Статья 'Правовая охрана банковской деятельности: новое в законодательстве' - журнал 'Вопросы безопасности' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Вопросы безопасности
Правильная ссылка на статью:

Правовая охрана банковской деятельности: новое в законодательстве

Акопджанова Марианна Олеговна

кандидат юридических наук

юрист

353320, Россия, Краснодарский Край край, г. Абинск, ул. Коммунаров, 10

Akopdzhanova Marianna

PhD in Law

lawyer

353320, Russia, Krasnodarskii Krai krai, g. Abinsk, ul. Kommunarov, 10

marian_15@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2306-0417.2014.4.13374

Дата направления статьи в редакцию:

22-10-2014


Дата публикации:

05-11-2014


Аннотация: Статья посвящена вопросам исследования действующей редакции законодательной регламентации правовой охраны банковской деятельности с учётом внесённых в законодательство изменений, вступивших в законную силу. В рамках статьи подробно рассмотрены функции кредитных организаций в части осуществления банковских операций, перечислены ограничения и запреты при осуществлении торговой деятельности, исключения из общего правила, а также приведены меры ответственности за нарушение соответствующих запретов. В статье подробно рассматриваются особенности административной и уголовной ответственности должностных лиц кредитных организаций, допустивших нарушение банковского законодательства. Методологической основой исследования явилась совокупность общенаучных и специальных методов постижения объективной социально-правовой действительности в исследуемой области: методы анализа, синтеза, систематизации и обобщения, а также формально-логический метод. В статье исследуются и анализируются важнейшие аспекты применения диспозиций норм закона об ответственности в банковской сфере. В процессе исследования был приведен перечень нарушений банковской дисциплины, влекущих наступление уголовной или административной ответственности. Выводы статьи могут быть полезны правоприменительным органам при расследовании дел соответствующей категории, судьям, студентам, аспирантам, а также всем интересующимся вопросами юриспруденции.


Ключевые слова: правовая охрана, законодательство, банковская деятельность, Центральный банк, кредитные организации, нарушения, должностные лица, административная ответственность, уголовная ответственность, меры воздействия

Abstract: This article is devoted to the research into the currently effective version of the legislative regulation of the legal protection provided for banking operations taking into consideration the amendments made to laws and regulations which have come into force. In this article, the author considers in detail the functions of lending institutions a relates to performing banking operations, lists the limitations and restrictions effective when carrying out trading operations, exemptions from the general rule, the author also describes the penalties imposed for the violation of the above prohibitions. The article describes in detail the specific features of the administrative and criminal responsibility of the officers working in such lending institutions and committing violations of the banking law. Methodologically, the article is based on the combination of the general scientific and special methods of research of the objective social and legal reality in the area being studied: the methods of analysis, synthesis, systematization and generalization, as well as the formal logic method. The article examines and analyses the most important aspects of using the dispositions of the legal rules on responsibility in banking. During this research, the author provided the lit of violations of banking discipline resulting in criminal or administrative responsibility. The conclusion made in this article may be useful for the law enforcement agencies when investigating cases of the relevant category, judges, undergraduate and graduate students, and all those interested in jurisprudence.



Keywords:

legal protection, law, banking operations, Central Bank, lending institutions, violations, officers, administrative responsibility, criminal responsibility, enforcement actions

Федеральным законом от 4 октября 2014 года "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"" были введены новеллы в систему правового регулирования банковской деятельности.

В соответствии со ст. 5 "Банковские операции и другие сделки кредитной организации" Федерального закона от 2 декабря 1990 года № 395-1 "О банках и банковской деятельности" к банковским операциям относятся: привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определённый срок); размещение указанных привлечённых средств от своего имени и за свой счёт; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; инкассация денежных средств, векселей, платёжных и расчётных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; выдача банковских гарантий; осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов).

Открытие кредитными организациями банковских счетов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, осуществляется на основании свидетельств о государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, свидетельств о государственной регистрации юридических лиц, а также свидетельств о постановке на учёт в налоговом органе.

