Статья 'Некоторые проблемы конструирования и понимания политико-правового идеала ' - журнал 'Юридические исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Юридические исследования
Правильная ссылка на статью:

Некоторые проблемы конструирования и понимания политико-правового идеала

Лыков Андрей Юрьевич

ORCID: 0009-0003-3305-753X

Аспирант кафедры теории и истории государства и права Сибирского Федерального Университета

660065, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Маерчака, 6

Lykov Andrey Yurievich

Postgraduate student at Department of Theory and History of State and Law, Siberian Federal University

6 Maerchaka str., Krasnoyarsk Territory, 660065, Russia

lykov.science@gmail.com

DOI:

10.25136/2409-7136.2024.3.69861

EDN:

GCQSGR

Дата направления статьи в редакцию:

15-02-2024


Дата публикации:

22-03-2024


Аннотация: Предметом исследования данной статьи является понятие «политико-правового идеала». Руководствуясь актуальными статистическими данными и результатами международно-правовых исследований, авторами постулируется тезис о том, что применяемые в мире модели развития государств оказались отчасти несостоятельными. Логическим следствием указанного обстоятельства предстает необходимость в разработке теоретико-юридической наукой новых подходов к совершенствованию общественных отношений. Этой цели может служить концепт политико-правового идеала. Переконструирование такого образца явилось бы необходимой предпосылкой для обеспечения прогресса государства и права в мире. Понимание политико-правового идеала в различных трудах сильно различается, равно как и существуют противоречивые позиции о том, как требуется формировать его содержание. В исследовании на основе изучения юридической доктрины и современных научных работ предпринята попытка анализа понятия «политико-правовой идеал» и его свойств, а также предложен возможный способ его конструирования. Методологическую основу работы составляют системный подход, анализ, синтез, формально юридический метод и метод государственно-правового моделирования. При учете разработок из различных научных областей, наряду с применением диалектического метода, частично используется эклектический метод и синергетический подход. Для использования фактических данных об обществе в целом также применены статистический и социологический методы. Особым вкладом в исследование темы авторы считают формирование нового подхода к пониманию политико-правового идеала и его конструированию. При формировании теоретических положений, составляющих содержание политико-правового идеала, было предложено учитывать три группы обязательных закономерностей. Первая и основная группа свойственна для любого государства, вторая – только для группы государств, объединённых единой целью, третья – это закономерности, которые характерны для конкретного государства. Кроме того, в содержании проектируемой модели была предпринята попытка отразить необходимость и даже желательность существования противоречий в обществе и исходя из этого формировать механизм их разрешения. Представленный в работе подход может служить основой для дальнейшего совершенствования теории политико-правового идеала, а также способствовать выработке наиболее эффективных правовых решений со стороны государств.


Ключевые слова:

политико-правовой идеал, правовой идеал, противоречия, закономерности развития, универсальные нормы, государственный прогресс, социальный идеал, право, модель, общество

Abstract: The subject of this study is the concept of “political and legal ideal.” Guided by current statistical data and international research results, it is substantiated that the models of state development used in the world have turned out to be untenable. The consequence of this circumstance is the need for legal science to develop new approaches to improving social relations. A political and legal ideal can serve this purpose. Based on the study of legal doctrine and modern scientific works, the author has attempted to analyze the concept of the “political and legal ideal” and propose a possible way to construct it. The methodological basis of the work consists of a systematic approach, analysis, synthesis, dialectical method, eclectic method, formal legal method, and the method of state-legal modeling. Statistical and sociological methods are also applied to use factual data about society. The author’s unique contribution to the study of the topic is forming a new approach to understanding the political and legal ideal and its construction. When forming theoretical provisions that make up the content of the political and legal ideal, it is proposed to consider three groups of mandatory consistent patterns. The first and foremost group is characteristic of any state, the second is only for a group of states united by a common goal, and the third is patterns that are exclusive to a specific state. In addition, the content of the created model must reflect the immanence of contradictions in society and form a mechanism for their resolution. The approach presented by the author can serve as the basis for further improvement of the theory of the political and legal ideal, as well as contribute to the development of the most necessary effective legal solutions on the part of the state.


Keywords:

political-legal ideal, legal ideal, contradictions, development consistent patterns, universal norms, state progress, social ideal, law, model, society

Усложнение общественных отношений, обострение глобальных проблем [1, c. 6] и развитие научного знания в сфере естественных и технических наук в условиях современности неизбежно ставят новые задачи перед правовой наукой. Начиная с древних греков лучшие умы человечества на протяжении тысячелетий бились над вопросом о самой справедливой форме общественно-государственного устройства. Сейчас решение этого вопроса начали отдавать на откуп всемогущего искусственного интеллекта.

Вместе с тем технологический прогресс и его производные являются не единственным показателем необходимости новых исследований. События первой четверти XXI века поставили перед Россией новые вызовы. Среди последних можно назвать пандемию Covid-19, усиливающиеся в мире геополитические противоречия, а также кризис ООН, выразившийся в неспособности нахождения консенсуса и в низкой эффективности международно-правовых институтов в регулировании отношений между различными организациями и государствами.

Дополнительным бременем для отечественного государства стало и то обстоятельство, что значительное время Россия проводила рецепцию западных ценностей, правовых норм и системы государственного управления. Вместе с тем акселерация противоречий в мире проиллюстрировала, что многие модели западного общественного устройства, к которым стремилась Россия, имеют существенные недостатки.

Евросоюз, несмотря на долгую историю развития гражданского общества, показал невозможность осуществления самостоятельной внешней политики, а также выраженную меркантильность в заключении международных соглашений отдельными странами. В свою очередь США продолжают снижение в индексе демократии [2; 3, с. 74], что демонстрируют кризисы в Сенате от противостояния между демократической и республиканской партиями, а монополизация финансовых потоков и политической системы в действительности не сильно отличается от достаточно молодых по заданному критерию постсоветских стран. Фактически международное сообщество оказалось в ситуации, когда старые модели развития исчерпали себя, а новые так и не были созданы.

Причем подобный вакуум проявляется не только в международных отношениях и праве, но и в различных аспектах внутренних социальных процессов. Например, даже в развитых странах семимильными шагами растут материальная поляризация [4, c. 13-14; 5], централизация управления и дезинформация [6, c. 4-5], разобщение по этническим и культурным ценностям [7, c. 91], риски политической нетерпимости ультраправого толка [8, с. 1, 6], стагнация социальных лифтов [9, с. 1, 71-72] и др.

Для указанных и многих других появляющихся общественных феноменов требуется выработка новых правовых институтов, основанных на достижениях современной юридической науки. Конструирование последних затрагивает не только вопросы юридической техники, но и фундаментальные вопросы теории государства и права. Достижению указанной цели может способствовать новый проект политико-правового идеала. Исследование последнего позволяет сформировать критерии, с помощью которых создается наиболее оптимальная и эффективная государственно-правовая модель.

Понимание феномена политико-правового идеала и подходы к его определению отличаются в различных научных трудах. При этом используются такие категории, как политико-правовой идеал [10, c. 29-36], правовой идеал [11, c. 13-14; 12, c. 146; 13, c. 42-45; 14, c. 30-33], государственно-правовой идеал [15, c. 121-125], общественный идеал [16, c. 93-101; 17, с. 70], социальный идеал [18, c. 16; 19, c. 26-31], идеал политически организованного общества [20, c. 40-42], идеальное государство [21, c. 7-11] и многие другие [22, c. 11], в том числе отраслевые идеалы [23, c. 73]. В связи с этим Л.В. Карнаушенко справедливо замечает, что «несмотря на глубокую общетеоретическую разработку, наука не пришла к консенсусу по поводу семантического содержания правового идеала», а «дуалистический характер права (как идеи и государственно-управленческой стратегии одновременно) осложняет построение концептуальных объяснений правового идеала» [24, c. 108].

