Янтай, Хулуньбуир, Чжаланьтунь, Сямынь): издаются совместные научные сборники, проводятся совместные экспедиции, международные симпозиумы, конференции, конкурсы, студенческие форумы.

В 2009 г. Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края были проведены следующие информационные и культурные мероприятия в рамках «Года русского языка в Китае»: создана рубрика «Соотечественники за рубежом» на официальном сайте Министерства международного сотрудничества и внешнеэкономических связей Забайкальского края; осуществлялись исследования по комплексному изучению приграничных территорий Китая и Монголии; состоялись гастроли творческих коллективов Забайкальского края в приграничных районах Китая и Монголии; были организованы благотворительные акции по материальной поддержке русскоязычных школ за рубежом; оказана методическая помощь зарубежным школам с изучением русского языка. Так, в школы и библиотеки Восточного аймака Монголии, где проживает значительное число бурят – выходцев из России, были переданы комплекты книг на русском языке (энциклопедические издания, учебная и художественная литература) общим количеством более 1 500 экземпляров [38].

В 2012 г. в Восточном аймаке Монголии было создано Общество по поддержке монголо-российского сотрудничества в Восточном аймаке «Баян-Тумэн», деятельность которого направлена на пропаганду и сохранение традиций добрососедства и дружественных отношений Монголии и России, охрану окружающей среды.

Активную деятельность развивают образовательные учреждения. Так, в 2014 г. ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет» получил образовательный грант Фонда «Русский мир». На средства гранта были открыты пять центров русского языка на территории Китая: в Хулунбуирском институте (г. Хулунбуир), Маньчжурском институте Университета Внутренней Монголии (г. Маньчжурия), Цицикарском университете (г. Цицикар), Тяньцзинском педагогическом университете (г. Тяньцзин), Шаньдунском институте технологий и бизнеса (г. Яньтай). Каждый центр был обеспечен учебной, методической, справочной, энциклопедической и художественной литературой, аудио- и видеоматериалами [12].

Установлены связи с казачьим населением. В 2012 г. Забайкалье и Бурятию посещала делегация потомков забайкальских казаков из Австралии. В этой стране проживают более 10 тысяч потомков забайкальских казаков, которые после революции и Гражданской войны покинули Россию. В настоящее время потомки переселенцев активно устанавливают связи с исторической родиной, посещают Забайкальский край, налаживают контакты с Забайкальским казачьим войском. Атаманом Забайкальского казачьего войска в 2011 г. была сформирована Посольская Австралийская станица Забайкальского казачьего общества. а в 2013 г. станица была преобразована в посольский отдел. Она является первой казачьей организацией за рубежом, вошедшей в структуру реестрового казачьего войска России [39]. В 2014 г. ГАУК «Ансамбль песни и пляски «Забайкальские казаки» по приглашению директора Министерства мультикультурных дел управления по делам этнических групп Н.Маникиса и Посольства отдела Забайкальского казачьего войска принял участие в международном фестивале этнических культур, проходившем в австралийской столице.

Еще одним субъектом активной работы является старообрядческое население. Забайкальский край являлся принимающей территорией, на которой в 2014 г. состоялся II Межрегиональный фестиваль культуры семейских-старообрядцев «Семейская круговая» в с. Красный Чикой Красночикойского района. Гостями фестиваля стали официальная делегация г. Эргуна и народный фольклорный ансамбль «Земляки» пос. Лабудалинь г. Эргуна, состоящий из русских артистов-потомков забайкальских мигрантов [38].

В последние годы наблюдается стремление к формированию комплексной программы. В 2018 г. распоряжением правительства Забайкальского края была создана (под председательством губернатора края) Комиссия по делам соотечественников за рубежом, в которую вошли представители различных министерств и ведомств Забайкальского края, а также общественных объединений соотечественников за рубежом, научно-исследовательских организаций [40]. Комиссия подготовила план мероприятий по реализации государственной политики в отношении соотечественников за рубежом на 2018-2020 гг. План предусматривал разработку соглашения между правительством Забайкальского края и правительствами приграничных регионов КНР и Монголии о сотрудничестве в сфере работы с соотечественниками, проживающими на сопредельной территории, привлечение молодых соотечественников за рубежом к обучению в образовательных учреждениях края, проведение комплексных научных исследований по изучению соотечественников, проживающих на приграничных территориях и др.

Также в течение 2018 г. осуществлялась реализация региональной подпрограммы «Создание правовых, организационных, социально-экономических и информационных условий, способствующих добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Забайкальский край для постоянного проживания, быстрому их включению в трудовые и социальные связи края». Цели программы были обозначены широко: способствование сокращению дефицита трудовых ресурсов, увеличению миграционного притока населения; развитие малого и среднего бизнеса, увеличение численности молодежи, в том числе получающей образование в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.

Активизирована работа по информационному сопровождению. В течение 2018-2019 гг. Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, как уполномоченный орган по реализации Государственной программы, направляло в адрес Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке информацию о Забайкальском крае для запуска информационного портала, направленного на информационную поддержку переселения старообрядцев на Дальний Восток (www.NaVostok.info); в адрес федерального журнала «Эксперт»; а также для официального издания Министерства иностранных дел РФ – журнала «Русский век» [40].

