Статья 'Проблемы продовольственной безопасности в современной России' - журнал 'Вопросы безопасности' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Вопросы безопасности
Правильная ссылка на статью:

Проблемы продовольственной безопасности в современной России

Симонова Светлана Сергеевна

кандидат юридических наук

доцент, кафедра уголовно-правовых дисциплин, Российская академия народного хозяйства и государственной службы (Волгоградский филиал)

400131, Россия, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Гагарина, 8, каб. 408

Simonova Svetlana Sergeevna

PhD in Law

associate professor, Department of Criminal Law Disciplines, Russian Academy of National Economy and State Service (Volgograd Filial Office)

400131, Russia, Volgogradskaya oblast', g. Volgograd, ul. Gagarina, 8, kab. 408

simonova.ss@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2306-0417.2014.1.10740

Дата направления статьи в редакцию:

15-01-2014


Дата публикации:

1-2-2014


Аннотация.

В статье рассматривается один из важнейших элементов социальной функции государства – продовольственная политика. Автор исследует состояние продовольственной безопасности в современной России. На основе научного анализа законодательных актов автор выявляет специфические черты законодательного обеспечения продовольственной безопасности современной России. Проанализированы национальные интересы Российской Федерации в продовольственной сфере. Рассмотрены основные угрозы и риски, связанные с обеспечением продовольственной безопасности. По мнению автора, Обеспечение национальной продовольственной безопасности связано с преодолением влияния негативных факторов, которые формируют угрозы продовольственной безопасности, ведущие к уменьшению количества, отсутствию или ухудшению пищевой и энергетической ценности основных видов пищевых продуктов. Для освещения проблемы, заявленной в статье, автором широко использованы методы анализа нормативно-правовых актов, которые регулируют вопросы продовольственной безопасности, сравнительный исторический и другие методы научного исследования Проанализировав состояние продовольственной безопасности в современной России, автор пришел к выводу, что на сегодняшний день в исследуемой сфере существует ряд серьезных проблем, требующих адекватного решения. К проблемам продовольственной безопасности, сложившимся в современной России, автор относит прежде всего распространение генно-модифицированных организмов, а также распространения курительных смесей. Автор приходит к выводу, что обеспечение продовольственной безопасности является неотъемлемой чертой политики социального государства.

Ключевые слова: социальная политика государства, продовольственная сфера, продовольствие, социально-экономические права личности, продовольственная проблема, продовольственная безопасность, продовольственная политика, критерии продовольственной безопасности, проблемы продовольственной безопасности, безопасность питания

Abstract.

The article concerns foodstuffs policy as one of the most important elements of the social function of the state.  The author studies the foodstuffs security situation in the modern Russia.  Based upon the scientific analysis of the legislative acts the author singles out the specific features of legislative guarantees of foodstuffs security in the modern Russia. The author analyzes national interests of the Russian Federation in the sphere of foodstuffs, as well as the main threats and risks regarding foodstuffs security guarantees.  In the opinion of the author guarantees of national foodstuffs security concern overcoming the negative factors forming threats to foodstuffs security and leading to lowering of the amount, absence or worsened quality of food and energy values of the main types of foodstuffs.  In order to discuss the problem in this article the author widely used the methods of analysis of normative legal acts regulating the foodstuffs security issues, comparative, historical and other methods of scientific studies. Having analyzed the current foodstuffs security situation in the Russian Federation the author came to a conclusion that currently there is a number of serious problems in this sphere, which require adequate solutions.  In the opinion of the author the foodstuffs security problems in Russia include spread of genetically modified organisms, and smoking blends. The author makes a conclusion that foodstuffs security guarantees form an inalienable part of the social state policy.

Keywords:

social policy of the state, foodstuffs security, foodstuffs, social and economic rights of a person, foodstuffs problem, foodstuffs security, foodstuffs policy, foodstuffs security criteria, foodstuffs security problems, nutrition security

Национальные интересы России в продовольственной сфере

Продовольственная безопасность - это состояние экономики России, при котором обеспечивается продовольственная независимость, гарантируется физическая и экономическая доступность для населения страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям технических регламентов, в объемах не ниже рациональных норм потребления, необходимых для активного, здорового образа жизни.

