Статья 'Атеистическое воспитание как важный фактор профилактики религиозного экстремизма в молодёжной среде' - журнал 'Вопросы безопасности' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Вопросы безопасности
Правильная ссылка на статью:

Атеистическое воспитание как важный фактор профилактики религиозного экстремизма в молодёжной среде

Кириченко Олег Игорьевич

кандидат исторических наук

доцент, кафедра философии, социологии и педагогики, Майкопский государственный технологический университет

385000, Россия, г. Майкоп, ул. Госпитальная, 160, кв. 1

Kirichenko Oleg

PhD in History

Associate Professor at Maykop State Technological University, Department of Philosophy, Sociology and Pedagogics

385000, Russia, Maykop, ul. Gospital'naya, 160, kv. 1

mgtukir@gmail.com

DOI:

10.7256/2409-7543.2015.1.10263

Дата направления статьи в редакцию:

23-03-2015


Дата публикации:

15-06-2015


Аннотация: Предметом данного исследования являются религиозные истоки современного российского экстремизма. Цель статьи – показать, что религия является питательной основой для различных экстремистских движений. В результате проделанной работы автор доказывает рабочую гипотезу о том, что именно религиозный фактор является ведущим среди прочих в идейном обосновании экстремистских организаций самых разных направлений. Так, в последнем варианте «Списка организаций, признанных российскими судами экстремистскими (Официальный список Росрегистрации/ Минюста в редакции от 20 сентября 2013 года) количество всех организаций, имеющих самую разную религиозную направленность, достигает 27, то есть составляет 81,81%, а в последнем «Федеральном списке экстремистских материалов» от 26 июля 2013 года 14 материалов, т.е. 77,77% прямо или косвенно имеют отношение к религиозной сфере деятельности российского общества. Основной вывод статьи: возрождение атеистического воспитания уничтожит почву религиозного экстремизма. Фактические данные, результаты и выводы статьи могут быть использованы в воспитательной и пропагандистской работе с молодежью.


Ключевые слова: экстремизм, религия, атеизм, воспитание, образование, конфликт, церковь, светское общество, безопасность, фанатизм

Abstract: The subject of the research is religious roots of modern Russian extremism. The aim of the article is to prove that religion is a nutrient medium for various extremist movements. The author proves that the religious factor is one of the leading factors in ideological substantiation of extremist organizations of different types. In the latest variant of “The list of organizations recognized extremist by Russian courts” (of September 20, 2013) the amount of religious organizations is 27, that is 81,81%, and in the latest “Federal list of extremist materials” of July 26, 2013 14 materials (77,77%) have a direct or indirect relation to the religious sphere of Russian society. The author concludes that restoration of atheistic education will destroy the grounds for religious extremism. The facts, the results and the conclusions of the article can be used in educational and propagandistic work with youth. 



Keywords:

extremism, religion, atheism, upbringing, education, conflict, church, secular society, security, fanaticism

Конец ХХ в. – начало ХХI в. ознаменовались резким ростом экстремистских настроений в нашей стране. Это связано, в первую очередь, с системным кризисом, поразившим сначала советскую, а затем и российскую государственность, с ослаблением авторитета институтов власти. Важную роль сыграл кризис в области идеологии – коммунистическая идея оказалась нежизнеспособной перед вызовами времени, реформаторы-перестройщики наскоро демонтировали её, но взамен ничего толком не предложили. Считалось, что новая государственная идеология появится сама собой, об этом, в частности, писал в своей работе «Живое творчество масс» М.С.Горбачёв ещё до начала Перестройки.

Однако реалии оказались более прозаичными – с начала 1990-х годов всё внимание правящей элиты было направлено на решение жизненно важных экономических задач, а вопросы, связанные с идеологией были пущены на самотёк и остались вне поля внимания государственных структур. Это послужило питательной средой для возникновения всякого рода экстремистских идеологем как политических, так и религиозных.

Религиозный ренессанс – одно из веяний времени трансформационных перемен в России. Важнейшую роль здесь сыграла крайне недалёкая политика в религиозной сфере, проводимая советским политико-идеологическим режимом на протяжении почти семидесяти лет. Язык запретов, репрессий, унижения и подавления религиозных чувств вызывали сочувствие и симпатию к тем, кто подвергался гонению со стороны власти – священникам и воцерковлённым людям. Именно это и стало главным фактором роста религиозных настроения у определённой части российского общества в 1990-х годах. Но если в советское время со стороны государства ощущался значительный диктат в вопросах веры, то в годы государственной трансформации власть полностью самоустранилась от регулирования в религиозной сфере. А это, в свою очередь, стало решающим фактором для появления экстремистских религиозных течений.