Таким образом, особенностью региональной политики является направленность сотрудничества на соотечественников, оказавшихся за рубежом в период социальных катаклизмов: казаки, старообрядцы. Во-вторых, на население, проживающее на территориях КНР и Монголии. Полагаем, важнейшей частью механизма реализации Государственной программы взаимодействия с соотечественниками за рубежом на федеральном и региональном уровне должно стать более полное использование потенциала гражданского общества. Общественные организации и объединения в работе с соотечественниками имеют очевидные достоинства: они мобильны, не бюрократизированы, гибки в принятии решений, инициативны, используют творческие нестандартные методы решения задач, быстро адаптируются в изменяющихся условиях, имеют большой потенциал, не связаны с государственным принуждением. Необходимо активнее использовать потенциал общественных объединений, разработать правовую базу, регулирующую совместную деятельность неправительственных организаций и государственных структур, привлекать активных молодых представителей российских диаспор к выработке направлений и механизма осуществления Государственной политики в отношении соотечественников за рубежом.

***********************

Таким образом, РФ принимает различные меры по стимулированию добровольного возвращения соотечественников на родину, повышению привлекательности регионов в качестве потенциального места жительства для них. Однако социально-экономическая отсталость территорий требует не столько финансирования Государственной программы переселения соотечественников из-за рубежа, сколько комплексного подхода государства к социально-экономическому развитию восточных регионов в целом и Забайкальского края в том числе.

В Забайкальском крае политика содействия соотечественникам осуществляется по двум направлениям: содействие добровольному переселению в Забайкалье соотечественников, проживающих за рубежом и осуществление взаимодействия с теми соотечественникам, которые, проживая за рубежом, не намерены возвращаться на историческую родину.

На основе анализа, можно сделать вывод о том, что, во-первых, органы власти Забайкальского края проделали значительную работу по формированию нормативной базы для реализации Государственной программы переселения соотечественников, проживающих за рубежом. Во-вторых, не в полной мере осуществляют информационную и аналитическую работу, позволяющую выявить причины, по которым соотечественники переселяются в Забайкалье и, главное, выявить сложности механизма адаптации и причины, по которым они уезжают из Забайкалья. Необходимо подробно проинформировать потенциальных участников программы о потребностях рынка труда региона. В-третьих, сейчас приобретение льготного жилья возможно только на условиях проживания в сельской местности, а в городах таких льгот не предоставляется, что снижает эффективность программы. Отметим, что работодатели не содействуют жилищному обустройству соотечественников.

Второе направление развито в меньшей степени, чем переселенческая политика. К положительным моментам можно отнести то, что в Забайкалье эта деятельность была отнесена к сфере компетенции государственного органа, что прослеживается не во всех субъектах РФ. Это позволяет эффективнее координировать усилия власти и общественности. В силу трансграничья, руководство Забайкальского края, осуществляя государственную политику в отношении сотрудничества с соотечественниками за рубежом, концентрируется на установлении и развитии научных, культурных, образовательных связей с соотечественниками, проживающими на приграничных территориях КНР и Монголии; осуществляет информационное освещение, способствует проведению научных исследований. Эта деятельность позволяет усилить и расширить реализацию Государственной программы содействия соотечественникам на территории Забайкальского края.

Очевидно, что само по себе государство, разрабатывая федеральные или утверждая региональные программы по содействию зарубежным соотечественникам, не может в полной мере выполнить задачу адаптации и интеграции мигрантов в принимающем обществе предписав «сверху» необходимость реализации программ переселения; оперативно поддерживать и расширять интерес со стороны соотечественников за рубежом к культуре России, сохранять общность традиций. Важным представляется активное привлечение гражданского общества к установлению связей с соотечественниками, проживающими за рубежом. На наш взгляд, возможности этого взаимодействия могут стать дополнительным стимулом повышения эффективности программы в целом.