Принимая во внимание значительный объём научных работ по теме исследования, представляется эффективным осуществление анализа имеющихся представлений о политико-правовом идеале, а также синтез идей, которые в лучшей степени способствуют цели конструирования модели наилучших государства и права. В целях учета разработок из различных научных областей, наряду с применением диалектического метода, эффективным оказывается и частичное использование эклектического метода и синергетического подхода. Кроме того, методологическая основа исследования требует использования и ряда специальных приемов.

Во-первых, все имеющиеся труды по предмету исследования можно разделить на две категории. Первую категорию составляют специальные разработки политико-правового идеала. В них непосредственно используется терминология, прямо связанная с предметом исследования, предлагается комплексная модель политико-правового идеала, или изучаются его отдельные проблемы. Например, к последним возможно отнести вопросы понимания политико-правового идеала, его функций и свойств, а также установления идей, которые следует отражать в содержании такого образца. Вторую категорию составляют наиболее общие труды по теории и истории государства и права, а также других наук об обществе. В них не применяется специальная терминология, относящаяся к предмету исследования, но затрагиваются различные вопросы создания наилучшей модели общества, государства и права. В этой связи в той или иной степени любые труды в области юриспруденции затрагивают теорию политико-правового идеала, так как служат цели совершенствования и развития государства и права.

Во-вторых, при анализе работ из указанных двух категорий следует учитывать контекст использования понятия политико-правового идеала. В определенных случаях применяемая терминология относится к стилю научного изложения или используется в методологических целях. Например, последнее обстоятельство можно выявить при отождествлении рядом специалистов понятий общественного и правового идеала, что позволяет сосредоточить внимание на основных предлагаемых идеях, а не на споре об используемых трактовках. По этой причине при рассмотрении некоторых проблем понимания политико-правового идеала представляется полезным применение и дивинаторного метода.

При анализе идей авторов также необходимо учитывать исторические обстоятельства, в которых публикуются те или иные труды. Нередко ученые ограничены в полном изложении своих позиций по причине проводимой государственной политики. В этой связи нельзя не согласиться с аргументацией Т.Ф. Ящук, приведенной при исследовании понимания формы государства в советский период, что «демократизация общественных отношений <…> благотворно сказалась на состоянии историко-правовых исследований. Постоянно увеличивалось число ученых, активизировалась издательская деятельность; смягчение идеологического диктата позволило расширить научную проблематику, открыло доступ к историческим источникам, давало определенную свободу в методологии, теоретических оценках и выводах» [25, c. 22].

В-третьих, при исследовании проблем политико-правового идеала содержание последнего предлагается распределить на два уровня. Первый уровень состоит из основополагающих идей, которые должны быть отражены в формируемой модели. Здесь, в первую очередь, необходимо обращаться к работам специалистов в области теории и истории государства и права, философии права и политологии. Второй уровень содержания политико-правового идеала состоит из положений, конкретизирующих указанные идеи применительно к конкретным отношениям в обществе, в том числе с помощью отраслевых юридических наук. Такое распределение позволяет, с одной стороны, изучить политико-правовой идеал во взаимосвязи с различными общественными феноменами, с другой стороны – применить специальные юридические методы для разрешения конкретной научной проблемы.

Категория политико-правового идеала была предметом анализа многих классических и современных авторов. Например, Р. Штаммлер, рассуждая о правовом идеале, указывал, что в социуме невозможно установить универсальные закономерности, которые бы отражались во всех таких моделях, поэтому поиск абсолютного права является заблуждением [26, c. 195-196]. По этой причине для каждого общества конструирование правового идеала необходимо осуществлять независимо от других социальных организмов, так как естественное право изменяется в конкретный исторический период в конкретных обстоятельствах [26, c. 197]. Смежных взглядов, но в более антагонистических красках, придерживались Р. Иеринг и И.В. Гессен. Согласно Р. Иерингу, «идея о том, что право в сущности должно быть всюду одно и то же, ничуть не лучше идеи о том, что лечение всех больных должно быть одинаково» [27, c. 319]. Автор обращает внимание на необходимость для права «сообразоваться с состоянием народа, степенью его культуры и потребностями времени» [27, c. 319], отрицая возможность формирования универсального права для всех народов [27, c. 319]. И.В. Гессен, в свою очередь, отмечал, что «каждый народ в каждую эпоху имеет <…> общественный идеал, <…> владеющий в данную минуту … человеческими умами с тем, чтобы через некоторое время бесславно быть поверженным и уступить <…> место новому <…>, которому в свое время будет приготовлена такая же участь» [28, c. 15].

Противоположные выводы обосновываются Д. Финнисом, который придерживается позиции, что в содержании политико-правового идеала для любого государства существуют базовые естественно-правовые нормы, которые строятся на принципах практической разумности [29, c. 163]. Например, указывает ученый, человек должен способствовать общему благу своего социума [29, c. 163], обеспечивать эффективность используемых средств для достижения целей, минимизируя при этом негативные последствия [29, c. 165], соблюдать запрет на действия, которые только вредят или препятствуют реализации любым человеческим благам [29, c. 156], а также не нарушать ряд других правил. Частично рассматриваемые идеи фигурировали и в работах представителей другой правовой школы – П.И. Новгородцева и Н.Н. Алексеева. П.И. Новгородцев, рассуждая об общественном идеале, акцентировал внимание на солидарности всех членов этого общества на основе свободы и равенства [30, c. 109-110; 31, c. 232-233], игнорируя при этом установление закономерностей развития самого общества. Н.Н. Алексеев, в свою очередь, исходил из позиции, что «достижение совершенного состояния права возможно только при правильном познании ценностей, их взаимных отношений, их порядка и иерархии. С этой точки зрения вопрос о правовом идеале в его конкретной и опытной постановке требует прежде всего серьезной и глубокой познавательной работы» [32, c. 204]. Иными словами, Н.Н. Алексеев не отрицает возможность постижения универсальных норм и, как следствие, включение их в содержание политико-правового идеала.

В рассматриваемом вопросе следует согласиться с позицией, что при формировании содержания политико-правового идеала возможно установить правила, которые будут применимы для любого государства. Исследуя антропологические отчеты, Д. Финнис наглядно констатирует, что каждому обществу свойственны ряд одинаковых черт, в том числе понимание ценности человеческой жизни, необходимость в воспроизводстве населения, организация сотрудничества между его членами [29, c. 115-116]. Такого рода черты обусловлены природой человека [33, с. 317]. Если же такие существенные и необходимые взаимосвязи перестанут существовать, перестанет существовать и общество. По этим причинам тезис Р. Штаммлера о возможности нахождения только «естественного права, которое имело бы сменяющееся содержание» [26, с. 196], едва ли является оправданным.

