Статья 'Опыт международного сотрудничества в сфере информационной безопасности: проблемы и перспективы ' - журнал 'Международное право и международные организации / International Law and International Organizations' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Тематическая структура журнала > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Международное право и международные организации / International Law and International Organizations
Правильная ссылка на статью:

Опыт международного сотрудничества в сфере информационной безопасности: проблемы и перспективы

Дубень Андрей Кириллович

научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук

119019, Россия, Москва область, г. Москва, ул. Знаменка, 10

Duben Andrei Kirillovich

Scientific Associate, Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences; Assistant, Department of Civil and Administrative Proceedings, Russian State University of Justice

119019, Russia, Moscow region, Moscow, Znamenka str., 10

k.duben@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0633.2023.3.43422

EDN:

SLNHHW

Дата направления статьи в редакцию:

24-06-2023


Дата публикации:

15-07-2023


Аннотация: В статье рассматривается международный опыт правового обеспечения информационной безопасности. Актуальность исследования обусловлена тем, что совокупность проблем правового обеспечения информационной безопасности имеют приоритетное значение для правовой доктрины и законодательства каждого государства, имеющего свои национальные интересы и заинтересованного в поддержании мира, международной и национальной информационной безопасности. Дан обзор действующих международных соглашений, которые способствуют развитию правового регулирования международного сотрудничества в сфере информационной безопасности. Особое внимание уделяется процессам формирования международного опыта в сфере обеспечения информационной безопасности в рамках функционирования международных организаций регулирующие данные вопросы.   Новизна исследования заключается в том, что с учетом отсутствия согласованной системы международной информационной безопасности, противоречивости сформированных в настоящее время моделей, целесообразно развитие международно-правового сотрудничества на основе сближения евразийской и евро-атлантической систем международной информационной безопасности при активном участии России с учетом общепризнанных принципов и норм международного права при этом значимое место должно быть уделено вопросам безопасности личности в информационной сфере, включая противодействие нежелательному информационно-психологическому воздействию. Сделан вывод о наращивании сотрудничества, укрепления союзнических и партнерских отношений с зарубежными странами, при этом следует сформировать тенденцию к заключению соглашений о взаимной защите секретной информации в сфере информационной безопасности с более подробным описанием перечня такой информации, а также механизма разрешения споров, связанных с нарушением положений указанных соглашений.


Ключевые слова:

международное сотрудничество, международное право, международная безопасность, информационная безопасность, международные организации, национальная безопасность, проблемы сотрудничества, гармонизация, национальное законодательство, правовой порядок

Abstract: The article discusses the international experience of legal provision of information security. The relevance of the study is due to the fact that the totality of problems of legal provision of information security are of priority importance for the legal doctrine and legislation of each state having its own national interests and interested in maintaining peace, international and national information security. An overview of the existing international agreements that contribute to the development of legal regulation of international cooperation in the field of information security is given. Particular attention is paid to the processes of formation of international experience in the field of information security within the framework of the functioning of international organizations regulating these issues. The novelty of the research lies in the fact that, given the lack of a coherent system of international information security, the inconsistency of the models currently formed, it is advisable to develop international legal cooperation based on the convergence of the Eurasian and Euro-Atlantic systems of international information security with the active participation of Russia, taking into account the generally recognized principles and norms of international law, while a significant place should be given to issues of personal security in the information sphere, including countering undesirable information and psychological effects. The conclusion is made about increasing cooperation, strengthening allied and partnership relations with foreign countries, while a tendency should be formed to conclude agreements on mutual protection of classified information in the field of information security with a more detailed description of the list of such information, as well as a mechanism for resolving disputes related to violations of the provisions of these agreements.


Keywords:

international cooperation, international law, international security, information security, international organizations, national security, problems of cooperation, harmonization, national legislation, legal order

Правовое обеспечение информационной безопасности Российской Федерации является компонентом национальной информационной безопасности государства, которое направлено на защиту конституционных прав и свобод граждан, безопасности общества и государства при использовании цифровых технологий, а также социально-экономического развития страны и отечественных цифровых технологий для обеспечения технологического суверенитета.