В соответствии с законом о противодействии экстремистской деятельности Министерство юстиции России время от времени публикует с продолжением в «Российской газете» списки организаций, признанных судами России, ведущими экстремистскую деятельность. Принято считать, что религиозный экстремизм тесно связан, в первую очередь, с исламом. Так вот, в последнем варианте «Списка организаций, признанных российскими судами экстремистскими. Официальный список Росрегистрации/ Минюста (в редакции от 20 сентября 2013 года) [1] только 5 организаций из 33 имеют отношение к исламскому вероучению, то есть всего 15,15 %.

К их числу относятся: международное религиозное объединение «Нурджулар» (запрещены все книги, статьи и выступления духовного лидера этой организации Саида Нурси); международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», ставящая своей целью создание единого исламского государства «Всемирный халифат»; группа «Джамаат мувахидов», тесно связанная с вахабитами; «Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая», с гордостью сообщающий об убитых 6 «неверных»; международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», члены которой даже других мусульман считают «неверными» и врагами «истинного» ислама: в 1994 году «такфировцы» в Судане расстреляли в мечети 16 молившихся в ней людей.

Ещё одно религиозное объединение «Орда», ставила своей целью применение нетрадиционных методов лечения различных тяжелых заболеваний и свою доктрину основывала на синтезе ислама и шаманских верований.

В этом же списке можно встретить религиозные организации самых разных направлений: неоязыческие, языческие, сатанистские, сектантские и православно-националистические с явным религиозны подтекстом.

Ярким примером неоязыческого культа является «Древнерусская Инглиистическая церковь Православных Староверов-Инглингов», возглавляемая А.Хиневичем, он же Патер Дий, он же Глава Ордена Миссии «Джива – Храм Инглии», он же Капен-Инглинг. Идеология этой секты провозглашает избранность белой расы и ущербность всех других, особенно семитской. Эта организация имеет сеть ячеек по всей России, и в рассматриваемом списке упоминается четыре раза.

Тесно связана с инглингами и религиозная группа Краснодарская Православная Славянская община «ВЕК РА» (Ведической Культуры Российских Ариев) Скифской Веси Рассении.

К языческим экстремистским сектам нужно отнести Межрегиональное общественное объединение «Духовно-родовая Держава Русь». Ее лидер О.Попов провозгласил себя Царем Православным, Верховным Главнокомандующим (Ордынским), Русской и Заградительной Армиями, Русским Флотом КаСак Орды, Великим Князем Духовно-Родовой Державы Русь, полковником Атаманом. Эта группа объявила Россию наследницей Атлантиды, а христианство – иудо-жидовской сектой, поработившей руссов и славян-ариев, куда О.Попов включает татар, немцев, французов и т.д. Деятельность ячеек этой организации запрещена Московским областным и районным Краснодарским судами.

Языческая идеология исповедуется межрегиональным общественным объединением «Северное Братство». Идеологической базой движения являются книги серии «Сварогов квадрат», «Технотронная Авеста» и другая подобная литература. Идеологи движения выступают за отделение от России Северного Кавказа и других субъектов федерации с преобладающим невеликорусским населением.

Сатанистской является религиозная группа «Благородный Орден Дьявола», во главе которого стояли Верховный жрец А.Казаков и Инквизитор Д.Даньшин. Среди сект встречается уже всем хорошо известные «Свидетели Иеговы».

К православным сектам следует отнести общественное объединение Ахтубинское народное движение «К Богодержавию», проповедовавшее религиозную нетерпимость и антисемитизм.

Обращает на себя большое количество экстремистских организаций, синтезирующих националистические и религиозные идеи. К ним относятся «Русское национальное единство», «Союз славян», «Славянский союз», «Русский общенациональный союз».

В своих программах немаловажное внимание религиозной составляющей уделяют такие неонацистские организации как межрегиональное общественное объединение «Формат-18», межрегиональная общественная организация «Движение против нелегальной иммиграции», международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), местная организация города Краснодара – «Пит Буль» («Pit Bull»).