Обеспечение продовольственной безопасности является неотъемлемой чертой политики социального государства. Социальное государство, или государство всеобщего благосостояния, обеспечивает равновесие между управляющими и управляемыми, формирует условия для создания эффективного властного механизма, предпосылки устойчивого развития государства в интересах всего общества. [1].

В продовольственной сфере реализуются важнейшие потребности государства (национальные интересы):

а) в обеспечении устойчивого развития отечественного производства пищевых продуктов, а, следовательно, и в достижении продовольственной независимости РФ;

б) в обеспечении безопасности пищевых продуктов (в том числе и импортированных) на всех стадиях их производства, хранения, транспортировки, переработки и реализации;

в) в достижении и поддержании физической и экономической доступности для каждого гражданина безопасных пищевых продуктов независимо от внешних и внутренних угроз.

Поэтому обеспечение доступности высококачественных и безопасных товаров в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года определено в качестве гарантии достижения стратегического национального приоритета - повышения качества жизни российских граждан [2].

Угрозы и риски, связанные с обеспечением продовольственной безопасности

Обеспечение продовольственной безопасности России сопряжено с рисками, которые могут существенно ее ослабить. Согласно Доктрине продовольственной безопасности к ним относятся: макроэкономические риски, вызванные ухудшением конъюнктуры мировых цен на отдельные товары российского экспорта и повышением цен на импортное продовольствие; природные и техногенные риски; технологические риски; агроэкологические риски; социальные риски, обусловленные разрывом между уровнем жизни на селе и в городе; торгово-экономические риски; политические риски [3].

Обеспечение национальной продовольственной безопасности связано с преодолением влияния негативных факторов, которые формируют угрозы продовольственной безопасности, ведущие к уменьшению количества, отсутствию или ухудшению пищевой и энергетической ценности основных видов пищевых продуктов. К ним относятся: значительное превышение пороговой величины насыщения внутреннего рынка импортной продукцией; низкий уровень платежеспособного спроса населения на пищевые продукты; ценовые диспропорции на рынке сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия; нарушение стабильности финансово-кредитной системы; недостаточный уровень развития инфраструктуры внутреннего рынка; моральное и физическое старение материально-технической базы агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов; отставание в инновационной сфере; сокращение национальных генетических ресурсов; возможное расширение производства биотоплива из сельскохозяйственной продукции и сырья; дефицит квалифицированных кадров.

Проблема распространения генно-модифицированных организмов (ГМО)

Генетически модифицированные организмы - это живой организм, генотип которого был искусственно изменен при помощи методов генной инженерии [4].

С помощью генной инженерии ученые выделяют ген какого-нибудь организма и "встраивают" его в ДНК других растений или животных с целью изменения свойств или параметров последних. Они становятся устойчивыми к пестицидам, заморозкам, засухе, радиации и т.д. Способы внедрения генов пока еще очень несовершенны. Ученые во всем мире неоднократно заявляли, что получаемые с помощью этих методов генной инженерии растения можно применять только в экспериментах, а не внедрять для массового использования.

Масштабное распространение в России генетически модифицированных организмов, опасность которых доказана учеными разных стран, ведет к возникновению бесплодия, всплеску онкологических заболеваний, генетических уродств и аллергических реакций, к увеличению уровня смертности людей и животных, резкому сокращению биологического разнообразия и ухудшению состояния окружающей среды [5].

Первый генетически модифицированный продукт был получен еще в прошлом веке, в 1983 г. в немецком городе Кельне. Но самых больших успехов научные и практические исследования в области генной инженерии достигли в США. В 1994 г. американские исследователи предоставили на продовольственный рынок партию помидоров, которые не боялись холода, долгое время хранились и сохраняли товарный вид. Для этого в ДНК помидора ученые ввели ген камбалы, в картофель был введен ген бактерии, яд которой смертельно опасен для колорадского жука, и т.д. [6].

