по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Рецензирование за 24 часа – как это возможно? > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Юридические исследования
Правильная ссылка на статью:

Участие прокуратуры в обеспечении конституционной законности в формировании законодательства Российской Федерации
Жидких Анатолий Александрович

кандидат юридических наук

ведущий научный сотрудник, Научно-исследовательский институт Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации

123022, г. Москва, 2-ая Звенигородская ул., д. 15

Zhidkikh Anatolii Aleksandrovich

PhD in Law

leading scientific researcher, Scientific Research Institute - Academy of Prosecution General of the Russian Federation.

Russia, 123022, Moskva, 2ya Zvenigorodskaya, d. 15.

zdoc1953@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

Аннотация.

Участие прокуратуры в обеспечении конституционной законности в формировании законодательства РФ. В статье рассматривается ряд аспектов указанной деятельности органов прокуратуры. Анализируется понятие законности в широком и узком понимании, ее соотношение с международным правом и значение в правотворческой деятельности в Российской Федерации. Исследуется участие в обеспечении законности в правотворчестве различных государственных органов. Оценивается вклад прокуроров в укрепление конституционной законности в формировании системы позитивного права России. Рассматривается использование средств прокурорского реагирования для нарушения конституционной законности в правотворческом процессе. Освещается вклад в обеспечение законности непосредственное участие прокуратуры в правотворческой деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Отмечено значение в обеспечении конституционной законности устранения прокурорами коррупциогенных факторов из проектов нормативных правовых актов. Анализируется имеющиеся проблемы осуществления рассматриваемой деятельности прокуроров. Одной из таких проблем является устранение нарушений Конституции Российской Федерации из проектов нормативных правовых актов.

Ключевые слова: прокуратура, Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации, конституционная законность, прокурорский надзор, правотворчество, устранение противоречий, коррупциогенные факторы, судебный конституционный нормоконтроль, правотворческие предложения прокуроров

DOI:

10.7256/2305-9699.2013.11.9685

Дата направления в редакцию:

23-09-2013


Дата рецензирования:

24-09-2013


Дата публикации:

1-11-2013


Abstract.

The article is devoted to participation of the prosecution in guaranteeing of constitutional lawfulness in the process of legislative formation in the Russian Federation. The article concerns a number of aspects of these prosecutor activities. The author analyzes the term lawfulness in its broad and narrow meanings, its correlation with international law and its value within the law-making activities in the Russian Federation. The author also studies the lawfulness guarantees  in the law-making by various state bodies. The author evaluates the input of prosecutors into protection of constitutional lawfulness within the process of formation of a positive law system of the Russian Federation, as well as the use of prosecutor control against violations of constitutional lawfulness in the law-making process.  The author also discusses direct participation of prosecution in the law-making activities of the state government and municipal bodies. The author then points out the value of prosecutor activities in eliminating corruption-generating factors in the sphere of legislative drafting, and analyzes the topical issues of implementation of such prosecutor activities.  One of such topical issues is elimination of contradictions with the Constitution of the Russian Federation from the drafts of normative legal documents.

Keywords:

prosecution, the Constitution of the Russian Federation, legislation of the Russian Federation, constitutional lawfulness, prosecutor supervision, law-making, elimination of contradictions, corruption-generating factors, judicial constitutional norm-control, law-making proposals by prosecutors

Конституцией РФ установлено, что она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны. При этом издаваемые в Российской Федерации (далее – РФ) правовые акты не должны противоречить Основному закону. В то же время государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ (ч. 1, 2 ст. 5).

Между тем действующая Конституция РФ не содержит понятия «конституционная законность». Притом это понятие изменяется по мере развития отечественной государственности и основного предмета правозащиты

[1]. Конституцией РФ 1993 г. в качестве такого предмета определены человек, его права и свободы (ст. 2).