Различные подходы к исследованию понятия и свойств политико-правового идеала содержатся и в современных юридических исследованиях. П.А. Оль, говоря о государственно-правовом идеале, указывает, что он есть «обусловленное морально-этическими нормами общественное (личностное) представление о наиболее совершенной (соответствующей идеям справедливости) государственно-правовой организации общества, являющееся конечной целью общественных (личностных) стремлений и деятельности» [34, c. 158]. Категорию государственно-правового идеала используют также А.В. Величко [35, c. 41] и У.Ш. Таймасханов. Последний автор выделяет правовой идеал, который «составляет совокупность правовых ценностей, идей, принципов, установок на правомерное поведение, правовых знаний, определяющих смысловое значение правомерности в исторически конкретном контексте юридической практики» [36, c. 9]. Е. А. Фролова, рассматривая проблему соотношения общественного идеала и личностного идеала, отмечает, что «если в абсолютном идеале ориентиром служит сознание отдельного лица, то для общественного – важен количественный элемент (наибольшее счастье наибольшего количества лиц по Бентаму)» [37, с. 459]. Согласно Е.А. Фроловой, «общественный (правовой) идеал должен иметь ориентиром личность, – таким образом будет учтена нравственная ценность индивида в условиях общественности» [37, с. 462-463].

Теоретический анализ приведенных суждений, а также научных работ других авторов, позволяет выявить проблему установления базовых свойств политико-правового идеала. Это связано с тем фактом, что в исследованиях отсутствует единая позиция о перечне свойств политико-правового идеала, а также отсутствует единство в понимании их содержания. С учетом изложенного, предлагаем в качестве таких свойств рассматривать критичность, перспективность, проективность, рациональность и регулятивность. Причем следует обратить внимание на то обстоятельство, что степень проявления указанных свойств в конкретно взятом политико-правовом идеале может различаться, что также позволяет применить их в качестве критериев оценки такого рода образцов. Кроме того, некоторые другие свойства остаются предметом научной дискуссии, в том числе связанной с вопросом формирования правильного содержания политико-правового идеала.

Критичность подразумевает, что политико-правовые идеалы формируются по причине недовольства состоянием существующих отношений в обществе. В связи с этим, констатирует Д.Ю. Шапсугов, основная политико-правовая идея, являющаяся одним из компонентов политико-правового идеала, отражает «неудовлетворенные социальные потребности» [38, с. 12-13]. Г.С. Працко, как и Д.Ю. Шапсугов, оправданно замечает, что при любом характере существующих нормативно-правовых актов, правовой идеал «предоставляет личности как субъекту права возможность соразмерять сложившуюся правовую действительность с возможными, более позитивными ее достижениями» [39, c. 52]. Приведенные выводы фигурируют и в других научных работах [40, с. 64-68].

Вместе с тем, не всякая модель совершенных государства и права предполагает высокую степень проявления критичности. Например, указывает В.С. Нерсесянц, «основная мысль, развиваемая Гегелем в различных вариациях, состоит в том, что уже достигнут уровень достаточно развитого строя свободы, права, разума и сформировался соответствующий этому уровню развития государственно-правовой принцип функционирования современного ему (т.е. буржуазного) строя, весь дальнейший прогресс которого должен происходить на собственной основе – не только без насилия и революций, но даже без видимых изменений» [41, с. 281]. По этой причине критичность стоит понимать не только с точки зрения содержания, но и с точки зрения самого процесса оценки сложившихся общественных отношений.

Свойство перспективности выражается в том, что политико-правовой идеал направлен на будущее состояние общественных отношений. Как указывается А.Ш. Будаговой в контексте рассмотрения проблемы конституционного идеала, основное назначение последнего состоит в «оформлении баланса “между прошлым и будущим”» [23, с. 73]. Другими словами, модели совершенных государства и права формируется для обеспечения дальнейшего развития социального организма.

Проективность подразумевает создание проекта, который предназначен для воплощения на практике посредством изменения существующих социальных явлений, или предполагает наличие общих идей об осуществлении такого преобразования. Очевидно, что свойство проективности может быть выражено в разной степени. Некоторые политико-правовые идеалы представлены в форме комплексных моделей, включающих в себя не только основные идеи, но и конкретные изменения и проекты нормативно-правовых актов. Другие, напротив, могут ограничиваться только небольшой сферой социальной действительности, или не иметь четко сформулированных положений. Например, многие политико-правовые идеалы, описываемые в политических программах, не содержат конкретных политико-правовых преобразований и концентрируют внимание только на существующих проблемах общества, а также могут иметь основной целью исключительно перераспределение власти в обществе [42, с. 124].

Научные работы содержат и другие подходы, иначе объясняющие рассматриваемое свойство. Д.Ю. Шапсугов, наряду с основной политико-правовой идеей и образом политико-правовой действительности, выделяет в качестве третьего главного компонента политико-правового идеала «практические политико-правовые преобразования, которые должны быть осуществлены для воплощения идеала в действительности» [38, c. 12-13]. Напротив, Н.Х. Биглова указывает, что «концепция идеального государства» не содержит в себе ее воплощение в действительности [43, c. 8]. В рассматриваемом случае, представляется, что политико-правовой идеал не во всех случаях содержит явные политико-правовые преобразования. Это подтверждается уже обозначенной оценкой В.С. Нерсесянца основной идеи Гегеля, а также вытекает из более общего представления о социальном идеале, изложенного Е.В. Осиповой. По ее словам, «общественный идеал всегда включает в себя представление о совершенном, наиболее развитом, без изъянов и недостатков, состоянии общества» [44, с. 9]. При этом «выделение в качестве конститутивных признаков идеала представлений о совершенном и должном состоянии общества, противостоящем существующей действительности, а также его способность выступать в качестве цели, являются достаточными для выделения того или иного духовного образования в качестве идеала» [44, с. 12].

Рациональность в качестве свойства политико-правового идеала означает, что при конструировании такой модели предпринимается попытка использования рациональных методов. Предлагаемая формулировка обусловлена необходимостью учитывать два важных обстоятельства.

Во-первых, применяемые для моделирования политико-правового идеала способы познания не идентичны на различных этапах исторического развития. Например, утопический способ, использованный в работах Т. Кампанеллы [45], Т. Мора [46], а также частично в трудах представителей других теоретических направлений (Платона [47], И.Г. Фихте [48] и др.), характеризуется высокой степенью детализации идеала общественной жизни, значительной разницей между предлагаемой моделью и фактической жизнью людей, неадекватностью средств достижения политико-правового идеала, а также существованием нереализуемых идей [49; 50; 19]. Это позволяет говорить о низкой степени рациональности предлагаемых политико-правовых идеалов или элементов их содержания. Напротив, способ сохранения в политико-правовом идеале поля неопределенности и типологизации, использованный, например, в работах Г. Спенсера [51, c. 348, 373], Г. Еллинека [52, с. 26-27] и М. Вебера [53, c. 589-657], а также способ конструирования естественного права, использованный, в том числе Т. Гоббсом [54], Д. Локком [55], Ж-Ж. Руссо [56] и другими учеными, позволяет достичь большей степени рациональности предлагаемых моделей.

Во-вторых, так как политико-правовой идеал существует не только в форме специальных разработок авторов, но также присутствует и в форме обычных представлений членов общества о наиболее совершенных моделях государства и права, сам факт попытки логического сопоставления существующей и возможной реальности может свидетельствовать о минимальном уровне рационального мышления. Другое дело, что не всегда результат такого сопоставления воплощается в правильных представлениях. В этой связи следует согласиться с выводами, изложенными Е.В. Усковой, что «рациональное мышление полагается возможным без обязательного осознания предмета мышления <…>, рациональность в таком случае становится внутренней характеристикой человеческого мышления, а осознанность выступает как дополнительная характеристика» [57, с. 61]. Как указывает исследователь, рациональность следует рассматривать с учетом особенностей, которые накладываются на нее конкретным человеком, что выражается в ее ограниченности «историческими рамками, конкретной ситуацией, эмоциями» и ее взаимосвязанности с содержанием «мыслей, желаний и поступков» [57, с. 61]. По этой причине многие политико-правовые идеалы могут обладать высокой степенью рациональности, отличаясь при этом по своему содержанию.

