Статья 'Проблемы развития международного сотрудничества в борьбе с финансированием терроризма и роль целевой группы ООН по осуществлению контртеррористических мероприятий (ЦГОКМ)' - журнал 'Вопросы безопасности' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Вопросы безопасности
Правильная ссылка на статью:

Проблемы развития международного сотрудничества в борьбе с финансированием терроризма и роль целевой группы ООН по осуществлению контртеррористических мероприятий (ЦГОКМ)

Паненков Александр Александрович

старший советник юстиции в отставке, Почетный работник прокуратуры РФ

364000, Россия, Нижегородская область, пгт. Ждановский, ул. Жемчужная, 4 копус 2

Panenkov Aleksandr Aleksandrovich

Prosecutor's Office of the Chechen Republic, Deputy Director of the department of State and Departamental Statistics

364000, Russia, Nizhegorodskaya oblast', pgt. Zhdanovskii, ul. Zhemchuzhnaya, 4 kopus 2

sashapan-55@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2409-7543.2015.1.2549

Дата направления статьи в редакцию:

12-06-2015


Дата публикации:

15-06-2015


Аннотация: статья посвящена проблемам развития сотрудничества на международном уровне в борьбе с финансированием терроризма и роли целевой группы ООН по осуществлению контртеррористических мероприятий (ЦГОКМ) в этом. Определены направления международного сотрудничества. Указаны наиболее проблемные вопросы перекрытия каналов финансирования терроризма. Подчеркиваются выводы Рабочей Группы ЦГОКМ о том, что террористическая деятельность не нуждается в дезорганизации, а в уничтожении, ликвидации, что правоохранительные органы и спецслужбы должны разрабатывать нормативные акты для финансовых организаций об операциях, связанных с финансированием терроризма. При выполнении исследования и изложении материала были применены следующие методологические подходы: общенаучный (системный, материалистический) и методы научного познания (анализа, синтеза, системного сравнения). Основными выводы данного исследования заключаются в предложении ряда мер по финансовому мониторингу и мерам пресечения незаконных финансовых операций, направленных на финансирование терроризма. Определены не только новые методы сбора информации, но и предложены наиболее радикальные и действенные меры борьбы с экстремистским организациями.


Ключевые слова:

Юриспруденция, источники финансирования, борьба с финансированием, целевая группа ООН, терроризм, подозрительные операции, отмывание денег, латентность, каналы финансирования, незаконный оборот

Abstract: The article is devoted to the problems of development of international cooperation in struggle against terrorism financing and the role of The Counter-Terrorism Implementation Task Force (CTITF). The author defines the vectors of international cooperation; points out the problem issues of blocking the channels of terrorism financing. The author emphasizes the conclusions of the CTITF that terrorist activity should not be disorganized, but destroyed, eliminated, and that law enforcement authorities and services should develop normative acts for financial organizations about operations involved in terrorism financing. The author uses the following methodological approaches: general scientific (the systems and materialist approaches) and the methods of scientific cognition (analysis, synthesis, system comparison). The author offers a range of measures for financial monitoring and preventing measures against financial operations aimed at terrorism financing. The author not only defines new methods of data collection, but also offers the most radical and effective measures of combating extremist organizations. 


Keywords:

channels of financing, latency, money laundering, suspicious operations, terrorism, the UN task force, struggle against financing, sources of financing, jurisprudence, illegal circulation

Международное сотрудничество является необходимым условием обеспечения эффективности противодействия терроризму и осуществляется на основе и при строгом соблюдении принципов и норм международного права, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации.123

Российская Федерация ведет работу, направленную на подтверждение координирующей роли Организации Объединенных Наций в деле международного сотрудничества в области противодействия терроризму, неукоснительное выполнение резолюций Совета Безопасности ООН и положений универсальных конвенций в этой области, на эффективную реализацию принятой Генеральной Ассамблеей ООН в сентябре 2006 года Глобальной контртеррористической стратегии.