В юридической науке широкое понимание конституционной законности характеризует ее как политико-правовой режим, обеспечивающий соблюдение Конституции РФ всеми участниками общественных отношений[2] Сторонники узкого подхода подразумевают под конституционной законностью соответствие норм законов конституционным положениям[3]. Кроме того, особенностью указанного правового режима является обеспечение соответствия основных законов субъектов РФ федеральной Конституции[4].

Обеспечение конституционной законности представляет собой комплекс правовых средств, с помощью которых правоприменение осуществляется в строгом и неуклонном соответствии с нормами Конституции РФ[5]. К числу таких средств относится реализация конституционных предписаний в нормативных правовых актах государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц. Одновременно конституционные нормы определяют направление правового регулирования общественных отношений и устанавливают основные начала правотворчества[6]. Важно и то, что конституционная законность должна обеспечиваться на всех стадиях правотворческого процесса[7]: инициирования, разработки, принятии и обнародования нормативных правовых актов. Она предполагает также действия всех участников правотворчества в соответствии с полномочиями и процедурами, определенными Конституцией РФ. Наряду с этим должна обеспечиваться установленная Основным законом соподчиненность нормативных правовых актов.

Следует добавить, что в Конституции РФ 1993 г. закреплен приоритет международного права в российском законодательстве (ч. 4 ст. 15). При этом общепризнанные принципы и нормы международного права, имеющие наиболее общий характер, не имеют преимущества перед законодательством РФ. Над внутригосударственными правовыми нормами преобладают лишь положения международных договоров РФ[8].

Предмет обеспечения конституционной законности составляют выявление, пресечение, устранение и предупреждение нарушений Конституции РФ. Первостепенными объектами этой работы служат основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина.

Следует отметить, что конституция становится ядром законности, если ее нормы воплощаются в правовых актах, в первую очередь, органов власти и должностных лиц[9]. Причем Конституция РФ устанавливает формы нормативных правовых актов и принципы, на которых они должны основываться и которым не могут противоречить[10].

Нужно сказать и о превентивной роли обеспечения конституционной законности, которая заключается в соблюдении норм Конституции РФ при подготовке и издании нормативных правовых актов всеми государственными и муниципальными органами и должностными лицами. Примечательно, что предупредительное значение конституционной законности связывают уже с принятием Основного закона, когда закладываются предпосылки для его соблюдения[11]. Конституция должна закреплять основные закономерности развития общества и быть продуманной моделью организации всех сфер его жизни с разной степенью конкретизации[12]. При этом конституционная законность является равнодействующей общего интереса. Она обеспечивает реализацию прав и свобод человека и гражданина и интересов гражданского общества[13].

Заметим также, что обеспечение конституционной законности предполагает соответствие нормативных правовых актов, издаваемых в Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, являющимся составной частью отечественной правовой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

В обеспечении конституционной законности участвуют практически все органы государства, органы местного самоуправления и должностные лица. Гарантом Конституции РФ является Президент РФ (ч. 1 ст. 80 Конституции РФ). Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что деятельность органов государственной власти субъектов РФ должна осуществляться в соответствии с принципом верховенства Конституции РФ (пп. «в» п. 1 ст. 1). Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ (ч. 4 ст. 7).

Вместе с тем имеются специализированные органы государства, для которых обеспечение конституционной законности является одной из главных задач. Так, Федеральным законом от 11.01.1992 № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 17.11.1995 г., далее – Закон о прокуратуре) самостоятельным предметом надзора за исполнением законов определено соблюдение Конституции РФ (п. 1 ст. 21). Поясним, что оно является формой реализации конституционной законности и представляет собой поведение участников общественных отношений в соответствии с нормами Основного закона.

Органы прокуратуры участвуют во всех формах обеспечения конституционной законности в формировании законодательства РФ.