Совокупность проблем правового обеспечения информационной безопасности является актуальной темой для правовой доктрины и законодательства каждого государства. В свете взаимодействия различных государств важным представляется вопрос о международном и зарубежном опыте правового обеспечения информационной безопасности.

Цель настоящего исследования является разработка теоретических положений об особенностях правового регулирования информационной безопасности в международном праве, а также выработка конкретных предложений по совершенствованию российского законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности. Актуальность данной темы обусловлена следующими факторами. Вопросам правового обеспечения информационной безопасности сегодня уделено особое внимание в свете современных геополитических процессов и их влияния на все сферы жизнедеятельности. Обращает внимание, что одной из задач современного общества является поиск универсальных решений по вопросам информационной безопасности. Одну из ключевых ролей в этом вопросе играет Россия, выступающая инициатором международных конвенций по защите информации и обеспечению международной информационной безопасности.

Методологической основой данной научной статьи является совокупность используемых как общенаучных, так и специальных методов познания. Существенная роль отведена методу системного анализа. В качестве специальных юридических методов познания были использованы сравнительно-правовой, формально-юридический, метод правового моделирования и иные. Вопросы международного сотрудничества в сфере информационной безопасности поднимались в специальных исследованиях В.А. Копылова, Е.С. Зиновьевой, А.А. Тедеева, С.М. Бойко, Г.М. Бердимуратовой и других.

Сегодня по-прежнему актуален вывод профессора В.А. Копылова о том, что в информационной сфере практически отсутствуют географические и геополитические границы, временные рамки и часовые пояса [1, c. 93]. Это показывает, что информационное право должно строиться в значительной мере на нормах международного права, посредством которых должны вводиться определенные обязательства государств в области информационных прав и свобод, а также в регулировании таких глобальных вопросов, как трансграничная передача персональных данных, использование сетевого пространства и т.д.

Нельзя также не отметить и сегодня сохраняющуюся актуальность выводов А.А. Тедеева о «фактическом отсутствии международно-правового регулирования информационных отношений, формирующихся в процессе использования глобальных компьютерных сетей». По мнению ученого, правовое регулирование информационной безопасности затруднено ввиду нерешенности политических коллизий в сфере распределения информационных потоков, формирующихся в глобальных информационно-коммуникационных сетях, а также вопросов определения границ национальных юрисдикций международных договоров, специально посвященных регулированию информационных отношений [2, c. 20-21].

Вопросы обеспечения международной информационной безопасности, в том числе эффективного противодействия использованию информационных технологий являются одними из самых животрепещущих на сегодняшний день [3, c. 118]. Данная тема актуальна в доктрине международного и информационного права. С.М. Бойко отмечает, что сегодня все более нарастают вызовы и угрозы, связанные с использованием информационных технологий в целях подрыва и ущемления суверенитета, нарушение территориальной целостности государств, осуществления в глобальном информационном пространстве иных действий, препятствующих поддержанию международного мира, безопасности и стабильности [4, c. 10]. Следует поддержать выводы иностранного ученого Г.М. Бердимуратовой о том, что информационная безопасность является одной из проблем с которой столкнулось современное общество в процессе массового использования автоматизированных средств ее обработки [5, c. 435].

Отметим, что в последние годы среди западных исследователей вопросы международной информационной безопасности занимают ключевое значение. В исследованиях подчеркивается значимость политико-идеологической составляющей угроз информационной безопасности. В частности, М. Данн-Кавелти, сотрудник Центра исследований безопасности в Швейцарии, полагает, что проблема информационной безопасности несводима исключительно к инфраструктурной составляющей, к кибератакам или киберинцидентам [6, с. 105]. Между тем редакторы иностранного сборника «Международные отношения и безопасность в цифровую эпоху» признают значимость политико-идеологического противостояния в межгосударственных отношениях и обеспечении безопасности в условиях информационной революции [7, с. 52]. Д. Най также отмечает значимость информационного воздействия в обеспечении безопасности в конфликтах. Он полагает, что в современных конфликтах физическое разрушение и информационное воздействие тесно переплетены [8].

