Статья 'Развитие российского законодательства в сфере фармации в конце XVII — начале XIX вв. ' - журнал 'Юридические исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Юридические исследования
Правильная ссылка на статью:

Развитие российского законодательства в сфере фармации в конце XVII — начале XIX вв

Федотов Даниил Андреевич

студент магистратуры, кафедра теории и истории государства и права, юридический факультет, Санкт-Петербургский государственный университет

199034, Россия, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург, ул. Университетская Набережная, 7-9

Phedotov Daniil Andreevich

Master's student, Department of Theory and History of State and Law, Faculty of Law, St. Petersburg State University

199034, Russia, Saint Petersburg, Saint Petersburg, Universitetskaya Embankment str., 7-9

phedotovdaniil@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Мельникова Юлия Дмитриевна

студент специалитета, фармацевтический факультет, Санкт-Петербургский химико-фармацевтический университет

197022, Россия, Санкт-Петербург область, г. Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, 14

Melnikova Yuliya Dmitrievna

Specialist student, Faculty of Pharmacy, St. Petersburg State Chemical Pharmaceutical University

197022, Russia, Saint Petersburg region, Saint Petersburg, Professor Popov str., 14

yuliya.melnikova@spcpu.ru
Алешин Денис Олегович

студент магистратуры, кафедра истории России с древнейших времён до ХХ в., институт истории, Санкт-Петербургский государственный университет

199034, Россия, Санкт-Петербург область, г. Санкт-Петербург, наб. Университетская, 7–9

Aleshin Denis Olegovich

Master's student, Department of Russian History from Ancient Times to the 20th Century, Institute of History, St. Petersburg State University

199034, Russia, Saint Petersburg region, Saint Petersburg, nab. University, 7-9

denis.aleshin.2016@inbox.ru

DOI:

10.25136/2409-7136.2023.2.39680

EDN:

IVZVCZ

Дата направления статьи в редакцию:

28-01-2023


Дата публикации:

01-03-2023


Аннотация: Целью исследования статьи является рассмотрение правового регулирования сферы фармации в конце XVII – начале XIX веков, применяя методы исторической эвристики и общей статистики. Актуальность изучения проблемы правового регулирования фармации обусловлена тем, что, несмотря на высокий научный интерес к истории медицины, как одному из передовых направлений междисциплинарных исследований, существует крайне ограниченное количество работ по рассматриваемому вопросу, в основном представленные общими лекционными курсами для студентов-медиков. Объектом настоящего исследования выступает процесс законодательного регулирования фармации в конце XVII – начале XIX вв. Предметом изучения является широкий круг нормативно правовых актов, представленных в Полном собрании законов Российской Империи. Особым вкладом авторов в исследование темы является анализ более 150 нормативно-правовых актов (НПА) за указанный исторический период. Авторы проводят распределение рассматриваемых НПА согласно предметам их регулирования по периодам руководства страной российских правителей. Авторы заключают, что фармация являлась важной составляющей законотворческой деятельности в области правового регулирования здравоохранения. Направления регулирования в рамках фармации за рассматриваемый период охватывают широкий спектр: от военных аптек до определения поведения аптекарских учеников. Становление фармации в России во многом развивалось, как показывают правовые источники, благодаря императивным нормам верховной власти.


Ключевые слова:

Фармация, Полное собрание законов, аптечное дело, фармацевтическая наука, история фармации, правовое оформление фармации, история права, статистика, историческая эвристика, российское законодательство

Abstract: The purpose of the study of the article is to consider the legal regulation of the field of pharmacy in the late 17th - early 19th centuries, using the methods of historical heuristics and general statistics. The relevance of studying the problem of legal regulation of pharmacy is due to the fact that, despite the high scientific interest in the history of medicine, as one of the leading areas of interdisciplinary research, there is an extremely limited number of works on the issue under consideration, mainly represented by general lecture courses for medical students. The object of this study is the process of legislative regulation of pharmacy in the late 17th - early 19th centuries. The subject of study is a wide range of normative legal acts presented in the Complete Collection of Laws of the Russian Empire. A special contribution of the authors of the study of the topic is the analysis of more than 150 legal acts (NLA) for the specified historical period. The authors carry out the distribution of the NPAs under consideration according to the subjects of their regulation by the periods of leadership of the country by the Russian rulers. The authors conclude that pharmacy was an important component of legislative activity in the field of legal regulation of healthcare. Directions of regulation within the framework of pharmacy for the period under review cover a wide range: from military pharmacies to determining the behavior of pharmacy students. The formation of pharmacy in Russia has largely developed, as legal sources show, thanks to the imperative norms of the supreme power.