Свойство регулятивности означает, что политико-правовой идеал воздействует на существующую политико-юридическую практику. Причем политико-правовой идеал способен оказывать воздействие на поведение людей независимо от его закрепления в системе юридических норм, в том числе в конституции государства. Это следует из того факта, что в структуре правосознания он относим к правовой идеологии. Г.С. Працко по этому поводу обоснованно констатировал, что «правовой идеал незримо присутствует в сферах правотворчества, процессах реализации правовых законов и соответствующих правовых норм. Он определенным образом преломляется в правовом мышлении, правосознании и содержании правовой культуры субъектов права. Внедрение правовой законности, укрепление должного правового порядка также не могут протекать вне естественной ориентации к высотам правового идеала» [39, с. 52]. Указанный тезис подтверждает в своих работах и Р. Паунд, указывая на факт возможного применения юристами идеалов для выбора применимых правовых норм и способа их толкования [58, с. 78]. Поэтому тезис о том, что стремление внедрить идеалы в существующую социальную практику несет исключительно негативные последствия [59, с. 121], как минимум, требует уточнения.

При характеристике политико-правового идеала исследователями также делаются различные суждения относительно взаимосвязи такой модели с существующими противоречиями в обществе. Например, согласно теоретической позиции П.А. Рачкова, идеал предполагает такой образец будущего, в котором происходит «абсолютное преодоление противоречий между индивидом и обществом» [60, с. 24-25]. Напротив, по мнению С.Н. Булгакова, в идеале не может не присутствовать «борьба личности с обществом» [61, с. 307], так как «абсолютное совершенство <…> недостижимо в условиях эмпирического бытия» [61, с. 307]. Как следствие, политико-правовой идеал не выступает в качестве «рая на земле» [61, с. 307]. П.А. Оль также обращает внимание на то обстоятельство, что «люди создают для себя образы такой юридической действительности, в рамках которой наличные, гнетущие их социальные противоречия представляются преодоленными, “снятыми”, действительность предстает “очищенной” от противоречий» [34, с. 160]. Подобное суждение делается и А.В. Бутаковым: «общество, осознав существование социального противоречия, целенаправленно формирует соответствующие способы (правила) их преодоления для обеспечения своего поступательного развития» [62, c. 12].

В рассматриваемом вопросе следует исходить из следующей позиции. Действительно, как верно замечают П.А. Оль и А.В. Бутаков, существующие противоречия можно рассматривать в качестве одного из источников формирования политико-правового идеала. Это прямо следует из упомянутого свойства критичности политико-правового идеала. При этом в правильно сконструированных политико-правовых идеалах должна присутствовать идея о неизменном возникновении противоречий в обществе. В особенности это касается комплексных моделей, которые предлагаются специалистами в области теории государства и права, философии права, социологии и других наук, где осуществляется моделирование общественных отношений. Ведь без противоречий социальное взаимодействие станет монолитным, а их наблюдатель и участник фактически будут представлены в качестве одного субъекта. В целом это вытекает и из базового закона диалектики о единстве и борьбе противоположностей. Как указывает С.В. Мурашева, «бесконфликтное общество является недостижимым, поскольку полное исчезновение конфликтов приведет к его стагнации <…>, противоречия являются источником социального развития, поскольку их любое разрешение ведет к изменениям в обществе» [63, с. 158]. Поэтому включение идеи об имманентности существования противоречий в обществе является одной из важных предпосылок для правильного формирования содержания политико-правового идеала.

Принимая во внимание многочисленные и многоаспектные, в том числе упомянутые научные труды, нам представляется возможным предложить подход к исследованию категории политико-правового идеала, основывающийся на следующих выводах и положениях.

Во-первых, такой образец является моделью всего общества, то есть всей действительности людей, на которую распространяется суверенная власть. Речь идет об одновременном учете позиций Д. Остина и Д. Истона, что любое общество политически организуется, в том числе путем выработки его руководством императивных норм и их реализации [64, c. 148; 65, c. 89-90; 66].

Во-вторых, политико-правовой идеал в исторической призме является родовым понятием, включающим в себя идеал локальных групп охотников-собирателей и самостоятельных деревень земледельцев и скотоводов, идеал вождеств, и идеал государства – как современной формы политической организации.

В-третьих, правовой идеал является частью политико-правового идеала. Это обуславливается тем обстоятельством, что право мыслится как часть общества [67, c. 9-10]. Обоснованной с этой стороны является позиция И.А. Треушникова и Е.В. Грязновой о том, что «право есть элемент управленческой сферы. Поэтому и структуру правового идеала следует рассматривать исходя из структуры самой этой сферы» [68, c. 34]. В свою очередь, сам политико-правовой идеал является частью действующего права, а в структуре правосознания политико-правовой идеал относим к правовой идеологии. Принимая во внимание, что правосознание можно определить в качестве «идеологического источника права», как указывает В.А. Рыбаков [69, c. 6], политико-правовой идеал также возможно отнести и к «идеологическим источникам права».

В-четвертых, корректное конструирование политико-правового идеала включает в его содержание идею о неизбежности противоречий в обществе. Последние естественным образом не только всегда присутствуют в обществе, но и являются необходимыми предпосылками для его совершенствования и развития. Поэтому следует согласиться с исследователями, поддерживающих указанную позицию.

В-пятых, содержание политико-правового идеала включает в себя учет трех групп необходимых закономерностей. Первая и основная группа свойственна для любого государства, вторая – только для группы государств, объединённых единой целью, третья – это закономерности, которые исключительны для конкретного государства. Например, к первой группе возможно отнести следующие: наличие единства интересов всех лиц, входящих в социум, для которого формируется политико-правовой идеал; обеспечение трудовой деятельности; реализация коммуникации, достаточной для выживания и совершенствования; поддержание мира, включая механизмы нахождения социальных балансов и компромиссов; познание людьми самих себя и окружающей среды, применение научных знаний для самосохранения и прогресса.

Разумеется, выделенные группы в каждом указанном обществе существуют во взаимосвязанном единстве. Их отделение друг от друга возможно лишь абстрактно теоретически. Кроме того, важно понимать, что закономерности, устанавливаемые наукой для любого государства, имеют фундаментальный и неизменный характер и ограничены только возможностью человеческого познания. Напротив, установление закономерностей для групп государств или для одного конкретного государственного образования имеет в большей степени прикладной характер, что позволяет обеспечить более совершенное правовое регулирование на конкретном этапе развития для конкретного социального организма. Иными словами, эти закономерности в своей природе допускают возможность своего исчезновения с течением времени в связи с исчезновением оснований для их критеризации.

Наконец, формулируя понятие политико-правового идеала, под последним предлагается понимать образец политически организованного общества и права, который обеспечивает выживание, совершенствование и развитие социального организма с помощью юридических норм и служащий, кроме этого, целью, осуществляемой при правовом регулировании. При этом конкретные политико-правовые идеалы характеризуется различной степенью проявления таких свойств, как критичность, перспективность, проективность, рациональность и регулятивность.

На современном этапе содержание политико-правового идеала помимо прочих идей подразумевает формирование модели общества как самого передового и обеспеченного в мире, превосходящего остальные по уровню профессионализма, здоровья, образованности и общей культуры, а также обогащение системы удовлетворяемых потребностей всех его членов. Достижение такого положения становится возможным если во все увеличивающихся масштабах государство станет использовать выгоды всемирной кооперации. Это обуславливается непосредственно закономерностями развития общества, включающими в себя необходимость в распределении труда, социальной коммуникации и обеспечении всеобщей безопасности. Е.А. Фролова справедливо обращает внимание на «необходимость конструирования общечеловеческого правового идеала» [37, с. 452, 449], так как это позволит объединить многие группы населения независимо от их политической ориентации и культурной принадлежности.