В соответствии с Концепцией противодействия терроризму основные усилия Российской Федерации в рамках международного антитеррористического сотрудничества должны быть сосредоточены на следующих направлениях: а) выявление и устранение пробелов в международном праве в части, касающейся регламентации сотрудничества государств в области борьбы с терроризмом; б) продвижение российских международных инициатив в области противодействия терроризму, включая Глобальную инициативу по борьбе с актами ядерного терроризма и Стратегию партнерства государств и бизнеса в противодействии терроризму; в) обеспечение эффективной работы механизмов как многостороннего (в формате Содружества Независимых Государств, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и других международных организаций), так и двустороннего взаимодействия с партнерами по антитеррористической коалиции; г) осуществление практических мероприятий по перекрытию каналов финансирования террористических организаций, пресечение незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, недопущение передвижения субъектов террористической деятельности через государственные границы, противодействие распространению террористической пропаганды и идеологии, оказание содействия жертвам терроризма. В целях проведения единой внешнеполитической линии Российской Федерации в области международного антитеррористического сотрудничества Министерство иностранных дел Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в данной области. Национальный антитеррористический комитет (НАК) обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области противодействия терроризму на территории Российской Федерации, в том числе при реализации решений, принятых в рамках международного антитеррористического сотрудничества[1].

В борьбе с финансированием терроризма важно международное сотрудничество и учет рекомендаций доклада целевой группы по осуществлению контртеррористических мероприятий (ЦГОКМ) по борьбе с финансированием терроризма[2]. Следует отметить, что в документах ООН говорится именно о борьбе (а не противодействии) с терроризмом и финансированием терроризма.

Сотрудничество на международном уровне оказывается наиболее эффективным в тех случаях, когда все соответствующие учреждения действуют на основании единого понимания финансирования терроризма, единой программы действий и при максимально широком обмене информацией. Реальную эффективность усилий по борьбе с финансированием терроризма на местном и глобальном уровнях можно обеспечить в условиях эффективно функционирующих и свободных от коррупции экономических систем, располагающих необходимыми правовыми, регламентарными и институциональными инструментами борьбы с отмыванием денег (БОД). Этому также способствует укрепление институционального потенциала в области правоприменительной практики, сбора и анализа, получаемых в реальном времени оперативных данных и документальных доказательств, как в рамках национальных границ, так и за их пределами, а также обмена такими данными.

ЦГОКМ обоснованно делает вывод о том, что эффективное функционирование нормативно-правовой системы определяется наличием должным образом подготовленных специалистов в области финансовой разведки. К их числу относятся сотрудники подразделений, занимающихся финансовой разведкой (Росфинмониторинг - в России)[3], следователи по уголовным делам, прокуроры, судьи, представители регламентирующих органов и таможенных служб, а также сотрудники финансовых организаций.

Трудности связаны с необходимостью решения проблем налаживания и развития сотрудничества между различными сторонами, представляющими государственный и частный сектора. Многие страны столкнулись с трудностями при внедрении правовых, административных и институциональных систем по целому ряду причин, включая существующие правовые традиции и ограниченные ресурсы.

Рабочая группа ЦГОКМ сделала вывод о том, что, используя фальшивые документы, удостоверяющие личность, отдельные лица могут обойти предупредительные меры в области борьбы с финансированием терроризма (БФТ), принимаемые финансовыми организациями и другими учреждениями, обязанными предоставлять соответствующую информацию. В ряде государств принимаются законы, направленные на борьбу с мошенническим использованием удостоверяющих личность документов. В УК Российской Федерации предусмотрена ответственность за мошенничество и подделку документов.

ЦГОКМ отметила необходимость разработки показателей, характеризующих финансирование терроризма.

Финансовые организации, как правило, выполняют действующие в рамках БОД/БФТ требования в отношении выявления подозрительных операций и уведомления о них. Проведение анализа типологий и тенденций позволяет им и другим учреждениям, обязанным предоставлять соответствующую информацию, использовать эффективные методы выявления случаев отмывания денег. Однако было проведено мало скрупулезных исследований частоты и значимости применения ряда конкретных форм финансирования терроризма. Помимо прямых нарушений установленных в перечне санкций видов запрещенной деятельности, существует мало признаков, по которым учреждения, докладывающие о подозрительных операциях, могут распознать, что тот или иной вид подозрительной деятельности непосредственно связан с финансированием терроризма.

