Статья 'Правовое регулирование государственной финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, как субъектов малого и среднего предпринимательства, на зерновом рынке Российской Федерации' - журнал 'Юридические исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Юридические исследования
Правильная ссылка на статью:

Правовое регулирование государственной финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, как субъектов малого и среднего предпринимательства, на зерновом рынке Российской Федерации

Бердникова Анна Александровна

ORCID: 0000-0003-2812-7030

Ассистент/аспирант Департамента правового регулирования экономической деятельности Юридического факультета ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

125167, Россия, г. Москва, ул. Ленинградский Проспект, 49

Berdnikova Anna Aleksandrovna

Assistant/Postgraduate Student of the Department of Legal Regulation of Economic Activities, Faculty of Law, Financial University under the Government of the Russian Federation

125167, Russia, Moscow, Leningradsky Prospekt street, 49

anna_berdnikova1@mail.ru

DOI:

10.25136/2409-7136.2022.11.39199

EDN:

VRJOSB

Дата направления статьи в редакцию:

18-11-2022


Дата публикации:

08-12-2022


Аннотация: Автор подробно рассматривает такие аспекты, как меры и программы государственной финансовой поддержки, оказываемые сельскохозяйственным товаропроизводителям, как субъектам малого и среднего предпринимательства, на зерновом рынке Российской Федерации, и вносит предложения по их оптимизации. На сегодняшний день финансирование субъектов малого и среднего предпринимательства в России пока развивается при значительной государственной поддержке. Сельское хозяйство, в силу своих особенностей, подвержено усиленному государственному регулированию. В результате исследования отмечается, что на сегодняшний день действительно существует множество стимулирующих и компенсирующих мер государственной финансовой поддержки. Однако, существует и ряд проблем при реализации данного механизма. В результате исследования предлагаются меры по совершенствованию механизма финансовой поддержки и повышению доступности финансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей, в частности в регионах и отдаленных местностях. В выводах представлены предложения по совершенствованию мер государственной поддержки в целях повышения доступности финансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей, в частности в регионах и отдаленных местностях страны. Теоретическая и/или практическая значимость определяется в обобщении, выводах и предложениях, которые могут быть использованы для последующих работ по направлению с целью совершенствования этого института, а также в нормотворчестве законодательными органами государственной власти Российской Федерации. Новизна работы заключается в предложении проведения диагностического исследования состояния финансирования сельского хозяйства, в частности зерновых рынков, с целью возможной имплементации некоторых успешно-реализуемых программ финансирования.


Ключевые слова:

государственная финансовая поддержка, доступность финансирования, зерновой рынок, зерно, сельскохозяйственные товаропроизводители, субсидии, уровень доходности, малое среднее предпринимательство, предпринимательская деятельность, государственные интервенции

Данная статья написана в рамках моего диссертационного исследования и в рамках выполнения НИР по теме: «ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ДОСТУПА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА К ФИНАНСОВЫМ РЕСУРСАМ», под руководством к.ю.н., доцента, заместителя декана Юридического факультета по научной работе, Демченко М.В.

Abstract: Author studies the measures and programs of state financial support provided to agricultural producers, as small and medium-sized businesses, in the grain market of the Russian Federation, and make proposals for its optimization. During the study were used methods of analysis, synthesis, generalization and formal legal thinking. As result of the research author concludes that financing of small and medium-sized businesses in Russia is still developing with significant state support. Agriculture, due to its characteristics, is subject to increased state regulation. As a result of the study, it is noted that today there are indeed many stimulating and compensatory measures of state financial support. However, there are a few problems in the implementation of this mechanism. As a result of the study, measures are proposed to improve the mechanism of financial support and increase the availability of financing for agricultural producers, in particular regions and remote areas. The theoretical and / or practical significance is determined in the generalization, conclusions and proposals that can be used for subsequent work in the direction in order to improve this institution, as well as in rulemaking by the legislative bodies of the government of the Russian Federation. The novelty of the work lies in the proposal to conduct a diagnostic study of the state of financing of agriculture, in particular grain markets, with a view to the possible implementation of some successfully implemented financing programs. As conclusion, author presented proposals for improving state support measures to increase the availability of financing for agricultural producers, in particular the regions and remote areas of the country.