Библиография
1.
Мотрич Е.Л., Березутский Ю.В. Миграция в демографическом развитии Дальнего Востока России: проблемы и социальные последствия / Е. Л. Мотрич, Ю. В. Березутский // Социальная политика и социология. 2018. Т. 17. № 2 (127). С. 141 – 150.
2.
Рыбаковский О.Л., Таюнова О.А. Миграционная компонента демографического развития России. / О. Л. Рыбаковский, О. А. Таюнова // Народонаселение. 2016. № 1-1 (71-1). С. 90-97.
3.
Переселение соотечественников в Россию 2020 новый закон о переселении. Многопрофильный миграционный центр // https://ммцсахарово.рф/pereselenie-sootechestvennikov-v-rossiyu-2020-novyj-zakon-o-pereselenii/
4.
Стельмашенко О.В. Проблемы реализации в Забайкальском крае Государственной программы по переселению соотечественников / О.В. Стельмашенко // Вестник Забайкальского государственного университета. 2017. Т. 23. № 10. С. 79-91.
5.
Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (утв. Указом Президента РФ от 22 июня 2006 г. N 637) [Электронный ресурс] // Гарант – Режим доступа: http://iv2.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm
6.
Дробница А.В., Скворцов М.Н. Реализация государственной политики по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на Дальний Восток России в 2007-2017 гг. (на примере Хабаровского края) / А. В. Дробница, М.Н. Скворцов // Власть и управление на Востоке России. 2017. № 4 (81). С. 30-38.
7.
Яковлев В. А., Прудникова Т.А. Современные проблемы реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников / В.А. Яковлев, Т.А. Прудникова // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 7. С. 234-237.
8.
Шворина К.В., Фалейчик Л.М. Основные тренды миграционной мобильности населения регионов Сибирского и Дальневосточного федерального округов // Экономика региона. 2018. Т. 14. Вып. 2. С. 485-501.
9.
Шворина К.В. Миграционная подвижность населения Забайкальского края как показатель развития территории / К. В. Шворина // Геополитика и экогеодинамика регионов. 2018. Т. 4 (14). С. 310-318.
10.
Романов В.Г., Романова И.В. Национальный проект «Демография»: стартовая позиция Забайкальского края // В.Г. Романов, И.В. Романова // Вестник Забайкальского государственного университета. 2019. Т. 25. № 9. С. 79-96.
11.
Маркова О.А., Кошелев М.С. Образовательная миграция в Забайкальском крае как составляющая миграционной политики Российской Федерации / О.А. Маркова, М.С.Кошелев // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2015. Т. 6. № 2. http://brj-bguep.ru/reader/archive.aspx?id=616
12.
Севостьянова Е.В., Ульянова О.В. Общественные организации Китая как партнеры РФ в реализации государственной политики содействия соотечественником за рубежом: исторический опыт диаспор и новые тенденции / Е. В. Севостьянова, О. В. Ульянова // Российско-китайские исследования. 2019. № 4. Т. 3. С. 38-52.
13.
Дагбаев Э.Д. Регионы и новая восточная политика России / Э. Д. Дагбаев // Полис. Политические исследования. 2015. № 1. С. 151 – 157.
14.
Андрюшина Е.В., Опарина Н.Н., Панова Е.А. Дальневосточный регион в стратегии развития российского государства / Е.В. Андрюшина, Н.Н. Опарина, Е.А. Панова // Государственное управление: электронный вестник. 2016. № 56. С. 89 – 113.
15.
Мерцалов В.И. Байкальский регион: исторические, геополитические и геоэкономические аспекты формирования / В. И. Мерцалов // Приграничный регион в экономическом развитии: партнерство и сотрудничество. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию Революции 1917 г., 80-летию со дня образования Читинской области, 50-летию атомной промышленности в Забайкалье. В 3-х частях. 2017. Чита : ЗабГУ. С. 196-200.
16.
Мерцалов В.И. Геополитический фактор исторического развития Забайкалья и Читы (1851 – 1895 гг.) / В. И. Мерцалов // Научный вестник Читинского Байкальского государственного университета экономики и права. 2012. № 3. С. 26-33.
17.
Севостьянова Е.В., Скобина Е.А. Делимитация российско-китайской границы в период с XVI века до 1917 г. / Е. В. Севостьянова, Е. А. Скобина // Genesis: исторические исследования. 2018. № 5. С. 19 – 31.
18.
Цзе Ши. Китайский фактор на новом этапе развития восточных регионов России / Цзе Ши // ЭКО. 2017. № 3 (513). С. 37-47.
19.
Основные показатели естественного движения населения в крае [Электронный ресурс] / Официальный сайт Забайкалкрайстата. http://chita.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/chita/ru/statistics/population/