Таким, образом, количество всех организаций, имеющих самую разную религиозную направленность, достигает 27, то есть составляет 81,81%.

Также примечателен последний «Федеральный список экстремистских материалов» от 26 июля 2013 года [2]. В нём только 4 материала чисто политического направления, остальные имеют ярко выраженную религиозную направленность. Здесь мы встретим и православно-националистические публикации (7 ресурсов), антисемитские (4 ресурса), исламских (3 ресурса). Итак, 77,77 % экстремистских материалов прямо или косвенно имеют отношение к религиозной сфере деятельности российского общества.

Из этих данным можно сделать только один вывод – экстремизм в России питается, в основном, религиозной средой, которая способствует росту религиозного фанатизма, национализма, ксенофобии и фашизма.

Экстремистские идеи наиболее охотно воспринимаются не имеющими твердых жизненных и мировоззренческих позиций людьми. Не удивительно, что именно молодёжь становится главным объектом распространения экстремистских религиозных идей. Это связано с особенностями возрастной психологии – юношеским максимализмом, отрицанием компромиссов, склонностью с созданию скороспелых кумиров и идеалов, а также с пробелами и системными ошибками нашего образования. Дело в том, что в образование стали активно проникать элементы религиозного воспитания, что недопустимо по самой сути вопроса, так как образование должно давать подрастающему поколения научную картину мира, которая совершенно несовместима с религиозным мировоззрением. Эта системная ошибка нашего образования сводит на нет все усилия педагогов, и в итоге мы получаем выпускников не имеющих в полной мере ни научного, ни религиозного образования. Именно в этой среде дезориентированных недоучек и производят рекрутинг самые разные носители экстремистских религиозных идей.

Заигрывание российского образования с «традиционными» религиями обусловлены одним распространённым мифом, согласно которому повсеместное распространение и укоренение этих конфессий служит препятствием вовлечения молодёжи в экстремистские религиозные организации. Однако следует определиться с одной очень важной вещью: даже «традиционные» религии, которые не попадают под определения «тоталитарные» или «экстремистские», ни в коей мере не являются образцом толерантности. Любая религия говорит о своей исключительности, «богоизбранности», а также о том, что все остальные глубоко заблуждаются и, в конечном счёте, будут за это наказаны. Любая религия несёт в себе потенциал нетерпимости к иноверцам, который может быть реализован в тех или иных исторических обстоятельствах. Поэтому бороться с религиозным экстремизмом методами самой религии – дело безнадёжное.

Есть ещё одно важное замечание, почему религиозное воспитание и образование бесполезно в борьбе с религиозным экстремизмом: многочисленные социологические исследования доказывают, что Россия – преимущественно светское государство, в котором по-настоящему воцерковлённых людей не более 5 – 7 %. Остальные относятся к религиозным вопросам с разной степенью безучастности и безразличия. Поэтому активно распространять среди них даже «правильные» религиозные идеи – дело весьма огнеопасное.

И ещё один опасный для светского общества миф – религия является источником и хранителем нравственности и духовности. На самом деле моральные законы – это неизбежное условие существования любого человеческого общества как системы. Они возникли на Земле десятки тысяч лет назад в результате эволюции человеческого рода из-за естественной необходимости выработать некоторые правила общественной, посюсторонней (не небесной!) жизни людей, а не были ниспосланы никаким божеством! То, что этические принципы более или менее удачно формулировались различными «пророками» в их проповедях, вовсе не значит, будто эти законы – собственные изобретения таких проповедников, сделанные под воздействием сошедших на них божественных «откровений» или мистических «прозрений». Точно так же, использование кем-то, скажем, компьютера или русского алфавита ещё отнюдь не делает этого человека «отцом» подобных изобретений. Корни морали глубже любых религий: они питаются коллективной мудростью человечества и его вполне земной деятельностью.

Эти аргументы наводят на мысль, что действительно эффективным фактором противодействия распространению религиозного экстремизма в молодёжной среде может стать только атеистическое воспитание.