Keywords:

Pharmacy, Complete collection of laws, pharmacy business, pharmaceutical science, history of pharmacy, legal registration of pharmacy, history of law, statistics, historical heuristics, Russian legislation

Фармация – это наука о развитии фармацевтической деятельности и лекарственных знаний на протяжении всего существования человечества от первобытных времен до наших дней, изучающая проблемы изыскания, приготовления, контроля, хранения и отпуска лекарственных средств. В данном случае речь идет об изготовлении лекарственных средств в условиях аптеки по магистральным прописям, отражающим индивидуальные особенности больного. Понятие «фармацевтика» появилось в начале XIX в., когда появилась потребность в крупномасштабном и более экономически выгодном производстве лекарственных средств. В данной статье предметом рассмотрения является фармация в классическом ее понимании.

Традиционно российская фармацевтическая наука отсчитывает свою историю с начала XVII в. и учреждения Аптекарского приказа. Однако, на протяжении более чем двух столетий осуществление фармации, как и большинства других областей медицины, регламентировалось лишь отдельными, неструктурированными и непоследовательными законодательными актами. Ситуация изменилась в первой трети XIX в., когда на высочайшем уровне было принято решение о необходимости систематизации существовавшего законодательства, результатом чего стало создание Полного собрания законов Российской Империи.

Полное собрание законов Российской империи (далее – Полное собрание законов) представляет собой наиболее массивный пласт эмпирического материала по изучению официальной истории российского законодательства. Тем не менее, несмотря на свою монументальность, данный комплекс не лишён недостатков, таких как: неполнота и неточность передачи предмета регулирования[29]. Попытку объяснить сложности, возникавшие при составлении Полного собрания законов, предпринял ещё его составитель – М.М. Сперанский – в работе «Обозрение исторических сведений о своде законов»[32]. Он отмечал, что до 1802 г. не существовало как таковых общего хранилища издававшихся нормативных актов или реестра их изданий, а потому, представляется закономерным, что какие-то нормативные акты в процессе составления сборника могли быть утеряны в общем объеме, либо не были вовремя обнаружены, либо были безвозвратно утрачены в результате общего канцелярского беспорядка на местах, действия пожаров и других факторов.

Принимая во внимание существующие недостатки Полного собрания законов, в качестве основного источника и статистической базы исследования нами было выбрано именно оно, поскольку целью работы является показать общие тенденции законодательного оформления фармации, для чего будет достаточно и имеющихся в нём данных.

Актуальность изучения проблемы правового регулирования фармации обусловлена тем, что, несмотря на высокий научный интерес к истории медицины, как одному из передовых направлений междисциплинарных исследований, существует крайне ограниченное количество работ по рассматриваемому вопросу, в основном представленные общими лекционными курсами для студентов-медиков[4].

Такое положение вещей может быть обусловлено преобладанием научного интереса у профессиональных медиков и историков, занимающихся исследованиями в области истории медицины в России, к процессам открытия и развития медицинских практик или к биографиям выдающихся медиков прошлого, в то время как интерес к изучению истории отдельных областей медицины развит довольно слабо.

Объектом настоящего исследования выступает процесс законодательного регулирования фармации в конце XVII – начале XIX вв. Предметом изучения является широкий круг нормативно правовых актов, представленных в Полном собрании законов Российской Империи.

Целью исследования является рассмотрение правового регулирования сферы фармации в конце XVII – начале XIX веков, применяя методы исторической эвристики и общей статистики.

Для выполнения поставленной цели в качестве задач работы было поставлено:

· Выявление нормативно-правовых актов, относящихся к правому регулированию фармации, из общего массива законодательных актов конца XVII – начала XIX вв.;

· Структурирование и классифицирование таковых актов в зависимости от их содержания;

· Выявление аспектов регулирования;

· Приведение полученных данных анализа в форму статистических данных.

Отсутствие внимания исследователей к теме развития фармации в России актуализирует проблему уточнения времени становления данного медицинского направления. Приведём ряд мнений исследователей.

