по
Legal Studies
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Council of editors > Redaction > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Legal Studies" > Contents of Issue № 10/2021
Contents of Issue № 10/2021
Questions of current interest
Dementyeva A.A. - Relevant issues of conducting verification of reports on illegal banking operations pp. 1-8

DOI:
10.25136/2409-7136.2021.10.36539

Abstract: This article is dedicated to the issues of conducting audit pursuant to the Article 144 of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation on report of crimes established by the Article 172 of the Criminal Code of the Russian Federation. Methodological framework for this research consists of dialectical, logical, and formal-legal methods; the normative framework is comprised of the Constitution of the Russian Federation, criminal and criminal procedure legislation of the Russian Federation, local normative acts that regulate the conduct of audit initiating at the stage of initiating a criminal case. Major attention is turned to the theoretical and applied issues associated with the initiation of criminal cases stipulated by the Article 172 of the Criminal Code of the Russian Federation. Analysis is conducted on the peculiarities of seizure of objects and documents on this category of crime; as well as on the goals, tasks, methods of seizure, and admissible procedural actions. The author examines the questions of admissibility of evidence received at the state of opening a criminal case, their role in subsequent stages of criminal proceedings. Assessment is given to the existing theoretical and practical views on the possibility of instituting a search and seizure prior to opening a criminal case. The author analyzes case law on the topic, and concludes on the need for further amendments. The importance of observing the rights and legitimate interests of individuals and companies in the course of pre-trial proceedings pertinent to the reports of illegal banking operations is substantiated. The author also indicates that arbitrary interference of law enforcement agencies in legitimate business activity is unacceptable.  
Trofimov E.V., Metsker O.G., Paskoshev D.D. - The indicator of humanization of legal regulation: methodological study using big data of judicial practice on the cases of petty theft (the Article 7.27 of the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses and the Article 158.1 of the Criminal Code of the Russian Federation) pp. 9-36

DOI:
10.25136/2409-7136.2021.10.36745

Abstract: The subject of this research is the social relations that arise in terms of committing petty theft, as well as research means and methods for assessing optimization of the protective legal regulation. The author substantiates and tests the indicator of humanization of legal regulation, which is identified and used on the big data of judicial acts on administrative and criminal cases of petty theft (the Article 7.27 of the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses and the Article 158.1 of the Criminal Code of the Russian Federation). The research is based on the original interdisciplinary methodology, which includes indicator approach and a set of legal and computer aided techniques (dogmatic, systemic analysis, expert assessment, data mining, correlation analysis, cluster analysis, classification, regression, etc.). The author substantiates the need to view humanization of protective legal regulation in the context of balanced interests of all parties involved in the legal conflict, namely: the state (society) interested in the effective preventive function of protective legal regulation; the victim interested in compensation for the caused harm; the wrongdoer interested in imposition of fair punishment adequate in its severity to facts in the case. These interests were compared to the empirical data and knowledge extracted from the vast arrays of judicial acts, as well as the corresponding methods of research. The use of humanization indicator for big data in cases of petty theft demonstrates that administrative responsibility in general is more humane than criminal responsibility (by three out of four indicators); there is disproportionality of repression in criminal cases; the level of humanism to the victim in cases of administrative offences is extremely low; individualization of criminal penalty is lower than of administrative penalty, despite the more complicated, time and cost consuming form of criminal proceedings.
Judicial system: decision-making practices
Topilina T. - Provision of the access to justice for consideration of criminal procedure dispute in the court of cassation pp. 37-48