Keywords:

state financial support, availability of financing, grain market, grain, agricultural producers, subsidies, profitability level, small, medium-sized businesses, entrepreneurial activity, government interventions

Введение

В современных реалиях, при динамичном развитии мировой и национальной экономики требуются новые эффективные подходы к расширению участия субъектов малого агробизнеса в обеспечении населения отечественной продукцией. Для обеспечения устойчивого развития национальной экономики страны требуется активное развитие сектора малого и среднего бизнеса, а также поддержание высокого уровня конкуренции. Несомненно, особо важную роль в перспективно-развивающихся странах играют именно малые и средние предприятия. Такое развитие обусловлено повышением объемов производства товаров и услуг, применением различных инновационных решений в работе, а также удовлетворением спроса населения в более мелких отраслях, где большой бизнес может оказаться малоэффективным [1, с. 268].

На сегодняшний день одной из основных крупных подотраслей сельского хозяйства Российской Федерации является агропромышленный комплекс, основу которого составляет производство зерна. От успешного развития данного комплекса зависит продовольственная безопасность всей страны, а также обеспеченность продуктами питания населения и, соответственно, его уровень жизни. Основными задачами, по-прежнему, остаются повышение производства зерна и конкурентоспособности. В связи с этим, для стимулирования производства зерна и обеспечения доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей применяются различные меры государственной поддержки, в том числе финансовые. Основным инвестором роста сельской экономики по-прежнему является государство. Как правило, мелкие фермы более производительны на гектар, чем гораздо более крупные хозяйства. Фермерские хозяйства наиболее заинтересованы в защите плодородия своих почв и долгосрочной продуктивности своих земель. Они также с большей вероятностью, чем более крупные фермы, выращивают самые различные культуры, способствуя агробиоразнообразию.

Таким образом, отмечается высокая значимость деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, как субъектов малого и среднего предпринимательства. В виду этого для развития зернового комплекса страны и благосостояния сельхозтоваропроизводителей, необходимо обеспечить равный доступ к финансовым ресурсам в форме государственной финансовой поддержки, которая является важной частью комплексного подхода к сельскому хозяйству.

Меры государственной финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей

Ввиду высокой значимости развития отечественного зернового комплекса была сформирована Стратегия развития зернового комплекса страны на срок до 2035 года. Таким образом, Стратегия лежит в основе создания программ на государственном уровне Российской Федерации, ее субъектов и иных документов стратегического планирования, которые содержат мероприятия по развитию зернового комплекса[1].

Особое внимание уделяется развитию финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, как субъектов малого и среднего предпринимательства. В Стратегии также отмечается значимость финансирования малых форм хозяйствования на селе. Субъекты имеют правовые возможности получения субсидий, целенаправленных на компенсацию затрат, которые связаны с началом и последующим развитием сельскохозяйственной деятельности, получения займов и кредитов, а также оформления объектов недвижимого имущества в собственность.

Таким образом, государственные и негосударственные органы оказывают все необходимые услуги по поддержанию сельскохозяйственных товаропроизводителей. Подобные меры поддержки оказываются на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном.

В связи с высокой значимостью развития отечественного малого и среднего предпринимательства сформированы организационно-правовые основы государственной финансовой поддержки таких субъектов. Также в условиях новой санкционной политики были обозначены приоритетные направления государственной поддержки субъектов [2, с. 30], в том числе и сельскохозяйственных товаропроизводителей[2].

В соответствии с Федеральным законом № 193-ФЗ от 08.12.1995 «О сельскохозяйственной кооперации»[3] к сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся физические или юридические лица, производящие сельскохозяйственную продукцию, которая составляет в стоимостном выражении более 50% от общего объема производимой продукции. Таким образом, сельскохозяйственные товаропроизводители могут вести предпринимательскую деятельность в форме производственных кооперативов, экономических или хозяйственных товариществ и обществ, а также в форме государственных и муниципальных унитарных сельскохозяйственных предприятий.

В соответствии с Федеральным законом №209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[4], сельскохозяйственным товаропроизводителям, как субъектам малого и среднего предпринимательства, предоставляется государственная финансовая поддержка в виде бюджетных инвестиции, субсидий, а также государственных и муниципальных гарантии по их обязательствам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Вдобавок в статье 6 Федерального закона № 264-ФЗ от 29.12.2006 «О развитии сельского хозяйства»[5] содержатся некоторые меры государственной финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. К ним относятся: предоставление бюджетных средств, применение особых налоговых режимов, проведение государственных закупочных и товарных интервенций [3, с. 38] и другие. Все данные меры направлены на поддержание уровня доходности отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей [4, с. 10].