Поясним, что указанная деятельность, на наш взгляд, предполагает исключение противоречий Конституции РФ из системы права. Поэтому конституционная законность в формировании законодательства РФ обеспечивается, в том числе, средствами надзорной деятельности прокуроров. Существенно, что акты прокурорского реагирования на нарушения Конституции РФ основываются на ее положениях, а не только на детализирующих их нормах федеральных законов. Обратим внимание, что только в первой половине 2013 г. прокурорами выявлено свыше 2,8 млн. нарушений конституционных установлений, закрепляющих права и свободы человека и гражданина, в том числе почти 260 тыс. незаконных правовых актов. Не менее значимо и то, что устранение противоречий нормам Конституции РФ влечет воздержание от их нарушения в ходе разработки и принятия нормативных правовых актов.

Поэтому в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» от 07.12.2007 № 195 прокуроры обеспечивают надзор за соответствием нормативных правовых актов субъектов РФ и муниципальных правовых актов Конституции РФ (п. 4). Помимо этого, в случае выявления несоответствия постановлений Правительства РФ положениям Конституции РФ они вправе представлять материалы Генеральному прокурору РФ (п. 20), который информирует об этом Президента РФ (п. 3 ст. 24 Закона о прокуратуре).

Руководствуясь п. 2.2 приказа Генерального прокурора РФ от 02.10.2007 № 155 (ред. от 29.10.2012) «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления», прокуроры в ситуациях принятия в регионах нормативных правовых актов, противоречащих Конституции РФ, реагируют на них путем принесения протестов. Затем они контролируют исполнение и добиваются реализации заявленных ими требований о приведении нормативных правовых актов в соответствие с Конституцией РФ. Если органом власти или должностным лицом субъекта РФ либо муниципального образования в установленный срок не приняты меры к устранению нарушения Конституции РФ в изданном ими правовом акте, который признан судом неконституционным, прокуроры инициируют применение конституционно-правовой ответственности.

Законом о прокуратуре на прокуроров возложено участие в правотворческой деятельности. При этом одной из целей выполнения ими такой работы является обеспечение законности (п. 2, 4 ст. 1, ст. 9).

Согласно п. 4.1 приказа Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» от 07.12.2007 № 195 для предотвращения принятия законодательными (представительными) органами субъектов РФ нормативных актов, противоречащих Конституции РФ, прокуроры непосредственно участвуют правотворческой деятельности. Ими самостоятельно и совместно с другими органами власти разрабатываются проекты нормативных правовых актов, составляются заключений на поступающие к ним проекты таких документов, принимается участие в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления. В соответствии с п. 6.1 Положения об организации правотворческой деятельности в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденным приказом Генерального прокурора РФ от 17.09.2007 № 144, одной из основных задач участия прокуратуры в правотворчестве является предотвращение принятия органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления нормативных правовых актов, противоречащих Конституции РФ. В связи с этим только в первой половине 2013 г. прокурорами внесены в планы законопроектной (нормопроектной) работы органов власти предложения о разработке 110 нормативных правовых актов субъектов РФ и свыше 3,1 тыс. муниципальных правовых актов. Одновременно ими внесены представления и направлены информационные письма о необходимости приведения в соответствие с федеральным законодательством более 350 нормативных правовых актов субъектов РФ и свыше 43,5 тыс. таких актов органов местного самоуправления. Подготовлено и внесено с использованием предоставленного конституциями (уставами) субъектов РФ права законодательной инициативы 168 законопроектов, из которых принято 110 (остальные рассматриваются) и более 7,5 тыс. проектов муниципальных правовых актов. Разработано 5 модельных правовых актов субъектов РФ и почти 2,8 тыс. подобных актов для органов местного самоуправления. Составлено отрицательных заключений с указанием на нарушения федерального или регионального законодательства на более чем 3 тыс. проектов нормативных правовых актов субъектов РФ и свыше 23,5 тыс. проектов муниципальных правовых актов. Прокуроры участвовали в 4,6 тыс. заседаний органов государственной власти субъектов РФ и 35,2 тыс. заседаний органов местного самоуправления, их комиссий, рабочих групп, связанных с обсуждением нормативных правовых актов. При игнорировании их замечаний прокуроры протесты, внесли представления и предъявили требования об изменении по 43 нормативным правовым актам субъектов РФ и более 877 актам органов местного самоуправления. Наряду с этим ими направлены в суд заявления о признании недействующими 12 нормативных правовых актов субъектов РФ и 35 проектов муниципальных правовых актов.