Именно по этой причине проведение ограничительных мер или отказ от международного сотрудничества в конечном счете приводят к снижению уровня жизни людей не только для граждан государства, в отношении которого такие меры вводятся, но и для граждан стран, которые применяют такую политику. Например, после введения санкций в отношении России в 2022-2023-е гг. в сравнении с предыдущими периодами, совокупные реальные доходы и потребление в странах Евросоюза показали отрицательную динамику [70, c. 6]. Причем подобные меры несут и другие негативные последствия, выражающиеся, в том числе в увеличении бремени риска для инвестиций [71, c. 155], прекращении научного и культурного обмена, сокращении участия в решении глобальных проблем.

Напротив, правильный учет универсальных закономерностей развития общества в политико-правовом идеале, в частности необходимости во всеобщей кооперации, предполагает осуществление государственной политики иного рода. Такая политика строится на привлечении максимально возможного количества иностранных инвестиций и трудовых ресурсов. Применительно к отечественному законодательству, в качестве примера, следует рассмотреть возможность внесения следующих изменений в нормативно-правовые акты.

Во-первых, расширить печень лиц, для которых предусмотрен упрощенный порядок получения гражданства согласно требованиям ст. 16 Федерального закона от 28.04.2023 № 138-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». Сократить необходимый срок проживания иностранных граждан и лиц без гражданства с 5 лет до 6 месяцев в случае, если заявители обладают подтвержденной квалификацией в наиболее востребованных профессиях, в том числе для ученых, инженеров, программистов и др. В настоящий момент порядок приема таких лиц осуществляется в исключительном порядке, который регулируется ст. 17 указанного нормативно-правового акта.

Во-вторых, внести изменения в Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и ввести общее правило безвизового режима для всех стран независимо от наличия международных соглашений. В свою очередь, визовый режим следует вводить в качестве исключения для некоторых государств. Например, при наличии неконтролируемых миграционных рисков и рисков национальной безопасности. Кроме того, следует внести поправки в ст. 6 указанного нормативно-правового акта и исключить квотирование разрешений на временное проживание иностранных граждан.

В-третьих, предоставить право выбора дополнительного правового режима для иностранных инвесторов, который регулируется, в том числе, Федеральным законом от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Частью 1 ст. 4 указанного федерального закона предусмотрено, что правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами. Напротив, предлагается внести возможность полного освобождения от прямых налогов для иностранных инвесторов, при условии введения для них запрета на вывод денежных средств за пределы финансовой системы Российской Федерации в течение 15 лет. Отчасти такие идеи реализованы согласно ч. 6 ст. 38.1 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и, например, в соответствии с ч. 1 ст. 284 НК РФ. В особенности такие нововведения будут полезными для инвестиций, которые осуществляются в реальный сектор экономики. Последние по своей природе невозможно будет перенести в другие юрисдикции, когда завершится льготный налоговый период.

Указанные изменения нормативно-правовых актов представлены в качестве одного из примеров, когда закономерности развития общества учитываются при построении политико-правового идеала. Разумеется, расширение кооперации и коммуникации является не единственной из обозначенных закономерностей, которые характерны для любого государства. Поэтому применение предлагаемого подхода охватывает и многие другие социальные сферы.

Безусловно, для участников международных отношений всегда существует потребность в защите культурной идентичности населения и сохранении технологической независимости, потребность в умеренной политике протекционизма и защите национальных интересов своего государства. Поэтому применение политико-правового идеала должно осуществляться с должным уровнем проработки конкретных государственных и правовых решений. В таких случаях, как минимум, необходимо анализировать последствия принимаемых решений с точки зрения дальнейшего улучшения или ухудшения жизни людей.

Исследованию политико-правового идеала сопутствуют и множество других проблем, требующих подробного изложения и анализа. При этом, по нашему мнению, составляющие его содержание положения не должны вступать в противоречие с обозначенными обязательными закономерностями функционирования общества. Предложенный подход к пониманию и конструированию политико-правового идеала позволит обеспечить самосохранение и прогресс государства и права.