20.
Миграция населения Забайкальского края в 2019 году // [Электронный ресурс] / Официальный сайт Забайкалкрайстата. – Режим доступа: https://chita.gks.ru/storage/mediabank/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81-%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%9C%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F122019.pdf
21.
Межведомственная комиссия по реализации Программы Забайкальского края по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2010-2012 годы [Электронный ресурс] // Официальный портал Забайкальский край – Режим доступа: http://www.xn--80aaaac8algcbgbck3fl0q.xn--p1ai/documentation/112172/
22.
Край за Байкалом ждёт соотечественников [Электронный ресурс] // Портал «Русский век» - Режим доступа: http://www.ruvek.ru/?module=articles&action=view&id=10448
23.
Программа Забайкальского края по оказанию содействия добровольному переселению в Забайкальский край соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013–2020 годы [Электронный ресурс] https://xn--b1aew.xn--p1ai/upload/site1/document_file/Programma(4).pdf
24.
Кошелев М.С. Богаченко Д.А. Роль дополнительного образования в процессе адаптации и интеграции трудовых мигрантов в Забайкальском крае / М. С. Кошелев // Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. М.: Консоциум «Международная ассоциация профессионального дополнительного образования», 2017. С. 163 – 171.
25.
Государственная программа Забайкальского края по оказанию содействия добровольному переселению в Забайкальский край соотечественников, проживающих за рубежом [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://xn--h1aheeo5a.xn--80aaaac8algcbgbck3fl0q.xn--p1ai/action/gosudarstvennye-programmy/gosudarstvennaya-programma-zabaykalskogo-kraya-po-okazaniyu-sodeystviya-dobrovolnomu-pereseleniyu-v-zabaykalskiy-kray-sootechestvennikov-projivayushchih-za-rubejom/
26.
Маркова О.А., Кошелев М.С. Система государственного стимулирования образовательной миграции: проблемы и перспективы реализации в условиях трансграничного региона // Государственная власть и местное самоуправление. – 2017. - №8. – с. 14.
27.
Разъяснения работодателям по постановлению №886 [Электронный ресурс] // Интерактивный портал Министерства труда и социальной защиты Забайкальского края - Режим доступа: https://zabzan.ru/Documents/Detail/0958c634-b6fb-46da-8036-29cf6c42f20c/
28.
ФМС: демография и переселение соотечественников [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://krasvremya.ru/fms-demografiya-i-pereselenie-sootechestvennikov/
29.
Отчет Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края за отчетный период в соответствии с Государственной программой Забайкальского края по оказанию содействия добровольному переселению в Забайкальский край соотечественников, проживающих за рубежом за 2018 год [Электронный ресурс]: file:///C:/Users/1/Downloads/Realizatsiya_programmy_v_2018.pdf
30.
Сарыглар С.А., Максимова С.Г. Специфика и практики социальной интеграции мигрантов из стран СНГ в российских приграничных регионах / С.А. Сарыглар, С.Г. Максимова // Социодинамика. 2019. № 6. С. 13-22.
31.
Андриченко Л.В. Правовые механизмы социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов в Российской Федерации / Л. В. Андриченко // Журнал российского права. 2015. № 10 (226). С. 5-18.
32.
Сажина В.А., Высоцкая З.Р. Эволюция миграционной политики России в отражении правовых источников политико-идеологического характера / В. А. Сажина // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. Выпуск № 81.
33.
Более 3000 соотечественников переселилось в Забайкальский край за 10 лет [Электронный ресурс] // Официальный портал Забайкальский край [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://75.ru/news/156589
34.
Край за Байкалом ждёт соотечественников [Электронный ресурс] // Портал «Русский век» - Режим доступа: http://www.ruvek.ru/?module=articles&action=view&id=10448
35.
Прогноз потребности рынка труда в рабочих кадрах и квалифицированных специалистах по видам экономической деятельности на 2019-2025 годы [Электронный ресурс] // Интерактивный портал Министерства труда и социальной защиты Забайкальского края – Режим доступа: https://zabzan.ru/Documents/Detail/ada4fd07-cff7-49c8-b87a-8d9fdb61a882/
36.