На сегодняшний день особое значение имеет Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее – Государственная программа)[6]. Данная госпрограмма выделяет главные цели, задачи, а также наиважнейшие направления развития сельского хозяйства и законодательное регулирование агропродовольственного рынка страны. Программа также содержит механизмы выполнения мероприятий по финансовой обеспеченности субъектов сельскохозяйственной деятельности и показатели их результативности. Срок реализации программы был пролонгирован до 2025 года.

В основу реализации вышеуказанной программы входят Стратегия развития зернового комплекса, Доктрина продовольственной безопасности от 2020 года[7] и другие.

В ходе реализации Государственной программы в 2020 году были достигнуты существенные результаты. Так, по оценке Министерства сельского хозяйства Российской Федерации было достигнуто предельное значение уровня самообеспечения страны в отношении зерна, которое предусмотрено Доктриной продовольственной безопасности страны. Таким образом, темпы роста производства продукции агропромышленного комплекса были выше, чем в других отраслях экономики[8].

Основными направлениями Государственной программы являются развитие субъектов малого предпринимательства в агропромышленном комплексе, повышение численности занятых, рост инвестиций, приумножение доходности производителей, значительное увеличение финансовой поддержки.

Так, программой предусмотрено финансирование на 2021 год — 291,2 млрд рублей, на 2022 год — 327,3 млрд рублей, на 2023 год — 328,9 млрд рублей из средств федерального бюджета.

Сообразно программе субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям на финансовое обеспечение или же компенсирование части расходов на выполнение агротехнических работ, на развитие собственного производства и переработку, на поддержку семеноводства и покупку семян.

Также, в программе отмечается необходимость предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации, которые обладают низким уровнем социально-экономического развития. К таким субъектам относятся Республика Адыгея, Республика Карелия, Алтайский край и другие.

Несомненно, развитие малых форм сельскохозяйственного производства как важной отрасли экономики является необходимым условием успешного экономического и социального развития регионов и страны в целом [5, с. 4].

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [9] Министерство экономического развития Российской Федерации разработало паспорт национального проекта[10] «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». В структуру паспорта входят такие федеральные проекты, как - Поддержка самозанятых, Создание системы поддержки фермеров и развития сельской кооперации, Предакселерация, Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства и Цифровая платформа субъектов малого и среднего предпринимательства.

Главные мероприятия федерального проекта по поддержке самозанятых сосредоточены на создании благоприятных условий для развития их деятельности в виде предоставления микрозаймов по льготной ставке, обеспечения доступа к финансовой поддержке, возмещения по арендным выплатам за эксплуатацию частными помещениями.

Федеральный проект Предакселерация («Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса») был создан в помощь начинающим предпринимателям, в том числе и сельскохозяйственным товаропроизводителям. Проект включает в себя особые мероприятия для категории физических лиц, которые хотят начать предпринимательскую деятельность и для тех, кто уже является зарегистрированным или действующим предпринимателем менее одного года. Помощь выражается в оказании:

- всесторонней финансовой и гарантийной поддержки;

- возможности делать платежи с комиссией до 1% с использованием системы быстрых платежей (в сфере торговли и оказания услуг с комиссией);

- финансовой поддержки социальным предпринимателям в виде грантов, которые включены в реестр.

Федеральный проект «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» включает в себя финансовые и налоговые инструменты поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе и сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также инфраструктуру для комфортной работы и развития субъектов, доступ к закупкам крупнейших заказчиков. Таким образом, проект предлагает комплекс мер по оказанию поддержки:

- кредитования по льготной ставке;

- выпуска облигаций;

- льготного доступа к заемным средствам государственных микрофинансовых организаций;

- расширения доступа к финансированию с помощью краудинвестинговых и факторинговых платформ;

- предоставления поручительства (гарантии) региональными гарантийными организациями;

- льготной лизинговой поддержки посредством субсидирования лизинговыми организациями авансовых платежей;

- переходного налогового режима для плавного изменения налоговой нагрузки на развивающееся малое и среднее предпринимательство;

- в форме грантов в сфере инновационного предпринимательства с целью создания и (или) расширения производства инновационной продукции;

- комплексной (в том числе финансовой) поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе при поддержке центров компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации.

Помимо обозначенных видов государственной финансовой поддержки, развиваются и иные межбюджетные трансферты субъектам Российской Федерации на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей и создание сельской кооперации, которые выражаются в грантовой поддержке. Грантовая мера государственной поддержки является региональной и предназначена для субъектов малого и среднего предпринимательства на любых уровнях их развития. Наиболее популярные и нуждающиеся сферы данной поддержки являются такие направления, как сельское хозяйство, фермерство, туризм.