Библиография
1. Global Risks Report 2023 // World Economic Forum. 11.01.2023. URL: https://www3.weforum.org/docs/WEF_Global_Risks_Report_2023.pdf (дата обращения: 19.01.2024).
2. The world’s most, and least, democratic countries in 2022 // The Economist. 01.02.2023. URL: https://www.economist.com/graphic-detail/2023/02/01/the-worlds-most-and-least-democratic-countries-in-2022 (дата обращения: 24.01.2024).
3. The Global State of Democracy 2023. The New Checks and Balances // International Institute for Democracy and Electoral Assistance. 02.11.2023. URL: https://www.idea.int/gsod/2023 (дата обращения: 19.01.2024).
4. Fabiani, M. Unraveling the Roots of Income Polarization in Europe: A Divided Continent // Economies. 2023. № 8. Article 217.
5. Rising Economic Polarization in the United States: Truth and Facts // Ministry of Foreign Affairs of the People’s Republic of China. 24.02.2023. URL: https://www.mfa.gov.cn/eng/wjbxw/202302/t20230224_11030978.html (дата обращения: 24.01.2024).
6. Gonzalez M. Case Study: United States of America. Global State of Democracy 2023 Report // International Institute for Democracy and Electoral Assistance. 02.11.2023. URL: https://www.idea.int/sites/default/files/2023-11/case-study-usa-gsod-2023-report.pdf (дата обращения: 01.02.2024).
7. Fundamental Rights Report – 2023 // European Union Agency for Fundamental Rights, Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2023. URL: https://fra.europa.eu/sites/default/files/fra_uploads/fra-2023-fundamental-rights-report-2023_en_1.pdf (дата обращения: 01.02.2024).
8. Macy M.W, Ma M., Tabin D.R., Gao J., Szymanski B.K. Polarization and tipping points // Proceedings of the National Academy Sciences. 2021. № 50. URL: https://www.pnas.org/doi/full/10.1073/pnas.2102144118 (дата обращения: 01.02.2024).
9. Ludwinek A., Anderson R., Ahrendt D., Jungblut J-M., Leoncikas T. Social mobility in the EU // Publications Office of the European Union, Eurofound, Luxembourg. 2017. URL: https://www.eurofound.europa.eu/system/files/2017-04/ef1664en.pdf (дата обращения: 01.02.2024).
10. Бабурин, С. Н. Союзное Государство как политико-правовой идеал русской нации // Образование и право. 2017. № 2. С. 29-36.
11. Глушкова С.И. Проблема правового идеала в русском либерализме: автореф. дис. … докт. полит. наук. Екатеренбург, 2002. 66 c.
12. Шавеко Н.А. Неокантианский подход к проблеме правового идеала (Рудольф Штаммлер) // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. 2016. № 5. С. 141-149.
13. Бондаренко Н.Г., Васильева И.А., Крюкова Л.В., Бондаренко С.И. Правовой идеал в историко-правовом дискурсе // Концепция устойчивого развития науки в современных условиях. Сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Уфа, 2022. C. 42-45.
14. Багрянцева В.Ю. Стремление к правовым идеалам // Научное обеспечение агропромышленного комплекса. Сборник статей по материалам 78-й научно-практической конференции студентов по итогам НИР за 2022 год. Краснодар, 2023. С. 30-33.
15. Кивилев, П. С. Государственно-правовой идеал в представлениях современной российской молодежи // Право и государство: проблемы методологии, теории и истории: Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар, 2022. С. 121-125.
16. Сиземская И.Н. Место общественного идеала в системе нелинейных концепций истории // Знание. Понимание. Умение. 2006. № 3. С. 93-101.
17. Ронжина Н.В. Государственное управление процессами поисков общественного идеала: случайность или закономерность? // Российский человек и власть в контексте радикальных изменений в современном мире: материалы XXI российской научно-практической конференции (с международным участием). Екатеринбург, 2019. С. 70-74.
18. Ненина И.М. Социальный идеал и утопия в культурно-исторических ситуациях общественного развития: дис. … канд. филос. наук. Красноярск, 2004. 150 c.
19. Kalney M. S. Social Ideal and Social Reality Contradiction as Basic Feature of Utopian Projects // Scientific Research and Development. Socio-Humanitarian Research and Technology. 2023. № 1. P. 26-31.
20. Дробышевский, С. А. Идеалы политически организованного общества: некоторые спорные вопросы // Научные труды. Российская академия юридических наук. 2017. № 17. C. 40-42.
21. Каранина, Н. С. Теории идеального государства: практическое применение теоретических разработок при построении современных государств // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 1. С. 7-11.
22. Контарев А.А. Идеал правды в аксиосфере Российской правовой культуры // Философия права. 2022. № 4. С. 7-12.
23. Будагова А.Ш. К вопросу о функциях конституционного идеала // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2022. № 6. С. 70-79.
24. Карнаушенко Л.В. Правовой идеал в процессе формирования правовой культуры российского общества XXI века // Общество и право. 2021. № 3. С. 108-111.
25. Ящук Т.Ф. Форма государства в историко-правовых исследованиях советского периода // Правоприменение. 2021. № 3. С. 22-33.
26. Штаммлер Р. Хозяйство и право: с точки зрения материалистического понимания истории. В 2 т. Т.1. СПб.: Начало, 1907. 408 с.
27. Иеринг Р. Цель в праве. Т. 1. СПб.: Изд. Н.В. Муравьва, 1881. 412 с.
28. Гессен И.В. Искания общественного идеала. Берлин: Слово, 1922. 60 с.
29. Финнис Дж. Естественное право и естественные права. М.: Мысль, 2012. 554 с.
30. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.: Пресса, 1991. 640 с.
31. Пристенский В.Н. Право и общественный идеал: философский аспект проблемы // Вестник Воронежского института МВД России. 2015. № 1. С. 229-237. 
32. Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб.: Изд-во С, 1998. 216 c.
33. Проблемы теории государства и права. Учебное пособие. М.: «ПРОСПЕКТ», 1999. 504 с.
34. Оль П.А. К вопросу о понятии государственно-правового идеала // Вестник Нижегородского гос. ун-та им. Лобачевского. Сер. Право. 2001. № 1. С. 158-160.
35. Величко А.В. Государственно-правовые идеалы России и Запада: соотношение правовых культур: дис. … докт. юрид. наук. СПб., 2000. 355 с.
36. Таймасханов У.Ш. Государственно-правовой идеал: теоретико-правовой анализ: дисс. … канд. юрид. наук. Ростов-н/Д., 2014. 197 с.
37. Фролова Е.А. Правовой идеал // Философия права. Курс лекций: учеб. пособие в 2 т. Т.1. М.: Проспект, 2011. 512 c.
38. Шапсугов. Д.Ю. Политико-правовой идеал в современном российском законодательстве. Материалы научно-практической конференции. Сочи-Ростов-на-Дону, 2005. 239 c.
39. Працко Г.С. Правовой идеал как ценностная категория // Философия права. 2020. № 1. С. 49-53.
40. Лазарева Л.Н., Яценко О.Ю., Беспятова Е.Б. Трансформация общественного идеала в исторической ретроспективе // Природа. Человек. Культура. Материалы Третьего Международного научно-просветительского форума. Хабаровск, 2022. С. 64-68.
41. Нерсесянц B.C. Философия права Гегеля. М.: Юристъ, 1998. 352 с.
42. Попов Д.И. Политический идеал правового популизма на Западе в начале XXI века // Омские социально-гуманитарные чтения. Материалы XV Международной научно-практической конференции. Омск, 2022. C. 124-129.
43. Биглова Н.Х. Концепция идеального государства и ее реализация: историко-теоретический аспект: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2006. 18 с.
44. Осипова Е.В. Мировоззрение и общественный идеал. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2002. 61 с.
45. Кампанелла Т. Город Солнца. URL: http://lib.ru/INOOLD/KAMPANELLA/suntown.txt (дата обращения: 21.02.2024).
46. Мор Т. Утопия. М.: Издательство Академии наук СССР, 1953. 302 с.
47. Платон. Государство. Сочинения: в 3 т. Т. 3. Ч. 1. М., 1971. URL: https://grani.roerich.com/plato/txt/republic03.htm (дата обращения: 21.02.2024).
48. Фихте И.Г. Замкнутое торговое государство. Сочинения: в 2 т. Т. 2. СПб.: Мифрил, 1993. С. 225-358.
49. Levitas R. The concept of Utopia. London: Philip Allan, 1990. 224 p.
50. Занин С.В. «Утопия» или «Общественный идеал»?  // Диалог со временем. 2009. № 28. С. 81-88.
51. Спенсер Г. Сочинения. Т. 1. Основания социологии. СПб.: Тип. А. Пороховщикова, 1898. 432 с.
52. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб.: Изд. Н.К. Мартынова, 1908. 600 с.
53. Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. 702 с.
54. Гоббс Т. Сочинения: в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989. 621 с.
55. Локк Д. Сочинения: в 3 т. Т. 3. М.: Мысль, 1988. 668 с.
56. Руссо Ж-Ж. Об общественном договоре: Трактаты. М.: Канон-Пресс-Ц: Кучково поле, 1998. 416 с.
57. Ускова Е.В. О рациональности человеческого мышления // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2017. № 1. C. 57-61.
58. Pound R. Ideal Element in Law. Indianapolis: Liberty Fund, 2002. 326 p.
59. Пригожин А.И. Качество целей // Общественные науки и современность. 2010. № 1. С. 114 - 125.
60. Рачков П.А. Слово об общественном идеале, его понятии и ценности // Вестник Московского ун-та. Сер. Философия. 1995. № 2. С. 19-36.
61. Булгаков С. От Марксизма к идеализму: сб. статей (1896–1903). СПб.: Изд. тов-во «Общественная польза», 1903. 347 с.
62. Бутаков А.В. От социального противоречия к социальной конкуренции – базовому правовому режиму (способу) жизнедеятельности государства (Часть I) // Правоприменение. 2023. № 2. С. 5-15.
63. Мурашева С.В. Социальные конфликты как причины и следствия противоречий в российском обществе // Society and Security Insights. 2021. № 2. C. 151-163.
64. Easton D. Categories for the Systems Analysis of Politics // Varieties of Political Theory. N.J.: Englewood Cliffs, 1966. P. 143-154.
65. Austin J. Lectures on Jurisprudence or, The Philosophy of Positive Law. London: J. Murray, 1869. 504 p.
66. Дробышевский С.А. Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Красноярск: КрасГУ, 1995. 296 c.
67. Дробышевский С.А. Функциональная и генетическая связь государства и права. Красноярск: КрасГУ, 1982. 103 c.
68. Треушников И. А., Грязнова Е. В. К вопросу о структуре правового идеала в современных условиях // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2021. № 3. С. 33-38.
69. Рыбаков В.А. Правосознание – источник права: критические замечания // Аграрное и земельное право. 2023. № 8. C. 4-6.
70. Household real consumption per capita decreases in both euro area and EU // Eurostat. 27.10.2023 (121/2023). URL: https://ec.europa.eu/eurostat/documents/2995521/17753796/2-27102023-AP-EN.pdf (дата обращения: 25.01.2024).
71. Евстратов А.Э. Гученков И.Ю. Национализация (экспроприация) собственности иностранных инвесторов: актуальные проблемы // Правоприменение. 2022. № 2. C. 147-158.
References
1. Global Risks Report 2023. World Economic Forum. 11.01.2023. Retrieved from https://www3.weforum.org/docs/WEF_Global_Risks_Report_2023.pdf