В современный период в Российской Федерации разрешено для использования 14 видов пищевой продукции растительного происхождения и 5 видов генетически модифицированных микроорганизмов. Среди них шесть сортов кукурузы, три - картофеля, три сорта вездесущей сои, по одному сорту риса и свеклы. Соответственно каждый гражданин Российской Федерации имеет право на осознанный выбор качественных продуктов питания. В обязательном порядке производитель обязан маркировать те продукты питания, компоненты которых получены с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента, о чем прямо указывается в п.2 ст. 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" [7].

Но в России эти нормы грубо нарушаются. Сложилась интересная ситуация: отечественным аграрным товаропроизводителям действующее законодательство запрещает выращивать (производить) генно-модифицированную продукцию, а вот использование ими зарубежного генно-модифицированного сельскохозяйственного сырья, а также произведенного из него продовольствия разрешено.

Проблема распространения курительных смесей

В последнее время в связи с развитием Интернета и широким распространением интернет-торговли вопрос приобретения курительных смесей намного упростился. Массовое распространение в России получили курительные смеси, обладающие галлюциногенным и психотропным действием.

Курительные смеси представляют собой бренд травяных курительных смесей, обладающих психоактивным действием, аналогичным действию марихуаны. Продажа смесей осуществлялась в странах Европы с 2006 г. под видом благовоний преимущественно через интернет-магазины, а затем распространилась по всему миру. В 2008 г. было установлено, что действующим компонентом смесей являются не вещества растительного происхождения, а синтетические аналоги тетрагидроканнабинола - основного действующего вещества марихуаны [8].

Анализ работы правоохранительных органов по пресечению оборота запрещенных курительных смесей свидетельствует о том, что не всегда принимаются необходимые и достаточные меры по реальному привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.

Также одной из серьезных проблем остается отсутствие методик проведения экспертиз курительных смесей и их компонентов. Во многих учреждениях здравоохранения не проводится специальная подготовка и переподготовка врачей по вопросу оказания медицинской помощи лицам, употреблявшим курительные смеси.

Таким образом, законодательство ограничивает продажу курительных смесей в магазинах, но их распространение посредством интернет-торговли никак не регулируется.

Обозначенные выше проблемы в сфере продовольственной безопасности современной России требуют своевременного решения, поскольку продовольственная политика является чрезвычайно важной составляющей деятельности государства [9].