Рабочая группа рекомендует и считает, что финансовым организациям следует продолжать выявлять подозрительные операции и предоставлять соответствующую информацию о них, а компетентным органам необходимо взять на себя ответственность за анализ таких операций и определение того, связаны ли они с финансированием терроризма.

Это очень сложная проблема, так как в РФ мало возбуждается и расследуется уголовных дел, связанных с финансированием терроризма. Поэтому очень сложно наработать и проанализировать следственно-судебную практику. Это связано с высокой степенью конспирации финансирования терроризма, организованным характером этой преступной деятельности, недостатками в деятельности субъектов ОРД. Во всем мире, и в России, в частности, велик уровень латентности финансирования терроризма, предусмотренный ст.205-1 УК РФ. По нашему мнению, уровень латентности финансирования терроризма, сопоставим или превышает уровень латентности взяточничества. Обе стороны финансирования терроризма: направляющий и получающий денежные средства, также как во взяточничестве, заинтересованы в максимальном сокрытии своих преступных действий, в случае финансирования терроризма - особенно, ввиду высокой степени общественной опасности преступлений террористического характера. Террористическая деятельность активно проявляется из федеральных округов в ЮФО, из республик - в Чеченской Республике. По данным профессора С.М. Иншакова коэффициент латентности в ЮФО составляет по ст. 290 (получение взятки)- 79,6%, ст. 291 (дача взятки)- 81,52%[4]. Академик В.Н. Кудрявцев относил к числу наиболее латентных преступлений взяточничество: около двух с лишним тысяч случаев незарегистрированных преступлений по сравнению с одним зарегистрированным[5]. В то же время удельный вес зарегистрированных преступлений (взяточничества) в структуре преступности составлял в Чеченской Республике: в 2006 г. -0,287%, 2007 г.-0,333%, 2008 г.-0,044%, РФ: 0,286 %, 0,324%, 0,3897 соответственно, ЮФО: 0,37%, 0,39%, 0,44 соответственно[6]. Если исходить из позиции В.Н.Кудрявцева, то реальное количество взяток в Чечне не менее 4000 (2008 г.-2 взятки зарегистрировано)[7]. В 2009 г. в Чеченской Республике было зарегистрировано 4 преступления по ст.291 УК РФ дача взятки. Таким образом, если исходить из позиции академика В.Н.Кудрявцева, то возможное количество фактических преступлений по ст.205-1 УК РФ, связанных с финансированием терроризма в Чеченской Республике в 2009 г. составил не менее 8 000 преступлений. Если мы будем анализировать оперативную информацию субъектов ОРД, из которой усматривается, что за свою и своих родственников безопасность должностные лица, руководители учреждений и предприятий, детских садов и школ[8], добровольно или вынужденно (вымогательство) передавали определенные денежные суммы участникам организованных преступных формирований, учитывать иные источники (незаконный оборот углеводородов, оружия, наркотиков, похищение людей, бандитизм) и каналы финансирования (внешние и внутренние), то указанное количество-8000 преступлений, не будет выглядеть чрезмерно завышенной.

По данным ГИАЦ МВД РФ в 2009 г. увеличилось количество зарегистрированных преступлений по ст.205-1 УК РФ (содействие террористической деятельности)-15 на 50%, причем все они были совершены в ЮФО (рост 150%): Чеченская Республика-11 (83,3%), Республика Адыгея-2 (-), в Республике Дагестан (-) и Краснодарском крае (-) -по 1. Из 15 зарегистрированных преступлений по ст.205-1 УК РФ, предварительно расследованных-10 (рост 25%), направлены в суд-5 (-16,7%), впервые приостановлено -6 уголовных дел. По 10 предварительно расследованным преступлениям по ст.205-1 УК РФ выявлено 9 лиц (рост на 800%). В 2009 г. было предварительно расследовано 13 (-55,2%) преступлений, связанных с террористической деятельностью, из которых 8 (d-61,5%) -расследованы сотрудниками ОВД. Из указанных 13 преступлений, 5 (-16,7%) предварительно расследованных преступлений, были связаны с финансированием террористического акта либо террористической организации, 2 (d-40%)[9] из 5 расследованных преступлений проведены сотрудниками ОВД.