В связи с этим Е.С. Зиновьева отмечает объективно сложившуюся ситуацию в том, что «в настоящее время на международном уровне нет единства мнений относительно терминологии и ведутся дискуссии между государствами в отношении толкования понятия «международная информационная безопасность» [9, c. 45]. Россия выступает за широкий подход к содержанию данного понятия, включая в него как технические аспекты (безопасность цифровых технологий, информационных систем и сетей), так и значительный круг политико-идеологических вопросов (манипулирование информацией, пропаганда в глобальных информационных сетях, информационное воздействие). Страны коллективного Запада и США придерживаются узкого подхода, ограничиваясь технической стороной, используя термин «кибербезопасность». Учитывая специфику современных информационных отношений, многоаспектность рисков и угроз в информационном пространстве, позицию России следует признать более обоснованной и нацеленной на системный подход в вопросах регулирования обеспечения информационной безопасности.

В настоящее время активно идут процессы формирования международного опыта в сфере обеспечения информационной безопасности в рамках функционирования таких международных организаций, как Организация Объединенных Наций; Совет Европы; Европейский Союз; Шанхайская организация сотрудничества; группа из пяти стран: Бразилии, России, Индии, КНР, ЮАР; Евразийский экономический союз; Содружество Независимых Государств; Организация Договора о коллективной безопасности. Так, развитие информационного общества стало рассматриваться как первостепенная задача Советом Европы с 1993 года, когда была выпущена Белая книга «Экономический рост, конкуренция, занятость – задачи и пути их решения на пороге XXI века». Позднее Советом Европы был принят план действий «Путь Европы в информационное общество» предусматривающий ряд условий для свободного доступа к информации [10, c. 548].

В связи с необходимостью развития международно-правовых механизмов обеспечения информационной безопасности в рамках Организации Объединенных Наций идет инициированный Россией активный переговорный процесс, начиная с 1998 года. Проблемы, связанные с информационной безопасностью, обсуждались на всех сессиях Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, включая проблемы формирования понятийного аппарата и разработки международно-правового режима информационной безопасности. В связи с этим Министерством иностранных дел Российской Федерации в Организацию Объединенных Наций был направлен документ «Принципы, касающиеся международной информационной безопасности», который содержит определения таких базовых понятий в сфере международной информационной безопасности, как «международная информационная безопасность», «угроза информационной безопасности», «информационное оружие» и иное.

Считаем, что только принятие системы взаимосвязанных норм, регулирующих рассматриваемую предметную область на межгосударственном, региональном и международном уровне позволит адекватно противодействовать современным вызовам, рискам и угрозам безопасности в информационной сфере. Перспективным направлением является разработка международно-правовой базы межгосударственного и международного сотрудничества, формирование согласованного категориально-понятийного аппарата в сфере обеспечения международной информационной безопасности.

Следует отметить, что вопросам международного сотрудничества Россия уделяет особое внимание. Относительно международного взаимодействия государств Азиатско-Тихоокеанского региона следует обратить внимание на Соглашение между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о взаимодействии в области обеспечения информационной безопасности. В рамках данного соглашения государства-участники осуществляют сотрудничество по выработке совместных мер по развитию правовых норм кибербезопасности, противодействию угрозам информационным ресурсам и содействию в обеспечении безопасного и стабильного функционального управления сети Интернет. В целях развития межгосударственного взаимодействия и в интересах обеспечения информационной безопасности государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности, действует соглашение, в котором информационная безопасность рассматривается как состояние защищенности субъектов права и их интересов от угроз и деструктивных воздействий. Признавая важность эффективного использования информационных технологий для усиления противодействия новым вызовам и угрозам информационной безопасности, нельзя не отметить, что в 2013 году участниками Содружества Независимых Государств принято соглашение в области обеспечения информационной безопасности. Данное соглашение содержит базовые положения по формированию современных международных программ в сфере кибербезопасности. Кроме того, на постоянной основе проводятся межведомственные консультации государств-участников Содружества Независимых Государств по проблематике обеспечения международной информационной безопасности, к примеру, в декабре 2022 г. обсуждалась выработка совместных позиций государств Содружества Независимых Государств и их продвижение на международных площадках, а также определены правовые подходы к регулированию международной информационной безопасности с учетом трансграничного обмена данными в рамках реагирования на угрозы и инциденты в условиях новых вызовов и рисков [11]. Обращает внимание, что вопросам международной информационной безопасности особое внимание уделено в Шанхайской организации сотрудничества. В рамках исполнения Плана взаимодействия государств-членов Шанхайской организации сотрудничества по вопросам обеспечения международной информационной безопасности на 2022–2023 гг. группы экспертов Шанхайской организации сотрудничества осуществляют работу по рассмотрению и принятию совместных решений в сфере обеспечения информационной безопасности, включая взаимодействие на профильных многосторонних площадках международных организаций [12].