Декан медицинского факультета Московского университета, лейб-медик и один из первых исследователей истории лечебного дела в России В.М. Рихтер полагал, что становление фармации в России необходимо относить к открытию первой аптеки в Москве, созданной по приказу Ивана Грозного в 1581 году[6]. Однако, Н.Я. Новомбергский высказал мнение, что становление «зельеварения» и «лекарского дела» произошло значительно раньше и берёт своё начало от «знахарей» и «травников». В его представлении, их присутствие в русском средневековом обществе можно посчитать как более ранний элемент систематического развития фармацевтической отрасли в России[9]. Однако, уже на рубеже XVII-XVIII веков отрицалась целесообразность существования «зельеварения» и «зелейных лавок», свидетельством чему является издание указа Петром I от 27 октября 1701 г[1]. В данном указе предписывалось ликвидировать «зелейные лавки», относительно которых было сказано: «Зеленому ряду, что в Китае-городе, такоже и по улицам, где есть в Китае и в Белом городе что-нибудь лавки, в которых торгуются и продаются товары, всякие зелья и масти будто за лекарства, и тем лавкам не быть, никакими зельями и травами, и мастьями, и лекарствами никому в тех местах мимо аптек не торговать и не продавать, и тот зелейный ряд по улицам и перекресткам лавки очистить и продавцам тем товаром выехать вон из Ратуши»[31]. 27 ноября 1701 года императором была выдана грамота на право открытия первой общественной аптеки в Москве, в феврале 1714 года «по именному его же императорского величества словесному указу» был основан огород на Аптекарском острове, который в течение двух десятков лет обеспечивал казенные аптеки лекарственными растениями[26].

Поэтому, принимая во внимание существующие в историографии мнения и исходя из собственного ознакомления с источниками[10], мы в большей мере склонны опираться доводы и материалы, приведённые Н.Н. Коротеевой[7]. Согласно её концепции, становление фармации в России относится ко второй половине XVI – первой половине XVII вв., что во многом было связано с привозом зарубежных лекарственных средств и материалов прежде всего для царского двора. По мнению Р.Г. Скрынникова[30], в указанный период происходил процесс институциализации аптекарского дела, проявившийся в учреждении Аптекарского приказа, являвшегося сначала придворным институтом, обслуживающим царскую семью, а также близкий к ней круг знати, затем воспринявший функции центрального, приравненного к коллегиям, государственного учреждения, ведающего всем военно-медицинским делом в стране. Зарождение фармации в России из придворной аптеки также объясняет традицию сильного государственного контроля аптекарского дела и производства лекарственных средств, проявившуюся в законодательных актах[3].

Несмотря на то, что Аптекарский приказ был учреждён в 1632 г.[2], нормативно правовые акты, относящиеся к раннему этапу деятельности органа, не сохранились, а потому в Полном собрании законов юридическое оформление аптекарского дела начинается с реформ Петра I, который системно подошёл к правовому обрамлению фармации как отдельного направления медицины[1].

Первым нормативно-правовым актом, относящимся к сфере фармации и отразившийся в Полном собрании законов, является Именной указ «О таможенном осмотре припасов, привозимых для Аптекарского приказа», датируемый 1693 годом[18], который гласит записывать в книги и ставить печати на все ввозимые лекарственные средства, алкогольную продукцию и лекарственные материалы с целью контроля оборота. От данного нормативно-правового акта отчитывалось дальнейшее развитие формации в области юридического оформления и интенсивности законотворческой деятельности монархов.

Полное собрание законов за период с 1649 по 1825 гг. включает 137 нормативно-правовых актов, регулирующих сферу фармации. Распределение по периодам царствования российских правителей складывается следующим образом (см. диаграмму 1)

Диаграмма 1. – Количественное распределение нормативно-правовых актов в сфере фармации по периодам царствования российских правителей с конца XVII до первой четверти XIX веков.

Из диаграммы выше можно сделать вывод об активности нормотворчества российских правителей по данному направлению. Так, наиболее число нормативных актов было издано при Александре I, что является общим отражением законотворческой активности императора[5]. Закономерна низкая нормотворческая активность Екатерина I и Петра III в силу краткосрочности их правлений. Примечательной является активность Екатерины II в стремлении регламентировать фармацию, что, как нам кажется, является естественной составляющей общего скачка развития медицины в правление просвещённой монархини[11]. Однако общий тренд был задан Петром I.