DOI:
10.25136/2409-7136.2021.10.36737

Abstract: This article analyzes the problems of exercising the right of access to justice for consideration of criminal procedure dispute in the court of cassation. The author examines the legislation of post-Soviet countries in terms of provision the access to justice for consideration of criminal procedure dispute in the court of cassation. The subject of this research is the norms of Russian and foreign legislation that regulate to right of access to justice in criminal proceedings. The object of this research is the legal relations that emerge in implementation of the right of access to justice. It its demonstrated that the restriction on access to justice for consideration of criminal procedure dispute in the court of cassation instance is the time constraint for filing cassation appeal for the convict; and for consideration of interlocutory court decisions – the procedure for assessing cassation appeal without holding a court hearing. The conclusion is substantiated on the need to waive the time constraint for filing cassation appeal for the convict against final court decisions that have entered into force, and for consideration of interim court decisions, the procedure for assessing cassation appeal against the interlocutory court decision should be eliminated without holding a court hearing.
Law and order
Panteleeva E.V. - The concept of innocence in criminal procedure pp. 49-58

DOI:
10.25136/2409-7136.2021.10.36769

Abstract: The concept of “innocence” is an important category of criminal proceedings; alongside the concept of “guilt”, it is the central question resolved in the course of proceedings in criminal cases. However, this term remains poorly studied in theory and legislation. The article examines the instances, in which the concept of “innocence” is used in the text of the current criminal procedure law. Analysis of the norms of the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation that establish the circumstance in proof, regulate the questions of rendering verdict by jurors and court sentence, as well as prescriptions of the Criminal Code of the Russian Federation, reveals a number of issues related to the normative theory of innocence. The comparative study conducted on the Articles 73, 299, 339, 302 of the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation allows detecting contradictions in the scope of the concepts of guilt and innocence used therein. The author distinguishes between the factual and legal understanding of innocence, as well as substantiates the need for the existence of its specific type – presuming innocence. The arguments are advanced for the possibility of declaring the defendant not guilty based on the acquittal of the jury. For enhancing legal certainty, the author offers the original concept of innocence. The conclusion is made that the issues associated with the normative theory of innocence cause difficulties in law enforcement, and their resolution may affect the accuracy of establishing circumstances in proof, as well as the final court decision.
Human and state
Proniakina S. - Denaturalization as a special ground for termination of legal ties with the state pp. 59-73

DOI:
10.25136/2409-7136.2021.10.36630

Abstract: The legal grounds for acquisition and revocation of citizenship by persons born and residing on the territory of different states may differ significantly due to historical, political, economic, and other reasons. This article provides a comprehensive analysis of the grounds for revocation of citizenship – denaturalization. The author establishes the factors and circumstances that contribute to termination of the political0legal ties of an individual with the state upon the initiative of the state. The article explores the international legal acts, as well as conducts a comparative analysis of the legislation of different countries on the issues of denaturalization. The author reviews the conditions and restrictions for implementation of the procedure for revocation of citizenship by the state, as well as correlation of such grounds for termination of citizenship as revocation of citizenship and reversal of decision on naturalization. The scientific novelty lies in the conclusion that revocation of citizenship is not prohibited by the international legal acts if there are legal grounds established by the domestic legislation of the country. Such grounds may include unlawful actions of a citizen against public security and national interests, as well as other actions that undermine the fundamentals of the constitutional system. The author offers the open legislative consolidation of the legal institution of denaturalization for the possibility of revocation of citizenship of an individual upon the initiative of the state.
Sidneva A.M. - The specificity of legal regime for implementation of business activity in the territories of advanced socioeconomic development pp. 74-86

DOI:
10.25136/2409-7136.2021.10.36676

Abstract: The subject of this research is the legal regime for implementation of business activity in the territory of advanced socioeconomic development in the Russian Federation. The object of this research is the social relations that arise between the actors in the course of conducting business activity in the territory of advanced socioeconomic development. The article outlines the essential characteristics of the definition of the territory of advanced socioeconomic development based on the available research on the topic and current legislation of the Russian Federation. The author also explores the constituent composition of the territory of advanced socioeconomic development and debating points related to implementation of their rights and responsibilities. The scientific novelty lies in determination of the new theoretical positions towards the fundamentals of legal regulation of business activity in the territory of advanced socioeconomic development, and formulation of recommendations for improving the statutory support of such relations. Having analyzes the legal regulation of business activity conducted in the territory of advanced socioeconomic development, the author determines the specificity of implementation of such activity, as well as characteristics of the territory of advanced socioeconomic development from cognate categories with similar legal regime. The article considers the constituent composition of the territories of advanced socioeconomic development and peculiarities of implementation of their rights and responsibilities.
State institutions and legal systems
Zadorina M.A. - Municipalities and their types in light of the constitutional reform of the fundamentals of territorial organization of the local self-government pp. 87-101