В целях обеспечения информационной безопасности и защиты информации от внешних угроз в настоящее время подписано более 20 двусторонних соглашений о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности. К примеру, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Южно-Африканской Республики о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилия о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной и коммуникационной безопасности и др. Анализируя данные соглашения следует отметить, что в данных нормативных правовых актах придается важное значение международной информационной безопасности как одному из ключевых элементов системы международной безопасности направленных на противодействие угрозам международной информационной безопасности, обеспечение интересам информационной безопасности и способствованию создания международной информационной среды.

К примеру, в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности отмечено, что стороны данного соглашения стремятся предотвратить угрозы международной информационной безопасности и обеспечить национальные интересы в информационной сфере государств в целях безопасности информационной среды, для которой характерны мир, безопасность, открытость и сотрудничество. Согласно ст. 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Южно-Африканской Республики о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности стороны осуществляют сотрудничество в целях обеспечения социального и экономического развития, которое было совместимо с задачами поддержания международного мира, безопасности и стабильности и соответствовало общепризнанным принципам и нормам международного права. В соответствии со ст. 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилия о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной и коммуникационной безопасности стороны осуществляют сотрудничество, которое направленно на развитие и совершенствование международно-правовой базы и практических механизмов сотрудничества сторон в укреплении международной информационной и коммуникационной безопасности. Таким образом, данные соглашения направлены на выработку совместных мер по развитию норм права, обеспечивающих информационную безопасность, защиту критически важных информационных объектов и предотвращение угрозы кибербезопасности. В свою очередь, стороны принимают участие в выработке стандартов кибербезопасности на основе внутреннего законодательства, при этом двусторонние соглашения определяют не только правовое обеспечение информационной безопасности, но и унификацию норм права при создании, эксплуатации и развитии интегрированной информационной системы, т.е. устанавливают техническое взаимодействие по порядку обеспечения кибербезопасности. Из этого следует, что международное сотрудничество в сфере информационной безопасности основано на принципе социальной ответственности и их взаимодействие осуществляется в целях восполнения выявляемых пробелов в нормативном регулировании киберсреды.

Анализ рассматриваемых базовых положений межгосударственных соглашений позволил определить, что общая цель состоит в формулировании правил поведения в информационном пространстве, направленных на обеспечение информационной безопасности в условиях новых вызовов и угроз посредством международного сотрудничества между всеми соответствующими заинтересованными сторонами. С учетом отсутствия согласованной системы международной информационной безопасности, противоречивости сформированных моделей, целесообразно развитие международно-правового сотрудничества на основе сближения евразийской и евро-атлантической систем международной информационной безопасности при активном участии России с учетом общепризнанных принципов и норм международного права. Считаем, что значимое место должно быть уделено вопросам безопасности личности в информационной сфере, включая противодействие нежелательному информационно-психологическому воздействию.