Правоохранительной системой России, а тем более судебной, не наработана соответствующая практика. Борьба с финансированием терроризма в настоящее время в Российской Федерации больше лежит в сфере оперативно-розыскной, разведывательной и контрразведывательной деятельности. Все три перечисленных сферы деятельности регулируются соответствующими Федеральными законами.

Как правило, сотрудники правоохранительных органов и спецслужб России в ходе проведения оперативно-боевых мероприятий и боестолкновений получают документы в виде «черновых записей» лиц, через которых проходило финансирование терроризма в том или ином регионе Северного Кавказа. Указанные лица, как правило, наемники и эмиссары международных террористических организаций, живыми не сдаются, оказывая ожесточенное вооруженное сопротивление. Так, 2 февраля 2010 г. в Ботлихском районе Республики Дагестан был ликвидирован араб, гражданин Египта Мохмад Мохамад Шабаан, который появился на Северном Кавказе 20 лет назад, еще в 1992 г. имел кличку Сейф Ислам, прибыл в Чеченскую Республику вместе с Хаттабом, создав террористическую ячейку «Аль-Каида». М. Шабаан был близок Д.Дудаеву, активно участвовал в первой чеченской компании. После подписания Хасавьюртовского соглашения он возглавил грозненский филиал благотворительного фонда «Беневоленс Фаундайшн интернешнл». Параллельно на деньги исламских экстремистов открыл центр подготовки террористов «Кавказ», где отвечал за обучение минно-взрывному делу. Во время второй чеченской компании М. Шабаан был советником по вопросам религии при Масхадове, потом начальником генштаба при Д. Умарове. В октябре 2009 г. Шабаан был направлен в Республику Дагестан, где отвечал за организацию терактов, восстановление каналов поставки оружия и взрывчатки от грузинских спецслужб. Он же стал главным вдохновителем теракта 6 января 2010, когда смертник подорвал автомобиль со взрывчаткой на посту ДПС[10].

Как правило, финансирование терроризма в России производилось, минуя официальные финансовые каналы перевода денег (например, путем «хавалы»), через связников, курьеров, в роли которых в Северо-Кавказском регионе выступали родственники (лица мужского и женского пола) руководителей организованных преступных формирований, наемники и эмиссары международных террористический организаций[11].

Важен вывод Рабочей Группы ЦГОКМ о том, что террористическая деятельность не нуждается в дезорганизации, так как представляет повышенную общественную опасность, а в уничтожении, ликвидации.

Многие считают, что использование нетрадиционных методов перевода денежных средств («хавала», «почтальонами», курьерами) сопряжено с повышенным риском в связи с неурегулированностью, в той или иной степени, таких операций. Тем не менее, непонятно, являются ли неформальные системы перевода ценностей более уязвимыми с точки зрения их преступного использования по сравнению с официальными системами. Новые технологии и другие альтернативные системы заставляют страны пересматривать свои нормативно-правовые системы. Рабочая группа выявляет конкретные проблемы, возникающие в связи с использованием различных систем перевода ценностей, и разрабатывает методы их решения.

Рабочая группа ЦГКОМ рекомендует государствам и соответствующим международным организациям активизировать усилия, направленные на проведение тщательного количественного и качественного анализа в целях выявления типологий и тенденций.Также необходимо разработать показатели (виды операций, финансовых инструментов и т. д.), позволяющие установить связь между подозрительными операциями и финансированием терроризма. Такие показатели должны максимально отличаться от показателей, используемых в отношении отмывания денег. Это поможет компетентным органам разработать соответствующие инструкции для финансовых организаций по предоставлению информации об операциях, связанных с финансированием терроризма.

Таким образом, ЦГОКМ пришла к выводу о том, что правоохранительные органы и спецслужбы должны разрабатывать нормативные акты для финансовых организаций об операциях, связанных с финансированием терроризма.