Информация для участников государственной программы Забайкальского края по оказанию содействия добровольному переселению в Забайкальский край соотечественников, проживающих за рубежом [Электронный ресурс] // Официальный портал Забайкальского края – Режим доступа: http://xn--h1aheeo5a.xn--80aaaac8algcbgbck3fl0q.xn--p1ai/action/gosudarstvennye-programmy/gosudarstvennaya-programma-zabaykalskogo-kraya-po-okazaniyu-sodeystviya-dobrovolnomu-pereseleniyu-v-zabaykalskiy-kray-sootechestvennikov-projivayushchih-za-rubejom/
37.
Подъемные для Дальнего Востока: переселенцев заинтересуют деньгами [Электронный ресурс] // ИА Известия – Режим доступа: https://iz.ru/796577/pavel-panov/podemnye-dlia-dalnego-vostoka-pereselentcev-zainteresuiut-dengami
38.
Информация о реализации на территории Забайкальского края государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://минмсвэст.забайкальскийкрай.рф/u/xn--b1allbezbi1h/files/document/b3f83107127d4063466b69f7b394d728.doc
39.
Бурятия станет более привлекательной для переселения [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://gazeta-n1.ru/news/70566/
40.
О некоторых вопросах реализации на территории Забайкальского края государственной политики в отношении соотечественников за рубежом [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://xn--b1allbezbi1h.xn--80aaaac8algcbgbck3fl0q.xn--p1ai/u/xn
41.
Отчет Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края за отчетный период в соответствии с Государственной программой Забайкальского края по оказанию содействия добровольному переселению в Забайкальский край соотечественников, проживающих за рубежом за 2018 год [Электронный ресурс] - Режим доступа: file:///C:/Users/1/Downloads/Realizatsiya_programmy_v_2018.pdf
References (transliterated)
1.
Motrich E.L., Berezutskii Yu.V. Migratsiya v demograficheskom razvitii Dal'nego Vostoka Rossii: problemy i sotsial'nye posledstviya / E. L. Motrich, Yu. V. Berezutskii // Sotsial'naya politika i sotsiologiya. 2018. T. 17. № 2 (127). S. 141 – 150.
2.
Rybakovskii O.L., Tayunova O.A. Migratsionnaya komponenta demograficheskogo razvitiya Rossii. / O. L. Rybakovskii, O. A. Tayunova // Narodonaselenie. 2016. № 1-1 (71-1). S. 90-97.
3.
Pereselenie sootechestvennikov v Rossiyu 2020 novyi zakon o pereselenii. Mnogoprofil'nyi migratsionnyi tsentr // https://mmtssakharovo.rf/pereselenie-sootechestvennikov-v-rossiyu-2020-novyj-zakon-o-pereselenii/
4.
Stel'mashenko O.V. Problemy realizatsii v Zabaikal'skom krae Gosudarstvennoi programmy po pereseleniyu sootechestvennikov / O.V. Stel'mashenko // Vestnik Zabaikal'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2017. T. 23. № 10. S. 79-91.
5.
Gosudarstvennaya programma po okazaniyu sodeistviya dobrovol'nomu pereseleniyu v Rossiiskuyu Federatsiyu sootechestvennikov, prozhivayushchikh za rubezhom (utv. Ukazom Prezidenta RF ot 22 iyunya 2006 g. N 637) [Elektronnyi resurs] // Garant – Rezhim dostupa: http://iv2.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm
6.
Drobnitsa A.V., Skvortsov M.N. Realizatsiya gosudarstvennoi politiki po okazaniyu sodeistviya dobrovol'nomu pereseleniyu sootechestvennikov, prozhivayushchikh za rubezhom, na Dal'nii Vostok Rossii v 2007-2017 gg. (na primere Khabarovskogo kraya) / A. V. Drobnitsa, M.N. Skvortsov // Vlast' i upravlenie na Vostoke Rossii. 2017. № 4 (81). S. 30-38.
7.
Yakovlev V. A., Prudnikova T.A. Sovremennye problemy realizatsii Gosudarstvennoi programmy po okazaniyu sodeistviya dobrovol'nomu pereseleniyu sootechestvennikov / V.A. Yakovlev, T.A. Prudnikova // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2014. № 7. S. 234-237.
8.
Shvorina K.V., Faleichik L.M. Osnovnye trendy migratsionnoi mobil'nosti naseleniya regionov Sibirskogo i Dal'nevostochnogo federal'nogo okrugov // Ekonomika regiona. 2018. T. 14. Vyp. 2. S. 485-501.
9.
Shvorina K.V. Migratsionnaya podvizhnost' naseleniya Zabaikal'skogo kraya kak pokazatel' razvitiya territorii / K. V. Shvorina // Geopolitika i ekogeodinamika regionov. 2018. T. 4 (14). S. 310-318.
10.
Romanov V.G., Romanova I.V. Natsional'nyi proekt «Demografiya»: startovaya pozitsiya Zabaikal'skogo kraya // V.G. Romanov, I.V. Romanova // Vestnik Zabaikal'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2019. T. 25. № 9. S. 79-96.
11.