Таким образом, российский правопорядок содержит довольно развитую систему информационного взаимодействия для совершенствования правового регулирования информационной безопасности. При этом необходимо детальное установление перечня информации, являющейся объектом межгосударственного сотрудничества с иностранными государствами. Считаем, что для более эффективного сотрудничества, укрепления союзнических и партнерских отношений с зарубежными странами следует сформировать тенденцию к заключению соглашений о взаимной защите секретной информации в сфере информационной безопасности, а также механизма разрешения споров, связанных с нарушением положений указанных соглашений. Укрепление интеграционного взаимодействия Российской Федерации с другими странами в сфере информационной безопасности является стратегически важным направлением, способствующим укреплению международной информационной безопасности и национальной безопасности государства.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предметом исследования в представленной на рецензирование статье является, как это следует из ее наименования, опыт международного сотрудничества в сфере информационной безопасности. Особое внимание автор уделил соответствующим проблемам и перспективам. Заявленные границы исследования соблюдены ученым.
Методология исследования в тексте статьи не раскрывается, но очевидно, что автором использовались всеобщий диалектический, логический, формально-юридический методы исследования.
Актуальность избранной ученым темы исследования обоснована следующим образом: "Совокупность проблем правового обеспечения информационной безопасности является актуальной для правовой доктрины и законодательства каждого государства, имеющего свои национальные интересы и заинтересованного в поддержании мира, международной и национальной информационной безопасности. В свете взаимодействия различных государств, важным представляется вопрос о международном и зарубежном опыте правового обеспечения информационной безопасности". Дополнительно автору необходимо перечислить фамилии ведущих специалистов, занимавшихся исследованием поднимаемых в статье проблем, а также раскрыть степень их изученности.
В чем проявляется научная новизна исследования, прямо не говорится. Фактически она проявляется в ряде заключений и предложений автора: "Исследование показало, что только принятие системы взаимосвязанных норм, регулирующих рассматриваемую предметную область, на межгосударственном, региональном и международном уровнях позволит адекватно противодействовать современным вызовам, рискам и угрозам безопасности в информационной сфере. При этом перспективным направлением являются разработка международно-правовой базы межгосударственного и международного сотрудничества и формирование согласованного категориально-понятийного аппарата в сфере обеспечения международной информационной безопасности"; "Анализ рассматриваемых базовых положений межгосударственных соглашений позволил определить, что общая цель состоит в формулировании правил поведения в информационном пространстве с целью обеспечения информационной безопасности в условиях новых вызовов и угроз посредством международного сотрудничества между всеми соответствующими заинтересованными сторонами. Вместе с тем с учетом отсутствия согласованной системы международной информационной безопасности, противоречивости сформированных в настоящее время моделей, целесообразно развитие международно-правового сотрудничества на основе сближения евразийской и евро-атлантической систем международной информационной безопасности при активном участии России с учетом общепризнанных принципов и норм международного права при этом значимое место должно быть уделено вопросам безопасности личности в информационной сфере, включая противодействие нежелательному информационно-психологическому воздействию". Статья, безусловно, заслуживает внимания читательской аудитории и носит определенный вклад в развитие отечественной правовой науки.
Научный стиль исследования выдержан автором в полной мере.
Структура работы вполне логична. Во вводной части статьи ученый обосновывает актуальность избранной темы исследования. В основной части статьи автор анализирует основные международные документы в данной области, уделяя внимание всем уровням международного сотрудничества в сфере обеспечения информационной безопасности. В заключительной части статьи содержатся выводы и предложения по результатам проведенного исследования.
Содержание статьи соответствует ее наименованию и не вызывает особых нареканий, однако имеются некоторые недостатки формального характера.
Так, следующее предложение из диссертационной работы - "Основные принципы законодательного регулирования отношений в сфере обеспечения международной информационной безопасности, как было рассмотрено выше, сформулированы в основополагающих международных документах и являются приоритетными в развитии информационного законодательства и для России" - нужно убрать или скорректировать ("выше" никакие принципы законодательного регулирования отношений в сфере обеспечения информационной безопасности не рассматривались). Статьи на основании диссертации нуждаются в дополнительной доработке и повышенном внимании к оформлению.
Все аббревиатуры при их первом использовании в тексте должны расшифровываться.
Библиография исследования представлена 10 источниками (международными актами, диссертацией, научными статьями, учебником). С формальной и фактической точек зрения этого вполне достаточно. Характер и количество использованных при написании статьи источников позволили автору раскрыть тему исследования с необходимой глубиной и полнотой.
Апелляция к оппонентам носит общий характер. В основном автор ссылается на ряд использованных при написании статьи источников исключительно в подтверждение своих суждений или для иллюстрирования отдельных положений работы (В. А. Копылов, А. А. Тедеев, Е. С. Зиновьева). Научная дискуссия ведется ученым корректно. Положения работы обоснованы в необходимой степени.
Выводы по результатам исследования имеются ("Таким образом, российский правопорядок в целом содержит довольно развитую систему информационного взаимодействия для совершенствования правового регулирования обеспечения информационной безопасности. При этом необходимо детальное установление перечня информации, являющейся объектом межгосударственного сотрудничества с иностранными государствами. Считаем, что для более эффективного сотрудничества, укрепления союзнических и партнерских отношений с зарубежными странами следует сформировать тенденцию к заключению соглашений о взаимной защите секретной информации в сфере информационной безопасности с более подробным описанием перечня такой информации, а также механизма разрешения споров, связанных с нарушением положений указанных соглашений. Укрепление интеграционного взаимодействия Российской Федерации с другими странами в сфере информационной безопасности, на сегодняшний день, является стратегически важным направлением, способствующим укреплению международной информационной безопасности и национальной безопасности Российской Федерации") и заслуживают внимания читательской аудитории.
Статья не вычитана автором. В ней встречаются опечатки, пунктуационные, синтаксические и стилистические ошибки.
Интерес читательской аудитории к представленной на рецензирование статье может быть проявлен прежде всего со стороны специалистов в сфере международного права, административного права, информационного права при условии ее доработки: раскрытии методологии исследования, дополнительном обосновании актуальности его темы, устранении нарушений в оформлении работы.