Прокуроры участвуют в судебном конституционном нормоконтроле. Законом о прокуратуре предусмотрено право Генерального прокурора РФ по жалобам граждан на нарушениях их конституционных прав и свобод на обращение в Конституционный Суд РФ с заявлением о проверке конституционности законов (п. 6 ст. 35). В соответствии с п. 2.7 приказа Генерального прокурора РФ от 02.10.2007 № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» прокуроры субъектов РФ при необходимости оспаривания незаконных положений региональных конституций (уставов) направляют в Генеральную прокуратуру РФ проект запроса в Конституционный Суд РФ. Однако перед этим они пытаются урегулировать ситуацию путем последовательного диалога с высшим должностным лицом и законодательным (представительным) органом субъекта РФ посредством опротестования таких актов, переписки, рабочих встреч, выступлений на заседаниях представительных и исполнительных органов публичной власти.

Нужно отметить устранения прокурорами в ходе обеспечения конституционной законности в формировании законодательства РФ коррупциогенных факторов. Так, согласно п. 8.2 приказа Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» они уделяют особое внимание противодействию коррупции. Исходя из п. 1.3 приказа Генерального прокурора РФ от 24.11.2008 № 243 «Об участии органов прокуратуры в законодательной работе законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормотворческой деятельности органов местного самоуправления», прокуроры вносят предложения о корректировке планов законопроектной работы указанных органов власти и при необходимости инициируют ими рассмотрение актуальных вопросов борьбы с коррупцией. Положение об организации правотворческой деятельности в органах прокуратуры Российской Федерации возложило на прокуроров анализ поступающих к ним проектов нормативных правовых актов на предмет коррупционной деятельности субъектов правоприменения (п. 3.3).

Однако нужно признать наличие определенных недостатков, снижающих эффективность участия прокуроров в обеспечении конституционной законности в формировании законодательства РФ.

К сожалению, не все прокуроры субъектов РФ в необходимых случаях используют предоставленное им конституциями (уставами) субъектов РФ право законодательной инициативы, проявляют инициативу в совершенствовании федерального и регионального законодательства.

В докладных записках прокуроров субъектов РФ об итогах работы за год до настоящего времени практически отсутствуют сведения об обеспечении ими конституционной законности. Такую деятельность прокуроры до сих пор сводят к надзору за соблюдением отдельных конституционных прав и свобод граждан и за соответствием Конституции РФ законодательных и иных правовых актов субъектов РФ. В то же время нужно признать, что устранение нарушений норм Конституции РФ в региональном законодательстве и муниципальных правовых актах по-прежнему является актуальной задачей органов прокуратуры[14]. Вспомним, что Президент РФ В.В. Путин на Всероссийском совещании прокуроров 11 января 2001 г. положительно оценил приведение по инициативе прокуратуры в соответствие с Конституцией РФ 60 конституций и уставов субъектов РФ. Пристальное внимание при этом уделялось обеспечению установленного Конституцией РФ разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

Кроме того, несмотря на два десятилетия, прошедших со времени принятия Конституции РФ, граждане недостаточно представляют себе необходимость ее соблюдения. Невысока правовая культура и многих должностных лиц. Поэтому обеспечение конституционной законности в современных условиях невозможно без участия прокуроров в правовом просвещении. В преамбуле приказа Генерального прокурора РФ от 10.09.2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению» подчеркнуто, что имеется насущная потребность в повышении правовой культуры общества. Причем эта задача выполнима лишь совместными усилиями прокуратуры, иных органов власти и общественных объединений на системной долговременной основе[15]. Так, в первой половине 2013 г. прокурорами проведено почти 108 тыс. лекций, бесед и иных мероприятий по правовому просвещению, принято участие в 50,6 тыс. мероприятий, проведенных иными организациями.