Markova O.A., Koshelev M.S. Obrazovatel'naya migratsiya v Zabaikal'skom krae kak sostavlyayushchaya migratsionnoi politiki Rossiiskoi Federatsii / O.A. Markova, M.S.Koshelev // Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii (Baikal'skii gosudarstvennyi universitet ekonomiki i prava). 2015. T. 6. № 2. http://brj-bguep.ru/reader/archive.aspx?id=616
12.
Sevost'yanova E.V., Ul'yanova O.V. Obshchestvennye organizatsii Kitaya kak partnery RF v realizatsii gosudarstvennoi politiki sodeistviya sootechestvennikom za rubezhom: istoricheskii opyt diaspor i novye tendentsii / E. V. Sevost'yanova, O. V. Ul'yanova // Rossiisko-kitaiskie issledovaniya. 2019. № 4. T. 3. S. 38-52.
13.
Dagbaev E.D. Regiony i novaya vostochnaya politika Rossii / E. D. Dagbaev // Polis. Politicheskie issledovaniya. 2015. № 1. S. 151 – 157.
14.
Andryushina E.V., Oparina N.N., Panova E.A. Dal'nevostochnyi region v strategii razvitiya rossiiskogo gosudarstva / E.V. Andryushina, N.N. Oparina, E.A. Panova // Gosudarstvennoe upravlenie: elektronnyi vestnik. 2016. № 56. S. 89 – 113.
15.
Mertsalov V.I. Baikal'skii region: istoricheskie, geopoliticheskie i geoekonomicheskie aspekty formirovaniya / V. I. Mertsalov // Prigranichnyi region v ekonomicheskom razvitii: partnerstvo i sotrudnichestvo. Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi 100-letiyu Revolyutsii 1917 g., 80-letiyu so dnya obrazovaniya Chitinskoi oblasti, 50-letiyu atomnoi promyshlennosti v Zabaikal'e. V 3-kh chastyakh. 2017. Chita : ZabGU. S. 196-200.
16.
Mertsalov V.I. Geopoliticheskii faktor istoricheskogo razvitiya Zabaikal'ya i Chity (1851 – 1895 gg.) / V. I. Mertsalov // Nauchnyi vestnik Chitinskogo Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i prava. 2012. № 3. S. 26-33.
17.
Sevost'yanova E.V., Skobina E.A. Delimitatsiya rossiisko-kitaiskoi granitsy v period s XVI veka do 1917 g. / E. V. Sevost'yanova, E. A. Skobina // Genesis: istoricheskie issledovaniya. 2018. № 5. S. 19 – 31.
18.
Tsze Shi. Kitaiskii faktor na novom etape razvitiya vostochnykh regionov Rossii / Tsze Shi // EKO. 2017. № 3 (513). S. 37-47.
19.
Osnovnye pokazateli estestvennogo dvizheniya naseleniya v krae [Elektronnyi resurs] / Ofitsial'nyi sait Zabaikalkraistata. http://chita.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/chita/ru/statistics/population/
20.
Migratsiya naseleniya Zabaikal'skogo kraya v 2019 godu // [Elektronnyi resurs] / Ofitsial'nyi sait Zabaikalkraistata. – Rezhim dostupa: https://chita.gks.ru/storage/mediabank/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81-%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%9C%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F122019.pdf
21.
Mezhvedomstvennaya komissiya po realizatsii Programmy Zabaikal'skogo kraya po okazaniyu sodeistviya dobrovol'nomu pereseleniyu v Rossiiskuyu Federatsiyu sootechestvennikov, prozhivayushchikh za rubezhom, na 2010-2012 gody [Elektronnyi resurs] // Ofitsial'nyi portal Zabaikal'skii krai – Rezhim dostupa: http://www.xn--80aaaac8algcbgbck3fl0q.xn--p1ai/documentation/112172/
22.
Krai za Baikalom zhdet sootechestvennikov [Elektronnyi resurs] // Portal «Russkii vek» - Rezhim dostupa: http://www.ruvek.ru/?module=articles&action=view&id=10448
23.
Programma Zabaikal'skogo kraya po okazaniyu sodeistviya dobrovol'nomu pereseleniyu v Zabaikal'skii krai sootechestvennikov, prozhivayushchikh za rubezhom, na 2013–2020 gody [Elektronnyi resurs] https://xn--b1aew.xn--p1ai/upload/site1/document_file/Programma(4).pdf
24.
Koshelev M.S. Bogachenko D.A. Rol' dopolnitel'nogo obrazovaniya v protsesse adaptatsii i integratsii trudovykh migrantov v Zabaikal'skom krae / M. S. Koshelev // Sbornik trudov po problemam dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. M.: Konsotsium «Mezhdunarodnaya assotsiatsiya professional'nogo dopolnitel'nogo obrazovaniya», 2017. S. 163 – 171.
25.
Gosudarstvennaya programma Zabaikal'skogo kraya po okazaniyu sodeistviya dobrovol'nomu pereseleniyu v Zabaikal'skii krai sootechestvennikov, prozhivayushchikh za rubezhom [Elektronnyi resurs] - Rezhim dostupa: http://xn--h1aheeo5a.xn--80aaaac8algcbgbck3fl0q.xn--p1ai/action/gosudarstvennye-programmy/gosudarstvennaya-programma-zabaykalskogo-kraya-po-okazaniyu-sodeystviya-dobrovolnomu-pereseleniyu-v-zabaykalskiy-kray-sootechestvennikov-projivayushchih-za-rubejom/
26.