DOI:
10.25136/2409-7136.2021.10.36475

Abstract: This article is dedicated to the classification of municipalities and clarification of the term “municipality” in the current legislation of the Russian Federation on the local self-government. Special attention is given to the problems and trends of territorial organization of local self-government at the present stage of the constitutional-legal development of the Russian Federation. The subject of this research is the constitutional norms and other normative legal acts that regulate the issues of organization of local self-government in the Russian Federation and its constituent entities, as well as legal provisions of the Constitutional Court of the Russian Federation and scientific publications on the topic. The methodological framework is comprised of the logical, comparative, statistical, specific-sociological, and special-legal (formal-legal, technical-legal, interpretation) methods of cognition. It is established that the territorial organization of local self-government in specific municipalities and regions does not always fully correspond with the federal legislation. The author suggests distinguishing between the municipalities of urban, rural, and mixed types, unitary multitarian, simple and complex, universal and special. The recommendations are formulated for the improvement of legislation in terms of terminological apparatus of the local self-government and legal consolidation of types of municipalities. The conclusion is made that the constitutional reform of the local self-government is a consequence of the current trend of shifting away from the settlement principle of territorial organization of local self-government, as well as from the two-level model of territorial organization of the local self-government.
Transformation of legal systems
Makarov V.O. - Regulatory sandboxes: comparative-legal study on the institution of experimental legal regimes in the Russian Federation and regulatory laboratories in Georgia pp. 102-113

DOI:
10.25136/2409-7136.2021.10.36674

Abstract: This article carries out a comparative-legal study of the institution of regulatory sandboxes in the Russian Federation and Georgia. Based on the information acquired upon the request of the National Bank of Georgia, the author examines the normative regulation of regulatory laboratories of Georgia – Decree of the President of the National Bank of Georgia No. 110/04 of May 25, 2020 “On the Approval of Establishment of Regulatory Laboratories by the National Bank of Georgia and their Use", as well as its comparison with the federal law and normative acts that regulate experimental legal regimes in Russia. The application of comparative-legal methods allows determining the similarities and differences in legal regulation and practice of implementation of such institutions in the Russian Federation and Georgia. Description is given to the terminological differences in legislation on legal experiments of the two countries, as well as the differences in the model of legal regulation of the institution of experimental legal regimes: comprehensive regulation by means of the federal law and normative acts in the Russian Federation, and overall regulation solely by the Decree of the President of the National Bank of Georgia. Georgia allows experimental regulation applicable exclusively to financial technologies, while the Russian Federation allows for a broader scope of implementation. This substantiates the differences in the requirements of initiators and authorities that regulate such legal experiments. The conclusion is made on the more successful practice of implementation of legal experiments in the sphere of financial technologies in Georgia, despite the absence of special law or large array of developing legislation.
Семейное право
Parii-Sergeenko E.P. - Typological models of legal regulation of matrimonial relations through the prism of comparative approach in private law pp. 114-125