Изложенное свидетельствует, на наш взгляд, что прокуратура является необходимым и востребованным элементом системы обеспечения конституционной законности в формировании законодательства РФ.

Библиография
1.
Корельского В.М. , Перевалов В.Д. Теория государства и права / Екатеринбург, 1996. С. 435.
2.
Капука С. Проблемы общего надзора прокуратуры России за законностью // Право и жизнь. 1999. № 22. С. 67.
3.
Чиркин В.Е. Современное государство. М.: Международные отношения, 2001. С. 302.
4.
Куленко О.И. Соотношение законности и конституционной законности // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 4.
5.
Варлен М.В. Реализация принципа конституционной законности в деятельности законодательных органов субъектов России // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 3. С. 36.
6.
Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М.: Юристъ, 2001. С. 79.
7.
Зражевский А.Д., Стародубцева И.А. Конституционный уровень механизма реализации принципа законности в деятельности органов государственной власти // Конституционное и муниципальное право. 2012. №
8.
С. 22. 8. Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. М., 2002. С. 66.
9.
Голощапов А. Прямое действие конституционных норм и принципов // Законность. 2004. № 4.
10.
Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М.: РЮИД, 2000. С. 212.
11.
Колосова Н.М. Обеспечение конституционности законности. В кн.: Законность в Российской Федерации / Тихомиров Ю.А., Сухарев А. Я., Демидов И. Ф. М.: Спарк, 1998.
12.
Евдокимова Е.Г., Ромашов Р.А. Правовой режим законности: теория и история // Правоведение. 2001. № 5. С. 265.
13.
Бессарабов В., Рыбчинский А. Прокуратура России: федерализм и конституционная законность // Законность. 2001. № 7.
14.
Ашурбеков Т. Прокурорский надзор за соблюдением Конституции // Законность. 2006. № 7 Винокуров А.Ю.. Прокурорский надзор за исполнением законов полицией: предмет и пределы осуществления // Полицейская деятельность. – 2013. – № 3. – С. 104-107. DOI: 10.7256/2222-1964.2013.3.7998.
15.
Н.В. Субанова. Прокурорский надзор за исполнением законов о разрешительной системе как направление обеспечения национальной безопасности // Национальная безопасность / nota bene. – 2012. – № 6. – С. 104-107. 15. Винокуров А.Ю.. Административное преследование как функция прокуратуры Российской Федерации // Административное и муниципальное право. – 2012. – № 10. – С. 104-107.
16.
А. А. Гурин. Актуальные вопросы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими управление в сфере предпринимательской деятельности // Право и политика. – 2012. – № 1. – С. 104-107.
17.
Будай С.Н.. Вопросы организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции // Полицейская деятельность. – 2011. – № 5. – С. 104-107.
18.
А. А. Гурин. Проблемы и перспективы взаимодействия прокуратуры с правоохранительными органами и субъектами предпринимательства по вопросам исполнения законов органами управления в сфере предпринимательской деятельности // Право и политика. – 2011. – № 12. – С. 104-107.
19.
В. Г. Бессарабов, Е. А. Винокурова, А. А. Жидких. Участие прокуратур субъектов Российской Федерации и отделов. // Право и политика. – 2005. – № 5.
20.