Для реализации данной рекомендации, для составления таких инструкций (совместный приказ, распоряжение) в России необходимо обобщение практики расследования конкретных уголовных дел, связанных с финансированием терроризма через официальные финансовые каналы перевода денег, проследить все звенья преступной цепи финансирования, выявить слабые, наиболее уязвимые звенья. В целях реализации рекомендаций ЦГОКМ, представляется целесообразным создание рабочей группы из специалистов в области кредитно-финансовой деятельности, банковского дела, следователей различных правоохранительных органов, работников прокуратуры, спецслужб РФ, провести анализ сложившейся следственно-судебной практики, имеющихся наработок в тактике и методике проведения расследования и осуществления прокурорского надзора, методике выявления «слабых мест» финансово-кредитной системы РФ и выработать алгоритм определения операций, наиболее вероятно связанных с финансированием терроризма.

Московский городской суд 02.04.2008 г. признал гражданина РФ Амина Альдагира виновным в финансировании незаконного вооруженного формирования и приговорил его к четырем годам колонии общего режима. Уголовное дело в отношении Альдагира было возбуждено по части 1 статьи 205-1 УК РФ (содействие террористической деятельности). Расследование по делу проводило Следственное управление ФСБ РФ. В ходе следствия было установлено, что Альдагир финансировал структурное подразделение террористической организации "Высший военный Маджлисуль Шура объединенных сил моджахедов Кавказа", созданное боевиком Мусаевым для совершения терактов на территории Чечни. В феврале 2007 года в ходе спецоперации федеральных сил Мусаев был уничтожен. Уголовное дело по финансированию терроризма в 2008 г. имело гриф «секретно». Практика свидетельствует о том, что финансирование терроризма не обязательно должно быть из Южного ФО или Северо-Кавказского ФО. 3 февраля 2010 г. в Новосибирске на совещании межрегионального управления Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу. В регионе были выявлены лица, оказывающие финансовую помощь бандформированиям. В настоящее время проводится расследование по одному из таких фактов[12].

В докладе ЦГОКМ указаны способы перевода ценностей. Террористы и террористические группировки прибегают к многочисленным методам для перевода денежных средств по всему миру. Они могут использовать официальные финансовые системы и нерегулируемые каналы или просто перевозить через границы наличные денежные средства. Поступает все больше данных о том, что террористические группировки используют уязвимые места системы международной торговли для перемещения ценностей в незаконных целях. Перемещение ценностей имеет принципиальное значение для достижения террористами их целей вне зависимости от того, осуществляется ли такое перемещение в форме внешних потоков финансовых ресурсов от частных доноров, направляемых террористическим сетям или в виде перевода средств, перемещаемых в рамках одной и той же организации. Это также дает властям возможность для выявления террористической деятельности, ее дезорганизации и прекращения дальнейшего финансирования терроризма.

1.Факторы уязвимости системы телеграфных денежных переводов

Существующие стандарты и практика в отношении сбора информации об отправителе телеграфного денежного перевода (информация об отправителе) оставляют определенные лазейки: не все банки соблюдают единые требования в том, что касается предоставления этой информации. Система международных банковских переводов охватывает тысячи организаций, действующих в сотнях стран, что определяет невозможность заключения между ними двусторонних соглашений и бесперспективность попыток обеспечить на межбанковском уровне соблюдение иностранными партнерами нормативов при осуществлении платежных операций. Позволяет им и другим учреждениям, обязанным предоставлять соответствующую информацию, использовать эффективные методы выявления случаев отмывания денег. Однако было проведено мало скрупулезных исследований частоты и значимости применения ряда конкретных форм финансирования терроризма. Помимо прямых нарушений установленных в перечне санкций видов запрещенной деятельности, существует мало признаков, по которым учреждения, докладывающие о подозрительных операциях, могут распознать, что тот или иной вид подозрительной деятельности непосредственно связан с финансированием терроризма. В связи с изложенным рабочая группа рекомендовала Базельскому комитету банковского надзора (Банк международных расчетов) необходимо продолжить работу по поиску путей ликвидации таких лазеек. Работа в этом направлении, по нашему мнению, мало перспективна и вряд ли может быть результативной в принципе. Например, если в ходе расследования конкретного уголовного дела, или по делам оперативного учета, имеются конкретные данные о телеграфном денежном переводе средств от конкретного лица или организации конкретному лицу для финансирования террористической деятельности, то по документам это можно отследить, процессуально закрепить. Но это доказательство будет в ряду других собранных доказательств таким же равноценным, как и другие, оцениваться по внутреннему убеждению, и может быть, легко опровергнуто обвиняемым, подсудимым, который изменит свои показания, сославшись на применение физического или психического насилия со стороны оперативных работников в период следствия. Без оперативной информации из всей массы телеграфных денежных переводов выделить те, которые предназначены для финансирования терроризма, практически не возможно.