Так, к примеру, для аграриев были разработаны гранты «Агростартап», «Агропрогресс» и иные гранты, направленные на развитие семейной фермы и сельского туризма. Полученные средства государственной поддержки могут направляться на развитие производственной базы, хранение, переработку и реализацию продукции, строительство новых производственных объектов и т.д.

Помимо этого, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации активно предоставляет различные меры государственной финансовой поддержки для сельскохозяйственных товаропроизводителей. В свою очередь, товаропроизводители продукции могут рассчитывать на краткосрочный или инвестиционный кредит по льготной процентной ставке. Также предоставляются субсидии на повышение продуктивности в различных сферах деятельности.

Для аграриев также предусмотрен специальный налоговый режим – Единый сельскохозяйственный налог, который также является стимулирующей льготой. Правоприменение данного налога регулируется главой 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, воплощающие деятельность в сфере сельского хозяйства и зарегистрированные в форме крестьянских (фермерских) хозяйств, вправе добровольно перейти на данную систему. Преимуществом служит то, что налогоплательщики освобождаются от обязанности уплачивать налог на прибыль и частично налог на имущество. Тем не менее, обязанность уплачивать единый налог с разницы доходов и расходов сохраняется. Также одним из условий пользования специальным налоговым режимом является ограничение получения доходов от иной деятельности. Таким образом, величина выручки от производства, переработки и продажи сельскохозяйственной продукции должна быть равна более 70% от общей суммы поступлений. В эту сумму также можно включить доходы от оказания услуг сельскохозяйственными производителям[11].

В 2022 году ставка Единого сельскохозяйственного налога, по общему правилу, является стандартной – в размере 6%. Но при этом с 2019 года субъектам страны предоставлены полномочия по ее изменению. Таким образом, диапазон ставки в субъектах может быть от 0 до 6%. Обычно размер ставки может зависеть от места осуществления деятельности, численности сотрудников, вида сельскохозяйственной продукции и размера доходов от ведения бизнеса.

Несмотря на активное создание различных видов программ, которые направлены на финансирование агропромышленного, в частности и зернового комплекса страны, остается и ряд проблем.

Так, для отечественного рынка зерна характерны высокие транзакционные издержки, которые, прежде всего, связаны с перевозками между регионами страны [6, с. 3].

К тому же большая часть мер государственной финансовой поддержки реализуются с целью поддержания операционной эффективности сельскохозяйственной отрасли. В свою очередь, данные меры должны быть больше направлены на стимулирование инвестиционной и инновационной активности сельскохозяйственных товаропроизводителей [7, с. 123].

Таким образом, наблюдается снижение инвестиций в сельское хозяйство, ослабление финансового обеспечения мер государственной поддержки развития сельского хозяйства, неудовлетворительный уровень рентабельности и высокая степень долговой нагрузки на сельскохозяйственных товаропроизводителей, высокий уровень износа основных средств в сельском хозяйстве, неполноценная обеспеченность предприятий агропромышленного комплекса сельскохозяйственной техникой и оборудованием, незначительные объемы сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с поддержкой государства, недостаточный уровень развития инфраструктуры агропродовольственного рынка.

Заключение

Подводя итог к вышесказанному, можно прийти к выводу о том, что модернизация отечественной экономики неразрывно связана с необходимостью роста количества субъектов малого и среднего предпринимательства, в частности сельскохозяйственных товаропроизводителей, и их вклада в развитие экономики страны. Несомненно, стоит отметить, что будущее отечественного малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации напрямую зависит от государственной политики поддержки развития предпринимательской деятельности, которая заключается в мерах государственной поддержки субъектов и защите их интересов. Таким образом, оказываемые меры государственной финансовой поддержки позволяют поддержать и повысить уровень доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также увеличить производство зерна.

Вопросы повышения доступности финансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей особенно актуальны в регионах и отдаленных местностях страны. Факторами, сдерживающими развитие фермерских хозяйств в регионах, является именно недоступность кредитных ресурсов [8, с. 84]. Можно предположить, что при наличии финансовой поддержки малые сельскохозяйственные товаропроизводители смогут быстро инвестировать и расширить свою предпринимательскую деятельность, в условиях падения спроса на сельскохозяйственную продукцию, вызванным снижением покупательной способности потребителей [9, с. 87]. Несомненно, государство извлекает выгоду из процветающих и производительных малых сельскохозяйственных предприятий, так как они создают новые рабочие места [10, с. 93], способствуют благосостоянию всего общества и созданию более стабильного общества.