Количественный анализ дает только общее представление о законотворческой активности правителей в сфере фармации. Обратимся к рассмотрению предметов регулирования (см. таблицу 1).

Александр I

Анна Иоанновна

Екатерина I

Екатерина II

Елизавета Петровна

Павел I

Пётр I

Пётр III

Закупка материалов

0

0

0

0

0

1

0

1

0

2

Кадры

0

20

6

0

4

6

1

5

1

43

Контроль за оборотом лекарственных средств и материалов

0

6

4

0

6

3

2

2

0

23

Обновление аптек

0

1

1

0

0

0

0

0

0

2

Обновление военных аптек

0

4

1

0

0

0

0

0

0

5

Отпуск лекарств

0

7

0

0

4

0

0

3

0

14

Процедура прохождения таможни

0

0

2

0

0

0

1

1

0

4

Регулирование полномочий

0

4

1

0

2

0

1

1

0

9

Регулирование таксы на лекарства

0

3

0

0

3

0

0

0

0

6

Содержание аптек

0

4

0

0

3

5

2

0

0

14

Содержание военных аптек

0

1

0

0

1

1

2

0

0

5

Учреждение аптек

0

2

2

1

6

0

1

5

0

17

Учреждение военных аптек

0

0

1

0

0

0

0

1

0

2

Функционирование военных аптек

0

0

0

0

0

0

0

1

0

1

Всего

26

52

18

1

29

16

10

20

1

147

Таблица 1. – Распределение предметов регулирования нормативно-правовых актов по периодам царствования российских правителей.

На основании сводной таблицы, можно констатировать, что чаще всего законодатели в области фармации стремились урегулировать сферу кадров: подготовка, содержание, карьерные возможности. Так, 43 из 147 (в ряде нормативно правовых актах (НПА) выделено несколько предметов регулирования) относятся к предмету ведения кадровой политики. Вопросами кадров в количественном отношении больше всего занимался Александр I (20 НПА). Нормативно правовые акты, регулирующие данную область, составляют 40% всех изданных при данном правителе законов, регулирующих фармацевтическую отрасль. Следующим важнейшим направлением является контроль за оборотом лекарственных средств и материалов, это направление регулировали за указанный период 23 НПА.

Примечательно, что ряд из рассматриваемых документов являются дублирующими или подтверждающими. Так, к примеру, из списка можно выделить 3 НПА, регулирующих продажу ядовитых веществ, в частности мышьяк. В 1731 году при Анне Иоанновне выходит Именной указ «О непродаже и недержании в лавках мышьяку, кроме аптек»[21], вслед за ним в 1733 года появляется Именной указ «О запрещении продавать в рядах, в лавках и на торжках мышьяк и всякие ядовитые материалы и о наказании, кто в таковой непозволительной продаже окажется виновным»[23]. Указ 1733 года является дополнением и расширением указа 1733 года: расширяется перечень ядовитых веществ, а также таможня как место продажи ядовитых веществ заменяется на Ратушу, отменяются письма и записки как основа для продажи мышьяка. Следующий похожий НПА издается в 1758 году при Елизавете Петровне «О продаже ядовитых материалов из одних Аптек и Ратуш, о взыскании штрафа с виновных в незаконной оных продаже, и о награждении доносителей»[12]. По сути дела, последний НПА являются подтверждающим указ 1733 года и ужесточающим санкции за продажу. По всей видимости, указ 1733 года не исполнялся в должной мере, так как предусматривал довольно мягкое наказание при фатальных последствия продажи ядовитых веществ[33]. Помимо ограничения продажи ядов в рассмотренном перечне НПА были и другие дублирующие НПА. Так, к примеру, Именной указ от 1783 года «О составлении лекарств во всей точности по присылаемым в Аптеки рецептам Докторов и Лекарей»[13] по содержанию и духу с Именным указом от 1795 «О подтверждении врачам, имеющим практику, дабы рецепты писали со всевозможною тщательностью, явственно и вразумительно, а аптекарям, дабы в приготовлении лекарств соблюдали точность прописанного в рецептах и при отпуске сообразовались с таксою»[14]. Однако в данном случае указ уже носит подтверждающий характер, таким образом, он продлевает действие НПА и ещё раз заостряет внимание на проблеме.