Кредитная организация помимо перечисленных выше банковских операций вправе осуществлять следующие сделки:

1) выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

4) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

6) лизинговые операции;

7) оказание консультационных и информационных услуг.

Кредитная организация вправе осуществлять и иные сделки с соответствии с законодательством Российской Федерации.

Все банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России - и в иностранной валюте. Правила осуществления банковских операций, в том числе правила их материально-технического обеспечения, устанавливаются Банком России в соответствии с федеральными законами.

Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Указанные ограничения не распространяются на заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами и предусматривающих либо обязанность одной стороны передать другой стороне товар, либо обязанность одной стороны на условиях, определённых при заключении договора, в случае предъявления требования другой стороной купить или продать товар, если обязательство по поставке будет прекращено без исполнения в натуре, а также на заключение договоров в целях выполнения функций центрального контрагента в соответствии с Федеральным законом "О клиринге и клиринговой деятельности".

Нововведения, вступившие в силу в 17 октября 2014 года, ввели ряд новых исключений из общего вышеприведённого правила о запрете на осуществление кредитными организациями торговой деятельности.

В частности, начиная с 17 октября 2014 года, кредитным организациям будет разрешено реализовывать:

а) имущество, приобретённое для обеспечения деятельности данной кредитной организации;

б) заложенное имущество, которое реализуется в связи с неисполнением обеспеченного залогом обязательства;

в) имущество, полученное кредитной организацией по договору в качестве отступного.

Переводы денежных средств без открытия банковских счетов, за исключением переводов электронных денежных средств, осуществляются по поручению физических лиц.

За нарушение кредитной организацией нормы о запрете на осуществление торговой деятельности, не предусмотренной законом, данная кредитная организация будет подвергнута штрафу от 40 тысяч рублей до 50 тысяч рублей (ч. 1 ст. 15.26 КоАП РФ). Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ (в ред. от 21 июля 2014 года) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, непроведения обязательного аудита, нераскрытия информации о своей деятельности и аудиторского заключения по ней Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций, в том числе с головной кредитной организацией банковской группы, головной организацией банковского холдинга, участниками банковской группы, участниками банковского холдинга, со связанным с ней лицом (связанными с ней лицами), на срок до шести месяцев.

В случае неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам её кредиторов (вкладчиков) Банк России вправе:

1) взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1 процента размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента минимального размера уставного капитала;

2) потребовать от кредитной организации: осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры её активов; замены её должностных лиц либо ограничения размера компенсационных и стимулирующих выплат указанным лицам на срок до трёх лет; осуществления реорганизации кредитной организации;

3) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданных ей лицензией на осуществление банковских операций, в том числе с головной кредитной организацией банковской группы, головной кредитной организацией банковского холдинга, участниками банковской группы, участниками банковского холдинга, со связанным с ней лицом (связанными с ней лицами), на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов - на срок до одного года;

4) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев. Порядок назначения и деятельности временной администрации устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России;

5) ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;

6) предложить учредителям (участникам) кредитной организации, которые самостоятельно или в силу существующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов, в том числе путем ограничения распределения прибыли кредитной организации в части выплат, влекущих уменьшение собственных средств (капитала) кредитной организации[3];

7) ввести ограничение на величину процентной ставки, которую кредитная организация определяет в договорах банковского вклада, заключаемых (пролонгируемых) в период действия ограничения, в виде максимального значения процентной ставки, но не ниже двух третей ставки рефинансирования Банка России по банковским вкладам в рублях и не ниже ставки ЛИБОР по банковским вкладам в иностранной валюте на дату введения ограничения на срок до одного года. В целях настоящего положения в расчет процентной ставки наряду с процентными включаются любые непроцентные платежи, которые кредитная организация выплачивает вкладчикам - физическим лицам, а также доходы в натуральной форме, которые кредитная организация передает вкладчикам - физическим лицам.