DOI:
10.25136/2409-7136.2021.10.36621

Abstract: This article outlines a number of typological models of legal regulation of matrimonial relations using the method of comparative-legal analysis. Leaning on the formal-legal approach, analysis is conducted on certain typological models. First and foremost, the author explores the model that is based on inclusion of the norms of family law in the Civil Code. It features two basic modifications that take roots in the reference European codifications of civil law: French (institutional) and German (pandect). Another typological model under review relies on coexistence of the two separate codes within the national legal system: civil and family. The typological distinctness characterizes the model that is based on inclusion of the norms of special statutes dedicated to family law in the Single Civil Code (for example, PRC). The development of family law may take the path of adoption of separate legislative acts (UK, USA). In some instances, federative nature of the country may also affect the development of the system of sources of family law. The countries with pluralistic legal system, either have exclusive jurisdiction over matters of family law (for example, Israel), or stimulate the processes of its modernization through adoption of a special law (for example, India). The author believes that the formal-legal criterion of typology should be correlated with the substantive aspect of the matter. From this perspective, the author highlight the two trends in regulation of matrimonial relations: the first is associated with strengthening of public law principles, while the second is associated with private law principles. The typological model depends on the dynamics of their ratio.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

по
Юридические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Юридические исследования" > Содержание № 10, 2021
Выходные данные сетевого издания "Юридические исследования"
Номер подписан в печать: 15-11-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Даниленко Денис Васильевич, доктор права (Франция), danilenko_d@mail.ru
ISSN: 2409-7136
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 10, 2021
Актуальный вопрос
Дементьева А.А. - Актуальные проблемы проведения проверки сообщения о незаконной банковской деятельности c. 1-8

DOI:
10.25136/2409-7136.2021.10.36539

Аннотация: Статья посвящена вопросам проведения проверки в порядке ст. 144 УПК РФ по сообщениям о преступлениях, предусмотренных ст. 172 УК РФ. Методологическую основу исследования составляют диалектический, логический, формально юридический методы. Нормативную основу исследования образуют Конституция РФ, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство РФ, локальные нормативные акты, регулирующие вопросы проведения проверки на стадии возбуждения уголовного дела. Основное внимание автором уделено вопросам теоретического и прикладного характера, связанным с возбуждением уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 172 УК РФ. В статье анализируются особенности изъятия предметов и документов по данной категории преступлений, рассматриваются цели, задачи и способы изъятия, допустимые процессуальные действия. Рассматриваются вопросы допустимости доказательств, полученных на стадии возбуждения уголовного дела, их роль и значение в последующих стадиях уголовного судопроизводства. Дается оценка сложившимся теоретическим и практическим представлениям на вопрос о возможности производства обыска и выемки до возбуждения уголовного дела. Проводится анализ сложившейся судебно-следственной практики с выводами о необходимости дальнейших изменений. Обосновывается значение соблюдения прав и законных интересов лиц и организаций в ходе досудебного производства по сообщениям о незаконной банковской деятельности, а также недопустимость произвольного вмешательства со стороны правоохранительных органов в законную предпринимательскую деятельность.
Трофимов Е.В., Мецкер О.Г., Паскошев Д.Д. - Индикатор гуманизации правового регулирования: методологическое исследование на больших данных судебной практики по делам о мелком хищении (статья 7.27 КоАП РФ и статья 158.1 УК РФ) c. 9-36

DOI:
10.25136/2409-7136.2021.10.36745

Аннотация: Предметом настоящего исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с совершением мелкого хищения, а также исследовательские средства и методы оценки оптимизации охранительного правового регулирования. В статье обосновывается и апробируется индикатор гуманизации правового регулирования, идентифицируемый и используемый на больших данных судебных актов по административным и уголовным делам о мелком хищении (статья 7.27 КоАП РФ и статья 158.1 УК РФ). Исследование основано на разрабатываемой авторами междисциплинарной методологии, включающей индикаторный подход и комплекс юридических и компьютерных методов исследования (догматический, системного анализа, экспертной оценки, интеллектуального анализа текстов и данных, корреляционного анализа, кластерного анализа, классификации, регрессии и др.).   В результате исследования обоснована необходимость рассматривать гуманизацию охранительного правового регулирования в контексте сбалансированных интересов всех сторон, принимающих участие в юридическом конфликте, а именно: государства (общества), заинтересованного в эффективной превентивной функции охранительного правового регулирования; потерпевшего, заинтересованного в возмещении причиненного ему ущерба; правонарушителя, заинтересованного в назначении справедливого наказания, соразмерного по своей суровости фактическим обстоятельствам дела. Этим интересам были сопоставлены эмпирические данные и знания, извлекаемые из больших массивов судебных актов, а также соответствующие методы исследования. Использование индикатора гуманизации на больших данных дел о мелком хищении показало, что: административная ответственность в целом более гуманна, чем уголовная (по трем из четырех показателей); наличествует несоразмерность репрессии в уголовных делах; уровень гуманизма к потерпевшему в делах об административных правонарушениях крайне низок; индивидуализация уголовного наказания ниже, чем административного, несмотря на более сложную, длительную и дорогостоящую форму уголовного судопроизводства.
Судебная система: практика принятия решений
Топилина Т.А. - Обеспечение доступа к правосудию для рассмотрения уголовно-процессуального спора в суде кассационной инстанции c. 37-48