В Полном собрании законов Российской Империи по направлению фармации четко можно провести грань между военными и гражданскими. Помимо этого, с петровского периода появляются вольные и государственные гражданские аптеки, что четко отражается в НПА.

Большое внимание законодатели обращали и на таможенное оформление, ввозимых лекарственных препаратов и материалов. Один из них ранее рассмотренный Именной Указ «О таможенном осмотре припасов, привозимых для Аптекарского приказа»[19] 1693 года, который вводит досмотр для ввозимых припасов, однако уже в 1732 году Именным указом Анны Иоанновны эта норма перестает действовать, вводится Указ «О пропуске без досмотра аптекарских припасов, привозимых из-за моря в Московскую и Астраханскую аптеки, с приложением печати и взятием об оных реестров и о досмотре оных на масть привоза»[22]. По всей видимости это вызвало ряд проблем, связанных с качеством поставляемых припасов, в связи с чем через 2 года появляется Высочайшая резолюция от 1734 года «Об осматривании от Портовой Таможни привозимых из-за моря в казенные аптеки аптекарских материалов и припасов при тех аптеках, о невзимании с оных пошлин и о внесении сего в Таможенный Устав»[24]. Эта норма действовала вплоть до 1797 года, когда Павлом I был издан Именной Указ «О привозе аптекарских материалов»[15]. Впоследствии до конца правления Александра I правила ввоза лекарственных средств и материалов в Россию не менялись.

Говоря о формах нормативно-правовых актов, издаваемыми правителями за рассматриваемый период, можно констатировать, что для сферы фармации таковых насчитывается 20 (см. таблица 2.)

Александр I

Анна Иоанновна

Екатерина I

Екатерина II

Елизавета Петровна

Павел I

Пётр I

Пётр III

Всего

Высочайшая резолюция

0

2

0

2

1

0

2

0

7

Высочайше утвержденная записка

1

0

0

0

0

0

0

0

1

Высочайше утвержденное мнение

4

1

0

0

0

0

0

0

5

Высочайше утвержденное положение

4

0

0

0

0

0

0

0

4

Высочайше утвержденные Регулы

0

0

0

0

1

0

0

0

1

Высочайше утвержденный доклад

12

1

0

1

0

2

1

1

18

Высочайше утвержденный устав

1

0

0

0

0

0

0

0

1

Жалованная грамота

0

0

0

0

0

0

1

0

1

Именной указ

17

7

0

9

0

3

8

0

44

Инструкция

0

0

0

2

0

0

0

0

2

Морской устав

0

0

0

0

0

0

1

0

1

Положение Комитета министров

3

0

0

0

0

0

0

0

3

Регламент Духовной коллегии

0

0

0

0

0

0

1

0

1

Резолюция кабинет-министров

0

3

0

0

0

0

0

0

3

Сенатский указ

7

2

1

9

14

2

2

0

37

Указ военной коллегии

2

0

0

0

0

0

0

0

2

Указ Военной коллегии

0

0

0

1

0

0

0

0

1

Указ медицинской коллегии

0

0

0

1

0

2

0

0

3

Устав Аптекарский

0

0

0

1

0

0

0

0

1

Устав Воинский

0

0

0

0

0

0

1

0

1

Всего

51

16

1

26

16

9

17

1

137

Таблица 2. – Распределение форм нормативно-правовых актов по периодам царствования российских правителей.

Наиболее популярными формами регулирования фармации за рассматриваемый период являлись именные указы (44) и сенатские указы (37), высочайше утвержденный доклад (18). На эти 3 формы приходится 72% всех нормативно-правовых актов в сфере фармации со второй половины XVII по первую четверть XIX веков. Обоснование такого распределения довольно простое. Наиболее часто используемая форма НПА за рассматриваемый период – именной указ, то есть указ, исходящий от государя императора и лично им подписываемый. Сенатские указы со времен Петра I, его создавшего, являлись одной из ключевых форм принятия законов. Высочайше утвержденный доклад – форма, появившаяся с созданием комитета министров при Александре I, через который проходила основная масса нормативно-правовых актов.