2. The world’s most, and least, democratic countries in 2022. The Economist. 01.02.2023. Retrieved from https://www.economist.com/graphic-detail/2023/02/01/the-worlds-most-and-least-democratic-countries-in-2022
3. The Global State of Democracy 2023. The New Checks and Balances. International Institute for Democracy and Electoral Assistance. 02.11.2023. Retrieved from https://www.idea.int/gsod/2023
4. Fabiani, M. (2023). Unraveling the Roots of Income Polarization in Europe: A Divided Continent. Economies, 8, 217.
5. Rising Economic Polarization in the United States: Truth and Facts. Ministry of Foreign Affairs of the People’s Republic of China. 24.02.2023. Retrieved https://www.mfa.gov.cn/eng/wjbxw/202302/t20230224_11030978.html
6. Gonzalez, M. (2023). Case Study: United States of America. Global State of Democracy 2023 Report. International Institute for Democracy and Electoral Assistance. Retrieved from https://www.idea.int/sites/default/files/2023-11/case-study-usa-gsod-2023-report.pdf
7. Fundamental Rights Report. (2023). European Union Agency for Fundamental Rights, Luxembourg: Publications Office of the European Union. Retrieved from https://fra.europa.eu/sites/default/files/fra_uploads/fra-2023-fundamental-rights-report-2023_en_1.pdf
8. Macy, M.W, Ma, M., Tabin, D.R., Gao, J., & Szymanski, B.K. (2021). Polarization and tipping points. Proceedings of the National Academy of Sciences, 50. Retrieved from https://www.pnas.org/doi/full/10.1073/pnas.2102144118
9. Ludwinek, A., Anderson, R., Ahrendt, D., Jungblut, J-M., & Leoncikas, T. (2017). Social mobility in the EU. Luxembourg: Publications Office of the European Union, Eurofound. Retrieved from https://www.eurofound.europa.eu/system/files/2017-04/ef1664en.pdf
10. Baburin, S.N. (2017). Union State as Politico-Legal Ideal the Russian Nation. Education and Law, 2, 29-36.
11. Glushkova, S.I. (2002). The problem of the legal ideal in Russian liberalism: author’s abstract. Doctor of Political Sciences. Sci. Yekaterinburg.
12. Shaveko, N.A. (2016). Neo-Kantian approach to the problem of legal ideal (Rudolf Stammler). Socio-economic research, humanities and jurisprudence: theory and practice5, 141–149.
13. Bondarenko, N.G., Vasilyeva, I.A., Kryukova, L.V., & Bondarenko, S.I. (2022). Legal ideal in historical and legal discourse. Concept of sustainable development of science in modern conditions. Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference. In 2 parts (pp. 42-45). Ufa.
14. Bagryantseva, V.Yu. (2023). Striving for legal ideals. Scientific support of the agro-industrial complex. Collection of articles based on the materials of the 78th scientific and practical conference of students based on the results of research work for 2022 (pp. 30-33). Krasnodar.
15. Kivilev, P. S. (2022). State-legal ideal in the views of modern Russian youth. Law and state: problems of methodology, theory, and history: Materials of the eleventh All-Russian Scientific and Practical Conference (pp. 121-125). Krasnodar.
16. Sizemskaya, I.N. (2006). The place of the social ideal in the system of nonlinear concepts of history. Knowledge. Understanding. Skill3, 93-101.
17. Ronzhina, N.V. (2019). State management of the search for a social ideal: an accident or a pattern? Russian people and power in the context of radical changes in the modern world: materials of the twenty-first Russian Scientific and Practical Conference (with international participation) (pp. 70-74). Ekaterinburg.
18. Nenina, I.M. (2004). Social ideal and utopia in cultural and historical situations of social development: dissertation… Candidate of philosophical sciences. Sci. Krasnoyarsk.
19. Kalney, M. S. (2023). Social Ideal and Social Reality Contradiction as Basic Features of Utopian Projects. Scientific Research and Development. Socio-Humanitarian Research and Technology1, 26-31.
20. Drobyshevsky, S.A. (2017). The ideals of a politically organized society: some controversial issues. Scientific works. Russian Academy of Legal Sciences17, 40-42.
21. Karanina, N. S. (2010). Theories of the ideal state: practical application of theoretical developments in the construction of modern states. State power and local self-government, 1, 7-11.
22. Kontarev, A.A. (2022). The Ideal of Truth in the Axiosphere of Russian Legal Culture. Philosophy of law, 4, 7-12.
23. Budagova, A.Sh. (2022). On the question of the functions of the constitutional ideal. Courier of Kutafin Moscow State Law University (MSAL), 6, 70-79.
24. Karnaushenko, L.V. (2021). Legal ideal in the process of forming the legal culture of Russian society in the 21st centurySociety and Law3, 108-111.
25. Yashchuk, T.F. (2021). The form of state in the historical and legal research of the Soviet period. Law Enforcement Review, 3, 20-33.
26. Stammler, R. (1907). Economy and law: from the point of view of a materialistic understanding of history. In 2 volumes, vol. 1. St. Petersburg: Nachalo.
27. Ihering, R. (1881). Purpose in Law. Vol. 1. St. Petersburg: Publishing house of N.V. Murav’v.
28. Gessen, I.V. (1922). The search for a social ideal. Berlin: Slovo.
29. Finnis, J. (2012). Natural law and natural rights. Moscow: Mysl.
30. Novgorodtsev, P.I. (1991). About the social ideal. Moscow: Press.
31. Pristenskiy, V.N. (2015). Law and social ideal: The philosophical aspect of the problem. The Bulletin of Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 1, 229-237.
32. Alekseev, N.N. (1998). Fundamentals of the philosophy of law. St. Petersburg: Publishing house S.
33. Marchenko, M.N. (Ed.) (1999). Problems of the theory of state and law. Tutorial. Moscow: Prospekt.
34. Ol, P.A. (2001). On the concept of the state-legal ideal. Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after N. I. Lobachevsky. Series: Law1, 158-160.
35. Velichko, A.V. (2000). State-legal ideals of Russia and the West: the relationship of legal cultures: dissertation. Doctor of Legal Sciences. Sci. St. Petersburg.
36. Taimaskhanov, U.Sh. (2014). State-legal ideal: theoretical and legal analysis: dissertation...Candidate of legal sciences. Sci. Rostov-n/D.
37. Frolova, E.A. (2011). Legal ideal. Philosophy of law. Course of lectures: textbook. In 2 volumes. Vol. 1. Moscow: Prospekt.
38. Shapsugov, D. Yu. (Ed.). (2005). Political and legal ideals in modern Russian legislation. Materials of a scientific and practical conference (pp. 12-13). Sochi-Rostov-on-Don.
39. Pratsko, G.S. (2020). Legal ideal as a value category. Philosophy of law1, 49-53.
40. Lazareva, L.N., Yatsenko, O.Yu. & Bespyatova, E.B. (2022). Transformation of the social ideal in historical retrospect. Nature. Human. Culture. Materials of the Third International Scientific and Educational Forum (pp. 64-68). Khabarovsk.
41. Nersesyants, V.S. (1998). Hegels Philosophy of Law. Moscow: Lawyer.
42. Popov, D.I. (2022). The political ideal of legal populism in the West at the beginning of the 21st century. Omsk social and humanitarian readings. Materials of the XV International Scientific and Practical Conference (pp. 124-129). Omsk.
43. Biglova, N.Kh. (2006). The concept of an ideal state and its implementation: historical and theoretical aspect: author’s abstract. Candidate of legal sciences. Sci. Moscow.
44. Osipova, E.V. (2002). Worldview and social ideal. Moscow: RIC ISPI RAS.
45. Campanella, T. The City of the Sun. Retrieved from http://lib.ru/INOOLD/KAMPANELLA/suntown.txt
46. More, T. (1953). Utopia. Moscow: Publishing House of the USSR Academy of Sciences.
47. Plato (1971). State. Works. In 3 volumes. Vol. 1. Part 1. Moscow. Retrieved from https://grani.roerich.com/plato/txt/republic03.htm
48. Fichte, J. G. (1993). The Closed Commercial State. Works. In 2 volumes. Vol. 2. St. Petersburg: Mithril.
49. Levitas, R. (1990). The concept of Utopia. London: Philip Allan.
50. Zanin, S.V. (2009). “Utopia” or “Social ideal”? Dialogue with time, 28 (pp. 81-88).
51. Spenser, G. (1898). Foundations of Sociology. Works. St. Petersburg: Printing House of A. Porohovshikov.
52. Jellinek, G. (1908). General Theory of State. St. Petersburg: Publishing House of N.K. Martynov.
53. Weber, M. (1994). View of society. Chosen works. Moscow: Lawyer.
54. Hobbes, T. (1989). Works. In 2 volumes. Vol. 1. Moscow: Mysl.
55. Locke, T. (1988). Works. In 3 volumes. Vol. 3. Moscow: Mysl.
56. Rousseau, J-J. (1998). The Social Contract: Treatises. Moscow: Kanon-Press-C: Kuchkovo Field.
57. Uskova, E.V. (2017). About the Rationality of human thinking. Bulletin of Perm University. Philosophy. Psychology. Sociology, 1, 57-61.
58. Pound, R. (2002). Ideal Element in Law. Indianapolis: Liberty Fund.
59. Prigozin, A.I. (2010). The quality of goals. Social Sciences and Modernity, 1, 114-125.
60. Rachkov, P.A. (1995). The word about the social ideal, his and understanding, and value. Bulletin of Moscow State University. Series: Philosophy, 2, 19-36.
61. Bulgakov, S.N. (1903). From Marxism to Idealism: Compilation of Articles (1896–1903). St. Petersburg: Publishing House: Social profit.
62. Butakov, A. V. (2023). From social contradiction to social competition as the basic legal regime (mode) of statehood (Part I). Law Enforcement Review2, 5-15.
63. Murasheva, S.V. (2021). Social conflicts as causes and consequences of contradictions in Russian society. Society and Security Insights, 2, 151-163.  
64. Easton, D. (1966). Categories for the Systems Analysis of Politics. Varieties of Political Theory. N.J.: Englewood Cliffs.
65. Austin, J. (1869). Lectures on Jurisprudence or The Philosophy of Positive Law. London: J. Murray.
66. Drobyshevsky, S.A. (1995). Political organization of society and law as the phenomenon of social evolution. Krasnoyarsk: KrasGU.
67. Drobyshevsky, S.A. (1982). The functional and genetic connection between state and law. Krasnoyarsk: KrasGU.
68. Treushnikov, I.A., & Gryaznova, E.V. (2021). On the question of the structure of the legal ideal in modern conditions. Legal science and practice: Journal of Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal affairs of Russia3, 33-38.
69. Rybakov, V.A. (2023). Legal consciousness as the source of law: critical comments. Agrarian and land law, 8, 4-6.
70Household real consumption per capita decreases in both the euro area and the EU. Eurostat. 27.10.2023 (121/2023). Retrieved from https://ec.europa.eu/eurostat/documents/2995521/17753796/2-27102023-AP-EN.pdf
71. Evstratov, A.E. & Guchenkov, I.Yu. (2022). Nationalization (Expropriation) of Foreign Investors Property: Relevant Issues. Law Enforcement Review2, 147-158.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Рецензия