DOI:
10.25136/2409-7136.2021.10.36737

Аннотация: В статье анализируются проблемы реализации права на доступ к правосудию для рассмотрения уголовно-процессуального спора в суде кассационной инстанции. Автор подробно анализирует законодательство стран постсоветского пространства по вопросу обеспечения доступа к правосудию для рассмотрения уголовно-процессуального спора в суде кассационной инстанции. Предметом исследования выступают нормы российского и зарубежного законодательства, регулирующие право на доступ к правосудию в уголовном процессе. Объектом исследования являются правоотношения, возникающие при реализации права на доступ к правосудию. При написании работы были использованы: универсальный системный метод познания, сравнительно-правовой, формально-юридический, статистический методы, а также метод логического анализа нормативно-правовых актов. Показано, что ограничением для доступа к правосудию для рассмотрения уголовно-процессуального спора в суде кассационной инстанции является ограничение срока на подачу кассационной жалобы для осужденного, а также для рассмотрения промежуточных судебных решений процедура оценки кассационной жалобы без проведения судебного заседания.Обоснован вывод о необходимости для рассмотрения вступивших в силу итоговых судебных решений отказаться от ограничения срока на подачу кассационной жалобы для осужденного, а для рассмотрения промежуточных судебных решений следует устранить процедуру оценки кассационной жалобы на промежуточное судебное решение без проведения судебного заседания.
Уголовный закон и правопорядок
Пантелеева Е.В. - Уголовно-процессуальное понятие невиновности c. 49-58

DOI:
10.25136/2409-7136.2021.10.36769

Аннотация: Понятие «невиновность» является важной категорией уголовного судопроизводства, поскольку, как и «виновность», представляет собой основной вопрос, разрешаемый в ходе производства по уголовному делу. Вместе с тем данный термин остается недостаточно разработанным в теории и законодательстве. В статье рассматриваются значения, в которых понятие «невиновность» употребляется в тексте действующего уголовно-процессуального закона. С помощью анализа норм УПК РФ, определяющих предмет доказывания, регулирующих вопросы вынесения вердикта присяжными заседателями, постановления приговора суда, а также правовых предписаний УК РФ, выявляется ряд проблем, связанных с нормативным пониманием невиновности. В результате проведенного сравнительного исследования ст. ст. 73, 299, 339, 302 УПК РФ найдены противоречия в объеме используемых в них понятий виновности и невиновности. Разграничено фактическое и юридическое понимание невиновности, обоснована необходимость существования особого вида – презюмирующей невиновности. Аргументирована возможность признания подсудимого невиновным оправдательным вердиктом присяжных заседателей. В целях совершенствования правовой определенности дана авторская дефиниция понятию невиновности. Сделан вывод о том, что проблемы, связанные с нормативным пониманием невиновности, вызывают трудности в правоприменении, а их разрешение способно повлиять на правильность установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания, и точность формулировок суда в итоговом решении по делу.
Человек и государство
Пронякина С.Ю. - Лишение гражданства как особое основание прекращения правовой связи с государством c. 59-73