2. Перевозчики наличности.

Трансграничное перемещение денег в законных и незаконных целях часто осуществляется физическими лицами с использованием транспортных средств. Для уменьшения рисков, связанных с физическим перемещением денежных средств, необходимо принять соответствующие меры на государственных границах. Органы пограничного контроля не всегда обладают необходимыми инструментами или полномочиями, а также требуемым уровнем профессиональной подготовки кадров, чтобы эффективно выявлять или пресекать физическое перемещение наличности через национальные границы в целях финансирования терроризма.

Данная рекомендация рабочей группы, безусловно, является актуальной. Необходимо наращивать потенциал органов пограничного контроля в области принятия мер по борьбе с финансированием терроризма. Не вызывает сомнений и рекомендация о необходимости добиваться активизации сотрудничества между таможенными органами и пограничной службой в целях оптимизации (эффективного) использования собираемой на границе оперативной информации, что, безусловно, является очень важным моментом. Повышение информированности пограничной службы увеличит эффективность аналитической работы и результативность правоприменительной практики.

3. Альтернативные системы денежных переводов

В широком смысле альтернативные системы денежных переводов (АСДП) могут быть определены как «любые системы, используемые для перевода денежных средств из одного места в другое и, как правило, действующие вне банковских каналов». Это определение охватывает большое число каналов, от крупных и полностью регламентированных многонациональных компаний до действующих инкогнито мелких тайных контор по переводу ценностей. Внимание все больше привлекают АСДП второго типа, действующие в соответствии с определением, предложенным ФАТФ в ее докладе о типологиях ОД/ФТ 2005 года, неофициально и зачастую бесконтрольно. В этом случае операторы формируют параллельную подпольную финансовую систему, ориентированную на осуществление оперативного и эффективного перемещения ценностей в рамках отдельных стран или между ними. Эта система зачастую функционирует без ведома регламентирующих и правоприменительных органов и, как правило, документы о сделках не являются общедоступными. Кроме того, эти услуги дешевы, что обуславливает их важность для бедных и сельских общин во всех регионах мира.

Рабочая группа делает вывод о том, что запрещение АСДП может привести к тому, что операторы уйдут в еще более глубокое подполье, что еще больше затруднит их обнаружение и мониторинг их работы. Рабочая группа считает, что эффективная регистрация является, в целом, более предпочтительным методом, чем запрет. Тем не менее, переход к использованию международных стандартов в области лицензирования или регистрации операторов АСДП вызывает во многих государствах серьезные трудности. Рекомендация рабочей группы заключается в следующем:необходимо осуществлять переход к режиму регистрации с учетом местных условий. Международным финансовым учреждениям, региональным организациям и государствам необходимо разработать передовые методы регистрации, учитывая накопленный в различных регионах мира практический опыт, связанный с использованием различных стимулов, в целях охвата системой лицензирования максимального числа участников. Финансовым организациям и другим учреждениям, предоставляющим соответствующую информацию, необходимо (продолжать) сообщать властям обо всех операциях, подозрительных с точки зрения их связи с АСДП, действующих вне официальной финансовой системы, а правительствам необходимо обеспечить создание систем надлежащего контроля. Несмотря на то, что системы лицензирования и регистрации уже действуют в ряде государств, методология оценки их эффективности отсутствует. Для оказания государствам помощи в регистрации или лицензировании АСДП и переводе их, таким образом, в рамки действия режима БФТ соответствующим международным организациям, действуя на основании своих мандатов, необходимо разработать методологию оценки эффективности инструментов БФТ и определить практику, которая может считаться передовой.