В случае, если головная кредитная организация банковской группы нарушает в связи с участием в банковской группе требования федеральных законов, в том числе не представляет информацию, представляет неполную или недостоверную информацию, не проводит обязательный аудит либо не раскрывает консолидированную отчетность и аудиторское заключение по ней, Банк России вправе применить к головной кредитной организации банковской группы меры, предусмотренные выше. При нарушении установленных Банком России в соответствии с законом обязательных нормативов для банковских групп Банк России также вправе применить к головной кредитной организации банковской группы указанные меры [1].

Если головная кредитная организация банковской группы не исполняет предписания Банка России об устранении нарушений, связанных с участием в банковской группе, либо если указанные нарушения создают угрозу законным интересам кредиторов (вкладчиков) данной кредитной организации, кредитных организаций - участников банковской группы, Банк России вправе:

1) взыскать с головной кредитной организации банковской группы штраф в размере до 1 процента размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента минимального размера уставного капитала;

2) ввести названный выше запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией.

Для исполнения требований Банка России о соблюдении обязательных нормативов банковской группы головная кредитная организация банковской группы самостоятельно принимает решения, связанные с деятельностью и активами банковской группы.

В случае, если акционер (участник) кредитной организации нарушил порядок раскрытия информации о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находится кредитная организация, в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», или не исполнил при возникновении оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации обязанностей, возложенных на него нормативными правовыми актами, либо совершил сделку с кредитной организацией, которая повлекла нарушение кредитной организацией обязательных нормативов, Банк России не позднее 30 календарных дней со дня обнаружения нарушения направляет такому акционеру (участнику) предписание об устранении нарушения или предписание об осуществлении мер, устраняющих нарушение кредитной организацией обязательных нормативов, связанное с совершением указанной сделки, если со дня нарушения прошло не более одного года. Копии указанных предписаний направляются кредитной организации.

Предписание Банка России об устранении нарушения и предписание об осуществлении мер подлежат исполнению акционером (участником) кредитной организации в срок не более 45 календарных дней со дня получения такого акта. В случае невыполнения акционером (участником) кредитной организации предписания Банка России об устранении нарушения или предписания об осуществлении мер право голоса акционера (участника) кредитной организации на общем собрании акционеров (участников) кредитной организации приостанавливается со дня, следующего за указанным сорокапятидневным сроком, до дня исполнения или отмены соответствующего предписания. Под приостановлением права голоса акционера (участника) кредитной организации на общем собрании акционеров (участников) кредитной организации понимается, что акции (доли) такого акционера (участника) кредитной организации голосующими не являются и не учитываются при определении кворума общего собрания акционеров (участников) кредитной организации.

Банк России вправе обжаловать в судебном порядке решения общего собрания акционеров (участников) кредитной организации и сделки, совершенные во исполнение указанных решений, в случае участия в голосовании акционера (участника) кредитной организации во время действия предписания, указанноговыше, если такое участие повлияло на решения, принятые общим собранием акционеров (участников) кредитной организации.

Предписание Банка России об устранении нарушения и предписание об осуществлении мер подлежат отмене Банком России в случае устранения акционером (участником) кредитной организации выявленного Банком России нарушения. Акт Банка России об отмене предписания Банка России об устранении нарушения, предписания об осуществлении мер направляется акционеру (участнику) кредитной организации и кредитной организации в установленном нормативным актом Банка России порядке.

Порядок применения предусмотренных настоящей статьей мер устанавливается нормативными актами Банка России.

Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций устанавливается нормативными актами Банка России.

К кредитной организации не могут быть применены Банком России указанные выше меры воздействия, если со дня совершения нарушения истекло пять лет. Данные меры также не могут применяться Банком России в связи с невыполнением кредитной организацией (ее филиалом) положений документов (актов) Банка России, не являющихся нормативными актами или предписаниями Банка России.

Банк России может обратиться в суд с иском о взыскании с кредитной организации штрафов или иных санкций, установленных федеральными законами, не позднее шести месяцев со дня составления акта об обнаружении нарушения.

Банк России осуществляет анализ деятельности кредитных организаций (банковских групп, банковских холдингов) в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам вкладчиков и кредиторов кредитных организаций, а также стабильности банковской системы Российской Федерации.