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

РЕЦЕНЗИЯ
на статью на тему «Опыт международного сотрудничества в сфере информационной безопасности: проблемы и перспективы».

Предмет исследования.
Предложенная на рецензирование статья посвящена актуальным вопросам международного сотрудничества в сфере информационной безопасности. Автор статьи делает попытку указания на проблемы и перспективы в данной сфере. В качестве конкретного предмета исследования выступили мнения ученых, а также правовые акты. При этом удивительно, что несмотря на тему исследования («опыт»), в статье не приведены конкретные примеры по реализации соглашений в сфере международного сотрудничества. Фактически эмпирический метод исследования не использовался, что стоит отметить в качестве замечания по статье.

Методология исследования.
Цель исследования прямо в статье не заявлена. При этом она может быть ясно понята из названия и содержания работы. Цель может быть обозначена в качестве рассмотрения и разрешения отдельных проблемных аспектов вопроса о проблемах и перспективах международного сотрудничества в сфере информационной безопасности. Исходя из поставленных цели и задач, автором выбрана методологическая основа исследования.
Как указывает сам автор статьи, «Методологической основой данной научной статьи является совокупность используемых как общенаучных, так и специальных методов познания. Существенная роль отведена методу системного анализа. В качестве специальных юридических методов познания были использованы сравнительно-правовой, формально-юридический, метод правового моделирования и иные».
Наибольшую роль сыграли специально-юридические методы. В частности, автором активно применялся формально-юридический метод, который позволил провести анализ и осуществить толкование норм действующего законодательства (прежде всего, положений международных соглашений). Например, следующий вывод автора: «Относительно международного взаимодействия государств Азиатско-Тихоокеанского региона следует обратить внимание на Соглашение между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о взаимодействии в области обеспечения информационной безопасности. В рамках данного соглашения государства-участники осуществляют сотрудничество по выработке совместных мер по развитию правовых норм кибербезопасности, противодействию угрозам информационным ресурсам и содействию в обеспечении безопасного и стабильного функционального управления сети Интернет [7]. В целях развития межгосударственного взаимодействия и в интересах обеспечения информационной безопасности государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности, действует соглашение, в котором информационная безопасность рассматривается как состояние защищенности субъектов права и их интересов от угроз и деструктивных воздействий [8]. Признавая важность эффективного использования информационных технологий для усиления противодействия новым вызовам и угрозам информационной безопасности, нельзя не отметить, что в 2013 году участниками Содружества Независимых Государств принято соглашение в области обеспечения информационной безопасности».
При этом рецензент полагает, что опыт международного сотрудничества отнюдь не сводится только лишь к соглашениям. Следовательно, для реализации цели исследования недостаточно только лишь раскрытие соглашений в рассматриваемой сфере при применении формально-юридического метода. Для реализации цели статьи необходимо применение также эмпирических методов исследования, которые в данном контексте могли быть, к примеру, сведены к обобщению практики реализации указанных соглашения и/или рассмотрению конкретных действий государств по реализации международного сотрудничества в сфере информационной безопасности.
Таким образом, выбранная автором методология не в полной мере адекватна цели исследования, не позволяет изучить все аспекты темы в ее совокупности.