Одним из важнейших НПА в фармацевтической отрасли являлась и является по сей день Государственная Фармакопея – свод обязательных правил, которыми руководствуются при изготовлении, проверке, хранении и прописке больным лекарственных препаратов. До второй половины XVIII века врачи и аптекари Российской империи руководствовались правилами различных европейских стран в виду отсутствия отечественного законодательного аналога. По мере накопления знаний и опыта у врачей и фармацевтов все острее вставал вопрос о создании Российской фармакопеи. По указу Екатерины II в 1763 году вместо Медицинской канцелярии была учреждена Медицинская коллегия, главной задачей которой стало создание отечественной фармакопеи. Таким образом в 1765 г. учреждением была выпущена «Военная фармакопея», и лишь в 1802 г. – общая «Фармакопея Российская»[8].

Среди форм НПА отдельно можно выделить Устав Аптекарский 1789 года, созданный по приказу Екатерины II под руководством И. Ф. фон Фитингофа «Оценка лекарствам, при том: Устав аптекарский. Устав повивальным бабкам. Устав о должной плате медицинским чинам» [16].

По своей сути данный Устав представляет собой кодификацию всех ранее выпускавшихся законов, регулирующих деятельность аптек. Так, Устав чётко регламентировал должность аптекаря и персональный состав аптек, деятельность полиции аптек и аптекарскую таксу. Примечательно, что в Полном собрании законов вплоть до 1825 года не встречаются НПА, вносящие поправки в данный Устав[27].

Отдельно необходимо отметить НПА, носящие казуистический характер, но изданные на высшем уровне. К примеру, сенатский указ от 1733 года «О непрепятсвовании ученикам Московского гошпиталя собирать травы и коренья и ловить пиявиц в Московской губернии»[25]. По всей видимости, масштаб «препятствований» собирать ученикам вышеперечиленное достиг уровня, когда Сенату стало необходимо его урегулировать. Подобным является именной указ 1809 года «О запрещении Аптекарским ученикам и работницам собирать растения по крепостным веркам»[21]. По всей вероятности, ученики своими действиями наносили значительный вред крепостным веркам путём вытаптывания полей и массового сбора растений.

Важнейшей составляющей правового регулирования аптекарского дела во второй половине XVII – первой четверти XIX века являлась военная составляющая. Так 37 из 137 приведенных НПА были направлены на регулирование военных аптек. Среди прочих НПА встретились указы, регулирующие приобретение лекарств в военных аптеках военнослужащими. К примеру, указ военной коллегии 1807 года «О нетребовании из казенных аптек, безденежно, по рецептам для Штаб и Обер-Офицеров виннаго спирта, машкатных орехов и душистых масл»[17]. Множественные изменения военные аптеки претерпевают в связи с Наполеоновскими войнами. Так, с 1810 по 1812 годы менются правила укомплектования полков аптеками, издается указ, меняющий образцы аптечных полковых ящиков, лазаретных вещей, издаются положения о снабжении Большой действующей Армии лекарствами на время войны, которое впоследствии сохранит свою юридическую силу, вводятся должности полевых аптекарей в военное время, вводятся правила устройства и управления аптекарскими магазинами в военное время. Всё это говорит о мобилизации аптекарского дела в России, инициированным Императором, для трансформации российской армии в сфере медицины и фармации в соответствии с передовыми практиками.

Исходя из приведённых в исследовании данных, можно заключить, что фармация являлась важной составляющей законотворческой деятельности в области правового регулирования здравоохранения. Также стоит отметить наличие в законодательстве рассматриваемого периода лонгитюдной тенденции восприятия государством на себя функции социальной защиты населения и вывода как фармации, так и профессиональной медицины в целом из узкой придворной среды в общественную. Направления регулирования в рамках фармации за рассматриваемый период охватывают широкий спектр: от военных аптек до определения поведения аптекарских учеников. Становление фармации в России во многом развивалось, как показывают правовые источники, благодаря императивным нормам верховной власти.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

на статью
Развитие российского законодательства в сфере фармации в конце XVII — начале XIX вв.