Markova O.A., Koshelev M.S. Sistema gosudarstvennogo stimulirovaniya obrazovatel'noi migratsii: problemy i perspektivy realizatsii v usloviyakh transgranichnogo regiona // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. – 2017. - №8. – s. 14.
27.
Raz''yasneniya rabotodatelyam po postanovleniyu №886 [Elektronnyi resurs] // Interaktivnyi portal Ministerstva truda i sotsial'noi zashchity Zabaikal'skogo kraya - Rezhim dostupa: https://zabzan.ru/Documents/Detail/0958c634-b6fb-46da-8036-29cf6c42f20c/
28.
FMS: demografiya i pereselenie sootechestvennikov [Elektronnyi resurs] - Rezhim dostupa: http://krasvremya.ru/fms-demografiya-i-pereselenie-sootechestvennikov/
29.
Otchet Ministerstva truda i sotsial'noi zashchity naseleniya Zabaikal'skogo kraya za otchetnyi period v sootvetstvii s Gosudarstvennoi programmoi Zabaikal'skogo kraya po okazaniyu sodeistviya dobrovol'nomu pereseleniyu v Zabaikal'skii krai sootechestvennikov, prozhivayushchikh za rubezhom za 2018 god [Elektronnyi resurs]: file:///C:/Users/1/Downloads/Realizatsiya_programmy_v_2018.pdf
30.
Saryglar S.A., Maksimova S.G. Spetsifika i praktiki sotsial'noi integratsii migrantov iz stran SNG v rossiiskikh prigranichnykh regionakh / S.A. Saryglar, S.G. Maksimova // Sotsiodinamika. 2019. № 6. S. 13-22.
31.
Andrichenko L.V. Pravovye mekhanizmy sotsial'noi i kul'turnoi adaptatsii i integratsii migrantov v Rossiiskoi Federatsii / L. V. Andrichenko // Zhurnal rossiiskogo prava. 2015. № 10 (226). S. 5-18.
32.
Sazhina V.A., Vysotskaya Z.R. Evolyutsiya migratsionnoi politiki Rossii v otrazhenii pravovykh istochnikov politiko-ideologicheskogo kharaktera / V. A. Sazhina // Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyi vestnik. 2020. Vypusk № 81.
33.
Bolee 3000 sootechestvennikov pereselilos' v Zabaikal'skii krai za 10 let [Elektronnyi resurs] // Ofitsial'nyi portal Zabaikal'skii krai [Elektronnyi resurs] - Rezhim dostupa: https://75.ru/news/156589
34.
Krai za Baikalom zhdet sootechestvennikov [Elektronnyi resurs] // Portal «Russkii vek» - Rezhim dostupa: http://www.ruvek.ru/?module=articles&action=view&id=10448
35.
Prognoz potrebnosti rynka truda v rabochikh kadrakh i kvalifitsirovannykh spetsialistakh po vidam ekonomicheskoi deyatel'nosti na 2019-2025 gody [Elektronnyi resurs] // Interaktivnyi portal Ministerstva truda i sotsial'noi zashchity Zabaikal'skogo kraya – Rezhim dostupa: https://zabzan.ru/Documents/Detail/ada4fd07-cff7-49c8-b87a-8d9fdb61a882/
36.
Informatsiya dlya uchastnikov gosudarstvennoi programmy Zabaikal'skogo kraya po okazaniyu sodeistviya dobrovol'nomu pereseleniyu v Zabaikal'skii krai sootechestvennikov, prozhivayushchikh za rubezhom [Elektronnyi resurs] // Ofitsial'nyi portal Zabaikal'skogo kraya – Rezhim dostupa: http://xn--h1aheeo5a.xn--80aaaac8algcbgbck3fl0q.xn--p1ai/action/gosudarstvennye-programmy/gosudarstvennaya-programma-zabaykalskogo-kraya-po-okazaniyu-sodeystviya-dobrovolnomu-pereseleniyu-v-zabaykalskiy-kray-sootechestvennikov-projivayushchih-za-rubejom/
37.
Pod''emnye dlya Dal'nego Vostoka: pereselentsev zainteresuyut den'gami [Elektronnyi resurs] // IA Izvestiya – Rezhim dostupa: https://iz.ru/796577/pavel-panov/podemnye-dlia-dalnego-vostoka-pereselentcev-zainteresuiut-dengami
38.
Informatsiya o realizatsii na territorii Zabaikal'skogo kraya gosudarstvennoi politiki Rossiiskoi Federatsii v otnoshenii sootechestvennikov, prozhivayushchikh za rubezhom [Elektronnyi resurs] – Rezhim dostupa: http://minmsvest.zabaikal'skiikrai.rf/u/xn--b1allbezbi1h/files/document/b3f83107127d4063466b69f7b394d728.doc
39.
Buryatiya stanet bolee privlekatel'noi dlya pereseleniya [Elektronnyi resurs] – Rezhim dostupa: https://gazeta-n1.ru/news/70566/
40.
O nekotorykh voprosakh realizatsii na territorii Zabaikal'skogo kraya gosudarstvennoi politiki v otnoshenii sootechestvennikov za rubezhom [Elektronnyi resurs] - Rezhim dostupa: http://xn--b1allbezbi1h.xn--80aaaac8algcbgbck3fl0q.xn--p1ai/u/xn
41.
Otchet Ministerstva truda i sotsial'noi zashchity naseleniya Zabaikal'skogo kraya za otchetnyi period v sootvetstvii s Gosudarstvennoi programmoi Zabaikal'skogo kraya po okazaniyu sodeistviya dobrovol'nomu pereseleniyu v Zabaikal'skii krai sootechestvennikov, prozhivayushchikh za rubezhom za 2018 god [Elektronnyi resurs] - Rezhim dostupa: file:///C:/Users/1/Downloads/Realizatsiya_programmy_v_2018.pdf