Актуальность.
Актуальность заявленной проблематики не вызывает сомнений. Имеется как теоретический, так и практический аспекты значимости предложенной темы. С точки зрения теории тема международного сотрудничества в сфере информационной безопасности сложна и неоднозначна. Для достижения цели предоставления адекватных гарантий в сфере информации гражданам, юридических лицам, публично-правовым образованиям необходимо, чтобы в эпоху глобализации государства принимали совместные действия по заявленным направлениям. Сложно спорить с автором в том, что «Вопросам правового обеспечения информационной безопасности сегодня уделено особое внимание в свете современных геополитических процессов и их влияния на все сферы жизнедеятельности. Обращает внимание, что одной из задач современного общества является поиск универсальных решений по вопросам информационной безопасности. Одну из ключевых ролей в этом вопросе играет Россия, выступающая инициатором международных конвенций по защите информации и обеспечению международной информационной безопасности».
Тем самым, научные изыскания в предложенной области стоит только поприветствовать.

Научная новизна.
Научная новизна предложенной статьи не вызывает сомнений. Во-первых, она выражается в конкретных выводах автора. Среди них, например, такой вывод:
«российский правопорядок содержит довольно развитую систему информационного взаимодействия для совершенствования правового регулирования информационной безопасности. При этом необходимо детальное установление перечня информации, являющейся объектом межгосударственного сотрудничества с иностранными государствами. Считаем, что для более эффективного сотрудничества, укрепления союзнических и партнерских отношений с зарубежными странами следует сформировать тенденцию к заключению соглашений о взаимной защите секретной информации в сфере информационной безопасности, а также механизма разрешения споров, связанных с нарушением положений указанных соглашений. Укрепление интеграционного взаимодействия Российской Федерации с другими странами в сфере информационной безопасности является стратегически важным направлением, способствующим укреплению международной информационной безопасности и национальной безопасности государства».
Указанный и иные теоретические выводы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях.
Во-вторых, автором предложены комментарии и обобщения положений ряда международных соглашений в сфере информационной безопасности.
Приведенные выводы могут быть полезны специалистам в данной сфере.
Таким образом, материалы статьи могут иметь определенных интерес для научного сообщества с точки зрения развития вклада в развитие науки.

Стиль, структура, содержание.
Тематика статьи соответствует специализации журнала «Международное право и международные организации / International Law and International Organizations», так как она посвящена правовым проблемам, связанным с обеспечением информационной безопасности по международному праву.
Содержание статьи в полной мере соответствует названию, так как автор рассмотрел заявленные проблемы, достиг цели исследования.
Качество представления исследования и его результатов следует признать в полной мере положительным. Из текста статьи прямо следуют предмет, задачи, методология и основные результаты исследования.
Оформление работы в целом соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода работам. Существенных нарушений данных требований не обнаружено.

Библиография.
Следует средне оценить качество использованной литературы. Автором использована литература, представленная авторами из России (Копылов В.А., Тедеев А.А., Зиновьева Е.С., Тихонов В.Н., Маркова А.Ю.). При этом вся литература опубликована более, чем пять лет назад. При этом, как отмечает сам автор статьи и с чем в полной мере согласен рецензент, тема информационной безопасности очень актуальна сегодня. Многие авторы пишут на данную тему. Кроме того, учитывая тематику исследования, следует добавить труды иностранных авторов.
Таким образом, труды приведенных авторов соответствуют теме исследования, но не обладают признаком достаточности, не способствуют раскрытию различных аспектов темы.
Апелляция к оппонентам.
Автор провел определенный анализ текущего состояния исследуемой проблемы. При этом, учитывая комментарии из предыдущего пункта, только после расширения теоретической базы исследования можно будет говорить о том, что такой анализ полный

Выводы, интерес читательской аудитории.
Выводы в полной мере являются логичными, так как они получены с использованием общепризнанной методологии. Статья может быть интересна читательской аудитории в плане наличия в ней систематизированных позиций автора применительно к вопросам совершенствования международного права и опыта его применения в сфере обеспечения информационной безопасности.

В завершении следует дать следующие замечания и предложения по статье:
- следует расширить эмпирическую базу исследования путем раскрытия конкретных примеров по реализации соглашений по международному сотрудничеству в сфере информационной безопасности;
- необходимо расширить теоретическую базу исследования путем добавления современных и наиболее актуальных (не старше пяти лет) источников по теме исследования;
- рассмотреть 2-3 иноязычных источника по теме исследования.