Технологические инновации позволяют осуществлять операции через новые каналы и структуры. Среди них наиболее распространенными являются мобильные телефоны, интернет и кредитные карточки. Поскольку эти инструменты стали использоваться для осуществления платежей относительно недавно, правительствам предстоит урегулировать или полностью пересмотреть целый ряд вопросов. Это означает, что осуществляемые с использованием этих каналов финансовые операции могут оказаться вне действия регламентарной системы БОД/БФТ, то есть в «серой зоне», находящейся между рассмотренными выше АСДП и системой официальных финансовых услуг.

Следующая рекомендация рабочей группы о концентрации всей информации о переводе ценностей в одном органе, также не вызывает возражений.Регулирование систем перевода ценностей должно осуществляться в каждой стране под общим контролем одного контролирующего органа. В случае необходимости участия нескольких органов, действующие нормативно-правовые акты должны предусматривать их распространение на всех операторов, а также содержать разъяснения в отношении того, какой орган регулирует деятельность каждого из них.

Ряд новых технологий, например, использование цифровых валют, позволяет создать платежные системы, не привязанные к отдельной стране, а охватывающие многие страны через Интернет. Действие таких систем порождает юрисдикционные проблемы для регламентирующих и правоохранительных органов. Необходимо рассмотреть вопрос о разработке критериев для определения ответственности за надзор в рамках таких систем, с тем чтобы обеспечить надлежащий контроль за их работой и учет осуществляемых в их рамках трансграничных операций по переводу ценностей.

В России создана правовая основа борьбы с финансированием терроризма, принят Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"[13].

В 2009 году проводилось совершенствование нормативно-правовой базы противодействия финансированию терроризма в России. Статья 5 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» была дополнена абзацем об отнесении к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом потребительских кредитных кооперативов[14].

Важно международное сотрудничество государств в борьбе с финансированием терроризма. Федеральный закон "О ратификации Договора государств - участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма", который был принят Государственной Думой 18 декабря 2009 года и одобрен Советом Федерации 25 декабря 2009 года. Федеральным законом предусматривается ратификация Договора государств - участников СНГ о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма, подписанного в Душанбе 5 октября 2007 года. Договором предусмотрены нормы, обязывающие Стороны принять нормативные правовые акты, обеспечивающие взаимодействие их компетентных органов в предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений, связанных с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма[15].

В п.1 подпункта е) главы 1 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной 5 октября 2009 г., к основным тенденциям современного терроризма относится повышение уровня финансирования террористической деятельности и материально-технической оснащенности террористических организаций, а согласно п.4- к основным внешними факторам, способствующим возникновению и распространению терроризма в Российской Федерации, является финансовая поддержка террористических и экстремистских организаций, действующих на территории Российской Федерации, со стороны международных террористических и экстремистских организаций.

Работа по совершенствованию нормативно-правовой базы противодействия финансированию терроризма в России должна продолжаться с учетом выводов и рекомендации рабочей группы ЦГКОМ.

Библиография:

1.Концепция противодействия терроризму. Раздел IV. Международное сотрудничество в области противодействия терроризму.

2.Доклад рабочей группы целевой группы по осуществлению контртеррористических мероприятий (ЦГОКМ). Борьба с финансированием терроризма. ООН. Октябрь 2009 г.

3.Росфинмониторинг провел за год более 15 тыс. финансовых расследований. 03.12.2010. Электронный ресурс: http://ifx.ru/default.asp.13.02.2010. 12.41.

4.См.: Латентная преступность в Российской Федерации: 2001-2006. Под редакцией С.М. Иншакова. М. 2007.

5.Кудрявцев В.Н.. Лекции по криминологии. М. Юристъ. 2005.С.51.

6.Игорев А. ФСБ уничтожила основателя «Аль-Каиды» на Кавказе. Комсомольская правда. 4.02.2010.С.9.

7.Чисто деньгами. В финразведке наиболее криминогенной считают систему электронных платежей. Решетникова Н."Российская газета" - Федеральный выпуск №5101 (22) от 4 февраля 2010 г. Электронный ресурс: http://www.rg.ru/.13.02.2010.