DOI:
10.25136/2409-7136.2021.10.36630

Аннотация: Правовые основания приобретения и прекращения гражданства лицами, рожденными и проживающими на территории разных государств, могут существенно отличаться друг от друга в силу исторических, политических, экономических и иных причин. В настоящей статье автором всесторонне исследовано одно из оснований прекращения гражданства - лишение гражданства. Автором определены причины и обстоятельства, которые приводят к прекращению политико-правовой связи лица с государством по инициативе государства. Методологическую основу исследования составляют следующие методы познания: системный правовой анализ, формально-логический, прогностический, сравнительный правовой анализ, формально-юридический анализ. Автором изучены международные правовые акты, а также проведен сравнительный анализ законодательства разных стран, регулирующего вопросы прекращения гражданства. В статье проанализированы условия и ограничения для применения государством процедуры лишения гражданства, изучено соотношение таких оснований прекращения гражданства как лишение гражданства и отмена решения о приеме в гражданство. Научная новизна исследования заключается в том, что автором статьи сделан вывод, что лишение гражданства не запрещено международными правовыми актами при наличии законных оснований, установленных внутренним законодательством страны. Такими основаниями могут являться незаконные действия гражданина против общественной безопасности и национальных интересов, а также иные действия, подрывающие основы конституционного строя. Автор предлагает открытое законодательное закрепление правового института лишения гражданства для возможности прекращения гражданства отдельных лиц по инициативе государства.
Сиднева А.М. - Специфика правового режима осуществления предпринимательской деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития c. 74-86

DOI:
10.25136/2409-7136.2021.10.36676

Аннотация: Предметом исследования является правовой режим осуществления предпринимательской деятельности на территории опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации. В качестве объекта исследования выступают общественные отношения, складывающиеся между субъектами в ходе ведения предпринимательской деятельности на территории опережающего социально-экономического развития. В статье делается попытка обозначить существенные признаки рассматриваемой дефиниции территории опережающего социально-экономического развития на основании существующих исследований, а также действующего законодательства Российской Федерации. Также рассмотрен субъектный состав территории опережающего социально-экономического развития и дискуссионные вопросы относительно осуществления ими прав и обязанностей. В ходе исследования используются как общенаучные (классификация, анализ, обобщение), так и специальные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы. Научная новизна заключается в определении новых теоретических позиций к раскрытию основы правового регулирования осуществления предпринимательской деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, и разработке положений по совершенствованию нормативного правового обеспечения данных отношений. Выводы, полученные в ходе исследования: после проведения исследования правового регулирования предпринимательской деятельности, осуществляемой на территории опережающего социально-экономического развития, была выявлена специфика осуществления данной деятельности, а также отличительные элементы рассматриваемой территории от смежных категорий с аналогичным правовым режимом. Автором рассмотрен субъектный состав территорий опережающего социально-экономического развития и особенности осуществления ими прав и обязанностей.
Государственные институты и правовые системы
Задорина М.А. - Муниципальные образования и их виды в свете конституционной реформы основ территориальной организации местного самоуправления c. 87-101

DOI:
10.25136/2409-7136.2021.10.36475

Аннотация: Статья посвящена вопросам классификации муниципальных образований и конкретизации значения в текущем законодательстве Российской Федерации о местном самоуправлении термина «муниципальное образование». Особое внимание уделено проблемам и тенденциям территориальной организации местного самоуправления на современном этапе конституционно-правового развития России. Предметом исследования выступают нормы Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы организации местного самоуправления в России и ее субъектах, правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, научные публикации по рассматриваемому кругу вопросов. Методологическую основу исследования составляют логический, сравнительный, статистический, конкретно-социологический и специально-юридические (формально-юридический, технико-юридический, толкования) методы познания. Установлено, что территориальная организация местного самоуправления в отдельно взятых муниципальных образованиях и регионах не всегда в полной мере соответствует федеральному законодательству. Предложено выделять муниципальные образования городского, сельского и смешанного типов, унитарные и мультитарные, простые и сложные, универсальные и специальные. Сформулированы предложения по совершенствованию законодательства в части терминологического аппарата местного самоуправления и правового закрепления видов муниципальных образований. Сделан вывод о том, что конституционная реформа местного самоуправления является следствием существующей тенденции ухода от поселенческого принципа территориальной организации местного самоуправления и постепенного отказа от двухуровневой модели территориальной организации местного самоуправления.
Трансформация правовых систем
Макаров В.О. - Регулятивные песочницы: сравнительно-правовое исследование института экспериментальных правовых режимов в Российской Федерации и регуляторных лабораторий в Грузии c. 102-113