Библиография
1.
Олейникова Е.Г., Симонова С.С. Нормативно-правовые и организационные аспекты управления социальной сферой в России: история и современность //Философия социальных коммуникаций. 2013. № 3 (24). С. 36.
2.
Чернова О.А. Организационно-правовые проблемы обеспечения стратегических национальных приоритетов Российской Федерации в продовольственной сфере // Российская юстиция. 2011. N 12. С. 63-64.
3.
Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 30 января 2010 г. N 120) / СПС «Гарант».
4.
Глик Б., Пастернак Дж. Молекулярная биотехнология. М.: Мир, 2002. С. 517.
5.
Копейкина В., Саксина Т. ГМО: контроль над обществом или общественный контроль? М.: ЭК "Эремурус", 2005. С. 45.
6.
Власов В.А. Продовольственная безопасность Российской Федерации как обязательное условие обеспечения ее реальной независимости // Юридический мир, 2010, № 10.
7.
Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" // СПС "Консультант Плюс".
8.
Федосеева Н.Н., Агапова Д.В. Проблемы правового регулирования продовольственной безопасности в РФ и современные методы ее обеспечения // «Государственная власть и местное самоуправление», 2010, № 11
9.
Симонова С.С. Нормативно-правовое обеспечение продовольственной политики земских органов власти России во второй половине XIX века. // NB: Вопросы права и политики.-2013.-9.-C. 54-68. URL: http://www.e-notabene.ru/lr/article_9509.html
10.
М. А. Григорьева Оценка уровня продовольственной безопасности Российской Федерации // Национальная безопасность / nota bene.-2012.-№2.-C. 4-8. URL: http://www.nbpublish.com/go_to_article.php?id=18403.
11.
В. А. Власов Некоторые актуальные аспекты государственной и муниципальной продовольственной политики в контексте реализации положений продовольственной безопасности // Национальная безопасность / nota bene.-2011.-№5.-C. 53-59. URL: http://www.nbpublish.com/go_to_article.php?id=16271.
12.
И. В. Погодина, Д. Ю. Фраймович Анализ индикаторов сельскохозяйственного развития регионов в рамках реализации общегосударственной задачи обеспечения продовольственной безопасности // Национальная безопасность / nota bene.-2012.-№4.-C. 71-76. URL: http://www.nbpublish.com/go_to_article.php?id=21338.
References (transliterated)
1.
Oleinikova E.G., Simonova S.S. Normativno-pravovye i organizatsionnye aspekty upravleniya sotsial'noi sferoi v Rossii: istoriya i sovremennost' //Filosofiya sotsial'nykh kommunikatsii. 2013. № 3 (24). S. 36.
2.
Chernova O.A. Organizatsionno-pravovye problemy obespecheniya strategicheskikh natsional'nykh prioritetov Rossiiskoi Federatsii v prodovol'stvennoi sfere // Rossiiskaya yustitsiya. 2011. N 12. S. 63-64.
3.
Doktrina prodovol'stvennoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii (utverzhdena Ukazom Prezidenta RF ot 30 yanvarya 2010 g. N 120) / SPS «Garant».
4.
Glik B., Pasternak Dzh. Molekulyarnaya biotekhnologiya. M.: Mir, 2002. S. 517.
5.
Kopeikina V., Saksina T. GMO: kontrol' nad obshchestvom ili obshchestvennyi kontrol'? M.: EK "Eremurus", 2005. S. 45.
6.
Vlasov V.A. Prodovol'stvennaya bezopasnost' Rossiiskoi Federatsii kak obyazatel'noe uslovie obespecheniya ee real'noi nezavisimosti // Yuridicheskii mir, 2010, № 10.
7.
Zakon RF ot 7 fevralya 1992 g. N 2300-1 "O zashchite prav potrebitelei" // SPS "Konsul'tant Plyus".
8.
Fedoseeva N.N., Agapova D.V. Problemy pravovogo regulirovaniya prodovol'stvennoi bezopasnosti v RF i sovremennye metody ee obespecheniya // «Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie», 2010, № 11
9.
Simonova S.S. Normativno-pravovoe obespechenie prodovol'stvennoi politiki zemskikh organov vlasti Rossii vo vtoroi polovine XIX veka. // NB: Voprosy prava i politiki.-2013.-9.-C. 54-68. URL: http://www.e-notabene.ru/lr/article_9509.html
10.
M. A. Grigor'eva Otsenka urovnya prodovol'stvennoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii // Natsional'naya bezopasnost' / nota bene.-2012.-№2.-C. 4-8. URL: http://www.nbpublish.com/go_to_article.php?id=18403.
11.
V. A. Vlasov Nekotorye aktual'nye aspekty gosudarstvennoi i munitsipal'noi prodovol'stvennoi politiki v kontekste realizatsii polozhenii prodovol'stvennoi bezopasnosti // Natsional'naya bezopasnost' / nota bene.-2011.-№5.-C. 53-59. URL: http://www.nbpublish.com/go_to_article.php?id=16271.
12.
I. V. Pogodina, D. Yu. Fraimovich Analiz indikatorov sel'skokhozyaistvennogo razvitiya regionov v ramkakh realizatsii obshchegosudarstvennoi zadachi obespecheniya prodovol'stvennoi bezopasnosti // Natsional'naya bezopasnost' / nota bene.-2012.-№4.-C. 71-76. URL: http://www.nbpublish.com/go_to_article.php?id=21338.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"