Винокуров Ю.Е., Плешаков А.М.. К вопросу о методическом обеспечении прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства // Административное и муниципальное право. – 2011. – № 11. – С. 104-107.
21.
Л. В. Щербакова. Реализация правозащитной функции прокуратуры в рамках гражданского процесса. // Политика и Общество. – 2010. – № 8.
22.
Ю.Е. Винокуров, А.М. Плешаков. Участие в правотворчестве как сам остоятельное направление прокурорской деятельности // Административное и муниципальное право. – 2011. – № 12. – С. 104-107
23.
Дмитриев Д.А., Кудашкин А.В. Антикоррупционная экспертиза, проводимая органами прокуратуры. Вопросы совершенствования правового регулирования // NB: Административное право и практика администрирования.-2013.-3.-C. 158-177. DOI: 10.7256/2306-9945.2013.3.710. URL: http://www.e-notabene.ru/al/article_710.html
24.
Жидких А.А. Участие прокуратуры в обеспечении конституционной законности в формировании законодательства Российской Федерации // NB: Вопросы права и политики.-2013.-11.-C. 51-63. DOI: 10.7256/2305-9699.2013.11.9685. URL: http://www.e-notabene.ru/lr/article_9685.html
25.
Чхутиашвили Л.В. Перспективы развития и нормативно-правовое регулирование экологического аудита в РФ // NB: Экономика, тренды и управление.-2012.-1.-C. 131-153. URL: http://www.e-notabene.ru/etc/article_530.html
26.
Жидких А.А. Правовое регулирование и практика участия зарубежной прокуратуры в правотворчестве // NB: Вопросы права и политики. — 2013.-№ 10.-С.104-130. DOI: 10.7256/2305-9699.2013.10.807. URL: http://e-notabene.ru/lr/article_807.htm
References (transliterated)
1.
Korel'skogo V.M. , Perevalov V.D. Teoriya gosudarstva i prava / Ekaterinburg, 1996. S. 435.
2.
Kapuka S. Problemy obshchego nadzora prokuratury Rossii za zakonnost'yu // Pravo i zhizn'. 1999. № 22. S. 67.
3.
Chirkin V.E. Sovremennoe gosudarstvo. M.: Mezhdunarodnye otnosheniya, 2001. S. 302.
4.
Kulenko O.I. Sootnoshenie zakonnosti i konstitutsionnoi zakonnosti // Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo. 2007. № 4.
5.
Varlen M.V. Realizatsiya printsipa konstitutsionnoi zakonnosti v deyatel'nosti zakonodatel'nykh organov sub''ektov Rossii // Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo. 2012. № 3. S. 36.
6.
Kutafin O.E. Predmet konstitutsionnogo prava. M.: Yurist'', 2001. S. 79.
7.
Zrazhevskii A.D., Starodubtseva I.A. Konstitutsionnyi uroven' mekhanizma realizatsii printsipa zakonnosti v deyatel'nosti organov gosudarstvennoi vlasti // Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo. 2012. №
8.
S. 22. 8. Kutafin O.E. Istochniki konstitutsionnogo prava Rossiiskoi Federatsii. M., 2002. S. 66.
9.
Goloshchapov A. Pryamoe deistvie konstitutsionnykh norm i printsipov // Zakonnost'. 2004. № 4.
10.
Avak'yan S.A. Konstitutsiya Rossii: priroda, evolyutsiya, sovremennost'. M.: RYuID, 2000. S. 212.
11.
Kolosova N.M. Obespechenie konstitutsionnosti zakonnosti. V kn.: Zakonnost' v Rossiiskoi Federatsii / Tikhomirov Yu.A., Sukharev A. Ya., Demidov I. F. M.: Spark, 1998.
12.
Evdokimova E.G., Romashov R.A. Pravovoi rezhim zakonnosti: teoriya i istoriya // Pravovedenie. 2001. № 5. S. 265.
13.
Bessarabov V., Rybchinskii A. Prokuratura Rossii: federalizm i konstitutsionnaya zakonnost' // Zakonnost'. 2001. № 7.
14.