Сельскохозяйственное финансирование и сельскохозяйственное страхование имеют стратегическое значение для повышения всеобщего благосостояния. Соответственно, необходимо увеличить финансовую устойчивость сельскохозяйственных товаропроизводителей путем разработки косвенных мер государственной поддержки. Следует работать точечно – предоставлять налоговые каникулы, налоговые льготы сельскохозяйственным товаропроизводителям, которые реализуют перспективные инвестиционные проекты для регионов, а также повышать спрос на продовольствие у населения с низкими доходами. Таким образом, необходимо стремиться увеличивать рост доходов фермеров и сельскохозяйственных малых и средних предприятий за счет коммерциализации и доступа к более совершенным технологиям, повышать устойчивость за счет климатически оптимизированного производства, диверсифицировать риски и доступ к финансовым инструментам, а также содействовать консолидации ферм, активов и производства (финансирование структурных изменений).

Для более эффективного развития сельскохозяйственной отрасли предлагается провести диагностические исследования состояния финансирования сельского хозяйства, в частности зерновых рынков, в странах-клиентах и разработать конкретные планы действий по реформированию государственной политики и правил, с целью создания благоприятных условий для мобилизации финансирования сельского хозяйства страны.

Проанализировав представленные меры государственной финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, как субъектов малого и среднего предпринимательства, следует подчеркнуть, что финансовая поддержка является одной из важнейших направлений программ поддержки от государства, в связи с наличием имеющихся затруднений доступа к финансовым услугам сельскохозяйственных предпринимателей.

[1] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.08.2019 N 1796-р «Об утверждении Долгосрочной стратегии развития зернового комплекса Российской Федерации до 2035 года». [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd.ru/document/560974985 (дата обращения: 20.07.2022).

[2] Поддержка бизнеса в условиях санкционных ограничений: льготы для IT, мораторий на проверки МСП и кредитные каникулы. [Электронный ресурс] URL: http://duma.gov.ru/news/53640/ (дата обращения: 28.07.2022). [3] Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" от 08.12.1995 N 193-ФЗ (последняя редакция) // «Собрание законодательства РФ». - 11.12.1995. - № 50. - ст. 4870. [4] Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ (последняя редакция) // Российская газета. – 31.07.2007. - № 164.

[5] Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" от 29.12.2006 N 264-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства РФ. - 01.01.2007. - № 1 (1 ч.).

[6] Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" // Собрание законодательства РФ. – 06.08.2012. - № 32 ст. 4549.

[7] Указ Президента РФ от 21 января 2020 г. N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. – 27.01.2020. - № 4 ст. 345.

[8] Постановление СФ ФС РФ от 14 апреля 2021 г. № 139-СФ «О ходе реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». [Электронный ресурс] URL: http://council.gov.ru/activity/documents/126085/ (дата обращения: 30.07.2022).

[9] Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. – 27.07.2020. - № 30 ст. 4884.

[10] Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/file/65c7e743dffadf1f3f3a8207e31a0d99/Passport_NP_MSP.pdf (дата обращения: 01.08.2022).

[11] Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) в 2022 году. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kontur.ru/extern/spravka/371-eshn (дата обращения: 05.08.2022).