На основании изложенного, суммируя все положительные и отрицательные стороны статьи
«Рекомендую отправить на доработку»

Результаты процедуры окончательного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предметом рецензируемого исследования выступает специфика правового регулирования информационной безопасности в международном праве. Автор справедливо связывает высокую степень актуальности своего исследования со сложностью тех геополитических процессов, свидетелями которых мы стали, а также с тем очевидным фактом, что информационная безопасность является одной из важнейших составных частей государственной и общественной безопасности. Тем самым нельзя не признать, что рецензируемая статья имеет не только теоретическую актуальность, но и практическую значимость. Нельзя не отметить также, что автор должным образом отрефлексировал теоретико-методологическую базу своего исследования, указав, что помимо традиционных общенаучных аналитических методов, в работе были использованы специальные методы юридической науки: сравнительно-правовой, формально-юридический, метод правового моделирования и др. Действительно, результаты применения этих методов можно обнаружить в рецензируемой статье. Чего нельзя сказать о декларированном автором методе системного анализа. Разумеется, сложно отрицать тот факт, что сам объект исследования (проблемы информационной безопасности) и его предмет (правовое регулирование этой безопасности) имеют системные свойства и являются элементами систем более высокого уровня, но собственно системного анализа в рецензируемой работе не обнаруживается. Указать на системность нормативного регулирования отнюдь не означает провести системный анализ, который предполагает выявление и описание системных эффектов, эмерджентности и т. д. Тем не менее, вполне корректное применение других декларированных автором методов позволило получить результаты, имеющие признаки научной новизны. Прежде всего, речь идёт о выявленной специфике международного сотрудничества в сфере нормативного регулирования информационной безопасности, а также факторах и принципах этого сотрудничества – социальной ответственности, открытости, стабильности и т. д. Кроме того, научный интерес представляют результаты анализа специфики российского правопорядка в обеспечении информационной безопасности. Наконец, практический интерес имеют сформулированные автором предложения по совершенствованию российского законодательства в области обеспечения информационной безопасности. В структурном плане статья также производит положительное впечатление: несмотря на отсутствие рубрикации, её логика последовательна и отражает основные аспекты проведённого исследования. В тексте можно выделить следующие разделы: - вводная часть, в которой ставится научная задача, аргументируется её актуальность, формулируются цель и задачи исследования, а также теоретико-методологическая база этого исследования; - критический анализ основных исследований по проблематике статьи, позволивший концептуализировать проблему и сформулировать её авторское вúдение; - анализ международно-правовых механизмов обеспечения информационной безопасности, позволивший эксплицировать основные принципы и факторы нормативного регулирования исследуемой сферы; - анализ российской нормативной базы обеспечения информационной безопасности, по результатам которого были сформулированы конкретные рекомендации по совершенствованию этой базы; - заключительная часть, в которой резюмируются итоги проведённого исследования и делаются выводы. С точки зрения стиля рецензируемую статью следует квалифицировать в качестве научной работы, следующей стилистическим требованиям, предъявляемым к работам подобного рода. В тексте встречается незначительное количество грамматических (например, несогласованное предложение «Цель настоящего исследования является разработка…»; и др.) погрешностей, однако в целом он написан достаточно грамотно, на хорошем русском языке, с корректным использованием научной терминологии. Библиография насчитывает 12 наименований, в том числе источники на иностранных языках, и в достаточной мере репрезентирует состояние исследований по проблематике статьи. Апелляция к оппонентам имеет место при обсуждении различных аспектов концептуализации проблем информационной безопасности в современной науке.
ОБЩИЙ ВЫВОД: предложенную к рецензированию статью следует квалифицировать в качестве научной работы, соответствующей основным требованиям, предъявляемым к работам подобного рода. Полученные автором результаты соответствуют тематике журнала «Международное право и международные организации / International Law and International Organizations» и будут представлять интерес для политологов, юристов, специалистов в областях государственного управления, информационной безопасности, мировой политики и международных отношениях, а также для студентов перечисленных специальностей. По результатам рецензирования статья рекомендуется к публикации.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.