DOI:
10.25136/2409-7136.2021.10.36674

Аннотация: В статье проводится сравнительно-правовое исследование института регулятивных песочниц в Российской Федерации и Грузии. На основе полученной по запросу информации от Национального банка Грузии, анализируется нормативное регулирование регуляторных лабораторий Грузии – указа Президента Национального банка Грузии №110/04 от 25.05.2020 г. «Об утверждении Положения об установлении основ регулирования регуляторных лабораторий Национальным банком Грузии и их использовании», а также его сравнение с федеральным законом и подзаконными нормативными правовыми актами, регулирующими экспериментальные правовые режимы в России. Основным методом исследования является сравнительно-правовой, с помощью которого выделяются общие черты и отличия правового регулирования и практики реализации сравниваемых институтов в Российской Федерации и Грузии.   В работе описываются терминологические различия в законодательстве о правовых экспериментах двух государств, а также отличия в модели правового регулирования исследуемого института: подробное регулирование посредством федерального закона и подзаконных нормативных правовых актов в Российской Федерации и общее регулирование лишь одним указом Президента Национального банка Грузии. При этом российское законодательство допускает обширную сферу применения и внедрения экспериментальных правовых режимов, тогда как экспериментальное регулирование в Грузии применимо исключительно к сфере финансовых технологий, что обуславливает описываемые в работе отличия в части требований инициаторов и системы органов, осуществляющих правовое регулирование правовых экспериментов. Делается вывод о более успешной практике реализации правовых экспериментов в финтех сфере в Грузии, несмотря на отсутствие специального закона или большого массива развивающего законодательства.
Семейное право
Парий-Сергеенко Е.П. - Типологические модели правового регулирования брачно-семейных отношений в свете компаративистского подхода в сфере частного права c. 114-125

DOI:
10.25136/2409-7136.2021.10.36621

Аннотация: В статье предпринята попытка выделения ряда типологических моделей правового регулирования брачно-семейных отношений посредством метода сравнительно-правового анализа. Взяв за основу формально-юридический подход, автор анализирует ряд типологических моделей. Прежде всего, выделена модель, основанная на включении норм семейного права в гражданский кодекс. Она имеет две базовые модификации, которые восходят к эталонным европейским кодификациям гражданского права: французской (институционнной) и германской (пандектной). Следующая типологическая модель основывается на существовании в национальной правовой системе двух самостоятельных кодексов: гражданского и семейного. Типологическое своеобразие отличает модель, основанную на включении норм специальных законов, посвящённых семейному праву, в единый гражданский кодекс (пример КНР).    Развитие семейного права может идти по пути принятия отдельных законодательных актов (Великобритания, США). Федеративный характер государства в ряде случаев также может оказывать влияние на развитие системы источников семейного права. В юридических системах, которым присущ правовой плюрализм, законодатель может либо отказаться от правового регулирования семейного права, исключив его из сферы действия гражданского права (пример Израиля), либо, посредством принятия специального закона, стимулировать процессы его модернизации (пример Индии).По мнению автора, формально-юридический критерий типологии должен быть соотнесён с содержательной стороной вопроса. С этих позиций можно выделить развитие двух тенденций регулирования брачно-семейных отношений. Первая связана с усилением публично-правовых начал, вторая – частноправовых. Причём, в зависимости от динамики их соотношения можно говорить о соответствующей типологической модели.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"