Библиография
1. Козырев А.В. Меры по поддержке малого бизнеса в кризисных условиях: международный опыт и российская практика // Экономика, предпринимательство и право. 2021. Том 11. № 2. С. 267-284.
2. Ручкина, Г.Ф. Некоторые антикризисные финансовые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства / Г. Ф. Ручкина // Банковское право. 2022. № 3. С. 29-37.
3. Антонова Е.Г. Государственные интервенции как средство регулирования зернового рынка // Конкурентное право. 2020. № 1, С. 37-41.
4. Бердникова, А.А. Правовое обеспечение проведения государственных интервенций на зерновом рынке Российской Федерации (историко-правовой анализ) / А. А. Бердникова // Современный юрист. 2021. № 3(36). С. 8-18.
5. Латыпов Р.Т., Малейкина Г.П., Ручкин А.В. Эффективность поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в регионе // Вестник НГИЭИ. 2019. №9 (100). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-podderzhki-krestyanskih-fermerskih-hozyaystv-v-regione (дата обращения: 04.09.2022).
6. Кострова Ю.Б., Шибаршина О.Ю. Анализ и перспективы развития зернового рынка в РФ // АНИ: экономика и управление. 2018. №2 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-i-perspektivy-razvitiya-zernovogo-rynka-v-rf (дата обращения: 05.09.2022).
7. Грудкин А.А., Грудкина М.А. Региональные механизмы повышения финансовой устойчивости отрасли // Сборник Второго Московского академического экономического форума 2020 (МАЭФ 2020). Пленарная конференция. От роста к качеству роста в агропромышленном комплексе: как обеспечить переход? 2020. С. 121-124.
8. Латыпов Р.Т., Малейкина Г.П., Ручкин А.В. Грантовая поддержка реализации государственных программ и проектов по развитию крестьянских (фермерских) хозяйств: опыт региона и ключевые проблемы // АВУ. 2019. №8 (187). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grantovaya-podderzhka-realizatsii-gosudarstvennyh-programm-i-proektov-po-razvitiyu-krestyanskih-fermerskih-hozyaystv-opyt-regiona-i (дата обращения: 18.11.2022).
9. Alekseev A.A., Rushchitskaya O.A., Lavrov V.N., Yurchenko N.A. Improvement of state support for small agricultural business due to COVID-19 coronavirus pandemic // АВУ. 2020. №4 (195).
10. Воронин Б.А., Шарапова В.М., Воронина Я.В. Крестьянские (фермерские) хозяйства и их роль в современной аграрной экономике // АВУ. 2016. №4 (146). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/krestyanskie-fermerskie-hozyaystva-i-ih-rol-v-sovremennoy-agrarnoy-ekonomike (дата обращения: 18.11.2022).
References
1. Kozyrev A.V. Measures to support small business in crisis conditions: international experience and Russian practice // Economics, Entrepreneurship and Law. 2021. Volume 11. No. 2. S. 267-284.
2. Ruchkina, G.F. Some anti-crisis financial measures to support small and medium-sized businesses / G. F. Ruchkina // Banking law. 2022. No. 3. S. 29-37.
3. Antonova E.G. State interventions as a means of regulating the grain market // Competition Law. 2020. No. 1, pp. 37-41.
4. Berdnikova, A.A. Legal support of state interventions in the grain market of the Russian Federation (historical and legal analysis) / A. A. Berdnikova // Modern lawyer. 2021. No. 3(36). pp. 8-18.
5. Latypov R.T., Maleikina G.P., Ruchkin A.V. Efficiency of supporting peasant (farm) households in the region // Bulletin of NGIEI. 2019. No. 9 (100). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-podderzhki-krestyanskih-fermerskih-hozyaystv-v-regione (Date of access: 09/04/2022).
6. Kostrova Yu.B., Shibarshina O.Yu. Analysis and prospects for the development of the grain market in the Russian Federation // ANI: Economics and Management. 2018. No. 2 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-i-perspektivy-razvitiya-zernovogo-rynka-v-rf (date of access: 09/05/2022).
7. Grudkin A.A., Grudkina M.A. Regional mechanisms for improving the financial stability of the industry // Collection of the Second Moscow Academic Economic Forum 2020 (MAEF 2020). Plenary conference. From growth to growth quality in the agro-industrial complex: how to ensure the transition? 2020. S. 121-124.
8. Latypov R.T., Maleikina G.P., Ruchkin A.V. Grant support for the implementation of state programs and projects for the development of peasant (farm) households: regional experience and key problems // AVU. 2019. No. 8 (187). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grantovaya-podderzhka-realizatsii-gosudarstvennyh-programm-i-proektov-po-razvitiyu-krestyanskih-fermerskih-hozyaystv-opyt-regiona-i (date of access: 11/18/2022 ).
9. Alekseev A.A., Rushchitskaya O.A., Lavrov V.N., Yurchenko N.A. Improvement of state support for small agricultural business due to COVID-19 coronavirus pandemic // AVU. 2020. No. 4 (195).
10. Voronin B.A., Sharapova V.M., Voronina Ya.V. Peasant (farm) households and their role in the modern agrarian economy // AVU. 2016. No. 4 (146). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/krestyanskie-fermerskie-hozyaystva-i-ih-rol-v-sovremennoy-agrarnoy-ekonomike (Date of access: 11/18/2022).

Результаты процедуры рецензирования статьи

Рецензия скрыта по просьбе автора

Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.