Название соответствует содержанию материалов статьи.
В названии статьи просматривается научная проблема, на решение которой направлено исследование автора.
Рецензируемая статья представляет научный интерес. Автор разъяснил выбор темы исследования и обосновал её актуальность.
В статье сформулирована цель исследования (в тексте: «Целью исследования является рассмотрение правового регулирования сферы фармации в конце XVII – начале XIX веков»), указаны объект и предмет исследования, методы, использованные автором.
Автор представил результатов анализа историографии проблемы и обозначил новизну предпринятого исследования.
При изложении материала автор продемонстрировал результаты анализа историографии проблемы в виде ссылок на актуальные труды по теме исследования и апелляции к оппонентам.
Автор разъяснил выбор и охарактеризовал круг источников, привлеченных им для раскрытия темы.
Автор разъяснил и обосновал выбор хронологических и географических рамок исследования.
На взгляд рецензента, автор грамотно использовал источники, выдержал научный стиль изложения, грамотно использовал методы научного познания, соблюдал принципы логичности, систематичности и последовательности изложения материала.
Во введении статьи автор указал на причину выбора темы исследования, обосновал её актуальность, сообщил результаты анализа историографии проблемы.
В основной части статьи автор пояснил, почему поддерживает мнение Н.Н. Коротеевой о том, что «становление фармации в России относится ко второй половине XVI – первой половине XVII вв.», что это «во многом было связано с привозом зарубежных лекарственных средств и материалов прежде всего для царского двора» т.д. Автор сообщил, что «в Полном собрании законов юридическое оформление аптекарского дела начинается с реформ Петра I» т.д., и что «первым нормативно-правовым актом, относящимся к сфере фармации и отразившийся в Полном собрании законов, является Именной указ «О таможенном осмотре припасов, привозимых для Аптекарского приказа», датируемый 1693 годом» т.д. Автор представил читателю диаграмму «Количественное распределение нормативно-правовых актов в сфере фармации по периодам царствования российских правителей с конца XVII до первой четверти XIX веков» и таблицу «Распределение предметов регулирования нормативно-правовых актов по периодам царствования российских правителей», сделав на их основе выводы «об активности нормотворчества российских правителей по данному направлению» т.д., и о том, что «чаще всего законодатели в области фармации стремились урегулировать сферу кадров: подготовка, содержание, карьерные возможности» т.д. Автор обратил внимание, что «ряд из рассматриваемых документов являются дублирующими или подтверждающими» т.д. Автор обосновал данную мысль, используя иллюстративный метод.
Следующие сюжеты автор посвятил «таможенному оформлению ввозимых лекарственных препаратов и материалов», а затем представил читателю таблицу «Распределение форм нормативно-правовых актов по периодам царствования российских правителей», придя к выводу о том, что «наиболее популярными формами регулирования фармации за рассматриваемый период являлись именные указы (44) и сенатские указы (37), высочайше утвержденный доклад (18)» т.д. Автор сообщил, что «одним из важнейших НПА в фармацевтической отрасли являлась и является по сей день Государственная Фармакопея – свод обязательных правил, которыми руководствуются при изготовлении, проверке, хранении и прописке больным лекарственных препаратов» т.д., указал на значение Устава Аптекарского от 1789 года и т.д.
В завершение основной части статьи автор раскрыл мысль о том, что «важнейшей составляющей правового регулирования аптекарского дела во второй половине XVII – первой четверти XIX века являлась военная» т.д.
В статье встречаются незначительные описки, как-то: «На основании сводной таблицы, можно констатировать», «в виду отсутствия» и т.д., неудачные выражения, как-то: «становление фармации в России во многом развивалось», «Важнейшей составляющей правового регулирования аптекарского дела во второй половине XVII – первой четверти XIX века являлась военная составляющая».
Выводы автора носят краткий обобщающий характер, обоснованы, сформулированы ясно.
Выводы позволяют оценить научные достижения автора в рамках проведенного им исследования.
В заключительных абзацах статьи автор констатировал, что «фармация являлась важной составляющей законотворческой деятельности в области правового регулирования здравоохранения», что заметил «наличие в законодательстве рассматриваемого периода лонгитюдной тенденции восприятия государством на себя функции социальной защиты населения и вывода как фармации, так и профессиональной медицины в целом из узкой придворной среды в общественную». Автор сообщил, что «направления регулирования в рамках фармации за рассматриваемый период охватывают широкий спектр: от военных аптек до определения поведения аптекарских учеников», и резюмировал, что «становление фармации в России во многом» происходило «благодаря императивным нормам верховной власти».
На взгляд рецензента, потенциальная цель исследования автором достигнута.
Публикация может вызвать интерес у аудитории журнала.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.