При этом важно не повторять ошибок советского прошлого, а именно – атеизм в современной России должен быть научным, а не воинственным. Нельзя, чтобы сам атеизм стал экстремистским. Для этого необходим такт и чувство меры по отношению к верующим людям, нельзя допускать оскорблений в их адрес. Поэтому совершенно неприемлема позиция некоторых современных «разоблачителей» религий, например А.Никонова, автора книг «О Библии» и «Правда о Библии». Совершенно обратный эффект вызывают всякие попытки высмеять сюжеты и персонажей священных религиозных текстов, а именно карикатуры на Коран, книги вроде «Сатанинских стихов» С.Рушди и так далее. Всё это даёт, повторюсь, обратный эффект – рост экстремизма на почве оскорблённого религиозного чувства.

Безусловно, любой научный предмет несёт в себе атеистический потенциал, так как участвует в создании научного мировоззрения у учащихся, любые компромиссы в этом вопросе могут привести к печальным последствиям. Например, исключение из школьной программы курса «Астрономии» и внесение в неё предмета «Основы православной культуры» – это наиболее яркие примеры системного кризиса российского образования, о котором говорилось выше, и, как следствие, опасность нового витка роста экстремистских религиозных настроений, особенно в среде «неправославных» слоёв населения.

Данный подход к вопросам образования имеет определённые традиции. Например, ещё французские материалисты XVIII в. выступали за демократизацию школьного образования, отстаивали идею о всеобщности элементарного обучения, добивались атеистического воспитания детей и отделения школы от церкви. Великий советский педагог В. А. Сухомлинский в своей школе отводил огромное место научно-атеистическому воспитанию. С детьми проводились беседы атеистического цикла, происходило постепенное формирование в сознании ученика атеистических идей, выводов. В последних произведениях В.А. Сухомлинского проявляется ряд гуманистических идей, направленных на формирование у детей светского понимания духовности, наряду установкой на интернациональное и атеистическое воспитание внимание уделяется также этнопедагогике, народным ценностям. Пристальное внимание уделяется культовой основе воспитания – сказкам, мифам, поверьям, легендам, то есть, ведущей сферой выступает духовность, опосредующая другие черты личности.

И.П.Подласый в своём учебнике «Педагогика. Книга 3. Теория и технология воспитания: Учебник для вузов» размышляет о духовном статусе российского учителя вне религиозной парадигмы: «Главный камень преткновения – на какой основе возрождать традицию духовного центра и духовного учителя. Россия – многонациональная и многоконфессиональная страна. К тому же школа у нас отделена от Церкви. Вернуть «Закон Божий» вряд ли удастся, и вряд ли стоит это делать. Возрождать систему духовного воспитания следует на основах вечной мудрости. Направлять процесс будет курс духовности «Человек, его жизнь и счастье», свободный от положений какой бы то ни было религии, не имеющий ни этнической, ни национальной направленности».

Таким образом, в рамках атеистического воспитания и образования нужно взвешено и объективно объяснять молодёжи исторические условия возникновения той или иной религии, социально-экономические аспекты различных религиозных концепций, показывать роль церковных организаций, как положительную, так и отрицательную, в историческом генезисе народа и государства. Знакомство со всем спектром религиозной мысли и историей всех религий поможет взвешенно и более хладнокровно отнестись к проповедям различных религиозных «гуру» и не поддаваться на призывы экстремистского характера. Ключевую роль в этой работе должны сыграть предметы гуманитарного цикла, такие как «История», «Обществознание», «Философия», «Религиоведение», «Культурология» и так далее. Необходимо настаивать на укреплении статуса этих предметов, увеличении академических часов, отводимых на их изучение. Необходимо донести до власти мысль о том, что недооценка этого аспекта образования и воспитания может таить в себе опасность и угрозу мирному и стабильному существованию общества.

Не заигрывание с «традиционными» религиями, а серьёзно продуманная, обстоятельная атеистическая пропаганда способна решить проблему религиозного экстремизма.

Религия должна занять в сознании подрастающего поколения место доброго народного обычая или традиции, культурной преемственности поколений – и не более того. В этом случае уже никогда и никому не удастся разжечь межконфессиональный конфликт, пропагандировать в молодёжной среде экстремистские религиозные идеи.

Библиография
1.
http://www.sova-center.ru/racism-xenophobia/docs/2007/11/d11927
2.
http://www.rg.ru/2013/07/26/spisok-dok.htm
References (transliterated)
1.
http://www.sova-center.ru/racism-xenophobia/docs/2007/11/d11927
2.
http://www.rg.ru/2013/07/26/spisok-dok.htm
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"