на статью «Некоторые проблемы конструирования и понимания политико-правового идеала»

Представленная на рецензирование научная работа посвящена анализу проблемных вопросов конструирования и понимания политико-правового идеала, безусловно носит научный характер.
Предметом исследования выступает феномен политико-правового идеала. Автор справедливо отмечает, то факт, что для многих появляющихся общественных феноменов требуется выработка новых правовых институтов, основанных на достижениях современной юридической науки, конструирование которых затрагивает вопросы, как юридической техники, так и инфе фундаментальные вопросы теории государства и права. Достижению поставленной цели может способствовать новый проект политико-правового идеала, исследование которого позволяет сформировать критерии обеспечивающие создание наиболее оптимальной и эффективной государственно-правовой модели.
В своем исследовании автор широко использует различные приемы и методы научного подхода, такие как диалектический метод, эклектический метод и метод синергетического подхода. Кроме того, методологическая основа исследования основана на использовании специальных приемов и научной литературы, включающей в себя изучение семидесяти восьми источников, указанных в библиографическом списке.
Особую значимость данной работе придает тот факт, что автору точно удалось обозначить проблему установления базовых свойств политико-правового идеала это связанно с тем, что в других научных исследованиях отсутствует единая позиция о перечне свойств политико-правового идеала, а также отсутствует единство в понимании их содержания. С учетом изложенного, исследователь предлагает в качестве таких свойств обозначить и рассмотреть критичность, перспективность, проективность, рациональность и регулятивность, и при этом обращает внимание на то, что степень проявления указанных свойств в конкретно взятом политико-правовом идеале может различаться, что также позволяет применить их в качестве критериев оценки такого рода образцов. Кроме того, некоторые другие свойства остаются предметом научной дискуссии, в том числе связанной с вопросом формирования правильного содержания политико-правового идеала, то есть, другими словами автор призывает к диалогу и научной дискуссии по обозначенному направлению исследования. Очевиден научный подход.
Научная статья имеет ярко выраженную авторскую линию, так как в ней не просто анализируются различные научные подходы, с учетом мнений ведущих ученых, но и высказаны обоснованные предложения и авторская концепция в понимании сути политико-правового идеала.
Автор аргументированно высказывает предложение о том, что на современном этапе содержание политико-правового идеала помимо прочих идей подразумевает формирование модели общества как самого передового и обеспеченного в мире, превосходящего остальные по уровню профессионализма, здоровья, образованности и общей культуры, а также обогащение системы удовлетворяемых потребностей всех его членов. Достижение такого положения становится возможным, если во все увеличивающихся масштабах государство станет использовать выгоды всемирной кооперации, с данным мнением трудно не согласиться.
Исследование хорошо структурированно, написано понятным русским языком, выводы автора логичны, хотя и в некоторых случаях носят дискуссионный характер.
На наш взгляд, данная работа имеет определенную научную значимость, может быть полезна студентам, слушателям, аспирантам и докторантам, изучающим проблемы конструирования и понимания политико-правового идеала, соответствует всем предъявляемым требованиям к работам такого рода и может быть рекомендована к опубликованию.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.