Ashurbekov T. Prokurorskii nadzor za soblyudeniem Konstitutsii // Zakonnost'. 2006. № 7 Vinokurov A.Yu.. Prokurorskii nadzor za ispolneniem zakonov politsiei: predmet i predely osushchestvleniya // Politseiskaya deyatel'nost'. – 2013. – № 3. – S. 104-107. DOI: 10.7256/2222-1964.2013.3.7998.
15.
N.V. Subanova. Prokurorskii nadzor za ispolneniem zakonov o razreshitel'noi sisteme kak napravlenie obespecheniya natsional'noi bezopasnosti // Natsional'naya bezopasnost' / nota bene. – 2012. – № 6. – S. 104-107. 15. Vinokurov A.Yu.. Administrativnoe presledovanie kak funktsiya prokuratury Rossiiskoi Federatsii // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. – 2012. – № 10. – S. 104-107.
16.
A. A. Gurin. Aktual'nye voprosy prokurorskogo nadzora za ispolneniem zakonov organami, osushchestvlyayushchimi upravlenie v sfere predprinimatel'skoi deyatel'nosti // Pravo i politika. – 2012. – № 1. – S. 104-107.
17.
Budai S.N.. Voprosy organizatsii vzaimodeistviya federal'nykh organov ispolnitel'noi vlasti s pravookhranitel'nymi organami v sfere protivodeistviya korruptsii // Politseiskaya deyatel'nost'. – 2011. – № 5. – S. 104-107.
18.
A. A. Gurin. Problemy i perspektivy vzaimodeistviya prokuratury s pravookhranitel'nymi organami i sub''ektami predprinimatel'stva po voprosam ispolneniya zakonov organami upravleniya v sfere predprinimatel'skoi deyatel'nosti // Pravo i politika. – 2011. – № 12. – S. 104-107.
19.
V. G. Bessarabov, E. A. Vinokurova, A. A. Zhidkikh. Uchastie prokuratur sub''ektov Rossiiskoi Federatsii i otdelov. // Pravo i politika. – 2005. – № 5.
20.
Vinokurov Yu.E., Pleshakov A.M.. K voprosu o metodicheskom obespechenii prokurorskogo nadzora za ispolneniem ekologicheskogo zakonodatel'stva // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. – 2011. – № 11. – S. 104-107.
21.
L. V. Shcherbakova. Realizatsiya pravozashchitnoi funktsii prokuratury v ramkakh grazhdanskogo protsessa. // Politika i Obshchestvo. – 2010. – № 8.
22.
Yu.E. Vinokurov, A.M. Pleshakov. Uchastie v pravotvorchestve kak sam ostoyatel'noe napravlenie prokurorskoi deyatel'nosti // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. – 2011. – № 12. – S. 104-107
23.
Dmitriev D.A., Kudashkin A.V. Antikorruptsionnaya ekspertiza, provodimaya organami prokuratury. Voprosy sovershenstvovaniya pravovogo regulirovaniya // NB: Administrativnoe pravo i praktika administrirovaniya.-2013.-3.-C. 158-177. DOI: 10.7256/2306-9945.2013.3.710. URL: http://www.e-notabene.ru/al/article_710.html
24.
Zhidkikh A.A. Uchastie prokuratury v obespechenii konstitutsionnoi zakonnosti v formirovanii zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii // NB: Voprosy prava i politiki.-2013.-11.-C. 51-63. DOI: 10.7256/2305-9699.2013.11.9685. URL: http://www.e-notabene.ru/lr/article_9685.html
25.
Chkhutiashvili L.V. Perspektivy razvitiya i normativno-pravovoe regulirovanie ekologicheskogo audita v RF // NB: Ekonomika, trendy i upravlenie.-2012.-1.-C. 131-153. URL: http://www.e-notabene.ru/etc/article_530.html
26.
Zhidkikh A.A. Pravovoe regulirovanie i praktika uchastiya zarubezhnoi prokuratury v pravotvorchestve // NB: Voprosy prava i politiki. — 2013.-№ 10.-S.104-130. DOI: 10.7256/2305-9699.2013.10.807. URL: http://e-notabene.ru/lr/article_807.htm
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"