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

на статью
Реализация в Забайкальском крае государственной политики содействия соотечественникам, проживающим за рубежом

Название соответствует содержанию материалов статьи.
В названии статьи ясно просматривается научная проблема, на решение которой направлено исследование автора.
Рецензируемая статья представляет научный интерес. Автор разъяснил выбор темы исследования и ясно обосновал её актуальность.
В статье сформулирована цель исследования, указаны объект и предмет исследования, но не сообщены методы, использованные автором.
На взгляд рецензента, основные элементы «программы» исследования просматриваются в названии и тексте статьи.
Автор не представил результатов анализа историографии проблемы и не сформулировал новизну предпринятого исследования, что является существенным недостатком статьи.
При изложении материала автор убедительно продемонстрировал результаты анализа историографии проблемы в виде ссылок на актуальные труды по теме исследования.
Апелляция к оппонентам в статье отсутствует.
Автор не разъяснил выбор и не охарактеризовал круг источников, привлеченных им для раскрытия темы.
Автор разъяснил и обосновал выбор географических рамок исследования.
На взгляд рецензента, автор грамотно использовал источники, выдержал научный стиль изложения, грамотно использовал методы научного познания, соблюдал принципы логичности, систематичности и последовательности изложения материала.
Во введении статьи автор указал на причину выбора темы исследования, обосновал её актуальность, сообщил ключевые элементы «программы» своего исследования, перечислил вопросы, имеющие отношение к теме его исследования, которым уделено внимание в научной литературе.
В первом разделе основной части («Реализация в Забайкальском крае государственной политики РФ содействия соотечественникам: проекты переселения») статьи автор указал на «стратегическое геополитическое и геоэкономическое значение» Забайкальского края, на его превращение «в зону «депрессии», на факты «низкой оседлости мигрантов» и «потери коренного населения». Автор представил читателю в таблице сведения о миграции населения в крае в период 2011–2018 гг. Автор сообщил о принятии в 2012 г. региональной государственной программы, создания в целях контроля за её реализацией межведомственной комиссии, целях и некоторых результатах реализации данной программы, затем о принятии очередной программы уже в 2013 г. предусмотренных ею целевых показателях, обратил внимание на то, что в новую программу «с учетом неблагоприятных результатов реализации предыдущей, были внесены некоторые корректировки», перечислил пять проектов, в которых предлагалось участвовать переселенцам, описав содержание первого из них: «Общее профессиональное и высшее образование». Автор заключил, что «проекты учитывают цели миграции (учебная, трудовая), профессиональную квалификацию, места расселения соотечественников», и заметил, что «подавляющая часть соотечественников, переселяющихся в Забайкальский край, трудоустраиваются вне проектов переселения», что «самыми невостребованными оказались три проекта: «Обеспечение сельской местности медицинскими работниками», «Обеспечение сельской местности педагогическими кадрами» и «Сельскохозяйственная деятельность и агропромышленное производство» т.д.
Далее автор перечислил «меры социальной поддержки на период получения гражданства» переселенцами, охарактеризовал их национальный состав, объяснил причины их миграции. Автор описал условия отбора участников государственной программы и кратко описал меры и мероприятия, предпринятые правительством Забайкальского края в целях «социокультурной адаптации» мигрантов.
Далее автор сосредоточил внимание на разъяснении и обосновании своей мысли о «снижении эффективности программ содействия переселению», описал дополнительные мере, принятые в России и «способствующие повышению привлекательности регионов Дальнего Востока».
Автор резюмировал, что «органы власти Забайкальского края проделали значительную работу по формированию нормативной базы для реализации Государственной программы переселения соотечественников, проживающих за рубежом» т.д. и что «на уровне реализации программ сохраняются значительные трудности».
Во втором разделе основной части («Реализация в Забайкальском крае государственной политики РФ содействия соотечественникам: поддержка и сотрудничество») статьи автор указал на Министерство международного сотрудничества и внешнеэкономических связей Забайкальского края как орган государственной власти, занятый выполнением специальных задач по «оказанию поддержки и сотрудничеству с соотечественниками, не намеренными переселяться в Россию», описал содержание «Плана мероприятий на территории Забайкальского края по реализации государственной политики РФ в отношении соотечественников, проживающих за рубежом». Автор уделил специальное внимание некоторым мероприятиям, связанные с реализацией государственной политики в данной сфере: «в рамках образовательных и научных соглашений» и налаживанию связей «с казачьим населением».
Автор сообщил о развитии государственной политики в 2018–2019 гг.: «стремлении к формированию комплексной программы», дополнительной «реализации региональной подпрограммы «Создание правовых, организационных, социально-экономических и информационных условий, способствующих добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Забайкальский край для постоянного проживания, быстрому их включению в трудовые и социальные связи края», активизации «работа по информационному сопровождению».
Автор резюмировал, что «особенностью региональной политики является направленность сотрудничества на соотечественников, оказавшихся за рубежом в период социальных катаклизмов: казаки, старообрядцы», «на население, проживающее на территориях КНР и Монголии», неожиданно заметив, что «важнейшей частью механизма реализации Государственной программы взаимодействия с соотечественниками за рубежом на федеральном и региональном уровне должно стать более полное использование потенциала гражданского общества» т.д.
В статье встречаются описки, как-то: «Поскольку приграничные регионы… подвижностью [2]. Государство…», «субъекты, входящих», «Также, в настоящий» т.д.
Выводы автора носят обобщающий характер, обоснованы, сформулированы ясно.
Выводы позволяют оценить научные достижения автора в рамках проведенного им исследования. Выводы отражают результаты исследования, проведённого автором, в полном объёме.
В заключительных абзацах статьи автор сообщил, что «социально-экономическая отсталость территорий требует не столько финансирования Государственной программы переселения соотечественников из-за рубежа, сколько комплексного подхода государства к социально-экономическому развитию восточных регионов в целом и Забайкальского края в том числе», что «в Забайкальском крае политика содействия соотечественникам осуществляется по двум направлениям» т.д., что «органы власти Забайкальского края проделали значительную работу по формированию нормативной базы для реализации Государственной программы переселения соотечественников, проживающих за рубежом», но «не в полной мере осуществляют информационную и аналитическую работу, позволяющую выявить причины, по которым соотечественники переселяются в Забайкалье и, главное, выявить сложности механизма адаптации и причины, по которым они уезжают из Забайкалья» т.д. Автор указал на то, что «второе направление развито в меньшей степени, чем переселенческая политика» и перечислил «положительные моменты» реализации государственной программы.
Автор резюмировал, что «государство, разрабатывая федеральные или утверждая региональные программы по содействию зарубежным соотечественникам, не может в полной мере выполнить задачу адаптации и интеграции мигрантов в принимающем обществе предписав «сверху» необходимость реализации программ переселения» т.д., что «важным представляется активное привлечение гражданского общества к установлению связей с соотечественниками, проживающими за рубежом» т.д.
На взгляд рецензента, потенциальная цель исследования автором достигнута.
Публикация может вызвать интерес у аудитории журнала.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"