В случае возникновения таких ситуаций Банк России вправе принимать вышеперечисленные меры воздействия, а также по решению Совета директоров осуществлять мероприятия по финансовому оздоровлению кредитных организаций [2].

Для предотвращения указанных ситуаций Банк России ведет базу данных о должностных лицах, других работниках кредитных организаций и об иных лицах, деятельность которых способствовала нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации или нарушениям законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России. В целях ведения базы данных Банк России вправе запрашивать сведения у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц.

При неисполнении кредитной организацией в срок, установленный требованием (предписанием) Банка России, обязывающим ее устранить нарушения, связанные с представлением и (или) публикацией (раскрытием) отчетности, и при обоснованных предположениях о наличии деяний, предусмотренных статьей 1721 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), Банк России обязан в течение трех рабочих дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 1721 УК РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Статья 1721 УК РФ «Фальсификация финансовых документов учета и отчетности финансовой организации», введённая в Уголовный кодекс России Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 218-ФЗ, применительно к виновным должностным лицам кредитной организации предусматривает уголовную ответственность за внесение в документы и (или) регистры бухгалтерского учета и (или) отчетность (отчетную документацию) кредитной организации заведомо неполных или недостоверных сведений о сделках, об обязательствах, имуществе организации, в том числе находящемся у нее в доверительном управлении, или о финансовом положении организации, а равно подтверждение достоверности таких сведений, представление таких сведений в Центральный банк Российской Федерации, публикация или раскрытие таких сведений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, если эти действия совершены в целях сокрытия предусмотренных законодательством Российской Федерации признаков банкротства либо оснований для обязательного отзыва (аннулирования) у организации лицензии и (или) назначения в организации временной администрации.

Библиография
1.
Ковалёв П.П. Вопросы системного анализа и стратегического управления банковской деятельностью // Управление риском. – 2007.-№ 4. – С. 32-45.
2.
Пономарёва А.А. Некоторые аспекты банковского надзора за деятельностью кредитных организаций в условиях мирового финансового кризиса // Банковское право. – 2009.-№
3.
– С. 24-27. 3. Сиземова О.Б. О юридических фактах и правореализационных средствах в механизме правового регулирования межбанковских расчётов // Банковское право. – 2014.-№
4.
– С. 5-18.
5.
Клепиков С.Н., Клепикова О.С. Административно-деликтная политика Российской Федерации и принципы установления административной ответственности // Административное и муниципальное право. - 2014. - 8. - C. 801 - 806. DOI: 10.7256/1999-2807.2014.8.11432.
6.
Моргун О.В. Понятие и основные особенности мер финансовой безопасности // Национальная безопасность / nota bene. - 2014. - 2. - C. 235 - 243. DOI: 10.7256/2073-8560.2014.2.10792.
References (transliterated)
1.
Kovalev P.P. Voprosy sistemnogo analiza i strategicheskogo upravleniya bankovskoi deyatel'nost'yu // Upravlenie riskom. – 2007.-№ 4. – S. 32-45.
2.
Ponomareva A.A. Nekotorye aspekty bankovskogo nadzora za deyatel'nost'yu kreditnykh organizatsii v usloviyakh mirovogo finansovogo krizisa // Bankovskoe pravo. – 2009.-№
3.
– S. 24-27. 3. Sizemova O.B. O yuridicheskikh faktakh i pravorealizatsionnykh sredstvakh v mekhanizme pravovogo regulirovaniya mezhbankovskikh raschetov // Bankovskoe pravo. – 2014.-№
4.
– S. 5-18.
5.
Klepikov S.N., Klepikova O.S. Administrativno-deliktnaya politika Rossiiskoi Federatsii i printsipy ustanovleniya administrativnoi otvetstvennosti // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. - 2014. - 8. - C. 801 - 806. DOI: 10.7256/1999-2807.2014.8.11432.
6.
Morgun O.V. Ponyatie i osnovnye osobennosti mer finansovoi bezopasnosti // Natsional'naya bezopasnost' / nota bene. - 2014. - 2. - C. 235 - 243. DOI: 10.7256/2073-8560.2014.2.10792.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"