8.Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 30.10.2002 N 131-ФЗ, от 28.07.2004 N 88-ФЗ, от 16.11.2005 N 145-ФЗ, от 27.07.2006 N 147-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-ФЗ, от 12.04.2007 N 51-ФЗ, от 19.07.2007 N 197-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 28.11.2007 N 275-ФЗ, от 03.06.2009 N 121-ФЗ, от 17.07.2009 N 163-ФЗ).

[1] См.: Концепция противодействия терроризму. Раздел IV. Международное сотрудничество в области противодействия терроризму.

[2] См.: Доклад рабочей группы целевой группы по осуществлению контртеррористических мероприятий (ЦГОКМ). Борьба с финансированием терроризма. ООН. Октябрь 2009 г. Электронный ресурс:http://www.un.org/russian/terrorism/tackling_the_financing_of_terrorism.pdf. Целевая группа Организации Объединенных Наций по осуществлению контртеррористических мероприятий (ЦГОКМ) была создана Генеральным секретарем в 2005 году для обеспечения общей согласованности и последовательности усилий системы Организации Объединенных Наций в борьбе с терроризмом. ЦГОКМ возглавляет старшее должностное лицо ООН, назначенное Генеральным секретарем, и в ее состав входят 25 подразделений системы Организации Объединенных Наций и Интерпол.

[3] См.: Росфинмониторинг провел за год более 15 тыс. финансовых расследований. 03.12.2010. Электронный ресурс: http://ifx.ru/default.asp.13.02.2010. 12.41.

[4] См.: Латентная преступность в Российской Федерации: 2001-2006. Под редакцией С.М. Иншакова. М. 2007.

[5] См.: В.Н. Кудрявцев. Лекции по криминологии. М. Юристъ. 2005.С.51.

[6] См.: В 2008 г. удельный вес в структуре преступности взяточничества в Дагестане-0,490, Ингушетии-0,132.

[7]См.: Преступность и правонарушения (2004-2008). Статистический сборник. М.2009. С.119.

[8] Информация ОРБ-2 СКОУ.

[9] D- удельный вес.

[10] См.: Игорев А. ФСБ уничтожила основателя «Аль-Каиды» на Кавказе. Комсомольская правда. 4.02.2010.С.9.

[11] См.: Интервью Крымшамхалова Ю. И.: «…В 2000 году мы шли через Ингушетию в Грузию. В Панкийсском ущелье были представители грузинских спецслужб…Финансирование шло через арабов, иностранцев…Я знаю о том, что финансирование шло и от … чеченцев в Москве…». Архив автора.

[12] См.: Чисто деньгами. В финразведке наиболее криминогенной считают систему электронных платежей. Решетникова Н."Российская газета" - Федеральный выпуск №5101 (22) от 4 февраля 2010 г. Электронный ресурс: http://www.rg.ru/.13.02.2010. 13.06. Росфинмониторинг выявил в Сибири канал финансирования терроризма - глава ведомства. Новосибирск. 3 февраля. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Сотрудники Росфинмониторинга вместе с коллегами из правоохранительных органов выявили в 2009 году факты финансирования террористической деятельности, в том числе на территории Сибири.

[13] См.: Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 30.10.2002 N 131-ФЗ, от 28.07.2004 N 88-ФЗ, от 16.11.2005 N 145-ФЗ, от 27.07.2006 N 147-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-ФЗ, от 12.04.2007 N 51-ФЗ, от 19.07.2007 N 197-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 28.11.2007 N 275-ФЗ, от 03.06.2009 N 121-ФЗ, от 17.07.2009 N 163-ФЗ).

[14] См.: Статья 5. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 30.10.2002 N 131-ФЗ, от 28.07.2004 N 88-ФЗ, от 16.11.2005 N 145-ФЗ, от 27.07.2006 N 147-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-ФЗ, от 12.04.2007 N 51-ФЗ, от 19.07.2007 N 197-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 28.11.2007 N 275-ФЗ, от 03.06.2009 N 121-ФЗ, от 17.07.2009 N 163-ФЗ).

[15]См.: Электронный ресурс: http://www.fcinfo.ru/. 04.01.2010. 2049.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.